Начинается первая книга Маккавейская рассказом о создании государств и новых династий полководцами Александра Македонского, в Египте (Птоломеи) и в Сирии (Селевкиды). Причем эта новая геополитическая реальность названа в Первой книге Маккавейской «умножением зла на земле». И причина здесь не в собственно изменении политического и военного баланса сил в регионе, а совсем в другом. В новой страшной угрозе для иудеев. «И вышел от них корень греха - Антиох Епифан, сын царя Антиоха, который был заложником в Риме, и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского» (1 Макк 1:10). О личности Антиоха Епифана немного позже, а пока обратим ваше внимание на тех, кто ожидал и со своей стороны готовил духовную оккупацию отечества. Это так называемая «пятая колонна», состоящая из тех, кто тяготился бременем избранного народа и был готов «за чечевичную похлебку» продать свое первородство. Вполне ожидаемо было узнать, что «сыны беззакония» Израиля оказались представленными образованными людьми, теми, кого принято называть в наше время «элитой общества». Своя миссия на земле зачастую предполагает определенный аскетизм, более суровый «стиль поведения», но человек слаб, и ему сложно долго выдерживать ответственность. Особенно это нелегко «образованным людям», ведь они так долго учились, столько знают и им что, тоже подчиняться заповедям, также как и остальным? А тем более, когда враг рода человеческого шепчет о людской бренности: «между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут. Не погибают ли с ними и достоинства их? Они умирают не достигнув мудрости» (Иов 4:20-21). Именно отсюда родом философия «желудком думающих» со своим лозунгами: «живи одним днем!» и «любой каприз за Ваши деньги!» И о них так говорится в первой Маккавейской книге: «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

Из последующей истории особенно славен царь Давид, великий воин и великий молитвенник. Он происходил из племени одного из двенадцати сыновей Иакова-Израиля, Иуды. Вся жизнь его прошла в войнах и бедствиях. Бог обещал, что именно из его племени произойдет грядущий Спаситель мира. Его сын Соломон был мудрейшим из всех людей, при нем земля была в мире. Он построил храм в Иерусалиме. После Соломона царство Израильское распалось, и верность Богу сохранили только потомки Иуды. С этого времени Богоизбранный народ стал также называться Иудейским. Последняя тысяча лет до Рождества Христова прошла по схеме: когда народ отступал от Бога, ему посылались бедствия от врагов; когда приходил в себя, Бог посылал избавление. Одним из самых страшных бедствий считается семидесятилетнее Вавилонское пленение, когда цвет народа был переселен завоевателями в междуречье Тигра и Евфрата. Свободу народ получил, когда Персы сокрушили Вавилонское царство. После возвращения из плена народ претерпевал от греков, когда они под предводительством преемников Александра Македонского завоевывали восток. Потом попал под власть римлян, когда они стали вытеснять греков. На протяжении всего этого времени Бог посылал Своему народу пророков, которые обличали беззаконие, предсказывали времена гнева Божия, и времена милости. А главное, все пророки так или иначе говорили о грядущих временах, когда придет «Мессия», «Христос», что значит Помазанник Божий, Царь, из потомства Давида, Спаситель народа и всего мира. И вот, когда настали времена, тоже предсказанные пророками, это и произошло: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины. И мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца», – продолжает Иоанн Богослов. Бог Слово стал человеком, не перестав быть Богом Словом. Итак, Он пришел. Пришел Свет, Который и «в мире был, и мир чрез Него начал быть», «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». И что же? «И мир Его не познал»! Мало того: «Пришел к Своим», к Своему избранному, особо опекаемому и обучаемому народу, и эти «Свои Его не приняли»!

