В Др. Египте «идеальным» Н. (1-й день месяца тоут, греч. Θθ) считался день появления звезды Сотис (Сириус) на востоке при заходе солнца, как правило, совпадавший с началом разлива Нила (19 июля). Однако егип. год, состоявший из 365 дней, был короче тропического, и 1-е тоута медленно «блуждало» по сезонам (annus vaguus), возвращаясь в исходную точку через 1461 год (см.: Бикерман. 1976. С. 36). Этот т. н. сотический период позволил достаточно точно определить длину года в 365,25 дней, к-рая была принята в новом римском календаре, изобретенном по заказу Юлия Цезаря египтянином Сосигеном. Егип. вариант юлианского календаря, т. н. александрийский год, сохранял структуру древнеегипетского года: 12 месяцев по 30 дней и 5 добавочных дней, к к-рым теперь каждые 4 года добавлялся 6-й високосный день. Ко времени введения александрийского календаря (26 г. до Р. Х.) 1-е тоута соотвествовало 29 авг. Именно к этой дате юлианского года и оказалось привязано новоегип. Н. Оно перешло в христ. егип. календарь и сохраняется в коптской и эфиопской христ. традиции: 1-е тоута (эфиоп. 1 масхирема) - 29 авг. (30 авг. в високосные годы, соответствующие юлианским предвисокосным). Персид. календарь начиная с эпохи Ахеменидов имел «египетскую» структуру (365 дней, 12 месяцев по 30 дней и «пятидневка»). День Н. (1-е фравартина) перемещался по сезонам непредсказуемым образом, т. к. время от времени производившиеся коррекции не были регулярными. В 632 г. 1-й день фравартина соответствовал 16 июня юлианского года. В реформированном календаре 1079 г., привязавшем персид. месяцы к зодиакальным знакам, 1-й день фравартина был закреплен за днем весеннего равноденствия (начало знака Овна) и совпал с 15 марта; в совр. новоперсид. солнечном календаре Н. приходится на 20/21 марта (в годы из 366 дней, не совпадающие с юлианскими високосными годами,- на 22 марта). Родственный персид. календарю арм. календарь имел иное Н. (1 навасарда): в 161 г. по Р. Х. оно совпадало с 11 авг., затем смещалось с каждым високосом на 1 день к началу юлианского года, пока в 1084 г. не выпало на 29 февр.; в этот год была введена «малая армянская эра» с юлианским годом, и в ней Н. было закреплено за 11 авг. (ретроспективное начало арм. года в VI в.).

http://pravenc.ru/text/2577837.html

10 Протопасхистами называли тех, кто праздновал Пасху «вместе с иудеями», т.е. в один день. Такие разногласия в определении дня празднования Пасхи происходили из-за несоответствия эмболисмического года еннеакэдекаетириды с простым годом лунного цикла. Против протопасхистов направлено решение Первого Вселенского Собора (325 г.) и первое правило Антиохийского Собора (ок. 333 г.). – Прим. ред. 11 Огдоада и эндекада – восьмилетка и одиннадцатилетка. Их сочетание образует девятнадцатилетний цикл. – Прим. ред. 12 Метон – афинский астроном (ок. 500 г. до Р.Х.), предложивший девятнадцатилетний цикл, Калипп – греческий астроном (330 г. до Р.Х.). – Прим. ред. 13 За первый год цикла в Александрийской Церкви был принят 285 г., т.н. эра Диоклетиана (римский император в 284–305 гг.), когда пасхальное новолуние приходилось на 23 марта, а первое новолуние года – на 23 января. Год Диоклетиановой эры начинался 29 или 30 августа. В настоящее время применяется в Коптской Церкви. – Прим. ред. 19 Идами назывались 15-е дни марта, мая, июля, октября и 13-е дни в остальных месяцах римского календаря. Ноны (лат. Nonae, от nonus – девятый, т.е. девятый день до ид) в римском календаре 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев. Ноны служили для счета дней внутри месяца. Счет дней в римском календаре велся в следующем порядке: сначала от календ до нон, затем от ид до нон, и от календ следующего месяца до ид, т.е. как бы в обратном порядке. – Прим. ред. 23 Romana Supputatio – цикл празднования Пасхи с 213 по 312 год, составленный в Риме. – Прим. ред. 24 Natalis Urbis Romae (парилии) – праздник дня основания Рима (IX день до майских календ ­­ 21 апреля). – Прим. ред. 25 Это свидетельство κεφλαια отец Д. А. Лебедев приводит в 19-м примечании на с. 160: « См. κεφλαιον на этот год E. Schwartz. Zur Geschichte des Athanasius. Mittheilung II, in Nachrichten der Königlichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen, Philologisch-historische Klasse, 1904. Hefr 4. S. 379: Εν Σερδικ συμφνας γεννομνης περ τ Πσχα ξδωσαν πνακα πεντκοντα τν στε κατ τ τος παραγγελαι πανταχ τος Ρωμαους κα τος Αλεξανδρους.