76 Каллиник, из митр. Солунских в 1856 г. избран на александр. патр. престол в 1862 г. добровольно отказался от престола и получил согласие вселенск. патр. Иоакима 2-го на занятие прежней солунской кафедры. См. т. II, 94, док. 98. 80 Против этого периода, на поле, Государь Император написал карандашом: «Сколько мне известно, оно и прежде существовало». 81 С собственноручного черн. подлин., хран. в архиве Св.Синода. Опись 94, том II; докум. 54 и 55. 82 Логофет ( λογοθτης) – одна из немногих должностей, по взятии Константинополя турками, перечисленных из штата царского в патриарший. При византийских императорах логофеты заведывали главным образом государственными финансами; при патриархах также им принадлежало и теперь принадлежит главное заведывание экономическими делами патриархии. Логофет – светский сановник патриархии, но возводится в свою должность патриархом через возложение рук (χειροθεσα – в отличие от χειροτονα) и чтение молитвы по особому чину. Он занимает первое место в пентаде духовных и светских сановников патриарха, носит титул архонта (князя), и так как избирается обыкновенно из самых знатных и богатых и богатых фамилий, то пользуется огромным влиянием на общий ход дел патриархии. Прим. орд. професс. с. петерб. акад. И. Е. Троицкого . 84 С собственноруч. черн. подлинн., хран. в секретн. бумагах канцел. обер- прокур. Св. Синода, 1860 г., л. 19. 85 С копии, хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 94, т. I; док. 57. Подлинн. хранит. в секрет. бумагах канцел. обер-прокур. Св. Синода, 1860 г. 78; л. 8–10. 89 См. выше, «Письмо митрополита Филарета к обер-прокурору Святейшего Синоду, графу А. П. Толстому, с приложением записки об актах константинопольского церковно-народного собрания». 91 См выше, " Мнение митрополита Филарета, по поводу постановления церковно народного собрания, об увеличении получаемого логофетом Николаем Аристархи содержания». 93 С копии, исправ. Митрополитом Филаретом, хранящ. в архиве Св. Синода, лл. 2–7. Опись 94, том II, док. подлинн. хранит. в секрет. бумагах канцел. обер-прокур. Св. Синода, 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Патриарх, видя, что «схизма» для Болгарии была пустым звуком, чтобы сделать действительным решение константинопольского собора, осудившего болгар, требовал от турецкого правительства, чтобы оно называло болгар схизматиками и в этом смысле изменило фирман, чтобы болгарскому духовенству определена была особая одежда в отличие от православного духовенства, и т. д. Грекам казалось, что все это поведёт к смущениям и разделениям в болгарском народе и многих удержит в руках патриархии. Порта готова была исполнить требования патриарха. Но экзарх решительно воспротивился. Вследствие кровавых по местам столкновений между греками и болгарами, Порта продолжала настаивать, чтобы экзарх или согласился на изменение фирмана, что сделало бы его совсем независимым от православного патриарха и дало бы возможность послать всюду, где только живут болгары, экзархийских епископов и священников, или же вошёл в непосредственное соглашение с патриархом, для окончательного улаживания вопроса. Но отовсюду из Болгарии шли протесты против изменений в фирмане. Болгарская печать внушала экзарху твёрдо держаться фирмана. Зато Порта с трудом выдавала бораты болгарским архиереям, да и то не во все епархии. Во многих епархиях, с преобладающим болгарским населением, оставались ещё греческие епископы. Правительство не удаляло их, а народ не хотел их знать. Нужды болгарского населения побудили экзарха в ноябре 1873 г. назначить без согласия Порты архиереев в адрианопольскую и солунскую епархии. Но патриархия заявила протест и Порта потребовала, чтобы болгарские архиереи были отозваны. Посланный в Адрианополь митр. Дорфей возвратился в Константинополь, назначенный же в Кукуш (Солунской области) еп. Нил воспротивился и со своей епархией принял унию. С другой стороны, Порта не исполняла всех настояний и патриарха и не давала бератов для всех архиереев, которых патриархия продолжала назначать в болгарские епархии. Происходившие в это время часто перемены визирей и министров давали греко-болгарскому делу то благоприятное, то неблагоприятное для болгар направление. Так, при великом визире Решид-паше, болгарам удалось образовать при экзархии синод и составить смешанный экзархийский совет для ведения недуховных дел экзархии. Тогда же экзарх получил бераты для болгарских митрополитов – охридского и скопского. Но, выдавши болгарским митрополитам бераты, правительство оставило на месте и греческих архиереев. Потому назначение болгарских архиереев не могло не вызвать протеста со стороны, вступившего к этому времени вновь на патриарший престол Иокима II (1873–1878 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Почему?), священник читает ту же тайную молитву перед раздроблением Агнца... Во время чтения этой молитвы дьякон, стоя перед царскими вратами, препоясуется крестообразно орарем. Обычно он это делает во время пения „Отче наш“ (кто же что и когда делает? – А.