глава 7). Разуметь под этими зверями именно эти четыре монархии дают основание слова одного из предстоящих лиц, виденных Даниилом, объяснившего Даниилу по просьбе его смысл видения зверей: эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли ( Дан. 7 :17ё). Цари означают царства, которые они возвысят, и которыми будут владеть. Кроме того и состав огромного истукана, виденного Навуходоносором во сне, также означает те же четыре царства, как объяснил Даниил Навуходоносору значение его сна: Ты, царь, царь царей, которому Бог даровал царство.., ты – эта золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и ещё третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землёй. А четвёртое царство будет крепко, как железо. 2:31–45) Наиболее полное объяснение видения Даниилом четырёх зверей и сна Навуходоносора об истукане мы находим у Ипполита. Вот его слова: „Сказавши о львице, выходящей из моря, пророк означил Вавилонское царство в мире (равно как и тем), что у оного тела глава была златая... После львицы видит второго зверя, подобного медведице: это были Персы, ибо после Вавилонян владычествовали Персы. Словами: три клыка во рту у него, показывает, трёх народов Персов, Мидян и Вавилонян; то же показывает в (виденном) теле после золота упоминаемое серебро. Потом третий зверь – рысь: это были Эллины. Ибо после Персов принял власть Александр Македонский, победивший Дария: он в теле означается медью. Замечая, что у него четыре птичьих крыла и четыре головы, очевидно, указывает, как разделится царство Александрово: ибо в четырёх головах разумеет четырёх царей, восставших из него, так как Александр умирая, разделил своё царство на четыре части. Потом говорит: зверь четвёртый, страшный и ужасный, зубы его железные и ногти его медяны. Кто это, как не Римляне? Это есть железо – стоящее ныне царство (Римское): ибо голени его железны. После сего остаётся нам (объяснить) ступни ноги в теле, в коих часть некая железна и часть глиняна, смешанные между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Из всех наименований Помазанника Христос Спаситель предпочитал Даниилово: Сын Человеческий ( Мф. 26:24 ). 8. Борьба империй и срок испытаний ( Дан. 8 ). Видение в главе 8 имеет более конкретный характер. Оно касается событий, прошедших с времен Александра до Антиоха Епифана. Разъясняет его пророку ангел Гавриил, явления которого связаны с мессианской тайной (ср. Лк. 1:26 ). Цель пророчества – утешить скорбящих в дни гонений, предсказать им срок испытаний. Овен в видении означает державу персов, которые завладели многими странами от Малой Азии до Индии (см. 8,20). С ним сражается козел – греческий мир (рог между его глазами – Александр Македонский; 8,21). Победа козла над овном – указание на разгром Александром Персидской державы в 333 году. Через десять лет Александр умер («сломился большой рог и на место его вышли четыре», 8,8). Ему наследовали четыре преемника – Диадохи. От одного из них (Селевка) «вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране 23 . И вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их. И даже вознесся на Вождя воинства сего 24 , и отнята была у Него ежедневная жертва, и поругано было место святыни Его» (8,9–11). Первые читатели Кн. Даниила легко могли понять, кто подразумевается в видении. Это царь-гонитель, который осквернил Храм. На вопрос, долго ли будет длиться торжество нечестивого, таинственный голос отвечает, что святилище будет очищено через 2300 суток (8,14), то есть через три с половиной года. Данное пророчество исполнилось в точности: в 164 году Иуда Маккавей очистил Храм от язычников (см. § 29). 9. Мессианское пророчество о седминах ( Дан. 9 ). Даниил повествует, как он размышлял над св. книгами о судьбах народа Божия. Согласно Кн. Иеремии, кара Израилю – изгнание – будет длиться 70 лет ( Иер. 25:9–12 ). В действительности же Плен длился меньше, а бедствия – дольше. Тогда ангел Гавриил объясняет провидцу, что период бедствий, который продлится до прихода Мессии, увеличен в 7 раз (ср. Лев. 26:21 ). Эта эпоха измеряется семилетиями – седминами , или субботними годами (ср. 2Пар. 36:21 ; Лев. 26:34–35 ). Не семьдесят лет, а семьдесят семилетий пройдет до конца эпохи испытаний и мессианского Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

