В 331 г до н. э. Александр Великий Македонский вошел в Вавилон и провозгласил себя «царём Вавилона и четырёх сторон света», он хотел развивать город и дальше, лишь внезапная гибель помешала планам полководца. Исламизация Передней Азии стала периодом, когда Вавилон стал двигаться от расцвета к закату и, в конце концов, Вавилон пал. Культура Вавилона Падение Вавилона «Золотой город», «слава царств» и «красота Халдеи», как утверждали древние пророчества, был разрушен. «Как львы зарыкают все они, — предвещал великий пророк Иеремия, — и заревут как щенки львиные. Как сделался Вавилон ужасом между народами!». Вавилон когда-то начал строительство башни, которая стала символом гордыни и богоборчества. Вавилонскую башню пытался строить Нимрод – сын Куша и внук Хама. Нимрод — царь, владения которого составляли «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). Башня строилась, чтобы встать вровень с Богом и избежать нового всемирного потопа. Но стройка так и не была окончена, а пришла в запустение, как и все подобные проекты. Питер Брейгель «Вавилонская башня» Святитель Николай Сербский пишет: «Почему исчез древний Вавилон? Потому что, по слову пророка Иезекииля, Господь сказал, что будет он слабее других царств, и не будет более возноситься над народами (Иез. 29:15) или, согласно пророку Иеремии, он вознесся против Господа… восстал против Господа… (Иер. 50:24, 29). Кроме того, Вавилон исчез из-за лжи его, из-за ложных идолов его, зверей и сов, которым он продолжает поклоняться. А пророк Исайя изрек: И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра (Ис. 13:19). Произошло то, что было предсказано. Поклонение идолам и испорченность людей были причиной того, что превратился в прах могущественный народ, обладавший высокой, богатой культурой. Вавилонское пророчество Исайя 13: 19. И Вавилон, краса царства, гордость Халдеев, Будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. 20. Не заселится никогда, И в роды родов не будет жителей в нём.

http://pravmir.ru/gde-nahoditsya-vavilon...

