Важность рассмотренных нами генеалогий очевидна уже сама собою из важности самого предмета, но эта важность еще более возвышается в глазах наших от того, что генеалогии записаны были евангелистами пред разрушением Иерусалима и рассеянием иудейского народа, в то время, когда происхождение Христа из рода Давидова можно было всякому доказать из подлинных документов и когда всякий действительно мог их видеть и видел сам, если хотел. Это обстоятельство таково, что его одного достаточно, чтобы разорять в прах все возможные возражения против подлинности и исторической достоверности евангельских родословий, а равно и против происхождения Спасителя нашего из священного рода Авраама и Давида. Год Рождества Христова «Воскресное чтение», 1872 Все мы привыкли с детства к установившемуся летосчислению и считаем, что от Рождества Христова прошло 1893 года. Но на каком же основании признается, что столько именно прошло лет от Рождества Христова, а не более или менее? Здесь, очевидно, необходимо точно определить год Рождества Христова. Нужно сознаться однако, что древнейшие отцы и учители Церкви, упоминающие о годе Рождества Христова ( Иустин Мученик и Тертуллиан ) говорят об этом вообще неопределенно. Позднейшие же отцы и учители (Ириней, Климент Александрийский , Евсевий) Рождество Иисуса Христа полагают в 751 году от основания Рима, хотя и не всегда ясно выражаются об этом; с ними согласно известное ученым сочинение Chronicon Pashale, историк Зонара и другие. Около половины VI века, римский монах Дионисий, по прозванию Малый, оставив бывшую дотоле в употреблении Диоклитиановскую эру (aera martirum), началом летосчисления поставил год рождения Иисуса Христа, признав этот год соответствующим 754 году от основания Рима. Эта Дионисианская эра, назначавшаяся сначала для церковного употребления, с X века сделалась общераспространенною в христианских странах и принята в гражданском летосчислении, хотя всеми хронологами признается ошибочною, так как начало ее поставлено несколькими годами позже действительного года Рождества Христова. Чтобы точнее определить этот год, обратимся к Евангелию.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   Важность рассмотренных нами генеалогий очевидна уже сама собою из важности самого предмета, но эта важность еще более возвышается в глазах наших от того, что генеалогии записаны были евангелистами пред разрушением Иерусалима и рассеянием иудейского народа, в то время, когда происхождение Христа из рода Давидова можно было всякому дока­зать из подлинных документов и когда всякий действительно мог их ви­деть и видел сам, если хотел. Это обстоятельство таково, что его одного достаточно, чтобы разорять в прах все возможные возражения против подлинности и исторической достоверности евангельских родословий, а равно и против происхождения Спасителя нашего из священного рода Авраама и Давида. Год Рождества Христова     «Воскресное чтение», 1872    Все мы привыкли с детства к установившемуся летосчислению и считаем, что от Рождества Христова прошло 1893 года. Но на каком же основании признается, что столько именно прошло лет от Рождества Христова, а не более или менее? Здесь, очевидно, необходимо точно определить год Рож­дества Христова. Нужно сознаться однако, что древнейшие отцы и учите­ли Церкви, упоминающие о годе Рождества Христова (Иустин Мученик и Тертуллиан) говорят об этом вообще неопределенно. Позднейшие же отцы и учители (Ириней, Климент Александрийский, Евсевий) Рождество Иису­са Христа полагают в 751 году от основания Рима, хотя и не всегда ясно выражаются об этом; с ними согласно известное ученым сочинение Chronicon Pashale, историк Зонара и другие. Около половины VI века, римский монах Дионисий, по прозванию Малый, оставив бывшую дотоле в употреблении Диоклитиановскую эру (aera martirum), началом летосчисле­ния поставил год рождения Иисуса Христа, признав этот год соответству­ющим 754 году от основания Рима. Эта Дионисианская эра, назначавшая­ся сначала для церковного употребления, с X века сделалась общераспро­страненною в христианских странах и принята в гражданском летосчис­лении, хотя всеми хронологами признается ошибочною, так как начало ее поставлено несколькими годами позже действительного года Рождества Христова. Чтобы точнее определить этот год, обратимся к Евангелию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

