Закрыть 1. Философия русской словесности Триединство русской словесности 07.01.2019 541 Время на чтение 17 минут Предисловие Отличительной чертой русского самосознания является триединый подход к разрешению самых фундаментальных и глубинных проблем, волнующих человека. Именно эта особенность русского народа определила принятие им христианства, сокровенное исповедание Пресвятой Троицы (отображением чего явились многочисленные храмы в честь), явление Пресвятой Троицы некоторым русским святым (Александру Свирскому, Сергию Радонежскому), знаменитая икона Андрея Рублева, глубокое и всенародное почитание праздника Троицы. Именно идя по этому пути, мы можем понять и осмыслить явление русской словесности во всей её полноте. Введение 1.Человек есть образ и подобие Божие. Чтобы выявить и проявить этот образ надо осознать наличие в себе структурного подобия Божия. Святоотеческое богословие выделяет в Боге три Ипостаси - Отца, Сына и Святого Духа; единую Природу (Сущность); и Божественные Энергии. Соответственно в человеке существуют три начала: личность, человеческая природа (сущность) и жизненность. Все творчество человека имеет эту триединую структуру. Культура не является исключением и литература в частности. В ней существует три типа словесности: художественная, мифологическая и личностная или персоналистическая. 2. «Иисус Христос есть путь, истина и жизнь». Отсюда три типа людей: люди поступка, люди мысли и люди жизни. В мировой литературе мы можем найти таких людей в их сугубой односторонности. Дон-Кихот - человек немедленного поступка. Гамлет, человек мысли, с его раздумьями, «быть или не быть». Человек жизни - Матрена из рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Матрена новый образ в русской литературе, образ человека, который больше отдает, чем берет от жизни и людей. И литература помогает нам найти свой прототип и понимать, а значит и не осуждать людей другого склада словесности. Заметим еще. Дон-Кихот это еще и путь к себе. Когда мы утверждаем в своей жизни честь, достоинство, благородство, качеств, не ценимые окружающими нас людьми и обществом. И здесь человек поступка находит себя. Исполняя завет Сократа: «Познай самого себя» как человека благородного.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/08/...

Тратить свои силы на борьбу с советским марксизмом все равно, что бороться с ветряными мельницами: марксизм, теряющий свое влияние даже и в Европе, сам сведет себя в небытие. Самое важное, что нам, желающим возрождения России, нужно сейчас делать, чтобы не выпасть из активной работы советских людей и прежде всего молодежи над возвращением Советского Союза в лоно отнюдь не прошлой, но по-новому обновленной России, — это внимательно следить за советской литературой, в которой ощутимее всего бьется пульс возрождения. Спору нет, — в этой литературе, особенно в сталинском периоде, всегда плавала, как застывшее сало на холодном бульоне, тяжелая идеологическая пелена, но ее почти всегда можно было сбросить черпаком и удостовериться в питательности бульона. За последнее время положение весьма улучшилось. Из произведений многих молодых авторов можно было бы без труда составить несколько явно обличительных страниц. Достаточно назвать: Василия Аксенова, Владимира Тендрякова, Виктора Розова, Александра Яшина и др. Но, быть может, еще важнее та внутренняя свобода, которая не обличает власть, но творит подлинное искусство. К таким произведениям надо причислить: А.Солженицына «Матренин двор», Л. Леонова «Евгения Ивановна» (в оригинале это имя написано латинскими буквами), Е. Евтушенко «Четвертая Мещанская», некоторые произведения В. Пановой, О. Бергольц и др. Чего еще пока не видно в России, это политического оформления духовного протеста: представления о том строе, который должен создаться, Бог даст, эволюционным и, не дай Бог, революционным путем. В этом отношении нужна помощь эмиграции, может быть, даже в сотрудничестве с крупными европейскими учеными и политическими деятелями. Не дай Бог, если бы коммунистическая диктатура сменилась диктатурой иного содержания. К счастью, такого содержания не видно. Федеративное начало все же настолько развилось и осозналось в советской России, что односторонне великорусская диктатура невозможна, но не менее [не]возможна и диктатура совета национальностей: коллективное начало не вяжется с принципами единовластия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