Впрочем, в настоящее время является уже трудно опровержимым общее утвердившееся мнение о некоторых исторических погрешностях рассматриваемой книги, особенно касательно иноземных народов. Так, по 1Мак.1 – «Александр, сын Филиппа, Македонянин поразил Дария, царя Персидского и Мидийского и воцарился вместо него прежде над Елладою». По этому замечанию, как будто Дарий (III-й Кодоман, пораженный Александром Македонским) царствовал над Елладою и после него, поразив его, воцарился Александр. Много делается попыток к разъяснению этого «недоумения», но все-таки очень трудно его избежать. В 1Мак.1:6 читаем: «призвал Александр знатных из слуг своих… и разделил им свое царство еще при жизни своей…» И это сказание, хотя и очень распространенное в древности (Ammian Marcellin. XXIII. 6. Mos. Chorens. II, 1 и др.), ныне считается уже ошибочным. В 1Мак.12:6–7 : «народ иудейский братьям Спартанцам радоваться… вы (Спартанцы) братья наши»; а также 6:21: «найдено в писании о Спартанцах и Иудеях, что они братья и от рода Авраамова». Ученая литература, созданная этим свидетельством, также не может основательно подтверждать его. И Вигуру ожидает лишь в возможном будущем возможного подтверждения этого свидетельства… Повествование (в 1Мак.8:7–8 ) о том, что римляне схватили Антиоха Великого живым и заставили платить великую дань, а равно и дальнейшие слова: «страну Индийскую… взяв от него отдали царю Евмению», также считают «противоречащими всем свидетельствам классической истории и неисторичными. В 1Мак.8:15–16 свидетельство о римском сенате, ежедневно собиравшемся в числе 320 членов, и начальствовании над римлянами «одного» человека, также заключает очень много исторических погрешностей. Вообще кажется не к чему отвергать и оспаривать присутствия в книге очень многих исторических погрешностей. Кроме того, справедливо богословы указывают, как на признак неканоничности книги на отсутствие живой веры в постоянное теократическое общение между еврейским народом и Господом, общение, проникающее всех ветхозаветных канонических писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Возникает в этой связи вопрос, почему Александр Ярославич сравнивался с Веспасианом: только ли потому, что тот «побеждая, был непобедим»? Или все же подразумевался и другой, более глубокий и скрытый смысл? Правильнее, как мне кажется, второе предположение. Чтобы подчеркнуть непобедимость Александра Невского можно было сравнить его, например, с Александром Македонским, пожалуй, в истории более известным, чем Веспасиан. Но Александр Ярославич сравнивается именно с Титом Флавием Веспасианом, «иже бе пленилъ всю землю Иудейскую» в 69 г. В этом сравнении легко угадывается прямая параллель с подавлением Александром Ярославичем новгородского восстания 1259 г. Веспасиану подавление восстания в Иудее принесло славу в Риме. Александру укрощение новгородцев принесло славу в Орде. Оба воспользовались славой для укрепления своей власти, но каждый, разумеется, по-своему. В приводившемся уже послании к римлянам апостол Павел говорит, что власти «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». «Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» [Гл. XIII, 5-7]. Благоверный князь Александр и следовал апостольской заповеди. Ну, а на счет того, что он «потопил восстание» русских против ордынцев, так Бог ему судья (и дар чудотворений тому свидетельство), как и Николаю II, который не захотел сдержать февральские события 1917 г. «временно ценою пролития крови мирных граждан», как предлагал ему председатель Госдумы М. В. Родзянко, оказавшийся впоследствии правым насчет того, что потом сдержать эти события оказалось невозможным, и сколько мирных граждан погибло и в революцию, и Гражданскую, и в ходе репрессий? Несть им числа... Запад (и «западники») никогда не простят России, что она предпочла «дикий Восток» «культурному Западу», а в итоге — сохранила свою самостоятельность, вместо того, чтобы раствориться на периферии католического мира и стать его буфером в столкновении с тем же Востоком (83). Заслуга Александра Невского заключается в том, что не иначе как Провидением Господним, он сумел распознать оба зла и из двух избрал меньшее. Его выбор во многом способствовал тому, что мы не стали «подобием», а сберегли свою самобытность и высочайшую духовную культуру — Православие...

