«Образов святых пятничных: образ Воскресения Христова на серебрянном окладе с двумя венчиками малыми, в Спасской монастырь. – Образ Богоматери Неопалимыя Купины, на краске; образ Живоначальныя Троицы, да креста, на полотне; три образа на краске, разных святых – ангела, Предтечи и преподобных отец: в девичь монастырь. – Образ Нерукотворенного Спаса на краске, в Спаской монастырь. Образ Воскресения Христова, оклад медной, венчик серебрянной, небольшей, во оной же монастырь – Образ Живоначальныя Троицы, оклад и венцы медные; образ Знамения Пресвятыя Богородицы, оклад медной, венец серебрянной; образ Одигитрия Богородицы, оклад медной, венец серебрянной, – в девичь монастырь. – Образ Николая Чудотворца; оклад, венец с цатою, сребренные, золоченые, в Спаской монастырь. Образ Владимирския Пресвятыя Богородицы, оклад медной, венец и цата сребренные, басмянные, в Спаской монастырь. – Образ Соловецких чудотворцев, оклад медной и венчики медные ж, в девичь монастырь. – Образ Александра Ошевенского, оклад медной, а венчик серебрянной, в Ошевенской монастырь. – Образ Одигитрия Пресвятыя Богородицы, оклад медной, венец и цата сребренной, клобучек жемчужной, малой, – в Спаской монастырь. – Образ Николая Чудотворца, оклад медной; образ Предтечи Иоанна, на краске; два образа Корсунской, да страшно(ыя) Пресвятыя Богородицы на краске; образ Димитрия Ростовского , оклад медной, – в девичь монастырь. – Книг печатных, именно: Псалтирь со воследованием, канонник киевской печати, канон Казанской Богородице, писчей, с протчими последовании, Алфавит Духовный, печатной: оные книги отдать в Спасский монастырь. – Одежд: мантия з двумя пугвицами сребренными; ряса китайчатая, – отцу духовному; другая ветхая, китайчатая ж; третья суконная; шуба китайчатая с подбоем овчинным. – отцу духовному; другая китайчатая ж; шубка суконная дьячку Стефану Федорову; другая китайчатая, ветхая, десять ветхих свиток: протчия оставшия роздать на поминовение души ея. Келью приказываю в казну для жительства игуменьям. – Посуды оловянной: семь блюд, четыре торелки, весом семнадцать фунтов, квасная чаша медная, небольшая; да протчей медной посуды: солонка меденная, три котла, таз, ковшик, весом всего шестнадцать фунтов: оную посуду продать и (вероятно деньги) раздать нищим. – «К сей духовной и реэстру вместо бывой игумении схимонахини Ирины отец духовный Спасо-Каргопольского монастыря строитель иеромонах Варлаам, прошением ея подписал» 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чёлма, урочище. Кирилло-Челмогорская пустынь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1378. Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, б. выселок Челма у впадения р. Челма в Монастырское озеро Координаты: 61.664756, 38.190333 Проезд:1. На лодке из Лекшмозера или Орлово до пирса в юго-восточной части Лекшмозера, пешком 1,5 км. 2. Возле а/д Р-2 Долматово-Пудож стоит поклонный крест. От него по заросшей, частично заболоченной тропе 5 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь находится на месте молитвенных трудов и подвигов преподобного Кирилла Челмогорского, который прожил в уединении на горе Челме 52 года из 82 лет своего земного жития и скончался 8 декабря 1368 года. Он основан в 1378 году иеромонахом Арсением. Однако история монастыря второй половины XIV-bcero XV в. неизвестна. Монастырь входил в Каргопольский уезд Олонецкой епархии. Ныне Архангельская область Каргопольский район. Расположен к юго-востоку от д.Морщихинской между Лекшмозером и озером Монастырским. В XV веке была воздвигнута новая Богоявленская церковь с приделом великомученицы Екатерины. Иоанн Грозный пожаловал монастырю пашенные земли, сенные покосы, леса, озёра и небольшие речки, велел отписывать монастырю часть каргопольских доходов. В начале XVII века пустынь не раз подвергалась разорению литовскими отрядами. В 1633 монастырю была выдана грамота митрополита Новгородского и Великолуцкого Киприана с благословением на строительство двух храмов — Богоявления Господня и Благовещения Богородицы, в 1637 году — ещё одна грамота с благословением на строительство третьего храма над Святыми воротами во имя Великомученицы Екатерины. В 1674 году взамен сгоревшей Благовещенской построена Успенская церковь. Кроме того, монастырь имел своё подворье в Каргополе. В 1764 году по приказу Екатерины II монастырь попал под секуляризацию (передача церковных земель государству), затронувшую многие обители. Храмы пустыни стали приходскими. В 1845 году строения бывшего монастыря были приписаны к Александро-Ошевенскому монастырю, а в 1880-х годах Челмогорский монастырь получает относительную (хотя официально и не подтверждённую) самостоятельность. В 1880 и 1887 годах монастырь страдает от пожаров. В 1904 году указом Святейшего Синода монастырь официально получает самостоятельность. Известно также, что в 1910 году настоятелем был постриженик Александро-Свирского монастыря иеромонах Герман. В советское время, около 1920 года, монастырь был окончательно упразднён. Но ещё около десяти лет там теплилась жизнь. Настоятель пустыни Афанасий пытался наладить скитскую жизнь. Ещё значился выселок Челма в четыре хозяйства. В 1925 году с колокольни сняли колокола. Через три года вывезли иконы. Ещё через двадцать лет разрушили колокольню. В 1932 году после арестов духовенства и монашествующих Кирилло-Челмогорский монастырь окончательно ликвидирован.

