В 1907 г. на собранные крестьянином Петром Ворониным по просительной книге средств с добавлением церковных 500 руб. в Дмитриевской церкви был устроен новый иконостас. В 1908 г. по духовному завещанию коллежского секретаря И. Н. Министрова храм получил 14 000 руб. на содержание церквей в Горлово и в соседнем Ново-Александрове, а также призрение бедных прихожан. В 1910 г. на церковные деньги и пожертвования прихожан были оштукатурены вновь устроенные в церкви приделы и возведена вокруг нее новая кирпичная ограда. В пределах ограды также построили два каменных помещения для церковно-хозяйственных потребностей. В 1914 г. при Дмитриевской церкви села Горлова числилось земли усадебной 7 дес. 1800 саж. кв., пахотной 32 дес., сенокосной 1 дес. В церковной библиотеке насчитывалось 120 книг духовного содержания. В приходе действовало земское начальное училище, четырехклассное земское и двухклассное училища. В приход храма, помимо самого села, входили также жители деревни Даниловки. В 1905 г. скончался и был погребен возле апсиды горловского храма его второй штатный священник А. Е. Незлобин. С этого времени И. Я. Архангельскому сослужил брат покойного Алексей Ефимович Незлобин. Многолетнее пастырское служение И. Я. Архангельского завершилось его кончиной в конце 1905 г. Глубоко почитаемый горловцами сельский батюшка и подвижник народного образования был погребен на кладбище при Дмитриевской церкви. Священник А. Е. Незлобин продолжал служить в Дмитриевском храме во время гражданской войны и в первые годы советской власти, до самой своей смерти в 1926 г. Преемником И. Я. Архангельского стал в 1916 г. его племянник Валентин Михайлович Попов. В 1939-1940 гг. местными властями была предпринята попытка уничтожить здание закрытой Дмитриевской церкви. С колокольни были сняты и отправлены на переплавку колокола, один небольшой колокол остался в селе в качестве пожарного. Были сломаны венчания церковного здания и снята жесть с его крыши. Кирпич храма предполагалось использовать для возведения новых построек. Сравнительно быстро были разобраны колокольня, паперть и церковная ограда, однако с основным объемом храма возникли проблемы – кирпичная кладка начала ХХ в. оказалась практически монолитной и не давала целого кирпича. Не удалось до конца разрушить даже алтарную часть, так что от этой идеи вскоре отказались.

http://sobory.ru/article/?object=18733

е. Пелопоннесе. На небольшом расстоянии от Киприана († 1406) находим предписание двоить в некоторых случаях песнь аллилуия у Симеона Солунского († 1429) 73 . Что сугубая аллилуия переходила от греков не только к нам – русским, но и к болгарам и сербам, ото необходимо предполагать само собой, а во всяком случае об этом положительно свидетельствуют болгарские и сербские богослужебные книги 74 . А что у нас в России сугубая аллилуия не составляла только особенности Москвы, но до позднейшего времени была в употреблении и на Киеве, об этом свидетельствуют киевские или южнорусские богослужебные книги. Киевские богослужебные книги дают нам возможность указать и то время, когда у греков трегубая аллилуия стала решительным образом преобладающею над сугубой или господствующею. В Срятинском требнике Гедеона Болобана 1606 г. единственный способ возглашения песни есть ее двоение или сугубление. А так как Гедеон Болобан приготовил свой требник для печати, нарочито исправив его по спискам греческим, нарочно испрошенным от властей греческих (от патриарха александрийского – Мелетия Пигаса в бытность последнего местоблюстителем константинопольской патриаршей кафедры): то ясно, что в его время трегубая аллилуия еще не преобладала у греков решительным образом над сугубой аллилуией 75 . Из сейчас сказанного следует, что трегубая аллилуия получила у греков решительное преобладание над сугубою или стала у них господствующею в продолжение полустолетия от напечатания Гедеоном своего требника до предпринятия Никоном его исправления книг, иначе сказать – в продолжение первой половины XVII столетия. Впрочем, и ко времени Никонова исправления книг, как узнаем из Проскинитария Арсения Суханова , трегубая аллилуия стала у греков именно только господствующею и преобладающею и была признана со стороны церковной власти за долженствующую единственно быть употребляемою, но на самом деле еще не была исключительно употребляемою: Арсений не один раз замечает в Проскинитарии, что при господстве у греков троения аллилуии (и при голосе церковной власти за него одно, как это высказал ему Александрийский патриарх в ответ на его вопрос) иные у них еще продолжают двоить ее 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

