В XVIII в. Д. А. изображался в основном в монашеском одеянии, в частности на гравюре 1-й пол. XVIII в. М. Н. Нехорошевского с образом Владимирской иконы Божией Матери среди почитаемых рус. святых, в 5-м клейме сверху на правом поле (РНБ. Собр. А. В. Олсуфьева - см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 493. 1226; Атлас. Т. 3. 1226). В сер. XVIII в. большой образ Д. А. в схиме был поставлен у его мощей (Опись 1763 г. Л. 4-6). В нач. 60-х гг. XVIII в. он был украшен на средства купца М. Козмина серебряным позолоченным окладом (Опись 1789 г. Л. 2 об.), в 1840 г. оклад был заменен новой серебряной чеканной позолоченной ризой с надписями на эмалевых дробницах (Описи Данилова мон-ря 1843, 1859 гг.- РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 120. Л. 7 об.; Ед. 122. Л. 13 об.). В живописных образах и иконах XVIII в. сохранялась древняя иконография Д. А.- схимника, предстоящего Св. Троице. Так, ок. 1794 г. были выполнены 4 аналойные иконы Д. А. в серебряных позолоченных чеканных окладах - святой в «монашеском великия схимы одеянии» со Св. Троицей в облаках, на одной - с Пресв. Богородицей и Младенцем Иисусом Христом (Опись 1793 г. Л. 17). Видимо, подобная икона св. князя нач. 60-х гг. XVIII в. (Опись 1763 г. Л. 117 об.) была поднесена еп. Крутицким Самуилом (Миславским) , членом Святейшего Синода, имп. Екатерине II во время ее посещения Данилова мон-ря 30 авг. 1775 г., в день празднования памяти святого. Среди рус. вел. князей и царей, скопированных с гравированного портрета имп. Петра I с баталиями работы П. Пикара (1717), Д. А. присутствует на гравюре 2-й пол. XVIII в. с изображением в центре имп. Екатерины II, ведущей за руку малолетнего сына Павла, вдали - Московский Кремль ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 237, 239). В числе мн. др. святых Д. А. (с непокрытой головой) запечатлен на складне-мощевике 2-й пол. XVIII в. (ГММК). В XIX в. сосуществовали различные традиции иконографии святого. Так, на новой серебряной раке 1817 г. (Опись 1859 г. Л. 12 об.- 13), выполненной в стиле классицизма, Д. А. был представлен и в княжеских одеждах, и в схиме. На боковой стороне - чеканное изображение святого в рост, в горностаевой мантии, со скипетром в правой руке. Судя по выполненному акварелью и тушью чертежу раки Е. Кафтанникова, образ святого был помещен в круге на золотом фоне, по бокам - ветви, поддерживаемые ангелами (РГАДА. Ф. 1188. Оп. 1. Ед. 561. Л. 2). На верхней позолоченной доске раки имелся чеканный образ Д. А. в схиме (на обороте доски - ковчежец с частью зуба св. кн. Александра Невского) (Опись 1859 г. Л. 12 об.- 13).

http://pravenc.ru/text/171280.html

Разделы портала «Азбука веры» Канон святому благоверному великому князю Александру Невскому, в схиме Алексию (2й) В Избранное Минея, 23 Ноября, Канон Александру Глас 4 Песнь 1 Ирмос: Моря чермную пучину/невлажными стопами/древний пешешествовав Израиль,/крестообразныма Моисеовыма рукама/Амаликову силу в пустыни победил есть.  Припев: Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас. Приимша в своем сердцы, Блаже,/Твою благодать духовную твердо премудраго повеления/и в души благочестивых вложившаго,/похвалами даждь ублажити Александра преславнаго.  Припев: Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас. Светильниче многосветлый Российския земли,/чудесы, якоже солнце второе, сияя,/всех нас поминай, совершающих память твою, Александре блаженне.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Церкве был еси Христовы красота, блаженне,/пением бо сию украсил еси, преславне./И ныне молим тя:/свободи ны от всякия брани борителя, поющия тя, Александре.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Радуйся, благодати Источниче;/радуйся, лествице и дверь Небесная;/радуйся, светильниче, и стамно златая, и горо несекомая,/Дево, Жизнодавца Христа миру рождшая.  Песнь 3 Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи:/Ты моя крепость, Господи,/и прибежище, и утверждение.  Припев: Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас. Во весь мир пройде слава чудес твоих, блаженне,/имиже просветил еси вселенную,/от всех напастей избавляя присно.  Припев: Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас. Благочестиваго и венценоснаго Александра,/сошедшеся, по достоянию восхвалим,/яко чудес подателя обильнаго и Господу молящася о всех нас.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Источник чудес гроб твой явися неисчерпаемый,/от негоже реки исцелений изливаеши/верно память твою творящим, блаженне.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

