Кириллов монастырь по своим духовным, гражданским и хозяйственно-промышленным делам имел частые сношения с многими городами тогдашней Руси. Поэтому для приезда и остановки старцев и слуг монастырских там были подворья. Известны подворья в Пскове, Дмитрове, Нижнем Новгороде, в Угличе, в Кремле, Каргополе, на Белоозере, в Ростове. Но особенно замечательны монастырские подворья в Москве и Вологде. Кирилло-Белозерское московское подворье находилось в Кремле около Фроловских ворот, по переписи 1626 года в 5 1/4 сажени от стены – оно известно под именем Афанасьевского монастыря. Первое упоминание о нем находим под 1514 годом, когда летописец рассказывает, что повелением великого князя Василия III Ивановича заложено было в Москве двенадцать каменных церквей. «В граде Москве, – говорит летописец (ПСРЛ, VIII, 254), – поставил церковь кирпичную Афанасей святый Александрьскы у Фроловских ворот Юрьи Григорьев сын Бобыкин». Когда и каким образом перешла та церковь во владение Кириллова монастыря, нельзя сказать, но только уже в 1563 году здесь было устроено Кирилловское подворье – монастырь; на нем была пострижена в инокини под именем Евдокии княгиня Ефросинья Владимировна, жена князя Андрея Ивановича Старицкого. Афанасиевский монастырь находился под управлением строителей. посылаемых туда из Кириллова монастыря; помимо строителей здесь жили старцы. Когда по делам монастыря или государственным на Москву приезжал игумен, останавливался здесь; тут же жили и священники, приезжавшие из Кириллова к царю со святою водою дважды в год: после памяти преподобного (9 июня) и после Успеньева дня. В московское разорение 1612 года в Афанасиеве монастыре жил старец Филарет Володимерец; у него литовские люди взяли монастырских денег 130 рублей 18 алтын 2 деньги. Тогда же выменянная на соль пшеничная мука сгорела, а погибло в ней цены 239 рублей 27 алтын 4 деньги; сгорело также жемчужное ожерелье Василия Алексеева Третьякова. оставленное на подворье игуменом Сильвестром еще при строителе Порфирии Ошевенском в 1605 году 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

благодаря основанию Хергозерского монастыря (более ранние факты почитания Макария на территории Каргополья нам неизвестны) 364 . В этот период на обширных землях Каргопольского уезда было немало монастырей: Александро-Ошевенский, Кирилло-Челмогорский, Пахомиев Кенский, Спасо-Преображенский (Вассианова Строкина пустынь), Успенский (пустынь Иоанна Волосатого) и др. Но Хергозерский монастырь, как явствует из «Сказания», сразу же в первые годы своего существования, стал важным центром духовной жизни Каргополья и соседних территорий. Среди монастырей Каргополья, созданных в XVII в., ни один не имел столь большого значения в истории этого края, как Хергозерский монастырь. Одна из возможных причин такого глубокого и устойчивого, сохранившегося практически до наших дней почитания святого, кроется, вероятно, в общеславянских представлениях о магической силе самого имени Макарий («блаженный»). Согласно выводам Н.И. Толстого, «хотя культ св. Макария у славян и у русских не столь значителен, как культ св. Николая, св. Георгия или св. Иоанна Крестителя, всё же можно говорить о некоторой исключительности св. Макария по сравнению с многими другими святыми и угодниками и в церковном обиходе, и в народном, во многом ещё языческом сознании» 365 . «Макариевский» культ в христианской культуре изначально сформировался благодаря почитанию Макария Великого (Египетского) (301−391), но затем в локальных традициях мог переноситься на других святых с этим именем 366 . В народной культуре связь имени с конкретным лицом вообще, по-видимому, во многих случаях теряла свою актуальность. Так, имя Макария нередко встречается в заговорах, но вряд ли заговаривающий чётко осознавал, какого именно Макария он призывает на помощь 367 . Как показал Н.И. Толстой, имя Макария (Макара) вызывало в славянской традиции ассоциации с утопленником, покойником, который должен воскреснуть, и с пастухом 368 . В свою очередь, «новый утопленник в славянских мифологических представлениях (и не только славянских), всегда вызывает обильный дождь» 369 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В скором времени в обители был построен каменный храм, трапезная и монашеские кельи. Историки часто спорят о том, что же являлось основой монастырского хозяйства. Некоторые говорят, что не земля составляла главное богатство монастырей, а многочисленные пожертвования деньгами, драгоценностями и другим движимым имуществом. Другие исследователи, продолжая эту мысль, утверждают, что земельные владения вовсе не нужны были монастырям, а приобретались только из одной монашеской страсти к стяжательству (накопительству). Мы же возьмем на себя смелость утверждать, что именно земля была основой монастырского хозяйственного уклада. Да, земля подчас была неплодородна и в климатических условиях Русского