Александрийская П. редко бытовала в форме полного 532-летнего цикла; как правило, на практике использовались 95-летние таблицы (после 5-кратного повторения 19-летнего цикла дни Пасхи повторяются, требуются лишь поправки в високосные годы). Известны также 50-летняя П., изданная епископами на Сардикийском Соборе 343 г. (очевидно, как компромисс между александрийской и римской П.); 200-летняя П. некоего Андрея Византийского (на 344-552 гг.); 100-летняя таблица Феофила Александрийского (на 380-479 гг.); 110-летняя П. свт. Кирилла Александрийского (на 403-512 гг.) и др. (полный перечень: Там же. С. 206-212). Специфический вариант 532-летней П., максимально приспособленный к «римским правилам», разработал по поручению папы Римского Викторий Аквитанский (на 28-559 гг.). Данная П. имела хождение в Галлии, но была вытеснена классической александрийской П. в переводе Дионисия Малого ; последний начал свою П. с 532 г., но применявшийся в греческих таблицах счет лет по эре Диоклетиана заменил на «годы Христа», откуда берет начало современная эра. В визант. эпоху на основе александрийской П. были разработаны неск. альтернативных вариантов. Один из них, приписываемый Эасу Александрийскому (VI в.), лег в основу арм. П. и большой арм. эры. Др. вариант, созданный в VII в., приписывается имп. Ираклию. По мере постепенного накапливания расхождений между табличными данными и реальными полнолуниями (примерно 1 день за 300 лет) визант. ученые прибегали к разного рода спекуляциям для разъяснения этого явления. Однако сама по себе александрийская П. оставалась неизменной и общей для подавляющего большинства Церквей (кроме Армянской) как на Востоке, так и на Западе христ. мира вплоть до введения в кон. XVI в. григорианского календаря. Ввиду большого объема 532-летней П. не позднее VII в. в Византии были разработаны упрощенные способы вычисления даты Пасхи на основе разного рода ключей и таблиц, в т. ч. в форме «колеса» и «руки». Пользование этими средствами не требовало понимания математического аппарата, лежащего в основе П., и было общедоступно. Попытки реформирования П. без изменения ее структуры предпринимались в XI в. ( Михаил Пселл и Аноним Карнталера 1092) и в XIV в. ( Никифор Григора в 1324, Матфей Властарь в 1335, Исаак Аргир в кон. 1372 или нач. 1373). Однако ни одна из них не обрела офиц. одобрения, и александрийская П. до наст. времени остается основой церковного календаря для всех правосл. Церквей, в т. ч. и для перешедших в XX в. на новоюлианский календарь (т. н. новый стиль).

