2 деньги. И против вышеписанного полугодового числа не додано: Ивану Афанасьеву на 4; Петру Никифорову на 5 дней 11 алтын; Василью Небогатому дано 5 руб., а на которые месяцы и почему на день, того в расходных тетрадях, также и в окладном списке с учениками имяни его не написано. Всего вышеписанных чинов людям 706 г. на полгода, а иным на 3 месяца, по вышеписанным Павла Веселовского тетрадям, написано в расходе 600 руб. 21 ал. А с тем, что в 706 году, по Петровой ведомости Коета, дач написапо, и что дано на тот же год из Ижерской канцелярии, имеется того 706 г. расхода 1466 руб. 11 ал. 4 деньги. И вышеписанных данных из Ижерской канцелярии денег, за вышеписанным расходом, у комиссара Павла Веселовского к 707 г. довелось быть на лицо 899 руб. 12 ал. 2 деньги. Да в 706 году ноября в 28 день, в присланном его великого государя указе из военного похода, за закрепою светлейшего Римского и Российского государств князя Ижерской земли и генерального губернатора, его царского величества государственных тайных дел министра и генерала главного над всею кавалериею Александра Даниловича Меншикова в Ижерскую канцелярию писано: велено в той школе быть ученикам 100 человекам, которым жалованье давать определенное, а превосходящим от школы до школы и с прибавкою, дабы охотнее учились, и в том стараться, как возможно, чтоб поспешно изучились. И о том к комиссару к Павлу Веселовскому из Ижерской канцелярии указ послан. А декабря в 10 день 706 года, отдано из Ижерской канцелярии Павлу Веселовскому для рассылки солдат Константин Собакин, Иван Кренделев, и тем солдатам дано из взятых из Оружейные палаты две фузеи, 2 шпаги с медными ефесами, 2 портупеи телятиных, 2 сумы; росписался подьячий Семен Львов. Декабря ж в 22 день, по выписке, за закрепою дьяка Анисима Щукина, а по челобитью Алексея Никитина, который из Посольского приказа отдан в ту школу учиться в 704 году, а кормовых денег в даче не было, велено ему учинить, против ученика ж Ивана Афанасьева, по 10 денег на день и давать те кормовые деньги по вся месяцы против его братьи, как им дается, и о том к комиссару Павлу Веселовскому письмо послано.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

«Война как школа молитвы» — этот материал Тимура Щукина посвящен институту военного духовенства, который остается предметом ожесточенных споров. Одни видят в нем симптом «сращивания» Церкви и государства, другие говорят, что без мировоззренческой основы армия существовать не может. «Военные» пастыри, с которыми пообщался автор, на собственном примере показывают важность церковного окормления защитников Отечества. «Быть добрым воином Христа» среди стихии мира призывает материал Алексея Волчкова. Мы — ученики Христа, призванные Им к войне против вражды и ненависти. Как и куда нужно направить усилия, чтобы не уподобиться крестоносцам, но и не стать «своими» в глазах мира сего? Вне или внутри нас скрывается главный враг? Каковы лики его? Чем ему противостоять? Об этом задумывается автор. Эти же вопросы поднимают участники дискуссии «Вера воинствующая», состоявшейся в культурно-просветительском центре собора Феодоровской иконы Божией Матери. «Наши враги — это прежде всего мы сами, наши грехи и наша самость... Враги Божии — это не внешние враги, а грехи и внутренние страсти, а также силы небытия», — отмечает, подводя итог встречи, иерей Димитрий Симонов. Искажение правды о войне ведет к беспамятству. Об этом — беседа «Уроки памяти» с президентом Ассоциации историков блокады и битвы за Ленинград Юрием Колосовым. Ветеран считает кощунственными приписки в данных о количестве жертв фашизма, которые делаются в угоду конъюнктуре, политическим спекуляциям или просто из недобросовестности. Как всегда, журнал посвящает некоторые материалы номера памятным датам. В мае это 70-летие со дня рождения Иосифа Бродского (об элитарности поэтики нобелевского лауреата в очерке «Христианин, потому что не варвар» рассуждает протоиерей Александр Рябков), 100-летие со дня закладки храма «Спас-на-Водах» (золотому юбилею посвящен материал архивиста Наталии Букштынович), 175-летие освящения Свято-Троицкого Измайловского собора (о нем — рассказ Таисии Бартовой-Грозовской). Не остались незамеченными на страницах «Воды живой» первая годовщина Президентской библиотеки, расположенной в историческом здании Синода и Сената (о ней — материал Александра Бурова), а также отмечаемый 16 мая день памяти умерших от СПИДа (о путях преодоления недуга рассказали Ирине Левиной те, кому пришлось с ним столкнуться).

http://old.aquaviva.ru/news/2010-04-30/1...

