Приняв решение об уходе в монастырь, преподобный Нил выбрал далекую, но знаменитую обитель на Белоозере. Созерцательная природа, строгая жизнь братии привлекали в Кириллов монастырь многих подвижников. Здесь в свое время подвизались преподобные Савватий Соловецкий, Александр Ошевенский, Корнилий Комельский. Может быть, преподобный Нил побывал здесь и сам в памятном 1446 г., когда весь двор великого князя выехал вслед за Василием Темным в Вологду, и обитель тогда запомнилась будущему преподобному. Возможно, он прислушался к совету своего брата Андрея. Все это возможно. Но одна причина кажется мне наиболее существенной. О Кирилле Белозерском Нил Сорский знал с детства, по рассказам домочадцев. Живя в Кремле, он каждый день проходил мимо дома у Тимофеевских ворот, где когда-то жил Козьма Велья­минов. Кирилл Белозерский вышел из круга людей, которых Майковы хорошо знали. Брат деда Ивана Гавриловича Заболоцкого – боярин Иван Дмитриевич ВсеволожЗаболоцкий был женат на дочери Микулы (Николая) Васильевича Вельяминова, погибшего на Куликовом поле. А Микула Вельяминов, в свою очередь, приходился родным племянником Тимофею Васильевичу Вельяминову, чьим родственником и домоуправителем был в юности Козьма Вельяминов – преподобный Кирилл Белозерский. Думаю, что Всеволожи хорошо знали свою родословную. Благодаря женитьбе своего прадеда они стали родственниками великого русского святого. Здесь важна даже не степень родства, а то, что это был общий круг родных и знакомых, и Майковы к нему принадлежали. Когда Нилу Сорскому исполнилось 1012 лет, старца Кирилла причислили к лику святых (по документам известно, что в 14471448 гг. Кирилл Белозерский уже был канонизированным святым). Кто-то из оптинских старцев в свое время сказал, что святые внимательно наблюдают за своими родственниками и помогают им в их земной жизни. Преподобный Нил шел в Кириллов монастырь, как идут к себе домой, уповая на молитвы и заступничество преподобного Кирилла. «Повесть о нелюбках», хорошо известный памятник русской публицистики, сообщает, что Нил Сорский был учеником старца Паисия (Ярославова).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

• Свято озеро • Исчезающая река Халуй уходит под землю на одном конце деревни Халуй, а выходит – на другом, километрах в полутора от места ухода. Перед тем, как уйти, река разделяется на два рукава. Вода левого входит в тупик с обрывистым берегом и исчезает в этой воронке. Там наверху стоит крест, обвешанный приношениями. Правый рукав иного характера: вода в нем течет, течет и вдруг – все, только пена. Престольные праздники [ править править код ] Надвратная церковь: Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Александро-Ошевенский мужской монастырь Александро-Ошевенский мужской монастырь Александро-Ошевенский мужской монастырь Как добраться [ править править код ] Адрес : Архангельская обл., Каргопольский р-н, с. Ошевенское, д. Погост. До г. Каргополь можно добраться поездом или автобусом. Из Архангельска до Каргополя ходит автобус отправление раз в сутки, в 7.00 (время в пути 12 часов). Ближайшая железнодорожная станция Няндома (г.Няндома). Расстояние от Каргополя до Няндомы по автодороге - 80 км. Из Няндомы ходит автобус до Каргополя 976), движение по расписанию несколько раз в сутки (время в пути 1,5 часа). Далее автобусом 304 от Каргополя до Ошевенска (40 км). Паломнику [ править править код ] Александро-Ошевенский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с историей монастыря и его духовным наследием. Монастырь обеспечивает проживание только тем, кто трудится в обители. Условия проживания скромные. Необходимо трудиться вместе со всеми насельниками монастыря на послушаниях и подчиняться внутреннему распорядку обители. Работы в обители много, есть работы достаточно тяжелые, но каждому найдется работа по его силе. Обязательно посещение Богослужений. Желающим приехать потрудиться на благо монастыря необходимо предварительно получить благословение о. Киприана, наместника монастыря и согласовать время и продолжительность пребывания.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Оше...

