XVI. Церковь: устройство и богослужение Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Meyendorff, Imperial Unity; Chadwick; Болотов; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Шмеман Прот. Александр. Введение в литургическое богословие. Париж, 1961. 1. В V в. повсеместно принятая модель местной церковной структуры подразумевала лидерство единого епископа, которому помогало собрание пресвитеров и группа диаконов. Эта структура никогда не была особо оговорена или сформулирована ни одним авторитетным лицом, и терминология, описывающая церковные служения в Новом Завете и у ранних отцов, достаточно непоследовательна. Но факт, что «тройческое служение» епископа, пресвитеров и диаконов выстояло нападки гностиков, монтанистов, новатиан, донатистов и позже мессалиан - а все эти движения ставили под сомнения объективный, сакраментальный характер этого служения, - является самым убедительным знаком того, что церковные структуры основывались не только на произвольных или дисциплинарных соображениях и не просто на обычае - но что они отражали саму природу Церкви. Это не значит, однако, что существовало абсолютное единообразие в том, как епископы, священники и диаконы исполняли свои функции, и что новый порядок, установленный Константином, не принес с собой серьезных перемен. После 320 г. угроза первоначальной структуре Церкви пришла не со стороны сектантов-харизматиков, как в ранние времена; теперь она пришла в виде искушения отождествить деятельность Церкви с юридической административной моделью римского общества. Уже к III в. епископы более не были единственными регулярными совершителями Евхаристии - их служение стало служением учительства и управления несколькими евхаристическими общинами. Вначале епископ возглавлял каждую, даже весьма малую, общину. Согласно одному из ранних канонов, для выбора епископа требовалась община числом не менее 12 взрослых человек (значит, иногда епископа хотели и меньшие группы). Община, пригласившая к себе св. Григория Неокесарийского, изначально составляла 17 человек. В африканской Церкви еще во время Константина каждая сельская община возглавлялась епископом.

http://sedmitza.ru/lib/text/434751/

В Пскове ударом ножа в своем доме убит известный священник Павел Адельгейм. В УВД по городу Пскову сообщили, что информация об убийстве священника в настоящее время проверяется полицией. 5 августа. ПРАВМИР. В Пскове ударом ножа в своем доме убит известный священник  Павел Адельгейм. Фото Льва Шлосберга. Подозреваемый в убийстве священника Павла Адейльгейма задержан. Об этом корреспонденту «Правмира» сообщили по телефону в пресс-службе УВД в Псковской области. «Сегодня в Пскове, около 20.00 часов в Красногорском проезде у храма Константина и Елены был обнаружен труп православного священника с ножевыми ранениями. Сотрудники патрульно-постовой службы при отработке территории района задержали мужчину, который подозревается в совершении этого преступления. На месте работает следственно-оперативная группа полиции», — заявил сотрудник пресс-службы. Персональные данные убитого священника, сославшись на должностную инструкцию, собеседник не назвал. «По некоторым предварительным данным можно считать, что это он (о. Павел Адельгейм – Корр.). Но пока это еще уточняется», — сказал он. О том, что Пскове ударом ножа в своем доме убит известный священник  Павел Адельгейм  сообщил в своем блоге депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молится об упокоении убитого в Пскове священнослужителя Павла Адельгейма, сообщил агентству РИА Новости  глава патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. По всей вероятности протоиерей Павел  стал жертвой исполнения пастырского долга. Тело священника было обнаружено в понедельник в его доме в центре города. «Святейший патриарх Кирилл скорбит о трагической смерти отца Павла Адельгейма и молится об упокоении его души», — сказал диакон Александр Волков. По его словам, священнослужитель «стал, как можно судить по имеющейся сейчас информации, жертвой исполнения пастырского долга как готовности прийти на помощь любому человеку». Лев Шлосберг сообщил корреспонденту «Правмира» по телефону подробности трагедии:

http://pravmir.ru/ubit-svyashhennik-pave...