Ш.)». Но оказывается, что, по словам Симеона Солунского , «дьякон украшается орарем как бы некими крыльями, и покрывается благоговением и смирением, когда причащается, подражая в этом серафимам, которые, как сказано, имеют шесть крыльев, из которых двумя покрывают ноги, двумя лицо, а двумя летают с пением «свят, свят, свят...». Второй недостаток – тайные молитвы, из-за которых подавляющее большинство мирян не знает, не слышит самого текста Евхаристии, лишено этого драгоценнейшего дара. И ведь никто и никогда не объяснил, почему «род избранный, царское священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы» ( 1Пет. 2:9 ), не может слышать молитвы, им же Богу приносимой? Третий недостаток: разделение между духовенством и мирянами во время причащения, разделение трагическое по своим последствиям в церковном сознании, но о котором мы уже здесь неоднократно говорили. Недостатков такого рода можно насчитать великое множество, но тема эта остается каким-то непонятным табу, и ее ни иерархия, ни богословы как будто не замечают. Все это нужно исполнять, но рассуждать об этом не позволено. Но я повторю то, что уже повторено много раз в этой книге: а именно, что все, что касается Евхаристии – касается Церкви, а что касается Церкви – касается Евхаристии, и всякий недуг в Литургии отражается на вере и на всей жизни Церкви. Ibi Ecclesia, ubi Spiritus Sanctus et omnis gratia, и нам, «окрест стоящим», надо молиться усердно Богу, дабы просветил Он наше внутреннее зрение светозарной простотой святейшего из святейших Таинств. § VIII Божественная Литургия исполнена. Благословляя престол Чашей, священник возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», и обращается священник ко святой трапезе и кадит трижды, глаголя: «Вознесися на небеса, Боже, и по Всей земли слава Твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

С общим строением этой башни сходны маяки на христианских надписях, и, вероятно, изображают нам, под этим видом, символическую башню, описанную и Сивиллою и Пастырем. Смешение башни с маяком невольно произошло оттого, что христиане, отыскивая между окружающими зданиями такую постройку, которая соответствовала бы выражению, башня, πργος, нашли ей соответствие в высоком маяке. Из таких зданий, прежде всех прочих, должен был их поразить знаменитый маяк, выстроенный на острове Фаросе при входе в Александрийскую гавань, по приказанию Птолемея Филадельфа. На вершине его зажигали огонь 452 . Известность его до такой степени повсюду распространилась, что он делался образцом для всех построек этого рода. На медали Коммода встречается изображение Александрийского маяка 453 . Александрийский маяк сделался для всей империи образцовым типом для постройки всех прочих маяков, а для христиан восточных и вообще для всех жителей Востока, он был вместе с тем, по форме своей, образцом высокой башни. Подыскивая достойное здание, чтобы служить символом Церкви, они невольно стали подражать тому, что имели перед глазами, или о чём слава разнеслась по всему Востоку и Западу. б) Якорь , γκυρα Несмотря на то, что якорь , как принадлежность корабля должен был вступить в символику уже после главного типа, однако, по всем данным, он принадлежит к самым первоначальным типам, и на христианских памятниках является, как признак самых первых веков 454 . Вместе с рыбою якорь попадается на Солунской надписи II или начала III века, в Риме – в 230, а в Галлии – в 474 году. По-видимому, он не отделился от символа корабля, а предшествовал ему в символике, и составлял сам по себе, отдельный, общепринятый символ. Оттого св. Климент указывает на известность его в языческой символике, говоря: „и якорь морской, который Селевк велел вырезать“. На монетах Македонских царей из рода Селевкидов изображали якорь 455 по преданию семейному, которое уверяло, что мать Селевка Никатора, видела во сне, что зачала сына от Аполлона, и проснувшись нашла в постели своей, виданное ею также во сне, кольцо с вырезанным якорем, а после рождения у Селевка оказалось на бедре изображение якоря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  4. Почему голгофское жертвоприношение совершено на кресте?    