497 Εχολ., сс. 429–431. Этот чин повторяется в Евхологиях: 1501 г. Александрийской (в Каире) библ. 455, и XVI в. Синайской библ. 998. Εχολ., с. 667 и с. 938, примеч. 1. В грузинской рукописи XVI века Церковного Музея в г. Тифлисе 450 сохранилась особая Молитва над монахом, уклонившимся в мир, см. про т. К. Кекелидзе цит. изд., с. 113. 509 Таковою и считал ее проф. Η. Ф. Красносельцев, см. «О некоторых церковных службах и обрядах, ныне не употребляющихся» в ж. «Православный Собеседник» за 1889 г., март, с. 371; отд. изд. Казань 1889 г., с. 143. 515 Εχολ., сс. 231–232. Подобным же образом чин совершается и по Евхологию 1501г. Александрийской патриаршей б. 455; Εχολ., с. 666. 534 Помимо изданий текста этого чинопоследования в Евхологии Гоара 1647 и 1730 г., мы имели под руками тексты в Евхологиях Венецианского издания 1622 г., лл. 100–108, об., 1684 г., сс. 193–209, 1777 г., сс. 172–189, и Римского издания 1754 г., сс. 191–204. (хранятся в библ. Ими. Киевск. д. Академии). Последнее Афинское издание Евхология 1902 г. указано нами выше. 553 См. «Святого отца нашего Германа, патриарха Константинопольского – Последовательное изложение церковных служб и обрядов, и Таинственное Умозрение о их значении», в I томе издания: «Писания св. отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения», СПБ. 1855 г., сс. 365–366. Ср. проф. Η. Ф. Красносельцева – Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки». Казань. 1885 г. сс. 331–332. 563 Впрочем, мы должны оговориться. Таков порядок последования, если в рукописи нет пропуска, предполагаемого проф. А. А. Дм итриевским, Εχολ., с. 559. 569 Вопрос о том, что выше – священство, или монашество занимал византийских богословов даже в XV веке, во времена блаж. Симеона Солунского , который давал нарочитый ответ по этому вопросу. См. «Писания отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения», – цит. изд., т. III, сс. 159–160. 573 По терминологии наших чинов, это называется ποισαι τν συνταγν πρς τν γομενον, 472 л. 108 об. – ες τν γομενον, 473, л. 93 об.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Финишная прямая Что делать, если постились мы из рук вон плохо и не знаем теперь, как мобилизовать свой дух и подготовиться к светлой радости Пасхи? 20 апреля, 2011 Что делать, если постились мы из рук вон плохо и не знаем теперь, как мобилизовать свой дух и подготовиться к светлой радости Пасхи? Как нам провести последние дни Страстной седмицы ? Что делать, если постились мы из рук вон плохо и не знаем теперь, как мобилизовать свой дух и подготовиться к светлой радости Пасхи? На вопросы портала «Правмир» отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского в Санкт-Петербурге. Протоиерей Александр Рябков — Как нужно проводить последние дни Страстной седмицы? Я не думаю, что полезно себя как-то специально настраивать на скорбный лад – смотреть «Страсти Христовы» Мэла Гибсона, представлять себе картины последних дней Спасителя… Такое сугубо эмоциональное сочувствование Христу будет неглубоким и искусственным. Страстная седмица неразрывно связана с Великим постом . Суть любого поста – это покаяние , оно и есть самое важное, что предлагает нам Страстная. Перед финишем спортсмен должен сильнее набрать темп, сделать последний рывок. Страстная седмица – это финишная прямая поста. Наш пост в эту неделю становится строже – не только в плане пищи, но и, конечно, в духовном плане. Время поста – это время научения истинам Божиим. Им мы научаемся, в первую очередь, через чтение Священного Писания – поэтому в Страстную седмицу нам еще усерднее надо читать Библию. Нам надо полностью перестать смотреть телевизор и бесцельно блуждать в Интернете – во многом потому, что такое времяпрепровождение ведет к рассеянности – а нам нужно концентрировать свой ум на молитве. Давайте исключим из своей жизни все, что помешает нам прийти к Пасхе с чистой душой. Другое, что равно важно, как и чтение Писания – это наше участие в таинствах. Потому что без этого и пост – не пост. Когда мы пост превращаем в диету, это однозначно неправильно. Часто люди говорят: «Наступил пост – теперь я буду давить соки и кушать морковку». Подобный пост всегда заканчивается крахом. Если это будет телесный крах – ну, сорвется человек, и то слава Богу! Это, как ни удивительно звучит, будет самый хороший исход. Потому что духовный крах – гордыня – всегда опаснее. Ведь человек может и попоститься таким – сугубо физическим образом – все сорок дней, но его пост будет как труп – тело, не наполненное духом.