Вышел февральский номер журнала " Вода живая " января 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Время очищения " , посвященная евангельскому чтению в Неделю о блудном сыне. В номере опубликован некролог митрополиту Владимиру (Котлярову) , ушедшему из жизни 19 января после продолжительной болезни на 93-м году жизни. Темой раздела " Подробно " стал Петроградский процесс 1922 года по делу " о сопротивлении изъятию церковных ценностей " , 100-летие которого отмечается в нынешнем году. Открывает его исторический очерк иерея Владимира Тарасова " Под предлогом голода " , рассказывающий об этих трагических событиях, завершившихся расстрелом по сфабрикованному обвинению четверых новомучеников Русской Православной Церкви: священномучеников митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. Материал Татьяны Кириллиной " Состав преступления отсутствует " посвящен одному из фигурантов дела - настоятелю Князь-Владимирского собора протоиерею Михаилу Союзову (1869-1922), несправедливо осужденному и умершему в тюремной больнице. В связи со 100-летием Петроградского процесса под руководством настоятеля Князь-Владимирского собора, председателя комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии протоиерея Владимира Сорокина прихожанами были собраны материалы для канонизации пострадавшего от советской власти священника. Дополняет раздел публикация отрывков из книги Дмитрия Павлова " До смерти я буду призывать вас к молитве " , посвященной одному из видных деятелей Александро-Невского братства (также разгромленного в ходе Петроградского процесса) митрополиту Гурию (Егорову; 1891-1965), брату настоятеля Феодоровского собора священномученика Льва (Егорова) . Письма владыки, отрывки из которых приведены в журнале, датируются 1922 годом. Темой раздела " Образы и смыслы " стали богословские взгляды великого русского писателя Федора Достоевского, 200-летие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году. В материале " Вера Достоевского и топор Раскольникова " Тимур Сунайт беседует с доктором философских наук Игорем Евлампиевым, долгое время занимающимся проблемой " Достоевский и христианство " . Дополняет раздел философское эссе Тимура Щукина " Богословие вредного производства " , посвященное осмыслению популярного психологического термина " токсичность " с точки зрения святоотеческого учения. Это второй текст цикла, начатого в предыдущем номере (см. 1 " Воды живой " за 2022 год, с. 14-17).

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Вышел в свет декабрьский номер журнала " Вода живая " ноября 2013 Вышел в свет декабрьский номер журнала " Вода живая " . Он открывается беседой с заместителем главврача Санкт-Петербургской городской наркологической больницы Виктором Григорьевым. Межсоборным присутствием разработан проект " Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма " . В интервью нарколог рассказывает о состоянии реабилитационной системы для алкозависимых. " В Дамаске все спокойно " - так называется материал Тимура Щукина, в котором специалисты рассуждают о положении дел в Сирии и подлинных причинах войны. " Крупным планом " в номере рассматривается тема хобби и увлечений. Психолог Наталья Трофимова в интервью " Маркер душевного состояния " рассказывает, чем нормальное хобби отличается от нездорового увлечения. Отдавая Церкви лишь свой досуг, христианин превращает веру в увлечение, считают авторы материала " Христианство как хобби " . Как не превратить приходскую жизнь в кружок по интересам, пытаются выяснить Тимур Щукин и Анастасия Коскелло. Хобби может быть в основе не только семьи, но и пути к Богу, доказывает пример многодетной семьи Хороших. Об этом - рассказ Марины Ланской " Главное путешествие " . Детское увлечение в дальнейшем может стать любимой и редкой профессией. Так было с героем материала " Духовная геометрия " - председателем гильдии геральдических художников России Михаилом Медведевым. С ним беседовала Елена Миловидова. В декабре исполняется 110 лет со дня рождения английского мыслителя Герберта Спенсера, одного из разработчиков концепции эволюции. Всеобщности развития и эволюции в целом посвящен познавательный очерк Игоря Зайцева " Дарвинизм с человеческим лицом " . Тему развития человека продолжает материал " Беспредельная святость " . Речь идет о том, может ли продолжаться духовное возрастание души после смерти. В современном мире, где спрос рождает предложение, все больше кафе и ресторанов предлагают в пост специальное меню для верующих. Всегда ли так было? О постных и скоромных заведениях общепита - исторической экскурс Александра Елизарова и Ольги Рыбаковой " От ресторасьенов до столовых " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=409...