Севера не приносила большого дохода. Но крестьянин, кем в сущности и был русский монах, не мыслил себя без земли. Эта связь осознавалась им почти мистически. На Руси обычно говорили: не стоит земля без праведника. Перефразируя эту поговорку, можно было бы сказать: не стоит и монастырь без земли. Поэтому так отчаянно сопротивлялись монастыри любым попыткам отнять у них землю. Поэтому все основатели монастырей добивались в первую очередь именно земельных пожалований, только тогда они могли быть спокойны, что сделали все (в земном, практическом отношении) для надежного существования своего монастыря. Сама неумолимая логика жизни требовала от них этого. Так, в обители преподобного Диодора Юрьегорского (в Архангельской области) первое время часто случался сильный голод. Монастырь был значительно удален от мирских поселений, и надежды на милостыню мирских людей не было никакой. Однажды голодная братия начала роптать на святого и обвинять его в неразумной растрате денег на строительство сразу трех церквей, келий и ограды. «Сначала надо было один храм поставить, потом другой, а не в одно время. И ныне нам чем питаться? Не можем голод терпеть, наутро все разойдемся, каждый, куда хочет!» – ругали они преподобного Диодора. В эти трудные дни ему явился преподобный Александр Ошевенский и сказал: «Не малодушествуй и братию укрепляй! Вспомни, сколько человек Бог пропитал в пустыни. Вас ли не может прокормить! Только трудитесь с благодарением и ловите рыбу на озерах!» (Житие преподобного Диодора. С. 789–780). Улов оказался так велик, что иноки не только сами питались этой рыбой в течение долгого времени, но еще и продавали ее и покупали другие продукты. В следующий раз любимый ученик преподобного Прохор во время молитвы услышал голос, исходивший от иконы Пресвятой Богородицы: «Не скорбите, имейте между собой любовь, трудитесь! Бог вас на этом месте не оставит. Идите на озеро, ловите рыбу». И вновь богатый улов спас монахов от голодной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В третий раз иноки поймали черную лисицу и продали ее за 8 рублей. Чтобы на будущее обезопасить монастырь от голода, преподобный Диодор решил ехать в Москву и выхлопотать земельные владения для монастыря. В 1629 и 1632 годах он, действительно, был в Москве и получил царские жалованные грамоты на землю, после чего жизнь в монастыре стала налаживаться, преподобный и братия «начаша землю пахати, лес под пашню сещи и тем питатися». Это разумное отношение к земле следует отличать от стяжательства, страсти приобретения излишнего ради обогащения, которые впоследствии стали, увы, характерны для монастырской жизни. Поскольку нужда в хлебе была самой насущной, монастырская пашня всегда являлась предметом особой заботы братии. Из житий преподобных Кирилла Белозерского, Александра Ошевенского и других святых известно, что сами преподобные возделывали землю. Хлеб, который выращивали на монастырской пашне, назывался «припашной». Монастырские старцы заботились о том, чтобы амбары были полны хлеба, и держали его про запас. Все работы на пашне были под контролем игумена и келаря. В Житии преподобного Корнилия Комельского рассказывается о том, что святой часто ходил на монастырское поле наблюдать за работами. Так же поступал и преподобный Дмитрий Прилуцкий. Эти заботы о монастырском хозяйстве едва не стоили преподобному Корнилию жизни. Напасти сыпались одна за другой. Както, когда преподобный возвращался с поля, на него упало дерево, хотя стояла тихая и безветренная погода. Иноки принесли его в монастырь, двенадцать недель преподобный пролежал без движения. Оправившись после болезни, он вновь пошел проведать работников и упал с высокого обрыва, так что разболелся пуще прежнего. В другой раз на него снова упало дерево, и его нашли лежащим, с разбитой головой. Отдельными видами работ руководили специально поставленные для этого старцы. Из монахов Комельского монастыря обычно назначалось несколько «нарядников», которые наблюдали за наемными рабочими – «делателями». Старец – «житник» ведал приходом и расходом хлеба, старец «купчина–казначей» покупал земледельческий инвентарь, платил наемным рабочим, трудившимся на пашне (Прокофьева. С. 11). С увеличением монастыря к распашке земли привлекались на различных условиях наемные люди, они также упоминаются уже в житиях основателей монастырей. Это были «половники», «бобыли», «казаки», монастырские слуги, «детеныши» и т. д. Мы сейчас не будем останавливаться на характеристике всех категорий зависимых от монастыря людей. На первых порах в монастырях занимались подсечным земледелием. Некоторые валаамские подвижники, жившие одиноко в глубине острова, брали на себя сугубый подвиг: не принимая никакой помощи от монастыря, сами выращивали хлеб, копая «жесточайшую ту каменную землю» копорулею, даже без помощи скота (Сказание о Валаамском монастыре. С 133 – 134).