Костроме, Предтечев, что на Железном Бору, Успенский – Авраамиев, Новоозерский. Арзамас – Преображенский. Темников – Рождественский Богородичный Пурдышевский; Валахна – Покровский, Дудин. Юрьевец-Повольский – Успенский Дорофеевой пустыни, Макарьев Желтоводский, Иоанна Предтечи, Богоявленский. Путивль – Молченский, Борисоглебский, Духов девичий, Преображенский новый. Рыльск – Николаевский, Волынской пустыни, Дмитровская (Селунского) пустынь. Брянск – Свенский, Петровский, что в Брянске на посаде, Спасский, Спасский, что на Козьей степи, Спасский, что на Андреянове горе, Жиздринский, Пятницкий Молотковский. Карачев – Воскресенский Тихоновой пустыни. Новгородской епархии города и монастыри близ Великого Новгорода: Юрьев, Хутынь, Антониев, Вяжицкий, Духов, Кириллов, Клонский, Деревеницкий, Лисицкий, Аркажский, Благовещенский, Отенский, Ковалевский, Колмовский, Николаевский, Белый, Ситецкий, Сырковский, Николаевский, Островский, Воскресенский на поле, Сковороцкий, Волотов, Савинский на Вишере, Николаевский Липянский. В Новгородском уезде – в Шелонской пятине: Опоцкий, Посолотин, Черноозерский, Сяберский, Леонов, Шинятинский, Молочковский, Спасский у Порхова, Демянский, Никандровский; Воцкой пятины: Соловецкий, Николаевский, что в Ладоге, Ивановский в Ладоге, Васильевский в Ладоге, Николаевский-Медвецкий, Полишский. В Деревской – Иверский, Николаевский-Борвенский, Устволомский, Подлютовский, Галилейская пустынь. В Бежецкой пятине: Тихвинский, Александровский, Николаевский-Беседный, Папороцкий, Горнецкий, Ксенофонтов, Ильинский на Свире. Новгородского уезда безуездные города: в Воцкой пятине город Ладога, в Шелонской г. Порхов, уездные города Новгородской епархии: Великие Луки – на посаде монастырь Троице-Сергиев, в уезде монастырь Колюбацкий; Старая Руса на посаде монастырь Спасский, в уезде – Северский; г. Колмогоры – в уезде монастыр Сийский, Николаевский-Горелый, Чухченемский, Усть-Межигорский; г. Архангельск – на посаде монастырь Архангельский; г.г. Мезень, Кевроль, Пинега, в тех городах и уездах монастырей нет; г. Каргополь – на посаде – Спасский, в уезде – Крестный, Ошевенский, Спасский-Пахомиев, Кожеезерский, Сыринский, Колодозерский, Кенский. На Ваге Шенкурский острог – в уезде монастыри: Ивановский-Богоявленский, Уздринский, Клоповский, Сестринский, Агапитов; Бежецкий Верх, – город Городецк, на посаде Введенская пустынь, в уезде Николаевский-Антонов; г. Устюжна, на посаде монастырь Воскресенский; Пусторжевский уезд – г. Заволочье, в уезде – Николаевский Плесский, Хвоинский; г. Торжек, на посаде Борисоглебский (истлело).... Николаевский пустынный; г. Олонец – в уезде – Муромский (Муезерский или Мурманский?), Палеостровский, Вышеостровский; город Кола – в уезде – Кандалажский, Печенгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Алексей (мирское имя преподобного), был пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена (родился 1427г.) Долгожданный ребенок родился по усердным молитвам супруги Никифора Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника. В 18 лет с дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там. Игумену понравился юноша за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя: он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь после принял иноческий постриг. К тому времени родители его переселились на новое место у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы. Преподобный Александр уговорил игумена сходить к родителям принять последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Обрадованный отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил на этом месте крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и после посвящения в сан диакона, получил блогославление игумена на устроение обители. Новгородский архиепископ Иона посвятил Александра в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Монастырь получил земли. Первый построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.

