ЯШИН АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ (1913–1968) Родился на Вологодчине в крестьянской семье. После окончания педагогического техникума был сельским учителем. В сборниках лирики («Совесть», 1961; «День творенья», 1968) — поэзия русского Севера, стремление переосмыслить свой жизненный путь в свете нравственного идеала. В рассказах и повестях («Рычаги», 1956; «Вологодская свадьба», 1962; «Баба Яга», опубликовано в 1985 г.; «В гостях у сына», опубликовано в 1987 г.) — осуждение духовного рабства, двоемыслия, правдивая картина жизни деревни. СОЛЖЕНИЦЫН АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ (1918–2008) Родился в Кисловодске. Отец его, подпоручик–артиллерист, вернувшийся с фронта германской войны, погиб от несчастного случая за полгода до рождения сына. В Ростове–на–Дону Солженицын окончил среднюю школу (1936), затем физмат Ростовского университета (1941). Одновременно учился, два года перед войной, на литературном факультете заочного отделения Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ). Во время Отечественной войны командовал батареей артиллерийской звуковой разведки, награжден орденами. В составе своей части — непрерывно на фронте до февраля 1945 г., когда, уже в Восточной Пруссии, арестован за критические высказывания о Сталине в переписке с другом. Осужден на 8 лет лагерей с последующей «вечной ссылкой». Часть срока провел в закрытом НИИ для заключенных («шарашка»), последние 4 года — в лагере особого режима в Казахстане. Ссылку отбывал в Джамбульской области, где работал в школе преподавателем математики, физики, астрономии. В последний год лагеря и в ссылке болел раком, излечился. В 1956 г., по общему снятию ссылки, переехал в сельскую местность Средней России, во Владимирскую область. В 1956–1957 учебном году преподавал в школе в поселке Торфопродукт. В начале 1957 г. реабилитирован. С 1957 по 1962 г. учительствовал в Рязани. В 1962 г. разрешен был к печати рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В последующие годы напечатали четыре его рассказа («Матренин двор» и др.), а все остальные произведения (роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус», пьесы, сценарии) были наглухо запрещены, но ходили в самиздате.

http://predanie.ru/book/132175-est-vsyud...

Справка: Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В 1941 году за несколько дней до начала войны окончил физико-математический факультет Ростовского университета. В октябре 1941-го был призван в действующую армию. Был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды. 9 февраля 1945 года арестован за непочтительные отзывы о Сталине в переписке со школьным другом Николаем Виткевичем. С 1945 по 1953 годы провел в лагерях, с 1953 по 1956-й – в ссылке. По возвращении работал учителем. Получил известность после публикации рассказов «Один день Ивана Денисовича» (1962), «Матренин двор» (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале «Новый мир»), издал за рубежом повести «В круге первом», «Раковый корпус» (1968). Лауреат Нобелевской премии (1970). Труд Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (1973; в СССР распространялся нелегально), «опыт художественного исследования» государственной репрессивной системы в СССР, получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в том числе на Западе. В десятитомном цикле «Красное колесо» (1971 – 1991) писатель предпринял попытку выяснить причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм), обосновать возможность альтернативного исторического развития России. В статьях «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Жить не по лжи» и других, в «Письме вождям Советского Союза» (все – 1973 год) Солженицын предрек крах социализма, вскрыл его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. В 1974 году Солженицын был выслан из СССР. Два года проживал в ФРГ, затем - в США. Вернулся в Россию в 1994-м. В новейшей публицистике – «Как нам обустроить Россию» (1990), «Русский вопрос» к концу XX века» (1994) – предложил программу переустройства России на основе традиционных христианских ценностей. В одном из интервью на вопрос, что помогало ему выжить и не сломаться, Александр Исаевич ответил: «Неизменная вера в Божью помощь и постоянная работа».

http://old.aquaviva.ru/news/2007-11-17/1...