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Амвросий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, учредил здесь, в 1803, духовное училище. При обители бывают в год две ярмарки: в день Сошествия Св. Духа и 30 августа. ОШЕВЕНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в 44 верстах от уездного города Каргополя, на берегу речки Чурьяги; находится под управлением архимандрита основан в 1465 году Преподобным Александром Ошевенским, который сначала построил на сем месте уединенную келью, и в ней поставил две иконы, данные ему игуменом Кириллова Белоезерского монастыря, где он принял иночество, одну Богородицы Одигитрии, а другую Николая Чудотворца; потом, с благословения архиепископа Новгородского, св. Ионы, построил церковь и для стекшихся к нему тружеников обитель, в которой и был первым игуменом. Ныне здесь две каменные церкви: 1) Соб., существующая с 1707 года, двухэтажная, в которой престолы: вверху Успения Богородицы, с приделами Сергия Радонежского и Флора и Лавра, а внизу Сретения Господня, с приделами: Препод. Александра Ошевенского, где и св. мощи его почивают под спудом, и Препод. Кирилла Белоезерского; первый из сих приделов освящен в 1712 году. 2) Николая Чудотворца. – В главном храме находятся и две вышеупомянутые иконы, принесенные сюда св. Александром. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ-ОНЕЖСКИЙ, муж. 3 класса, находится под управлением архимандрита. Подробных сведений о сей обители никаких нет. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ-ПАЛЕОСТРОВСКИЙ, муж. заштатный, близ губернского города Петрозаводска, на одном из островов Онежского озера, именуемом Палей, или иначе Вспанье. Он основан Преподобным Корнилием, который сначала жил на этом месте уединенно в хижине; потом устроил для пришедших к нему других иноков кельи и церковь Богоматери; управляя же обителью, он проводил большую часть времени в пещере у подошвы горы, где и скончался. Мощи его перенесены оттуда в монастырь при преемнике его, Препод. Аврамие. От пожаров и опустошений, причиненных Палеостровской обители раскольниками, не осталось никаких сведений о времени, когда Преподобный Корнилий жил; известно только, что монастырь сей в конце XVI века уже существовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Фестиваль патриотической песни пройдет в Архангельской области 3 мая 2007 г. 12:05 5 мая в Свято-Троицком храме города Онеги состоится omkpыmue II фестиваля патриотической песни, который организует приход Свято-Троицкого храма. 6 мая после Божественной литургии начнется концертная программа фестиваля патриотической песни. Как сообщил протоиерей Александр Коптев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Онеги, концерт будет проходить в Доме культуры города. На него приглашено большое количество музыкантов, как из Архангельска, так и из других городов области. На фестивале выступят такие известные коллективы, как «Театр романсов Елены Бускиной», который покажет свою оригинальную программу, а также ансамбль «Земля Росс», исполняющий песни отца Александра Коптева. Кроме этого, на фестивале выступит хор кадетского класса архангельской средней школы 22, который исполнит казачьи песни, а также детский хор епархиальной воскресной школы. Кроме этого, ожидается, что в фестивале примет большое количество молодежных групп. Гости фестиваля также услышат авторскую песню под гитару, аккордеон и стихи на патриотическую тематику. В программе фестиваля паломническая поездка к мощам преподобного Кирилла Сырьинского — основателя Успенского монастыря. Его мощи находятся под спудом в часовне деревни Сырья (Онежский район). Из краткого жития преподобного Кирилла Сырьинского известно, что он родился в семье священника села Чекуево Онежского уезда Архангельской губернии. Рано осиротел и в подростковом возрасте поступил в Александро-Ошевенский монастырь. Там же он принял постриг. Позднее преподобный покинул эту обитель и некоторое время жил в родном селе Чекуево, где служил в сельском храме. Некоторое время спустя он перебрался на близлежащую Сырью-гору, где и основал монастырь, в котором позднее появилась церковь во имя Успения Божией матери. После блаженной кончины преподобного Кирилла у его мощей начали происходить чудеса. После обращения к святому люди излечивались от бесплодия. До революции помолиться об исцелении к мощам преподобного приезжали паломники со всей страны. В наше время возрождается традиция паломнических поездок. Каждый год прихожане Свято-Троицкого храма молятся у мощей преподобного Кирилла. Возможность поклониться мощам святого теперь будет и у участников и гостей фестиваля. По окончании фестиваля всем его участникам будут вручены памятные грамоты и сувениры. Как отметили организаторы фестиваля, большую помощь в организации концертов и поездок оказала администрация города Онеги. Сайт Архангельской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/235012.htm...