Раскольничья «Православная церковь Украины» исключила из числа святых Александра Невского 05.02.2024 13:59:46 КИЕВ Синод неканонической «Православной Церкви Украины» постановил «изъять из церковного календаря» день памяти святого князя Александра Невского, сообщает Седмица.ru со ссылкой на Global Orthodox . «Удалить из Церковного календаря Православной Церкви Украины день памяти блгв. кн. Александра Новгородского (Невского), в схиме Алексея, 23 ноября», – сказано в сообщении ПЦУ. Вместо него 23 ноября в ПЦУ решили праздновать память другого Александра – первоначальника обители «Неусыпающих», день памяти которого в Церкви обычно отмечается 7 марта. Князь Александр Невский известен благодаря победе над шведским войском в битве 1240 года. В разное время он носил титулы князя Новгородского, Киевского и Владимирского. Русская Православная Церковь причислила Александра Невского к лику святых в 1547 году. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2024/02/05/raskolnich...

Храм во имя преподобного Серафима Вырицкого открыт в Александро-Невской лавре 29 декабря 2007 г. 12:34 Храм во имя преподобного Серафима Вырицкого открыт в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Освящение и первое богослужение храма совершил наместник монастыря архимандрит Назарий. Он рассказал корр. ИТАР-ТАСС, что идея устройства храма возникла благодаря прихожанам и паломникам, которые обращались с просьбой помолиться там, где жил величайший подвижник веры. Храм расположен на втором этаже Феодоровского корпуса лавры, где в 20-е годы ХХ века была келья отца Серафима. Стены храма преподобного Серафима Вырицкого окрашены в золотистые радостные тона, иконостас с резными Царскими вратами выполнен в иконописно-реставрационной мастерской лавры. Как сообщил отец Назарий, здесь смогут молиться все проживающие в монастырской гостинице, а в определенные дни — все желающие. Известный петербургский купец Василий Николаевич Муравьев, оставив высокоприбыльное дело и раздав имущество на нужды монастырей, принял монашеский постриг 16/29 октября 1920 года в церкви Святого Духа Александро-Невской лавры с наречением имени Варнава (в схиме Серафим). Затем старец иеросхимонах Серафим стал ее духовником, а с 1930 года, с началом тяжелой болезни, и до своей кончины в 1949 году жил в поселке Вырица Ленинградской области. Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. И все эти годы отец Серафим самой своей жизнью свидетельствовал о Христе, внося неизмеримый вклад в сохранение Православия как основы основ существования русского народа, приводя ко спасению неисчислимое количество душ. В 2000 году Серафим Вырицкий был причислен к лику святых Православной Церкви. Множество паломников едет в Вырицу поклониться преподобному и получить от него помощь. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/344562.htm...