http://sobory.ru/article/?object=27950

В северной части Вологодского края благовествовали иноки Спасо-Каменного монастыря. Здесь же возле Кубенского озера, но уже в XIV веке был основан Никольский монастырь преподобным Феодором Ростовским, племянником святого Сергия. Он занимался обращением чуди, живущей в тех местах. В южных пределах Вологодского края подвизались, основывали монастыри и проповедовали христианство такие ученики и собеседники Радонежского игумена, как Павел и Сильвестр Обнорские (соответственно – Троицкий и Воскресенский монастыри на реке Обноре), Сергий Муромский (Спасо-Преображенский монастырь), Дмитрий Прилуцкий. Последний основал сначала пустынь, живя среди язычников и распространяя христианскую веру, а затем – Спасо-Прилуцкий монастырь близ Вологды. Иноки Троице-Сергиевой обители – Федосий и Афанасий – основали Воскресенский Череповецкий монастырь. Наряду с преподобным Сергием духовным отцом другой группы монастырей стал преподобный Кирилл Белозерский (†1427г.). В 1393г. Кирилл основал свой монастырь на берегу Белого озера. Во время голода по его молитве был чудесным образом умножен хлеб для окрестных жителей- язычников. Святой Кирилл воспитал целую плеяду основателей новых монастырей, и еще при его жизни Белозерский монастырь стал духовным центром, вокруг которого появилось много малых пустыней. В тех же местах подвизался еще один ученик преподобного Сергия – Ферапонт, основавший Ферапонтов Рождественско-Белозерский монастырь. Кириллов и Ферапонтов монастыри стали значительными центрами миссионерской деятельности и духовного просвещения этого края. Из Кириллова монастыря вышли Савватий Соловецкий, Мартин Белозерский, Александр Ошевенский, Корнилий Комельский. Ученики последнего в конце XV – начале XVI века основали много новых обителей на Севере Руси, рассеянных на огромной территории от Вологды до Белого моря. Наиболее известные из них – это монастыри, основанные Филиппом Иренским, Геннадием Костромским и Кириллом Новозерским. Таким образом, монастырская колонизация верхнего Заволжья в XIV и XV вв, связана с деятельностью четырех групп подвижников – Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Корнилия Комельского и иноков Спасо-Каменного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь - православный монастырь в Ярославле. Основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период смутного времени. В 1925 году закрыт, в 2005 возвращен Церкви. В монастыре ведутся восстановительные работы, действует трапезная. Содержание История [ править править код ] Возникновение обители. Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. Причина постройки храма в честь именно этих святых была обусловлена тем, что они ревностно защищали христианство от ересей, война с Польшей рассматривалась в России в первую очередь как борьба за истинную Православную веру против экспансии католицизма. В это же время царь Михаил Фёдорович приписал обители ряд угодий, что обеспечило монастырь материально. XVII- начало XX века. В 1691—1702 гг. на месте деревянных церквей были построены каменные храмы, существующие и поныне. Тогда же возвели келейный корпус и каменные стены (высота стен — 5 метров, ширина — 1 метр), чтобы оградить монастырь, стоящий в центре многолюдного города, от мирской суеты. Стены также сохранились до сих пор. В Спасо-Пробоинской церкви главный придел был освящен в честь Спаса Нерукотворного, придел в алтарной части - во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной части - во имя преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника. В 1911 году пристроен южный придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В храме святых Кирилла и Афанасия теплый придел был освящен в честь святителя Алексия, митр. Московского. Среди почитамемых святынь обители были частица мощей св. Кирилла, архиеп. Александрийского, в серебряном ковчежце, образ св. Алексия, митр. Московского в серебряной ризе и антиминс, освященный св. митр. Димитрием Ростовским .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Афанасие...