Раз, стоя на молитве, преподобный видел как бы медный столб от земли до неба; у столба того висели крючья и по ним поднимаются многие иноки: одни по крючьям и столбу восходят до небес, небеса отверзаются, великий свет обвивает пришедших, и небеса затворяются снова; другие поднимаются лишь до половины столба и падают на землю, чтобы снова начать восхождение. Видение означало трудность и высоту иноческого подвига. Когда в монастырь Живоначальной Троицы собралось много братии, почувствовался недостаток в хлебе и других предметах пропитания. И неоткуда было получить их обители: место ее далеко отстояло от мирских сел; а в летнее время по причине окружающих болот к ней не было и дороги; только с большим трудом и по крайней нужде проходил кто–нибудь до обители. Настал голод, и братия начали роптать на преподобного Диодора. «Неразумно истратил ты все средства на постройки: в одно время выстроил три храма, поставил келлии, оградил монастырь. А теперь нам нечем питаться. Лучше бы ты поставил сначала один храм, а другой после. Не можем переносить мы голода и завтра же утром все разойдемся, кто куда хочет». Старец утешал их и говорил: «Потерпите, братия. Бог нас не оставит, ибо может пропитать нас». Но братия не переставали роптать. Святой стал на молитву и просил Господа не оставить уповающих на Него. Тогда явился ому светолепный муж и сказал: «Не малодушествуй, укрепляй братию и вспомни, сколько душ пропитал Господь в пустыне: неужели же вас немногих не может Он пропитать? Трудитесь и благодарите Бога, ловите на озерах рыбу». Явление это повторилось два раза. Но преподобный не верил своим видениям и считал их бесовским наваждением. Увидев светолепного старца в третий раз, он испытывал его, заставляя читать молитву. Явившийся прочел «Достойно есть», и лицо его озарилось неземным светом. Преподобный упал к ногам чудного старца и вопрошал его: «Кто ты, господин мой, и почему имеешь такое попечение о месте этом и о братии — о нас, грешных? Сладкий свет осияло сердце мое в твоем присутствии». «Я постриженник Кириллова монастыря, игумен Ошевенского монастыря. Имя мое Александр (память 20 апреля/3 мая). Не скорби, Диодор, укрепляй братию. Возложите упование на Бога, работайте Ему со страхом, и пропитает вас».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Тот благословил его пойти в Каргополь и посмотреть место. Помолившись Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, взяв с собой немного хлеба и необходимую одежду, Александр отправился в путь. Он благополучно добрался до Каргополя, а оттуда – до Ошевенской слободы. Здесь после многих лет разлуки он увидел своих родителей. Вечером после трапезы отец рассказал ему, что есть одно место в лесу, где он сам и окрестные крестьяне не раз слышали колокольный звон и ангельское пение. Наутро преподобный Александр пошел посмотреть ту таинственную поляну, место понравилось, и преподобный поставил здесь крест, а потом долго молился, чтобы Господь благословил его начинания. Недолго погостив в родительском доме, преподобный вернулся в Кириллов монастырь. Игумен стал готовить его к самостоятельной жизни: сначала возвел его в сан церковного клирика, потом рукоположил во священника. Как и другие священники, Александр служил по неделям, а остальное время подвизался в хлебне и поварне. Освоив в совершенстве церковную службу, преподобный стал собираться в дорогу. Игумен благословил его на создание новой обители и дал с собой две иконы: Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы) и святителя Николая Чудотворца. Дойдя до села Короткого, Александр сел на корабль и поплыл в Каргополь. Уже вечером он добрался до дома родителей. Обрадованный встречей, он поставил им угощение и лег отдохнуть после дороги. Наутро он рано встал и пошел на избранное им место. Был день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг поляны недвижно стоял лес, безмолвный и торжественный в своем осеннем убранстве. Радость переполняла сердце Александра, когда он стругал сень и киот для иконы святителя Николая. Тяжелые искушения были впереди и пока не тревожили его душу. Несмотря на близость родительского дома, зима, проведенная в одиночестве, выдалась очень тяжелой. Но понемногу к преподобному собрались иноки, все вместе поставили кельи, церковь . Родители и сродники помогали обители деньгами и продуктами. Однако отношения с братией у преподобного складывались непросто.