Когда все друг перед другом смиряются Феодосий, епископ Каинский и Барабинский (Чащин) , Новосибирская митрополия: Феодосий, епископ Каинский и Барабинский (Чащин) – Община становится семьей, когда все друг перед другом смиряются. Не для себя, а для других живут. Без пастыря семьи быть не может Серафим, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский (Зализницкий, в схиме Сергий) , Украинская Православная Церковь: Серафим, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский (Зализницкий, в схиме Сергий) – Это от пастыря зависит, от того, кто руководит общиной: станет ли она семьей. Как он поставит дела духовной жизни, так все и будет. Без пастыря семьи быть не может. Как первая христианская община апостольского времени Архимандрит Иов (Гумеров) , насельник московского Сретенского монастыря: Архимандрит Иов (Гумеров) – Только тогда и можно говорить об общине как о духовной семье, когда большинство членов этой общины стремится жить по евангельским заповедям. Тогда она становится организмом, как первая христианская община апостольского времени. «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32). Защищать Истину надо Протоиерей Борис Демушкин , Москва: Протоиерей Борис Демушкин – Начинаем мы всегда с проповеди. Станем проповедовать, община соберется. Будем жить с Богом и по-Божьи – станет духовной семьей. В миру семьи разваливаются, потому что люди живут без Бога. А если жить с Богом, семья будет целостна, невзирая ни на что. А как с Богом жить? Очень просто. Берем в руки Новый Завет. Там ответы на все наши вопросы. Вот, допустим, послание святого апостола Павла к Коринфянам. Что там говорится? Например: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 12). Нужно прежде всего самим прийти в соответствие с духом Евангелия Надо Новый Завет читать очень внимательно. А самое главное – надо применять все прочитанное к себе, так, чтобы мы сами смирялись, терпели и любили ближнего. То есть надобно стремиться всегда самим показывать пример христианской жизни. Нужно прежде всего самим прийти в соответствие с духом Евангелия.

http://pravoslavie.ru/122635.html

124 В воспоминаниях о. Иоанна (Крестьянкина) о своем детстве есть рассказ, который хорошо иллюстрирует вышесказанное. «Вот отец Николай за поминальной трапезой, Ваня – вместе с ним. Но мальчик ничего не ест, ссылаясь на нездоровье, чем очень смущает рядом сидящую старушку. И вдруг она догадывается о причине его нездоровья. Да день-то постный – пятница, а наготовлено все скоромное... Все в смущении. А отец Николай на обратном пути объясняет постнику, как следовало бы воспринять случайную ошибку: «Ты думаешь, Ваня, что я забыл, какой ныне день? Нет. Но и я, и ты знаем благоговение хозяев, и то, что произошло, это не презорство, не нарочитое забвение устава Церкви, а ошибка, которую следовало покрыть любовью " » (Смирнова Т. С. Память сердца. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2006. С. 34). 129 Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва) (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1994. С. 64–65). 130 Перечислим лишь некоторых из них: Константинопольский патриарх Несторий и поддерживающий его патриарх Антиохийский Иоанн; монофелитствующие первоиерархи Сергий, Пирр, Павел, Петр Константинопольские и Кир Александрийский. 132 «Хоть и Христа они проповедовали, но не славы ради Христовой, а своей», – комментирует эти слова апостола Павла свт. Феофан Затворник (Толкование Посланий апостола Павла к Колоссаем и Филиппинцам. М.: «Паломник» – «Правило веры», 1998. С. 317). 133 «Нечисто проповедующие – губят свое дело доброе: и об этом надо жалеть; но слушающие их и верующие через них Господу получают спасение и прославляют Господа» (Свт. Феофан Затворник . Толкование Посланий апостола Павла к Колоссаем и Филиппийцам. М.: «Паломник» – «Правило веры», 1998. С. 320). 137 «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» ( Мф. 23, 5–7 ). 138 «Не подумайте, что спрятанность (чтоб не видали и не знали) не строго необходима, – пишет свт. Феофан Затворник одной монахине.– Нет: строго-настрого. Подвиг, о коем звонят, есть пустой, гроша не стоит» (Собрание писем. М.: Правило веры, 2000. Т. 1, вып. 4. С. 167).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

