В заключение обозрения исторической судьбы греческого исповедного чина считаем нужным сказать несколько слов о некоторых частных обрядовых действиях, предполагаемых этим чином. Мы имеем повод и возможность специально остановиться здесь только на трех таких действиях, это – на положении духовника во время совершения исповеди, его облачении при совершении оной и, наконец, на внешнем действии, сопровождающем самое разрешение исповедавшегося. В первом отношении прототип греческих исповедных чинов предписывает духовнику при совершении исповеди стоять наравне с кающимся. «Κα στν» (духовник), говорится в пространной редакции Постникова устава, по изложении пред-исповедного поучения – «ν τ ν μρει τς εδδου το θυσιαστηρου, κα ατν (исповедника) στασθαι ες τ τερον...» 392 . Буквально почти то же самое выражение мы встречаем в настоящем случае и в сокращенных изводах Постникова устава исповеди, 393 а в одном даже нарочито замечено, что-де во время исповеди «μ τ σνολον μφοτρους καθσαι,...» и пр. 394 . Все другие известные нам рукописные греческие чины всегда оставляют этот вопрос в стороне. Единственное исключение составляет только один из чинов западно-греческого извода, в котором мы встречаемся с замечанием и по этому предмету, но с замечанием совершенно другого характера, именно: « ερες καθεσει μετ το ξομολογουμνου κα ρωτ ατν οτως» 395 . Таким образом, согласно предписанию этого чина, духовник должен не стоять во время исповеди, как это требуется но уставу Постника, а сидеть. Такое положение духовника при исповеди, как известно, и принято теперь в практике Греческой церкви. На Востоке самое раннее и вместе с тем единственное свидетельство в пользу такого именно положения мы находим только у Симеона Солунского , который говорит на настоящей случай: «принимающему исповедь должно в честном и священном месте, наедине и без шума, сидеть с благоговением, быть веселым и с кротостью в душе и взоре... А исповедающийся, – добавляет он, – ...должен е дерзновением и страхом Божиим и благоговением стоять пред лицом принимающего (исповедь), – или лучше – Самого Христа, потому что чрез того, кто принимаешь грехи, он исповедует их Христу, который и присуждает прощение...» 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Анна Ершова: Можно ли так сформулировать положение дел: художник, исходя из своих душевных качеств, движется, условно говоря, в светлую или темную сторону? И находит своего заказчика, которого тоже интересует одна из этих двух сторон. Владимир Шинкарев: Но разве художник отдает себе отчет, что хочет конкретно злого, а хорошего не хочет? Нет, находится множество отговорок: зато я истину показываю, она такова. Потом, есть мнение товарищей, мнение ведущих критиков данного города, рыночный спрос… Игорь Шнуренко: В человеке может быть множество различных ящичков, и он, в зависимости от ситуации, выдвигает из себя тот или другой. И лишь когда он будет представлять собой цельное, единое существо, стремящееся к добру и имеющее талант его делать, совершенство его творчества и внутренняя гармония станут максимальными. Но это уже – путь к святости. На который, в принципе, все мы можем встать. Если, конечно, захотим… Нельзя сжигать свою совесть Священник Александр РЯБКОВ, клирик храма св.вмч. Димитрия Солунского (С.-Петербург): Искусство должно быть свободно в средствах выражения, в задачах, в выборе темы. И можно сказать, что творческая свобода – абсолютна. Но когда художник начинает писать не красками, а экскрементами (под этим понятием я подразумеваю мат, порнографию, рубку икон и пр.), он перестает быть художником. И тогда его деятельность вполне может попасть под ограничение со стороны государственного аппарата. Живое искусство убивает социальный заказ. Раньше был социалистический строй – и художники в угоду ему писали низкопробные картины. Сейчас преобладающая система – это система нравственного равнодушия, гламура. И когда художник работает для гламурной публики, стараясь продать ей хоть что-то, – он тоже перестает быть художником. Есть также социальные группы аморальных людей. Например, гомосексуалисты – довольно сильная группировка, влиятельная в массмедиа. Им тоже стремятся угодить, сделать их героями своих произведений, лишний раз пытаясь легализовать их «особенности».

http://foma.ru/absolyutna-li-svoboda-tvo...