А. Г. Денисов: - Прежде всего, Александр Исаевич Солженицын – это художник. Великий художник, писатель, имя которого принадлежит и русской и мировой культуре. И отменить этого уже никто не может. Что же касается первого вопроса: почему сегодня опять, так же как когда-то в 70-е, 80-е годы, да и в начале 2000-х, и при жизни его постоянно предпринимались попытки его дискредитировать. И его самого, и его творчество, и сделать все, чтобы народ не читал. А народ его читает. Читают, да еще как. Например, вот по последней информации, которая у меня есть на сегодня, 5 -6 крупных российских издательств вновь собираются публиковать «Архипелаг ГУЛАГ». Каждый год в России и в мире издается «Архипелаг ГУЛАГ», на разных языках. Это одна из самых читаемых и издаваемых книг в мире. И то, что сегодня опять российские издательства обратились к творчеству Солженицына, и именно к этой книге, говорит о том, что Россия переживает очередной тяжелейший период своей истории, судьбоносный. Давайте сейчас не будем вспоминать тех, кто уже писал и подметные письма, и выступал со статьями, и целые отделы в КГБ занимались тем, чтобы создать ярлыки и штампы, какие-то фальшивые факты о его жизни, вот сегодня те люди, которые опять стали говорить о том, что надо исключить Архипелаг из школьной программы, о них можно сказать русской поговоркой: слышал звон, да не знаю где он. Потому что «Архипелаг ГУЛАГ» не является обязательным произведением для школьной программы по литературе. Он включен в дополнительный список. И на усмотрение учителя: изучать или не изучать, будет время его пройти или нет. В обязательную программу включены «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Это вот, во-первых. Во-вторых, почему сейчас опять такая волна? Это связано с тем, что опять встал вопрос: что такое Россия, кто мы такие, куда мы идем, и какое общество мы хотим построить? И произведение Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в этом смысле является для нас таким краеугольным камнем, в понимании того, что произошло с Россией в ХХ веке. Ведь это не просто роман, это опыт художественного исследования. Это судьба и крестный путь России на Голгофу и распятие целой страны во имя каких-то идей. Романтических, может быть, иногда…

http://radonezh.ru/2023/02/13/ob-aleksan...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ТРИ ДНЯ, ЧТОБЫ ПРИЙТИ В СЕБЯ 15 мин., 14.11.2011 В ноябре 2011 года исполнилось 90 лет со дня основания Театра имени Евгения Вахтангова. «Роль — меньше спектакля, спектакль — меньше театра, театр — меньше искусства, а искусство — меньше жизни», — говорит Владимир Иванов, режиссер театра и преподаватель Щукинского училища (среди его учеников: Мария Аронова, Нонна Гришаева, Александр Олешко и др.). В интервью «Фоме» Владимир Иванов рассказывает об актерском смирении, о своих выпускниках, которые через театр пришли в Церковь, и о спектаклях «Матренин двор» и «Тихая моя родина», поставленных им в соавторстве с актерским дуэтом Александром и Еленой Михайловыми.     Владимир Иванов: …Я очень хорошо помню, с чего начинали студенты моей первой мастерской в Щукинском училище. В сентябре они пришли — все счастливые, искрящиеся, мол, сейчас мы «бабахнем», сейчас начнется что-то необыкновенное, великое, потрясающее... У меня был с собой диктофон, я его включил и сказал, что у каждого из них есть одна минута, чтобы описать свои ощущения. Пленку эту я до времени сохранил. А первая эйфория у ребят ушла месяца через три. Оказалось, что и в театральном вузе надо рано вставать, пахать, делать то, что не очень хочется, здоров ли ты, устал ли ты, есть ли у тебя настроение… Через это все проходят. Если бы я кому-нибудь из них три месяца назад сказал, что «ты будешь прогуливать сценическое движение, а ты будешь стонать на занятиях по танцу», они бы мне не поверили. Но происходило именно так. И однажды я собрал курс, посадил их, достал ту кассету включил ее и вышел из аудитории на полчаса. И они очень быстро всё поняли…   — Что — всё? Что нужно быть дисциплинированным и ходить на занятия? — Не совсем. Ведь это не вопрос просто дисциплины. Это помогло ребятам принципиально по-другому посмотреть на собственную персону. Я с тех пор всегда говорю ученикам: в том, что ты одарен, твоей заслуги нет — это дар Божий. Он какую-то часть от щедрот своих тебе подарил. В том, что ты имеешь такие данные — прекрасный рост, роскошные глаза, стройную фигуру, длинные ноги, тонкие пальцы, или, наоборот, необыкновенно характерную смешную внешность — тоже нет твоей заслуги. Благодаря маме с папой ты родился таким. Твоя заслуга может быть только в одном: как ты этим всем распорядишься.

http://foma.ru/tri-dnya-chtobyi-prijti-v...

