Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ДИАКОН (ок. 1674/75, Нерехта - 21.03.1720, Н. Новгород), старообрядец-поповец (см. Поповцы ), глава одного из нижегородских скитов, основатель диаконовского согласия , из посадских людей. В 1701-1702 гг. А. д. служил диаконом ц. Владимирской иконы Божией Матери в Нерехтском жен. мон-ре. В 1703 или 1704 г. после чтения старопечатных богослужебных книг А. д. усомнился в истинности обрядов и вероучения правосл. Церкви и вместе с женой ушел в старообрядческие скиты в чернораменских лесах (см. Керженец ), жена А. д. постриглась в одном из скитов. А. д. остановился у старца Ионы и учился у него «разумению в вере», затем, «переходя, жил во многих скитах по году и больше у старцев в послушании». В 1706 г. А. д. со своим единомышленником попом Дмитрием был допрошен главой ветковских (см. Ветка ) поповцев Феодосием в связи с тем, что А. д. порицал ветковских старообрядцев за употребление незаконного мира , сваренного Феодосием, а также за неправильное троекратное каждение , между тем как следует кадить крестообразно; в результате появилось «Послание на Керженец» ( Иоаннов. С. 271-278), в к-ром признавалась правильность каждения А. д. В 1709 г. А. д. был пострижен в монашество наставником керженского Лаврентьевского скита свящ. Лаврентием и в том же году, после смерти последнего, занял его место. К А. д. помимо уже названного попа Дмитрия примкнули иеромонахи Герасим, Тихон и Андрей , старец Никодим, В. Власов, И. Иларионов, а также Т. М. Лысенин , ставший идеологом диаконовского согласия. 1709 год можно считать временем возникновения данного согласия, когда сторонники А. д. обособились от др. керженских поповских скитов. Помимо способа каждения диаконовцы отличались от др. направлений поповщины и беспоповщины (см. Беспоповцы ) учением о кресте: они признавали истинным не только восьмиконечный, но и «никонианский» четырехконечный крест, чтением молитвы Иисусовой со словами «Боже наш» вместо «Сыне Божий», считали возможным исправление опечаток в книгах дониконовской печати. Все эти особенности нашли отражение в компилятивных сочинениях и сборниках 1-й четв. XVIII в., составленных преимущественно Лысениным, в переписке с ветковскими наставниками, в постановлениях ветковских соборов и, в наиболее полном виде, в «Диаконовских ответах» - коллективном труде диаконовцев, проделавших основную работу по его составлению, и поморцев (см. Поморское согласие ), по-видимому отредактировавших текст.

http://pravenc.ru/text/64352.html

На месте Акмолинского лагеря жен изменников Родины (АЛЖИР) в Казахстане освящен храм во имя новомучеников Акмолинских 21 апреля 2015 г. 11:39 20 апреля 2015 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил великое освящение храма во имя новомучеников и исповедников Акмолинских в селе Акмол (Малиновка) Целиноградского района Акмолинской области Казахстана и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. За богослужением главе Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан сослужили: управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , благочинный храмов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев,  руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, духовник астанайского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иеромонах Модест (Дроздов), секретарь Карагандинской епархии протоиерей Владимир Фрейганг, ключарь Успенского кафедрального собора Астаны протоиерей Димитрий Байдек, ключарь храма Акмолинских новомучеников иерей Максим Маджитов, руководитель протокола митрополита протодиакон Роман Головин, клирики алма-атинского Вознесенского кафедрального собора протодиакон Николай Гринкевич, диакон Владимир Сыровацкий и диакон Димитрий Савченко; духовенство храмов Астаны. Песнопения исполнил хор Успенского кафедрального собора Астаны под управлением Ольги Варенцовой. За богослужением молились жители поселка Акмол и окрестных населенных пунктов, паломники из Астаны. На сугубой ектении была вознесена молитва о мире на Украине. Проповедь после причастного стиха произнес протоиерей Димитрий Байдек. Литургия завершилась славлением Воскресению Христову, после чего митрополит Александр поприветствовал архипастырей, священнослужителей и мирян пасхальным возгласом: «Христос Воскресе!» и выразил благодарность всем, кто молитвой, жертвой или личным участием помогал создавать новый храм.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