Г.Э. Щеглов, диакон Александр Самуйлов Скачать epub pdf Незабвенный профессор Множество талантливых людей дала белорусская земля. Иван Игнатьевич Малышевский учился в Жировичском духовном училище, а затем–в Минской Духовной Семинарии, объединив своей судьбой две духовные школы, которые сегодня связаны преемством традиции духовного образования. Имя профессора Ивана Игнатьевича Малышевского (1828–1897), одного из замечательных выпускников Минской Духовной Семинарии, занимает достойное место среди таких русских церковных историков прошлого как митрополит Макарий (Булгаков) , профессор Е. Е. Голубинский , профессор П. П. Знаменский , профессор М. О. Коялович и др. Своими учеными трудами он внес огромный вклад не только в русскую, но и в общеславянскую церковно-историческую науку, значительно обогатив ее. И. И. Малышевский долго составлял лучшее украшение Киевской Духовной Академии, он был хорошо известен не только в России, но даже далеко за ее пределами–на православном Востоке и в странах южно-славянских. Вся жизнь И. И. Малышевского протекала в непрерывном служении науке во славу Божию и Православной Церкви. Многие помнили «красноречие его сердца, искренне убежденного в истине евангельской и собственным опытом познавшего ее силу. Но с этим христианским умом, с обилием знания, соединялось другое качество историка-христианина–это незлобивое, младенчески доверчивое, простодушное сердце. Многосведущий историк весь был кротость, чистосердечие, любовь, простота, откровенность–в этом добрый наставник полагал свое христианское звание» . Родился будущий профессор 13 июля 1828 г. в семье униатского священника в м. Негневичи Новогрудского уезда Минской губернии. Родители его были благородного шляхетского происхождения. Отец был прекрасно образован, начитан, у него имелась хорошая библиотека, что для сельского священника в те времена было достаточной редкостью. Свою любовь к книгам и чтению будущий профессор перенял именно у отца. В отеческом доме он получил и первоначальное образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

диакон Александр Занемонец От издателя XX век в истории Православия на Святой Земле – стал временем испытаний. С особой силой он отразился на представителях Русской Церкви и на русских учреждениях в Палестине, которые лишились материальной и дипломатической помощи из России. Это время стало временем выживания и создания новых форм существования русских православных людей на Святой Земле. Те, кто после падения Российской Империи оказались в Иерусалиме и в Палестине – сделались по своей сути стражами святых мест. В очень трудных условиях они сохранили русскую собственность и само русское имя в сердце христианского мира – в Святом Граде. А сам Иерусалим, как и вся Святая Земля, в конечном счете стали в эмиграции кусочком живой старой России – Святой Руси. Судьба «Русской Палестины» оказалась не отделимой от судьбы России. Подобно ей она пережила трагический период, и мы надеемся, вместе с ней переживет возрождение и новый расцвет. «Русская Палестина» сегодня – это символ преодоления разделения русских православных людей. Наш долг – помнить о всех, кто в трудное время верил в возможность такого объединения, работал для него, хранил святые места, а вместе с тем хранил и традицию русского духовного и политического присутствия на Ближнем Востоке. Поэтому издательство «Индрик» планирует систематически публиковать материалы, связанные с историей Русской Православной Церкви, русской эмиграции и русского паломничества в Святой Земле в XX веке. Мы просим всех, кто располагает такими историческими материалами или другой информацией по этой теме, сообщать о них в редакцию издательства по электронной почте. Возобновление русских паломничеств из Западной Европы На одной из могил в крипте Успенской церкви на русском кладбище св. Женевьевы под Парижем есть надпись: «Епископ Мефодий. 25.VII. 190213.IV.1974. Настоятель Храма Христа Спасителя в Аньере. Возобновитель Православных Паломничеств на Святую Землю. Отошел ко Господу в Великую Субботу 1974. Слава Богу за все». Епископ Мефодий (Кульман) родился и вырос в дореволюционной России. После революции и Гражданской войны, как и многие, он оказался в изгнании и большую часть жизни провел во Франции. В течение более чем сорока лет он являлся настоятелем небольшого приходского храма в Аньере, под Парижем, который назвал во имя Христа Спасителя, так как приход был создан в год взрыва московского Храма Христа Спасителя («наш приход, – говорил владыка, – это наше общее бревнышко на устроение многострадальной русской церкви» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

