Ну что ж, надо полагать, у Дмитрия Щукина действительно есть причины скрывать свой адрес и телефон. И хотя мы не знаем, что делал он в 30-х и 40-х годах, но некоторые задатки будущей щукинской карьеры четко прослеживаются уже в двадцатые. Поносными песенками и карнавалами он не ограничивается. Бывшая пионервожатая в Енисейске, а ныне пенсионерка республиканского значения Евдокия Яковлевна Ким вспоминает, что весь 1924 год в городе гремели взрывы: комсомольцы под руководством своего секретаря разрушали церковные здания. О воскресниках, на которых молодежь после взрыва в Рождественской церкви разравнивала площадку для комсомольских собраний, рассказывает врач Маргарита Петровна Овчинкина. Живя в Ташкенте, епископ Лука полагал, что все беды русской православной церкви в послереволюционную пору происходят лишь от козней «живоцерковников». Кощунствующая молодежь не казалась ему достойной серьезного отпора. Но в Енисейске «живоцерковники» реальной силой не обладали, зато разгул комсомольцев-атеистов грозил полностью лишить город мест молитвы. Лука решил протестовать. Несколько раз он выступал с проповедями, пытался урезонить, пристыдить разрушителей храмов. Потом принял участие в публичном и, как говорят, многолюдном диспуте с молодым медиком-атеистом Чеглецовым. Но ни успокоить, ни даже умерить антирелигиозную волну двадцатых годов было, конечно, невозможно. Лука только еще больше настроил против себя енисейское партийное и советское начальство. А скоро к доносам церковного характера присоединились жалобы на Войно-Ясенецкого от местных фельдшеров. «Мой приезд в Енисейск произвел большую сенсацию, которая достигла апогея, когда я сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым мальчикам-братьям и сделал их зрячими. По просьбе доктора Василия Александровича Башурова, заведовавшего Енисейской больницей, я начал оперировать у него и за два месяца жития в Енисейске сделал немало очень больших хирургических и гинекологических операций. В то же время я вел большой прием у себя на дому, и было так много желающих попасть ко мне, что в первые же дни оказалось необходимым ввести запись больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Выпускающий редактор журнала " Вода живая " Тимур Щукин дал интервью Лениздат.ру декабря 2015 На Первом фестивале малой прессы, который проходил 15 и 16 декабря в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, журнал " Вода живая " завоевал почти все награды в секции корпоративной прессы: первые места в номинациях " Лучший дизайн корпоративного издания " , " Лучший очерк " , " Лучший репортаж " , " Лучшая фоторабота " , а также третье место в номинации " Интервью " . Кроме того, жюри признало " Воду живую " лучшим корпоративным журналом в Санкт-Петербурге. " Лениздат.ру " поинтересовался у Тимура Щукина, выпускающего редактора журнала, как он относится к полученным наградам и что это значит - работать в православном издании. - Как произошел переход от традиций " Церковного вестника " к современному изданию " Вода живая " ?  - Формально журнал " Вода живая " является продолжателем " Церковного вестника " , который существовал с конца XIX века. В 1917 году с приходом к власти большевиков он закрылся и был возрожден только 2000 году. " Церковный вестник " был стандартным епархиальным изданием со стандартным названием. Там публиковалась официальная хроника, краеведческие материалы. Каких-то актуальных текстов было немного. Изменения начались в 2007 году, когда редактором " Церковного вестника " стал протоиерей Александр Сорокин (ныне ответственный редактор журнала - прим. Лениздат.