Монино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы , Илии Пророка Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1758 и 1769. Адрес: Тверская область, Нелидовский район,Монино Координаты: 56.06376, 32.80947 Проезд:от Нелидово по дороге на Белый, в Монино повернуть направо, церковь справа на горе перед мостом через Межу Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Рождества Богородицы в селе Монино построена в 1758 году, во второй половине XIX века обновлялась. Здание храма выполнено в стиле барокко, на стенах сохранилась живопись. В настоящее время храм пустует и разрушается. Село относится к древним. По перемирной грамоте 1503 года оно отошло к Москве, и король Александр обязался не воевать и не зацеплять ничем " Монивидовы Слободы " . Первый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы " в Белой, на Монидове " упоминается в привиллегии Льву Кревзе 1634 года. Быть может, та же Богородице-Рождественская церковь указывается в окладной книге м. Симеона 1698 года, при чем сбор с нея положен 2 рубля 8 алтын 2 деньги, и сумма эта взята " села Богословскаго (Иоткина) у Троицкого попа Ивана " . В ту же церковь выдан антиминс м. Сильвестром III в 1708 году. Нынешняя каменная, с такою же колокольнею, холодная церковь во имя Рождества Богородицы, с теплым приделом в честь Святого Пророка Илии, устроена лейб-гвардии поручиком Иваном Борисовичем Нелидовым в 1769 году. Она стоит на высоком обрыве, и к ней ведет лестница в 40 ступеней, по сторонам которой - огромныя многовековыя липы. Причт в 1774 году состоял из священника, диакона и двух причетников; по штату в 1847 году - из священника, дьячка и пономаря; в настоящее время (1915 год) - из двух священников, диакона и двух псаломщиков. В приходе в 1774 году было 165 дворов. В 1915 году прихожан: 1-го священника - в селах: Монино, Давыдово, в деревнях: Новоселки, Прудня, Селезенкино, Клютиково, Кривцово, Белохвостово, Круг, Федино, Селище, Стройново, Тросна, Бородино, Китай, Дорохи, Тютеньки, Антипово, Копейки, Ларино, Приволь, Фильченки, Красныя Нивы, Жеребцово - 287 дворов (1086 мужчин, 1135 женщин). 2-го священника - в селах: Давыдова, Никитина, Козлова, Церковища, в деревнях: Козине, Дегтеве, Марьине, Мешкове, Зелехине, Воеводкине, Никитине, Глазкове, Церковище, Староселье, Козлове, Коптянке, Соболях, Самарине, Власове, Англии, Гряде, Каменке, Прашести, Малахове, Латышах, Пайсове, Японии, Кавказе, Матренине - 270 дворов (946 мужчин, 963 женщины). Всего - 557 дворов (2032 мужчины, 2098 женщин).

http://sobory.ru/article/?object=10486

Состоялось наречение архимандрита Александра (Матренина) во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии 17 августа 2006 г. 16:46 Сегодня в Официальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялся чин наречения во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии архимандрита Александра (Матренина), клирика Латвийской Православной Церкви.  Рукоположение во епископа состоится 19 августа в Москве храме Христа Спасителя. Чин наречения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий , Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии , Рижский и всея Латвии Александр , архиепископы Истринский Арсений , Тобольский и Тюменский Димитрий , Орехово-Зуевский Алексий , епископы Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, Дмитровский Александр , Сергиево-Посадский Феогност , Люберецкий Вениамин , Бронницкий Амвросий , Серпуховской Роман . Архимандрит Александр (в миру Матренин Сергей Игоревич) родился 6 сентября 1973 г. в городе Риге в православной семье. Крещен в детстве, с детских дней регулярно посещал храм. Является гражданином Латвийской Республики. Владеет латышским языком. Родители — Игорь Сергеевич и Татьяна Ивановна (урожденная Яковлева) — православные русские, родились в Латвии. В 1980 году поступил в Рижскую среднюю школу Учась в школе, одновременно обучался в студии изобразительного искусства при Рижском Дворце школьников. По окончании восьми классов, в 1988 году поступил в железнодорожное училище, в котором получил среднее образование и профессию. В 1991 году у епископа Рижского и Латвийского Александра (Кудряшова) испросил благословение на иноческий путь. В 1996 г. по благословению епископа Александра поступил в Рижскую духовную семинарию, которую окончил в 2000 г. 20 апреля 1997 г. архиепископом Александром был пострижен в иночество с наречением имени Александр, во имя прп. Александра Свирского.

http://patriarchia.ru/db/text/133378.htm...