1 . Пророчество о Тире. – Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской. Тир, по Еврейски Цор 915 , – колония Сидона, был уже во времена Иисуса Навина сильною морскою крепостью. Но Тир времен пророка Исаии не был тем древним городом, о котором говорит книга Иисуса Навина. Вместо Палео-Тира, стоявшего на материке, на мысе, вдающемся в море, Тиряне выстроили новый Тир на скалистом острове, лежавшем к северо-западу от старого Тира, и отстоящем от него на 350 сажен или четыре стадия. Этот новый Тир отразил осаду и нападение Салманассара Ассирийского, а позже и Навуходоносора Вавилонского и мог считаться неодолимою крепостью, пока неприятели его не имели достаточного флота, чтобы строго блокировать его со стороны моря. Только Александр Македонский мог взять его, потому что у него был греческий флот, усиленный флотом всех остальных Финикийских городов, подчинившихся Грекам. При действительной блокаде Тира, дамба, насыпанная Греческими инженерами в семь месяцев, дала возможность взять Тир приступом. Под именем Киттима разумеют здесь обыкновенно город Киттиум на о-ве Кипре, и весь этот остров, принадлежавший Финикиянам, который не был в блокаде во время осады Тира Греками. Отсюда повидимому известили „корабли Фарсиса“, т. е. Тирские корабли дального плавания, об осаде и блокаде Тира, чтобы они не попались в руки неприятельского флота. Пророк, говоря о гибели Тира, не указывает еще, когда исполнится это пророчество, а только видит вдали, что и Тиру не миновать бедствия. Весьма вероятно, что постройка нового Тира, и может быть уже совершившаяся неудачная осада Салманассара, в это время, наполнила гордостью сердца Тирян, которые думали, что никто никогда не одолеет их 916 . 2 . Умолкните обитатели острова, который наполняли купцы Сидонские, плавающие по морю. 3 . По великим водам привозились в него семена Сихора, жатва большой реки, и был он торжищем народов. Остров, как мы говорили выше, – есть уже новый Тир 917 . Главными агентами торговли, как мы видим,-были купцы Сидонские, т. е. древнейшие торговые фирмы Финикии, имевшие отчасти военное устройство, так как они издавна с ремеслом купца соединяли и пиратские набеги (Герод. I, 1). Тир повидимому сделался главной конторой Финикии, вследствие сильного своего положения, представляя полную безопаность для хранения приобретенных сокровищ, а также как общий пункт рассчетов между торговыми конторами, и сделался фактически столицей союза финикийских городов. Моверс и Кенрик указывают на это значение Тира, которое сделалось еще важнее вследствие религиозного влияния на всю Финикию построенного здесь храма Тирскому Мелькарту (Солнцу-Геркулесу) 918 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Сон таков: «Огромный… истукан в чрезвычайном блеске стоял… пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (2, 31-35). Даниил объясняет: «голова» (сам Навуходоносор и его Вавилонская держава) будет последовательно побеждена тремя царствами послабее, а затем Бог воздвигнет принципиально новое царство, которое сметет с лица земли прежние государства, и ему уже не будет конца.  Святые отцы сходятся на том, что речь идет о смене империй: государства персов и затем Александра Македонского, а в конце — Римская империя, самое жесткое из них.  После него же и произойдет великое событие: будет установлено вечное Царство Божье. Обычно под горой, от которой без помощи рук человеческих оторвется камень, понимают Богородицу, а под камнем — Самого Христа. Есть и другие мнения: священномученик Ипполит Римский уточняет, что речь именно о конце человеческой истории, Камень-Христос разрушит царство антихриста. Но в главном отцы солидарны: Даниил говорит о времени пришествия Спасителя.  Огненные слова на стене Можно ли сказать, что Христос разрушил все государства? Конечно, это было бы наивное предположение: падение Римской империи не помешало созданию и своему развитию в Священной Римской, Византийской, Российской, затем — Соединенным Штатам Америки (чем не империя?), Советскому Союзу, Третьему рейху… Государства стали в чем-то даже злее (советские репрессии и нацизм только чего стоят!), но их порядок уже нарушен — мир уже был христианским, и от этого никуда деться нельзя, а во Христе и вовсе нет ни эллина, ни иудея, и люди могут принадлежать даже к враждующим между собой странам, но перед лицом Божьим объединяться, отрекаясь от заблуждений и преступлений своих земных владык.

http://pravmir.ru/koloss-na-glinyanyh-no...

Его претензии вовсе не возникли только перед смертью в самый драматический момент Его жизни. Если вы внимательно посмотрите на все, что Он говорил, подобные претензии звучали довольно часто. Он прощал людям грехи, например. Наверное, вполне естественно, что мы прощаем кого-то, кто обидел нас. Если кто-то украл у вас 10 рублей, вы, вероятно, можете сказать: «Я прощаю его, давайте забудем об этом». А что вы скажете, если кто-то украл у вас 100 рублей, а я сказал: «Ничего, Я прощаю его»? Или фраза, будто случайно выскользнувшая из Его уст, когда Он смотрел на Иерусалим: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Евангелие от Матфея 23:37–39) Никто не отваживается комментировать эти высказывания. Еще одно любопытное высказывание по поводу поста, являющегося почти обязательной частью любой религии: «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Евангелие от Матфея 15:14–15) Кто этот человек, объявляющий, что Его присутствие отменяет все нормальные правила? Создается впечатление, что Он совершенно невинен и безгрешен. Называя людей грешниками, Он вовсе не имеет при этом в виду Самого Себя. И опять Он говорит: «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Евангелие от Иоанна 8:58). На еврейском языке «я есмь» – это имя Бога, которое не должно было произноситься вслух ни одним человеком под страхом смерти. Итак, с одной стороны, ясное и конкретное учение о морали и нравственности. С другой – претензии, напоминающие маньяка, одержимого таким величием, по сравнению с которым притязания Наполеона или Александра Македонского кажутся детскими играми.

http://pravmir.ru/klayv-lyuis-chto-nam-d...