Ру). Он произвел ребрендинг журнала, поставив цель превратить стандартное официальное церковное издание в полноценный журнал. Официальные тексты остались, но большую часть заняли материалы, выполненные по стандартам светской журналистики и написанные хорошим литературным языком. Появились статьи, поднимающие социальные и православные проблемы с точки зрения христианина. Стали публиковаться интервью со священниками, деятелями искусства. Понятно, что основная тематика и основные герои остались церковными. В журнале продолжили публиковать исторические и богословские статьи, но все это адаптировано для рядового читателя. Огромную роль в становлении журнала сыграла Анна Ершова , которая была выпускающим редактором с 2009 по 2015 год.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Среди церковных богословов, оказавших особое влияние на Севира, прежде всего стоит назвать св. Кирилла Александрийского , авторитет которого в монофизитских кругах был столь велик, что в патрологической науке даже закрепился термин «кирилло-севирианская традиция» 1795 , правильность которого, впрочем, многими подвергается сомнению. Ключевым пунктом, в котором, как считал Севир и вслед за ним многие исследователи, его учение совпадало с Кирилловым, было учение о «Единой природе Бога-Слова воплощенной». Сходство богословия того и другого заключалось в 1) исповедании единства богочеловеческого субъекта и в 2) использовании для этой if ел и одной и той же богословской формулы. Различия в богословии св. Кирилла и Севира Антиохийского, прежде всего, следующие 1796 . 1) Кирилл отличает природу Слова до воплощения и природу воплощенную, тогда как для Севира опп тождественны. 2) Воплощенная природа, по Кириллу, нетождественна ипостаси Богочеловека, тогда как для Севира одно может служить определением для другого. 3) Кирилл нигде не говорит, что воплощенная природа составилась из двух природ, тогда как Севир утверждал подобное многократно. 4) Человеческая природа Христа у Кирилла имеет не индивидуальный, а общий харак тер, тогда как Севир говорит о человечес тве Христа как о несамобытной ипостаси (­природе). Таким образом, вне зависимости οι употребления терминов «природа» и «ипостась» наиболее существенным расхождением между Кириллом Александрийским и Севиром Антиохийским была трактовка первым соединившихся реальностей как общих, а вторым – как частных. Меньшее значение имеет для Севира логика и терминология отцов IV в. – прежде всего, великих Каппадокийцев. Севир полагал, что выработанная ими терминология, понимание природы как общего и ипостаси как индивидуального бытия применима в триадологии, но не работает в христологии. Это было одним из существенных расхождений Севира с халкидонитами начала VI в., прежде всего, с Иоанном Грамматиком, который в своем трактате «Апология Собора в Халкидоне» ссылался именно на тексты Каппадокийцев 1797 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Максим Грек , сообщает, что он успел выполнить свой труд в течение одного года и пяти месяцев 711 . Еще прежде были в употреблении в России толкования на Псалтирь: одно, приписываемое Афанасию Александрийскому , другое Феодориту, но Толковая Псалтирь, которую переводил Максим Грек , заключала в себе сводное толкование разных отцов церкви, между которыми не было позже Максима Исповедника (VII в. 712 ). Желание М.Грека о предоставлении Псалтири во всеобщее пользование исполнилось. Списки ее (подлинник не сохранился) дошли до нас от полов. XVI и нач. XVII и далее. Чтобы судить об объеме настоящего труда укажем на спис. Волокол. монаст. 1550–1551 г.г., на 698 л., в лист; собр. П.И.