Патриарший Местоблюститель Высокопреосвященнейший Митрополит Корнилий (в миру Эммануил Родусакис) родился в 1936 г. в Магарикарифе Ираклийском на о. Крит. В Иерусалим прибыл в 1951 г. Учился в Иерусалимской Патриаршей школе и принял монашеский постриг в 1958 г. Рукоположен в сан диакона в 1959 г. Закончил Богословский факультет на о. Халки. В сан пресвитера рукоположен в 1964 г. и возведен в сан архимандрита в 1965 г. Учился в Женевском экуменическом институте. В 1972 г. будучи в сане архимандрита избран членом Священного Синода Иерусалимской Церкви. Нес послушание архивариуса, преподавателя и начальника Патриаршей школы. Также исполнял обязанности редактора и затем главного редактора журнала " Новый Сион " и начальника отдела образования. В октябре 1976 г. избран и хиротонисан в архиепископа Севастийского. В 1978 г. назначен Патриаршим Епитропом в Вифлееме. В 1981 г. - начальник Инспекции Патриаршей школы. В 1981 г. возведен в сан митрополита. Назначен начальником Церковного Суда Иерусалимской Патриархии. 30 апреля 1998 г. получил титул: " Старший митрополит Петрский " . В качестве Патриаршего представителя участвовал в различных конференциях и миссиях. 22 декабря 2000 г. Высокопреосвященнейший Митрополит Корнилий возглавил отпевание Блаженнейшего Патриарха Диодора, которое состоялось в Кафедральном храме Иерусалимской Патриархии свв. Равноапостольных Константина и Елены в 8:30. Кроме епископата и клира Иерусалимской Православной Церкви на отпевании Патриарха присутствовали: От Константинопольской Православной Церкви: Митрополит Лаодикийский ИАКОВ, Митрополит Сасимский ГЕННАДИЙ. От Александрийской Православной Церкви: Блаженнейший Патриарх Александрийский ПЕТР, Митрополит Карфагенский ХРИЗОСТОМ. От Русской Православной Церкви: Митрополит Крутицкий и Коломенский ЮВЕНАЛИЙ; Архимандрит ФЕОДОСИЙ (ВАСНЕВ), Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Игумен ГУРИЙ (ДАНИЛОВ), член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Игумен ПИМЕН (ХАРАИМ), член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, Иеромонах ФЕОФАН (ЛУКЬЯНОВ), член Русской Духовной Миссии в Иерусалиме; Игумения ГЕОРГИЯ (ЩУКИНА), настоятельница Горненского женского монастыря Русской Духовной Миссии в Иерусалиме; ПИРОГОВ АНДРЕЙ, личный секретарь Митрополита Ювеналия. От Румынской Православной Церкви:

http://pravoslavie.ru/analit/sobytia/dio...

