(13) Присоединив к этому также видения [самого] Даниила, мы сделаем общее толкование их обоих и покажем, как согласны и истинны были видения пророка, которые ещё раньше видел Навуходоносор. Пророк же говорит так: я, Даниил, видел: и вот, четыре ветра небесных налегли на море великое, и четыре больших зверя вышли из моря, различные между собою. Первый – как львица, крылья же его как у орла; я смотрел, доколе не вырваны были крылья его, и поднят был от земли, и стал на ноги человеческие, и сердце человеческое дано было ему. И вот, зверь второй, подобный медведице, стоял с одной стороны, и три ребра было в устах его, между зубами его; [ему было сказано: «встань, ешь мяса много»] 699 . Видел позади него: и вот, зверь третий, как барс; над ним четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя. После сего видел: и вот, зверь четвертый, страшный и ужасный и сильный, зубы его железные и когти его медные; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов у него. [Я] рассматривал эти рога, и вот, другой рог малый вышел между ними, и три из прежних рогов исторгнуты были от лица его; и вот глаза, как глаза человеческие, в роге том, и уста, говорящие великое (7:2 8). (14) Так как это, таинственно сказанное пророком, другому может показаться труднопостижимым, то мы ничего из этого не скроем от тех, которые имеют здравый ум. Говоря о первом звере – львице, выходящей из моря, – Даниил обозначает существовавшее тогда в мире царство Вавилонское – золотую голову истукана. Слова: крылья же его как у орла [означают], что возвысился царь Навуходоносор и возгордился пред Богом. Затем, говорит, вырваны были крылья его, – [это значит], что отнята была у него слава. В самом деле, он был изгнан из царства своего. Слова же: стал на ноги человеческие, и сердце человеческое дано было ему [означают], что он, после того как познал сие человеком, раскаялся и воздал хвалу Богу. Итак, я показал подобие первого зверя. (15) И вот после львицы пророк видит второго зверя, подобного медведице, каким были Персы. Действительно, после Вавилонян возобладали Персы. Словами же: три ребра в устах его видел, он указал на три народа – Персов, Мидян и Вавилонян, что именно после золота и показывает серебро в истукане. Вот, мы объяснили и второго зверя. Затем третий зверь – барс, каковым были Эллины. Действительно, после Персов начал властвовать Александр Македонский, после того, как он убил Дария: на истукане это показано медью. Словами: четыре птичьих крыла и четыре головы были у зверя самым ясным образом он показал, как разделилось на четыре части царство Александра. В самом деле, оно имело четыре головы, – эти четыре царства, которые от него восстали. А когда Александр умирал, то он действительно разделил своё царство на четыре части. Итак, и о третьем [звере] мы сказали.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие , неправде ( 2Фес. 2:10–12 ). То же самое и Господь изрек Иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете ( Ин. 5:43 ). Это же и ангел говорит, открывая Даниилу: и словеса на Всевышнего возглаголет, и святых Всевышнего приведёт в ветхость, и помыслит отменить времена и закон, и преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени. И воссядет судилище и отнимет у него власть губить и истреблять до конца. Видите, как сказанное ангелом загадочно Павел изложил ясно? Господь, предсказывая восстание на святых, сказал: ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни ( Мф. 24:21–22 ). Потом, дав совет святым Своим ученикам, а через них и всем людям не обольщаться словами тех, которые будут говорить: вот, здесь Христос, или там ( Мф. 24:23 ), потому что Он не скрыто и не тайно, но явно со славою явится, добавил: тогда увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и  славою великою; и пошлёт ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырёх ветров, от края небес до края их ( Мф. 24:30–31 ). Это же предсказывая Даниилу, ангел добавил к сказанному: Сему научил нас блаженный Даниил, а я, оставив теперь обвинять Иудеев, весьма дивлюсь некоторым учителям благочестия, которые четвертого зверя назвали Македонским царством 633 . Им нужно, во-первых, принять во внимание, что третий зверь имел четыре главы, из чего ясно видно происшедшее по смерти Александра разделение царства на четыре части. А потом не должно упускать из виду, что четвёртый зверь в одно и то же время имел десять рогов и малый рог исторг три бывшие перед ним рога. Но царство Александра приняли четыре, а не десять царей. И если, оставив все прочее, обращусь к концу, то нужно понять сказанное, что по истреблении четвертого зверя царство будет дано святым Всевышнего; потому и  судилище, село.