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

1Мак.8:3 также о том, что сделали они в стране Испанской, чтобы овладеть находящимися там серебряными и золотыми рудниками, «В стране Испанской…» – Испания, как известно, во вторую Пуническую войну между Римом и Карфагеном была главным предметом спора и ареной для борьбы, и после битвы при Заме в 201 г. до Р. Х. формально отошла от Карфагена к Риму, но окончательное закрепление этой страны за Римом стоило последнему большой борьбы и многих усилий, благодаря свободолюбивому характеру жителей. Только в 19 г. до Р. Х. с покорением г. Кантабров завершилось завоевание всего полуострова, так что римляне ко времени нашего историка собственно не были еще полновластными господами всей страны. 1Мак.8:4 и своим благоразумием и твердостью овладели всем краем, хотя тот край весьма далеко отстоял от них, равно о царях, которые приходили против них от конца земли, и они сокрушили их и поразили великим поражением, а прочие платят им ежегодно дань; Под царями, которые «приходили против них (т. е. римлян) от конца земли…» – вероятнее всего, надо разуметь испанских и особенно карфагенских царей или просто начальников отдельных испанских народностей и полководцев, которые в древности часто назывались царями. 1Мак.8:5 они также сокрушили на войне и покорили себе Филиппа и Персея, царя Китийского, и других, восставших против них, Филипп, упоминаемый здесь, есть Филипп III, сын Димитрия II, с 221 г. царь Македонии; после многолетней войны с римлянами был совершенно разбит Квинкцием Фламинием в 197 г. у Киноскефалийских холмов (в Фессалии) и вынужден заключить унизительный для себя мир (Лив. XXXI, 5; XXXIII, 1–13, 30; Флор. II, 7). – Персей, сын и преемник Филиппа, в 168 г. до Р. Х. разбит Эмилием Павлом в битве при Пидне, и умер спустя 5 лет в плену (Полив. XXIX, 6 и 7; Лив. XLIV, 40 и д.; XLV, 4 и д.; Флор. II, 12). – «Царя Китийского…», т. е. Македонского, см. к I, 1. – «И других восстававших против них…», т. е., вероятно, народностей и князей, помогавших Персею, каковы были: эпироты, фессалийцы, фракийцы и гентийцы из Иллирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

то есть убежал от преследования, за которое ему соблюдались дары обетования, и пошел он к покою земному, от которого ему нет никакой пользы. Крисп отправился для учения в Галатию, а Тит для благовествования в Далматию. Лука евангелист [есть] со мною... один. 2Тим.4:11 . Марка возми и приведи с собою, ибо он мне благопотребен, не для служения моего, но на служение Духа. 2Тим.4:12 . Тихика же, который служил со мною, я послал посмотреть Ефесян. 2Тим.4:13 . Фелонь... и книги... кожаныя, кои я, когда мне было откровение в Троя де, чтобы я шел на проповедь в страны Македонские ( Деян.16:8 ), оставил там, – когда придешь, принеси с собою. 2Тим.4:14 . Александр медник много... зла... мне... сделал:.. воздаст ему Бог по делам его, кои совершил он против нас. Он был товарищем Симона (волхва), как сообщает Кесарский Хронограф. 2Тим.4:15 . Коего и ты берегись , – говорит, – ибо, благодаря лукавству и ненависти диавола, входящего в него и подкрепляющего его, он сильно противился... словам... нашим. 2Тим.4:16 . При первом же допросе, когда я стал пред Кесарем, никто из братьев не был при мне, но все,.. оставив меня по страху, убежали. Да не будет им... вменено это в грех , ибо хотя страх и обратил их в бегство, но любовь собрала их. 2Тим.4:17 . Но Господь... мне... предстал... и укрепил меня к мужественному перенесению окружающих меня страданий и скорбей, – дабы чрез меня проповедь утвердила сь, то есть чтобы все проповедники Нового Завета укрепились чрез меня, – да услышат все язычники, принявшие евангельское учение, что я освобожден от челюстей... льва, то есть от руки Кесаря. Ведь первый суд его хотел осудить меня на смерть. Но когда он (Апостол) дал ответ, по какой причине предан был Иудеями в руки начальника провинции и почему потребовал суда Кесарева, – тогда, говорит, 2Тим.4:18 . избавил меня Господь от всякаго дела зла го, как спасся я от всего, что было написано обо мне по обвинению от Иудеев, – и приведет меня в царство Свое, которое на небесах, за то, что я предстал и проповедал Его пред царями земными.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