http://sobory.ru/article/?object=07397

Память его празднуется 27 марта и 23 янв. вместе с Собором Костромских святых. Александр Куштский (в миру Алексий), игумен († 1439), уроженец Вологды. Поступил в юности в Спасо-Каменный монастырь, что на Кубенском оз., при игум. Дионисии Святогорце. Избегая похвалы человеческой за свои подвиги, он оставил монастырь и поселился в глухом лесу, на берегу р. Сянжемы. Там он встретил отшельника-инока Евфимия. Подвижники обрадовались друг другу и ради безмолвия решили обменяться пустынями: прп. Евфимий остался на Сянжеме, а прп. Александр ушел на Кушту. Рядом со своей кельей он воздвиг большой крест и стал подвизаться. Вскоре к нему стали сбираться иноки. Бывший настоятель прп. Александра – архиепископ Ростовский Дионисий – благословил его соорудить церковь во имя Успения Божией Матери и снабдил иконами, книгами и богослужебной утварью. Святого Господь сподобил даром исцеления, и многим св. Александр помог в болезнях. Перед своей кончиной преподобный наставил иноков пребывать в смирении, терпении и братолюбии и не забывать странников. Память прп. Александру отмечается 9/22 июня. Александр Ошевенский Игумен (1427–1479), родился в 60 верстах от Белоозера, вблизи оз. Воже (на севере вологодских земель), в благочестивой семье землевладельца Никифора Ошевена. Св. Александр, в миру носивший имя Алексий, не был единственным ребенком у своих родителей. После рождения его старших братьев и сестер несколько лет Господь не давал им младенца. Скорбя об этом, жена Никифора – Фотиния много молилась. И однажды во время молитвы в церкви Фотинии было видение, которым ей было предсказано о рождении Алексия. Воспитанный в благоговении и страхе Божием, Алексий с юных лет любил молиться. Когда ему исполнилось 18 лет, родители хотели его женить, но юноша предпочел уйти в Кирилло-Белозерский монастырь и принять монашество. Вскоре его родители переселились в Каргопольский край. Спустя много лет прп. Александр приехал навестить своих родителей, и Никифор уговорил сына поселиться недалеко от них. Инок, тронутый просьбой родителей, получил разрешение игумена Кириллова монастыря. В знак благословения святому были даны 2 иконы – Богородицы «Одигитрии» и свт. Николая. Новгородским архиеп. Ионой преподобный был рукоположен в священники. Вскоре св. Александр заложил основание новой обители, воздвигнув крест на берегу р. Чупурги. Св. Александр обладал даром духовной рассудительности, и многие приходили к нему за наставлениями. Перед кончиной он дал наставления своим духовным чадам и с миром отошел ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часовня была выстроена в стиле храмов русского Севера, по схеме “восьмерик на четверике”. 27 июля 1907 г. она была освящена. В 1909 г. часовня была расширена и стала своим видом походить на небольшой храм. Повторное освящение состоялось 20 июля 1909 году. У окрестных жителей часовня пользовалась большой любовью. Монахи покинули подворье в 1919 г. С декабря 1927 г. до своего закрытия в январе 1931 г.  часовня принадлежала иосифлянам. В 1930-е гг. ее здание использовалось под кладовую общежития сахарного склада и молочной фермы. До нашего времени оно не сохранилось, дата сноса часовни не установлена. В Александро-Ошевенской обители в 1922 г. остались только последний настоятель о. Досифей и монах Димитрий. В том же году по инициативе коммуниста М.Попова в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного советов была вскрыта рака святого. Кощунники продемонстрировали народу пустую раку, чем якобы «обличили попов» в обмане. С этого момента монастырь считался закрытым. Постепенно он был превращён в развалины. В конце 1960-х гг. был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 1970-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). 15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Первым настоятелем современного периода стал иеромонах Феодосий. О. Феодосий успел сделать многое. Очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. он покинул монастырь в связи с болезнью. В монастыре стала возрождаться монашеская жизнь, усилиями настоятеля монастыря иеромонаха Киприана. Проведены работы по реконструкции крыши Свято-Никольского надвратного храма, где весной 2009 г. был установлен иконостас и ведутся службы. В братском корпусе были утеплены и благоустроены две келии. Отремонтирована колокольня Успенского собора, приобретены колокола.