Все это так потому, что «освобождение» Солженицына совершилось не в личном, интимном плане, а в плане, который иначе не назовешь, как национальным. Это триединый опыт – опыт войны, опыт за войной последовавшей тюрьмы и опыт возвращения из тюрьмы в жизнь. Поколение Солженицына не было, по возрасту, ранено ни революцией, ни даже кошмаром сталинских тридцатых годов. Его первым кризисом, первой нравственной встряской была война. Война принесла этому поколению опыт и страдания, и воодушевления, и дружбы, и патриотизма, и, наконец, свободной «рефлексии» на привычный, в плоть и кровь вошедший страх перед вездесущей властью. Война заставила по-новому взглянуть на прежнюю жизнь и захотеть нового. Война была первым «освобождением». Но за войной пришел второй опыт – страшного обмана власти, решившей снова поработить поколение, войной «освобожденное», все недобитое в боях и в немецких лагерях засадившей в тюрьму. И, наконец, третий опыт – возвращение из тюрьмы, из концлагеря в жизнь, в свой мир, переставший быть «своим»: «Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни, – пишет Солженицын в начале «Матренина двора», – я возвращался наугад – просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять». Эта буря войны, эти «десять годиков», это возвращение в жизнь с выстраданной отрешенностью от нее, с мучительным ясновидением правды, способностью по-новому, свободно видеть и оценивать все на выветренных страданьем весах совести – все это, повторяю, опыт целого поколения. Но Солженицын-писатель выразил и воплотил его с удивительной глубиной, творчески воссоздал его изнутри и осветил светом той нравственной правды, без которой могут быть талантливые писатели, но не может быть великого писателя и большой литературы. 4 Все это делает Солженицына – и в этом его подлинная новизна – первым национальным писателем советского периода русской литературы. Под словом «национальный» я разумею здесь не какую-либо специфическую сращенность писателя и его творчества с «национальными» темами, а ту духовную ответственность за свой народ, свою эпоху, свой мир, которую всякий большой писатель принимает на себя свободно, как нечто естественное и самоочевидное. Ответственность эта совсем не означает какого бы то ни было подчинения писателя «злободневности» или растворения в ней, не означает того, что Сартр окрестил крылатым, но, в сущности, бессмысленным именем «littérature engagée» 638 . Как раз наоборот: только в меру своей духовной свободы от «злободневности», своей верности тому «изображению вечности», которое, по словам самого Солженицына, «заронено каждому», может писатель эту свою ответственность по-настоящему выполнить. Ибо эта ответственность состоит как раз во внутренней отнесенности творчества к некоему высшему, всякую «злободневность» превосходящему мерилу, к тому «изображению вечности», которое одно способно расставить все на свои места во «времени» – и потому одно способно явить правду о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Матрёнин двор «Матрёнин двор» — один из величайших рассказов в русской литературе. Как нельзя лучше иллюстрирует веру Церкви в то, что мир стоит на праведниках. Как пишет древний христианский писатель: «именно ради них (христиан) продолжает существовать красота в мире». Эту мысль Солженицын выражает в конце своего рассказа «Матренин двор»: » Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою). И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало. А она не имела… Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.» Авторское название рассказа — «Не стоит село без праведника». «Матрёнин двор» предложено Александром Твардовским перед публикацией и утверждено в ходе редакционного обсуждения 26 ноября 1962 года:«Название не должно быть таким назидательным», — аргументировал Александр Трифонович.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Алексино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Михаила Архангела , Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1832. Адрес: Владимирская область, Петушинский район, с. Алексино (Анкудиновский сельский округ) Координаты: 56.122927, 39.655748 Проезд:На федеральной трассе М7 между городами Петушки-Лакинск посередине населеный пункт Пекша рядом с одноименной рекой, поворот на север, 8км до Ларионово, объезжаем его слева по главной, ещё 10км до Анкудиново, Поломы. В Поломах главная уходит влево, съезжаем прямо, на грунтовый участок 5км до Алексино, он же проблемный в любой дождь, распутицу. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В селе Алексино до постройки каменной церкви стояла деревянная церковь Святителя Николая с приделами трех Святителей и мученика Савина, вверху церкви был придел святителя Василия Кесарийского, а в трапезной - мученицы Параскевы. Деревянная церковь существовала до 1827 г. В 1790 г. помещик Закревский продал часть села и земли графу Александру Романовичу Воронцову (1741-1805 гг.), сыну графа Романа Илларионовича Воронцова, первого Владимирского губернатора. Он владел усадьбой Андреевское, с которой связаны многие страницы Российской истории. А.Р. Воронцов был незаурядным государственным деятелем, в особенности проявил себя на дипломатическом поприще. Александр Романович поддерживал теплые дружеские отношения с выдающимся архитектором Николаем Александровичем Львовым, по проекту которого возводилась каменная церковь в селе Матренино (Рощино). Переписка А.Р. Воронцова с управляющим говорит о непосредственном участии Воронцова в строительстве церкви в Матренино. В частности, он предписал, что начинать надо с колокольни, определил место строительства, обещал наделать и поставить кирпич для строительства колокольни. Колокольня в Матренино была завершена в 1798 г. После этого события, построения в соседнем Матренино каменной колокольни, сход села Алексино решил начать сбор средств для построения в Алексино каменной колокольни с последующим возведением каменного храма. Граф А.Р. Воронцов пожертвовал 500 рублей на строительство. В 1832 г. в Алексино был освящен каменный трехпрестольный храм Святителя Николая Чудотворца с приделами Архистратига Божия Михаила и Казанской иконы Божией Матери в трапезной. Видимо, средств на строительство было достаточно, поэтому в «Историко-статистическом описании» указано: «...храм пятиглавый, колокольня устроена одновременно с церковью». Каменная колокольня в Алексино повторяет архитектуру колокольни храма Воскресения в Матренино, но построена на один ярус ниже.

