Откр.2:18 .  И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: Фиатира, куда назначается четвертое послание Господа небольшой лидийский городок Малой Азии, и был македонской колонией. В настоящее время это мусульманский городок; число православных христиан немногочисленно, и единственная их церковь стоит посреди кладбища и почти совсем вросла в землю. В обращении к фиатирским христианам своим эпитетом Господь указывает на свойства Своей Божественной природы: огонь совмещает в свече и благодетельное свойство согревания и животворности (благость Божию), и свойство очищения и уничтожения (Правосудие Божие). Откр.2:19 .  знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Господь восхваляет фиатирцев 1) за их милосердие и любовь к ближним; 2) за сознательное усвоение догматов христианской веры; 3) за терпеливое перенесение земных несчастий и скорбей и 4) за христианское стремление к большему совершенству в добродетелях. Откр.2:20 .  Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Для фиатирцев при их чистой христианской жизни снисходительность к жене Иезавели представляла собою нравственную опасность 13 . Под этой женой можно видеть и образное обозначение николаитской ереси, и историческую личность, известную женщину Иезавель, которая, ложно выдавая себя за пророчицу. склоняла христиан к поступкам, противным христианской нравственности, к ереси николаитов. Обладая авторитетом пророчицы, она тем сильнее, смелее и успешнее склоняла многих христиан к развратной жизни и к пренебрежению христианской дисциплиной (есть идоложертвенное). Откр.2:21 .  Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Откр.2:22 .  Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. Откр.2:23 .  И детей ее поражу смертью , и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Я должен видеть и Рим». Это намерение Павла Господь после одобрил Сам, как согласовавшееся с Его волею ( Деян.23:11 ). Деян.19:22 .  И, по­слав в Македонию дво­их из служив­ших ему, Тимофея и Ераста, сам остал­ся на время в Асии. «Послав Тимофея и Ераста» ( 2Тим.4:20 ), вероятно, для расположения Македонян и к сбору милостыни и для самого сбора. Деян.19:23 .  В то время про­изошел немалый мятеж про­тив пути Го­с­по­дня,: «Мятеж против пути Господня» – против проповеди апостола и вообще против христианства (ср. Деян.18:25–26 ). Деян.19:24 .  ибо некто серебряник, именем Димитрий, делав­ший серебряные храмы Артемиды и доставляв­ший художникам немалую при­быль, «Серебреник... Димитрий, делавший серебряные храмы» (т. е. модели их) «Артемиды», богини Ефесской, для продажи путешественникам и паломникам города. Культ Артемиды был весьма сильно распространен в Малой Азии. Храм этой богини в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света. Маленькие модели этого храма и статуэтки Дианы были в большом употреблении у чтителей этой богини: ими украшались комнаты, в путешествиях они служили амулетами и т. п. Естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно, и его фабрика давала немалую прибыль находившимся в его ведении и услужении художникам и ремесленникам, которых так легко было поднять на мятеж. Деян.19:26 .  между тем вы видите и слы­шите, что не только в Ефесе, но по­чти во всей Асии этот Павел сво­ими убежде­ниями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. Замечательно здесь свидетельство об успехах проповеди Павла из уст врагов его, подтверждающее сказанное выше ( Деян.19:10 ). «Говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги». Замечательное выражение язычника, показывающее, что народ языческий отождествлял статуи богов с самими богами или представлял, что боги живут в этих статуях (ср. Деян.17:29 ; 1Кор.8:4, 10 и др.). Деян.19:27 .  