326 В Тихонравовском списке имеется добавление: Услышав это, жена возжелала равнобожия. И [змий] обольстил жену, а жена прельщает мужа. Видишь: прельщённая злая жена съела и понуждает съесть мужа, чтобы не одной ей стыдиться, уговорила и обласкала [его], и он послушал и повиновался жене. – А.М.К. 327 Т. е. времени, близком к концу истории. До конца XV b. было достаточно широко распространено мнение, что отмеренный человечеству срок равен 7000 лет, где каждое тысячелетие символически отождествляется с шестью днями творения, а седьмой день толкуется как образ эсхатологической вечности. Если в предложенном Палеей аллегорическом ключе рассматривать век человечества как день, то пришествие Христа в 5500 году будет соответствовать вечерней поре этого образно-символического дня. 328 Указание на 5500 лет, прошедших от сотворения мира до Рождества Христова, показывает, что автор Палеи пользовался антиохийской эрой. Возможно, в этом следует видеть указание на среду происхождения самого памятника либо его основных источников. Это косвенно подтверждает также то, что на русской почве Палея стала переписываться довольно рано, уже в Киевский период, когда ещё использовалась антиохийская эра (см.: Кузьмин–1993. С. 7). Такую же хронологию даёт «Речь философа» в «Повести временных лет». К использованной в Палее дате близок один из вариантов александрийской эры, датирующий сотворение мира 5501 г. до Р. Х. (Гусарова–1990. С. 183). Справедливости ради стоит отметить, что в христианском мире существовало до 200 различных космических эр, а отсчёт самой антиохийской эры начинался в разные сроки: 1 сентября 5969 г. до Р. Х., в 5515 г. до Р. Х., в 5507 г. до Р. Х. (Шорин–1994. С. 216). В зависимости от эры и начала отсчёта нового года сотворение Адама приходилось на пятницу или 1 марта, или 1 сентября. В эпоху Киевской Руси преобладал мартовский год, и лишь с конца XV века на Руси он повсеместно заменяется сентябрьским. 330 В Тихонравовском списке добавление: Почему он убоялся и скрылся? Убоялся из-за преступления и скрылся из-за наготы. – А.М.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

См. фильм «Игры Богов. Акт 7: Живой огонь. Часть 2 «Правда и Кривда». (Сергей Стрижак, 2008 г.) – 0:35:30. 25 Энциклопедия Британника, 1771 год, французская энциклопедия «Всемирная География, содержащая описания, карты и гербы основных стран мира», 1676 год и прочие (подробный разбор мифа можно найти в интернет по адресу: slovensk.su/msevm/a/vsyako-razno/95--q-q). 26 Константинопольская эра была основана на расчете лет по Библии от Сотворения мира. Но так как в Библии нет четкого понимания хронологии начала Бытия, то в разных частях христианского мира существовали разные традиции подсчете лет, например, александрийская, антиохийская или ватиканская эры. Именно эти расхождения и послужили впоследствии причиной принятия новой точки отсчета «от рождества Христова». 27 См. фильм «Игры Богов. Акт 7: Живой огонь. Часть 2 «Правда и Кривда». (Сергей Стрижак, 2008 г.) – 1:02:57. 28 См. критику подлинности «Иоакимовской летописи» в работе Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: источники и известия. М.: Новое литературное обозрение; Киев: Критика, 2005. –544 с. 29 См. «Повесть о водворении христианства в Ростове (житие св. Авраамия Ростовского)», «Похвальное слово князю Константину Муромскому» и «Сказание о построении града Ярославля». 31 Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Том III. М.: Русский фонд содействия образования и науки, 2009. С. 49 32 Это видно в резком ответе Рогнеды на сватовство князя Владимира: «Не хочу розути робичича (робичич – сын робы, рабыни – Ф. Б.)» (См. ПВЛ, 980 год). 34 См. Фроянов И. Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб: Изд-во СПбГУ, 1996, – 512 с. 35 Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. Том III. М.: Русский фонд содействия образования и науки, 2009. С. 48–49. 41 О «родстве» славянского Перуна и литовского Перкунаса см. Иванов В. В. К этимологии балтийского и славянского названий бога грома//Вопросы славянского языкознания. Вып. 3. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – С. 101–111. О «родстве» славянского Велеса и литовского Вялнес см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/klassifi...