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Не поощрять роскошь и в других ни под каким благовидным предлогом, не смешивая, однако, изящества с роскошью, не делаясь врагом и искусства, возвышающего душу. – Говоря, что мы просим хлеба насущного на сей день, мы изъявляем готовность, а тем самым принимаем на себя обязанность: 1) не отдавать свою жизнь на накопление громадных богатств, под предлогом необходимости обеспечить своё потомство. Воспитать детей наших способными приобретать честным трудом хлеб насущный во все дни предстоящей им жизни, а не обеспечивать для них возможность жить в праздности. И в других не поощрять ни под каким благовидным предлогом стремления созидать среди голода и нищеты водружённые крепости колоссального состояния для себя и своего потомства“ 24 . Равнодушие к делу царства Божия на земле, забвение святой обязанности энергической работы на пользу его Неплюев находит непростительными „особенно теперь, когда человечество, под влиянием воздействия на него Света от Света Небесного, переросло царство ощущений, доросло до царства разума и начинает предчувствовать скорое появление зари царства любви“ 25 . Автор убеждён, что в истории царства Божия ныне переживается новая эра, благоприятная для него, что „высшая и наисущественнейшая потребность переживаемой разом, в жизни Церкви они являются элементом охранительным по отношению к язычеству под ложным ярлыком христианства и разрушительным по отношению к живому делу Бога Живого. При таких обстоятельствах, если сила на стороне этих псевдо-христиан, всякая попытка в направлении живой веры может быть успешно подавляема, чисто китайский застой может продолжаться бессрочно и выдаваться за тишину, спокойствие и благоденствие. Только христианства тут не будет, а будут миллионы людей, крепко застрахованных от христианства“ 28 . Таким образом среди многочисленных врагов царства Божия самый опасный – враг внутренний, гнездящийся в недрах самого христианства, в церкви, как плевелы между пшеницей, всегда готовые заглушить последнюю: это так называемое ложное христианство , о происхождении и сущности которого нам приходилось вести речь раньше в предлагаемом исследовании (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобная теория казалась Евсевию не вполне состоятельной. На основании объективного вычисления дат греческой Библии он счел нужным сократить библейскую хронологию. Традиционная цифра лет от поселения евреев в Египте до исхода, 430 лет, не вяжется, по его мнению, с генеалогией Моисея и тогдашней долговечностью человека. В конце концов, он сократил хронологию Африкана на 300 лет. Своей эпохой Евсевий избирает годы от Авраама. До Авраама он не находит возможным писать историю всеобщую. Но он сосчитал твердо, что до Авраама от сотворения мира прошло 3184 года. Затем, по его вычислениям, 2015 лет прошло от Авраама до Р. X., следовательно, Христос Родился в 5199 году. При таких суммарных вычислениях ошибка в одном годе была весьма возможна, и круглая цифра 5200 лет от сотворения мира до Р. X., вероятно, предносилась его взору. Вот какому потрясению подвергалась общепринятая традиционная цифра 5500 лет. Но в ходячих воззрениях прежняя цифра 5500 лет стояла твердо. Дата 5508, по счислению византийскому или katá nwmaíou_s , была лишь простой, хотя и очень употребительной ее модификацией. Изменение цифры 5500 в 5508 произошло не вследствие каких-либо глубоких изысканий, а в интересах летосчисления: благодаря этой прибавке 8-ми лет год от сотворения мира katá rwmaíou_s, разделенный на 15, дает в остатке индикт, столь важный в византийском летосчислении. Например, 1899-й год=7407 от сотворения мира, R (7407/15)=12 индикту. Сами византийские ученые в своих трудах счислению katá rwmaíou_s предпочитали счисление kat_» ále_ksandrei: " _s («александрийской эры»), считая это последнее особенно точным. Такая репутация, однако, была совсем ошибочна. Под александрийским летосчислением византийские ученые разумели эру анниановскую, которая употребляется и в настоящее время в Египте и Эфиопии. Поэтому годы от Р. X. в современных абиссинских документах считают на 8 менее, чем в нашем – по эре Дионисия. В сущности, анниановская эра нелепого происхождения. Сам Анниан жил в начале V века по Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   Текст книги в более тщательном виде сохранился в александрийском списке перевода LXX и в Венетском кодексе. В ватиканском и синайском списках нет этой книги. Древний латинский италийский перевод составлен с греческого текста. Сирский перевод составлен с этого же текста, но не очень исправно.    