Начало этому процессу положил сам Александр, который после завоевания персидской державы стал активно использовать накопленный побеждёнными опыт создания и удержания большой многонациональной страны. Хотя титул «царя царей» он так и не принял, но в его придворный церемониал стали входить обычаи, удивляющие и даже шокирующие его соратников, такие как обязательное простирание ниц перед его троном. Этому примеру следовали диадохи и их преемники, а после них императоры Рима. Спустя столетия к практике Селевкидов обратился и Рим. Так, двор императора Диоклетиана стал напоминать персидский, что вызвало неприятие даже у языческих авторов, считавших практику «простирания ниц» перед называемым «Dominus et Deus» правителем неприличной для свободных граждан. Поэтому и правители Византии имели все основания следовать примеру предшественников и перенимали из персидской культуры то, что считали полезным для себя. Особо заметным этот процесс стал в V–VI веках, о чём свидетельствуют многочисленные примеры заимствований 565 . Подчёркивая свою победу, Ираклий совершил то, что тысячелетием ранее не сделал Александр Македонский: добавил к своему титулу «βασιλες βασιλων», что буквально соответствовало персидскому «шаханшах». Этот факт часто забывается, однако он заслуживает пристального внимания, поскольку открывает принципиально новую страницу не только в царствовании самого Ираклия, но и в становлении идеологии императорской власти Византии. Хотя в Ветхом Завете этот титул встречается по отношению к правителям Персии (см., например, Ездр.7:12 ; Дан.2:37 ), христианские тексты относят его только к Богу: Он есть Господь господствующих и Царь царей ( Откр.17:14 ; см. также 1Тим.6:15 ), И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует... На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» ( Откр.19:11–16 ). Учитывая уровень владения ромеев текстом Писания и порой даже болезненную внимательность к мелочам, употребление «βασιλες βασιλων» по отношению к императору не могло остаться незамеченным и уже по самому факту означало определённые претензии Ираклия на сакрализацию собственного статуса 566 и служило оправданием его вмешательства в дела Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Колонна храма Артемиды На фотографии – единственная колонна, оставшаяся от храма Артемиды Ефесской, или, в римском пантеоне, – Дианы. Храм Артемиды считался в древнем мире одним из семи чудес света. Первый храм сгорел, подожженный Геростратом. Отстроен он был заново при Александре Македонском. …Почти сто пятьдесят метров в длину, около семидесяти метров в ширину, сто двадцать колонн, каждая из которых была высотой в двадцать метров… Резная крыша из душистого кипарисового дерева, золото и серебро в огромном количестве – подношения царей и полководцев… В глубине – вожделенная святыня, к которой стекались паломники со всего мира: черная статуя богини со множеством шаров на груди. Так как Артемида была богиней плодородия, ученые до сих пор спорят, что изображали эти шары – груди или яйца, другой древний символ плодородия. «При храме были сотни жриц – священных блудниц; все это вело к тому, что Ефес пользовался дурной славой, как очень порочное место. Один из известнейших философов древности, Гераклит, происходивший из Ефеса, был известен под прозвищем “рыдающий философ”. Свои слезы Гераклит объяснял тем, что никто не мог жить в Ефесе и не рыдать над его аморальностью» (У. Баркли). Естественно, что город жил культом Артемиды, чей храм находился в нескольких километрах от центра города. Этот храм, как и сама Артемида, был величайшей языческой святыней. Многие здания украшали ее изображения, во всех домах были статуэтки богини. Охотно приобретали их и паломники-язычники, приезжавшие сюда со всего света. Небольшие статуи из камня, серебра или золота делали для паломников десятки мастеров города. В книге Деяний мы читаем про скандал, случившийся среди этих мастеров и торговцев. Прочитаем, что говорится в священном Документе: «…Произошел немалый мятеж против пути Господня, ибо некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная.