В июньском " Ленинградском мартирологе " известное имя - священномученик Вениамин Петроградский . 10 июня 1922 года в Петроградской филармонии (в здании бывшего Дворянского собрания) состоялся публичный суд над митрополитом и его единомышленниками. На сцене - ревтрибунал, в зале  - " зрители " , прошедшие сюда по билетам... Через два месяца смертный приговор безбожников будет приведен в исполнение... Еще одно имя июня - совсем из другого времени и социального слоя - Виктор Цой. Все свои интервью он дал в советскую эпоху, когда цензура из беспощадно резала. Но остались песни, и они лучше всего раскрывают внутренний мир поэта и музыканта, сумевшего простыми словами сказать о грядущем Пришествии. 21 июня исполняется 50 лет со дня рождения " властителя дум " молодежи 80-х. О нем - очерк Тимура Щукина " Так размыкается круг " .      Одну из актуальных тем, вызывающих споры в обществе, поднимает публикация " Большевикам тут не место " . Это интервью главного редактора радиостанции " Град Петров " протоиерея Александра Степанова, в котором он поднимает вопрос о возвращении старых городских топонимов. На картинах Геннадия Правдина нет людей, но присутствие наблюдателя очевидно. Теплые цвета, выраженные фактуры - возникает желание ощутить шероховатость нагретого на солнце камня, нырнуть в мягкие травы. В мастерской художника побывала Ирина Левина. Ее рассказ о мастере называется " Живопись как верность себе " .  Имя Дивны Любоевич известно в ее родной стране - Сербии и за рубежом. В России у нее много поклонников: почти на всех православных музыкальных сайтах можно послушать записи певицы. " Я люблю, когда под мое пение укладывают детей спать " , - призналась она корреспонденту Екатерине Юсуповой. Гостья рубрики " По душам " считает, что музыка должна лечить от депрессий и болезней.  В рубрике " Приход " представлен храм святых равноапостольных Константина и Елены на улице Доблести. Он находится в " спальном " районе и в то же время - на территории специального предприятия " Новое поколение " , которое занимается социальной реабилитацией трудных подростков. О храме рассказывают настоятель протоиерей Михаил Браверман и прихожане.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=231...

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Людмилу (Охотникову) настоятельницей Знаменского женского монастыря г. Костромы, освободив ее от обязанностей настоятельницы Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумений Веры (Моревой) настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Успенской Тетеринской женской пустыни Костромской епархии . ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Веру (Мореву) настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Успенской Тетеринской женской пустыни Костромской епархии. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об освобождении архимандрита Кирилла (Покровского) от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Кирилла (Покровского) от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о преобразовании прихода собора в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить преобразование прихода собора в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного епископа Пермского и Соликамского Иринарха о преобразовании Иоанно-Богословского прихода г. Чердыни Пермской области в Чердынский Иоанно-Богословский мужской монастырь и об утверждении игумена Герасима (Гавриловича) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Пермского и Соликамского Иринарха об утверждении игумена Антония (Щукина) наместником Белогорского Свято-Николаевского миссионерского мужского монастыря с. Калинино Кунгурского района Пермской области.

http://patriarchia.ru/db/text/425642.htm...

Раздел продолжает интервью с иеромонахом Мефодием (Зинковским) , недавно выпустившем монографию, посвященную православному учению о личности; с отцом Мефодием беседовала Надежда Калашникова. Раздел " Люди в Церкви " открывает статья Анастасии Наконечной " Братство святого Исаакия " ; автор рассказывает о малоизвестной странице истории Исаакиевского собора - действовавшем при храме православном братстве, одном из самых больших в городе. О том, что сегодня представляет собой казачество, идет речь в материале Евгения Перевалова " Станица на невских берегах " , посвященном приходу Крестовоздвиженского казачьего собора . Материал Ксении Бондаренко и Татьяны Кириллиной " Старинный храм на северном краю " знакомит читателей с храмом, необычным с архитектурной точки зрения: это храм святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке ; во внешне готическом храме сформировалась крепкая православная община. О православной жизни в Америке Татьяна Кириллина беседует с ключарем храма иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Сан-Франциско, секретарем епархиального совета Сан-Францисской и Западно-Американской епархии РПЦЗ протоиереем Петром Перекрестовым. Материал Андрея Гореликова " Здесь нет слепых и дураков " рассказывает о лагере " Чайка " при храме святителя Николая Чудотворца в поселке Лебяжье , куда много лет подряд приезжают дети с отклонениями умственного развития.  Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает статья Тимура Щукина " Самое настоящее чудо " : она знакомит читателей с историей создания мультфильма " Необыкновенное путешествие Серафимы " , недавно вышедшего на экраны; Андрей Гореликов делится информацией о самых значительных выставках сентября; Евгений Перевалов рецензирует книгу Юрия Османа " О христианстве и иудаизме " . Есть в разделе и традиционная рубрика Радио " Град Петров " : в ней рассказывается о циклах программ Александра Ратникова " Ленинградское ополчение " и Людмилы Зотовой " На всю оставшуюся жизнь. Истории очевидцев " . В завершение раздела Екатерина Юсупова делает обзор лучших концертов сентября.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Архив Пн В праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту 7 февраля 2022 г. 12:54 7 февраля 2022 года, в понедельник седмицы 34-й по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию. В этот день исполнилось 40 дней после кончины почетного настоятеля Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга, профессора Санкт-Петербургской духовной академии  протоиерея Николая Гундяева, старшего брата Его Святейшества.  Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.  На  заупокойной ектении Святейший Владыка вознес молитвы о упокоении душ своего приснопоминаемого брата и новопреставленной почетной настоятельницы Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумении Георгии (Щукиной).  По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду по протоиерею Николаю Гундяеву.  Почетный настоятель Спасо-Преображенского собора г. Санкт-Петербурга, профессор, ректор  Ленинградской духовной академии  в 1986-87 гг. протоиерей Николай Гундяев  отошел ко Господу  30 декабря 2021 года, на 82-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни.  Отпевание отца Николая состоялось 2 января 2022 года в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга, похороны прошли на Никольском кладбище  Александро-Невской лавры . Чин погребения возглавил Святейший Патриарх Кирилл.  Почетная настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина) преставилась ко Господу  6 февраля 2022 года, на 91-м году жизни, после продолжительной болезни. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  выразил соболезнования  в связи с кончиной игумении Георгии.  Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси  Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/5898894.ht...