V            Создание византийской эры от сотворения мира есть результат дальнейшего богословского осмысления значения пасхалии. В александрийской пасхалии зависимость лунного цикла от конкретной исторической даты – 29 августа 284 г., начала правления Диоклитиана, − являлась признаком ее несовершенства, так как, во-первых, астрономические данные со временем изменяются; а во-вторых, начальные моменты циклов оказываются оторванными от событий и ветхозаветных, и евангельских. К тому же Диоклитиан был гонителем Церкви. К началу VI в. эти несовершенства были преодолены. Решение нашлось не в согласовании пасхалии с временн ым, астрономическим фактором, а в сфере духовного осмысления ее значения. Пасхалия была преобразованатак, что в ней праздник Пасхи мог быть определен во все времена, как в ветхозаветные, так и в новозаветные, как в прошлом, так и в будущем. Это явилось следствием создания и введения в пасхалию т.н. византийской (или константинопольской) эры 12 от сотворения мира, эпоха которой – суббота 13 1 сентября 5509 года до Р. Х..Побудительной причиной к ее созданию можно считать стремление соединить события Священной истории в общую систему счета времени. В ней первый год, 5509/5508 г. до Р. Х., принимается за год Творения Мира, от которого в последовательном порядке определяются времена событий Ветхого Завета, весь период Евангельских событий (от Воплощения Господа нашего Иисуса Христа до Его Крестной смерти и Воскресения), время проповеди христианства и его распространения среди язычников. По мнению Д.А. Лебедева, византийская эра была создана в Сирии, а точнее − в Антиохии 14 , и не позднее начала VI века. Он объяснил ее пасхалистическоепроисхождение тем, что эпоха византийской эры была подобрана таким образом, что с нее начинаются первые годы всех трех пасхальных циклов: лунного сирийского, солнечного антиохийского 15 и 15-летнего хозяйственного цикла, так называемого индиктиона 16 . Напомним, что с ирийского цикла в календарной практике придерживалась часть христиан и иудеи некоторых восточных областей Римской империи во времена Никейского собора (см. п. I). Первая пасхальная граница этого цикла – 2 апреля – четвертая граница в александрийском цикле(см. табл. 1 п. 1).

http://bogoslov.ru/article/4733283

Следовало бы, наверно, об этом помнить и следовало бы стремиться к сохранению насколько возможно присущих ему внешних особенностей (в лексике, в синтаксисе, в структуре). Во-вторых, переводчики совсем не озаботились проблемой адекватного восприятия всего содержания книги преподобного Иосифа. А ведь в ней запечатлен весьма значительный объем средневекового православного знания с присущими ему историческими реалиями и ориентирами, богословской аргументацией, логикой философских рассуждений и выводов. Очень многое поэтому в тексте «Просветителя» требует комментирования – идейно-смыслового и фактологического. Без такого рода пояснений данная книга – памятник древнерусской мысли – просто не достигнет желанной цели, т. е. не сделается достоянием именно современного сознания. К сожалению, издание, о котором идет речь, означенным запросам не отвечает. Конечно, оно разойдется и люди книгу прочтут, но почувствуют ли они и поймут ли по-настоящему её замечательного автора? Вряд ли. 4 В Древней Руси была принята система летосчисления от дней сотворения мира. Считалось, что таковое произошло за 5500 лет до рождения Христа (это – так называемая Александрийская эра). Однако в западно-христианской средневековой традиции счет лет вели от даты рождества Христова, полагая при этом, что последнюю отделяет от времени сотворения мира 5508 лет (согласно Византийской Царьградской эре). Независимо от того, какой системой пользовался преподобный Иосиф Волоцкий , он в любом случае допустил загадочную неточность, относя Крещение Руси к 6500 г. от С. М., а не в 6496 г., как указывали русские летописи. 5 Личность Схарии, от которого, по «Сказанию», началась в Новгороде ересь, стала предметом принципиальных научных споров, продолжающихся до сих пор. Одни исследователи признают свидетельство преподобного Иосифа достоверным и считают Схарию реальной исторической фигурой, другие полагают, что волоколамский игумен прибег в данном случае к тенденциозному вымыслу с целью усиления обличительного пафоса своей критики еретиков, дабы убедительнее показать тождество еретического учения с иудаизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В этих больших кругах намечены мною малые кружки времени, проще сказать, годы деятельности патриархов антиохийских. Исчисляя эти годы по Олимпиадам, по фастам консульским, по