Алексий с детских лет отличался кротостью, послушанием, любовью к посту и молитве. Родители видели в нем опору своей старости и наследника. Мальчика обучили грамоте и прививали ему навыки ведения хозяйства. Когда Алексию исполнилось 18 лет, его хотели женить. Однако юноша стремился к иноческому житию и ушел в Кирилло-Белозерский монастырь. В течение шести лет Алексий был послушником. В 1453 году он принял монашеский постриг с именем Александр. Подвижническая жизнь преподобного Александра вызывала удивление братии монастыря. Боясь славы, преподобный просил игумена благословить его уйти из обители и жить уединенно. Игумен не сразу благословил молодого инока на отшельническую жизнь, но, видя неотступное желание преподобного Александра, исполнил его просьбу. В то время родители святого поселились у реки Чурьюги, в месте, получившем название Ошевенской слободы. Побывав у родителей, преподобный Александр избрал недалеко место для своей пустыни – в глухом лесу на берегу Чурьюги (около сорока верст от Каргополя). Он водрузил на том месте крест и дал обет Богу пребывать здесь до конца жизни. Затем преподобный Александр вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь, где был посвящен в диаконский сан. Игумен благословил преподобного на основание новой обители иконами Божией Матери Одигитрии и Святителя Николая Чудотворца. Вместе с преподобным Александром в пустынь отправился старец-монах из Кирилло-Белозерского монастыря, но, не вы держав трудностей пустыннической жизни, вернулся обратно. По возвращении на избранное им место преподобный Александр приступил к строительству храма. Вскоре архиепископ Новгородский Иона (1459–1470) рукоположил его в сан пресвитера и поставил игуменом основанного преподобным монастыря. Для собравшейся братии преподобный Александр ввел строгий общежительный устав. Иноки должны были хранить молчание за трапезой и в храме, в келлиях – заниматься рукоделием и молиться, во время исполнения послушаний – непрестанно творить Иисусову молитву или петь псалмы. Преподобный Александр показывал другим пример подвижничества и трудолюбия, он выполнял в монастыре самые тяжелые работы: очищал лес, готовил под пашню землю и засевал ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7) за монастырём ГОСТИНЫЕ ПОКОИ двухэтажные и при них – скотной двор. Построены в 1748 году. Настоятельство в этом монастыре с самого устроения оного Игуменское; в 1763 году Преосв. Димитрий, Митрополит Новгородский, определил было Архимандрическое; но по Штату 1764 года опять учреждено Игуменское. До учреждения Духовных Штатов было за ним 657 душ крестьян, земли пахотной 153¾ десятины; по Штатам положен в 3 классе степенью 25. Список Настоятелей сего монастыря 1. Пр. АЛЕКСАНДР Ошевенский. 2. МАКСИМ, ученик его. 3. BACCUAH I. 4. BACCUAH II. 5. КИРИЛЛ. 6. ГЕРАСИМ. 7. ЗОСИМА. 8. ЕВСТРАТИЙ. 9. EBФUMUЙ I. 10. EBФUMUЙ II. 11. ФЕОГНОСТ. 12. ТИТ. 13. UOCUФ I. 14. ДИОНИСИЙ. 15. BACCUAH III. 16. UOCUФ II. 17. UOCUФ III. 18. КАССИАН. 19. EBФUMUЙ III. 20. АНТОНИЙ. 21. ИОНА. 22. АФАНАСИЙ. 23. ИОАКИМ, потом Архимандрит Крестного монастыря. 24. РАФАИЛ. 25. ЕВГЕНИЙ. 26. АПОЛЛОС, в 1790 году произведён во второклассный Архангельский монастырь в Архимандрита, и определён Ректором Архангельской Семинарии. 27. НИКОН, с 1790 года, скончался в Крестном монастыре. 28. ВАРЛААМ, с 1798 года, в 1800 году переведён в Новгородский 3 класса Кириллов монастырь. 29. МИСАИЛ, с 1800 года, из Строителей Дымского монастыря, того же года Декабря 14 переведён в Отенский монастырь. ВАРЛААМ, из Кириллова вторично определён 14 Декабря 1800 года. 30. ЗАХАРИЙ, с 1804 года, в 1805 переведён в Отенский. 31. ИРИНАРХ, с 1805 года, из Иеромонахов Александро-Невских, и находится доныне. Ошевнев Кириллов монастырь Мужской, упразднённый и вовсе уничтоженный. Находился в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде. Написан в переписных книгах переписи Стольника Петра Аврамовича Лопухина в 7186 или 1678 году. Оятский Введенский монастырь См. Островский Введенский. 