Над 17-м. 52 . На камне в виде гробницы надпись по сторонам: «Под сим камнем положено тело корнета Николая Михайловича Карабьина, скончавшегося 1810 года Декабря 19 дня от рождения своего на 33 году. Господи! Приими дух мой с миром». Над 18-м. 53 . Под колонной белого мрамора на жерновой плите: «Прасковья Васильевна Нарышкина родилась 1783 г. Декабря 24, скончалась 1812 Августа 5 д». Над 19-м. 54 . На каменном в виде столпа памятнике: «В ожидании общаго воскресения здесь лежит младенец-графиня София Дмитриевна Бутурлина, родилась 1809 года Февраля 29, а скончалася 1813 года Июля 10 дня, Господи! да будет воля Твоя». Над 20-м. 55 . На каменном простом памятнике: «Под сим камнем погребено тело в Бозе почивающей Мавры Александровны Челищевой, урожденной Ермолиной, дети матери. Господи! приими дух ея, родилась 1744 года Апреля 20, скончалась 1818 года Марта 20. Покойся почтенный прах до радостнаго утра». Над 21-м. 56 . На мраморном возвышенном: «Здесь погребено тело Князя Петра Ивановича Вадбольскаго, родившагося в 1774 году Генваря 29 дня, скончавшагося в 1820 году Июля 18 дня в 12 час. 20 минут по полуночи на 46 году от рождения. Вечно незабвенному другу». Над 22-м. 57 . На таковом же: «Княгиня Александра Ивановна Вадбольская 1820 года Августа 16 дня скончалась. Господи! приими дух мой с миром». Над 23-м. 58 . На мраморном небольшом в виде гробницы: «Под сим камнем погребено тело рабы Божией Елисаветы Петровны Кузнецовой, скончавшейся 1823 года Февраля 16 дня». «Ума и сердца чистотою, Душей ты всех была связей Знакомство предваряв друзей Мать щедра была детям добротою». Над 24-м. 59 . На мраморном возвышенном: «Здесь лежит тело девицы Натальи Ивановны Зенбулатовой, скончавшейся 1831 года Сентября 12 дня. Девица Аграфена Ивановна Зенбулатовой скончалась 1837 году Декабря 29 д. в 9 часов утра. Боже в руце твои приими дух мой с миром. Подполковница Варвара Ивановна Казакова урожденная Зембулатова скончалась 1849 года Ноября 8 дня». Над 25-м. 60 . На камне небольшом мраморном: «Младенец Анастасия Щукина, родилась 1835 года Июля 21. Оставила свет и родителей в скорбе 1837 года Октября 26 дня. Господи! сподоби Ангельскую душу Царствия Твоего небеснаго». Тут же; на медной дщпце, прикрепленной к чугунной реипетке: «В одной могиле с сестрой покоится младенец Дмитрий Щукин, родился 1842 года Февраля 24 дня, кончил страдальническую жизнь Июня 17 дня 1844 года, одержим будучи год и четыре месяца лютейшею болезнию». И младенец Любовь погребенная Апреля в 6 день 1856 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010