http://sobory.ru/article/?object=07397

Таковы были в заонежских погостах монастыри: св. Александра Свирского , расположенный по реке Свири в 35-ти верстах от города Олонца, владевший 85 крестьянскими и бобыльскими дворами, Муромский – на Онеге-озере с 30-ю дворами и Рождественский Палеостровский, в вотчинах которого числилось 11 дворов по переписи 1648 г. Богатейшим монастырем Каргопольского уезда был Ошевенский-Успенский на реке Чурьюге (левом притоке Онеги). Второе место в том же уезде занимал Кожеозерский монастырь на берегу Кожеозера в Турчасовском стану, владевший 33 крестьянскими дворами в разных волостях этого стана и рыбными промыслами в Керетской волости Кольского уезда. В Кольском уезде почитался Печенгский монастырь на Мурманском берегу – самый северный из всех русских монастырей, основанный преподобным Трифоном в 1533 г. на р. Печенге при впадении в нее р. Имани. Через некоторое время по основании, он раздвоился: часть его была перенесена к самому устью Печенги. В 1590 г. монастырь был сожжен норвежцами; братия принуждена была искать спасения в Кольском остроге, где приобрела себе двор. В 1606 г. монастырю было отведено другое место у самого города Колы; на старом же пепелище на р. Печенге были поставлены две часовни: одна – на месте первоначального основания над мощами преподобного Трифона, другая – при устье Печенги «для лопского крещения и веры православной», как замечает писцовая книга 1608 г., т.е. для поддержания православия среди окрестных лопарей. При этих часовнях жило по два ежегодно сменявшихся старца, приезжавших из монастыря. В обители по описанию 1608 г. значились: игумен, 5 иеромонахов, 1 дьякон, 52 старца, 61 дьячков и трудников, до 150 наемных казаков (работников). Владения монастыря были значительны. Ему принадлежали рыбные ловли по Мурманскому берегу, к востоку и западу от Колы. «Всего» – заканчивает книга описание владений монастыря – «с тех угодьев, что Печенгского монастыря за старцы с рыбных ловель, с рек и с тонь, и с ручьев, и с сенных покосов, с пожен и с росчистей, и с теребов, с Печенгские губы, и с реки Печенги, и с иных рек и тонь, и с Колы реки с половины забора (т.е. с половины рыбного улова, производившегося посредством устройства забора в реке), и с тонь, и с речки, и с варницы, что в Кольской губе и с Туломских рыбных ловель, и с сенных покосов, что на Туломе реке и по Коле и в Кольской губе, и с мельницею, и с луговых угодий, на которых ныне оброк положен... было, прежде всего, в государеву казну дани и оброку 17 р. 11 алт. на год». Но по жалованной грамоте Василия Шуйского монастырь был освобожден от платежа этих денег. Мало того, в его пользу шли дань и оброк с трех погостов, населенных крещеными лопарями, которые, по замечанию писцовой книги, «промышляют в лете на море, удят рыбу, а живут па морском берегу в вежах; а в осень по лешим местом, по озеркам, по монастырской вотчине ловят белую рыбу, да по лесу зверь бьют и птицу ловят, тем ся и кормят».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Место сие тогда было во владении Заозерских удельных Князей, Димитрия и Симеона Ярославских 5 , от которых он и пособие в созидании получил; наипаче Княгиня Мария, Димитриева Супруга, снабжала Преподобного милостыней. На сем месте преподобный Александр пребывал до кончины своей, а скончался в 6947/1459 году, Июня 9, от рождения 68 лет. По завещанию его там же учениками его построена ещё и другая тёплая Николаевская церковь . В 7027/1519 году, на память Преподобного Димитрия Солунского, весь этот монастырь и с церквами погорел; но паки выстроен с двумя же церквами – Успенской и Николаевской. В последней из оных находится и гробница Преподобного. Александро-Невский монастырь См. Александро-Невскую Лавру во 2 Части сей Истории. Александро-Свирский Троицкий монастырь См. Свирский Александровский. Александро-Шевенский монастырь См. Ошевенский Александровский. Алексеевский Акатов монастырь См. Акатов Алексеевский. Алексеевский Арзамасский монастырь См. Арзамасский Алексеевский. Алексеевский Московский монастырь 2 класса девичий. Состоит в столичном городе Москве, в так именуемом Белом городе за Пречистенскими воротами. В нём ЦЕРКВИ: 1) Преображения Господня СОБОРНАЯ с приделами: а) Алексия человека Божия, по которому и монастырь именуется Алексиевским; по свидетельству Летописца, служащего продолжением Несторову, построена церковь сия в лето 7022/1514, мастером Алевизом Фразиным; а из данной Зачатейскому девичьему же монастырю грамоты значит, при Царе Михаиле. Феодоровиче и при Патриархе Филарете Никитиче в 1625 году, Апреля 28, которая церковь потом, в 7137/1629 году, Апреля 10, сгорела; б) Тихвинской Богородицы; в) Зачатия св. Анны. Примечательны