Между всеми покоренными племенами он старался распространить христианство если не путем проповеди , то мерами насилие. В следствие этого, со времени Карла и при его преемниках начали появляться немецкие проповедники в Моравии, Паннонии, Богемии и у славян прибалтийских. Но так как они проповедовали на языке непонятном славянам, везде старались вводить богослужение по обычаю западному исключительно на латинском языке, и нередко возмущали народ своими властолюбивыми и корыстолюбивыми притязаниями, интригами и насилиями, то к проповеди их славяне большею частью относились с недоверием, а иногда с ожесточенным сопротивлением. Западные славяне мало-по-малу приобретали понятие о христианстве, и не могли не относиться к нему сочувственно, – но только не хотели принимать его от притязательных немецких проповедников, дабы вместе с тем не подчиниться и немецкому политическому господству. В таком состоянии, в состоянии колебания, находилось христианство у южных и западных славян до половины IX века. Главной причиной нетвердого положения христианства у славян до этого времени, кроме случайных исторических обстоятельств было то, что славяне не имели ещё своей письменности, не имели священного Писания и богослужение христианского на родном языке. В половине IX века христианство с богослужением на понятном для славян языке утвердилось глубже почти во всех славянских племенах, и вместе с тем явилась у славян своя письменность, и пошло успешно их умственное и общественное развитие. Главными просветителями славян в религиозном и умственном отношении явились в это время знаменитые солунские братья св. равноапостольный Мефодий и Константин (в схимничестве Кирилл). II. Св. Кнрилл и Мефодий и их прповедническая длительность у южных и западных славян. Св. Мефодий и Константин были родом из Солуня, македонского города, населенного преимущественно славянами; отец их Лев, правитель Солунской области, был по мнению некоторых ученых, славянин но происхождении своему, a по мнению других грек. Отличаясь богатыми дарованиями и любовью к наукам, Мефодий и Константина получили лучшее по своему времени образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

58 Обыкновенный порядок службы, объясняемый у Солунского, сходится с синод. уставами XIV-XV в. (так называемой иерусалимской редакции), с псалтирью митр. Киприана, с „ Διταξις τς εροδιακονας“, или известным уставом патр. Филофея и друг. источниками. 62 В Савостьяновском евхологие φ. 97–104 помещаются молитвы 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа – по три антифонных и две – главопреклонения и отпустная – на каждом. φ. 124 – молитвы полунощницы в таком же числе. Тоже в Слав. требн. Синод. Библ. (Опис. III, 143–144). В таком же составе эти молитвы читаются и в нашем акад. требнике 183, только утренних больше. 64 Κα ψλτης υ ως μρος δει τ  μλλοντος δεσ αι ψαλμ  κατα λγον εον “ κα πνοσα δξα σοι θε р. 637. Речь идет о псалме: „Господи чтося умножиша“, который на песненной утрене был первым антифонным. 65 „ Εν τοις σπερινος πασι τ κλνον κριε τ ο ς σ ψλλεται“. р. 625. „ Δι κα π ς ψαλμς υτος… κατ ς χον λγεται ξ εκατερου χορ  κα τ δξα σοι θς ν κςω ςχ“. р. 628. 66 Это объяснение было бы на наш взгляд совершенно удовлетворительно и могло бы пройти без „вероятно“, если бы тот же самый припев и в той же самой обстановке не употреблялся и на песненной утрене (р. 637). А сколько нам известно, на утрене такого псалма не полагалось. В асматиках Нижегородского Кондакаря, между другими припевами также читается „ τ οικουμνη“ аллилуия. (Пр. Макар. Истор. р. ц. II, стр. 203). 68 Этот псалом κατ ξοχην называется вечерним и упоминается в этом значении едва ли не во всех древнейших известиях о вечерне. На синайской вечерне читали 1-й и 140 псал. в Постановл. Апост. 140-й псал. называется „ πιλχνιος“. У патр. Анфима в его каноне псалмы 85-й и 140-й называются „ κατ λχνης“, а в другом перечне у него же – вечерними ( λυχνικο) псалмами названы: 129, 140 и 12. (Pitra monum juris II. 209). Тоже в александрийском кодексе Библии . 