http://pravoslavie.ru/5193.html

Скачать epub pdf Книга 1 Глава 1 1Мак.1:1 . И было: когда поражал Александр сын Филиппа, Македонский, который вышел из земли Хеттиим, то поразил и Дария царя Персов и Мидян, и воцарился вместо его, предварительно в Елладе. 1Мак.1:2 . И производил многия войны, и овладел многими крепостями, и умертвил царей земли. 1Мак.1:3 . И прошел до пределов земли, и получил добычи от множества народов: и умолкла земля пред ним, и возвысился он, и вознеслось сердце его. 1Мак.1:4 . И составил воинство весьма сильное, и господствовал над странами, и народами, и областями, а оне были ему данниками. 1Мак.1:5 . Но после сего слег в постель, и почувствовал, что умирает. 1Мак.1:6 . И созвал чадцов своих славных, совоспитанников своих от юности, и разделил им царство свое еще при жизни своей. 1Мак.1:7 . А царствовал Александр двенадцать лет, и умер. 1Мак.1:8 . И стали державить чадца его, каждый в своем месте. 1Мак.1:9 . И все возложили на себя венцы по смерти его, а после них – сыны их в течении многих лет, и умножили зло на земле. 1Мак.1:10 . И произошел от них корень греха – Антиох Епифан, сын того царя Антиоха, который был заложником в Риме: и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинов. 1Мак.1:11 . В те дни явились в Израиле сыны законопреступные, и наустили многих, говоря: пойдем, и сделаем завет с народами, окружающими нас, ибо с той поры, когда мы отделились от них, постигли нас беды многия. 1Мак.1:12 . И благовидно было это слово в очах их. 1Мак.1:13 . И воспылали некоторые из народа, и отправились к царю: и он дал им власть вводить учреждения языческия. 1Мак.1:14 . И они построили гимнасион [Игрище нагих потешников] в Иерусалиме по уставам языческим, 1Мак.1:15 . И допустили у себя необрезание, и отступили от завета святаго, и соединились с язычниками, и продались им, чтобы делать худое. 1Мак.1:16 . И было в готовности царство пред Антиохом: и задумал он воцариться в земле Египетской, дабы царствовать в двух царствах. 1Мак.1:17 . И вошел в Египет с ратию великою, с колесницами, и с слонами и всадниками, и с множеством кораблей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Глава 11 1–2. Краткий очерк истории царства Персидского. 3–20. Царство Греко-македонское и взаимная борьба имеющих образоваться из него монархий Сирийской и Египетской. 21–45. Деятельность Антиоха Епифана. Дан.11:1 . Итак я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорою и подкрепле­нием. Дан.11:2 . Теперь воз­вещу тебе истину: вот, еще три царя восстанут в Персии; по­том четвертый пре­взойдет всех великим богат­с­т­во­м, и когда усилит­ся богат­с­т­во­м сво­им, то поднимет всех про­тив царства Греческого. Так как откровение сообщено пророку в третий год Кира ( Дан.10:1 ), то под тремя царями, имеющими восстать в Персии, разумеются три преемника Кира: Камбиз (529–522 г.), Лжесмердиз (522–521 г.) и Дарий Гистасп (521–486 г.), а четвертый царь, «превзошедший всех великим богатством», – это знаменитый Ксеркс (486–465 г.), славившийся, действительно, несметными богатствами и известный неудачным походом против греков. Являвшийся продолжением войн, начатых отцом Ксеркса Дарием Гистаспом, он закончился полным поражением персов при Саламине. Дан.11:3 . И восстанет царь могуще­с­т­вен­ный, который будет владыче­с­т­во­вать с великою властью, и будет дей­с­т­во­­вать по своей воле. Дан.11:4 . Но когда он восстанет, цар­с­т­во его раз­рушит­ся и раз­делит­ся по четырем ветрам небесным, и не к его по­томкам пере­йдет, и не с тою властью, с какою он владыче­с­т­вовал; ибо раз­дробит­ся цар­с­т­во его и достанет­ся другим, кроме этих. Со времени битвы при Саламине персидское царство стало явно клониться к упадку; мировой державой становится Греция. Ввиду такого значения похода Ксеркса небожитель обходит молчанием его преемников по царству и переходит от персидской монархии к третьему мировому царству – греко-македонскому, а из его представителей – к Александру Македонскому, так как только с этого времени греки входят в соприкосновение с народом Божиим. Относительно Александра Македонского и его деятельности откровение сообщает то же самое, что было известно пророку Даниилу из предшествующих видений ( Дан.7:6 ; Дан.8:5–8, 21–22 ). Новым является указание, что после смерти Александра власть перейдет не к его потомкам, а к посторонним для него лицам. И действительно, Александр