124 Название всех сих четырёх монастырей Обнорскими произошло от местоположения их по реке Нурме, и потому собственно, должно бы называть их Обнурмскими. В древние времена и все деревни, по сей реке лежащие, назывались общим именем Обнорские волости или на Обнуре; а по ним уже и река, оттуда между ними текущая в реку Кострому, прозвана Обнорой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Таковы постриженники Кириллова монастыря Игнатий Ламский (скончался в 1591 г., декабря 28) 41 , Нил Сорский (скончался в 1505 г., мая 7) 42 и его ученик Иннокентий (скончался в 1511 г., марта 19) 43 , Корнилий Комельский (год смерти – 1537, мая 19) 44 и Александр Ошевенский (год смерти – 1489, апреля 20) 45 . Многие из основателей монастырей приходили в Кириллову обитель, чтобы видеть ее порядки, таковы Иосиф Волоколамский, Феодорит 46 , просветитель лопарей, и, по преданию, Кирилл Новоезерский 47 . Основанные им монастыри, кроме пустыни Нила Сорского , положившего начало на Руси скитскому житию по образцу афонских подвижников, были общежительные, так устроенные ими по образцу Кирилловой обители. Преп. Иосиф и Корнилий составили для руководства братии уставы, весьма сходные между собою, быть может потому, что оба святых отца были близко знакомы с порядками Кирилловой обители. Преп. Иосиф жил в Кирилло-Белозерском монастыре в 1478 году, изучая его порядки, которые ему понравились более всех монастырей, посещенных им, и возвратился домой, в монастырь преп. Пафнутия Боровского, которого он был постриженником и преемником в игуменство, с большим желанием ввести у себя такое же общежитие, но встретил себе сопротивление среди братии и с семью своими единомышленниками, оставив монастырь, основал в пределах своей родины – в Волоколамске, свой общежительный монастырь (в 1479 г.), скоро прославившийся строгостью своего устава. Преп. Корнилий поступил в Кириллов монастырь в юношеских годах вместе с дядею соим и здесь, будучи 15-ти лет, пострижен, проходил разные монастырские службы и, между прочим, в хлебне Кириллова монастыря, питавшего в голодные годы целые страны. Оставив Белозерскую обитель, некоторое время странствовал по разным монастырям и в 1497 году пришел в глухие Комельские леса Вологодского края и основал здесь свой монастырь общежительный. Два раза он оставлял его, первый раз, чтобы основать вместе со своим учеником на Сурском озере в Костромских лесах новый монастырь, известный впоследствии под именем Геннадиева 48 , и второй, чтобы скончать дни свои на покое в Кирилло-Белозерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

В 1834 г. возведён существующий ныне надвратный Никольский храм, в настоящее время в нем проходят службы. На территории монастыря сохранились также другие каменные строения XVIII-XIX вв., среди них – Святые ворота, корпуса, построенные в стиле провинциального ампира. Вокруг монастыря стоят невысокие стены с четырьмя башнями по углам. Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из стен обители вышло немало основателей северных монастырей: преподобный Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь); преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, Никодим Кожеозерский, Нифонт Кожеозерский, неизвестные основатели Вознесенской, Макарьевской и Спасской пустынь, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. Из этой же обители вышли и такие подвижники благочестия, как преподобные Иона Каргопольский, Евфросин Курженский и Макарий Высокоезерский. В духовной связи с преп. Александром находилась обитель св. Дамиана Юрьегорского. К началу 20 в. в монастыре кроме Успенского собора были еще надвратная Никольская церковь и деревянная Покровская. В соборе с церковью внизу во имя Сретения в приделе преп. Александра под спудом почивали его мощи. Монастырь окружен каменной оградой, в нем были странноприимный дом и гостиница. Управлял обителью игумен. К 1907 г. братии было 8 человек. Монастырь имел тогда 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел и капитал 23 тысячи рублей. С 1907 г. монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с часовней в честь святого Пантелеимона. История подворья начинается с осени 1903 г., когда иеромонах Иоаким подал епархиальным властям просьбу о постройке на Пискаревке, вблизи проспекта Императора Петра Великого, на подаренном Г. И. Бычковым участке, деревянной подворской церкви. Поскольку участок был мал, то просьбу власти отвергли. Взамен церкви 28 ноября 1904 г. по проекту Н. Н. Еремеева была заложена деревянная часовня на 300 человек без права обращать ее в церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07397