И нет более нигде Бога. (15) Поистине, Ты Бог сокровенный, Бог Израиля, Спаситель». (16) Покраснеют и устыдятся все они, Вместе с ними обратятся в посмеяние Делающие идолов. (17) Израиль же будет спасён Иеговою Спасением вечным; Вы не покраснеете и не будете в посмеянии Во веки, никогда. (18) Да, так говорит Иегова, Сотворивший небеса (Он, Бог , который образовал землю и устроил ее, Не напрасно Он создал ее, Для населения Он образовал ее): «Я – Иегова, и нет другого. (19) «Не втайне говорил Я, «Не в тёмном месте земли; «Я не говорил потомству Иакова: «Попусту вопрошайте Меня. «Я – Иегова, говорящий правду, «Возвещающий верное 296 . (20) «Соберитесь и придите, «Соединитесь вместе, уцелевшие народы! «Не понимаютъ ничего те, «Которые носятся с чурбаном идола своего, «И с молитвою обращаются «К Богу, который не спасаетъ. (21) «Возвестите и докажите.... «Пусть они посоветуются между собою: «Кто возвестилъ объ этом издревле, «Напередъ предсказалъ сие? «Не Я ли Иегова? «И нетъ другаго бога, кроме Меня, «Бога праведнаго и спасающаго, «Нетъ никого, кроме Меня. (22) «Обратитесь ко Мне и будете спасены, «Все концы земли! «Ибо Я – Бог, «И нетъ другаго. (23) «Мною клянусь, – «Исходит из уст Моих верное слово, – «И оно не изменится, – «Что Мне поклонится всякое колено, «Поклянется всякий язык». (24) Только у Иеговы, – мне сказал Он, – Правда и могущество; К Нему придут и устыдятся Все пылавшие враждою против Него. (25) Иеговою оправдится и прославится Все семя Израиля. XXXVI 283 помазанник. По нераздельности свящ. помазания от царского достоинства, евреи употребляли слова царь и помазанник как синонимы; но нет никаких оснований предполагать обычай царского помазания у персов. 285 Слова и Ярхи различает так, что первым указываются собственно дверныя створки, а последним само отверстие в стене. 286 ( от высится) вздымающиеся возвышения, у LXX ρη), в халд. переводе стены, в сирском: холмы. 287 У древних царей был обычай скрывать богатства в подземельях, где они лежали без всякого употребления целые века. Такие богатства нашёл впоследствии Александр македонский у персов. Нет сомнения, что то же было и у богатых вавилонян, о которых здесь говорится. Особенно же здесь можно разуметь вошедшие в пословицу богатства Креза, покорённого Киром. По Геродоту, сокровища Креза были разграблены (I, 84), а, по Ксенофонту (Сугор. VII, р. 503, 515, 540), Крез сам представил Киру свои сокровища с подробным списком всего, чем он владел.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Дан.8:6 . Он по­шел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросил­ся на него в сильной ярости своей. Дан.8:7 . И я видел, как он, при­близив­шись к овну, рас­свирепел на него и по­раз­ил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять про­тив него, и он по­верг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него. Запад, север и юг испытали на себе всесокрушающую силу мидо-персидского царства. Нетронутым остался лишь восток; как известно, поход Ксеркса против Греции кончился неудачей, но отсюда же (Персия по отношению к Греции лежит на запад – козел идет с запада) в лице первого греческого царя ( Дан.8:21 ) пришла гибель. Неимоверно быстрый поход Александра Македонского в Азию (козел идет с необыкновенною легкостью, «не касаясь земли»), его победы над Дарием Кодоманом при Гранике, Иссе и, наконец, близ Суз и реки Евлея – между Гавгамелой и Арбелой положили конец существованию мидо-персидской монархии. Дан.8:8 . Тогда козел чрезвычайно воз­величил­ся; но когда он усилил­ся, то сломил­ся большой рог, и на место его вышли четыре, обращен­ные на четыре ветра небесных. Достигши наивысшей степени славы в результате предпринятых после покорения мидо-персидского царства походов в Бактрию, Согдиану и Индию до Пендбажа, греко-македонская монархия потеряла своего знаменитого вождя Александра Великого: «большой рог сломился», и вместе с этим утратила значительную долю своего могущества и силы. По его завещанию ( 1Мак.1:5–6 ), она разделилась на четыре новые царства (четыре рога – четыре царства – Дан.8:22 ), меньшие, разумеется, как по величине, так и по силе ( Дан.8:22 ): македонское (Македония и Греция), сирийское (Сирия, Вавилон и Персия ), фракийское (Фракия, Вифиния и азиатские владения вдоль Геллеспонта и Босфора) и египетское (Египет, Ливия, Аравия и Палестина). Дан.8:9 . От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно раз­росся к югу и к востоку и к пре­красной стране, По объяснению небожителя ( Дан.8:23 ), новый появившийся на голове козла рог означает наглого и искусного в коварстве царя, имеющего восстать в конце политического существования четырех царств, «когда отступники исполнят меру беззаконий». На основании 1Мак.1:7–15 ) под этим царем необходимо разуметь Антиоха Епифана.