http://sobory.ru/article/?object=09677

Мы с одним курсом для такой работы взяли произведение Валерии Алфеевой «Джвари» — это повесть, в которой мама с сыном-подростком путешествует по монастырям России и Грузии. Джвари — по-грузински «крест» и название самого древнего грузинского монастыря. Само собой, произведение напрямую затрагивает вопросы веры, и, соответственно, в ходе работы мы много об этом говорили. Я со своей группой студентов отправился в Грузию — посмотреть на эти места, почувствовать атмосферу, это очень важно для построения образа. А Игорь Минаев со своей группой поехал по монастырям России. В этих поездках несколько человек крестилось. Но больше всего вся эта работа повлияла на самого Игоря. Сейчас он — архимандрит Исидор (Минаев), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. — Ничего себе… — Вот такая история взаимоотношений веры и профессии в Щукинском училище. Так что у нас готовят не только актеров и режиссеров! Когда Игорь бросил театр, для всех это было шоком. Спустя уже много лет мы разговаривали с ним, почему же он все-таки так радикально изменил свою жизнь и принял монашество. Он сказал, что не может жить в миру по тем нравственным законам, которые себе поставил, — говорит, «я слишком страстный человек, слишком слаб, сил не хватает». Поэтому решил из мира уйти. Через полгода после принятия монашества он гостил у нас, и когда мы после нескольких дней расставались, я не мог не сказать ему: «Игоряша, так нельзя…» Он стал так агрессивен, нетерпим по отношению к миру, из которого ушел. Но потом это прошло. Когда мы виделись в следующий раз, это был как бы «прежний Игоряша», добрый, открытый, светлый, но — теперь по-новому мудрый. И это был уже замечательный и чуткий отец Исидор. — В театре им. Вахтангова в 2008 году Вы поставили «Матренин двор» Александра Солженицына. Почему Вас заинтересовал Солженицын? — Изначально произведение заинтересовало не меня, а актеров Александра и Елену Михайловых. Однажды Саша пришел и рассказал о том, что у него есть давняя мечта — воплотить на сцене «Матренин двор». Спросил, готов ли я этот спектакль поставить с ним и с Леной. Я поначалу засомневался, потому что читал повесть когда-то давно. Но в то же время понимал, что такие встречи и такие предложения не возникают случайно: судьба посылает тебе возможность приложения своих творческих, духовных, нравственных сил… Я как режиссер берусь за то произведение, которое меня цепляет: если возникает комок в горле, если становится трудно дышать — то такая работа для меня. Я перечитал «Матренин двор» — и понял, что очень хочу за это взяться.

http://pravmir.ru/tri-dnya-chtoby-prijti...