Жертвоприношение голгофское совершено на крести, по толкованию св. отцов, для того, чтобы явит миру широту и долготу, и глубину, и высоту любви Христовой, превосходящей всякое разумение (Ефес. III:18). Все, что совершилось на древе крестном, было „врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познание, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Для сего древо за древом руки за руку, руки мужественно распростертые за руку невоздержно простертую, руки пригвожденные за руку своевольную, руки совокупляющи воедино концы мира за руку извергшую Адама; для сего вознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть, тьма для света, погребение и возвращение в землю“ Таким образом, „как грех вошел в мир посредством плода древесного, так и спасение – посредством древа крестного».    Чтобы искупить нас от клятвы законные (Гал. III:13) и снять тяготевший на человечести грех прародительский, надлежало Искупителю нашему вознести грехи наши на теле Своем на древо (1 Петр. II:24), сделаться за нас клятвою (Гал. III:13) и пригвоздить ее Собою но кресту. Вид креста четверочастен, по разумению св. Симеона Солунского, «ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божие, горнее и дольнее и все существующее сотворшего и содержащего, горнее соединившего с тем, что на земле, свыше нисшедшего долу, из долу же возвысившего нас горе, из ада воздвигшего и из земных соделавшего нас небесными, в Себе Самом все соединившего и концы мира созвавшего к поклонению истинному и живому Богу, высотою Божества и смирением воплощение все усвоившего Себе, высокостию славы и глубиною нищеты и смирение, и широтою милости и любви воссоздавшего нас».    Возвысясь на кресте, на воздухе, по объяснению св. Афанасия Александрийского, Христос показал победу над князем власти воздушные (Еф. II:2) и, простирая руки Свои к народу непокорному (Ис. LXV, 2), „одною рукою привлекал к Себе ветхий народ, а другою – званых из язычников, и тех и других соединял в Себе“.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Имже и научистеся, и приясте, и слышасте, и видесте во мне, сия творите: и Бог мира будет с вами» ( Флп.3:17,4:9 ); «Темже, братия, стойте и держите предания, имже научистеся или словом или писанием нашим» ( 2Сол.2:15 ). Апостол представляет и со стороны верующих образы того, как они входили в должные отношения к апостолу. «И вы подобни бысте нам, – свидетельствует апостол о церкви Солунской пред нею же самой, – приемля слово в скорби мнозе с радостью Духа Святаго» ( 1Сол.1:6 ); «Сего ради и мы благодарим Бога непрестанно, яко приемше слово слышания Божия от нас, приясте не аки слово человеческо, но, якоже есть воистину, слово Божие, еже и действуется в вас верующих» ( 1Сол.2:13 ). Еще живейшее соответствие и послушание веры и любви оказали апостолу церкви Галатийские, хотя в последствии подвергшиеся искушению от лжеучителей: " Весте, – напоминал им апостол, – яко за немощь плоти благовестих вам первее. И искушения моего еже во плоти моей не уничижисте, не оплевасте, но яко ангела Божия приясте мя, яко Христа Иисуса. Кое убо бяше блаженство ваше»? ( Гал.4:13–15 ) – продолжает апостол, показывая, сколь глубоко сочувствовали и соответствовали галатийцы Христовой в Павле любви, действительно дающей блаженство. «Кое убо бяше блаженство ваше? свидетельствую бо вам, яко аще бы было мощно, очеса ваша извертевте дали бысте ми» ( Гал.4:15 ). О церквах Македонских апостол свидетельствует, что не только при обращении ко Христу, но и в последующих действиях и распоряжениях церковных: «...вдаша души своя первее Господеви, и нам волею Божиею» ( 2Кор.8:5 ). Если же вера и любовь к Павлу, как к апостолу, в некоторых и подвергалась искушению и колебанию от собственных их страстей или от лжеучителей, – за то также есть и образцы того, что в них обреталась глубокая покаянная, приемлемость к изливавшейся Павловой преогорченной и ревнующей любви. «От печали многия и туги сердца написах вам многими слезами, – говорил апостол коринфянам, – не яко да оскорбитеся, но любовь да познаете, юже имам изобильно к вам» ( 2Кор.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Однако, учитывая то, что мы страна, где большая часть населения считает себя православными, эти военно-патриотические клубы априори должны быть православными. В клубах обязательно должен быть батюшка, который прочитает молитву, наставит ребят, расскажет о святых воинах: Александре Невском, Дмитрии Донском, Федоре Ушакове, Георгии Победоносце, Дмитрии Солунском, о сорока севастийских мучениках. После этого дети начнут правильно воспринимать воинский подвиг. Нужно им донести, что воин – это не тот, кто идет людей убивать, а тот, кто идет защищать свою родину, свой народ, свою веру и свою семью. Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми. И в ГУЛАГе, и на войне, и даже в несчастье В воспитании молодежи очень важны также правильные ценностные ориентиры. Совсем недавно я выступал с лекцией для молодежи на форуме «Духовное единство», который проходил в Туле. Я задал ребятам два банальных вопроса: кто из вас хочет быть счастливым, и что значит «быть счастливым»? Конечно, ответы были ожидаемыми: каждый хочет быть счастливым, и понятие о счастье у всех примерно одинаковое: материальный достаток, счастливая семья, профессиональная самореализация. «А если дом сгорит, жена уйдет и работы нет? – спросил я. – Человек станет несчастным?» Но ведь любой человек стремится к счастью. Как же быть? Нужно ставить перед собой цель, которую нельзя достичь достаточно долго. Если же ставить себе легко выполнимые цели, то после того, как ты ее достигнешь, возникает опустошение, и не каждый психологически может с ним справиться. Счастье не в «мерседесах», дачах, виллах и островах. Ведь как только ты покупаешь себе, например, 50-метровую яхту, ты начинаешь думать о 100-метровой. А мы, православные люди, априори счастливые. Каждый православный человек ставит перед собой цель спасти свою душу. И он всю свою жизнь выстраивает согласно этой цели. Потому мы и в ГУЛАГе счастливые, и на войне счастливые, и даже в несчастье счастливые. Именно осознание того, что мы с Богом, делает нас счастливыми.

http://pravoslavie.ru/80033.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Санкт-Петербурге группа православных христиан борется за жизни нерожденных детей 30.10.2007 В Санкт-Петербурге 27 октября у станций метро " Гостиный двор " и " Сенная площадь " прошла акция, направленная против абортов . Организовала ее инициативная группа православных христиан " Омега " . Молодые люди раздавали прохожим брошюры под названием " Безмолвный крик " и " Дневник неродившегося ребёнка " . Основой для брошюр послужило «Слово об абортах» протоиерея Александра Захарова. Все материалы подготовлены группой " Омега " при поддержке православного общества " Азбука Веры " . Всего в акции участвовало 15 человек. Это студенты петербургских вузов. За час им удалось раздать около пятисот брошюр и более тысячи листовок. «Это далеко не первая акция, - говорит координатор проекта, студент 5-го курса Университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича, Алексей Новиков, - нашей организации уже около года и с самого момента её возникновения, в двадцатых числах каждого месяца, мы проводим такие мероприятия. Кроме того, мы постоянно занимаемся рассылкой материалов для заинтересовавшихся, ищем новых активистов. За год количество человек в группе увеличилось с пяти до двадцати пяти. К концу этого года мы надеемся запустить сайт, который будет содержать по возможности максимальное количество правдивой и непредвзятой информации по проблеме абортов и контрацепции. Нами планируется проведение курсов лекций в некоторых вузах. Также группа сотрудничает с Фондом св. Димитрия Солунского, одним из направлений работы которого является помощь женщинам, оказавшимся в трудной ситуации». После акции ребята встретились с руководителем Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии протоиереем Артемием Скрипкиным. На встрече обсуждались перспективы совместной работы. «С епархиальным отделом по работе с молодёжью мы сотрудничаем уже полгода, - рассказал Алексей Новиков.- Пока это только обсуждение проектов дальнейшей деятельности. У нас также налажен постоянный контакт с финскими и шведскими Pro-life-oprahuзaцuямu. Это позволяет нам использовать методики работы более опытных коллег. Недавно нам удалось выйти за рамки Петербурга: наши брошюры активно распространяются во Владикавказе и Тольятти, а также в Челябинске, Екатеринбурге и Лесосибирске. Насколько нам известно, благодаря им несколько женщин сохранили своих детей.» Если вы задумываетесь об аборте и хотите знать об этом больше, если вы хотите принять участие в акциях, направленных против абортов, вы можете связаться с группой " Омега " по электронной почте: info@aborty.org. «Вода живая»/Седмица.Ru Редакция текста от: 30.10.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3905.html