http://pravenc.ru/text/2579163.html

Апокрифы II века – «Протоевангелие Иакова» и «Книга о Рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» («Евангелие Псевдо-Матфея») – содержат детализированное описание события Благовещения: Пресвятая Дева услышала архангельское благовестие сначала у колодца либо источника, куда Она пошла за водой, а затем – в доме, где Она, согласно выпавшему Ей жребию, пряла завесу или ковер для Иерусалимского храма. Согласно первому источнику приведенные эпизоды непосредственно следовали друг за другом, второй текст указывает на то, что между ними прошло три дня. Что касается даты Благовещения, то как на Западе, так и на Востоке ею считается 25 марта. Этот день, как уже говорилось, с одной стороны, отстоит на девять месяцев от 25 декабря, которое с IV века повсеместно празднуется как Рождество Христово, а с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения с Распятием или Пасхой. Какая именно из двух указанных причин (а возможно, и обе в совокупности) послужила решающей для закрепления Благовещения за 25 марта, неизвестно. Впервые эта дата появляется в сочинениях западных авторов III века: Тертуллиана и сщмч. Ипполита Римского . Последний утверждал, что Рождество Христово произошло ровно через 5500 лет после сотворения мира. Это совпадение было принято александрийской традицией. Но решающей здесь стала дата не Рождества Христова, а Благовещения. Так, свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, поскольку в указанный день Бог создал человека. Кроме того, место даты Распятия с V столетия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. С X века в византийскую хронографию была введена так называемая византийская эра, в которой первый день творения мира приходится на воскресенье 31 марта 5508 (или и марта 5509) года до нашей эры, а датами Благовещения и Воскресения Христова являются воскресенья 25 марта 4 года до нашей эры (5505 год от сотворения мира) и 31 года нашей эры соответственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Совсем иначе стояло дело и в Египте и в Вавилоне: там никакой эры не знали и считали по годам царствующих государей. Для нас это счисление – роскошь, к которой мы прибегаем в самых торжественных случаях: для египтянина, для вавилонянина, это была повседневная необходимость. Мы без всякого неудобства можем пбзволить себе такой хронологический пуризм, как счет годов царствования от дня восшествия на престол по день ему предшествующий (для счета годов с 1. января по 31. декабря у нас есть эра от рождества Христова); но в Египте и Вавилоне такая точность отзывалась бы житейскими неудобствами 103 . Естественно в этих странах пришли к мысли – год царствования отождествить с гражданским годом, счет годов царствования начинать с 1. тоут, resp. с 1.нисанну. Что эта техника в самое счисление по годам царствующего государя вносила искусственность, манерность, это ясно как день. Но задача исторической хронологии в том и состоит, чтобы разгадать, в чем заключалась эта манера. Существовали две системы счисления: египетская (александрийская) и вавилонская. Чтобы их особенности сделать понятными и для непосвященных, я объясню их на примерах из новейшей русской истории. ИМПЕРАТОРЫ ВСЕРОС СИЙСКИЕ С И С Т Е М Ы европейская александрийская вавилонская царствовал с- по- царствовал с- по- царствовал с- по- Николай I. 29л.67 дн. 14 . дек. 1825–18.февр.55 30 л. 1 . янв. 1825– 31.дек.54 30 л. 1 .янв. 1826– 31.дек.55 Александр II. 26л. 11дн. 19февр.1855 –1.марта81 26 л. 1 .янв.1855 – 31.дек.80 26 л. 1 .янв.1856 – 31дек.81 Александр III. 13л. 233дн. 2 .марта1881 – 20.окт.94 13 л. 1 .янв.1881 – 31.дек.91 13 л. 1 .янв.1882 – 31.дек.94 Из этой таблицы видно, что по александрийской системе год, в который государь вступает на престол, считается (начиная с предшествующего дня нового года) первым годом царствования. Это выразилось и на монетах, битых в Александрии. Если бы александрийский usus господствовал бы и на с.-петербургском монетном дворе, то на монетах, чеканенных от 21. октября по 31. декабря 1894 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Именно для преодоления этой проблемы папа Лев через архидиак. Илара, или Илария (буд. папа; см. ст. Иларий ), обратился к галльскому ученому Викторию Аквитанскому с поручением составить пасхалию 532-летнего типа, не уступающую по точности александрийской, но сохраняющую традиционный рим. диапазон пасхальных дат. Как и следовало ожидать, эта задача оказалась невыполнимой. Составленная Викторием таблица дает те же даты Пасхи, что и александрийская, за исключением ряда случаев, к-рые оставлены на усмотрение папы. В кон. V-VI в. эта пасхалия распространилась по всему Западу, включая Италию. В Галлии, находившейся под властью франк. королей, пасхалия Виктория Аквитанского была признана в качестве официальной; Орлеанский Собор 541 г. предписал всем епископам и клирикам вычислять праздник Пасхи согласно ее таблицам, и лишь в спорных случаях предусматривалась апелляция в Рим. Однако у пасхалии Виктория было и немало критиков. Более авторитетной считалась александрийская пасхалия, к-рая уже в V в. была известна в лат. версии, а в 525 г. продолжена на лат. языке Дионисием Малым . В VII-VIII вв. пасхалия Виктория Аквитанского была окончательно вытеснена из употребления александрийской пасхалией в редакции Дионисия. Именно в этой таблице был впервые введен последовательный счет лет с 1 г. по Р. Х. (у Дионисия - «после Воплощения Слова»), от которого берет начало совр. система летосчисления. После повсеместного распространения александрийской пасхалии старая зап. пасхалия 84-летнего типа еще нек-рое время использовалась в Ирландии (до Собора в Ма-Лене ок. 630 г.) и Нортумбрии (до Собора в Уитби 664 г.); в числе последних в 716 г. от нее отказался мон-рь Ионы (о-ва св. Колумбы). В Уэльсе пасхалия Дионисия была принята лишь в 768 г. С этого времени вплоть до календарной реформы папы Григория XIII в 1582 г. все Церкви Западной и Восточной Европы отмечали Пасху одновременно в дни, устанавливаемые александрийской пасхалией. Споры с армянами (с VI в.) Последний крупный виток П. с. случился в сер. VI в. за пределами Римской империи, в Армении. В 552 г. закончилась использовавшаяся там 200-летняя пасхалия Андрея К-польского. Для составления ее продолжения, как передают арм. источники, в Александрии собралось совещание во главе с философом по имени Эас (Аякс, Эант) с участием мудрецов из Египта, Сирии, Аравии, Палестины, Эфиопии и др. стран (см.: Кузенков. 2015. С. 183-185). В результате была создана новая 532-летняя таблица, сохраняющая принципы пасхалии Андрея. На ее основе в Армении была установлена новая (т. н. большая армянская) эра, берущая начало с 11 июля 552 г.