Многие придут, – сказал Иисус Христос , – под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам: все же это начало болезней ( Мф. 24, 5–7 ). Вот описание заметного начала частью богоотступничества многих людей, совращаемых в лжеверие и безбожие лжехристами, частью страшных бедствий, которые большей частью будут вызваны самими же людьми, – их безбожием и нравственным развращением и вообще всеми теми свойствами зла, которые указаны Апостолом Павлом при описании людей последних времен. По изображению Апостола, люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержные, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, сластолюбивы ( 2Тим. 3, 2–4 ); а это всё такие свойства, при которых соблюсти мир невозможно, которые неизбежно и скоро вызовут раздоры, соперничество, всеобщую вражду и ненависть, борьбу всех против каждого, и каждого против всех,– вооружать одни народы против других и произведут страшные войны. По пятам войны обыкновенно следуют эпидемии: тифы, дизентерия, холера, чума. При продолжительных и всеобщих войнах поля остаются незасеянными, а засеянные, равно как сады и виноградники, бывают потоптаны и уничтожаются. От этого распространится голод, который в свою очередь может вызвать новые ожесточенные войны из-за куска хлеба и усилить эпидемии. Само собой понятно, что нужно не краткое время для того, чтобы произведены были эти войны, которые, как видно из самого выражения: восстанет народ на народ и царство на царство, и широтой распространения, и ожесточенностью, будут далеко превосходить воинственные эпохи Навуходоносора, Кира, Александра Македонского, Римских полководцев, Аттилы, Мохаммеда, Чингис-Хана, Тамерлана, Валленштейна и Наполеона. Это будут войны всемирные. Вспыхнет война в одном месте, опустошатся сады и поля, выгорят селения, превратятся в обагрённые кровью развалины богатые и многолюдные города, разбегутся жители, цветущие страны сделаются пустынями, полягут на поле брани и от заразительных болезней бойцы, война само собой затихнет; но не успеет она прекратится в одной части земли, как кровавое зарево её разольется по другим странам и частям мира. Очевидно, что это страшное начало (начало болезней) ещё более ужасного конца продолжится не краткое время, что этот первый период последних времен, – период появления лжехристов, совращения людей в лжеверие и безбожие, нечестия, умственного и нравственного упадка, кровопролитных повсеместных войн и физических бедствий, – будет продолжаться не несколько, а много лет. Но это ещё не конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе иудейском Седекии пророчество его сбылось: пришел Навуходоносор , избил народ, остаток увел в плен, а Иерусалим разграбил и разрушил. Навуходоносор освободил пророка из темницы и позволил ему жить, где пожелает. Пророк же остался на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. По преданию, пророк Иеремия взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в одной из пещер горы Наваф, так что иудеи более не могли его найти ( 2 Мак 2 ). Впоследствии был сделан новый Ковчег Завета, но он уже не имел славы первого. Среди оставшихся в своем отечестве иудеев вскоре возникли междоусобные столкновения: наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет . Пророк Иеремия отклонял их от этого намерения, предсказывая, что кара, которой они боятся, настигнет их и в Египте. Но иудеи не послушались пророка и, взяв его насильно с собой, ушли в Египет и поселились в городе Тафнисе . Там пророк жил четыре года и был почитаем египтянами, так как умертвил своею молитвою крокодилов и прочих гадов, наполнявших те места. Когда же он стал предсказывать, что царь вавилонский опустошит землю египетскую и уничтожит поселившихся в ней иудеев, то иудеи убили пророка Иеремию. В том же году предсказание святого исполнилось. Существует предание, что через 250 лет Александр Македонский перенес мощи святого пророка Иеремии в город Александрию . Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии ( Мф. 16, 14 ). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием " Книга пророка Иеремии " . Иеремии принадлежит также книга под названием " Плач Иеремии " , а также приписывается особое " Послание к вавилонским пленникам " ; но этого послания нет в еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого. О временах, когда он жил и пророчествовал, говорится в 4-й Книге Царств ( 23 , 24 , 25 ), во 2-й Книге Паралипоменон ( 2 Пар. 36, 12 ) и во 2-й Книге Маккавеев . В Евангелии от Матфея указано, что предательство Иуды предсказано пророком Иеремией: " И взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь " ( Мф. 27, 9 - 10).

