Благодаря трудам Дионисия Малого александрийская пасхалия, представленная как пасхалия " 318 отцов Никейского Собора " , получила признание Римской Церкви. Этому предшествовал двухвековой период изолированного развития пасхалистики на западе Римской империи, где с конца III века господствовал 84-летний тип пасхалии, развившийся из 8-летнего лунно-солнечного цикла, и на востоке, где примерно с того же времени получил распространение более точный пасхальный цикл, основанный на 19-летнем лунно-солнечном цикле. Расхождение традиций очень часто приводило к тому, что Пасха праздновалась в разных Церквах с разницей в неделю и даже в месяц. Ок. 457 года на Западе появилась пасхалия Виктория Аквитанского, в которой была предпринята попытка приспособить 19-летний цикл к местным пасхалистическим принципам. Эта пасхалия распространилась в Западной Европе (прежде всего во франк. Галлии), но ее компромиссный характер порождал множество вопросов. Познакомив христианский Запад с самой авторитетной пасхалией Востока - александрийской, Дионисий Малый сумел не только показать ее высокую точность, но и достаточно веско обосновать ее церковный авторитет. При поддержке Римского престола и сопутствующих внешних обстоятельствах эта пасхалия укоренилась в Италии, а в последующие два столетия вытеснила все альтернативные системы из других стран христианской Европы. На Британских островах (где пасхалия Дионисия Малого была принята Собором 716 г.) особую роль в распространении пасхалии Дионисия Малого сыграл св. Беда Достопочтенный , впервые составивший на ее основе таблицу на полный 532-летний пасхальный цикл. Благодаря св. Беде получила распространение система летосчисления, которую Дионисий Малый ввел для своей пасхалии - т. н. эра Дионисия, именуемая также эрой " от Рождества Христова " (у самого Дионисия счет идет от Воплощения, а от Рождества годы по его системе стали считать позже). Примеры начала отсчета лет от воплощения Христа можно найти и ранее: уже в хронике Евсевия Кесарийского и его продолжателя блж. Иеронима (IV в.) используются " годы Господни " (лат. anni Domini - обозначение, впосл. вошедшее в европейскую традицию); по годам " божественного Воплощения " ведется отсчет и в некоторых византийских хрониках. Но только эре Дионисия Малого было суждено стать универсальной системой летосчисления, вошедшей в повседневный обиход и распространившейся в наше время по всему миру. Один из первых примеров ее практического употребления - датировка кончины франк. кор. Теодориха IV (737). В конце VIII века эра Дионисия Малого утвердилась во Франкском королевстве, со второй половины X века была официально принята в Риме и к середине XV века распространилась по всей католической Европе. В Новое время эта эра легла в основу научной хронологии.

http://drevo-info.ru/articles/4066.html

Согласно его системе, сотворение мира началось в воскресенье 25 марта 1 г. (5492 г. до Р. Х.) - ровно за 5500 лет до Божественного Воплощения (в ночь с воскресенья 24 марта 5500 г. на понедельник 25 марта 5501 г. мира, 9 г. н. э.); Рождество Христово датировано 25 дек. того же года, Распятие - через 33 года земной жизни Спасителя, в пятницу 23 марта, в пасхальное полнолуние, а Воскресение - 25 марта 5534 г. мира (42 г. н. э.). Три осевых события мировой истории - начало творения, домостроительство Воплощения и спасительное Воскресение, обновившее творение,- приходятся на один и тот же " святой первозданный день 1-го месяца, у евреев 1 нисана, у римлян 25 марта, у египтян 29 фаменот "   . Это символическое соответствие, а также ровно 5500 лет от Адама до Христа, мистически указывающие на явление Нового Адама точно в середине шестого тысячелетнего " дня Господня " (по аналогии с созданием Адама в шестой день творения), - важнейшие для Георгия Синкелла доказательства истинности александрийской хронологии. В VII-VIII веках более распространенной хронологической системой в Византии была т. н. византийская эра, отличающаяся от александрийской на 16 лет (1 г.=5509/08 г. до Р. Х.). Попытка Георгия Синкелла возродить авторитет " истинного счета александрийцев " , опираясь на имена и творения сщмч. Ипполита Римского , мон. Аниана и прп. Максима Исповедника , была поддержана Феофаном; однако в IX-X веках византийская эра окончательно вытеснила александрийскую. Хронологическая канва описания выстроена Георгием Синкеллом по годам в первой части от сотворения мира, во второй - от Божественного Воплощения, с ними соотнесены годы ветхозаветных патриархов, царей и императоров. Георгий Синкелл в отличие от Африкана, Евсевия и " Пасхальной хроники " , а также от Феофана не выстраивает четкой системы анналистического типа ( " канона " ); в результате материал оказывается собранным в блоки, соответствующие отдельным царствованиям; это нарушает строгую хронологическую привязку событий, но дает возможность вставлять в текст пространные богословские и др.