Потапов. 8 марта 2000 г. при храме образован женский монастырь. Свщеннослужители разных лет. Священники: Иоанн Ержение - служил с 1844 г. до 3 апреля 1864 г., затем заштат, скончался 29 июня 1869 г. Александр Кропотов - служил с 19 октября 1864 г. по 1870 г. Александр Спасский - служил с 1870 г. по 1877 г. Николай Никольский - служил с 1877 г. Николай Николаев Попов - служил с 1905 г. по 1910 г. Василий Поликарпов Перфильев - служил с августа 1907 г. по 1910 г. Илия Варфоломеев Бенкогенов - служил с 1910 г. Владимир Васильевич Агафонов - служил с 16 августа 1999г. Диаконы: Александр Алексеев Матренинский - служил на должн. псаломщика до 19 октября 1904 г., также был старшим учителем двухклассной церковно-приходской школы. Роман Пнев - служил на должности псаломщика с 10 сентября 1913г. Церковнослужители: Иннокентий Прохоров Разсохин - пономарь до 1 марта 1864 г. Николай Корнаков - причетник с 1866 г. до 15 июня 1867 г. Николай Полиектов Косыгин - (бурят) - псаломщик до 1883 г. Алексей Шергин - пономарь с 1883 г. Алексей Николаев Попов - псаломщик до 11 февраля 1902 г. Василий Пляскин - исп. должн. псаломщика с 19 октября 1904 г. по 10 сентября 1905 г. Дормидонт Кобылкин - псаломщик в 1910 г. Иннокентий Павлов Жепезников - (бурят - сын диакона) - псаломщик с 30 апреля 1910 г. Скончался в 1912 г. Иоанн Александров Кондаков - исполнял должность псаломщика с 5 февраля 1911 г. по 19 декабря 1912 г. (сын заштатного священника). Гавриил Хомчик - псаломщик, скончался 8 августа 1913 г. в Читинской больнице. Церковные старосты: Терентий Егоров Копылов - крестьянин, в 1863-1865 г.г. Петр Максимов Неродов - крестьянин, в 1869-1871 г.г. Филипп Александров Седунов - крестьянин села Зырянского, в 1878-1880 г.г. После восстановления церкви в 2000 г. в монастырь была определена игуменьей м. Глафира, затем настоятельницей была монахиня Тавифа. Сейчас служит настоятельницей монахиня Евникия (Волкова), священник о. Василий (Селецкий). Православное Прибайкалье, http://az-kozin.narod.ru/hram.html Первая, еще деревянная Сретенская церковь появилась в Батурино в 1777 году.

http://sobory.ru/article/?object=02528

Состоялось наречение во епископа архимандрита Александра (Матренина) Москва, 17 августа 2006 г. Сегодня в Официальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялся чин наречения во епископа Даугавпилсского, викария Рижской епархии архимандрита Александра (Матренина), клирика Латвийской Православной Церкви.  Рукоположение во епископа состоится 19 августа в Москве храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.ru. Чин наречения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении сонма архиереев. Архимандрит Александр (в миру Матренин Сергей Игоревич) родился 6 сентября 1973 г . в городе Риге в православной семье. Крещен в детстве, с детских дней регулярно посещал храм. Является гражданином Латвийской Республики. Владеет латышским языком. Родители — Игорь Сергеевич и Татьяна Ивановна (урожденная Яковлева) — православные русские, родились в Латвии. В 1980 году поступил в Рижскую среднюю школу Учась в школе, одновременно обучался в студии изобразительного искусства при Рижском Дворце школьников. По окончании восьми классов, в 1988 году поступил в железнодорожное училище, в котором получил среднее образование и профессию. В 1991 году у епископа Рижского и Латвийского Александра (Кудряшова) испросил благословение на иноческий путь. В 1996 г . по благословению епископа Александра поступил в Рижскую духовную семинарию, которую окончил в 2000 г . 20 апреля 1997 г . архиепископом Александром был пострижен в иночество с наречением имени Александр, во имя прп. Александра Свирского. 22 марта 1998 г . архиепископом Александром был посвящен во иеродиакона, а 6 сентября 1998 года во иеромонаха. Указом от 16 октября 1998 года получил назначение настоятеля домовой Крестовой церкви во имя прп. Серафима Саровского и штатного клирика рижского Свято-Троицкого кафедрального собора. 20 марта 1999 г . архиепископом Александром был пострижен в мантию с наречением имени Александр, во имя св. благоверного князя Александра Невского. В 1999 г . Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был удостоен права ношения наперсного креста, а к празднику св. Пасхи 2001 года — возведения в сан игумена. В 2003 году Святейшим Патриархом был удостоен права ношения палицы, а в 2005 году — креста с украшениями. На Пастырском собрании в декабре 2005 г . был избран секретарем Церковного Суда Латвийской Православной Церкви. В 2006 г . был переведен и назначен вторым священником возрожденного кафедрального собора Рождества Христова города Риги. 21 июля 2006 г . , в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан архимандрита. 17 августа 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/18299.html