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

С.Е. Недумов Месяц май 1 мая Память св. Пророка Иеремии Св. Иеремия родом из Анафофа, скончался мученически, будучи убиен камнями от Иудеев, погребен в Египте. Могила пророка находится на месте селения фараонова, и Египтяне чтут память его, получив от него много благодеяний, молитвами его избавившись от вредоносных животных. Перст от могилы св. Иеремии исцеляет до сего времени обращающихся с верою, от уязвлений аспидов. Древнее предание свидетельствует, что Александр Македонский, быв на могиле пророка, и узнав о совершающихся на ней чудесах перенес мощи его в Александрию, где воздал оным подобающее чествование. В своих писаниях пророческих св. Иеремия так говорит, провидя страдания Христовы: Я как Кроткий Агнец ведомой на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: положим ядовитое дерево в пищу Его, и отторгнем Его от земли живых, чтоб и имя Его более не упоминалось. ( Иер. 11:19 , по переводу Русской библии, Синодального издания 1875 г.) Предсказал св. Иеремия и жрецам Египта падение идолопоклонства с рождением на земли Спасителя миру. Древнее предание свидетельствует, что царь Птолемей видел, как Египтяне покланяются младенцу, положенному в яслях, и вопрошал, что сие значит? Тогда ответствовали ему Египтяне: св. пророком (Иеремию) заповедан обычай сей отцам нашим, и мы ждем разрешения тайны сея. Далее писатель пролога вносит в рассказ свой, такое таинственное описание таинственных действий пророка, прежде запустения церковного взял св. Иеремии ковчег закона, и то, что находилось в нем, и положил его в особое вместилище, и сказал предстоящему народу: от Сиона отошел на небо Господь, и опять придет Законодавец в Сион. И будет знамением пришествия Его то, что все страны Древу поклонятся. И сказал: никто не может взять ковчега того, токмо Аарон и всего того, что вмещает в себе ковчег тот, никто не может коснуться, токмо Моисей, избранник Божий. Находится вместилище ковчега того в пустыне, посреди двух гор, где лежат Моисей и Аарон, и никто не знает места того. Память св. мученика Ваты

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Даниила пророка книга Даниила пророка книга , состоящая из XIV глав и написанная самим пророком Даниилом, помещается в еврейском тексте в Агиографах, т. е. в числе писаний, отличительным характером коих служит их Божественное происхождение, а не в каноне пророческих книг, и у Сираха о ней не упоминается; но, несмотря на это, она всегда считалась истинно канонической, священной книгой как у иудеев, так и у христиан. Явственнейшие следы существования этой книги до времен Маккавейских ( I Mak. II, 59, 60 ); то обстоятельство, что эта пророческая книга была показана Александру Македонскому, когда он взял Иерусалим и вошел в него (332 г. до Р. X.), и в ней указано на пророчество Даниила, что греческий царь ниспровергнет царство Персидское, особенности языка, соответствующие периоду Вавилонского пленения, – все это представляется несомненным доказательством подлинности книги Даниила. Написана она частью на еврейском языке, частью на чисто халдейском. Что же касается до стихов 24–90 третьей главы и целых глав XIII и XIV как славянской Библии, так и Вульгаты, то этих мест нет ни на еврейском, ни на халдейском – они существуют только на греческом. Особенность пророчеств Даниила состоит в том, что он не только предсказывал будущее, но указывал и самое время, в которое долженствовали исполниться его пророчества, так, напр., пророчество о седмидесяти седминах ( Дah.IX, 24–27 ). Вот это замечательное пророчество: семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых ( Дah.IX, 24 ). Это пророчество, в котором предсказаны явление Спасителя, и Его крестная смерть, и следующее за ней разрушение храма и Иерусалима, и прекращение ветхозаветных жертв, исполнилось в должное время с удивительной, буквальной точностью. В славянской и русской Библии Даниил нередко называется, между прочим, мужем желаний. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