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Слова пророка над всякою крепостью он смеется: насыпает осадный вал, и берет ее относятся, безусловно, к искусству взятия крепостей халде­ями, к войнам Навуходоносора. Однако уж очень напоминает это описание взятие неприступного города Тира Александром Македонским. Это отмеча­ет толкователь книги пророка Аввакума св. Кирилл Александрийский . Само название древнего финикийского города Тир (Цор, ) означает «скала». Город Тир состоял из двух частей. Одна из них находилась на скале на не­большом острове и была совершенно неприступной крепостью. Другая нахо­дилась на материке и именовалась Пале-Тир. При городе находились две га­вани, с которых финикийцы вели обширнейшую по тем временам торговлю. Халдейский Царь Навуходоносор тринадцать лет держал в осаде город Тир. Однако взять его смог только Александр Македонский уже в 332 г. до Р.Х. Александр, затратив огромные усилия и издержки, построил земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове-скале, тем самым превратив остров в полуостров. Город был взят, сожжен. Десять тысяч жителей предано смерти, а сорок тысяч продано в рабство. Плотина Александра Македонско­го, превратившая остров в полуостров, в виде руин так и осталась памятни­ком искусства древних завоевателей. Описание посланного нечестивым иудеям Божьего бича – не знавших ни­каких преград халдейских орд и их царя-победителя, пророк завершает сло­вами: 1.11 Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его. То было время халдеев, время, когда Бог все и всех предал в руки их. И, как оно в таких случаях бывает, халдеи и их царь все приписали себе, своей силе и своей мощи. Не зная преград и сопротивления, надмевает­ся дух его. Одержав блистательные победы, разорив города и страны, от­строив свой столичный город Вавилон, царь Навуходоносор, расхаживая по царским чертогам, сказал: Это ли не величественный Вавилон, кото­рый построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! 93 . Так надмевался дух его. И он ходит и буйствует, оставляя после себя развалины и пепелища. Сила его – бог его. Все боги бессильно покорялись его силе, оставалась она одна сила его – бог его. Она безраздельно царствовала всюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

–  Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы ( 1Ин. 1, 5 ). –   Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его ( Ин. 3, 20 ).       Демон, Ангел и Матерь Божия Еще не прошло и месяца с тех пор, как я вернулся из Индии и снова находился на Святой Горе. Погода была темной, пасмурной и холодной. В те дни часто шел дождь. Весна еще не вступила в свои права. Старец пригласил меня к себе, хотя обычно он принимал людей на улице, во дворе. Я был один, других посетителей не было – как из-за дождя, так и из-за сезона (к концу зимы все коммуникационные пути с Афоном часто прерываются, так как существует опасность того, что паломники могут остаться временно заблокированными на Святой Горе; поэтому в этот период Афон посещает только небольшое количество студентов или люди с особыми проблемами). Это был один из первых раз, когда я заходил к старцу. Я был проведен в большую комнату, посреди которой находилась раскаленная печь, ей удавалось немного рассеивать влажность и холод. Вокруг стояли импровизированные деревянные скамейки, покрытые ковриками, сделанными вручную на ткацком станке. На одной стене висела фотокопия пророческого текста пророка Даниила об Александре Македонском, в котором он назывался «царем эллинским». Тексту предшествовала краткая история жизни пророка, и заканчивался он свидетельством историка Иосифа, говорившего, что упомянутое пророчество было передано первосвященником Иаддуа и еврейскими священниками лично императору Александру, когда последний прибыл в Иерусалим. Пророчество описывает его деятельность, завоевания, а также распад империи после его смерти. Все это было предсказано за несколько столетий до рождения Александра Великого. Старец сказал мне, что нет более неопровержимого доказательства о греческом происхождении Македонии и Александра Великого, чем боговдохновенный текст из Ветхого Завета. На это стоит обратить внимание, так как на тот момент еще не началась славянская пропаганда, которая пыталась узурпировать греческую историю и землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Наум.3:8–12 .  Разве ты лучше ...