44. Мелкая монета. 45. Стефан Яворский (1658-1722) митрополит Рязанский, местоблюститель патриаршего престола, был один из самых видных деятелей Петровского времени; известен как проповедник. С св. Димитрием он познакомился в 1684 г. 46. Вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевича, скончавшегося в 1696 году. 47. Празднование в честь Толгской иконы Божьей Матери совершается 8 августа. Толгский монастырь находится в 9 верстах от Ярославля на Волге; основан в 1314 г. Ростовским епископом Прохором (в схиме Трифоном) на месте явления ему иконы. 48. Св. Димитрия часто посещали царица Параскева Феодоровна и дочери царя Алексея Михайловича и дарили ему рясы. Из этих подношений святитель приготовил себе архиерейское облачение и завещал похоронить себя в этих одеждах. 49. 22 апреля 1757 г. св. Димитрий причислен к лику святых. По поручению Св. Синода, Арсений, митрополит Ростовский, тогда же написал жизнеописание святого, а служба ему составлена Амвросием, епископом Переяславским, впоследствии архиепископом Московским. 1. Город Синоп — на южном берегу Черного моря. 2. Кончина священномученика Фоки последовала в 117 году. 3. 22 июля празднуется перенесение его честных мощей из Понта в Царьград. 1. Вертоградарь — содержатель сада или огорода, садовник. 2. Сие было около 320 года. 3. Здесь разумеются магометане — турки. В 1214 г. Синоп подпал власти сельджукских турок, а спустя 2.5 столетия он снова был завоеван (в 1461 г.) магометанами (османскими турками), именно Магометом II, завоевавшим Константинополь и основавшим на развалинах Византийской империи Турецкую (магометанскую). 8. Трехдневное пребывание пророка Ионы во чреве китовом прообразовало собою трехдневное пребывание Христа Спасителя в земле. Сам Иисус Христос так свидетельствует о прообразовательном значении пророка Ионы: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Спаситель сравнивает Себя с Ионою: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (12:41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А в два часа я должен был явиться на Лубянку за окончательным освобождением и документами. Тогда действовала “статья шесть”: в шести городах бывший осужденный не имел право проживать. Причем в месяц два раза нужно было отмечаться. Когда я вошел туда, увидел иеродиакона нашего Данилова монастыря Павла, который сидел вместе со мной и был выпущен. Говорю ему: “Иди, узнай какой результат”. Он выходит и говорит, что совсем освобожден. Потом пошел и я. И меня освободили. Мы с ним вышли. А тогда в киосках продавали ситро (теперь это называется лимонад — Ред. ). А денег-то у нас не было, только у меня несколько копеек и у него. Ну мы с ним на радостях и выпили этой сладкой воды». Освобожденный Ваня в молитвах благодарил Господа и благоверного князя Даниила — своего заступника и хранителя. Откладывать данный в заключении обет о служении Богу Иван не хотел. Осталось получить окончательное благословение владыки Феодора и дождаться монашеского пострига. Пути небесные …В жилищах не было икон. Вместо икон — законы: Нам должно космос покорять, сверлить морское дно. А Бог на облаке летел… Под синей неба сенью, Он видел: Ангела душа за ним летит легко. Стояла времени река. Стояло Вознесенье… Казалось людям, что четверг… До Бога — далеко… Николай Шипилов, «Вознесение» Если бы вы могли вернуться во времени назад и посмотреть на советскую Москву духовным оком, то, несомненно, узрели бы, как среди сонма плачущих о погибели человеческих душ Ангелов, на фоне дымящихся руин разрушенных храмов и святынь, к небу поднимаются светлые столпы молитв. Исходят они от обычных жилых кварталов, где сохранил Господь избранных христолюбцев. Покинувшие свои обители старцы и старицы были укрываемы верующими москвичами. Среди них знаменитые подвижники: старцы Зосима (в схиме Захария) и Алексий (Соловьев), священномученик Сергий Лебедев, блаженная Матрона, протоиереи Евфимий Рыбчинский, Сергий Мечёв и другие, их же имена Бог весть. Те, кто с апостолом Павлом могли сказать о себе: отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем… Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа ( 2Кор. 4:8-9,3-6 ).