Ветерник: свечано изложбе фomorpaфuja „У сусрет Руском цару "      У петак, 21. фебруара 2020. године са благословом Епископа бачког др у Српске православне црквене општине Ветерник, ОШ Трандафил “ из Ветерника, манастира из Москве и „Руски Цар“, у холу Основне школе Трандафил“ свечано отворена изложба „У СУСРЕТ РУСКОМ ЦАРУ“, породици Романов.      На самом почетку све присутне поздравила директор школе Граховац Проле, рекавши да школи припала изузетна част да у ове предивне изложбе породице Романов, на начин говори о величини Цара и породице.      У уводном делу програма посетиоци су могли да две етно песме и на фрули у чланица СКУД-а „Железничар“- Ансамбла „Вила“ из Новог Сада и два рецитала у ученика и ученица ОШ Трандафил“. Сабраном народу се испред Српске Православне Црквене Општине Ветерник и братства храма Преподобни Симеон Мироточиви обратио храма протонамесник Бранислав се Богу, а потом директорки што Основна Школа Трандафил“ са прихватила и пружила да овом прелепом изложбом отпочне прослава храмовне славе.      Отац Бранислав нагласио да ово прилика да се сви подсетимо на жртву царске породице Романов и да им се захвалимо за велику према Српском роду. Симоблика и нека веза Руске Царске породице и свих оних везаних за први светски рат то, што само Ветерник и овом изложбом ми се свештено наших предака Српских су после Голготе и Васкрса на Солунском фронту пре непуних 100 година дошли овде и формирали ово место.      Затим се присутнима обратио господин Петар директор Архива града Новог Сада, поред говоре о Свете Царске породице Романов, присутне подсетио и на речи Светог Цара Александру 1914. године: " Сви напори усмерени на Ни у ком бити равнодушна према судбини " .      да изложбу чине црно - беле из архива и личних албума породице Романов су у неколико тематских целина, господин изнео да Света Царска породица веру у Бога живога сведочила делима, о чему сведоче и изложене у овом прелепом и изложбу прогласио отвореном. Изложба бити отворена до 28. фебруара 2020. године, радним данима од 10 до 18 часова 22 февраля 2020 г. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/128719.html

Евстафий Солунский (ок. 11151195) – византийский филолог, писатель, церковный деятель (сначала писец патриаршей канцелярии в Константинополе, затем профессор Высшей патриаршей школы, митрополит Солуни [Фессалоники] с 1175 г.). Среди его многочисленных учеников были митрополит Афин Михаил Хониат , Григорий Антиох и др. Евстафий Солунский увлекался античной литературой, прекрасно знал поэмы Гомера, использовал цитаты из произведений древнегреческих авторов в монодиях и письмах, в речах к императору Мануилу I, к константинопольскому патриарху. Он составил разнообразные комментарии (исторические, литературно-стилистические, лексические, аллегорические) к одам Пиндара, к комедиям Аристофана, к путевым заметкам александрийского поэта II в. н.э. Дионисия Периегета, к поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», в которых использовал все известные ему гомеровские схолии, сочинения греческого географа и историка Страбона, грамматика Афинея и многих других, сохранив для науки ценные античные материалы. Евстафию Солунскому удалось постичь секреты гомеровского искусства и уловить разницу в характере авторского мировосприятия в «Илиаде» и «Одиссее», в соотношении правды и вымысла. Он отметил огромную историко-культурную роль Гомера – «поэта, изобилующего словами», у которого «все нашли... убежище». В трактате «Об ипокризе» он так же высоко оценил нравственное звучание античных трагедий, склонявших «зрителей и слушателей к красоте добродетели». Литературное творчество Евстафия Солунского отличается многогранностью. Он – автор «Похвалы св. Димитрия», в которой описываются живописные сады Фессалоники; нескольких сатирических памфлетов («Об исправлении монашеской жизни», «О лицемерии»), высмеивающих алчность монахов, их стремление обманом завладеть чужими землями; повести «Взятие Солуни» о норманнском вторжении в 1185 г. В этой повести в центре внимания писателя – бедствие, обрушившееся на цветущий город, убийства, грабежи и зверства «толпы», сметавшей все на своем пути. Как указывает Евстафий Солунский , одной из его задач было «веское порицание и обличение» прямых и побочных виновников «несчастья», среди которых – император Андроник I Комнин, расправившийся со знатью, чиновники-бюрократы и чернь, принявшие участие в смуте. Наряду с яркими индивидуальными характеристиками писатель создает коллективный образ жителей Солуни, разделенных на три разряда – воины, духовенство, простолюдины. Евстафий Солунский отказался от скрытых символов, обратился к деталям, к мелочам быта, ярко передал накал страстей, что отличало повесть «Взятие Солуни» от других произведений византийской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010