в монастыре сем следующие надписи: первая на кресте серебряном, позолоченном и жемчугом украшенном: «Повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России и Его Благоверной Царицы и Великой Княгини Евдокии Лукиановны, и Их благородных Чад сделан сей крест в соборную и Апостольскую церковь в Алексеевский монастырь к Алексею человеку Божию в придел в 7146 году, а от Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Архив Пн Объединить единым маршрутом православные святыни Русского Севера 28 декабря 2023 г. 13:23 В план юбилейных торжеств по случаю 500-летия основания Новодевичьего ставропигиального женского монастыря г. Москвы включен церковно-государственный проект «Великий русский северный путь». Начальной точкой его является Новодевичий монастырь, а финальной — Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . В интервью «Монастырскому вестнику» о проекте рассказали настоятельница Новодевичьей обители игумения Маргарита (Феоктистова) и прошедшая этот путь в составе экспедиционной поездки летом 2023 года благочинная монастыря монахиня Евдокия (Киреева). Масштабному паломническому проекту дан старт — Матушка Маргарита, маршрут, конечно, поражает своей протяженностью. Он соединяет столько православных святынь, столько объектов духовного и культурного наследия! Скажите, как родилась эта идея, что стало импульсом? — Проект «Великий русский северный путь» начался с идеи построить пеший маршрут «Путь Ломоносова» из Холмогор в Москву. В 2019 году при содействии руководства Архангельской области и поддержке активистов начал реализовываться проект «Дорогами Ломоносова. Александрова тропа». Этот маршрут при поддержке Федерации конного спорта в России первыми прошли спортсмены, передвигаясь верхом на лошадях мезенской породы. Они следовали по старинной дороге из Каргополя в Успенский Александро-Ошевенский мужской монастырь, куда в древности регулярно Успенским постом совершался крестный ход. В 2020 году был пройден маршрут от Олонца до Каргополя — «К сердцу Севера. От Ладоги до Онеги» в 613 километров по территории бывшей Олонецкой губернии. После завершения маршрута участники посетили Антониево-Сийский мужской монастырь и принесли туда резную икону пяти преподобных отцов: Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Александра Ошевенского, Пахомия Кенского, Антония Сийского, освященную в Троице-Сергиевой лавре на мощах преподобного Сергия. И, наконец, в 2021 году состоялось первое прохождение по Великому русскому северному пути от нулевого километра (Москва, Красная площадь) до Соловков. Путь к соловецким святыням проходил через Московскую, Владимирскую, Ярославскую, Вологодскую, Архангельскую области и Республику Карелия. По старому Онежскому тракту паломники добрались до Белого моря, и перед тем как из Кеми отправиться на пароме на Соловки, побывали еще на Кий-острове, куда доставили образ «Кийский крест с предстоящими». А на Соловки принесли икону святого благоверного великого князя Александра Невского. Это путешествие продолжалось более двух месяцев.

http://patriarchia.ru/db/text/6088071.ht...

До Штатов 1764 года было за этим монастырём 1.975 душ крестьян, и настоятельство Игуменское и Архимандричье, по рассмотрению Епархиальных Архиереев. По Штатам же положен во 2 классе степенью 16. Оханская Богородская Успенская пустынь См. Богородская Успенская Оханская. Оханская Зосимо-Савватьевская пустынь См. Зосимо-Савватьевская Оханская. Охорский Преображенский монастырь Мужской пустынный заштатный Могилёвской Епархии. Находится в Чериковском уезде на берегу реки Сожемь близ села Охора, от которого и название свое имеет, на пустынном месте. Когда, кем и чьим иждивением построен, сведений не имеется, и далее 1720 года нигде не упоминается; а в сем 1720 году в привилегиях, данных Греко-Российским монастырям в Белоруссии от Польского Короля Abrycma II писан был в числе прочих монастырей. Содержание свое имеет от милостынного доброхотнодателей подаяния. Настоятельство было прежде Игуменское, а ныне Строительское. Ошевенский Александровский монастырь Или Александрошевенский , Новгородской Епархии мужской 3 класса. Состоит на месте ровном, от города Каргополя в 44 вёрстах а от Новгорода в 920 на север, при реке Чурьяге, название своё имеет по имени первого своего основателя Преп. Александра, по прозванию Ошевенского. Преподобный этот родился в 6935/1427 году, Марта 17, при Великом Князе Василии Васильевиче всея России и при Андрее Белоезерском, от Белоезерска в 80 вёрстах. В монашество пострижен на 26 году от роду в Кириллове Белоезерском монастыре в 1453 году, где, проходя разные послушания, наконец произведён в Иеромонаха. Напоследок, спустя несколько времени, отошёл из оного