Об историческом авторитете обозреваемой книги мнения некатолических ученых вполне согласны. Прежде всего первоисточники автора — письма о праздниках (2Мак.1—2:19), — говорят, ложно приписываются палестинским иудеям, составлены в Египте, по-гречески, с нередким уклонением от истины. Иасон Киренский (2Мак.2:20—15) в своей истории также более был риторичен, чем историчен. А потом и у автора книги далеко не все исторично. Так, еще митр. Филарет говорил: «вторая, или другая Маккавейская книга составлена из книг Иасона Киренского с такою вольностью, которая обнаруживает пристрастие к иудеям и затмевает истину.» В своей Библейской Истории митр. Филарет приводит не мало доказательств справедливости такого приговора. Таково свидетельство о возобновлении храма и жертвенника через три года после их осквернения (2Мак.10:3), а по первой Маккавейской книге оно было через два года (2Мак.10­­ 1Мак.4:52). Свидетельство второй Маккавейской книги Филарет признает «темным и несправедливым». Повествование ее о смерти Антиоха Епифана, по его мнению, противоречит как свидетельствам первой Маккавейской книги (6:11—16) и Флавия (Древн. XII, 9), так и самой себе: по 1:13—17 он убит был жрецами за покушение ограбить храм Нанеи (или Дианы), а по 9 главе умер от червей и выпадения внутренностей и чрева. Письма Антиоха и римлян к иудеям (2Мак.11:22—38), по мнению митр. Филарета, странны и «непонятны» по своим хронологическим датам: они помечены 148 годом (эра Селевкидов) и месяцем ксанфиком (счет и название Македонское). Пишет в 148 году (эры Селевкидов) Антиох Евпатор, по смерти отца — Антиоха Епифана (11, 23), а между тем Антиох Епифан умер в 149 году (1Мак.6:16). Повествование рассматриваемой книги (2Мак.14:24—25) о супружестве Иуды Маккавея «невероятно».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

…в новом театре. Называется – Художественно-Общедоступный Ставили пьесу «Царь Федор Иоаннович».  – 14 сентября 1898 г. в помещении «Эрмитажа» открыл свой первый сезон Художественно-Общедоступный театр (впоследствии – знаменитый МХАТ) К. С. Станиславского (1863–1938) и В. И. Немировича-Данченко (1858–1943). Премьерой стал спектакль «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Константиновича Толстого (1817–1875). А 17 декабря 1898 г. театр триумфально дал новую премьеру – «Чайку» А. П. Чехова (за два года перед тем она провалилась на сцене Императорского Александрийского театра в Петербурге). В ночь после спектакля Немирович-Данченко отправил Чехову в Ялту телеграмму: «Только что сыграли „Чайку“, успех колоссальный». В русском театральном искусстве началась эра новаторской режиссуры. Браво, Станиславский, Книппер…  – Создавший замечательную партитуру спектакля Станиславский в «Чайке» неудачно сыграл роль Тригорина, а Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868–1959) была блистательной в роли Аркадиной. …Ахилл… не удовольствовавшись… победой над Гектором…  – Герой «Илиады» Гомера Ахилл совершил немало подвигов у стен Трои, но погиб от отравленной стрелы Париса. …отправил рукопись… в толстый журнал, народнический.  – Очевидно, имеется в виду журнал народнического направления «Русское богатство» (1876–1918), редактировавшийся социологом, критиком, публицистом Николаем Константиновичем Михайловским (1842–1904) и прозаиком, публицистом Владимиром Галактионовичем Короленко (1853–1921). К ним обратился Зайцев со своими первыми литературными опытами. …смотреть какого-нибудь Ибсена…  – Генрик Ибсен (1828–1906) – классик норвежской и мировой драматургии. …принялся было за Тита Ливия. – Тит Ливий (59 до н. э. – 17 н. э.) – римский писатель-историк, автор «Римской истории от основания города». …труба Иерихона… – Иерихон – первый город, захваченный евреями на пути из пустыни к земле Ханаанской. Во время осады крепости полководец Иисус Навин прибег к хитрости: в течение шести дней священники в сопровождении воинов с высокими серебряными трубами молчаливо обходили иерихонские укрепления, деморализуя противника, а на седьмой день трубы взревели, да так оглушительно, что стены и башни крепости рухнули.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Этот намек, сколько осторожный, столько же, нужно сказать правду, мало основательный, был поднят и развит другим знаменитым ученым юристом, Геймбахом младшим, который даже неоднократно возвращался к тому, что он считал счастливым и удовлетворительным решением проблемы. 8 Его решение, наконец, одобрено и подробно изложено в новейшей Истории греко-римского права в большой немецкой Энциклопедии – Эрша и Грубера. 