http://drevo-info.ru/articles/13680240.h...

на понедельник 25 марта 5501 г. мира, 9 г. по Р. Х.); Рождество Христово датировано 25 дек. того же года, Распятие - через 33 года земной жизни Спасителя, в пятницу 23 марта, в пасхальное полнолуние, а Воскресение - 25 марта 5534 г. мира (42 г. по Р. Х.). 3 осевых события мировой истории - начало творения, домостроительство Воплощения и спасительное Воскресение, обновившее творение,- приходятся на один и тот же «святой первозданный день 1-го месяца, у евреев 1 нисана, у римлян 25 марта, у египтян 29 фаменот» ( Georg. Sync. Chron. P. 1). Это символическое соответствие, а также ровно 5500 лет от Адама до Христа, мистически указывающие на явление Нового Адама точно в середине 6-го тысячелетнего «дня Господня» (по аналогии с созданием Адама в 6-й день творения),- важнейшие для Г. С. доказательства истинности александрийской хронологии. В VII-VIII вв. более распространенной хронологической системой в Византии была т. н. визант. эра, отличающаяся от александрийской на 16 лет (1 г.=5509/08 г. до Р. Х.). Попытка Г. С. возродить авторитет «истинного счета александрийцев», опираясь на имена и творения сщмч. Ипполита Римского, мон. Аниана и прп. Максима Исповедника (Ibid. P. 381-382), была поддержана Феофаном; однако в IX-X вв. визант. эра окончательно вытеснила александрийскую. Хронологическая канва описания выстроена Г. С. по годам в 1-й части от сотворения мира, во 2-й - от Божественного Воплощения, с ними соотнесены годы ветхозаветных патриархов, царей и императоров. Г. С. в отличие от Африкана, Евсевия и «Пасхальной хроники», а также от Феофана не выстраивает четкой системы анналистического типа («канона»); в результате материал оказывается собранным в блоки, соответствующие отдельным царствованиям; это нарушает строгую хронологическую привязку событий, но дает возможность вставлять в текст пространные богословские и др. цитаты, не разрывая их цельности (чем часто вынужден жертвовать строгий «анналист» Феофан). В начальных разделах компиляции Г. С. основывает рассказ в большей степени не на канонической кн.

