В праздновании памяти святого покровителя Витебска блгв. князя Александра Невского приняла участие делегация Смоленской епархии 7 декабря 2016 г. 16:08 6 декабря 2016 года, в день празднования памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), небесного покровителя города Витебска, делегация Смоленской епархии во главе с митрополитом Смоленским и Рославльским Исидором посетила белорусский город. В состав делегации вошли благочинный Смоленского районного округа, руководитель епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации протоиерей Роман Павлишов и председатель правления Смоленского отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» Л.П. Азаренкова. Делегаты приняли участие в торжествах по случаю дня памяти святого благоверного князя Александра Невского. Другой целью поездки стало подписание соглашения между Витебским областным общественным объединением православных женщин и отделением МОО «Союз православных женщин» в Смоленской области. Программа посещения Белоруссии началась с празднования по случаю дня памяти святого князя. Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе города Витебска совершили митрополит Смоленский и Рославльский Исидор и архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий в сослужении духовенства Витебской и Смоленской епархий. Приветствуя главу Смоленской митрополии , архиепископ Димитрий поблагодарил Его Высокопреосвященство за совместную молитву в день святого покровителя Витебска и преподнес икону «Тайная Вечеря». Митрополит Исидор выступил с ответным словом. По окончании богослужения состоялось возложение цветов к памятнику Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II , восьмилетие смерти которого вспоминает в эти дни Русская Церковь. Затем прошел крестный ход к памятнику святому благоверному князю Александру Невскому. В честь приезда Смоленской делегации архиепископ Димитрий дал торжественный прием в резиденции Витебской епархии. Архипастыри выразили заинтересованность в укреплении и развитии двухстороннего сотрудничества и обсудили ближайшие планы. Затем гости посетили Благовещенский храм и краеведческий музей города Витебска.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа — в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года. Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа. Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября). Дни празднования святого Александра Невского: 23 мая (5 июня по нов. ст.) — Собор Ростово-Ярославских святых 30 августа (12 сентября по нов. ст.) — день перенесения мощей в Санкт-Петербург (1724) — 14 ноября (27 ноября по нов. ст.) — день кончины в Городце (1263) — отменён 23 ноября (6 декабря по нов. ст.) — день погребения во Владимире, в схиме Алексия (1263) Мифы об Александре Невском (Журнал «Фома» январь 2009) 1. Сражения, которыми прославился князь Александр, были столь ничтожны, что в западных летописях они даже не упоминаются. Неправда! Эта идея родилась из чистого невежества. Битва на Чудском озере отражена в немецких источниках, в частности, в «Старшей Ливонской рифмованной хронике». Основываясь на ней, отдельные историки говорят о незначительном масштабе сражения, потому что «Хроника» сообщает о гибели всего двадцати рыцарей. Но здесь важно понять, что речь идет именно о «братьях-рыцарях», выполнявших роль высших командиров. О гибели же их дружинников и набранных в войско представителей балтийских племен, составлявших костяк армии, ничего не говорится.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

Не сохранилось в Тутани никаких письменных документов, ни записей о житии пр. Ксенофонта; в народном предании сохранилось только то, что он был учеником пр. Сергия Радонежского. В Писцовых книгах (1627 г.) упоминается о Вознесенском Тутанском монастыре, что он, как выше было сказано, в 1571 г. приписан был к Троице-Сергиевой Лавре, а при императоре Петре 1-м (в 1723 г.) был приписан к Петербургской Александро-Невской Лавре. Затем, по прошению духовника Императрицы Анны Иоанновны, архимандрита Варлаама, настоятеля Сергиевой (в Петербургской епархии) пустыни, приписан к сей последней. Памятником приписки Тутанского монастыря Сергиевой Лавре остаётся старинная икона явления Пресвятой Богородицы пр. Сергию, а памятником приписки его к Александро-Невской Лавре – старинный образ св. благоверного Великого князя Александра Невского с его деяниями; на этой иконе святой Александр изображён в иноческом одеянии, в схиме, с именем Алексия. В 1724 г. по повелению Петра 1-го воспрещено было Св. Синодом (указом от 15 июня) изображать св. Александра Невского в монашеском одеянии, а писать образ его в великокняжеских одеждах (Полное собрание Синодальных постановлений т. IV, Вероятно, братия Лавры, в виду такого распоряжения, и препроводила эту икону в недавно приписанную к ней обитель, где и сохранился такой редкий образ св. Александра Невского, в иночестве Алексия. Пр. Ксенофонту нет службы, нет даже тропаря. (Архиепископ Димитрий. Упразднённые монастыри в Тверской епархии. Тверь. 