летам эры антиохийской и эгиры Магомета и арабских Халифов, и принимая в соображение разные летосчисление Византийских хронологистов, из которых одни считали до рождества Христова 5493 года, другие 5501 лет, третьи 5506, четвертые, с которыми и мой счет сходен, 5508 лет, я уставал, ей ей, уставал держать в руках счеты с точеными шариками и на бумаге писать арифметические сложения, вычитания, умножения, деления, переделывать их и снова приниматься за эту же работу. Impius labor! Простите же меня великодушно, когда в исчислениях моих заметите ошибки. Errare humanum est. Моя хронология в предложенном вам списке антиохийских патриархов до 1543 года, если не вполне верна, то неотменно захватывает часть годов священнослужения этих первосвятителей Сирийских. А с 1543 года она оправдывается надгробными надписями, современными заметками и приписками на книгах. Испытав всю трудность хронологических вычислений, и желая облегчить эту работу для других, неизлишним считаю поместить здесь несколько подобных сведений хронологических. Вот они: – Всего вернее считать от Адама до Христа 5508 лет, с 1-го Сентября, потому что сей счет, как счет пятошестого вселенского Собора и Византийских царей, точно обозначаемый индиктами, принят всеми православными церквами, да и многими учеными мужами. 2 – Ряд четырехгодичных Олимпиад, совпадающих с годами эры христианской, начинается с 1-го года 195-й Олимпиады. – Лета правления Римских и Византийских консулов, при которых совершилось то или другое событие церковное, надобно искать в так называемых хронологических фастах консульских, давно известных всякому ученому мужу. (Смотри их в Tablettes chronologiques par l’Abbé Dufresnoy. Paris. 1744. – Эра антиохийская, употребляемая многими церковными писателями древними, началась с 22 сентября 48 года до рождества Христова. – Эгира магометанская, указываемая в арабской летописи Александрийского патриарха Евтихия (937 г.) и в Брековом Списке антиохийских патриархов, началась с 16 дня июля месяца 622 года христианского. (Смотри счет годов её вместе с годами нашей эры в тех же Tablettes.)

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Проходит время, и те же мудрецы и люди науки начинают задумываться над этим учением, которое казалось им поначалу столь неразумным. Вот перед нами живший в середине II века нашей эры философ по имени Иустин 19 . Он провел всю жизнь в искании истины, изучил все доступные в то время науки и наконец пришел к христианству. Что же привело его к этой гонимой вере? Свет разума, высшая разумность, всеобъемлющая мудрость христианства, утверждает он в своих дошедших до нас произведениях. Только христианство , говорит Иустин, способно ответить на все вопросы, до конца утолить пытливость нашего ума и жажду нашего сердца. И разве в Евангелии от Иоанна не сказано про Христа, что Он есть Логос (что по-гречески означает смысл и разум), Логос всего? «В начале был Логос» (ср.: Ин.1:1 ) – так начинается это Евангелие. Еще несколько десятилетий – и перед нами другой представитель того же учено-философского Олимпа древнего мира – Климент Александрийский 20 . Также и по его словам христианство открылось миру как вершина разума, как предел и исполнение всех человеческих чаяний и исканий. И сколько было их, подобных Иустину и Клименту? Но вот наконец и сама империя склоняет свою гордую голову перед распятым Учителем, Которого она так долго гнала и презирала. Начинается христианская эра человеческой истории. Неужели можно забыть корни, из которых выросло решительно все, чем мы живем и дышим? Христианством пронизаны плоть и кровь нашей жизни, без него нельзя ничего понять ни в великом искусстве, ни в философии, ни в самой науке, занятой поисками смысла и обращенной к разуму. Но снова восстает гордыня маленького человеческого ума против сокровищницы добра, разума и красоты. Вглядитесь в это восстание. Чем оно держится? Только грубой силой. Про Христа запрещено говорить, Евангелие нельзя печатать, христианские храмы в принудительном порядке закрываются. Это ли спор и убеждение? У врагов христианства в конечном счете не оказывается никаких других аргументов, кроме бессовестной лжи, оглупляющей пропаганды и полицейского принуждения. Хороша же истина, во имя которой борются такими методами с христианством! И верит ли такая истина в саму себя?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