Амона (вульг. Александрии народов), живущего среди рек? Вода вокруг него, море богатство его, воды – стены его, Ефиопия и Египет подкрепление его, и нет конца; Африка и ливийцы оказывали помощь тебе. Но и он переселяется и уводится в плен; ... младенцы его будут разбиты (вульг. были разбиты) в начале всех дорог, о знатных его будут бросать (вульг. бросали) жребий и все вельможи его будут окованы (вульг. были окованы) цепями. Так и ты опьянеешь и будешь презрена, и будешь искать помощи для себя у врага. Все укрепления твои подобны смоковнице с спелыми плодами: если тряхнут их, то они упадут в рот ядущего. LXX: Настрой струну, ты, часть Аммона, живущая среди рек; воды вокруг нее, море начало ее и вода – стены ее. Ефиопия и Египет сила ея, и нет конца бегству твоему; Фут и ливийцы были помощниками ее, и она будет переселена и взята в плен, и младенцев ее разобьют в начале дорог ее, и о всех знатных ее будут бросать жребий, и все вельможи ее будут окованы цепями. И ты опьянеешь и будешь презрена, и будешь искать помощи себе для поддержки у врагов твоих. Все укрепления твои подобны смоковницам, имеющим спелые плоды: если тряхнуть их, то они упадут в рот ядущего. Еврей, наставлявший меня в Писаниях, утверждал, что вместо слов: «настрой струну, часть Аммона», как читается у LXX, и вместо слов: «разве ты лучше Амона», как перевели прочие переводчики, можно так читать: «разве ты, Амон, лучше, нежели Но», и говорит, что по-еврейски «Но» означает «Александрию», а «Амон» – «множество» или «народы», и что ход мыслей здесь следующий: разве ты лучше Александрии народов или многолюдной, живущей среди рек и окруженной водою? Это не потому, что в то время она называлась Александрией, – это имя она получила спустя много времени после того от Александра Великого Македонского, – а потому, что под первым именем, то есть «Но», она всегда была столицею Египта и притом весьма многолюдною. Поэтому и те, которые описали деяния Александра, считают ее главным городом Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

История свидетельствует, что Кир, прежде чем завоевать Вавилон, победил Астиага, царя Мидийского, и Креза, царя Лидийского; и эти два царства, как вошедшие в состав Персидской монархии, также участвовали в завоевании Вавилона и способствовали его уничтожению. Такому пониманию не будет противоречить и замечание пророка о втором звере: встань, ешь мяса много. Известно, с каким ожесточением и кровопролитиями совершилось падение Вавилона. Все ужасы этого падения с подробностями предвидел еще прор. Исаия, который, предсказывая падение Вавилона, между прочим так говорит: «рыдайте, ибо день Господа близок... Ужаснулись, судороги и боли схватили их… И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены...» ( Ис.13:6–9; 15–16 ), а последствия этого разрушения так изображает: «Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра,не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами... Шакалы будут выть в чертогах их…» ( Ис.13:19–22 ). Впрочем, какое бы мы понимание не удержали, общий смысл пророчества о втором звере будет один и тот же, и именно следующий: за настоящим Вавилонским преобладанием над наследниками царства Божия, достигнет подобного преобладания новое, уже возникающее в известной стороне владычество (Мидо-Персидское), алчное к завоеваниям и готовое всех подавить тяжестью и силою своего трехчастного состава. Такое толкование вполне согласно и с видением Навуходоносора ( Дан.2 ), и с видением самого пр. Даниила в 8 гл., где царство Мидо-Персидское представлено в образе овна, бодающего в разные стороны, и притом такого страшного и сильного, что никакой зверь не может устоять против него и никто не может спасти от него ( Дан.8:4 ). Третий зверь, который показан был пр. Даниилу, был подобен барсу: «на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему» ( Дан.7:6 ). Под этим зверем нужно разуметь царство Греческое – династию Александра Великого. Такое понимание оправдывается параллельными местами книги ( Дан.2:39; 8:20–21; 11:2–3 ) и самой историей. Известно, что Персидская монархия при Дарии III Кодомане пала от руки греческого царя Александра Македонского (см. приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Часто люди говорят о необходимости защиты национальных культур, и это вполне естественная реакция людей, которые находятся в великом плавильном котле. Но надо помнить, что кроме их правды, которая у них есть, так как Господь положил свои пределы для каждого из народов, есть правда и у тех, которые создают этот плавильный котел, потому что человек имеет желание выйти за пределы той общности, в которой он родился. Это действительно законное и справедливое желание – человек не должен жить в таком узком провинциальном мире. Он изначально представитель семьи человеческой, в которой вообще не было наций. И он должен войти в ту общность, в которой нации