Щукина, XVI в., на 798 л., Евфим. Сузд. мон. к. XVI в., на 989 л. в лист; сп. Флорищ. м. XVII в., в лист, на 1925 л. Белокуров, сс. 240–241; cclv, cclvii, cclxxxvii-viii u др. – Строев, Библ. Словарь, 199–200; первый писец писал рукопись 10 месяцев. Толковая Псалт. в перечне рукописей (разных библ. у Белокурова 1, 8, 9, 18, 28, 61, 63–67 (XVI-VIII в.), 72 (XVI в.), 79, 107–108 (XVI-XVIII), 143–146, 183–186, 198, 208 (XVI в.). М.Грек переводил с рукописи отчасти поврежденной, а не с печатной книги (Белокуров, 200, 241, 300). Толкование Феодорита Киррского (Труды слав. ком., III). Псалтирь в древне-болгор. переводе, В.А.Погорелова (Варш. унив. Изв. 1890, 8, 9 и д.); о незнании М.Греком славян. переводов (И.Петровский, Кн. Курбский, 47). По окончании своего труда, Максим Грек написал послание к вел. князю, которое должно было служить введением к самой Псалтири. Здесь он говорит: «Считаю необходимым предпослать этой книге несколько слов, чтобы показать ее достоинство и значение, и сказать о церковных учителях, составивших ее, кто они были, сколько их и какой порядок их толкования, чтобы твоя богохранимая держава и потом все множество православных могли знать, с кем беседуют, как и о чем. Если для познания предметов, подлежащих чувствам, зрению или действиям необходимо прибегать к людям опытным и с удовольствием слушаем мы их рассказы; тем более необходимо нам поступать так относительно предметов божественных, постигаемых разумом и это настолько необходимее, насколько божественные предметы выше человеческих и разумные выше чувственных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Несторий. Послание к Целестину, папе Римскому Другое послание к Целестину (фрагмент) Послание к Кириллу, не одобренное всеми отцами, бывшими на святом соборе (фрагмент) Учение и анафемы, направленные против анафем Кирилла Св. Кирилл Александрийский (Г. И. Беневич) Св. Кирилл Александрийский. Двенадцать глав против тех, которые дерзают защищать мнения Нестория как правые (фрагмент) Св. Прокл, архиепископ Константинопольский (Г. И. Беневич) Беседа Прокла, епископа Кизического, говоренная в присутствии Нестория в Великой константинопольской церкви (фрагмент) Прокла, архиепископа Константинопольского, Томос к (пер. А. В. Муравьева) Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, и папа Римский Лев Великий о ереси Евтихия (Г. И. Беневич) Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, папе города старого Рима, о заблуждениях нечестивого Евтихия (фрагмент) Список с [изложения] веры Флавиана, епископа Константинопольского, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, архиепископу святой Римской Церкви (фрагмент) Окружное, или соборное, послание святейшего Льва, архиепископа города Рима, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия) (фрагмент) Севир Антиохийский (Т. А. Щукин) Севир Антиохийский. Первое послание к комиту Экумению о свойствах и (фрагмент) (пер. Т.А. Щукина) Второе послание к комиту Экумению о том же (отрывок) (пер. Т. А. Щукина) Пятое послание к Экумению, которое начинается словами: «Когда я прочитал послание, предназначенное для боголюбивого пресвитера (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) Послание к Евсевию Схоластику, которое начинается словами: «Так как ты возразил мне в своем (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) Послание к Марону, начинающееся словами: «Когда Нааман (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина) Послание к Марону, которое начинается словами: «Когда несколько времени назад я получил письмо от вашей (фрагмент) (пер. Т. А. Щукина)

http://pravbiblioteka.ru/book/antologiya...