монастыря, при чём получил от тамошнего Игумена два образа: один – во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы, другой – Николая Чудотворца, с коими пришёл он на место, где ныне этот монастырь стоит. Первоначально сделал сень, а потом киот для икон, поставил небольшую келью, и пожив несколько в оной, нанял работников созидать церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, а сам отправился в Новгород к Архиепископу Ионе ради испрошения благословения и антиминса, от коего не только оный получил, но и поставлен Игуменом. После этого, придя к помещице той страны, боярыне Анастасии и к сыну её Георгию, выпросил у них земли на устроение монастыря, также угодий сенных для скота, которые (удовлетворив его прошению) дали ему сверх того деревню Лисицынскую и лесу столько, сколько потребно к монастырскому зданию, и притом, щедро его одарив, снабдили четырьмя грамотами, с коими, возвратившись на место, им для устроения церкви назначенное, в краткое время, оную совершил и освятил. Кроме сего поставил он трапезу для братии, и на 52 году своей жизни в 1479 году, Апреля в 20 день, преставился. В 1677 году были здания в этом монастыре следующие деревянные все:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

553-558 558-559 559-594 594-595 595-601 АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила 601-605 605-606 АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде 606-607 АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря 607-608 608-610 610-611 АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. 611-612 612-613 613-617 617-618 АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. 619-620 620-621 621-622 622-623 АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук 623-624 624-625 625-626 627-628 628-629 629-630 АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны 631-635 АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в. 635-636 АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде 636-637 АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Поддавшись на уговоры, монахи собрали игумена в дорогу: он взял с собой «три лучших мерина» из стада, двадцать рублей серебра из монастырской казны, большой запас продуктов, церковные книги и ризы, забрал даже рукописное Житие преподобного Александра Ошевенского с полным описанием его чудес и пророчеств, объяснив это тем, что покажет его митрополиту, а тот царю. Поцеловав братию напоследок, игумен Маркелл в сопровождении новгородского чернеца, его слуги и монаха Ионы, которого братия приставила к нему, поехал из монастыря. Когда они доехали до озера Воже, Маркелл стал отправлять старца Иону назад в монастырь, но тот не хотел возвращаться. Тогда игумен пригрозил ему: «Если не послушаешься, то вскоре умрешь. В этом озере и утопим тебя». Отняв у старца все его нехитрое имущество, нечестивые монахи бежали. Избитый Иона возвратился в монастырь, и здесь с ним случилось то, чему обычно подвергаются люди, принесшие дурную весть: монахи обвинили его во всем случившемся, и он, не вынеся напрасных обвинений, ушел прочь из обители. Людская молва потом донесла, что игумен Маркелл, доехав до некоего места, принял лютую смерть от разбойников (РГБ. Унд. 276. Л. 88 об.–90). После смерти учеников преподобного Антония Сийского его монастырь осиротел. По образному выражению Жития, монастырь стоял незащищенный, как город без стен. Братия пригласила к себе в настоятели монаха из другой обители, но он оказался пастырем только по имени и не соблюдал заповедей преподобного Антония. Новый игумен привел с собой двух монахов и стал с ними «питие пиянственное держати и неподобно жити». В монастыре был еще жив последний ученик преподобного, иеромонах Тит, и братия просила его указать новому игумену на его недостойную жизнь. Но монах Тит был человеком простым и робким, с иноками он скорбел о поведении игумена, а когда оставался с игуменом наедине, то боялся ему перечить. Однажды ночью, по окончании молитвенного правила, Тит задремал и в тонком сне увидел, что к нему в келью пришел преподобный Антоний с двумя монахами. В руках у святого был «обычный жезл», а у иноков – «наказательные прутья». Попеняв иеромонаху на то, что он не исправлял игумена, преподобный Антоний повелел одному из пришедших с ним наклонить Тита, а другому – бить его нещадно прутьями. После такого наказания монах Тит пообещал основателю монастыря поговорить с игуменом. А преподобный, вновь повелев Титу «без боязни вспоминати игумену о своем предании», стал невидим. Наутро монах Тит рассказал игумену о ночном видении, и мало–помалу в обители прекратился «пиянственный обычай» (РНБ. Соф. 230. Л. 221 –224).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010