69 Любопытно, как выражается о последних Симеон Солунский , говоря о пении стихир на Господи воззвах в обыкновенной вечерне. Он называет их „песнями“ ( μνοι), исполняемыми на глас и самогласно вместе со стихами псалмов, в числе 10, 8, 6-ти, судя по значению праздника. „ Τν δ μνων ν τροπριοις δι μελοις μα λεγομνων τος ςιχις“ (р. 605). Отсюда видно, что и стихиры назывались в певческом исполнении тропарями, если произносились на глас ( τρπος). Самое же имя стихир дано этим песням, потому что они всегда соединяются с известными стихами из псалмов и по роду последних называются: хвалитными, на Господи воззвах, или в еще более общем смысле: π ς χου – стиховными, но не потому чтобы составлялись по образцу стихотворных библейских книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Приветствуя собравшихся, отец Петр, также являющийся настоятелем Патриаршего подворья вмч. Димитрия Солунского в селе Дмитровском Московской области, отметил: «Студенты Российского православного университета в последние годы принимают участие в организации досуговых мероприятий в приходских праздничных программах в подмосковном селе Дмитровское, в том числе в области физической культуры. Этот дает нам дополнительную возможность развивать в университете добровольчество, а вместе с тем существенно расширить границы приходский жизни в самом селе. Поэтому мы рады, что сегодняшнее заседание Министерство спорта решило провести в стенах нашего вуза». Министр физической культуры и спорта Московской области Р.И. Терюшков выразил готовность к сотрудничеству с Церковью: «Задача министерства спорта — быть рядом с Православием. Мы хотим объединить наши усилия в соработничестве для достижения больших целей. У нас есть опыт в развитии массового спорта, ряд проектов реализуется совместно с Русской Православной Церковью. Прихожане постоянно привлекаются к спорту, но не на том уровне, на котором бы хотелось. Поэтому объединение усилий как никогда актуально. У нас все для этого есть: спортивная инфраструктура, тренерские кадры. Мы готовы делиться этим с прихожанами, чтобы они приобщались к физической культуре и спорту в любом возрасте. Это одна из первых задач, которую мы должны решить». Член комиссии, настоятель Никольского храма в поселке Правдинском (Пушкинский район Московской области) протоиерей Кирилл Соколов рассказал о деятельности некоторых клубов, не имеющих квалифицированных инструкторов. «Эти клубы проводят соревнования, на которых происходят несчастные случаи, что бросает тень на все православное сообщество. Это происходит во многих регионах, в том числе в Московской области. Необходимо, чтобы все приходские клубы были подконтрольны и имели взаимодействие с Минспорта», — заключил священник. «Министерством спорта ежегодно проводится Фестиваль физической и духовной культуры учащихся воскресных школ Московской области, — напомнил председатель епархиального отдела по делам молодежи, благочинный Чеховского церковного округа, настоятель Зачатьевского храма города Чехова священник Константин Александров. — Причем, этот фестиваль объединяет не только учащихся воскресных школ, но в нем также участвуют светские объединения. Через участие в этом мероприятии дети приходят к вере в Бога, становятся верующими, воцерковленными. Эта та задача, которая стоит перед Русской Православной Церковью и это ответ на вопрос, зачем ей нужно участвовать в соревнованиях, организованных Министерством физической культуры и спорта Московской области».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Но ставши видной ритуальной принадлежностью архиерейского священнослужения, осенение дикирием и трикирием не сделалось служебным одних архиереев преимуществом. В старину у нас игумены многих монастырей, а не некоторых только, как в настоящее время, служили с одной или двумя осеняльными свечами. Да и теперь священник служит на Пасхе с трикирием и крестом в одной руке и кадилом в другой – так именно, как начиналась в соборных церквах, по свидетельству Симеона Солунского , каждая воскресная утреня. Даже диаконы прежде и византийские императоры в свое время, как лица помазанные и полу-посвященные, осеняли народ дикирием или трикирием – первые, когда на преждеосвященной литургии, взамен священников, обращались к нему со словами: Свет Христов просвещает всех, вторые – когда с амвона и вообще публично предлагали своим поданным то или другое наставление. Осенив народ дикирием и трикирием, архиерей, сидя или стоя, слушает часы, отправляемые на стороне его священником, и начало литургии вместе с сослужащими, все время до малого входа оставаясь среди церкви. С точки зрения древнего обряда это не особенность, а обычный порядок. Не говоря уже о часах, которые, быв вначале вместе с полуночницей и повечерием делом личной набожности, справлялись каждым на дому, в церковном притворе, другой какой-либо части храма, но никак не в алтаре; даже такие важные службы, как праздничные вечерни и утреня, начинались вне последнего, пред закрытыми церковными дверями, как начинается в паперти и до сих пор наша пасхальная утреня. Воспоминание о начальном месте совершения в древности названных служб сохранилось и в позднейших уставах, образовавшихся при новых, изменившихся