А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше при­дет в пре­зре­ние, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнет­ся величие той, которую по­читает вся Асия и вселен­ная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эти цари явно откроются уже только во дни антихриста. На рогах его было десять диадим. Диадима – знак царской власти и господства. Рог – символ силы и могущества. То, что диадимы не просто на головах, а именно на рогах, указывает на то, что своей власти зверь достигает исключительно насилием. А на головах его имена богохульные. Как и в видении пророка Даниила, одиннадцатый рог говорил слова высокомерные против Всевышнего ( Дан. 7:25 ). Богохульные имена на головах зверя означают, что все выше названные семь царств в истории человеческой были богопротивными и через них сатана устроил свое царство на земле. Богохульные имена древних царств указывают особенно на их идолопоклонство, обоготворение их царей и нечестие. Но всех их превзойдет богохульство седьмого царя – антихриста, ибо он будет «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Сол. 2:4 ), он «придет во имя свое» ( Ин. 5:43 ), имя мерзкое и богохульное. Откр.13:2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва. Таков внешний вид зверя. Это перекликается с видением четырех животных пророком Даниилом ( Дан. 7:3–6 ). Львом обозначается Вавилонское царство халдеев, его величие и царственность. Медведь – царство Персидское, его ужас, сила и упорство. Барс (или рысь в славянском переводе) – царство Александра Македонского, его стремительность и хищность. Четвертый зверь у Даниила означает Римского царя, который разрушил все предыдущие царства и создал свою великую империю. Римский кесарь (особенно Нерон) вообще прообраз антихриста. И то, что зверь-антихрист имеет здесь в себе черты и барса, и медведя, и льва, означает: он будет в себе содержать всю силу и мерзость всех предыдущих царств, превзойдет их и покорит их. Сам антихрист – человек и всю эту силу и власть он будет иметь не от себя, но дал ему дракон (сатана) силу свою и престол свой и великую власть . Все это он будет иметь от дьявола как его наместник на земле. Силу свою (дьявольскую) – это те природные силы и свойства, которые дьявол имеет как ангел и бывшее высшее Божье создание. Престол свой , это – весь мир, ибо он князь мира сего. И великую власть , которую он имеет над миром. На Кресте Христос лишил дьявола престола и власти, но в кончину века на краткое время они снова даются ему. И дьявол всё это передаст антихристу и через него будет действовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В последующих пророческих видениях Бог открыл Даниилу и другие грядущие события, в том числе и тираническое правление Антиоха Епифана – предтечи антихриста, прекратившего жертвоприношения в Храме Бога Всевышнего и водворившего на этом святом месте мерзость запустения (Дан. 9: 27; 11: 31). Наученный самим архангелом Гавриилом, святой пророк Даниил предсказал, что народ Божий вернется в Иерусалим по прошествии семи седмин, то есть 49 лет . Он предвозвестил также и то, что Ездра, Иисус и Зоровавель выведут свой народ из плена и восстановят служение Господу в Иерусалимском Храме (см.: Езд. 3: 8). Это явится предвестием искупления всего человеческого рода Мессией-Христом, которое должно произойти по истечении еще 62 седмин, или 434 лет. В третий год царя Кира Персидского Даниил, предызбранный Господом , постясь и молясь три недели, удостоился видеть самого Бога Слово в облике мужа, облаченного в льняную одежду, опоясанного золотом из Уфаза: «Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии: очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей» (Дан. 10: 5–6). Пораженный этим великим видением, святой пророк пал лицом на землю, и его душа была уже готова расстаться с телом, но Ангел Господень ободрил и укрепил его, а затем поведал о событиях, имеющих произойти в будущие времена: о войнах между преемниками Александра Македонского, о гонениях Антиоха Епифана, а также о тех последних испытаниях, которые во время пришествия антихриста предстоит выдержать праведникам, чьи имена вписаны в книгу жизни. В Книге пророка Даниила с наибольшей среди всех пророков ясностью засвидетельствовано Божественное откровение о том, что в последний день «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12: 2), и воскресшие праведники озарятся тогда сиянием славы, подобно небесным светилам. На вопрос о том, когда же именно все это должно произойти, Господь в облике Ангела ответил так: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут… А ты иди к твоему концу, и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Дан. 12: 9–13).