Ошевенск)). По штатам 1764 г. монастырь был отнесен к третьему классу. В 1919 г. обитель закрыли. К 2000 г. здания монастыря почти полностью разрушены, сохранились остатки стены с четырьмя башнями и настоятельский корпус. Александр Свирский (в миру Амос; 30 августа 1533) – преподобный (память 30 августа и 17 апреля – обретение мощей), в 1506 г. основал в восьми километрах от реки Свири Александро-Свирский монастырь (ныне Лодейнопольский район Ленинградской области). В 1918 г. монастырь был закрыт, а братия расстреляна. В 1997 г. обитель возобновлена, мощи преподобного находятся в церкви Святого пророка Захарии. Антоний Сийский (в миру Андрей; 7 декабря 1556) – преподобный (память 7 декабря), основатель Антониево–Сийского монастыря во имя Святой Троицы (находится в девяти километрах от современной деревни Сии Холмогорского района Архангельской области). По штатам 1764 г. монастырь отнесен ко второму классу, в 1923 г. он был закрыт, возрожден в 1992 г. Арсений Комельский (24 августа 1550) – преподобный (память 24 августа), основатель Арсениево-Комельского в честь Положения риз Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыря (Грязовецкий район Вологодской области). В 1764 г. монастырь причислен к третьему классу, после 1918 г. закрыт. Главный Ризоположенский храм обители, где под спудом находились мощи прп. Арсения, разобран в начале 60–х гг. XX в., на его фундаменте построено здание клуба. В настоятельском и братском корпусе сейчас размещается школа. Другие монастырские постройки не сохранились. Герасим Волдинский (в миру Григорий; 1 мая 1554) – преподобный (память 1 мая), основатель четырех монастырей. Около 1530 г. основал Герасимо–Болдинский в честь Святой Троицы монастырь, в котором и был погребен в церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. В 1922 г. монастырское имущество было конфисковано, а мощи святого вскрыты. В 1991 г. обитель передана Русской Православной Церкви. На месте пещеры, в которой жил преподобный Герасим, в XIX в. был поставлен храм, сохранившийся до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1764 г. монастырь был закрыт, а соборный храм обители превращен в приходскую церковь . В 1850 г. рядом с ним построили новую приходскую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сюда из Никольского храма перенесли мощи преподобного, на раке находились его вериги. В советское время церковь разрушили. В 2000 г. в поселке Нюксеница (Тотемского района Вологодской области), ближайшем населенном пункте к бывшему Агапитову монастырю, началось строительство храма во имя прп. Агапита Маркушевского. Адриан Монзенский (в миру Амос, 5 мая 1619) – преподобный (память 5 мая), в 80–90–х гг. XVI в. возобновил запустевший Благовещенский монастырь близ устья реки Монзы – правого притока реки Костромы (ныне село Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1764 г. монастырь упразднен, собор обращен в приходскую церковь , которая была закрыта в 1937 г. Мощи преподобного находятся под спудом Благовещенской церкви, в 1998 г. в храме возобновлено богослужение. Адриан Пошехонский (5 марта 1550) – преподобномученик (память 5 марта, 19 ноября – обретение мощей), в 1543 г. основал пустынь в честь Успения Пресвятой Богородицы (Адриано-Пошехонский монастырь). Около 1928 г. обитель была закрыта, а братия репрессирована. 7 марта 2000 г. монастырь возобновлен. Александр Куштский (в миру Алексий; 9 июня 1439) – преподобный, основатель Александро–Куштского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Мощи преподобного почивают под спудом в бывшей Никольской церкви обители. В 1764 г. монастырь был закрыт, а Никольская церковь стала приходской. В настоящее время в монастыре размещается дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, самим преподобным. Вериги святого хранятся в приходском храме Святого Афанасия Александрийского современного поселка Устье Усть–Кубинского района Вологодской области. Александр Ошевенский (в миру Алексий; 20 апреля 1479) – преподобный (память 20 апреля), основатель Александро–Ошевенского монастыря (находился в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (ныне г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший прп. Антония Сийского (Антоний-Сийский монастырь); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители. В первом составленном Житие преподобного упомянуто множество чудес, которые происходили при его жизни. В советское время монастырь был закрыт. Постройки использовались до 70-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). После монастырь остался пустовать и неуклонно разрушался. Ошевенск