1898. стр. 23–29). 50. Преподобный Вассиан, основатель Рябовой Троицкой пустыни В настоящее время нет и следов Рябовой пустыни в 4 вёрстах от Кашина (архиепископ Сергий), ни в 40 вёрстах от того же города (архиепископ Димитрий), ни в 15 вёрстах от Колязина (В. Зверинский), а есть с. Вассьянское в 40 вёрстах от Кашина, где, вероятно, и была Рябова Троицкая пустынь, и самое село получило наименование от основателя пустыни – Вассиана. На существование в этом селе монастыря указывает следующее: Церковь в незначительном селе каменная, пятикупольная, старинная, с толстыми стенами, вокруг храма ограда каменная с башнями по углам, в значительном расстоянии от церкви во все стороны (такое обширное пространство церковной ограды не требуется для сельского храма); – есть остатки кладбища; – видны следы больших каких-то построек большей частью у стен ограды; может быть здесь были кельи и монастырские службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Прошли Рождественские чтения " военного " отдела декабря 2020 В них приняли участие председатель КГИОПа Сергей Макаров, заместитель главы администрации Кронштадтского района Олег Кадемцев, руководитель регионального управления Росимущества Елена Федорова, начальник Северо-Западного управления имущественных отношений Минобороны Елена Петроченко, заместитель начальника Военной академии связи полковник Александр Мишин, заведующий филиалом Центрального военно-морского музея имени Петра Великого Александр Тарапон, сотрудники " военного " отдела в священном сане, общественные деятели. Заместитель председателя " военного отдела " , ключарь собора иеромонах Леонид (Маньков) от имени клириков поздравил архимандрита Алексия (Ганьжина) с именинами: " Вы родились 12 сентября, в день памяти святого Александра Невского, и мама нарекла вас Александром, а при монашеском постриге вас нарекли Алексием - снова в честь Александра Невского, который принял в схиме это имя. Многие годы вы являетесь председателем " военного " отдела, несете труды по созиданию воинских храмов и духовному окормлению военнослужащих. Желаем вам здравия, благоденствия и многолетия, чтобы заступничество благоверного князя всегда сопутствовало вам " . Отец Алексий отметил, что благоверный князь является ориентиром в сфере духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания военнослужащих. Он прославился не только ратными подвигами, но и следованием заповедям Христовым. " Путь святого Александра Невского - это не только великое прошлое, но прежде всего будущее нашей страны, объединившей русской культурой множество народов, - сказал он. - " Не в силе Бог, а в правде " - эти слова благоверного князя дают уверенность в правоте нашего делания " . Сергей Макаров рассказал о ходе реставрации объектов, связанных с именем святого Александра Невского. Олег Кадемцев отметил значимость предстоящего празднования 800-летия со дня рождения святого князя и рассказал о планируемых администрацией Кронштадта мероприятиях. Полковник Александр Мишин рассказал о жизненном пути святого, привел отрывок из " Степенной книги " царского родословия, где об Александре Невском сказано следующее: " Во время юности своей князь придерживался смиренномудрия, воздержания и соблюдал чистоту душевную и телесную, прилежал кротости, а тщеславия избегал, и весьма был верен воздержанию от пищи, так как знал, что угождение чреву мешает целомудрию и создает препятствие бдению и прочим добродетелям. На устах у него были только божественные слова, услаждавшие более, чем сотовый мед: ведь прочитал он Священное Писание и желал с усердием исполнить на деле его установления. Родственники видели, что он преуспевает в добродетелях, и всячески стремится угодить Богу, загорелся небесным желанием делать только хорошее и честное другим людям " .