хотя и сохраняются, но в то же время в определенном смысле преодолеваются – во Христе, в котором нет уже «ни Еллина, ни Иудея ни… варвара, Скифа… но все во всем Христос» ( Кол.3:11 ). Поэтому все эти смешения народов и смешение культур, которое происходило в эллинизме, происходили не без промысла Бога. Греческий язык не случайно стал языком Евангелия. Так Бог готовил свой план, еще со времен Александра Македонского, который был открыт пророку Даниилу еще за 200 с лишним лет до его прихода. Когда Александр пришел в Иерусалим, первосвященник, который управлял тогда Иерусалимским Храмом, с радостью впустил его и показал ему книгу пророка Даниила, где было прямо написано о приходе Александра – что он придет и что он завоюет Персию. Александр признал Творца и принес Ему жертву в Иерусалимском Храме. И он, и его ближайшие соплеменники благоволили к Храму, хотя потом уже некоторые Птолемеи и некоторые Селевкиды стали гнать последователей истинного Бога (например, Антиох Епифан). «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него» ( Дан.7:7 ). Опять мы видим образ железа. Что это за зверь? Это Рим! Святой Ипполит Римский толкуя вот эти слова, говорит: смотри, если раньше звери имели некий единообразный вид (один подобен льву, другой – барсу, третий – медведю), то четвертый зверь ни на кого не похож, потому что, если первые три зверя имели какую-то государствообразующую нацию (персы, вавилоняне, греки), то четвертое царство не имело такой нации. Изначально там были римляне, но их было очень мало. Рим был построен по принципу слияния всех народов в один великий котел. Рим был построен не на национальной основе, а на основе римских граждан и неграждан. В самом начале в Риме была внутренняя война между патрициями и плебеями, и в конце концов плебеи добились равенства прав с патрициями. Таким образом, Рим заложил основу всемирной власти, потому что, когда одна нация пытается господствовать над другими, это вызывает острое раздражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

19. А о четвертом звере [Даниил] сказал: Он страшны г й и мощны г й и весьма сильный; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами , — это царство сыновей Исава. По воцарении Александра Македонского, явилось царство греков, так как и сам Александр из греков. Хотя видение третьего зверя исполнилось на нем, однако третий и четвертый [зверь] — един. И процарствовал Александр двенадцать лет, и было после Александра семнадцать греческих царей, чьи годы [правления] составляют двести шестьдесят девять лет от Селевка Никанора до Птолемея; а [затем] были кесари: от Августа до кесаря Филиппа — двадцать семь царей, чьи годы [правления] составляют двести девяносто три года, и восемнадцать лет [правления] Севера . В то время рог вел брань со святыми, и превозмогал их , — [то есть] Антиох, муж беззаконный, произносил слова против Всевышнего, изменил времена и праздники , отменил завет Авраама, и упразднил субботу покоя, ибо приказал иудеям не обрезываться . И поэтому [Даниил] сказал о нем: Он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы были в руку его до времени и времен и полувремени . Время и полувремя, подобно седмине и половине, составляют десять с половиной лет. Еще [Даниил] сказал: И, приняв решение, отняли у него власть, чтобы погубить его и истребить его до конца царства . Ведь настиг Антиоха суд с небес, и он заболел болезнью тяжкой и ужасной . Из-за вони, исходившей от него, никто не приближался к нему, ибо черви кишели и, выползая из него, поедали плоть его за то, что он притеснял червя Иакова . Воняла плоть его [уже] при жизни за то, что он сделал зловонными тела сыновей Иерусалима, и не были они погребены . И было бельмо на глазах его за то, что он осквернил Святилище Божее. Он молился, но не был услышан, ибо не внял стона праведников , убиваемых им. Он написал письмо и послал [его] иудеям, называя их своими друзьями, но Бог не смиловался над ним, и умер он в мучении . 21.  Еще сказал [Даниил]: Святые Всевышнего получат Царство . Что скажем об этом? Получили ли сыны Израиля Царство Всевышнего? Да не будет! Взошел ли этот народ на облака небесные? [Нет], они лишились этого. Ведь сказал о них Иеремия: Отверженным серебром назовут их, ибо Господь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