http://pravoslavie.ru/58465.html

Но особенно поражали пленных многочисленные искусственные возвышения с воздвигнутыми на них алтарями. Вавилоняне называли их зиккуратами (зиккурат – слово, происходящее от глагола, который как на вавилонском, так и на еврейском языке означает «напомнить, привести на память», или по известной форме заключающегося в «зиккурат» глагола: «сделать себе имя». Культовое сооружение, характерное для Вавилонии и Ассирии. В настоящее время археология подтверждает наличие в Месопотамии 32-х сохранившихся зиккуратов. – Авт.). Вавилонские зиккураты олицетворяли связующее звено между небом и землёй, Богом и человеком. Они имели различную высоту и форму (квадратную, четырёхугольную, овальную). Евреи же назвали их Баб-Илли, или башнями Вавилона, напоминавшими им историю о столпотворении, хорошо знакомую из Торы: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (евр. Берешит, Бытие 11:1–9 ). Библейские сведения об этом событии подтверждает просвещённый вавилонский жрец из храма Мардука – Берос (около 340–280 до Р.Х.). Он написал для чужеземных завоевателей «Вавилонскую историю» («Babylonika») в трёх книгах на греческом языке. Достоверно известно, что Берос пользовался подлинными письменными источниками, хранившимися в вавилонских храмах. Вот его сообщение: «Рассказывают, что первые люди, возгордившись своей силой и величием, стали презирать богов и считать себя выше их. Они построили высокую башню на том месте, где теперь находится Вавилон. Башня эта уже почти касалась небес, как вдруг ветры пришли на помощь богам и опрокинули сооружение на строителей его. Развалины получили название „Бабель“. До того времени люди говорили на одном языке, но боги заставили их говорить на разных наречиях» с.50]. Крупнейший зиккурат всех времён, или как его называет Библия – Вавилонская башня, которую люди решили построить чтобы достичь неба и стать как боги, не вымысел. Это свидетельство подтвердили археологические раскопки. Оказывается, она существовала с глубокой древности, но была разрушена ещё до эпохи знаменитого вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до Р.Х.). На её фундаменте была построена другая, которую гордое человечество воздвигло в память о первой и которая простояла до тех пор, пока её не разрушил персидский царь Ксеркс (486–465 гг. до Р.Х.). Её пытался восстановить Александр Македонский (356–323 гг. до Р.Х.), но безуспешно. По учению еврейских законоучителей, Вавилонская башня была построена Нимродом, вавилонским царём, чтобы и он, и его народ, могли бросить вызов новому потопу. Тогда, считая себя в безопасности от Божьего гнева, они намеревались отомстить Богу за потоп.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Мировые державы и их владыки предстают Даниилу в виде разнообразных зверей, их голов, крыльев, рогов и зубов. Появляются и исчезают лев (Вавилон), медведь (Персия), барс с четырьмя головами (держава Александра Македонского и эллинистические государства), затем – неизвестный зверь с железными зубами и множеством рогов, которые вырастают и исторгаются – это, очевидно, Рим. В другом видении ведут борьбу друг с другом козел (Македония) и овен (Персия); козел побеждает, потом у него вырастают четыре рога (как раньше было с головами у барса), а от одного из рогов появляется потом «небольшой рог», означающий Антиоха Епифана – «царя наглого и искусного в коварстве» ( Дан. 8:23 ). Это видение толкует Даниилу архангел Гавриил. Он же объясняет значение пророчества Иеремии о 70-летнем запустении Иерусалима ( Иер. 25:11 слл.): речь шла не о 70 годах, но о 70 «седминах», то есть должно пройти 490 лет – и тогда придет Мессия, или, по Даниилу, «Сын человеческий» – имя, которым чаще всего будет называть Себя Иисус Христос . «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, а царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). В конце времен грядет борьба «Михаила, князя великого, стоящего за сынов народа своего» ( Дан. 12:1 ) с врагами Господними. Эта апокалиптическая битва закончится воскресением мертвых и спасением праведников. Гибель Антиоха Епифана как бы не отделена у Даниила от этой последней битвы и гибели богоборцев, но такая «туманная перспектива» – общая черта всех пророческих книг и особенно апокалиптических писаний. Да и в самом деле, до пришествия Иисуса Христа оставалось менее двух веков – для истории это не так много. Пророчества Книги Даниила хронологически завершают Ветхий Завет. Те самые неполные два века, которые остались до земной жизни Иисуса Христа, из Священного Писания выпали. И пусть для мировой истории это небольшой отрезок времени, но для истории иудейского народа 2–1 вв. до Р. X. – время, чрезвычайно насыщенное событиями. Иудея освободилась из-под власти Селевкидов и стала, наконец, независимой, но мир не пришел на землю – усилились гражданские распри, а враги по-прежнему грозили со всех сторон. Окрепнувшая Римская держава – прежде союзница Иудеи в борьбе против сирийских Селевкидов – подчинила себе маленькую страну, и недавно обретенная независимость вновь отошла в прошлое. Затем более тридцати лет правит в принадлежащей Риму Иудее царь Ирод, прозванный Великим, но снискавший ненависть своего народа. Только конец царствования Ирода захватывает уже Новый Завет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokri...