http://pravenc.ru/text/164437.html

Око Церковное 1610 г. Составитель — Логгин Шишелев Корова 1 , головщик Троице-Сергиева монастыря (до этого в конце XVI — начале XVII вв. был одним из руководителей (головщиков) хора московского Чудова монастыря) 2 , и печатник Анисим Михайлов Радишевский 3 . 1266 печатных листов, фолиация трех счетов 4 . Непросто среди печатной продукции того времени найти книгу подобного объема. Вначале об одной особенности книги — непривычной датировке. В самой книге указан 1618 г. изд. от Рождества Христова (л.10 об. (третьего счёта)). А.С. Зернова считает это ошибкой ( Зернова, 6, 25 ). Но все дело здесь в древневизантийском и древнерусском способе определения даты Рождества Христова (по расчёту всех древних Византийских хроник разница между годом от творения мира и годом Рождества Христова — 5500 лет («Александрийская эра» или «Константинопольская эра»)), отличном от западного (по которому эта разница равна 5508 лет), который сейчас общепринят 5 . Древнерусский способ вообще точнее западного, поскольку считается, что римский учёный-аббат Дионисий Малый в 525 г., определяя дату Рождества Христова, ошибся на восемь лет. Этой ошибки не знали в Византии и Древней Руси. Таким образом в XVII в. на Руси существовало параллельно две системы летоисчисления «от Рождества Христова» — древневизантийская «Константинопольская» и западная «Дионисиева». Вторая была более распространённой, но за первой стоял авторитет древности, и её придерживались «ревнители благочестия», к которым принадлежал Логгин. За датировкой Типикона «по-старому» и определением «Константинопольско-Александрийской» даты Распятия Спасителя стоит попытка вернуть «Константинопольскую эру» в официальный богослужебный обиход. Употребление западной системы совершенно справедливо воспринималось «ревнителями» как признак «обновленчества». Прежде чем анализировать это Око, проследим его судьбу. Для этого необходимо упомянуть о конфликте Логгина и Дионисия Зобиновского. Следует сказать о своеобразии этого конфликта и его разрешении. Логгин опирался на авторитет древности, но не во всем. Богословие справы, сформированное Дионисием Зобиновским, предельно примитивны и не могут не быть оспорены современным читателем. Нам известен лишь один момент этого богословия: о прибавке «и огнем» в чине Агиасмы; полностью о богословии справы см.: Казанский; Строев . Что касается прибавки «и огнем», то имеются сведения, что славяне в этом моменте сохранили древнейшую традицию освящения Агиасмы (см.:  Флоренский, 551–552 ), в отличие от поздних греческих текстов, на которые опирался прп. Дионисий (так что правота последнего относительна). Осуждение лаврского игумена показывает специфику средневекового отношения к сакральному слову. 

http://azbyka.ru/knizhnaya-sprava-tipiko...