http://pravenc.ru/text/2579726.html

   б) Здесь мы ставим вопрос о значении астрономии для хронологических изысканий. Собственно, для времен отдаленнейших единственные вполне надежные даты представляют собою даты астрономические. К счастию для истории, солнечных затмений человек в старое время пугался и заносил их, как диво, j в свои летописи. А так как с этим соединялись и бредни астро логов, видевших в затмениях предзнаменования и устанавливавших фальшивую связь между астрономическими явлениями и событиями человеческой жизни, то легко понять, почему затмения могут быть важны для истории. Они составляют неподвижную границу, которой не в состоянии испортить никакой переписчик. Подобные даты составляют краеугольный камень всякой хронологии. Отсюда в ряду хронологических пособий видное место занимают те книги, которые занимаются астрономической хронологией. Они высчитывают лунные и солнечные затмения, о которых упоминается в истории.    Значение астрономической хронологии определяется возможностью установить чрез них даты, ничем не обозначенные, или же, в случае недостаточной точности дат, определить события, лишь отчасти датированные. Это последнее обстоятельство выясняется из того, что различными писателями употребляются различные эры при летосчислении, и для перевода этих эр на нашу встречаются трудности. Так, например, хронограф Феофан считает по годам от сотворения мира, но по временам переводит это летосчисление на годы от Рождества Христова. Правда, эра, которою пользуется Феофан, есть александрийская, т. е. полагаемые ею 5492 г. от сотворения мира нужно вычитать из известной хронологической даты, чтобы получить годы нашей эры; но Феофан не всегда пользуется этой эрой, а меняет ее, и потому приходится вычитать иногда больше, иногда меньше. Здесь и помогает делу хронология астрономическая. Для древнейших времен установка дат, когда именно произошло данное затмение, представляет трудность, потому что там солнечные затмения связывались с событием, но не определялось время (год, месяц и день), когда они случались. В позднейших памятниках обозначались месяц и день затмения или, по крайней мере, месяц. У Муральта такие данные заносятся, когда он находит упоминание о них в византийской истории. В этом объеме заносятся они и в «Fasti Romani» у Клинтона. Но важно знать о всех бывших затмениях, и указанием их астрономы стараются облегчить работу для историков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Важнейшим источником по античной и, особенно, раннехристианской хронологии является «Хроника» Евсевия Кесарийского в 2–х книгах. Продолжая хронографическую традицию, заложенную Африканом, Евсевий разработал особую эру – от рождения Авраама, которую сопроводил синхронизмами с олимпиадами и годами правления наиболее известных царей и римских императоров. Важнейший этап в развитии хронографической традиции – согласование всемирной хронологии с христианской пасхалией, данные которой необходимо было учитывать при датировке евангельских событий. Первыми опытами хроник, опирающихся на пасхалистические таблицы (разных типов), стали сочинения Андрея Византийского (сер. 4 в.) и египетских монахов Панодора и Анниана (рубеж 4–5 вв.). К сожалению, эти труды почти полностью утрачены, однако хроника Анниана стала основой для одного из вариантов мировой эры, распространенного в Византии в 7–9 вв., – т.н. Александрийской эры. Кроме того, труды Панодора и Анниана широко используются во всемирной хронике Георгия Синкелла (ум. 810) 316 , которую продолжил (начиная с правления Диоклетиана) Феофан Исповедник . Типологическим продолжением труда Андрея стала «Пасхальная хроника» (см. ниже), на хронологическую систему которой опирается византийская эра от сотворения мира. Из гражданских историков этого времени необходимо упомянуть выдающегося историка Прокопия Кесарийского (между 490 и 507 – после 562), от которого дошли «История войн Юстиниана» (написана между 545 и 550 гг.), «Трактат о постройках Юстиниана» (написана шестнадцатью годами позже) и знаменитая «Тайная история» (550 г.). Прокопий не скрывает своего сочувствия к аристократам–язычникам, гонимым правительством Юстиниана за религиозные убеждения, и выступает на стороне светских землевладельцев в их борьбе против церковной земельной собственности 317 . Продолжателями Прокопия выступили Агафий Миринейский (автор «Истории» в 5 книгах, описывающих события 552–559 гг.) 318 , Менандр Протиктор (продолживший повествование до 582 г.) 319 , Феофилакт Симокатта (8 книг его «Истории» рассказывают о 582–602 гг.) 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на популярность, эра Дионисия Малого имеет серьезный исторический недостаток: ее начало, принятое за год Воплощения, не имеет надежных оснований. Обозначив начало своей таблицы как 532 год " от воплощения Господа нашего Иисуса Христа " (ab incarnatione Domini nostri Jesu Christi), Дионисий Малый принял предыдущий год за окончание 532-летнего цикла. Начало же этого цикла он принял за год Воплощения, которое, таким образом, датируется «нулевым» годом (1 г. до Р. Х.). Нередко встречается утверждение, что Дионисий Малый считал годом Рождества 1 г. по Р. Х. Однако его система представляет собой счет пасх, соответствующих возрасту Иисуса Христа; 1 г. обозначена пасха, во время которой прошел 1 год от Воплощения, а Рождество Христово относится к 25 декабря предыдущего январского года . Парадокс заключается в том, что 1 г. эры Дионисия Малого не отвечает исторической хронологии жизни Спасителя, не согласуется с церковным Преданием и противоречит его пасхалии. В качестве даты воскресения Христова Дионисий Малый мог принять только 25 марта 31 г., поскольку все прочиое годы, в которые пасхальное полнолуние по александрийской пасхалии приходится на четверг или пятницу ( Мф 27, 62 ; Мк 15, 42 ; Лк 23, 54 ; Ин 19, 14 , 31), слишком далеко отстоят от 15-го года правления имп. Тиберия ( Лк 3, 1 ). Если Христос родился в год начала эры Дионисия Малого, то получится, что Он был распят в возрасте 30 лет, однако подобный вывод противоречил бы восточной церковной традиции. Более того, Дионисий Малый указывает: " Зачат был Господь наш Христос в воскресенье, в 8-й день до апрельских календ (25 марта) " (Argumenta Paschalia 15//PL. 67. Col. 506). Это - традиционная александрийская дата Благовещения. Но 25 марта попадает на воскресенье только в 3 и 8 гг. по Р. Х., а также в 4 г. до Р. Х. Даже у такого почитателя пасхалии и эры Дионисия Малого, как св. Беда, подобная несообразность вызывала некоторое недоумение . С исторической точки зрения принятая у Дионисия Малого хронология некорректна уже потому, что Иисус Христос по ней родился через несколько лет после смерти Ирода Великого (4 г. до Р. Х.). Как в предшествующей Дионисию Малому раннехристианской, так и в более поздней византийской исторической традиции Рождество датируется 5, 4, 3 или 2 г. до Р. Х.; на основании Мф 2, 16 большинство совр. историков датируют Рождество Христа 5 г. до Р. Х.