На праздничной Литургии в честь иконы Богородицы Знамение-Царскосельская совершены пресвитерская и диаконская хиротонии декабря 2016 В каждой дружной семье принято собираться вместе по случаю какого-либо знаменательного события. Вполне естественным движением сердца является желание разделить с близкими людьми праздничную радость. Во время домашних торжеств человек ощущает тепло семейной любви, которая воцаряется между родными. И чувство подлинного единения становится главной атмосферой всего события. Сотрудники, преподавали и студенты Санкт-Петербургской Духовной Академии , духовенство и прихожане академических храмов - все они составляют общность такой большой христианской семьи. Поэтому вполне закономерным стало то, что праздничное богослужение в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы " Знамение " Царскосельская, собрало вместе многих членов академической семьи. Божественную литургию совершил ректор Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий . Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Василий Стойков, заслуженный профессор и первый проректор Духовной Академии; протоиерей Лев Церпицкий, благочинный Выборгского округа, настоятель Спасо-Преображенского собора; протоиерей Александр Ранне, председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии; протоиерей Михаил Николаев настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Лодейное Поле; иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Академии; архимандрит Тимофей (Цисмалидис); протоиерей Афанасий Чорногуз, благочинный Дмитриевского церковного округа Московской епархии;  протоиерей Даниил Ранне, настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске; протоирей Димитрий Юревич, заведующий кафедры библеистики; протоиерей Григорий Антипенко; протоиерей Аркадий Северюхин;  иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий); священники Александр Кузнецов и Андрей Грозовский; священник Димитрий Лушников, заведующий кафедры богословия; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священники Николай Лоскутов и Василий Мартынюк; иеромонах Серафим (Бубнов); священники Глеб Санюк, Сергий Боднарчук, Эндрю Рики Лим и Кирилл Дашевский; иеромонахи Афанасий (Букин), Сергий (Шардаков), Феодосий (Желновачев), Сергий (Иванов), Лука (Пронских); священник Алексей Артюхов, заведующий заочным сектором обучения Духовной Академии; священники Владимир Первушин-фон-Дитц и Кирилл Никитин; иеромонахи Алексий (Дурнев) и Филипп (Балиниу); священник Герман Ранне.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

«Он пел с нами, как простой монах». Памяти архиепископа Агапита Штутгартского Диакон Александр Занемонец — о встречах с пастырем 29 мая, 2020 Диакон Александр Занемонец — о встречах с пастырем После отдания Пасхи, под праздник Вознесения Господня, 26 мая, преставился владыка Агапит (Horacek), архиепископ Штутгартский, архиерей Русской Православной Церкви за границей. Владыка Агапит был очень характерным архиереем Русской Зарубежной Церкви: верующий человек и монах аскетичной жизни, открытый к общению с самыми разными людьми, любящий богослужение и начитанный в святоотеческой литературе. Он родился в Германии в 1955 году в семье, восходящей к русской эмиграции первой волны. Его дед был чехом, австрийским подданным, который на рубеже веков приехал работать в Россию. Женился на русской и обрусел. Ко времени революции он уже умер, но его семья, благодаря наличию иностранного гражданства, смогла покинуть Советскую Россию.  Русские предки владыки придерживались народнических идеалов и очень бы удивились, — как рассказывал он сам, — если бы узнали, что их внук станет православным архиереем. Отец владыки долгие годы был директором издательства «Посев» и активным членом НТС (Народно-трудовой союз российских солидаристов. — Примеч. ред. ) . Чешская фамилия Горачек (буквально — человек-гора) очень подходила владыке с его двухметровым ростом. Не то, чтобы полный, но необычайно большой, крупный человек. И при этом, как нередко бывает с большими людьми, — очень добрый. По окончании гимназии во Франкфурте будущий епископ начал учиться инженерному искусству и архитектуре, но уже в 24 года присоединился к монашеской общине, возглавляемой архимандритом Марком (Арндтом). Чадо владыки Марка, он не унаследовал ни категоричности, ни строгости своего Аввы. Ну разве что строгость к себе: владыка Агапит, даже став архиереем после многих лет диаконства и короткого периода священства, всегда оставался настоящим аскетичным монахом. Мы с ним общались, когда владыка Агапит приезжал на Святую Землю. Он ее любил. Иногда приезжал с группой паломников из Германии, с молодежью, иногда сам, иногда с кем-то из друзей. Как-то он был с только что рупоколоженным своим священником из Штутгарта, и они ездили по Святой Земле. Священник так служил свой сорокоуст, а владыка был его наставником и певчим. Мы встретились за литургией на берегу Галилейского озера, в Магдале. Я был с группой паломников. И один из молодых людей нашей группы пел литургию вдвоем с владыкой Агапитом. Ближе к концу литургии молодой человек спросил меня: «А где же обещанный архиерей, он так и не выйдет из алтаря?». А архиерей пел с ним, как простой монах.