После Георгия Монаха византийские хроники утратили свою основную типологическую черту – хронологическую шкалу, что резко отличает их от западноевропейских, восточных и русских сочинений. Таковы хроники анонимного Продолжателя Феофана (813–867) 326 , писавшего по заказу Константина Порфирогенета (доведена до 960–х гг.); Симеона Логофета (до 948/959 г., с огромным количеством вариантов, в т.ч. гибридных, выступающих как продолжение хроники Амартола) и Псевдо–Симеона (до 962 г.; компиляция); стихотворные хроники Константина Манасси (до 1081 г.) и Михаила Глики (до 1118 г.); сводная хроника Иоиля (до 1204 г.). В то же время с 10 в. в Византии широко распространяется система летосчисления от совторения мира, с эпохой 1 сентября 5509 г. до н.э. (мировая эра спорадически применялась для датировок с 7 в., причем у хронистов большим авторитетом пользовалась александрийская эра, начинающаяся на 16 лет позже византийской). С 10–11 в. в византийской литературе исчезает четкая грань между хроникой и историей (в жанре Фукидида), и исторические труды все чаще сочетают нарративно–сюжетный метод, присущий истории, с краткостью и сжатостью, типичной для хроники. Особенно популярным становится жанр компилятивного сокращения (эпитомы). Таковы произведения историков середины 10 в., писавших по заказу Константина VII Багрянородного, – уже упоминавшегося Продолжателя Феофана и Генесия (до 886 г.); сюда примыкают Иоанн Скилица, автор рубежа 11–12 вв., имевший под рукой множество разнообразных источников, в том числе не дошедших до нас (он описал события 811–1057 гг., с продолжением до 1079 г.), и его современник Георгий Кедрин (его труд Σνοψις στοριν – «Обозрение истории» – представляет собой всемирную хронику до 1057 г., заключительная часть которой буквально переписана у Скилицы) 327 . Классический жанр исторического повествования, с пространными отступлениями и морализаторством, возрождали Лев Диакон (чья «История» описывает события 959–976 гг.) 328 , Михаил Атталиат (1030/35–1085/1100; его «История» охватывает период 1034–1080 гг.) и Михаил Пселл (Ψελλς; автор «Хронографии» о событиях 976–1077 гг. и «Краткой истории» конспективного характера) 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эсхатологический день этого нового обручения ( тот день, 2:16) откроет мессианскую эру – эру правды и суда, благости и милосердия: …обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии .  Во Христе и Христовой Церкви эта новая эраэра Царства Божия – уже наступила, хотя еще не во всей полноте и силе. Христологически и экклезиологически истолковывают это пророчество отцы Церкви. «Сие дано было иудеям по окончании их плена и по возвращении из переселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь. Ибо все, о чем пророчествует Осия в сем последнем отделении, по точному смыслу пророчества должно быть отнесено к Церкви Христовой», - комментирует Ефрем Сирин . Петр Хрисолог: «Обобрученной говорится для того, чтобы уже тогда назвать Церковь Христа Невестой» . Кирилл Александрийский: «Он некоторым образом обручал Себе древнего Израиля или иудейскую синагогу и призвал ее к общению с Собою, то есть чрез закон,.. но этот способ обручения был не постоянный, и не на век, далеко не на век… Закон, или Моисей не в состоянии был соединить с Богом чисто или всецело. Это превосходнейшее из всех и поистине только Богу свойственное дело сохранено Посреднику между Богом и людьми, то есть Христу, чрез которого и в котором мы соединяемся с Богом» . Не чужд полемики с иудеями и Феодорит Кирский: «Что вовек обручил Себе не иудейскую синагогу, но Церковь, собранную из иудеев и язычников, о сем свидетельствуют самые события, потому что синагога отвержена, а Церковь сочетавается с Женихом и ожидает вечных благ» . …обручу… в… Используемый в данной конструкции предлог в указывает на то, что нижеследующие правда, суд, благость и милосердие – это приданное, которое жених дарит своей невесте. Ср. 2Цар 3:14, где использована та же конструкция и с тем же глаголом . Комментарий в BJ: «Бог дарит Израилю в этом новом браке уже не материальные блага (ср. 2:8), но внутреннее состояние, необходимое для того, чтобы с этого времени народ был верен завету». Тему «нового завета», условия которого будут написаны на «новых сердцах», разовьют в своих книгах великие иудейские пророки Иеремия и Иезекииль – духовные преемники Осии (Иер 31:31-34; 32:39-40. Иез 11:19-20; 36:26-27). Письменное пророчество появилось в Израильском царстве, но развилось и достигло апогея в Иудее. Израильское царство было растоптано ассирийскими полчищами и исчезло навсегда из истории, но свитки с текстами израильских пророков Амоса и Осии были перенесены в Иудею и стали импульсом для появления письменного пророчества в Южном царстве. Кто знает, какой была бы пророческая литература в Иудее, да и возникла ль бы вообще, не появись там книг Амоса и Осии, учение которых оказало мощное влияние на Михея и Исайю, на Софонию и Иоиля, на Аввакума, Иеремию, Иезекииля…