диакон Александр Занемонец Представленная статья посвящена незаурядной личности епископа Кампанского Мефодия (Кульмана) , благодаря трудам и опеке которого сотни русских паломников из Русского Зарубежья впервые после полувекового перерыва смогли снова посещать Святую землю. «Владыка Мефодий молился, он был большой молитвенник. Говорят, он очень хороший администратор. Он был главное – монах, он главное был – молитвенник. И любящий молитвенник. Понимаете, он любил людей. Вот его, я бы сказала, самое главное качество, что он подходил к каждому человеку особенно, как будто он один для него. Это редко бывает. И это у него осталось навсегда. В паломничестве говорили: как он все организовал! А я говорю: как он подходил к каждому паломнику! Все узнавал: у кого беда какая, радость, как они живут... А администрация -- да, все это было. Но на первом месте у него была душа человека». Игуменья Ольга (Слезкина) На одной из могил в крипте Успенской церкви на русском кладбище св. Женевьевы под Парижем есть надпись: «Епископ Мефодий. 25.VII. 1902 – 13.IV.1974. Настоятель Храма Христа Спасителя в Аньере. Возобновитель Православных Паломничеств на Святую Землю. Отошел ко Господу в Великую Субботу 1974. Слава Богу за все». Епископ Мефодий (Кульман) родился и вырос в дореволюционной России. После революции и Гражданской войны, как и многие, он оказался в изгнании и большую часть жизни провел во Франции. В течение более чем сорока лет он являлся настоятелем небольшого приходского храма в Аньере, под Парижем, который назвал во имя Христа Спасителя, так как приход был создан в год взрыва московского Храма Христа Спасителя («наш приход – говорил владыка – это наше общее бревнышко на устроение многострадальной русской церкви» 1 ). В 1953 году о. Мефодий был возведен в епископский сан с титулом Кампанский, являясь викарным архиереем при митрополите Владимире (Тихоницком), а затем архиепископе Георгие (Тарасове) – предстоятелях русского Экзархата в Западной Европе (Вселенский патриархат). Так о приходской деятельности о.Мефодия писал в середине 40х гг. его епархиальный архиерей – митрополит Евлогий (Георгиевский), – оставивший в своей книге «Путь моей жизни» описание многих русских приходов в Западной Европе, в том числе – и прихода о. Мефодия (Кульмана) в Аньере:

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Епископ Игнатий совершил Литургию праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в Выборге апреля 2019 Владыка совершил иерейскую хиротонию диакона Александра Семенова 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы , епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Выборга . Правящему архиерею сослужили клирики собора. Правящий архиерей совершил иерейскую хиротонию диакона храма Коневской иконы Божией Матери в п.Саперное Александра Семенова . В архипастырском слове, обращенном к богомольцам, Преосвященнейший Игнатий поздравил верующих с двунадесятым праздником: " Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, поздравляю с праздником Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы! Сегодня мы слышали описание Благовещения в Евангелии от Луки. Это единственное Евангелие, которое описывает это историческое событие, которое передает диалог между юной Девой Марией и явившимся Ей Архангелом Гавриилом. Мы также узнаем из Евангелия, что Пресвятая Дева была обручена праведному Иосифу, человеку преклонных лет, для того, чтобы он сохранял Ее девство, как некий драгоценный сосуд. В один из дней, пребывая в молитве, Дева Мария увидела Архангела. Очевидно, что такое явление не входит в обычные рамки человеческого понимания… Пресвятая Дева смутилась, ибо это видение Она не могла понять до конца: от Бога ли это видение или от темных сил? Диалог, состоявшийся между Нею и Архангелом Гавриилом, стал открытием Божественной любви к человеческому роду. Именно с этого момента началась история спасения. Если некогда Ева ослушалась Господа и вкусила от древа познания добра и зла, за что и были люди посрамлены и изгнаны из рая, то в Благовещении совершается обратное! Архангел возвещает Пречистой Деве, что от Нее родится Тот, Кто наречется Сыном Всевышнего и сядет на престоле Давидовом. Дева Мария по-человечески усомнилась, спросив Архангела: " Как это может произойти, когда Я мужа не знаю? " . Он же ответил Ей, что нет ничего невозможного Богу: " Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя " . Прислушавшись к этому обетованию, Пресвятая Дева говорит великие, священные слова, которые дают Богу согласие не от Нее только, но от всего человеческого рода на вхождение в историю ради спасения людей: " Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему " (Лк 1:32-38).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: Святейший Патриарх Кирилл - защитник и хранитель духовных ценностей Православия Известный ученый о награждении Предстоятеля Русской Церкви орденом Александра Невского 10.01.2011 2743 Время на чтение 3 минуты Вручение Дмитрием Медведевы м Святейшему Патриарху Кириллу ордена Александра Невского является весьма важным шагом. Во-первых, это знаменует преемство эпох, эпохи Древней Руси, когда жил и действовал святой благоверный князь Александр Невский, Московского Царства, когда он был прославлен, Петровской эпохи, когда был учрежден Императорский орден Александра Невского и, наконец, советской эпохи, когда этот орден был возрожден в страшное время Великой Отечественной войны, когда омерзительные потомки псов-рыцарей едва не уничтожили историческую Россию, а вместе с ней и Святую Русь. В то время русский народ был призван Святейшим Патриархом Сергием встать под знамена святого князя Александра Невского и отразить безбожных оккультистов-нацистов. Святейший Патриарх Кирилл в своих проповедях неоднократно выявлял истинный смысл Великой Отечественной войны, как войны за жизнь русского народа, исторической России и за спасение Православия. Полагаю, что в этом плане этот орден весьма значим. С другой стороны, это боевой орден, который вручался офицерам. Сейчас идет иная война: информационная, и, глубже того, война духовная. В этой войне Святейший Патриарх является защитником и хранителем духовных ценностей Православия. И, как было подчеркнуто, орден дается за сохранение духовных и культурных традиций. Этим подчеркивается консервативный смысл деятельности Святейшего Патриарха Кирилла. Патриарх, еще в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским, являлся автором проекта «Александр Невский - имя России». Не случайно именно его сейчас наградили орденом святого Александра Невского. Это награждение есть признание заслуг не только Святейшего Патриарха, хотя они и весьма велики, но, прежде всего, это признание заслуг всей Русской Православной Церкви в деле сохранения традиций, духовно-нравственных ценностей, в деле сохранения нашего исторического культурного достояния, в деле сохранения и спасения общественной нравственности. Это признание заслуг иерархов, клириков и простых скромных тружеников-мирян, тех «белых платочков», на которых и зиждется Церковь. Это всегда легче и удобнее сделать через личность Предстоятеля Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/10/di...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крит закрыли совсем Патриарх Кирилл не поедет на предсоборное совещание на Крите 15.06.2016 840 Время на чтение 3 минуты Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС В пресс-службе Московской патриархии опровергают информацию о возможном участии патриарха Кирилла в предсоборном Синаксисе на Крите 17 июня. «Эта поездка не планируется», - сообщил «Русской Планете» диакон Александр Волков, патриарший пресс-секретарь. Слухи о том, что патриарх Кирилл все же может прибыть на Крит, распространили некоторые греческие журналисты. Якобы МИД Греции продолжает находиться в боевой готовности, ожидая патриарха Кирилла - несмотря на отказ Священного синода РПЦ от участия в Соборе, в случае если его не перенесут на более поздний срок. Дело в том, что, по программе, предварять Всеправославный собор должен Синаксис (или Синакс) - последнее предсоборное совещание предстоятелей Церквей. Синаксис состоится 17 июня, формально это еще не сессия Собора, но некое предшествующее ему действие. Ранее Русская православная церковь настаивала на проведении экстренного совещания с целью урегулирования всех спорных вопросов, но Константинополь от этого предложения отказался. Сейчас организаторы Собора говорят, что если русские требовали синаксис, то он уже давно есть в программе и назначен на ближайшую пятницу. Одновременно пресс-служба Собора продолжает настаивать на том, что в мероприятии на Крите примут участие все Церкви - несмотря на отказы Антиохийской, Болгарской, Грузинской и Русской церквей от участия. «Все уже решено Священным синодом, - сказал РП диакон Александр Волков. - Святейший не едет на Крит даже для участия в Синаксе». Тем временем Константинопольский патриарх Варфоломей прибыл 15 июня на греческий остров для открытия Всеправославного собора. Представители девяти других церквей-участниц прибудут на Крит в четверг. По программе Собора, уже в пятницу Варфоломей соберет Малый Синаксис предстоятелей Поместных Церквей. В субботу участников Собора примет мэр Ираклиона, административного центра Крита, а воскресенье они отобедают с президентом Греции. Официальное открытие Собора запланировано на понедельник, а со вторника начнутся его сессии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Лесное. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Погост Знаменский-Смердынский (Село Смердынь), ныне поселок Лесное, от Твери 180 верст, от Весьегонска 140 верст. Две церкви: 1) Церковь Знаменская, построена в 1835 году, каменная, престола три: Знамения Божией Матери, Святителя Николая и Великомученицы Евфимии. 2) на прежнем кладбище, деревянная церковь, возобновлена в 1870 году, престол один Святой Троицы. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1879 года, исповедные с 1829 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Василий Алексеевич Аркадов 45-ти лет, окончил духовную семинарию, священником с 1898 года, состоял заведующим церковно-приходской школы, членом благочинного совета и депутатом, награжден в 1886 году набедренником. Священник Николай Гаврилович Панов, окончил духовную семинарию, в служении с 1896 года, священником с 1899 года. Диакон Всеволод Александрович Лебедев 25-ти лет, в служении с 1896 года, диаконом с 1898 года. Псаломщик Николай Александрович Беззубиков 23-х лет, в должности с 1900 года. Псаломщик Феодор Воскресенский 34-х лет, в должности с 1899 года. Прихожан в селе Смердынях, в деревнях: Ошееве, Лыкошине, Угрюмовой-Горе, Сахине, Варвариной-Горе, Бобове, Спирове, Лукине, Кедрове, Высочке, Трубине, Стучеве, Поповке, Антушине, Городке, Свищеве, Мартышеве, Лопатихе, Пустой, Погребне - 486 дворов (1637 мужчин, 1906 женщин, в том числе раскольников 40 мужчин, 137 женщин). В 1914 году служили: Священник Григорий Плиткин 36-ти лет, окончил семинарию, на службе 12 лет, в Знаменском храме 7 лет. Штатный диакон Иоанн Дьяконов 35-ти лет, на службе 17 лет, в Знаменском храме 1 год. Псаломщик Лев Бойков 34-х лет, на службе 5 лет. Прихожан в деревнях: Ашеево, Угрюмова-Гора, Бобово, Сахино, Высочки, Трубно, Стучево, Поповка, Погребна, Городок, Антушино, Варварина-Гора, Спирово, Овчуха, Лукино, Кедрово, Свищево, Щедриха, Мартышево, Лопатиха, Пустая, Бабанова, Терехово - 1827 мужчин и 1994 женщины, раскольников 162 человека.