Он оставил ее и сначала жил в своей келье в строгом уединении, а затем покинул монастырь и ушел в «северную пустыню», в непроходимые и болотистые белозерские леса. Там в 1393 г. прп. Кирилл основал свой монастырь, в котором ввел особенно строгое общежитие. 30 лет провел он в этой обители, и множество иноков прошло у него выучку. Преставился он 9 июня 1427 г.  Еще при жизни Кирилла вокруг его монастыря появилось много малых пустынек, для которых этот монастырь был духовным центром. Эти обители и образовали знаменитое монашеское Заволжье, духовную родину и оплот особо строгого аскетического направления, которое вступило в борьбу против монастырских земельных владений. В Заволжье подвизался и св. Нил Сорский, выдающаяся личность в истории Русской Церкви; он оказал сильное влияние не только на современников, но и на монашество XVIII и XIX вв.  Как уже сказано, в Кирилло–Белозерском монастыре духовно вырос целый ряд основателей новых обителей. В первую очередь следует назвать монаха Савватия († 1435), который основал Соловецкий монастырь на острове в Белом море  . Кроме него нужно упомянуть Александра Ошевенского († 1479), Мартиниана Белозерского († 1483), ученика св. Кирилла и настоятеля Троице–Сергиева монастыря в 1447–1454 гг.  Наконец, из Кириллова монастыря вышел и Корнилий Комельский († 1537), ученики которого в конце XV и начале XVI в. основали много обителей на севере Руси — в основном это были расположенные недалеко друг от друга скиты, названные современниками «лаврой святого Корнилия». Св. Корнилий, как и св. Кирилл, происходил из боярской служилой семьи, 20–ти лет, около середины XV в., он поступил в Кирилло–Белозерский монастырь и выполнял здесь самую тяжелую работу, находясь на послушании у старца по имени Геннадий. Такая жизнь продолжалась 10–15 лет. Потом Корнилий несколько лет провел в странствиях, переходя из монастыря в монастырь. Недовольный жизнью в городских монастырях, в поисках совершенного уединения Корнилий пришел в Вологодскую землю, в так называемые комельские леса, дремучие, непроходимые и болотистые, куда еще не ступала нога колониста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В XIX веке эту чудотворную иногда называли «Одигитрией» Смоленской. Так ее именует архимандрит Варлаам, составивший в 1859 году « Описание древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре». Дивным светом сияла чудотворная, неся уповающим на нее исцеление и надежду. Летом 1854 года в Кирилловском уезде началась эпидемия холеры. В окрестностях городка от холеры умерло много людей. Случаи заболевания отмечались и в са­мом Кириллове. Жители обошли вокруг города крестным ходом с чудотворной, и болезнь отступила. С тех пор в этот день, 28 июля ежегодно совершался крестный ход, а с 1905 года чудотворную стали носить не только вокруг города, но и по Кирилловскому уезду. Так продолжалось вплоть до 1918 года. Величав и красив Кирилло-Белозерский монастырь. Не­забываемое зрелище представляет он со стороны Сиверского озера. Словно сказочный и таинственный Китеж, он медленно подымается из спокойных прозрачно-тихих вод и, постепенно вырастая, превращается в фантастический нарядный город-кремль. Многовековая духовная твердыня, как и в былые времена, притягивает взор и манит к себе. Все одиннадцать храмов обители, поставленные в XV—XVI веках, и самый главный — Успения Пресвятой Богородицы, сооруженный мастером Прохором Ростовским с двадцатью каменщиками всего за пять теплых месяцев 1497 года, — удивительно сочетаются и дополняют друг друга. Даже неискушенного посетителя их строгая гармония на­страивает на лад безмолвной тишины и молитвенного погружения в глубины собственного сердца. Кириллов монастырь стал духовным отечеством для новых обителей Русского Севера, созданных Савватием Соловецким, Александром Ошевенским, Корнилием Комельским. Выходцы из Кириллова заложили восемь монастырей, а одна из его «дочерних» обителей, Корнилиево-Комельская, стала прародительницей еще тринадцати... Всего же в XVII веке, ко времени царствования Михаила Феодоровича, в Русской Фиваиде насчитывалось сорок семь мужских монастырей и два девичьих. И хотя многие обители теперь разрушены и следы некоторых остались лишь в названиях на карте, отблеск зажженного ими духовного света, проникно­венных молитв иноков и инокинь зримо присутствует на северной земле. Он сохранился в особом радушии, теплоте и сердечности отношений, и поныне присущих жителям этого края.