http://pravmir.ru/finishnaya-pryamaya/

В архиве ученого хранится черновик докладной записки, адресованной Победоносцеву, – «Мнение по вопросу о выдаче г. Мазараки субсидии на издание составленного им каталога рукописей» (9 + 4 л.), где подчеркивается своевременность и целесообразность издания этих трудов, их соответствие современным научным требованиям. Опубликовать их следует, по мнению Троицкого, в количестве 200 экземпляров. Последующие ученые сочинения этого автора стали библиографической редкостью вскоре после их издания. Так, в мае 1898 г. Беглери препровождает Троицкому книгу Мазараки об александрийском патриархе Митрофане Критопуло, которую он взял из одной частной библиотеки на срок 6 месяцев; купить же ее оказалось невозможным. 42 В последующих письмах обсуждается вопрос о библиотеке еп. Порфирия Успенского : 45 «Когда же, наконец, решится судьба Порфирьевской библиотеки? Или и по этому делу запросят Бисмарка?» (письмо от 15 сентября 1887 г.). 3 января 1888 г. Арсений описывает очередные затруднения, которые возникли при попытках определить судьбу библиотеки Порфирия: «Отец Амфилохий решительно ничего не знает о судьбе Порфирьевской библиотеки и даже приходит в некое раздражение при воспоминании о ней. При случайных встречах с высокопоставленными особами он, бывало, заговаривал о сем предмете, но убедившись, что «книжные пустяки» дают повод только к милостивому глумлению, перестал и говорить об этом с кем бы то ни было. Я со своей стороны полагаю, что «когда-нибудь» решат это дело там, в высших сферах». Наконец, в том же 1888 г. по ходатайству Троицкого книги были переведены в Московскую Синодальную библиотеку, о чем свидетельствует письмо Арсения от 19 декабря 1888 г.: «Позволю себе немного поболтать о библиотеке преосв. Порфирия, которая, при Вашем содействии, поступила в Синодальную Московскую и таким образом сделалась более доступной, чем если бы расчленилась или же сдана была в какую-нибудь другую. Библиотека еще не разобрана, да при нын[ешних] холодах это и невозможно; но сколько можно было заметить при беглом осмотре в два приема, стоит внимания и заключает в себе довольно книг, которые принесут пользу и облегчение людям, имеющим охоту заниматься «древностями». По кр[айней] мере я очень доволен, что есть под руками такое собрание, уже избавившее меня от выписки некоторых изданий». В письмах от 1889 г. Арсений говорит о публикации греческого текста и перевода Похвального слова св. Евфимию Мадитскому (4 марта, 21 мая, 31 октября), оттиски которого он отправил Троицкому; 46 2 апреля 1890 г. – о печатании Похвального слова св. Димитрию Солунскому Иосифа Студита; 47 1 января 1891 г. – «Четырех неизданных произведений Нила, митрополита Родосского, XIV в.». 48 Все эти тексты изданы им по рукописям Московской Синодальной библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4. Почему голгофское жертвоприношение совершено на кресте? Жертвоприношение голгофское совершено на кресте, по толкованию св. отцов, для того, чтобы явить миру широту и долготу, и глубину, и высоту любви Христовой, превосходящей всякое разумение ( Еф. 3:18 ). Все, что совершилось на древе крестном, было «врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познание, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Для сего древо за древом руки за руку, руки, мужественно распростертые за руку невоздержно простертую, руки пригвожденные за руку своевольную, руки совокупляющи воедино концы мира за руку извергшую Адама; для сего вознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть, тьма для света, погребение и возвращение в землю» 138 Таким образом, «как грех вошел в мир посредством плода древесного, так и спасение – посредством древа крестного» 139 . Чтобы искупить нас «от клятвы законные» ( Гал. 3:13 ) и снять тяготевший на человечести грех прародительский, надлежало Искупителю нашему «вознести грехи наши на теле Своем на древо» ( 1Пет. 2:24 ), сделаться за нас клятвою ( Гал. 3:13 ) и пригвоздить ее Собою ко кресту. Вид креста четверочастен, по разумению св. Симеона Солунского , «ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, горнее и дольнее и все существующее сотворшего и содержащего, горнее соединившего с тем, что на земле, свыше нисшедшего долу, из долу же возвысившего нас горе, из ада воздвигшего и из земных соделавшего нас небесными, в Себе Самом все соединившего и концы мира созвавшего к поклонению истинному и живому Богу, высотою