После Романа Илларионовича, усадьбой владел его сын Александр Романович. У него в гостях несколько раз гостила сестра, Екатерина Романовна Дашкова, которая при приезде в усадьбу всегда посещала богослужения в этом домовом храме семьи Воронцовых. Сами же службы совершались несколько раз в году по просьбе графа, священниками Воскресенского храма села Матренино. Александр Романович умер 2 декабря 1805 года и был похоронен в этом усадебном храме. В 1865 году князем Семеном Михаиловичем Воронцовым было устроено мраморное надгробие, выполненное скульпторои Руфиони, поставлена чугунная ограда над могилой. В советское время надгробие было уничтожено. В 2012 году оно было восстановлено по сохранившимся фотографиям и описаниям, на выделенные средства из Фонда потомков Воронцовых. С 1861 года Воронцовы передают храм в приходское использование. Причем издержки по содержанию церкви и семьи священника берут на себя. Как и по всей стране, после Октябрьской революции начались гонения и притеснения служителей храма и в 1930-х годах храм был закрыт, а имущество было экспроприировано новой властью. Была разрушена колокольня, снесены главки с крестами, а в самом помещении церкви вначале устроили клуб, где проходили танцы и показывали кинофильмы для отдыхающих в доме отдыха, а потом и вовсе устроили гараж и мастерскую для ремонта машин принадлежавших противотуберкулезному детскому санаторию «Болдино», который разместился в здании бывшей усадьбы с середины 1970-х годов. В 1990 году в селе образовалась православная община и храм вскоре был возвращен верующим и отреставрирован. Престольные праздники [ править править код ] Андрей Первозванный, апостол – 13 декабря Контакты [ править править код ] Адрес: 60110, Владимирская область, Петушинский район, п/о Илларионово, с. Андреевское Паломнику [ править править код ] Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням. Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Страница храма в социальной сети Свято-Андреевский храм (село Андреевское)

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Андрея_Пе...

Последние годы я летний отпуск провожу на Соловках и вижу, что из года в год всё более заглушается память о том, что там происходило в ХХ веке. Прошлым летом в музее истории ХХ века я слышал страшные по своему цинизму слова: «Пожалуйста, не преувеличивайте, не верьте страшилкам о Секирной горе. Лагерным начальникам тоже надо отдохнуть и расслабиться, вот они в свои выходные и ездили туда пострелять». Звучит так, как будто они стреляли белок или уток. Туристам цинично навязывают, что государство себя защищало от бандитов, и ничего страшного на Соловках не было. Как важно сейчас вспомнить предупреждения Александра Исаевича о том, что забывая о своем прошлом, мы открываем дорогу новым палачам, которые только и ждут, когда же люди забудут, и можно будет начинать всё сначала. И он же говорил, что если мы забудем о подвиге новомучеников , предадим Церковь. Его предупреждения по-прежнему актуальны. Когда-то Сергей Сергеевич Аверинцев сказал про митрополита Антония Сурожского , что к нему полностью применимы слова Христа: «Огонь пришел низвести я на землю, и как желал бы, чтобы он возгорелся!» (Лк. 12, 49). Считаю, что эти слова Христа применимы и к Александру Исаевичу. Всё, что он делал, делал с огненной верой. Именно евангельская истина вела его по жизни. Евангельский образ огня объемен и многозначен. Конечно, это животворящий огонь, который всех освещает и просвещает, но кого-то может и обжечь. Равнодушным этот огонь не оставляет никого, но некоторые стремятся быть от него подальше. Стремятся по той же причине, по которой не все любят Достоевского. Дело не в тяжеловесности языка (иногда именно этим объясняют свою нелюбовь к Федору Михайловичу), а в том, что он пишет о самых болезненных проблемах русского общества, русского человека. И Александр Исаевич брал на себя такой же крест — рассматривал самые болезненные проблемы общества и человека. Конечно, не всем хочется прикасаться к этой боли, разделять ее. Мы с вами говорили об Александре Исаевиче как христианине и гражданине, но нельзя забывать, что он был и замечательным писателем. Историю ХХ века будут изучать не только по его лагерной прозе, но и по «Раковому корпусу», «Матрениному двору», «Крохоткам». Это настоящая русская классика.

http://pravmir.ru/solzhenicyna-vela-po-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010