условиях церковного строя, хотя бы например, в том замечании их, что священник начинает вечерню с своего места на клиросе, а не в алтаре или подойдя к дверям его для произнесения тех или других молитв и ектений, надевает висящую тут-же епитрахиль и затем вервию снаружи из церкви открывает их. Литургия, однородная в своей первой половине по своему составу и назначению с прочими службами, не составляла исключения из них в данном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Значит, по толкованию греческой газеты, в жилах человека может течь кровь по происхождению, племени и народности, и кровь по убеждению и чувству. В жилах, мнимых неврокопских эллинов уже текла второго рода кровь, именно кровь по убеждению и чувству. А настоящая-то кровь их, кровь по происхождению, племени и народности, какова – спросим мы греческую газету? Доселе была нам известна смешная греческая теория, что болгары в провинции были «болгарогласни еллини», а теперь узнали от греческих публицистов и другое этнографическое начало, именно, что в жилах народов может течь кровь не только по происхождению, племени и народности, а и по убеждению и чувству. Например, для чистокровного француза достаточно убеждения и чувства, чтобы быть чистокровным англичанином или немцем. 28 Мы долго не кончили бы, если бы позволили себе воспроизводить здесь всю ту отборную ругань и всевозможный обвинения болгар, какие чуть не ежедневно можно встречать в греческих газетах: «Νελογος», «Κωνσταντινπολις», «Να πιτερισης», и др., не исключая и «κκλεσιαστηκ ληθεα». Заметим, что и болгарские публицисты нарочито подчеркивают сообщения греческих же газет о непорядках греческого духовенства. 29 – Подозрительность и притязательность греческих публицистов превосходит всякую меру. Приезжает, напр., болгарский архимандрит по своим делам в Царьград, и царьградская газета «Νελογος» спешит перепечатать из Солунской газеты «Φρος τς Μακεδνιας» сообщение: «прибыл в Солунь и на другой день по прибытии отправился в Царьград архимандрит охридского болгарского владыки. Скрытное и неожиданное прибытие сюда и путешествие в Царьград этого архимандрита имеет связь с подземными и преступными замыслами и сатанинскими целями, как говорит наш корреспондент из Струмицы, корреспонденция которого раскрывает действия этих хищных птиц Македонии». Что это за язык, господа почтенные греческие публицисты? – взывают Новини. «Сатанинские цели и подземные преступные замыслы», « хищные птицы Македонии»?! Или для того, чтобы ехать болгарскому архимандриту в Солунь и Царьград, требуется испросить разрешение у редакторов газет: «Φρος τς Μακεδνιας» и «Νελογος»!? 30 А то вот прибыли в Царьград два болгарских архиерея, члены болгарского Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

В Новинах напечатана следующая заметка солунской газеты Φρος τς Μακεδονας, перепечатанная и газетой Νελογος под заглавием: «Болгарские махинации». «Несколько лет тому назад здесь было немного говорящих по-болгарски («болгарогласни»), которые, однако были верны православию и вселенской патриархии, имели одно небольшое училище, в котором дети их учились болгарскому языку. Все шло хорошо, пока не явилось в городе несколько пришельцев из тех, кои учились в фанатических и шарлатанских училищах в Болгарии, которые как некие гиены в изобилии и сатанински явились в ΧΙΧ-м веке защитниками болгарщины, не имея никаких гарантий и не показывая никакого другого диплома, кроме неумолимого преследования тех, кто открыл им умственно ослепленные очи, беспощадной брани своих благодетелей и осквернения всего, что предшественники их почитали как священное и святое. С такими замыслами и сатанинскими намерениями основались те пришельцы в нашем городе и рассеяли среди некоторых из прежних «болгарогласных» нечистые идеи и всяческие лжи, пробрались в училища их и приступили к открытию гимназии, в которую собрали кого попало из внутренней Македонии и других мест, и учат их всему другому, но только не науке. Тоже должно сказать и о женском их училище. Но того недостаточно им было: несколько времени тому назад они усиливались присвоить себе часть кладбища греческой православной общины, но справедливость главного управителя воздала кесарево кесарю. Всего хуже то, что пришельцы те пробрались и посеяли плевелы и в церкви «болгарогласных», советуя им отказаться от вселенской патриархии. Не будем обнародовать здесь всех замыслов тех пришельцев, которые явились из ада, совершали и всякий день совершают против греков действия, осуждаемые и божеским, и человеческим нравом, и потому ограничиваемся только этим». 