Божества и смирением воплощения все усвоившего Себе, высокостию славы и глубиною нищеты и смирение, и широтою милости и любви воссоздавшего нас» 140 . Возвысясь на кресте, на воздухе, по объяснению св. Афанасия Александрийского , Христос показал победу над «князем власти воздушные» ( Еф. 2:2 ) и, простирая руки Свои к народу непокорному ( Ис. 55:2 ), «одною рукою привлекал к Себе ветхий народ, а другою – званых из язычников, и тех и других соединял в Себе» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И, наконец, две эти «координаты» получают свой синтез в том богословско-литургическом истолковании церковного пения, которое мы находим впервые отчетливо выраженным у Псевдо-Дионисия и которое и определит все дальнейшее развитие церковной гимнографии в рамках византийского устава. По Дионисию, гимны, и песни, поемые в Церкви, суть «отзвук» или «эхо» небесного пения, которое песнописец слышит духовным слухом и передает в своем творчестве. Гимн Церкви – это копии небесных «архетипов» 215 . Мы видим здесь все тот же принцип посвящения низшего в высшее, иерархического восхождения к умопостигаемой реальности. Церковные песнопения сообщаются ангелами и поэтому гимнограф должен следовать установленным типам небесного происхождений: – (отсюда значение «подобнов» в византийской гимнографии, гораздо более «метафизическое», чем значение простого подражания излюбленным образцам…). Об этом богословии мы еще будем говорить ниже, поскольку именно оно явится определяющим в византийском литургическом синтезе. Здесь важно только отметить это новое восприятие церковного пения, как особого элемента богослужения, восприятие, связанное несомненно с переживанием самого богослужения, как торжественной мистериальной церемонии. Описание «песненного последования» Симеоном Солунском отражает, по всей вероятности, довольно ранний этап в развитии этого типа богослужения – ибо песенный материал у него еще крепко связан с библейскими текстами, не развился, как это случится позднее, в самостоятельную гимнографию. Но это описание интересно, во-первых, тем, что в нем уже очевидно исключительное ударение, полагаемое на пение: «все кафолические церкви во вселенной – пишет Симеон – от начала совершали его (то есть песненное последование)… и не произносили ничего, кроме песней» 216 и, во-вторых, противопоставление Симеоном этого, с его точки зрения, изначального и универсального типа богослужения другому, монашескому, совершаемому без пения. «Конечно – замечает он – учреждение его было вызвано необходимостью и есть дело отеческого благоусмотрения» 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В 1898 г. в Клявлино открылась одноклассная смешанная церковно-приходская школа. В 1902 г. такая же школа открылась и в деревне Петропавловской. Здания учебных заведений были деревянные, крытые железом. В 1912 г.в обеих школах обучалось 62 мальчика и 25 девочек. В приходе состояло три населённых пункта. Население с. Клявлино было смешанным, преобладали чуваши (406 муж. пола и 377 жен. пола), а также мордва (403 муж. пола и 377 жен. пола). Русских числилось всего 40 дворов (122 муж. пола и 135 жен. пола). Деревни Петропавловка и Александровка были чисто русскими по этническому составу населения (752 и 307 человек обоего пола соответственно). Кроме крестьян и духовенства, в приходе было 44 двора мещан. В 1900 г. в Клявлино назначили священником Гавриила Ивановича Перепёлкина, происходившего из чувашских крестьян. С 1883 по 1893 г. просветитель трудился окружным миссионером 3-го благочиннического округа Бугульминского уезда по линии Самарского епархиального комитета Миссионерского общества. Результатом его трудов стало крещение 63 язычников. В 1884–1893 гг. о. Гавриил занимал должность наблюдателя церковно-приходских школ того же округа. 22–28 августа 1899 г. он участвовалв съезде деятелей инородческого просвещения, который проходил в Самаре и собрал священников и учителей из поволжских епархий. Помогал священнику в его просветительной работе псаломщик Феодот Петров, тоже этнический чуваш. После закрытия в 1930-е гг. храм первое время пустовал. В период Великой Отечественной войны его переоборудовали в детский дом для беженцев из Украины и Белоруссии. После войны здание передали под клуб, который находился в нём до 1987 г. Только в 1990 г. храм вернули верующим. Ведерникова Т. И., Кокарев М. С., Курмаев М. В., Радченко О. И. Православные святыни Самарской метрополии. - Самара, 2017 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=39000