Состоялась хиротония архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского Москва, 21 августа 2006 г . В день праздника Преображения Господня в храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий возглавил Божественную литургию, за которой собор архиереев возвел архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии, сообщает Пресс-служба Московской Патриархии. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, Рижский и всея Латвии Александр, архиепископы Истринский Арсений, Тобольский Димитрий, Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Филиппопольский Нифон, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк, Бронницкий Амвросий, Серпуховской Роман. На богослужении присутствовали советник премьер-министра Латвии Василий Мельник, государственный секретарь министерства юстиции Латвии Мартиньш Бичевскис, первый секретарь посольства Латвии Янис Зламетс. При вручении архиерейского жезла епископу Александру Святейший Патриарх Алексий обратился к нему с Первосвятительским словом, в котором подчеркнул, что его рукоположение во епископа состоялось в праздник Преображения Господня. «Твоя хиротония совершена в день праздника Преображения Господня, напоминая нам  и тебе, о необходимости нашего внутреннего преображения, чтобы постичь красоту Царства Небесного в его силе, красоту, явленную Господом Иисусом Христом во славе Его на горе Фаворской в святом его Преображении, — сказал Святейший Патриарх. — Дай Бог, чтобы нам и тебе стать и всегда оставаться причастниками присносущного света, чтобы мы вошли в него и радовались прославлению нас и сего мира Божественной славой, явленной на Фаворской горе». Епископ Даугавпилсский Александр решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17-19 июля 2006 года ( см. журнал ) назначен викарным архиереем Рижской епархии. 21 августа 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18311.html

Александр, епископ Даугавпилсский и Резекненский (Матренин Сергей Игоревич) Дата рождения: 6 сентября 1973 г. Дата хиротонии: 19 августа 2006 г. Дата пострига: 20 марта 1999 г. Страна: Латвия Биография: Родился 6 сентября 1973 г. в православной семье в г. Риге (Латвия). Крещен в детстве.  Окончил железнодорожное училище. С 1991 г. нес послушание иподиакона епископа Рижского и всея Латвии Александра , а также помощника секретаря епархиального управления одновременно исполняя обязанности референта. В 1996-2000 гг. обучался в  Рижской духовной семинарии. 20 апреля 1997 г. архиепископом Александром пострижен в иночество с наречением имени Александр в честь прп. Александра Свирского. 22 марта 1998 г. архиепископом Александром рукоположен во иеродиакона, 6 сентября — во иеромонаха. 16 октября 1998 г. назначен настоятелем домовой Крестовой церкви прп. Серафима Саровского и штатным клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Риги. 20 марта 1999 г. архиепископом Александром пострижен в мантию с наречением имени Александр в честь св. блгв. кн. Александра Невского. В 1999 г. Святейшим Патриархом Алексием II  удостоен права ношения наперсного креста. К празднику Святой Пасхи 2001 г. возведен в сан игумена. В 2003 г. Святейшим Патриархом удостоен права ношения палицы, в 2005 г. — креста с украшениями. В 2002 г. работал в комиссии по подготовке к прославлению первого святого земли Латвийской — священномученика Иоанна, архиепископа Рижского. В 2003 г. трудился в комиссии по обретению мощей священномученика Иоанна Рижского, за что в том же году, как и все члены комиссии, был награжден Архиерейской благословенной грамотой. В течение нескольких лет нес послушание ответственного по латвийской церковной газете «Виноградная лоза» и официальному сайту Латвийской Церкви, одновременно являясь редактором сайта и сотрудником пресс-службы Латвийской Православной Церкви. В декабре 2005 г. избран секретарем Церковного суда Латвийской Православной Церкви . В 2006 г. назначен вторым священником возрожденного кафедрального собора Рождества Христова г. Риги. Решением Священного Синода от 19 июля 2006 г. ( журнал 81 ) избран епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии. 21 июля 2006 г. в Казанском соборе на Красной площади в Москве Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 17 августа 2006 г. в храме во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 19 августа за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Алексий II. Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. ( журнал 17 ) назначен Преосвященным Даугавпилсским и Резекненским. Образование: 2000 г. — Рижская духовная семинария. Епархия: Даугавпилсская епархия (Правящий архиерей)   Web-caйm: http://eparhija.lv Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198317...