находится в 45 км от Каргополя и расположен на берегах небольших рек Чурьеги и Халуй. Раньше это была обширная волость Каргопольского уезда (12 деревень, две с половиной тысячи жителей). Сейчас это село с постоянным населением около 600 человек, состоящее из пяти деревень: Погост, Ширяиха, Низ, Гарь и Халуй. Александро-Ошевенский монастырь - один из самых интересных северных монастырей. По странному стечению обстоятельств, возрожден только в самом конце 2008 г. На начало 2009 года - в монастыре старший иеромонах Киприан. Основным же катализатором и вдохновителем для возрождения монастыря стал некий Владимир Петрович, искренне желающий восстановить обитель. На территории монастыря находятся: 1. Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1707 г. - главный храм монастыря. Ранее это был большой двухэтажный храм с шестью (!) приделами. На текущий момент это руины, которые предстоит как-то восстанавливать (сейчас речь идет о том, чтобы их как-то хотя бы законсервировать). В конце 80-х приехали реставраторы, разобрали на этом храме текущую крышу, но в результате уехали и оставили храм погибать без крыши вообще. По всей видимости, под спудом этого храма покоятся мощи основателя монастыря Александра Ошевенского. Храм удивительный - если будете, обязательно зайдите внутрь. 2. Надвратная церковь Николая Чудотворца 1834 г. Церковь минимально восстановлена. В ней совершаются регулярные богослужения. 3. Каменная ограда с башенками. Часть ограды утрачена (будет восстанавливаться). Очень живописно смотрятся башенки. 4. Колодец, выкопанный самим Александом Ошевенским. Когда-то над колодцем была уникальная как бы часовенка. Но так как она полностью сгнила, то пока поставили современное обрамление. Когда будет возможность, восстановят исторический облик. 5. Монастырский корпус (там сейчас живут монахи) и Игуменский корпус (законсервирован). Также на территории была когда-то деревянная церковь, которую сломали большевики (тоже планируется ее восстановление). Посещение монастыря приветствуются, люди очень приветливые, расскажут историю, поводят по территории если попросить. Также вокруг монастыря есть ряд интересных мест, связанных с именем Александра Ошевенского: два камня-следовика, святой источник, исчезающая река, святое озеро и т.д. 

http://sobory.ru/article/?object=07397

Письмо это так опечалило его родителей, что с трудом их дети успокоили их, говоря, что Алексий не задумал ничего дурного, а только не хочет зарывать в землю дарованный ему талант. Алексий же, оставшись в обители, умолил игумена разрешить ему служить братии, а игумен, видя, что он хорошо знает Священное Писание и святоотеческие книги, поручил его дальнейшее образование одному ученому дьяку. Учитель полюбил его как родного брата, а Алексий старался исполнять все то, что он узнавал из духовных книг. На следующий год пришел в монастырь на престольный праздник отец Алексия — Никифор Ошевень. Сын на коленях, со слезами просил его простить за то, что он так огорчил его. Но Никифору так понравилось все в монастыре, что он сам предложил ему оставаться здесь еще. На праздник собралось множество народа, прошел он, как и всегда, с великой славой. Было множество исцелений, и все вернулись домой с духовной радостью. Алексий проводил отца за 5 верст от монастыря, и они простились с любовью. В душе Никифора была такая радость, точно он получил какое-то счастье от Бога, и он шел домой так весело, точно забыл свою старость. Когда он пришел домой, то, слушая его рассказы про монастырь и про Алексия, Фотиния и вся семья возблагодарили Бога и весьма утешились и повеселели. Через 6 лет после этого Никифор переселился с семьей ближе к городу Каргополю, во владения боярина Иоанна Григорьевича, собрал людей и основал там Ошевневу слободу. Узнав об отъезде родителей, Алексий принял постриг с наречением ему имени Александр и усилил свои подвиги, но особенно велики были его терпение, кротость и послушание. Все его любили. Но однажды, услышав случайно среди братии похвалы себе, он так огорчился, что стал думать о том, чтобы оставить монастырь, и стал просить игумена отпустить его посетить родных. Игумен не сразу согласился, потому что Александр был еще очень молод — ему было только 25 лет, — но потом отпустил его. Александр прогостил у родителей неделю. Когда же он стал собираться обратно в монастырь, отец стал просить его не покидать их, а поселиться в лесу на другом берегу реки, где есть удобное для обители место, и если Богу будет угодно, то устроить там монастырь. На другой же день Александр со старшим братом пошел посмотреть это место. Брат отошел в сторону рубить дрова, а Александр поставил крест, стал молиться и сам не заметил, как задремал. И во сне услышал он голос: «Александр, угодник Мой, вот Я приготовил место тебе, куда ты пришел сам без зова. Сотвори себе пребывание. Живи здесь и спаси душу твою. И будет тебе покой во веки веков, и через тебя многие спасутся»