http://drevo-info.ru/articles/4066.html

К IX – Х веку византийское летосчисление прочно утвердилось в Восточно-Римской империи 17 . Приняв его, константинопольцы, естественно, стали и годы луны считать по сирийскому циклу, однако по нему Пасха могла наступить на 30-35 дней раньше 18 общепризнанных к тому времени александрийских пасхальных границ. Поэтому проблему разрешили следующим образом. Александрийские пасхальные границы периодически продолжили к году Творения Мираи за первую границу выбрали 2 апреля, согласно эпохе византийской эры. Полученный таким образом смещенный александрийский цикл, известный под названием Круг Луны (см. табл. 2.), приняли за основу в пасхальных таблицах начиная с Х I века Таблица 2 Пасхальные границы Круга Луны   Пояснения к табл. 2 . Жирным шрифтом выделены эмболимические годы. Дни выражены в датах юлианского календаря. Сокращения: см. пояснения к табл. 1. Пасхалия константинопольцев в дальнейшем стала называться православной пасхалией. В ней Круг Луны 19 вместе с 28-летним солнечным антиохийскимциклом (Круг Солнца), по которому определяются воскресные дни Пасхи, образует Великий Индиктион – цикл в 532 года (19 х 28). И через каждые 532 года пасхальные границы, а также воскресные дни православной Пасхи приходятся на одни и те же числа месяцев юлианского календаря. Отметим, что вместе с циклами к эпохе византийской эры был продолжен и юлианский календарь, ставший, таким образом, их общим фундаментом. Именно на этом фундаменте зиждется и сама пасхалия, и единое летоисчисление Ветхого и Нового Заветов − византийская эра. В то же время Западная Церковь, по замечанию В.В. Болотова, «начиная с Ипполита (с 20-х годов III в., – прим. авт.), в своей пасхалии проводила ту мысль, что наша Пасха есть самостоятельный новозаветный праздник Воскресения С. 132]. Именно в этом принципиальном различии между взглядами на христианскую Пасху кроется причина дальнейших пасхальных разногласий между Западными и Восточными Церквами Римской империи. В отличие от Византии, Римская Церковь не приняла византийскую эру от сотворения мира.Онапредпочла ей эру Дионисия Малого (середина VI в.), считая ее эпоху годом Рождества Христова Причем вместе с новой эрой в пасхалистическую практику для вычисления дня Пасхи был введен александрийский цикл. Его вместе с западным солнечным 28-летним циклом 20 продолжили к эпохе новой эры. Таким образом, начав летосчисление с условного года Рождества Христова, Западная Церковь в пасхалистической практике не установила связь Нового Завета с Ветхим 21 . Она позаимствовала из александрийской пасхалии лишь лунный цикл, а библейские нормы праздника и основной принцип александрийской пасхалии оказались ею не воспринятыми.