Македонский оставил после себя слабоумного брата Арридея и двух малолетних детей. Ни один из них не был способен управлять громадной империей, и она была поделена полководцами Александра, причем каждая из частей естественно оказалась слабее всего царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Другая монета в коллекции музея – драхма, отчеканенная при Александре Македонском. В отличие от динария драхмы – это греческие серебряные монеты, весом около 4,2 грамма. Они чеканились во время эллинского правления на Востоке, а также в восточных провинциях Римской империи. Одна драхма составляла плату греческому воину за один день службы. В Евангелии эта монета упоминается в притче о женщине, имевшей 10 серебряных монет – драхм, и потерявшей одну из них. С усердием, зажегши свечу, она искала ее в самых темных уголках дома и, найдя, пригласила соседей разделить с ней радость обретения (Лк.15,8). – Это образ самого Христа, ищущего каждую погибающую человеческую душу. Каждому из нас известно выражение «внести свою лепту». Но далеко не каждый человек в наши дни помнит, что эта крылатая фраза восходит к евангельскому рассказу о бедной вдове. «Сел Иисус против сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты… Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое " (Мк.12,41-44). Ученые считают, что в Евангелии речь может идти как об одной монете достоинством в две лепты (это прута, которую греки также называли «дилептион», то есть двулепта), или же о двух «полупрутах» - собственно лептах. Известная евангельская лепта вдовицы представлена в музейной коллекции несколькими монетами. Это лепты, отчеканенные в Иудее при Хасмонейском правителе Александре Яннае, две пруты его же чекана. Особый интерес представляют пруты, отчеканенные Иродом Великим, при царствовании которого в Вифлееме родился Господь, а также монета Понтия Пилата. Именно отпечаток такой монеты был обнаружен учеными на глазах Христа Спасителя на Туринской плащанице. Завершает нумизматическую коллекцию музея «серебренник Иуды». Это тетрадрахма, отчеканенная в финикийском городе Тир. Данная серебренная монета весит 14 грамм. Только такая монета принималась в качестве пожертвования на Иерусалимский храм и именовалась «священным сиклем» или «шекелем». Тридцатью такими монетами иерусалимские первосвященники рассчитались с Иудой Искариотом за его предательство Учителя.

http://pravoslavie.ru/44219.html

В Везеке они в числе прочих настигли самого правителя этого города Адони-Везека, с которым сразились и который обратился в бегство. Название Адони-Везек (господин Везека) было общим названием правителей города Везека, как «Фараон» – правителей Египта, «Авимелех» – правителей Герара, «Мелхиседек» – правителей Иерусалима. Суд.1:6 .  Адони-Везек побежал, но они погнались за ним и поймали его и отсекли большие пальцы на руках его и на ногах его. Пойманный во время преследования, Адони-Везек подвергся казни со стороны израильтян: ему были отсечены большие пальцы рук и ног. Подобное изувечивание побежденных было довольно обычно в древности. По свидетельству Элиена, афиняне подвергли эгинян подобному увечью, отрубив у них большие пальцы на правой руке, чтобы они не могли владеть копьем (Var. hist. II, 9). Александр Македонский, взяв Персеполь, нашел там 800 пленных греков, у которых персидскими царями были отрублены некоторые члены тела. Суд.1:7 .  Тогда сказал Адони-Везек: семьдесят царей с отсеченными на руках и на ногах их большими пальцами собирали [крохи] под столом моим; как делал я, так и мне воздал Бог . И привели его в Иерусалим, и он умер там. В настоящей жестокой казни Адони-Везек справедливо усмотрел возмездие Божие за свою жестокость в отношении побежденных им самим правителей городов и местечек, у которых он также отрубал большие пальцы на руках и ногах, и которые, подобно псам, питались отбросами с его стола. Приведенный в Иерусалим, Адони-Везек здесь умер. Суд.1:8 .  И воевали сыны Иудины против Иерусалима и взяли его, и поразили его мечом и город предали огню. При Иисусе Навине Иерусалим не был завоеван израильтянами ( Нав.15:63 ). И в данном случае имеется в виду завоевание только низменной части города, примыкавшей к уделу колена Иудина, нагорная же часть, крепость Сион, примыкавшая к колену Вениаминову, и после того оставалась во власти живших там иевусеев до царя Давида ( 2Цар. 5:6–9 ). Суд.1:9 .  