Он построит город Мой, и отпустит пленных Моих, не за выкуп, и не за дары, говорит Господь Саваоф 854 … Эта величественная проповедь Господня обнаруживает, что, отделивши Себе особенный народ для соблюдения и сосредоточения в нем церкви Своей, Господь однако же, не исключил внутренним образом из сей церкви и из области промыслительных путей Своих и остальные народы. Напротив, народ Иудейский со своей религией, со своим учением и со своими пророчествами, должен был гореть, как просветительный светоч во тьме языческих народов. Известно, что не только Кир, но и многие другие цари языческие (Навуходоносор Вавилонский, Фараон Египетский, Александр Македонский, Птоломей Филадельф и многие римские императоры) признавали силу и верховное владычество Иеговы. Ст. 4. …А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил (т. е. Иудей, собиравшийся возвратиться на родину), пусть помогут ему жители места того... всяким доброхотным даянием. Очевидно, что Кир приглашает к пожертвованиям и ко всякому вспомоществованию путникам тех, в особенности, Иудеев, которые по разным соображениям рассудили бы остаться в Вавилонских пределах, которых, напр., могли бы задержать от путешествия семейные узы, заключенные на чужбине, также, приобретенные поля, и заведенное и устроенное хозяйство, и т. д. Но и своих собственных подданных (не еврейского происхождения) Кир приглашает вышеозначенными словами к пожертвованиям в пользу возвращавшихся Евреев и в пользу храма Иерусалимского. Из дальнейших слов видно 858 , что путники получили богатые вспомоществования не от единоплеменников только, но, вообще, от всех соседей по месту жительства, как, некогда, предки их при выходе из плена египетского; сам же царь Кир выдал громадное количество священных сосудов 859 . Все это показывает, с какой честью возвращались пленники Иудейские на родину, с какой искренностью благородный Кир делал относительно их свои распоряжения, и каким свободным и глубоким благоговением преисполнена была душа его к Богу Еврейскому. Еще яснее отсюда усматриваются те великие и премудрые цели Божии, которые достигались в плену Вавилонском, – как относительно народа еврейского, так и относительно царств языческих. Если для народа Божия плен Вавилонский был горнилом нравственного очищения, то и по отношению к язычникам это время не бесследно пропало для их религиозного просвещения. Царь Кир служит тому торжественным примером. « Народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, – возвещал, некогда, Господь устами пророка Исаии, – и Ассур теснил его ни за что,... но обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего... Ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите (т. е. как, некогда, из Египта): потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас! » 860

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

А ты, опустошитель (народ Ассирийский), знай, что когда кончишь порученное тебе опустошение от Господа, тогда опустошат и тебя (33:1 241 ). Живущих же в Сионе Господь сохранит, истребив между ними одних беззаконников; Господ царь наш, Той и спасет нас (33:2–24 242 ). Но да будет известно также, что грядет гнев Господень на вся народы, еже погубить их и предать на заклание и во первых, снидет меч Господень на Идумею и произведет в ней запустение, которое потом распространится повсюду (34:1–17 243 ), частью – завоеваниями царей Вавилонских, Персидских и Александра Македонского, частью – царей Сирийских, Египетских, Карфагенян и Римлян, опустошавших и материально и нравственно. Но да возрадуется и эта пустыня языческая: ей дана будет слава Ливанова и честь Кармилова. Бог Сам придет и спасет. Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. (35:1–7). И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святы… и возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их (35:8–10). В обозреваемой девятой речи из произнесенных в первые тринадцать лет царствования Езекии, замечательны два места:  о краеугольном камне , положенном в основание Сиона ( Ис 28:16 ), и  о пустыне жаждущей  (35:1–10). Первое из этих мест, очевидно, указывает на Пс 117:22 , 244 где под именем камня, отвергнутого строителями царства Иудейского, Саулом и его приближенными, подразумевается Давид, ставший основанием этого царства и утверждением столицы его Сиона, честным и мирным образом восторжествовавший над сильными и многочисленными своими врагами, именно – путем терпения и послушания воле Божией; – при появлении своем бывший соблазном для народа; т. е. для веровавших помазанию Самуилову – избранник Божий, а для взиравших на него глазами Елиава ( 1Цар 17:28 245 ) – ненасытный честолюбец. Таковыми качествами и обстоятельствами Давид прообразовал Мессию ( Мф 21:42 246 ). Поэтому святые Апостолы Петр ( 1Пет 2:6–8 247 ) и Павел ( Рим 9:33 ; 248 10:11 249 ) приводят вышеозначенное изречение Исаии, как пророчество о Христе Иисусе, служащее объяснением разномыслия о нем Иудеев и твердым основанием непостыдной христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Ап. Павел и ап. Тимофей. Миниатюра из Деяний и посланий апостолов. Нач. XII в. (Walters. W. 533. Fol. 287r) Ап. Павел и ап. Тимофей. Миниатюра из Деяний и посланий апостолов. Нач. XII в. (Walters. W. 533. Fol. 287r) Путешествие описано как происходящее по прямому повелению Духа Святого (Деян 16. 