http://bogoslov.ru/article/4733283

4.  Болотов, В.В. Александрийская пасхалия//Календарный вопрос. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. – С. 105 – 144. 5.  Лебедев, Д.А. Из истории древних пасхальных циклов. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского//Византийский временник: в 23 т. – СПб.: Императорская Академия Наук, 1913. – Вып. 1 – 4 (1911). – Т. 18. – С. 148 – 389. 6.  Лебедев, Д.А. Так называемая «византийская» эра от сотворения мира. Место и время ее происхождения//Византийское обозрение: в 3 т. – Юрьев.: Изд-во при историко-филологическом факультете Юрьевского университета, 1917. – Т. 3. – С. 1 – 52. 7.  Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседы 1, 5, 6/Свт. Василий Великий. [электронный ресурс] http://theprayerbooks. info 8.  Свт. Иоанн Златоуст. Беседа VI. Беседы на книгу Бытия (1898)/Свт. Иоанн Златоуст. – М.: Изд-во Московской Патриархии,1993. – С. 45. 9.  Трубецкой, Е. Избранные произведения. Смысл жизни/Е. Трубецкой. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – С. 17 – 337. 10.  Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т./Свт. Иоанн Златоуст. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2008. Т. 1. Беседы 1 – 46. – С. 448 – 449. 11.  Св. Ефрем Сирин. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа. Творения: в 8 т./Св. Ефрем Сирин. 1993. Т. 2. [электронный ресурс] http://hram-paraskeva. ru 12.  Бирагов, В. Александрийский цикл и православная пасхалия: временное и вечное//Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал: в 4 т./Игумен Вассиан (Бирагов), Л.М. Кузнецова. – М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2014. – Т. 1 (66). – С. 109 – 129. 13.  Бирагов, В. Александрийский цикл и православная пасхалия//Труды Нижегородской духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов/Игумен Вассиан (Бирагов), Л.М. Кузнецова. – Нижний Новгород, 2014. – Вып. 12. – С. 175 – 202. 14.  Свт. Кирилл Александрийский. О том, что Христос соделался для нас Хлебом жизни. Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел. [электронный ресурс]

http://bogoslov.ru/article/4733283

Дата Благовещения Днем Благовещения как на Западе, так и на Востоке (за некоторыми исключениями - о них позже) считается 25 марта. С одной стороны, эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века сначала на Западе, а затем на Востоке было принято как календарная дата Рождества Xpucmoba[xix]; с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения и Пасхи. Впервые эта дата появляется в сочинениях Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского (III в.) как день Распятия Спасителя по римскому календарю. При этом священномученик Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов (Быт. 2, 3; Откр. 20, 4-6; Пс. 89, 5; 2 Пет. 3, 8) и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Это убеждение перешло в александрийскую традицию. Так, в сочинении " Quaestiones ad Antiochum ducem " , приписываемом святителю Афанасию Александрийскому, сказано, что Христос воплотился в утробе Девы в 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека. Святитель Анастасий Антиохийский (VI век) также связывает сотворение человека 25 марта с днем Благовещения, ибо согрешивший человек должен быть воссоздан в то время, в какое был сотворен.[хх] Кроме того, место даты Распятия с V века заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. Согласно Георгию Синкеллу, создателями александрийской хронологической системы следует считать александрийских монахов Панодора и Анниана (кон. IV - нач. V в.). Большое распространение в V-X веках получила эра Анниана, ею пользовались все александрийские и многие константинопольские и близкие к Константинополю авторы, среди которых преподобный Максим Исповедник и крупнейшие хронографы IX века. В эре Анниана первым днем творения мира является воскресенье 25 марта ровно за 5500 лет до воплощения Сына Божия, что соответствует 5492 г.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/05/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010