И как же встречало человечество своего Бога и Спасителя? Ирод, царствовавший тогда над Иудеей, не зная точно, в какой семье родился Мессия («Помазанник Божий»), приказывает перебить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях младше 2 лет. Люди встречают пришедшего Сына Божия мечами и копьями. Так начинается новая эра. Базилика Рождества Христова Храм Рождества Христова, как и храм Воскресения в Иерусалиме, в настоящее время обстроен со всех сторон. С севера к нему примыкает францисканский монастырь (с храмом св. Екатерины), с востока – греческий Рождественский монастырь, с юга – армянский. Единственный доступный для обозрения – западный фасад, но даже он перекрыт и искажен мощными контрфорсами, предотвращающими обвал стены. Из первоначальных трех парадных порталов два заложены, а оставшаяся центральная дверь уменьшена в размере в несколько раз для того, чтобы исключить любимый «вид спорта» бедуинских шейхов – въезд в храм на лошади. Не сохранились и портики, окружавшие обычный для раннехристианских базилик атриум – двор перед храмом. В результате храм выглядит скорее как укрепленный средневековый форт, чем как святилище Матери и Младенца. Единственная ныне дверь – ее называют «Врата смирения», ибо каждый, входя в храм, волей-неволей должен склонить голову, – ведет в притвор, тянувшийся прежде во всю ширину базилики. Из притвора (нартекса) мы попадаем в величественный центральный неф базилики, разделенной 44 колоннами на 5 нефов. Колонны высечены из местного розового песчаника, который в строительной литературе иногда так и называют «вифлеемит», но камень так хорошо отполирован, что во многих путеводителях колонны именуют мраморными. В верхнем ярусе стен центрального нефа, над колоннами, сохранились фрагменты старинных мозаик. Древнее предание, сохранившееся в «Церковной истории» Евтихия Александрийского, рассказывает, что заказчик, император Юстиниан, остался недоволен храмом. Базилика показалась ему слишком темной. Недолго думая, «благочестивейший и самодержавнейший» повелел отрубить зодчему голову. Боковые нефы действительно не кажутся особенно светлыми. Но вряд ли следует верить легенде. Дело в том, что первоначально существовали окна не только в верхнем ярусе центрального нефа, но и во внешних, северной и южной, стенах. Позднейшими являются также перегородки в конце боковых колоннад, закрывающие вид на оба боковых трансепта. В первозданном своем виде храм вовсе не был таким темным, как кажется нам сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Уже в IV в., на этапе формирования систем летосчисления от Сотворения мира, сложилось представление о связи И. В. с началом творения (откуда др. рус. название И. В.- «круг миротворный»). Как александрийская (с 5492 г. до Р. Х.), так и визант. (с 5508 г. до Р. Х.) эра от Сотворения мира берет начало с 1-го года И. В. соответствующего типа. Кроме того, с И. В. связывались и эсхатологические ожидания, опирающиеся на представление о цикличности мироздания. Согласно одной из «астрономических» теорий, полное время существования мира должно было составить 12 «временных периодов», или 6384 года ( Dobsch ü tz E., von. Coislinianus 296//BZ. 1903. Bd. 12. S. 550-551). Благополучное начало 13-го И. В. (1 сент. 876 по визант. эре) перенесло предполагаемую дату конца света на 7000 г. (1492 г. по Р. Х.), который по древней милленаристской традиции, уходящей корнями в дохристианскую эпоху, должен был ознаменовать конец последнего, 7-го 1000-летнего «дня Господня». В связи с этим пасхалисты не решались составлять пасхалию на 14-й И. В., начавшийся в сент. 1408 г., с трепетом ожидая мистической даты. Лишь после того, как в сент. 1492 г. в очередной раз подтвердились слова Спасителя о суетности человеческих попыток измерить «времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1. 7), пасхалии на И. В. вновь получили распространение (нередко в урезанном виде, с 85 по 7001 г. от Сотворения мира). В то же время возродилась идея о «великом круге» мировой истории, на сей раз в виде полной комбинации 19-летнего «лунного» и 28-летнего «солнечного» циклов с 15-летним периодом индиктов . Огромная таблица на 7980 (с учетом дополнения - на 8000) лет, включенная в состав сб. «Миротворный круг» (XVI в.), стала крупным достижением рус. пасхалистики, вобрав прошлое и ближайшее будущее человечества в канву литургического времени. При этом редактор сборника, новгородский свящ. Агафон , напоминал читателям, что определение даты конца мира находится в ведении Бога и мы «не вемы скончания всемирного» ( Романова. 2002. С. 187-188. Ил. 22-23). В наст. время по православной пасхалии идет 15-й И. В., начавшийся 1 сент. (ст. ст.) 1940 г. На григорианский календарь и зап. пасхалию И. В. не распространяется.

http://pravenc.ru/text/389571.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010