http://sedmitza.ru/lib/text/437096/

Прошло немного времени, но Феодосий не успокоился. Теперь он стал смущать новопостриженных иноков и подбивать их уйти из монастыря. Однажды братия работали в лесу, рубили лес. Феодосий вырезал на бревне изображение лица преподобного Диодора и стал бить бревно шелыгами, издеваясь над преподобным. К тому же он склонил остальных монахов, бывших с ним в лесу. Насмеявшись над преподобным, они пришли в монастырь, забрали казну и все, что могли унести, и сбежали. Обитель покинуло тогда семнадцать человек. Старец Диодор не расстроился о пропаже казны, не стал преследовать их, он только обрадовался, что Феодосий оставил монастырь и более не будет соблазнять братию. Но на этом скорби святого Диодора не закончились. Автор его Жития глухо упоминает и о других «ненаказанных людях», которые делали многие пакости святому, но он никогда не мстил им. Такой мученической была порой жизнь настоятелей монастырей. Подобные эпизоды – подтверждение того, что уставы пишутся на бумаге, а реальная жизнь оказывается намного сложнее. Порой в ней случается такое, чего не придумать никакому писателю. Составителей житий часто упрекают в выдумывании фантастических историй. Однако подобные факты убеждают в том, что агиографы были «реалистами» (Некрасов. С. 48) как в описании чуда, так и в изображении бытовой повседневной жизни. Глава 7. Новоначальные Наступало время, когда человек оставлял мир и приходил в монастырь. У каждого был свой путь и свои обстоятельства. В монастырь приходили люди разных сословий, бедные и богатые, книжные и неграмотные. Монастырь должен был научить человека, как правильно спасти свою бессмертную душу. Отречение от мира становилось «началом уподобления Христу» ( Василий Великий . С. 103). Видимым и невидимым образом стены обители служили оградой и защитой от сетей злокозненного мира. Преподобный Александр Ошевенский был вымоленным, а потому любимым ребенком у своих родителей Никифора и Фотинии. До пострига его звали Алексием. Когда Алексию исполнилось 19 лет, родители решили сочетать его законным браком и уже подыскивали невесту. Алексий очень любил отца и мать, но чувствовал в своей душе пока еще неясное желание иной судьбы. Он попросил отпустить его вместе с односельчанами на богомолье в Кирилло–Белозерский монастырь, находившийся не так далеко от его родного села. Приближался день памяти преподобного Кирилла – 9 июня. Для всей округи это был большой праздник, и родители согласились.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посмотреть 2. Кирилло-Белозерский монастырь Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским. Фото Олега Узорова Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории. С ней связан «золотой век русской святости», когда в XV столетии сюда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия». Среди учеников преподобного Кирилла были Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского. В Смутное время Кириллов монастырь стал единственной обителью на Русском Севере, которую не удалось разорить интервентам. Обитель жаловали цари. Иоанн Васильевич Грозный всю жизнь горячо любил Кириллову обитель и щедро жертвовал ей. В то же время, сюда часто ссылали неугодных и опальных вельмож. В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться. Прочтите, к как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель: История монастыря 3. Троице-Гледенский монастырь Троице-Гледенский монастырь был основан очень давно, еще в конце XII века, практически в одно время с городом Гледеном, предшественником Устюга. Он стал одним из первых очагов христианства в языческих землях Подвинья, а его уникальный иконостас XVIII века — одна из главных достопримечательностей Великого Устюга. Этот городской монастырь с древней историей считался одним из самых богатых на Двинской земле. В 1659 году в Троице-Гледенском монастыре на холме построили один из самых и совершенных по архитектурным формам на Русском Севере каменный Троицкий собор. Освящен он был не ранее 1705–1710 годов. Сначала собор был одноглавым, теперь его венчают пять граненых главок. На фасадах — очень красивые многоцветные изразцы.

http://foma.ru/monastyri-russkogo-severa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010