107. Сон Навуходоносора Навуходоносору снился сон, от которого возмутился дух его. Царь велел созвать тайноведцев и чародеев, чтобы они рассказали ему сновидение, которое он позабыл, и объяснили его. Так как царь позабыл, что видел во сне, то вавилонские мудрецы ничего не могли сказать ему, и он велел истребить их всех. Когда вышло это повеление, искали Даниила и его товарищей, чтобы умертвить и их. Но Даниил пошел, попросил у царя времени и обещал представить ему толкование сна. Тайна эта была открыта Даниилу в ночном видении Богом. После этого Даниил пришел опять к царю и сказал ему, что сон его и видения были следующие. Царь думал о том, что будет, и Бог, открывающий тайны, сказал ему, что будет. Царю приснился какой-то большой истукан, он стоял пред ним в чрезвычайном блеске и вид его был страшен. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра – медные, голова железная, а ноги частью железные, частью глиняные. Камень оторвался от горы без содействия человеческих рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все раздробилось; железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, ветер унес их и следа не осталось от них, а камень, разбивший истукана, начал расти, сделался великою горою и наполнил землю. Даниил объяснил этот сон так. Ты, говорил он Навуходоносору, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, ты золотая голова. После тебя восстанет другое царство, ниже твоего (мидо-персидское) – серебряное, и еще третье царство, медное (здесь разумеется царство, Александра Македонского), которое будет царствовать над землею. А четвертое царство (здесь разумеется царство римское) будет крепко, как железо. Как железо разбивает и раздробляет, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. Ноги и пальцы частью глиняные, частью железные – это значит, что железное царство будет разделено и в нем останется несколько крепости железа; но так как в нем была и глина, то оно и будет частью крепкое, а частью хрупкое. В дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, оно раздробит и сокрушит все царства, а само будет стоять вечно (здесь разумеется царство Христово). Навуходоносору понравилось это сообщение о сне и толкование его, и он дал Даниилу большие подарки и поставил его начальником над всею областью Вавилонской и над всеми мудрецами вавилонскими. По просьбе Даниила царь поставил и его товарищей, Ананию, Азарию и Мисаила, начальниками в стране Вавилонской; а Даниил остался при царском дворе. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Библия, изложенная для семейного чтения. Книги Маккавейские. Часть 1 Смерть Елеазара (2 Мак. 6:18-31) Во время владычества персов и под покровительством преемников царя Кира иудеям жилось спокойно, и, размышляя о постигших их бедствиях, приходили они в сознание, что бедствия их были заслужены, и стали они порываться путем исполнения попранного ими закона Божия привлечь на себя прощение и милость Божию. Таким образом, около ста двадцати лет прожили они уже под чуждой властью, но не лишенные самоуправления, под властью своих первосвященников, при соблюдении своих собственных законов и платя притом необременительную дань персидским владыкам. В это время произошло одно из тех мировых событий, которые нарушают весь строй жизни царств и народов: появился великий завоеватель — Александр Македонский. «После того как он поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, — он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли. И прошел до пределов земли и взял добычу от множества народов; и умолкла земля пред ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его». Но после того недолго жил он, и по смерти его «владычествовали слуги его каждый в своем месте». Владение Иудеей переходило из одних рук в другие и наконец утвердилось за Египетским царем Птоломеем Филадельфом. Но и сирийские правители добивались власти над Иудеей, и ей приходилось немало страдать от этого оспаривания чужой власти над нею. Между тем постепенно устанавливались отношения между греками и иудеями, из которых многие переселялись в Александрию, где им оказывался хороший прием и откуда они продолжали поддерживать отношения и со своим родным народом. В это время все священные книги их были переведены на греческий язык (в 271 году до Р. Х). Переводчиками были 72 старца, «толковники», почему и перевод этот был назван «переводом семидесяти толковников», который и между язычниками способствовал распространению еврейской веры и их ожидания Мессии. (1 Мак. 1, 1—3, 8)