http://drevo-info.ru/articles/5704.html

Обычно под золотым царством подразумевают Вавилонское, под серебряным — персидское, которое ему последовало, под медным – греческое царство Александра Македонского, под железным некоторые понимают царство Римское, другие – царство Сирийское, государство селевкидов. Под камнем нерукосечным и горою понимают указание на чудесное рождество Христа от Девы Марии. 9.3. Золотой истукан. Отроки в печи Вавилонской Следующий эпизод связан с тремя друзьями Даниила. Царь Навуходоносор сделал золотой истукан и собрал всех вельмож для того, чтобы совершать поклонение этому истукану. Одно из возможных объяснений таково, что он сделал статую себя самого и повелел всем приносить себе божеские почести. И тут оказывается, что Анания, Азария и Мисаил отказываются поклоняться этому истукану, говоря, что они будут поклоняться единому Богу. И за это они подвергаются казни, они должны быть брошены в разожженную печь. Но это не пугает юношей, они говорят мучителю: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит» (Дан. 3:17). Трое юношей оказываются вверженными в печь, где остаются невредимы. Более того, они воспевают песнь, и изумленный царь видит «четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию» (Дан. 3:92). При этом в книге говорится, что те, кто пытались печь сильнее разжигать, сами погибали от нестерпимого пламени, которое там бушевало. В этой главе есть довольно протяженная вставка с 24 по 90 стих, которая не обретается в еврейском тексте, но имеется в греческом тексте Священного Писания. Она содержит в себе молитву Азарии и песнь трех отроков. Причем, в греческой Библии она находится не в третьей главе, а присоединяется к псалмам. Эти два текста употребляются нами, несмотря на то, что они не почитаются каноническими, в качестве 7 и 8 библейских песен канона на утрене: «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое вовеки» и «Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и превозносимо во веки и благословенно имя Славы Твоея, Святое, Прехвальное, Превозносимое вовеки».