http://pravmir.ru/on-pel-s-nami-kak-pros...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Постелите мне на коврике 5 мин., 27.04.2015 Жизнь священноисповедника Александра была тесно связана с жизнью блаженной Матроны Беляковой, исповедницы и подвижницы, жившей до самого ареста в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. В семь лет Матрона заболела оспой и полностью лишилась зрения, а когда ей было десять лет, ее жестоко и не­справедливо наказала мать; девочке тогда явилась Богородица и утешила ее. Матрона рассказала об этом видении матери, но та только с еще большей жестокостью избила ее. С этого дня девочка не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежать; в это время ей пришлось терпеть много скорбей от родных, все утешение она находила лишь в молитве. За этот чрезвычайный подвиг, терпение и смирение Господь наделил ее дарами прозорливости и исцеления. Из всех людей блаженная с наибольшим почтением относилась к монахам и духовенству, как к людям, отдавшим себя на сугубое служение Богу, а отца Александра она любила в особенности. Изнемогая в течение многих лет от болезней, она однажды почувствовала себя особенно нездоровой и, предчувствуя возможность близкой кончины, попросила почитать канон на исход души. По окончании чтения она вдруг с грустью и в раздумье сказала, что не так уже она теперь жалеет людей, как жалела раньше, что вся земная жизнь отдаляется от нее, уходит. «И уже никого мне теперь не жалко, никого не жалко, — несколько раз повторила блаженная, — только отца Александра немножечко, немножечко жалко». Священноисповедник Александр родился в 1878 году в селе Макковеево Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Самыловской церковноприходской школы Василия Евдокимовича Орлова. Вскоре после рождения сына Василий Евдокимович был рукоположен во диакона к Покровской церкви в селе Макковеево. Окончив церковноприходскую школу и духовное училище, Александр с 1905 года стал служить в ней псаломщиком. В 1919 году он был рукоположен к Покровской церкви во диакона.

http://foma.ru/postelite-mne-na-kovrike....

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   19 лютого 2010 р. 15:30 Иеромонах Александр (Синяков): Одна из целей Парижской семинарии — свидетельствовать о Православии западному обществу [Ihmepb " ю] Ректор Русской духовной семинарии в Париже иеромонах Александр (Синяков) рассказал о деятельности новой духовной школы Московского Патриархата в интервью корреспонденту сайта «Благовест-инфо». 4 лютого 2010 р. 15:48 Диакон Матфей Уильямс: «Члены нашей миссии на Гаити со страхом смотрят в будущее...» [Ihmepb " ю] Менее чем через сутки после первого разрушительного землетрясения бывший администратор миссии Русской Православной Церкви Заграницей на Гаити диакон Матфей Уильямс (г. Хаус-Спрингс, штат Миссури) отправился на остров с намерением выяснить судьбу православного духовенства и прихожан. О своем пребывании на Гаити отец Матфей рассказал Попечительскому фонду о нуждах РПЦЗ, выступившему спонсором поездки и предоставившему помощь пострадавшим от стихии членам миссии. 26 2010 р. 19:48 Русская Православная Церковь Заграницей помогает Гаити [Ihmepb " ю] Как известно, большинство жителей Республики Гаити, пострадавшей недавно от разрушительного землетрясения, либо католики, либо приверженцы культа вуду. Однако среди гаитян есть и около двух тысяч православных, окормляемых Русской Православной Церковью Заграницей. Как же появились на Гаити православные христиане? Как Церковь пытается помочь пострадавшим на острове? Об этом рассказывает настоятель кафедрального Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов. 20 2010 р. 16:30 Епископ Зарайский Меркурий: На протяжении веков Высоко-Петровский монастырь являлся не только оплотом монашеской жизни, но и центром духовного просвещения [Ihmepb " ю] В октябре 2009 года принято решение о возобновлении монашеской жизни в столичном Высоко-Петровском монастыре.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