http://pravoslavie.ru/2971.html

Глава IX Почему необходимо было послать в Коринф братий – сборщиков (1–5). Новое увещание к щедрости в подаянии милостыни (6–15). 2Кор.9:1–5 . Апостол послал в Коринф вышеупомянутых братий – сборщиков для того, чтобы Коринфяне к прибытию его и некоторых македонских христиан приготовили уже милостыню как совершенно добровольное даяние, не вынужденные к этому личным присутствием Апостола Павла. 2Кор.9:1 .  Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, 2Кор.9:2 .  ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих. Апостол знает, что Коринфяне расположены подавать милостыню он уже хвалил их за это пред македонскими христианами. – Ахаия – см. 2Кор.1:1 . 2Кор.9:3 .  Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, 2Кор.9:4 .  и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью. 2Кор.9:5 .  Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам, и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор. Под влиянием печали, которую произвело в Коринфянах послание Апостола Павла ( 2Кор.7:9 ), сбор милостыни мог остановиться. В виду этого Апостол и посылает братий-сборщиков возгреть это доброе дело в Коринфе. Нужно было особенно возбудить в сердцах Коринфян расположение к сбору милостыни, чтобы этот сбор не показался им простым «побором». 2Кор.9:6–15 . Апостол пользуется случаем для того, чтобы здесь сказать и о расположении, в каком должно подавать милостыню, и о могуществе Божием, в силу которого подающий может быть всегда уверен в том, что Бог всегда может дать ему средства к щедрому благотворению, и, наконец, о той пользе, какую приносит щедрая милостыня. Заключает свою речь Апостол воссыланием хвалы Богу за Его величайший дар, какой человечество получило в Христе Иисусе и какой еще более побуждает христиан быть щедрыми к другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VIII Увещание помогать Титу в деле собирания милостыни для иерусалимских христиан (1–15). Рекомендация посланным от Павла братиям (16–24). 2Кор.8:1–15 . В VIII-й и IX-й главах Ап. говорит о предпринятом им деле – собирании милостыни для святых или для христиан. Чтобы побудить Коринфян к щедрости в этом деле, Ап. указывает им на ту щедрость, какую проявили раньше их Македоняне. Затем он напоминает Коринфянам, что они уже начали собирать милостыню, и говорит, что он не требует от них жертв, которые превышали бы их средства. 2Кор.8:1 .  Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2Кор.8:2 .  ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. 2Кор.8:3 .  Ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель: 2Кор.8:4 .  они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; 2Кор.8:5 .  и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией: Македонские Церкви (в Филиппах, Солуни, Верии) находились в то время сами в довольно тяжелом положении. Тем не менее, тамошние христиане сумели понять чужую нужду и, не смотря на собственные нужды, упрашивали Павла принять от них подаяние на бедных иерусалимских христиан, можно сказать, отнимая необходимое от себя самих. При этом Павел замечает, что этим они прежде всего хотели выразить свою преданность «Господу», т. е. Христу, а потом уже Апостолу, будучи уверены в том, что такое дело вполне согласно с волей Бога. 2Кор.8:6 .  поэтому мы просили Тита, чтобы он, как начал, так и окончил у вас и это доброе дело. «Поэтому», т. е. в виду такого поведения Македонян, Павел не хотел, чтобы Коринфяне отстали от них в усердии к делу собирания милостыни. – «Доброе дело» – точнее с греческого: благодать. Называя так милостыню, Апостол этим самым дает понять, что она уподобляет человека Богу, источнику благодати, и с другой стороны сама совершается под действием благодати Божией, смягчающей человеческое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 17 Павел в Фессалонике и Верии (1–14). Павел в Афинах (15–34) Деян.17:1 .  Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они при­шли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. «Амфиполь» – афинская колония, в то время главный город первого округа Македонии, на речке Стримоне, к юго-западу от Филипп. «Аполлония» – небольшой город к юго-западу от Амфиполя, причислявшийся тогда к македонской провинции Мигдонии. «Фессалоника» или Солун(прежде – Фермы) – главный город второго округа Македонии, при Фермейском заливе Эгейского моря, резиденция римского претора, город торговый и густо населенный. Евреев здесь было очень много, имелась и синагога. Деян.17:2 .  Павел, по своему обыкнове­нию, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, «По своему обыкновению». Везде, куда приходил с проповедью Павел, он прежде всего обращался к иудеям, и уже потом к язычникам (ср. Деян.13:46, 14 и др.). «Вошел к ним», – т. е. в синагогу. Деян.17:3 .  открывая и доказывая им, что Христу надлежало по­страдать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я про­поведую вам. «Только сущность беседы изложил писатель, – так он не многоречив и не везде излагает целые речи Павла» (Златоуст). Деян.17:4 .  И некоторые из них уверовали и при­соединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множе­с­т­во, так и из знатных женщин немало. В числе уверовавших, под влиянием проповеди Павла, кроме иудеев, было множество «Еллинов, чтущих» Бога, т. е. прозелитов, к коим, вероятно, принадлежали и упоминаемые тут женщины. Деян.17:5 .  Но неуверовав­шие Иудеи, воз­ревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и воз­мущали город и, при­ступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Кто такой был Иасон, у которого, как видно, имели пребывание апостолы, неизвестно: так как иудеи рассеяния охотно усвояли себе греческие имена, то это мог быть и иудей-еллинист, и чистокровный еллин-прозелит, в обоих случаях уверовавший во Христа, хотя ясно об этом не говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть Гомер и Давид: пересечение параллельных Продолжение 01.06.2021 1467 Время на чтение 13 минут Начало «Илиада» Гомера о том, как человек из безжалостной машины смерти превращается в человека сострадательного, собственно в человека человечного. Ради этого, судя по всему, поэма и была дана людям. 3. Со всей очевидностью, - и это на поверхности, - Гомер «параллелен» Давиду в сюжетах боевых единоборств. Самый известный в нашей цивилизации поединок с выходом «один на один» – бой Давида и Голиафа. Пастух камнем из ручья убивает исполина, тяжеловооружённого, облачённого в драгоценные доспехи со всем изыском воинского искусства! Этот бой можно назвать абсолютным. Схема его такова, разложим как по нотам – да простят маститые антиковеды, разнообразим схему музыкой. а.). Вызов на поединок, оглашение условий. Филистимлянин Голиаф, бахвалясь, кричит израильскому войску: Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне; если он может сразиться со мною и убьёт меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам . Ставка предельная: победа в поединке – победа в войне. Война за Ханаан, - для евреев Земли обетованной, - ведётся с переменным успехом десятки лет. Даже священный Ковчег Завета филистимляне, поклонники Дагона, хтонического божества, уже захватывали в качестве трофея. Впереди века вражды. Филистимляне как особая народность растворятся в эпоху эллинизма, после походов Александра Македонского. В стане израильтян нет храбреца, готового сразиться с гигантом. Войска готовятся к побоищу, все тянут время. Сорок дней к ряду, утром и вечером, Голиаф повторят свой вызов. Израильтяне, видя Голиафа, «убегали от него и весьма боялись»: столь ужасен был вид Голиафа б. ). Принятие вызова. Давид случайно оказывается на месте противостояния войск. Но он готов. Его мотив: уязвлённость религиозного и патриотического чувства. Его цель: снять поношение с Израиля, убить того, кто поносит воинство Бога Живаго. В успех Давида никто не верит, ибо он юноша, а Голиаф воин от юности своей. Чтобы получить благословение, Давид рассказывает царю Саулу о своей силе и отваге: Когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал. Верит ли ему Саул – вопрос. Но других героев у него нет, и сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/31/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010