http://sedmitza.ru/lib/text/431561/

Флп.4:12 .  Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Ап. Павел, по принципу, не хотел ни от какой церкви получать деньги на свое содержание. Он сам работал, чтобы остаться вполне независимым ( 1Сол.2:7 ; 1Кор 10:15–27 ; 2Кор 11:7, 12:13 ). Теперь филиппийцы прислали ему с Епафродитом пособие, и Апостол, вопреки своему принципу, принял это пособие, не желая огорчить филиппийцев отказом. Но желая сохранить свою независимость, он говорит, что возрадовался этому пособию «в Господе», т. е. не личной эгоистичной радостью, а истинно христианской. Возрадовался он прежде всего за самих благотворителей филиппийцев, потому что увидел из их поступка, что их обстоятельства изменились к лучшему. Из 2 Кор ( 2Кор.8:2 и сл.) мы знаем, что Македонские церкви, и в том числе, конечно, Филиппийская, находились прежде в довольно жалком внешнем состоянии и кроме того терпели преследования от врагов христианства. Теперь, очевидно, они настолько оправились, что могут послать Апостолу вспоможение, которое они хотели бы послать и раньше, но не имели к тому возможности. Но пусть они не понимают его благодарности в том смысле, что он давно уже ожидал от них пособия. Нет, он умеет довольствоваться и тем, что имеет под рукою, и недостатки его не тяготят, не лишают душевного спокойствия. В этом умении жить и в лишениях он видит особое действие укрепляющего его Иисуса Христа. Флп.4:13 .  Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. Флп.4:14 .  Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. Флп.4:15 .  Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; Флп.4:16 .  вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Дар филиппийцев все-таки очень ценен для Апостола, как доказательство их сочувственного отношения к его страданиям в узах. При этом Апостол считает благовременным напомнить филиппийцам, что они стояли к Апостолу в особо дружеских отношениях с тех самых пор, как Евангелие начало распространяться из Македонии по всему греческому миру. Для них он и раньше сделал исключение из своего основного правила, именно принял от них пособие при выходе из Македонии и потом еще несколько раз в бытность свою в Солуни ( «Подаяние« – это посылка пособия, «принятие» – принятие филиппийцами духовных благ чрез Апостола Павла).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, апостол ясно и убедительно доказал, что обвинение его в последовании учению, столько согласному с Ветхим Заветом, не есть обвинение, и принадлежность к христианству, требующему лишь непорочной совести пред Богом и людьми, не есть вина. Деян.24:17 .  После многих лет я при­шел, чтобы доставить милостыню народу моему и при­ноше­ния. Деян.24:18 .  При сем нашли меня, очистив­шегося в храме не с народом и не с шумом. Деян.24:19 .  Это были некоторые Асийские Иудеи, которым надлежало бы пред­стать пред тебя и обвинять меня, если что имеют про­тив меня. В заключение речи апостол останавливается на поводе к его задержанию, доказывая и с этой стороны полную несостоятельность допущенной в отношении к нему несправедливости. «После многих лет». Как и выше ( Деян.24:10 ), выражение означает сравнительную продолжительность времени. Более точно, это произошло года через четыре после последнего – правда, кратковременного – посещения им Иерусалима ( Деян.23:22 ). Кроме поклонения Богу, апостол указывает новую цель своего прибытия в Иерусалим, столь же чуждую мятежнических намерений, и в отношении собственно к народу как раз обратную обвинениям в возбуждении этого народа к мятежам и беспорядкам. Это – доставление милостыни и приношения народу от единоверных братьев других стран: какая противоположность патриотической любви Павла к народу своему – со злобной клеветой на него врагов его. Не только сам он был так далек от желания причинить какое-либо зло «своему народу», но и других – греческих и македонских жителей – расположил на столь трогательное участие в нуждах и бедствиях этого народа. «Очистившегося в храме, не с народом и не с шумом». Этим апостол доказывает, что он не только не покушался осквернять храм, но, напротив, именно благоговея пред святостью его, вошел в него не иначе, как после подлежащего по закону очищения, и притом «не с народом», который бы можно было возмущать тут, «и не с шумом», который неизбежен при поднятии возмущения. «Как же он (Павел) мог осквернить храм? Невозможно было одному и тому же очищаться и молиться, и в то же время прийти и осквернить храм?» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слова: „переселяйтесь в Фарсис!“ суть пророческое предвидение, что единственное спасение Тирянам будет бегство, в одну из колоний. Мы знаем, что в XIII веке нашей эры (1291) Тиряне, сидевшие на историческом месте своих предков, так и сделали перед осадой Султаном Египта и Дамаска, в то время, когда он осаждал Акру, и оставили свой город пустым. Очень вероятно, что в начале осады Александра Македонского все женщины и дети с неспособными носить оружие были отправлены в колонии, и что в Тире для защиты его остались одни воины. Заметим, что главное неудобство Тира заключалось в совершенном отсутствии воды для питья, которую в ограниченном количестве доставляли лишь обширные и искусно построенные цистерны. Очевидно, что, оставляя в Тире для защиты его гарнизон, нельзя было оставить при нем семейства Тирян и ненужные рты. Вот почему Исаия предупреждает Тирян о необходимости бегства в Фарсис (в Иверию, т. е. Испанию). Мы думаем, что такие же распоряжения имели место и во время продолжительной осады Навуходоносора. 7 . Это ли ваш ликующий город, которого начало от дней древних? Ноги его несут его скитаться в стране далекой. 8 . Кто определил это Тиру, который раздавал венцы; которого купцы были князья, торговцы – знаменитости земли? Что Сидон и Тир суть города высокой древности, на это указывает нам упоминание об них в кн. Иисуса Навина. Но и классические писатели также говорят об их древности напр. Геродот (II, 44) сообщает, что у жрецов Тира сохранялось предание, что храм их был построен за 23 века до времени посещения Тира Геродотом, т. е. постройку его надо отнести за 28 веком до Р. Хр. Но это указание совпадает со временем переселения с берегов Персидского моря толпы сынов Ханаана и сына его Сидона, – к берегам Средиземного моря 920 так что по всей вероятности первое из значительнейших зданий Хананитян было древнее капище, позже расширенное и украшенное. Мы даже делаем предположение, что это древнее капище было издревле воздвигнуто не на материке, в Палеотире, а на скалистом острове, еще пустынном, куда позже был перенесен Тир, и что именно потому храм этот пользовался таким уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010