20 апреля 2022 г. 17:30 Игумения Георгия (Щукина)  14.11.1931–06.02.2022 6 февраля 2022 года на 91-м году жизни после продолжительной болезни отошла ко Господу почетная настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина). PDF-bepcuя. Игумения Георгия (в миру Валентина Александровна Щукина) родилась 14 ноября 1931 года в Ленинграде. В Великую Отечественную войну пережила блокаду, потерю родителей. С 14 лет девушка работала сначала в столовой у Финляндского вокзала, затем реставратором в Центральном историческом архиве. Вся их большая семья была верующей. Еще в юном возрасте, глубоко потрясенная проповедью на праздник Рождества Христова, Валентина решила вступить на монашеский путь спасения. Весной 1949 года она поступила в Пюхтицкий Успенский монастырь, где исполняла послушания казначеи и регента хора. В январе 1952 года была пострижена в рясофор с именем Георгия, а 7 апреля 1968 года в монашество с тем же именем. В 1989 году монахиня была назначена старшей сестрой на Иоанновское подворье Пюхтицкого монастыря в Ленинграде — возрождавшийся Иоанновский монастырь на Карповке. Немало ею было положено трудов, чтобы восстановить верхний храм, отремонтировать крышу, установить купола и кресты, отреставрировать покои праведного Иоанна Кронштадт­ского и обрести место его захоронения. В январе 1991 года по представлению председателя Отдела внешний церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Синод Русской Православной Церкви назначил монахиню Георгию (Щукину) настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме. В марте 1991 года в московском Богоявленском кафедральном соборе в Елохове Патриархом Алексием II монахиня Георгия была возведена в сан игумении. При призвании на новое служение Предстоятель напутствовал новопоставленную игумению, указывая, что ее миссия будет заключаться в том, чтобы «принимать паломников, поэтому надо будет все ремонтировать и восстанавливать обитель». В конце марта 1991 года новая настоятельница Горненской обители прибыла на Святую Землю и с первых дней ревностно взялась за благоустройство. В настоятельство игумении Георгии с помощью Русской духовной миссии в Иерусалиме были упорядочены хранящийся в монастыре архив и библиотека, восстановлены пришедшие в ветхость дома, благо­устроен быт насельниц, проведены водопровод и канализация, значительно обновлено электроснабжение монастыря, проложена асфальтовая дорога внутри обители, а также устроено несколько гостиниц для паломников.

http://e-vestnik.ru/obituaries/igumeniya...

Разделы портала «Азбука веры» 6 Июн 2023 Фото: mitropolia.spb.ru Номер журнала Санкт-Петербургской митрополии  “Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник”  за июнь вышел в свет. Открывает его проповедь  митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия  “Прекрасный плод сеяния”, посвященная празднику  Всех святых, в земле Русской просиявших . Раздел “Подробно” посвящен петербургским традициям церковной музыки. В интервью “Вера и труд музыкального педагога” Наталья Савельева беседует с преподавателем  СПбДА  доктором искусствоведения Владимиром Гуревичем. Материал Татьяны Кириллиной “Сохранить певческую культуру” — о традициях, которые сохраняют в  храме Рождества Христова на Песках : об этом говорят настоятель  протоиерей Андрей Щербан  и регент Владимир Львов. Материал  Тимура Щукина “О чем расскажет афиша” — о совместном проекте Филармонии и Института истории РАН “Военная летопись Филармонии”, предполагающем реставрацию более семисот афиш военного времени. В разделе “Образы и смыслы” — материал Тимура Щукина “Политик поневоле” о священноисповеднике Никодиме (Милаше , 1845–1915) и о сложном положении Сербской Православной Церкви в Австро-Венгерской империи. Раздел “Люди в Церкви” открывает очерк Татьяны Кириллиной “Дом Божий для детского дома” о  храме иконы Божией Матери “Умиление” на Гжатской улице : маленький деревянный храм — часто большого проекта благотворительного фонда  “Детская миссия” . Материал Евгения Перевалова “Гранты — зло? Научим их получать!” — о медиашколе “Периферия”, созданной сотрудниками  Выборгской епархии . “Никогда не хотел победить” — так названа беседа Марины Ланской с победителем шоу “Голос” 2019 года Петром Захаровым. Раздел “Что читать, слушать, смотреть” открывает рецензия Тимура Щукина на книгу патролога, богослова и историка Церкви Жана Даниелу “В начале. Книга Бытия 1–11”, недавно вышедшую в русском переводе. Материал озаглавлен “В начале была методология”. Материал “Потерянная поэма” — публикация отрывков из поэмы  протоиерея Владимира Шамонина  “Три года на Дальнем Востоке”, недавно вышедшей в Перми. Также в разделе — анонсы наиболее интересных выставок месяца. Страничка  радио Санкт-Петербургской митрополии “Град Петров”  посвящена новым аудиодискам: “Беседы на Символ веры”  протоиерея Александра Глебова , “Евангелие от Луки”  архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , “Воскресение Христово”  протоиерея Константина Пархоменко , “Воскресение Христа и современное сознание” протоиерея Сергия Булгакова, а также дискам о культуре, аудиокнигам, духовной музыке.