6-7). Судя по всему, ап. Лука хотел показать, что апостолы получали прямые откровения о том, куда дальше идти. О том, что такие откровения имели место, свидетельствует и следующий эпизод: «Миновав же Мисию, сошли они в Троаду. И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам» (Деян 16. 8-9). О том, кто явился П. в ночном видении, существуют разные предположения (евангелист ап. Лука - Dunn. 1996. P. 218, Александр Македонский - Barclay. 1955. P. 122). Вполне, однако, можно предположить, что П. явился либо некий неизвестный македонянин, либо это был конкретный человек, к-рого потом П., придя в Македонию, крестил, но об этом крещении в кн. Деяний по каким-то причинам умалчивается. Далее повествование ап. Луки приобретает неожиданный ракурс: впервые автор начинает говорить от 1-го лица мн. ч.- «мы»: «После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там» (Деян 16. 10). II. В Македонии. В 1-й части путешествия П. со спутниками должны были пересечь пешком земли от Антиохии (ныне Антакья) до побережья Эгейского м. Троада, откуда П. и его спутники отправились в Македонию, находилась на малоазиатском берегу Эгейского м. Из Троады они отправляются на корабле на о-в Самофракию (ныне Самотраки, Греция), а оттуда на др. же день - в Неаполь (ныне Кавала, Греция). Из Неаполя они двигаются пешком в Филиппы , где остаются на неск. дней (Деян 16. 11-12). Город Филиппы входил в состав рим. пров. Македония (об этом см. в ст. Македония ) и, находясь на пересечении важных дорог, имел статус колонии (ср.: Деян 16. 12). Как и в др. случаях, П. начинает проповедовать местным иудеям. Однако, судя по всему, в городе не было синагоги. Для строительства синагоги требовалось не менее 10 мужчин-евреев, а их здесь не было; упоминаются только женщины ( Dunn. 1996. P. 219). В синодальном переводе говорится: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами» (Деян 16. 13). Однако в оригинальном тексте кн. Деяний слово «дом» отсутствует. Букв. перевод фразы может звучать так: «В день же субботний мы вышли за ворота к реке, где, как мы думали, было (место) молитвы (ζλτομεν ξω τς πλης παρ ποταμν ο νομζομεν προσευχν εναι)». Беседа с женщинами вполне могла происходить просто у реки, не в закрытом помещении.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

1.5–11. Пророк указывает на засуху и голод как на признак гнева Божия. Святое дело должно быть продолжено. Ревность о Храме следует поставить на первое место, а все прочее будет дано людям (ср. Мф 6.33 ). 2.3–4. Речь идет о людях, которые не могли примириться с мыслью о том, что великолепный Соломонов Храм погиб. Господь обещает, что слава нового Храма превзойдет славу старого. Это пророчество исполнилось, когда во Втором Храме проповедовал Христос. 2.5. Основой надежды должна быть твердая вера в Завет Божий, заключенный с праотцами народа. То, что обещано Богом, свершится вопреки всем препятствиям. 2.6–7. Пророк изображает явление Бога в мир в виде мировой катастрофы. Образы ее должны показать величие Царства Ягве в сравнении со всеми мировыми державами. 2.11–14. Неприкосновенность посвященных Храму предметов была знаком благоговения. К нему-то и призывает пророк охладевший к вере народ. 2.21–22. Символы славы мессианского Царства. 2.23. Печать – нечто, принадлежащее человеку, дорогое ему. Речь идет о Зоровавеле как помазаннике или прообразе Помазанника Ягве. Пророк Захария 98 (евр. зехарйа, «тот, о ком помнит Ягве») был сподвижником пророка Аггея. В книге приведена его родословная, из чего следует, что он принадлежал к знатному роду. Согласно позднейшему преданию, Захария прибыл в Иерусалим еще молодым и умер в глубокой старости, членом великого Собора (коллегии законоучителей, толковавших Писание). Начало проповеди Захарии приходится на октябрь – ноябрь 520 г. до Р. X. Большинство современных библеистов относят 2-ю часть Книги Заха-рии (гл 9–14) к концу IV в., к эпохе Александра Македонского. Богословие первой части Книги Захарии носит преимущественно мессианский характер. Темы книги следующие: а) возрождение Храма и Иерусалима; б) обращение народов и мессианское Царство, которое покончит с мировым злом; в) добродетель как служение Богу; г) двойственная природа мессианской власти (князь и первосвященник). 1 В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку: 2 прогневался Господь на отцов ваших великим гневом, 3 и ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010