http://pravicon.com/info-3709

Первыми насельниками новооткрывшейся обители были иноки Александро-Ошевенскаго монастыря (каргопольскаго уезда), иеромонахи Феодосий – строителем – и Мисаил. Мисаил «пришел первым», когда еще не последовало официальнаго открытия монастыря и «когда еще жили попы», как он разсказывал впоследствии... По определению архиепископа Аркадия 24 июня 1867 г. Муромский монастырь был открыт строителем Феодосием, при участии белаго духовенства и народа, так как в этот день по случаю монастырскаго праздника (Рождества Иоанна Предтечи) ежегодно собирается народ. При чем одним из иереев была сказана приличная сему торжеству речь. Строитель Феодосий через год был произведен в игумены, а с 1872 г. переведен в Спасо -Каргопольский монастырь настоятелем же, где через два года уволен якобы за старостью на покой и затем умер. Первый же насельник Муромской обители инок Мисаил еще раньше оотавил ее. Братство же новооткрытой обители не могло быть велико в начале и, как теперь, так и тогда, не превышало и не превышает 5 – 8 человек и с послушниками. После Феодосия по настоящее время управляет монастырем иеромонах Онисим из раскольников знаменитых Выго-Лексинских скитов. Приют же для престарелых и убогих и по настоящее время еще не учрежден, вероятно, по неимению средств. Кроме сумм, состоящих в 4–5% билетах, в размере 12,294 руб., оставшихся к 1868 г., в первый год – с июня по 31 декабря), или почти за 1-е полугодие существования Муромской обители, – доходы ее простирались до 808 руб. с копейками, расходы до 535 руб. 265 Увеличился ли впоследствии доход, или уменьшился (последнее скорее можно предположить) – не знаем». Наконец должны мы сказать и о зданиях Муромского монастыря, находящихся в настоящее время, и его местности, самим Богом указанной, чрез своих служителей, основателю обители и освященной чудным явлением Царицы небесной... Местность эта имеет невыразимую прелесть для души, ищущей уединения и чистых впечатлений природы!... Здесь все говорит о величии Бога: и необозримое, кажущееся безбрежным, огромное озеро – море, и шум свирепых волн его, дробящихся о каменистый берег, и, наконец, вековые сосны и ели, стоящие на недоступном волнам берегу... И этот-то шум волн, катящихся с обширного озера, сливаясь с заунывным шумом гигантских сосен и елей, как бы поет достойный гимн Творцу – Создателю своему... И это бурное озеро напоминает сердцу, хотя не много жившему, но много испытавшему превратностей в жизни, напоминает «житейское море», волнуемое страстями и скорбями... Тихим пристанищем от бурь этого моря служит Божий храм, стоящий на возвышении, в несколько сажен над озером, окруженный рядом сосен и елей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Накропин Василий; 1859, Олонецкая губ.- 13.4.1924, Москва), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из крестьянской семьи, учился в петрозаводском городском уч-ще, с юности любил церковные службы, читал святоотеческие творения, жития святых. В 1895 г. поступил послушником в Клименецкий во имя Святой Троицы муж. монастырь на Онежском оз., в 1897 г. был пострижен в монашество, в следующем году рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, в 1899 г. назначен настоятелем Клименецкого мон-ря. В 1904 г. возведен в сан игумена, в 1905 г.- в сан архимандрита, назначен настоятелем Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . 6 марта 1908 г. по ходатайству Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) переведен настоятелем в коломенский Ново-Голутвин Святой Троицы мон-рь Московской епархии. За 2 года управления монастырем восстановил благолепие богослужения и добрые порядки в иноческой жизни. В 1910 г. назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления Господня муж. монастыря . Пользовался любовью и уважением насельников обители и жителей Коломны, ходатайствовавших об учреждении Коломенского вик-ства и назначении на него В. 28 нояб. 1911 г. В. был хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии, резиденцией архиерея являлся Спасо-Преображенский мон-рь в Каргополе. В. часто объезжал храмы своего вик-ства, обладал даром красноречия, часто говорил проповеди, многие из к-рых печатались в Тобольских ЕВ, благодаря усердию к богослужению пользовался уважением у старообрядцев. В мае 1912 г. В. предпринял путешествие с крестным ходом в Александров Ошевенский монастырь , продолжавшееся неск. дней. Через 2 года, будучи уже на Тобольской кафедре, В. посвятил один из вновь построенных храмов глубоко почитаемому им святому - прп. Александру Ошевенскому . В с. Архангелы в 1913 г. епископ открыл об-во трезвости.

http://pravenc.ru/text/154281.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010