http://azbyka.ru/news/vyshel-ijunskij-no...

Вышел июньский номер журнала " Вода живая " мая 2023 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Прекрасный плод сеяния " , посвященная празднику Всех святых, в земле Русской просиявших . Раздел " Подробно " посвящен петербургским традициям церковной музыки. В интервью " Вера и труд музыкального педагога " Наталья Савельева беседует с преподавателем СПбДА доктором искусствоведения Владимиром Гуревичем. Материал Татьяны Кириллиной " Сохранить певческую культуру " - о традициях, которые сохраняют в храме Рождества Христова на Песках : об этом говорят настоятель протоиерей Андрей Щербан и регент Владимир Львов. Материал Тимура Щукина " О чем расскажет афиша " - о совместном проекте Филармонии и Института истории РАН " Военная летопись Филармонии " , предполагающем реставрацию более семисот афиш военного времени. В разделе " Образы и смыслы " - материал Тимура Щукина " Политик поневоле " о священноисповеднике Никодиме (Милаше, 1845-1915) и о сложном положении Сербской Православной Церкви в Австро-Венгерской империи. Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Татьяны Кириллиной " Дом Божий для детского дома " о храме иконы Божией Матери " Умиление " на Гжатской улице : маленький деревянный храм - часто большого проекта благотворительного фонда " Детская миссия " . Материал Евгения Перевалова " Гранты - зло? Научим их получать! " - о медиашколе " Периферия " , созданной сотрудниками Выборгской епархии . " Никогда не хотел победить " - так названа беседа Марины Ланской с победителем шоу " Голос " 2019 года Петром Захаровым. Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает рецензия Тимура Щукина на книгу патролога, богослова и историка Церкви Жана Даниелу " В начале. Книга Бытия 1-11 " , недавно вышедшую в русском переводе. Материал озаглавлен " В начале была методология " . Материал " Потерянная поэма " - публикация отрывков из поэмы протоиерея Владимира Шамонина " Три года на Дальнем Востоке " , недавно вышедшей в Перми. Также в разделе - анонсы наиболее интересных выставок месяца. Страничка радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " посвящена новым аудиодискам: " Беседы на Символ веры " протоиерея Александра Глебова , " Евангелие от Луки " архимандрита Ианнуария (Ивлиева) , " Воскресение Христово " протоиерея Константина Пархоменко , " Воскресение Христа и современное сознание " протоиерея Сергия Булгакова, а также дискам о культуре, аудиокнигам, духовной музыке.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Особый интерес для нашей темы представляет содержащийся в параграфе 6 призыв приступить к подготовке и изданию современной миссионерской и апологетической литературы. Вопрос о том, какой должна быть такая литература, Миссионерский совет обсуждал достаточно подробно. А.Г. Куляшев указывал на то, что среди этих изданий должны быть, во-первых, отвечающие запросам времени полные апологетические курсы, во-вторых, популярные книжки, листки и брошюры, раскрывающие положительное учение Церкви, и, в-третьих, листки и брошюры, содержащие разбор современной антихристианской литературы. Наиболее актуальным Куляшев считал обсуждение вопросов о месте религии в жизни человека, значении христианства в истории России, деятельности русского духовенства, богочеловечества Христа, Евангелия как источника церковного вероучения. 1437 Митрополит Сергий (Страгородский) добавил к числу этих вопросов еще и вопрос о бессмертии души. Он также предложил наладить сбор антирелигиозной литературы, для того чтобы было понятно, с чем полемизировать. Были намечены и предполагаемые авторы апологетических сочинений. Так, курс апологетики должен был составить Н.Д. Кузнецов , а к работе над популярными изданиями собирались привлечь протоиерея С.И. Остроумова, 1438 протоиерея П. Слободского, 1439 профессоров МДА М. М. Богословского 1440 и Д.