свящ. Глеб Санюк Священник Глеб Санюк – магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской православной духовной академии (saniukgleb@yandex.ru). Статья посвящена научной и преподавательской деятельности профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Львовича Катанского . Особое внимание уделяется периоду с 1873 по 1874 гг., когда А.Л. Катанский преподавал литургику и церковную археологию в СПбДА. Изучается ряд его исследований в области исторической литургики, проводится их историографический анализ. Выявляется уникальность литургического наследия А.Л. Катанского ввиду незаурядности и одновременно преемственности богословской традиции Ключевые слова: А.Л. Катанский , МДА, СПбДА, Н.В. Покровский , И.Д. Мансветов , таинства, литургия, догматика, историческая литургика. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Львович Катанский родился 19 ноября 1836 г. в Нижнем Новгороде в бедной семье диакона Льва Герасимовича Катанского, служившего в храме прп. Сергия Радонежского. Изначально жизненный путь будущего учёного ничем не отличался от пути его сверстников, сыновей провинциального приходского духовенства. Свои отроческие и юношеские годы Катанский провел под надзором родителей, которые, безусловно, имели огромное значение в деле воспитания и нравственного становления молодого Александра. Он сам об этом так пишет в своих воспоминаниях: «Отец мой имел огромное на меня влияние, на мой характер, склонности и на склад всей моей жизни – и своею личностью, примерами его жизни и принятою им системою воспитания» 1 . Своего родителя Александр Львович характеризует так: «Мой отец был далеко небогатый человек, принужденный по недостатку средств самолично много работать по дому, но он был богат другим, – крепкою, непоколебимою верою в Бога и глубокой религиозностью. Был он очень кроткого, незлобивого характера и строгой жизни, усиленно боролся со своими недостатками и греховными наклонностями, по временам и надолго предаваясь чисто аскетическим подвигам (посту, молитве и др.), которым мы все удивлялись. При этом был еще ревностным проповедником, не опускавшим ни одного праздничного дня без проповеди собственного сочинения, что в то время было далеко не обычным явлением, – даже в среде городских священников и протоиереев, не говоря уже о диакона» 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Статистика Алексий II (Ридигер), патр. Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец его обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина). С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора; с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви Таллина. В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия. 15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

http://lib.cerkov.ru/authors/787

Успенская. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Первый период истории Свято-Успенского православного прихода занимает 1804-1947 г.г. История станицы Успенской исчисляется от 1804 г. При речке Калалы было основано селение Успенское, получившее своё название по построенной в селении церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сразу же после своего переселения основатели селения начали воздвигать храм. В центре поселения красовалась небольшая деревянная церквушка. Известно, что настоятелями в 70-90 г.г. XVIII столетия были священники-однофамильцы Садовский Александр Николаевич и Садовский Александр Александрович и диакон Отченашко Василий Платонович. Погребены тела священников на территории нынешнего храма. История Свято-Успенского прихода насчитывает более ста лет. В 1902 г. на месте старой деревянной церкви было начато строительство нового кирпичного храма. В 1907 гг. в Успенской был возведен величественный храм вместимостью до 1500 человек. Храм трехпрестольный, центральный - Успения Пресвятой Богородицы, в приделах - с северной стороны Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, а с южной – Святителя Николая Чудотворца. Храм был с семью деревянными куполами и фаянсовым иконостасом. C постройкой в 1904 г. второй станичной церкви - Свято-Покровской при ней была открыта церковно-приходская школа. К этому времени в станице было уже два, как тогда говорили, министерских станичных училища. Параллельно продолжала работать церковно-приходская школа при Успенской церкви. 28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы храм был освящен (к сожалению, неизвестно каким архиереем). Строился храм силами местных жителей, а крупнейшими жертвователям и попечителями строящегося храма стали казаки Пановы. На протяжении 1908-1911 г.г. храм продолжали благоустраивать. Благозвучный перезвон колоколов на церковной звоннице, который созывал прихожан на богомолье в храм, по свидетельствам современников, был слышен в деревнях, расположенных на расстоянии 12-15 километров от станицы. В храме служил только один священник, он же и был настоятелем. Известно, что в приходской клир входил диакон.

http://sobory.ru/article/?object=44724

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 23 июня (6 июля) Священномученик Александр Миропольский Священномученик Александр родился в 1847 году в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего в Покровском храме в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии. Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки. По окончании училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником. Учась в семинарии, он присмотрел себе и невесту, предполагая сразу по выходе из семинарии жениться. В 1868 году Александр окончил Духовную семинарию и отправился домой. В это время туда же приехал его брат-священник, служивший в селе Новотроицком, и пригласил его к себе погостить. Александр согласился, тем более что и предполагаемая невеста жила недалеко от тех мест. По дороге они заехали к благочинному, но дома его не застали; здесь хозяйствовала его сестра, Евгения, так как сам благочинный был вдов. Брат спросил Александра: «Не посватать ли нам за тебя сестру благочинного?!» – «И вот как бы какой-то туман покрыл мою голову, – вспоминал он впоследствии, – и я бессознательно отвечал: как хотите...» Отец Евгении служил священником в храме в селе Апазове Казанского уезда в приходе, состоявшем в основном из крещеных татар. Заручившись его согласием, Александр отправился к архиепископу Казанскому Антонию (Амфитеатрову) просить место священника и, получив его, женился и был рукоположен во священника ко храму в селе Александровское Чистопольского уезда. Но прослужил он здесь недолго. В 1871 году тяжело заболел его тесть, и, когда отец Александр приехал навестить больного, тот стал его уговаривать перейти на его место, так как он собирается уходить за штат по болезни.

http://fond.ru/foto/517/Aleksandr/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010