9 Сущность дела в том, что Геймбах доказывает существование во время иконоборцев другого летоисчисления, которое относительно общеизвестного и общепринятого заключало бы в себе разницу на один год. Если бы Геймбаху в самом деле удалось доказать свое положение, то результат его соображений мог бы иметь важность и для русской истории, в которой существует такая же проблема относительно мартовского года. Во всяком случае, на соображениях Геймбаха стоит остановиться. Он излагает их следующим образом: Хронограф Феофана показывает нам, что у Греков были в у потреблении два способа счисления лет по Р. X., римский и александрийский, римская эра и александрийская. Последний, то есть, александрийский способ счисления Феофан называет более правильным и употребляет оное, когда при вступлении на престол известного императора отмечает год мировой эры, то есть, год от создания мира. Только в двух местах (pagg. 117:345) прибавляет он рядом и счет годов по римскому способу, причем оказывается между двумя системами счисления разница в 16 лет. Именно: в первом из подразумеваемых места Феофан полагает смерть императора Зенона по римскому счислению в 5999 году, а по александрийскому – в 5983. Во втором случае он относит смерть Льва Исавра к 6248 году римской эры и к 6232 александрийской. Если мы более внимательным образом рассмотрим оба эти показания по отношению их к годам от Р. Х., то убедимся, что они сделаны не по одному расчету, и что тут есть разница на один год. Если Феофан полагал смерть императора Зенона (=месяц апрель, индикт XIV, 491 год по Р. X.) в 5999 году от сотворения мира по римскому счислению, то держась того же самого способа считать, он должен был бы поместить кончину императора Льва Исаврийского, последовавшую в июне 741 года, во все не под 6248 годом, а под 6249 (то есть, 491+ 5508=5999, и 741 + 5508=6249).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Персию, надломленную тяжелой войной, потрясали смуты. Через восемь месяцев после воцарения погиб Кавад Широе. В конце апреля 630 г. был убит шах Ардашир III,  и троном в Ктесифоне завладел Шахрвараз, но через полтора месяца был казнен и он, а власть в государстве получила женщина – дочь Хосрова II u bдoba Широе, Боран. Перевороты не прекращались и далее, несколько шахов явились и были уничтожены, пока летом 632 г. правитель Хорасана не утвердил на троне последнего Сасанида – внука Хосрова Парвиза по женской линии, малолетнего Йездигерда III. Ираклий, не предвидя пока военной опасности, занялся религиозными делами. Однако попытки мирным путем примириться с монофиситами, за время иноземного владычества еще более обособившимися в своих догматах от официальной церкви, не удались. В 631 г. патриарх монофиситов Афанасий обвинил императора в несторианстве, а тот приказал резать носы и уши не признающим Халкидонского собора и конфисковывать их имущество. По юго-восточным провинциям прокатилась волна репрессий, особенно среди местного монашества. Наиболее яростно «еретиков» преследовал александрийский патриарх Кир. Повсеместные гонения начались и на иудеев. Обстановка в Сирии, Палестине, Египте накалялась, население постепенно становилось в оппозицию не только к ортодоксальной церкви, но и к правительству. Близорукая политика Ираклия в вопросах веры оказалась просто губительной, ибо над освобожденными от владычества персов территориями уже сгущались тучи новой, непредвиденной военной угрозы – мусульманской, единством же в государстве и не пахло. Возвышение Мухаммеда было незаметным событием на фоне византий-ско-персидских баталий. Когда в сентябре 622 г. небогатый, страдавший эпилепсией торговец, называвший себя пророком, бежал от преследований недругов из Мекки в Медину, никто не мог даже предположить, что началась новая эра в истории человечества. Четыре года спустя основатель ислама овладел Меккой, а в 627 г., согласно распространенному преданию, обратился с предложением принять эту религию к ряду арабских шейхов, царю Аксума, Хосрову Парвизу и Ираклию. Правитель Бахрейна согласился, шах велел повесить послов «самозванца», остальные же с разной степенью вежливости отказались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родопа – горный хребет в западной Фракии. Родос – с греч. «остров роз», большой плодородный остров в южной оконечности Эгейского моря у юго-западного побережья Малой Азии. Со 164 г до н. э. верный союзник Рима. В императорскую эпоху Р. сохранял видимость