В Косовской Митровице торжественно открыт памятник российскому консулу Григорию Щербине, убитому в 1903 году албанцами 11 ноября 2007 г. 17:46 Более ста лет назад, в марте 1903 года, от рук албанских фанатиков пал русский консул в Косовской Митровице Григорий Степанович Щербина. В 1928 году в Косовской Митровице от имени благодарных горожан и офицеров гарнизона был поставлен памятник Григорию Степановичу. В годы Второй мировой войны памятник пострадал, в ходе натовской агрессии против Сербии в 1999 году и изгнания сербов из Косово и Метохии он был уничтожен албанскими фанатиками — памятник находился в албанской части Митровицы. Теперь историческая справедливость восторжествовала. Министр по делам Косово и Метохии Слободан Самарджич и Посол Российской Федерации в Сербии Александр Алексеев открыли 8 ноября памятник Григорию Степановичу в центре северной — сербской — части Косовской Митровицы, сообщает Радио Косово и Метохии и сайт Министерства по делам Косово. После открытия памятника С.Самарджич отметил, что его страна настроена на добрососедские отношения со всеми государствами и подчеркнул, что Белград и Москва проводят единую политику в отношении Косово и Метохии. Министр отметил: «Мы открыли памятник Григорию Степановичу Щербине, напоминающий нам о прошлом, а прошлое похоже на настоящее. В истории нам выпала участь вынести много тяжестей за свои жизни, за свои очаги и за свое государство». А. Алексеев подчеркнул огромное значение открытия памятника русскому консулу в Косовской Митровице. Он подтвердил, что Россия и Сербия проводят общую политику по Косово и Метохии: «Мы в начале становления и развития добрых отношений, и сегодняшнее событие будет способствовать прогрессу, необходимому на любом уровне развития отношений. Открытие памятника русскому консулу — это показатель того, что когда мы переживаем тяжелые минуты, необходимо быть вместе». В тот же день Самарджич и Алексеев приняли участие в форуме «Статус Косово и Метохии», который прошел в северной части Косовской Митровицы. Выступая на нем, Самарджич подчеркнул, что «международное сообщество» не может «подарить» косовским албанцам независимость. Министр отметил, что в Косово существуют террористы и Сербия «будет бороться против террористов, против всех, кто угрожает нашей свободе, нашему государству». Российский посол отметил, что решение косовской проблемы не может быть каким-то исключением из норм международного права, и подчеркнул, что в случае одностороннего провозглашения независимости Косово реакция Москвы будет адекватной. Открытие памятнику Григорию Степановичу Щербине было приурочено к Митровдану — дню святого великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя Косовской Митровицы. «Русская линия» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/320452.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Откуда берутся дети? 1 мин., 26.09.2012 Ребенку семь лет, его мама ждет второго. Как рассказать старшему о беременности мамы, как объяснить, почему она меняется, куда собирается уезжать и что за крикливый комочек вот-вот появится в доме? Как не нарушить целомудрия ребенка и правильно рассказать о рождении брата или сестры? Алена Мурзаева Отвечает протоиерей Александр Рябков, клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского, Санкт-Петербург : Сомневаюсь, что семилетний ребенок озабочен «технической» стороной появления на свет брата или сестры. Мне представляется, что ребенок более естественен, чем мы, взрослые. В его сознании не возникает надуманных нами противоречий. То, что ребенок у мамы в животе, — это ему понятно и без объяснений. Конечно, ребенку надо сообщить, что скоро Господь пошлет ему братика или сестренку. И когда маме надо будет рожать, можно просто сказать, что мама поехала в специальный родильный дом, где малышу помогут появиться на свет. Без сомнения, за долгие месяцы до этого ребенок, живущий в общей атмосфере ожидания появления нового члена семьи, будет и сам охвачен этим трепетным чувством, и потому вряд ли ему надо будет объяснять, «что это за крикливый комочек».  Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Новое Освященная верба стояла дома год. Куда ее можно деть? 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 27.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/otkuda-berutsya-deti.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010