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан.7:4 . Первый – как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. Как голова между членами и золото между металлами ( Дан.2:32 ), так лев, первый среди животных, и орел, первый среди птиц, указывают на царственное место первой монархии среди дальнейших других. Под символом льва и орла у близких по времени к Даниилу пророков изображается царство Вавилонское ( Иер.2:15 ; Иер.4:7 ; Иер.5:6 ; Иер.48:40 и т. п.; Авв.1:8 ). Сообразно с этим, и лев с орлиными крыльями видения Даниила символизирует ту же самую монархию. В начале могущественная, она утрачивает с течением времени свою первоначальную силу, – у льва вырываются орлиные крылья, и превращается в обыкновенное человеческое царство, – льву дается человеческое сердце. Дан.7:5 . И вот еще зверь, второй, по­хожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему ска­за­но так: «встань, ешь мяса много!» Символом второго царства является медведь. Свирепость, прожорливость ( «встань, ешь мяса много!») этого зверя довольно ясно указывают на следующую за вавилонскою мидо-персидскую монархию, ненасытную, как свидетельствует история, в своих завоеваниях. Они начались при Кире подчинением Бактрии, мелких малоазийских народностей, признававших власть Креза Лидийского, Лидии, греческих малоазийских колоний – Эолии, Ионии и союзного с Лидией Вавилона, продолжились при сыне Кира Камбизе захватом Египта и завершились при Дарий Гистаспе и Ксерксе, распространивших власть персов на весь почти исторический восток ( Эсф.1:1 ). Три клыка во рту медведя указывают на Вавилонию, Мидию и Персию, объединенные под властью Кира и его преемников. Дан.7:6 . Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему. Третье царство представлено под образом барса с четырьмя птичьими крыльями и четырьмя головами. Кровожадность этого зверя, его необыкновенная быстрота при захвате добычи довольно точно характеризуют стремительную в завоеваниях греко-македонскую империю. Распространением до пределов земли при Александре Македонском ( 1Мак.1:1–4 ) она обязана не только своей силе, но и решительным, быстрым действиям против врагов (подробнее об этом см. в толковании Дан.8:5–7 ). Распространение македонской империи по всем четырем странам света, ее господство «над областями и народами и властителями», «над всею землею» ( 1Мак.1:3–4 ) обозначается в видении четырьмя крыльями, а распадение после смерти Александра Македонского на четыре части, – государства Фракийское, Македонское Сирийское и Египетское, – четырьмя головами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Кор.11:11 .  Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать, 2Кор.11:12 .  чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы. Ап. возвращается здесь к той теме, о которой он говорил уже в 1-м послании к Коринфянам (гл. IX-я). Его гордостью было то, что он проповедывал Евангелие в Коринфе совершенно безвозмездно. Ему это его противники ставили как бы в вину или упрек: Апостол, – говорили они, – не берет ничего с Коринфян, но это потому, что и платить то ему не за что… Апостол же поступал так для того, чтобы возвысить Коринфян, т. е. для того чтобы не подать им повод укорить его в своекорыстии и чтобы не отдалить их от Христа, в общении с Которым Коринфяне только и могут возвыситься – конечно, в нравственном отношении. Чтобы не докучать Коринфянам, он пользовался пособием от Македонских церквей даже и тогда, когда трудился в Коринфе. Ап. клянется истиною или истинностью Христовою (говорит с такою же истинностью, с какою говорил Христос ср. Рим 9:1 ), что слава, о нем идущая по всей Ахаии (см. 2Кор.1:1 ), никогда от него не отнимется: он не будет ничего брать с Коринфян и впредь. Могут говорить Коринфяне, что Ап. потому ничего не принимает от них, что не любит их. Но говорить так они не должны. Богу известно, как любит их Апостол. Но он не хочет дать врагам своим, которые рады всякому поводу обвинить и унизить Апостола в глазах Коринфян, повода обвинить его в некотором корыстолюбии. В самом деле, его старание распространить весть о Христе в Коринфе иудействующие могли истолковать как дело своекорыстия со стороны Павла. 2Кор.11:13 .  Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. 2Кор.11:14 .  И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, 2Кор.11:15 .  а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их. Апостол говорит в крайне резком тоне о своих противниках. Они не Апостолы Христовы, за каких себя выдают, а служители сатаны. Подобно своему господину сатане, иногда принимающему на себя вид светлого ангела (свет – обозначение природы добрых ангелов), эти лжеапостолы принимают на себя вид «служителей правды» – той правды, возвещать которую считал своим собственным призванием Ап. Павел ( Рим 1:17 ). Они предлагают Коринфянам правду через исполнение закона Моисеева, а ведь это ложная дорога к правде: таким путем не достигаешь оправдания ( Рим 3:20 ). За этот обман лжеапостолов ждет заслуженное ими наказание. – На вопрос, откуда заимствовал Апостол представление о том, что сатана иногда преображается в светлого