http://bogoslov.ru/article/4784932

Означал полукочевое население, живущее в Албании, западной части Балканского полуострова, на побережье Адриатического и Ионического морей, а также в Пелопоннесе (Мистра). Александр из Тралл – автор многочисленных трактатов по медицине, брат архитектора константинопольской Св. Софии, Анфимия (VI в.). Жил в Риме. «Александрийская» эра – система летоисчисления, распространенная в Византии с V до Х вв. Согласно ей, в качестве точки начала отсчета (эпохи) принято сотворение мира Богом, которое отнесено к 19 марта 5494 г. до н. э. Ср.: «ромейская» эра. Александрия – древний город в дельте Нила на севере Африки, основанный царем Александром Македонским в 332–331 гг. до н. э., один из самых больших египетских центров Римской империи, а затем Византии по площади и населению, производству и торговле до захвата арабами в 642 г. Ее рабочий люд постоянно находился на грани восстания. Центр одной из пяти патриархий. Алексеенко Николай Александрович – ведущий специалист в области византийской сфрагистики и античной и средневековой нумизматики, сотрудник Национального заповедника «Херсонес Таврический» (г. Севастополь), заведующий филиалом заповедника «Генуэзская крепость Чембало» (Балаклава). В 1997 и 2002 г. стажировался в Центре истории и цивилизации Византии (Коллеж де Франс, Париж), прошел докторантуру Парижского университета. В круге основных научных интересов – проблемы формирования административного управления, развитие торгово-экономических связей и денежного обращения византийской Таврики. Аллах (араб. илах – «божество») – имя Бога в мусульманской религии. Аллиленгий – «круговая порука», обязанность общины исполнять государственее повинности и платить налоги за покинутые односельчанами земли и за своих неимущих членов. В 1001 г. василевс Василий II возложил А. на крупных землевладельцев, обязав динатов отвечать за недоимки зависимых от них людей. Алониатикон – «сбор с гумна», места, где обрадатывали зерно; дополнительная денежная рента в пользу крупного землевладельца в поздней Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но если даже учесть чисто восточно-сирийскую традицию, где помимо селевкидской эры использовалась и «эра от Вознесения», то и тогда расхождение с византийской эрой такое летоисчисление будет иметь всего в тридцать с небольшим лет. «Вознесение – 5540 г. мира=342 г. эры Селевкидов=31 г. н.э. 1 г. от Вознесения=31/32г. н.э.» . Также можно взять во внимание ещё одно бытовавшее в Сирии летоисчисление – от Адама до Александра Македонского. Об этом летоисчислении свидетельствует мусульманский ученый Абу Райхан Мухаммад Бируни. «Некоторые исчисляют период между Адамом и Александром в пять тысяч шестьдесят лет, а другие – в пять тысяч сто восемьдесят лет. Последней цифрой оперирует большинство христиан, и она [наиболее] известна среди исследователей». Кузенков поясняет, что «данный синхронизм – 1 г. эры Селевкидов=311 г. до н.э.=5181 г. от Адама – предполагает эру, начало которой помещено на начало пасхального цикла Эаса, 5491 г. до н.э. Такая эра на год запаздывает относительно александрийской. Этот тип эры используют восточносирийские писатели Симеон Шанклавайя (XII в.) и Авдишо бар Бриха, митрополит Нисибийский (+1318). Таким образом, в восточносирийской эре, основанной на пасхалии Эаса: начало сотворения мира – воскресенье 24 марта 1. г. цикла=5491 г. до н.э. Воплощение – с воскресенья 24 на понедельник 25 марта 5500 г. мира» . Итак, как мы видим, прочтение в мелькитских (православных) рукописях VIII в. «пять тысяч и более» обозначает дату Боговоплощения, т.е. 5500 год. Трудно сказать по какой причине эти две даты не привлекали к себе внимания ученых, хотя греческие составители краткого жития, а за ними и славянские, использовали дату «шесть тысяч лет» как хронологическую опору на конец V в.: «О времени, в нем же живяше святый Исаак, мнения нелико несогласна, обаче достовернейшее есть сие, яко он бяше в конце пятаго века, еже явствует от тридесятаго его слова (по греч. книге 55), идеже Святый о лютости бесов духовной брани глаголет тако: “сопротив бо сих имущих шесть тысящ лет вводиши себе узаконити.” Явно убо яко святый Исаак писаше сие в начале седьмой тысящи лет от создания мира, сиречь около 500 года по Рождестве Христове» .