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Архимандрит Гермоген (Муртазов): «Бог хранит нас для того, чтобы мы хранили истину Православия!» Архимандрит Гермоген (Муртазов), в схиме схиархимандрит Тихон, преставился ко Господу в ночь с 9 на 10 июня. Отпевание состоится во вторник 12 июня в 9:00 в Снеторгорском монастыре, погребение — в Богозданных пещерах Псково-Печерской обители. Архимандрит Гермоген (Муртазов) Представляем вниманию читателей никогда ранее не публиковавшееся слово новопреставленного старца-проповедника о деятельном покаянии. В какие времена нам Господь отпустил жить Господь отпустил нам жить в удивительное время, которое можно назвать Вторым Крещением Руси. Миллионы людей ищут и находят дорогу в Церковь! Господь всех приемлет. Всем желает спасения. Как говорится в святом Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28). И «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). Единственный покой и в этой жизни, и в будущей — это наш Учитель и Господь Иисус Христос. Но нас всех разделяет грех. Он как стена между человеком и человеком, между человеком и Богом. Поэтому каждый, кто приходит как чадо в Церковь к своему Небесному Отцу, должен прежде всего распознать в себе грех, осознать его, раскаяться и примириться с Богом, с людьми, со своей собственной совестью. А после, познав евангельские заповеди, стараться уже жить не по своей собственной греховной воле, а по воле Божией. Говорит же Священное Писание: «близ Господь всем призывающим Его» (Пс. 144: 18). Православная Церковь — единственная в мире сохраняет апостольскую истину неповрежденной до наших времен. «Церковь есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). В нее Господь вложил все для нашего спасения. Надо только прислушаться к себе: насколько мы все нуждаемся в Истине! «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), — сказал про Себя Господь. Все мы нуждаемся в Боге! «Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет» (Ин. 10: 9). Пажить вечную.

http://pravoslavie.ru/113646.html

Когда на новых монахов возлагаются кукули и мантии, монашествующие поют Κριε λησον. Чин заканчивается молитвой Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας μν... Молитва эта читается над всеми новопостриженными иноками и заключает в себе прошение, чтобы они, пожив по заповедям Господним в вере, надежде и любви, удостоились наследия святых (το κλρου τν γων), во свете славы Божией. Кто эти святые? Конечно, в широком смысле под святыми следует разуметь благоугодивших Богу и прославленных Церковью праведников, но в более тесном смысле и применительно к строю монастырской жизни можно разуметь в данном случае совершенных по жизни и выдающихся по подвигам насельников обители, облеченных в великую и ангельскую схиму. Поэтому, молитва об удостоении в будущем новопостриженных иноков наследия святых оказывается как бы связанно с молитвенным пожеланием им вступить, со временем, в ряды старейших и совершеннейших подвижников обители, облеченных уже в ангельскую одежду и сподобляющихся благодатных духовных озарений. VII В Евхологии 213 содержатся два приуготовительных к великой схиме чина: а) Εχ π το μλλοντος λαμβνειν μαντον, лл. 164 об. –165 об., и б) κολουθα το προσχματος τν μοναχν κα εχα, лл. 166–167 558 . Ни первый, ни второй чин не возбуждают сомнения в том, что они суть чины, приуготовительные к великой схиме. Второй чин имеет определенное заглавие, показывающее его значение, как именно последования το προσχμаτоς, а в первом чине, при возложении на инока мантии, священник прямо говорит, что мантия примется иноком как обручение великой и ангельской схимы (λαμβνει τ παλλον, τν αβνα το μεγλου κα γγελιχο σχματος). Но если оба чина являются одинаково приуготовительными к великой схиме, то какое же соотношение оказывается между этими чинами? Не имеем ли мы дело, в данном случае, с такими чинами, которые последовательно должны были совершаться над монахами и которые были двумя последовательными ступенями к великой схиме подобно тому, как в наше время великой схиме предшествуют малая схима (мантия) и рясофор? – Текст чинов не позволяет признать их за такие последовательно – приуготовительные ступени к схиме великой, ибо на внутреннею зависимость между чинами, по которой, напр., последование Εχ π το μλλοντος λαμβνειν μαντον совершалось бы перед последованием το προσχματος, в тексте памятника нет ни единого намека. Таким образом, остается допустить предположение, что в рассматриваемых чинах по Евхологию 213 мы имеем две редакции приуготовительного к великой схиме монашеского последования.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010