политической самостоятельности и относительно высокий уровень благосостояния. В 1309 г. после двукратной смены владельцев остров переходит в руки ордена иоаннитов – госпитальеров. Ромаион екклесион – византийская Церковь . Роман Сладкопевец (ок. 485 – после 555 г.). – поэт, проповедник и ритор, крещеный еврей из города Нисианы в Сирии. Служил диаконом в одной из церквей Верита (Бейрута), а потом действовал в Константинополе вплоть до 555 г. Автор поэтических гимнов, знаменитый гимнограф, творец кондака. Его религиозные поэмы, числом тысячу, состояли из 1824 строф каждая. Романия – название, которое средневековые греки дали Византии, считавшейся, согласно официальной идеологии, законной преемницей императорского Рима (по-гречески – Roma). Соответствующим образом употребляли слова «ромей», «ромейский» (греч. romaios) в качестве синонимов византийского, христианского. Так называли всех христианских подданных, «подчиненных» ромейского императора. Термин Р. в значении территории Византийской империи появился у византийских авторов с V в., а на Западе – с XI в. В большинстве случаев его применяли в отношении к землям Малой Азии. Романчук Алла Ильинична (род. 1942 г.) – известный археолог и византинист, профессор Уральского государственного университета (Екатеринбург), академик Российской Академии гуманитарных наук. В 1963–1995 гг. вела раскопки в портовом районе византийского Херсона, автор нескольких монографий об этом византийском центре и истории его исследований. Ромеи – в переводе с греч. «римляне»; самоназвание византийцев; политико-конфессиональное, а не этническое понятие, означавшее граждан Романии. С понятием «греки» стало совпадать не ранее Х в. «Ромейская» эра – или эра ромеев (она же – «Константинопольская», «византийская» эра); византийская система летоисчисления, согласно которой в качестве точки начала отсчета (эпохи) принято сотворение мира Богом 1 сентября 5509 г. до н. э. Она в основном строилась на расчетах даты Пасхи римским епископом Дионисием Эксигом («Ничтожным») в начале VI н. э. В Византии эти расчеты придумал проводить иеромонах Георгий в 638/639 г. Для того, чтобы перевести византийскую дату в летоисчисление от Рождества Христова («нашу эру»), надо от нее отнять 5508/5509. Ср.: «александрийская» эра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

до нашей эры (эры Дионисия Малого), датами Благовещения и Воскресения Христова - воскресенья 25 марта 9 и 42 года нашей эры соответственно. С X века в Византии стала использоваться так называемая византийская эра (впервые эра, близкая к ней, встречается в " Пасхальной хронике " VII века), в которой датами Благовещения и Воскресения Христова являются воскресенья 25 марта 4 года до нашей эры ( " 5505 год от сотворения мира " ) и 31-й год нашей эры соответственно. Несмотря на то что эра Анниана используется в сравнительно поздних памятниках - таких, как Евергетидский Типикон, сохранившийся в рукописи 1-й половины XII века, или русские исторические сочинения, византийская эра стала официальной эрой греческих Церквей. Поэтому в византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение и считается датой не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества святого Иоанна Предтечи. " Как на Востоке, так и на Западе, день Благовещения нередко служил началом церковного или даже гражданского года " .[xxi] По несторианскому церковному календарю Благовещение празднуется в подготовительные к Рождеству недели, а 25 марта - только календарная отметка coбыmuя.[xxii] 25 марта Благовещение празднуется и поныне. В связи с использованием Русской Православной Церковью юлианского календаря, 25 марта выпадает на 7 апреля по григорианскому ( " гражданскому " ) календарю. Кириопасха Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что когда на этот день выпадает Пасха, то праздник именуется " Кириопасхой " . Как известно, по православной александрийской Пасхалии, 12 раз в 532 года день Святой Пасхи приходится на 25 марта, то есть на день праздника Благовещения. В виде исключения служба Благовещению в этом случае не переносится на другой день, а отправляется вместе с службой Святой Пасхи по особой (Марковой) главе Типикона, начинающейся следующими словами: " Подобает ведати, яко аще случится в самую Святую и Великую Неделю Пасхи, еже есть Кириопасха, праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы " [xxiii].

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/05/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010