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  Архимандрит Досифей  (в миру Нилов Димитрий Нилович; 15 октября 1872 – 11 июля 1939) – настоятель Александро-Ошевенского монастыря. Родился в д. Лисицино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье крестьянина. 5 января 1899 г. поступил в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. 3 августа 1900 г. командирован на петербургское подворье обители на послушание. В монашество пострижен 17 июня 1902 г. Рукоположен в иеродиакона 6 августа 1902 г., в иеромонаха – 26 мая 1903 г. 26 ноября 1913 г. назначен управляющим Санкт-Петербургским подворьем Александро-Свирского монастыря. Благочинный, духовник подворья этой обители. 31 июля 1915 г. назначен управляющим Александро-Ошевенским монастырем. С 1915 г. и до закрытия монастыря большевиками – настоятель этой обители. После закрытия монастыря проживал в г. Каргополе. В 1926 г. был арестован и приговорен к 6 месяцам тюрьмы. В 1930 году осужден вторично и выслан на 10 лет. После досрочного освобождения в 1933 г. проживал в д. Погост Приозёрного района Архангельской области. Каждый раз после ареста архимандрит Досифей восстанавливал духовную жизнь монастыря в миру, служил панихиды, исповедовал. 21 сентября 1937 года арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». 11 октября 1937 г. приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Умер 11 июля 1939 г. Погребен на кладбище Шудогского совхоза Локчимлага НКВД, могила 364.   Архимандрит Сергий  (в миру Сребрянский Митрофан Васильевич; 1 августа 1870 – 6 апреля 1948) – преподобноисповедник. Сын священника. В 1892 г. окончил в Воронежскую духовную семинарию, в 1893 г. женился на дочери священника села Владычня Тверской епархии Ольге Владимировне Исполатовской. С 1893 г. – диакон Стефановской церкви Острогожского уезда Воронежской губ., с 1896 г. – священник 47-го драгунского Татарского полка, с 1897 г. – настоятель Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была великая княгиня Елисавета Феодоровна. В 1904–1905 гг. вместе с полком – на русско-японской войне.

http://pravoslavie.ru/104514.html

«Мы из калининской тюрьмы, мучеников за Христа привезли. Принимай, отец…» «Отец, не бойся. Господь посреди нас!» – «Откуда вы?» – «С того берега, на лодке сюда переправились. Мы из калининской тюрьмы, мучеников за Христа привезли. Принимай, отец. Их недавно, в первом часу ночи, расстреляли. Они все священники Новокарельского района . Среди них большой чин, игумен. Приказ нам их на дачу везти, известью засыпать, чтобы и мощей от них не осталось. Добивались от них, чтобы оговорили владыку Фаддея Тверского и себя». Священник задумался ненадолго, куда их похоронить. «В могилы тела прикопать нельзя. Увидят, что много их. Да и подмораживает. Несите в церковь, под полом алтаря прикопаем». Уже светало. Прощались со священником. Священник благословлял и долго еще крестил их вслед. Рейтинг: 10 Голосов: 862 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Игумен Феодорит  (в миру Григорьев Феодот Григорьевич; 11 мая 1868 – 13 ноября 1937) – духовник Александро-Свирского монастыря. Уроженец деревни Задниково Тверской губернии. Прежде чем избрать монашеское поприще, служил в армии унтер-офицером. В 1896 г. поступил в Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь. В 1898 г. переведен на петербургское подворье обители, где исполнял послушание свечника. В монашество пострижен 17 января 1899 г. Иеродиакон с 5 августа 1899 г., иеромонах с 6 августа 1899 г. В марте 1909 г. назначен управляющим Александро-Ошевенского монастыря. С июня 1909 г. – благочинный Кирилло-Челмогорской пустыни. В 1915 г. возвращен в число братии Александро-Свирского монастыря духовником обители. В 1930-е гг. вернулся на родину, жил в селе Толмачи Новокарельского (ныне Лихославльского) р-на Калининской обл. Служил священником Богоявленской церкви этого села. В 1936 г. по подозрению в шпионаже был под следствием и привлекался к уголовной ответственности по ст. 125 УК за сбор сведений о наличии верующих в районе. 11 сентября 1937 г. арестован вторично. 11 ноября тройкой при НКВД по Калининской обл. осужден по ст. 58-10 и 58-11 УК РСФСР и приговорен к расстрелу.

http://pravoslavie.ru/104514.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010