26 Заметку эту «Новини» сопровождают обширной статьей, из которой мы приведем нисколько характерных мест. «Мы привели эту заметку – читаем в Новинах – чтобы видели читатели образчик греческой литературной безнравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Из такого изложения нельзя, собственно, ясно представить себе порядок и состав чинопоследования. Тем не менее, при всей общности изложения его у Симеона Солунского , можно заметить одну особенность в совершении этого чина в практике греческой церкви XV в. Очевидно, самое омовение совершалось, как самими священниками, так и крещенным (понятно, если он возрастный), чего мы не находим в позднейшей практике. Впрочем на ряду с практикою, которую указывает Симеон Солунский , в XV в. в данном случае существовала и практика предыдущего века. Имеющееся у нас чинопоследование омовения в XV в. буквально сходно с последним из представленных чинопоследований XIV в. Различие заключается только в словах произносимых при омовении, которые в XV в. произносились в таком виде: βαπτσθης, φωτσθης, γισθης, πορευο ν ιρηνη 1510 . В XVI в., когда явилась и современная редакция чина омовения, существовала еще и короткая его редакция, по которой, как и прежде, читалась одна только молитва: «Избавление грехов святым крещением»,... а слова при омовении произносились так: « βαπτσθης, μυρθης, πελοθης, γισθης, ες τ νομα το πατρος " 1511 . Согласно указаниям Гоара, акт омовения, особенно при крещении младенцев, в это время стал совершаться иногда неразрывно с крещальным актом, как это практикуется и теперь. По всей вероятности, подобная практика, нередко бывала и прежде, Вследсте этого, в ранних печатных евхологиях чинопоследование омовения по большей части не имело пред собою никакого устава 1512 . Начиная с XVII в., как и в предыдущих случаях, рассматриваемое чинопоследование, со сторопы его совершения, состава и порядка в практике греческой церкви 1513 , мы находим буквально тожественным с чином омовения в современной греческой и русской практике. В древней русской практике этот акт совершался обыкновенно спустя 7 дней после крещения, по крайней мере так было в XII в. Но что входило в это время в состав чина омовения, каким образом совершалось это омовение, – неизвестно. Можно только сказать, что в осьмой день происходило снятие белых крещальных одежд, – более же ничего 1514 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

На этом основании, поводом ко введению в христианскую крещальную практику рассматриваемого обряда можно и здесь признать это почти общечеловеческое воззрение на значение первого пострижения волос младенца. Таким образом, христианский обряд пострижения послужил заменою практивовавшегося у язычников первого пострижения. За такое объяснение говорит следующее свидетельство, которое мы находим у Барония под 684 г.; «В этом году, говорит он, Константин цезарь, не задолго до смерти своей, послал папе Бенедикту руно, т.е. волосы первого пострига, своих сыновей – Юстиана и Гераклия; это значило по тогдашнему обычаю, что они избирают его своим духовным отцом и обязуются повиноваться его советам и наставлениям» 1394 . Сообразно с значением передаваемого здесь факта, очевидно, что упоминаемый в этом свидетельстве первый постриг имел связь с крещением. Но название последнего скорее всего напоминает, кажется, не христианское пострижение, а постриг, практиковавшийся у греков-язычников, а это-то и говорит за замену последнего первым. Понятно, что входя в христианскую практику, обряд пострижения получил и соответствующее тому значение, которое прекрасно выражено у Симеона Солунского в таких словах: «(архиерей) постригает крестообразно волосы на голове крещаемого, частью в знамение того, что главою совею он имеет Христа и что должен он молится с непокрытой головой, как и Павел учит ( 1Kop. XI, 4 ); а вместе с тем и возлагая таким образом как бы некоторую печать; почему и постригает крестообразно, чтобы он отверг всякий лишний помысл. С этою мыслью и монахи постригаются; и всякий верный должен удалятся всего излишнего и не необходимого. Кроме того волосы крестившегося приносятся Христу, как начаток и жертва от человеческого тела: ибо они суть как бы воскурение от всего тела» 1395 . Что касается до того, в какое время пострижение волос вошло в христианскую практику, то это можно отнести у IV-V в. За это, с одной стороны, говорит тот факт, что к VIII в. мы находим соответствующие этому акту, вполне сформулированые молитвы, а с другой – тот, что крещение младенцев, к которым главным образом приложим рассматриваемый обряд, вошло во все общую практику именно в это время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010