Потом пошли сыны Иудины воевать с хананеями, которые жили на горах и на полуденной земле и на низменных местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Чис.24:20 .  И увидел он Амалика, и произнес притчу свою, и сказал: первый из народов Амалик, но конец его – гибель. Амаликитяне ( Быт 14.7 ) – древнее ханаанское племя, кочевавшее между Египтом и Палестиной ( Исх 17 ; Чис 13.30, 14.45 ; 1Цар 15.7, 27.8 ). В них можно видеть потомков Амалика, одного из сыновей Елифаза, первенца Исава от Ады ( Быт 36.10, 12 ). Военное могущество амаликитян окончательно сокрушено было при Давиде. Чис.24:21 .  И увидел он кенеев, и произнес притчу свою, и сказал: крепко жилище твое, и на скале положено гнездо твое; Кенеи ( Быт 15.19 ) – древнее ханаанское племя, получившее свое название («кень» или «кин» – гнездо), быть может, от тех аулов, которые они устраивали для себя в горах обитаемых ими местностей (Властов). Часть кенеян, через родственника Моисея Иофора, который называется кенеянином ( Суд. 1.16 ), сблизилась с евреями и поселилась в Палестине ( Суд. 1.16, 4.11, 17 ). Часть сблизилась с мадианитянами и амаликитянами( 1Цар 15.5–7, 27.10, 30.29 ). Чис.24:22 .  но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен. Начало стиха очень различно в греко-слав. т. от евр.-русск., вследствие того, что LXX поняли евр. qain в смысле нариц. «гнездо», а гл. «ebaer» – в смысле собств. «Веор». Имеется в виду или нашествие месопотамского царя Хусарсафема ( Суд. 3.8 ), или порабощение израильтян (а c ними и кенеев) ассириянами. Чис.24:23 .  И [увидев Ога,] произнес притчу свою, и сказал: горе, [горе,] кто уцелеет, когда наведет сие Бог! Слов «увидев Ога» нет в еврейском тексте (как отсутствуют они и во многих код. LXX у Гольмеса). Речь Валаама обращена к ассуру, еверу и киттиму. Чис.24:24 .  придут корабли от Киттима, и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель! «Придут корабли от Киттима и смирят Ассура». Под именем Киттим на языке Св. Писания разумеются острова и прибрежья Средиземного моря, расположенные на запад от Палестины, как-то: Македония, Греция, Италия, с прилегающими к ним островами. В 1 кн. Мак Александр Македонский представляется пришедшим из земли Хиттим (Хеттим, Киттим); по уверению раввинов, Хиттим и Македония – одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

. И когда он будет попран и сокрушен, то посмеется над ним дева, дочь Сиона, и покачает головой своей дочь Иерусалима 42 , говоря: Кого ты порицал и поносил? И на кого возвысил голос свой? Ты поднял глаза свои ввысь на Святого Израилева. Чрез вестников твоих ты порицал Господа. Вот смотри, пало кольцо на ноздрю твою и удила на рот твой. И, придя с сердцем надменным, возвратишься ты с сердцем сокрушенным 43 . И [Господь] убил [Сеннахирима] рукой друзей его. Низвергнут был он в месте надежном, и пал пред богом своим 44 . Необходимо было, возлюбленный мой, чтобы стал он закланием и жертвой [свидетельствующей] против того бога, на которого уповал он. И на месте, где поклонялся он, его мертвое тело стало обличением его идола. 5. Еще возвысился и превознесся овен, он бодал и к западу и к северу и к югу. Он подчинил многих зверей, и не могли они устоять против него, пока с запада не (193) пришел козел и не поразил овна и не сломил ему оба рога и он весьма унизил овна 45 . Овен же есть царь Мидийский и Персидский – Дарий, а козел – Александр Македонский, сын Филлипов. Даниил увидел овна, когда был на востоке, перед вратами дворца Суз в области Эламской у реки Улая; он бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него 46 . Козел же вышел из страны греков и возвысился перед овном, поразил его и сломил оба его рога – великий и малый 47 . Почему [Даниил] сказал, что [козел] сломил оба рога [овна], если не потому что тот покорил оба царства, которыми правил [овен]: малый [рог] – [царство] мидян, а великий – персов. Ведь когда пришел грек Александр, то убил Дария, царя Мидийского и Персидского, ибо так сказал ангел Даниилу, объясняя видение: Овен, которого тыг видел – царь Мидийский и Персидский, а козел – царь греков 48 . От того времени, когда были сломлены оба рога овна и до сего дня – шестьсот сорок восемь лет. 6 . И вот, сломлены рога овна (196), но хотя и были сломлены его рога, он возвысился и превознесся против четвертого зверя, крепкого и сильного, с

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010