ангела, правильнее всего ответить так: из иудейских преданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Нет, нам не жалко. Напротив, мы радуемся, мы слышим голос, который повелел нам её принести. И вот чувствуем, как с кровью вселяется к нам сила. Вот выйти бы отсюда и познакомиться бы с какой-нибудь самой главной колдуньей в Сибири и перенять бы её опыт! Вот желание! Вот желание – хотя он и сидит в тюрьме в психиатрической лечебнице, а желание у него прежнее. Так вот как это дело ? Читаем с 31-го стиха: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем [вот смотрите, никакого категорического императива: ты должен пребыть в слове Моем. Если хочешь быть Моим учеником, если хочешь быть совершенным, если пребудешь в слове Моем], то вы истинно Мои ученики , и познаете истину, и истина сделает вас свободными. [Как только Он включил в этот контекст слово «свободными», они понимают его однозначно. Это намёк на нашу зависимость политическую от римлян: – Да, мы в рабстве, но мы не признаём этого очевидного факта. Мы – рабы Бога, а не римлян. Мы готовы свергнуть это ненавистное иго, только бы нашёлся Мессия, только бы нашёлся вождь. Вот почему Ты не хочешь возглавить? Насильно ведь хотели Ему навязать эту миссию после насыщения пятью хлебами! Вот это  и поняли: Истина сделает вас свободными]. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда [да посмотрели бы на свою историю. Отослать бы их к книге Судей и посмотреть, сколько они в общей сложности из 500-то лет находились в рабстве у разных племён! По 30, по 20, по 40 лет сидели в плену! А Вавилонский плен – что? они забыли? А Ассирийский плен? А депортация при Александре Македонском? А то, что они рассеялись по всему Средиземноморью в результате пленений? Как это дело? Ему отвечали: мы никогда не были никому! Вот! – желаемое выдают за действительное! Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда], как же Ты говоришь: “сделаетесь свободными”? Иисус отвечал им [Он показывает, о каком рабстве, и какой свободе Он говорит]: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. [Вот это греховное рабство, эти страсти, эти привычки, которые борют человека всю жизнь, делают его своим рабом. Но нет ни одного, кто бы скинул это ненавистное и тяжёлое иго: корчимся и всё-таки несём, корчимся, а расстаться не можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В 7-й главе той же книги повествуется о видении самого Даниила (Дан. 7:1–28). Пророку предстали четыре зверя, выходящие из бушующего моря: лев с орлиными крыльями, медведь с тремя клыками, барс с четырьмя крылами и четырьмя головами и чудище с железными зубами и десятью рогами. Среди этих рогов вырос новый рог, исторгший три других, и были на нём «глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно». Затем на огненном престоле воссел Ветхий днями в белоснежных одеждах, «и судьи сели, и раскрылись книги». Жуткий зверь с говорящим рогом был убит и сожжён, а у прочих зверей была отнята власть. Даниил увидел, как «с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится». Один из предстоящих объяснил Даниилу: «Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и во веки веков». Пророчества Даниила вызывали живой интерес: ведь этот пророк точно указал время пришествия Христа (Дан. 9:25–26). Описанные им четыре царства хорошо укладывались в мировую историю: Нововавилонское царство (золотой лев) сменила Персия (серебряный медведь), ее поглотила Македонская держава Александра, разделившаяся после его смерти (медный барс о 4 головах). А затем почти всю вселенную объединила в своих железных объятиях могучая Римская империя. От всех прочих её отличало отсутствие единого правящего этноса (что объясняло непохожесть олицетворявшего её чудища ни на какого зверя), а примесь глины к железу легко объяснялась постепенным смешением воинственных римлян с подчинёнными народами. Рога можно было соотнести с боровшимися за власть императорами, а «высокомерные уста», угнетающие «народ святых», естественно было отождествить с приходом Антихриста — за которым наступало Царство Божие. Именно такое толкование дал Книге Даниила св. Ипполит Римский (III в.), и позднее оно стало весьма популярно. Между прочим, Ипполит, подчитав сроки минувших царств, предположительно вычислил и время господства римлян: 500 лет. Любопытно, что между установлением империи при Августе (30 г. до Р.Х.) и её падением при Ромуле Августуле (476 г.) прошло почти ровно столько времени — 506 лет. Но «пала» только Западная половина. Восточная Римская империя, которую мы знаем как Византию, не просто уцелела: она просуществовала ещё без малого 1000 лет.

http://bogoslov.ru/article/6194013

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010