http://sobory.ru/article/?object=39618

Луи Дюшен (католик) Глава IV. Арий и Никейский собор Приходы в Александрии. – Арий вавкалийский и его учение. – Конфликт с традпционным учением. – Низложение Ария и его последователей. – Арий находит поддержку в Сирии и Никомидии. – Его возвращение в Александрию; его Фалия. – Вмешательство Константина. – Споры о пасхе. – Никейский собор. – Заседания в присутствии императора. Арий вновь осужден. – Постановления, относящиеся к мелитианскому расколу и вопросу о пасхе. – Составление символа. – Дисциплинарные каноны. – Единосущный. – Первые попытки реакции. После мученика Петра (†312 г.) во главе александрийской церкви недолгое время находился один из старых учителей катехизической школы, Ахилла. Он занимал кафедру в течение лишь немногих месяцев. Его преемником был Александр. Тому и другому пришлось немало вынести от Мелития и его раскола. Но более затруднений Александр испытал с одним из своих пресвитеров, Арием, и это было крупным событием. К городе Александрии уже в ту пору имелось несколько церквей, пользовавшихся известной автономией под управлением особых пресвитеров. Св. Епифаний 215 называет некоторые из них. Это – церкви: Дионисия, Феоны, Пиерия, Серапиона, Персеи, Дизия, Мендидия, Анниана, вавкалийская, из которых, быть может, не все существовали в описываемое нами время. Верховная власть над личным составом этих церквей, клиром и верными, принадлежала епископу. Чтобы обеспечить действие этой власти и сохранить единство паствы, вокруг верховного главы происходили правильные собрания пресвитеров и диаконов. Существовали известные центробежные тенденции: александрийские пресвитеры помнили время, когда они сами посвящали себе епископа 216 . Во время управления еп. Александра один из них, Коллуф, потребовал себе возвращения права рукоположения и стал посвящать пресвитеров и диаконов, не обращаясь к своему иерархическому главе. Но пришлось увидеть и не такие дела. Около 318 года вавкалийский пресвитер 217 Арий очень сильно занимал собой общественное мнение. О нем шла речь ужо по поводу мелитианского раскола, в котором он, по-видимому, был некоторое время замешан. После небольших колебаний из стороны в сторону при епископах Петре и Ахилле, он в конце концов обрел равновесие при Александре. Это был человек преклонного возраста, высокий, худой, с печальным выражением лица и изможденным видом. Он был известен за аскета, и это видно было по его одеянию, состоявшему из короткой туники без рукавов, поверх которой в виде плаща было перекинуто нечто вроде шарфа. Голос его был мягкий, речи вкрадчивые. Посвященные девственницы, очень многочисленные в Александрии, питали к нему великое уважение; среди высшего клира он имел решительных сторонников 218 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010