5.  Еще возвысился и превознесся овен, он бодал и к западу и к северу и к югу. Он подчинил многих зверей, и не могли они устоять против него, пока с запада не пришел козел и не поразил овна и не сломил ему оба рога и он весьма унизил овна . Овен же есть царь Мидийский и Персидский — Дарий, а козел — Александр Македонский, сын Филлипов. Даниил увидел овна, когда был на востоке, перед вратами дворца Суз в области Эламской у реки Улая; он бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него . Козел же вышел из страны греков и возвысился перед овном, поразил его и сломил оба его рога — великий и малый . Почему [Даниил] сказал, что [козел] сломил оба рога [овна], если не потому что тот покорил оба царства, которыми правил [овен]: малый [рог] — [царство] мидян, а великий — персов. Ведь когда пришел грек Александр, то убил Дария, царя Мидийского и Персидского, ибо так сказал ангел Даниилу, объясняя видение: Овен, которого тыг видел — царь Мидийский и Персидский, а козел — царь греков . От того времени, когда были сломлены оба рога овна и до сего дня — шестьсот сорок восемь лет. 6. И вот, сломлены рога овна но хотя и были сломлены его рога, он возвысился и превознесся против четвертого зверя, крепкого и сильного, с О овен, чьи рога сломлены, оставь зверя и не досаждай ему, чтобы он не пожрал и не погубил тебя. Не может овен устоять перед козлом. Как устоять перед страшным зверем, уста которого возглашают великое, и который на [все], что попадется ему, наваливается словно лев на свою жертву. Кто досадит льву, станет его добычей. Зверь сожрет того, кто разбудит его, и растопчет всякого, кто, проходя, попадется в его лапы. И не будет зверь убит до тех пор, пока не воссядет на престол Ветхий днями и не подойдет к Нему Сын Человеческий, Которому дана власть. Затем зверь тот будет убит, и тело его исчезнет, а царство Сына Человеческого будет царством вечным, и владычество Его во веки веков . 7. Успокойся, превозносящийся, не гордись. Если богатство твое превозносит твое сердце, то неужели его больше, чем у Езекии, который за то, что похвалился им перед вавилонянами, лишился всего и был уведен в Вавилон .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Согласно вопросу Навуходоносора ( Дан.2:26 ), Даниил сперва излагает содержание сна, а затем ( Дан.2:36 ) переходит к его объяснению. В качестве ответа на думы царя о том, что будет после него ( Дан.2:29 ), т. е. останется ли созданная им монархия вершительницею судеб мира или же уступит место другим империям, сновидение излагает историю смены четырех земных монархий и водворения на земле Царства Божия. Дан.2:37 . Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал цар­с­т­во­, власть, силу и славу, Дан.2:38 . и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и по­ставил тебя владыкою над всеми ими. Ты – это золотая голова! Относя символ золотой головы к Навуходоносору ( «ты – это золотая голова»), пророк разумеет в лице его всю вавилонскую монархию, на что указывают слова: «после тебя восстанет другое царство, ниже твоего» ( Дан.2:39 ). По указанию истории, это другое царство восстало не после Навуходоносора, а после всех его преемников по престолу, – сменило вавилонскую империю. В сновидении она олицетворяется в личности Навуходоносора, так как ему, «царю царей» (ср. Иез.26:7 ), всемирному завоевателю (ср. Иер.27:6 ; Иер.28:14 ), обязана своим существованием, могуществом, славой и всемирным характером. Как первая в преемственном ряду всемирных империй, вавилонская монархия изображается под видом головы; как отличавшаяся, особенно при Навуходоносоре, величием и блеском, она – золотая голова. Дан.2:39 . После тебя восстанет другое цар­с­т­во­, ниже твоего, и еще третье цар­с­т­во­, медное, которое будет владыче­с­т­во­вать над всею землею. Символический образ непосредственно следующего за вавилонским государством – две серебряных руки, сходящиеся в одной груди ( Дан.2:32 ), указывает одновременно и на его двухсоставность, и на его единство. Такова была мидо-персидская империя, единая и нераздельная ( Дан 8.20 ) при двух входящих в ее состав народностях. В качестве преемственно следующей за вавилонской она рассматривается и самим пророком Даниилом ( Дан.5:28 ). История мидо-персидского царства не отличалась свойственным вавилонской монархии величием и блеском, почему оно и называется «низшим ее». Третье в преемственном ряду царство, уступая двум первым по внешнему блеску (медное туловище истукана), значительно превзойдет их своим могуществом и силою: «будет владычествовать над всею землею». Подобным характером отличалось, по свидетельству 1 Маккавейской книги, царство греческое. Его основатель – Александр Македонский прошел до пределов земли, господствовал над областями, народами и властителями, заставил землю умолкнуть пред собою ( 1Мак.1:3–4 ). Сменившим мидо-персидскую монархию царство греческое считается и у пророка Даниила ( Дан.8:8–7, 20–21 ) и в 1 кн. Маккавейской ( 1Мак.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010