http://pravoslavie.ru/107684.html

Первый из них недавно посвятил статью сопоставлению пасхалистических методов прп. Максима и другого современного ему византийского пасхалиста, монаха и пресвитера Георгия 11 . Особый интерес представляет изучение двух пасхалистических систем, которые нашли отражение в трактате прп. Максима Исповедника : александрийской и альтернативного метода «упятеряющих» (πενταπλοντες). Вслед за Скалигером и Петавием ими занимались в XVIII в. голландский ученый Иоанн ван дер Гаген 12 , а на рубеже XIX и XX вв. – упомянутый Э. Швартц, усмотревший в трактате Максима черты, свойственные западным пасхалистам. В частности, систему «умножающих на пять и шесть» Швартц соотносит с карфагенскими пасхалиями V–VI вв. Его выводы принял Венанс Грюмель, предложивший свою гипотезу о причине появления методики «упятеряющих» 13 . Наша реконструкция данной методики, осуществленная в ходе работы над русским переводом, позволила не только развить наблюдения этих ученых, но и критически пересмотреть ряд выдвинутых ими положений. В качестве основной пасхалистической, календарной и хронологической схемы в трактате прп. Максима Исповедника выступает классическая александрийская система, разработанная в своих основных чертах монахом Аннианом в начале V в. По Р. Х. Данная система характеризуется следующими особенностями: 1) эпоха эры – начало творения мира, воскресенье 25 марта 5492 г. до н. э. 14 , ровно за 5500 лет до Воплощения (Благовещения); 2) Рождество Иисуса Христа – 25 декабря 5501 г. от сотворения мира (мартовский стиль), 9 г. н. э.; 3) Воскресение Христово – 25 марта 5534 г., 42 г. н. э. 4) «естественное» (природное) начало года – 25 марта, дата, к которой относятся три основных события Священной истории: начало творения, Воплощение и Воскресение Христово. Наряду с этой системой, которую св. Максим прямо отождествляет с церковным преданием, в начале VII в. стремительно набирала популярность т. н. византийская («ромейская») пасхально-хронологическая система, впервые засвидетельствованная в трактате монаха и пресвитера Георгия (639 г.) 15 и в X–XI вв. ставшая в Византии единственной официальной эрой. Как показал В. Грюмель, византийская эра стоит в непосредственной связи с эрой так называемой «Пасхальной хроники» (630 г.). И та, и другая теоретически опираются на хронологию, датирующую творение мартом 5509 г. до н. э., но при этом византийская эра имеет сентябрьскую эпоху, а счет лет в пасхалии идет с марта 5508 г. Таким образом, 1 г. александрийской эры (5492 до н. э.) оказывается 17 г. византийской. Отсюда расхождение счета лет в циклах византийской и александрийской пасхалий:

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

В христианской традиции Пятидесятница есть праздник Святого Духа – Утешителя, Который приходит на смену Христу, вознесшемуся на небо. Дела Христовы на земле окончились, и для Христа как человека с момента его погребения наступила суббота покоя. Для христиан же после воскресения Христова наступила эра юбилея – нескончаемый пятидесятый год, начинающийся на земле и перетекающий в вечность. Эра юбилея характеризуется прежде всего активным обновляющим действием Святого Духа. Под воздействием благодати Духа люди кардинальным образом меняются, превращаясь из пастухов в пророков, из рыбаков в апостолов. Развитие годового богослужебного круга после IV века К V веку христианская Церковь на Востоке и на Западе пришла с разработанным календарем, включавшим в себя несколько больших праздников и многочисленные дни памяти святых. Началом V века (411–412) датируется древнейший известный науке восточный месяцеслов – сирийский. Он представляет собой мартиролог под названием «Имена господ наших мучеников и победителей и дни их, в которые они приняли венцы». Возможно, что месяцеслов отражает богослужебную практику ариан, поскольку на 6 июня положена память «Ария, пресвитера Александрийского». Месяцеслов начинается 26 декабря, первым днем по Рождестве Христовом. В общей сложности он включает 162 праздничных дня и 180 памятей святых. Наибольшее число памятей приходится на Александрию, Никомидию и Антиохию: на Александрию – 18 дней и памятей, на Никомидию – 29 дней и 30 памятей, на Антиохию – 27 памятей. Между 1 и 26 декабря вообще нет памятей святых. Абсолютное большинство святых, включенных в месяцеслов, принадлежит к чину мучеников. В упомянутом месяцеслове нет ни одного праздника, посвященного Богородице. Сведения о развитии Богородичного праздничного цикла датируются V и последующими веками (что не исключает существование отдельных Богородичных праздников в некоторых местных Церквах и до этого времени). Тот факт, что Богородичные праздники появляются относительно поздно, историки объясняют отсутствием мощей и каких-либо иных видимых святынь, вокруг которых могли бы создаваться такие праздники. Характерно, что один из древних Богородичных праздников (469) – Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме Константинополя – установлен как раз в честь святыни, связанной с Богородицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010