И. Введенского , 1441 священника И.В. Гумилевского, 1442 иеромонаха Серафима (Якубовича), 1443 петроградского епархиального миссионера Д.И. Боголюбова, М.А. Новоселова, протоиерея Василия Щукина, 1444 членов Собора протоиереев С.Н. Щукина 1445 и С.И. Четверикова, 1446 а также протоиерея И. И. Галахова . 1447 Весной 1919 года члены Миссионерского совета решили расширить круг авторов, которые должны были опровергнуть наиболее популярные аргументы антирелигиозных агитаторов. Протоиерей С.И. Остроумов должен был писать о соотношении веры и знания, священники М. Левитов, 1448 Е.Ф. Сосунцов, 1449 протоиерей М.П. Чельцов 1450 и С.Н. Дурылин 1451 – о школе и преподавании Закона Божия, профессор С.С. Глаголев и В. А. Никольский 1452 – о соотношении религии и нравственности, профессор А.А. Бронзов 1453 – о Библии и нравственности, протоиерей М.В. Сребрянский 1454 – о Божественном откровении, снах и сновидениях, епископ Сарапульский Палладий (Добронравов) 1455 – о чудесах и заклинаниях, М.А. Новоселов, В.П. Клевезаль и профессор Л.И. Писарев – о заслугах Церкви и духовенства перед народом. По каждому вопросу предполагалось выпустить листок, брошюру и книгу (объемом 46 печатных листов). 1456

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Вышел мартовский номер журнала " Вода живая " февраля 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Покаяние Адамово " , посвященная евангельскому чтению в Неделю сыропустную. Тема раздела " Подробно " - " Многодетные и творческие " . В редакционном предисловии " (Не)нормальные родители " Тимур Щукин рассуждает о том, как современным обществом воспринимается многодетность и что роднит многодетных родителей с художниками. Герои очерка Марины Ланской " Моря Андрея и Марина " - известный петербургский художник Андрей Кузнецов, член группы " Митьки " , и его жена Марина, руководитель паломнической службы Казанского храма в Вырице . В материале " Дети приносят мир и покой " Наталия Щукина беседует с известным артистом и музыкантом Андреем Свяцким.  Раздел " Образы и смыслы " открывает материал " Архиепископ русской Маньчжурии " , посвященный 75-летию со дня кончины ученого-богослова, церковного педагога и общественного деятеля архиепископа Хайларского Димитрия (Вознесенского), викария Харбинской епархии. Тимур Щукин беседует о жизненном пути владыки с исследователем его биографии историком Александром Клементьевым. Продолжает раздел эссе Тимура Щукина " Борьба за независимость " , посвященная проблеме зависимостей с точки зрения святоотеческого богословия. Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Марьяны Федоровой " Парнасские младенцы " , посвященных приходу храма мучеников младенцев Вифлеемских . Материал Марины Ланской " Дорогу молодым " рассказывает о работе молодежного отдела Гатчинской епархии . Завершает раздел беседа Татьяны Кириллиной с доктором филологических наук Яниной Солдаткиной " Русская литература в борьбе за читателя " . Раздел " Что читать, слушать, смотреть " открывает материал Татьяны Кириллиной " Экспонаты можно трогать " об инклюзивной выставке " Незримое искусство: Расширяя границы возможного " в Главном штабе и о том, каким образом подобные проекты могут быть полезны Церкви. В материале Владимира Иванова " Книжные сокровища Соловков " речь идет об уникальном собрании из ризницы Соловецкого монастыря, которое хранится в фондах Библиотеки Академии наук. Также в разделе - информация о самых интересных выставках марта. Страничка радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " посвящена новым аудиодискам - " Мысли христианина " . Святой праведный Иоанн Кронштадтский " (читает народный артист России Георгий Корольчук) и " Херувимская песнь в истории церковной музыки " Ольги Суровегиной и Людмилы Зотовой, а также новинкам сервиса скачиваний.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010