Три дня, чтобы прийти в себя Я с тех пор всегда говорю ученикам: в том, что ты одарен, твоей заслуги нет — это дар Божий. Он какую-то часть от щедрот своих тебе подарил… 14 ноября, 2011 Я с тех пор всегда говорю ученикам: в том, что ты одарен, твоей заслуги нет — это дар Божий. Он какую-то часть от щедрот своих тебе подарил… …требуется актерам после спектакля «Матренин двор» в Театре им. Евгения Вахтангова В ноябре 2011 года исполнилось 90 лет со дня основания Театра имени Евгения Вахтангова. «Роль — меньше спектакля, спектакль — меньше театра, театр — меньше искусства, а искусство — меньше жизни», — говорит Владимир Иванов, режиссер театра и преподаватель Щукинского училища (среди его учеников: Мария Аронова, Нонна Гришаева, Александр Олешко и др.). В интервью «Фоме» Владимир Иванов рассказывает об актерском смирении, о своих выпускниках, которые через театр пришли в Церковь, и о спектаклях «Матренин двор» и «Тихая моя родина», поставленных им в соавторстве с актерским дуэтом Александром и Еленой Михайловыми.  Владимир Иванов Владимир Иванов: …Я очень хорошо помню, с чего начинали студенты моей первой мастерской в Щукинском училище. В сентябре они пришли — все счастливые, искрящиеся, мол, сейчас мы «бабахнем», сейчас начнется что-то необыкновенное, великое, потрясающее… У меня был с собой диктофон, я его включил и сказал, что у каждого из них есть одна минута, чтобы описать свои ощущения. Пленку эту я до времени сохранил. А первая эйфория у ребят ушла месяца через три. Оказалось, что и в театральном вузе надо рано вставать, пахать, делать то, что не очень хочется, здоров ли ты, устал ли ты, есть ли у тебя настроение… Через это все проходят. Если бы я кому-нибудь из них три месяца назад сказал, что «ты будешь прогуливать сценическое движение, а ты будешь стонать на занятиях по танцу», они бы мне не поверили. Но происходило именно так. И однажды я собрал курс, посадил их, достал ту кассету включил ее и вышел из аудитории на полчаса. И они очень быстро всё поняли… — Что — всё? Что нужно быть дисциплинированным и ходить на занятия?

http://pravmir.ru/tri-dnya-chtoby-prijti...

Александр, епископ Даугавпилсский и Резекненский (Матренин Сергей Игоревич) Дата рождения: 6 сентября 1973 г. Дата хиротонии: 19 августа 2006 г. Дата пострига: 20 марта 1999 г. Страна: Латвия Биография: Родился 6 сентября 1973 г. в православной семье в г. Риге (Латвия). Крещен в детстве.  Окончил железнодорожное училище. С 1991 г. нес послушание иподиакона епископа Рижского и всея Латвии Александра , а также помощника секретаря епархиального управления одновременно исполняя обязанности референта. В 1996-2000 гг. обучался в  Рижской духовной семинарии. 20 апреля 1997 г. архиепископом Александром пострижен в иночество с наречением имени Александр в честь прп. Александра Свирского. 22 марта 1998 г. архиепископом Александром рукоположен во иеродиакона, 6 сентября — во иеромонаха. 16 октября 1998 г. назначен настоятелем домовой Крестовой церкви прп. Серафима Саровского и штатным клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Риги. 20 марта 1999 г. архиепископом Александром пострижен в мантию с наречением имени Александр в честь св. блгв. кн. Александра Невского. В 1999 г. Святейшим Патриархом Алексием II  удостоен права ношения наперсного креста. К празднику Святой Пасхи 2001 г. возведен в сан игумена. В 2003 г. Святейшим Патриархом удостоен права ношения палицы, в 2005 г. — креста с украшениями. В 2002 г. работал в комиссии по подготовке к прославлению первого святого земли Латвийской — священномученика Иоанна, архиепископа Рижского. В 2003 г. трудился в комиссии по обретению мощей священномученика Иоанна Рижского, за что в том же году, как и все члены комиссии, был награжден Архиерейской благословенной грамотой. В течение нескольких лет нес послушание ответственного по латвийской церковной газете «Виноградная лоза» и официальному сайту Латвийской Церкви, одновременно являясь редактором сайта и сотрудником пресс-службы Латвийской Православной Церкви. В декабре 2005 г. избран секретарем Церковного суда Латвийской Православной Церкви . В 2006 г. назначен вторым священником возрожденного кафедрального собора Рождества Христова г. Риги.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245516...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010