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Архив Пн Патриаршая проповедь в день памяти благоверного князя Александра Невского после Литургии в Храме Христа Спасителя 6 декабря 2021 г. 14:51 6 декабря 2021 года, в день памяти благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы молитвенно вспоминаем святого благоверного великого князя Александра Невского, но вспоминаем особенно, потому что в этом году — 800 лет со дня его рождения. И это не просто круглая дата. Прошло восемь столетий, а народ наш хранит память об этом человеке. Через святого благоверного князя Александра нам были явлены некие чрезвычайно важные мировоззренческие истины, а потому он не просто святой, не просто герой, один из многих, но совершенно особая историческая личность. Казалось бы, его жизнь была такой короткой, и особых деяний, в глобальном масштабе, будто бы не было, но, если внимательнее присмотреться к тому, что совершил Александр Невский, то станет очевидно, что его подвиг имел огромные последствия для нашего народа и нашей страны. Святой благоверный князь участвовал в двух небольших локальных конфликтах, каковых тогда было много в Европе: один — на Неве, со шведами, другой — с Ливонским орденом, на льду Чудского озера. Действительно, по сравнению с войнами, которые терзали Европу, это были небольшие конфликты, но каждый из них нес в себе огромную разрушительную силу, которая могла иметь цивилизационные последствия для нашего народа. Потому что завоеватели, которые пытались овладеть северо-западом Руси, а затем и всей Русью, стремились не только захватить наши богатства, наши земли, подобно монголам, завоевателям с Востока. Силы, пришедшие к нам войной с Запада, хотели овладеть нашим умом и нашим сердцем. Говоря современным языком, речь шла о переформатировании русской цивилизации, потому что они не хотели иметь рядом с собой народ, который бы от них отличался и по вере, и по благочестию, и по национальным духовным ценностям.

http://patriarchia.ru/db/text/5869899.ht...

В рамках культурно-просветительской программы состоялся показ документального фильма «Александро-Невская лавра - 300 лет: история и современность», а также была развёрнута выставка фотографий, посвящённых архитектуре, истории и повседневной жизни монастыря. Праздник будет продолжаться до 6 декабря - главного церковного праздника - дня преставления Александра Невскогосхиме Алексия). Александро-Невская лавра стала не только духовным, но и культурным центром России. Под патронатом епископа Кронштадтского Назария ежегодно проходит вручение литературной премии им. Александра Невского, которая присуждается прозаикам , публицистам и поэтам, чьё творчество направлено на сохранение и продолжение великих традиций русской литературы. В Святодуховском центре проходят фестивали авторской и духовной песни им. Александра Невского и международный фестиваль «Невские купола». Частыми гостями лавры бывают поэты, музыканты, живописцы, и все они после прикосновения к святыням возвышаются духом. В монастыре постоянно призревают страждущих: здесь людям помогают освободиться от наркотической и алкогольной зависимости, сюда приходят люди со своими скорбями и радостями. Духовная связь города с лаврой нерасторжима. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России женщина сделала около 30 абортов:к чему привело Видео «голого прыжка» девушки с моста в Петербурге: смотреть В России голая девушка убегала от полиции и прыгнула с моста: СМИ «Красная» магнитная буря настигла Землю: что ожидать людям? Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Где-то 30-40 ребят. Вот он в 1975 году. Почти столько же ребят. И вот лагерь в позапрошлом году – уже 130 человек! Сегодня национальная организация «Витязей» насчитывает тысячи участников по всему миру, от Австралии до Италии. Есть «Витязи» и в России. – Мы, мальчишки, хорошо себе представляли Александра Невского юношей, полководцем. Этот образ был для нас близок, прочувствован изнутри, – поделился воспоминаниями зарубежный гость. – И не представляли тогда его в схиме! Наверное, святой образ смиренного схимника Алексия архипастырь смог увидеть внутренним взором, когда сам после десятилетий плодотворной педагогической работы в юношеских православных лагерях, после напряженной работы в госпиталях (в реанимационных и детских отделениях) решил принять монашеский сан...      О великой миссии правителей Много в докладах было таких цитат, которые участники Чтений, особенно молодежь, записывали, чтобы потом вернуться к ним и увидеть какое-то событие, какой-то пласт истории, открывшиеся им под определенным углом зрения. Так на первой указанной в этой статье конференции С.Г. Гладышева, доцент Московского технологического университета, кандидат философских наук, в докладе «Святой благоверный князь Александр Невский: образ христианского правителя» привела слова французского писателя Оноре де Бальзака, который утверждал: «В принципе великий политик должен быть злодеем, иначе он будет плохо управлять обществом. Порядочный человек в роли политика – это всё равно что чувствующая паровая машина или кормчий, который объясняется в любви, держа рулевое колесо: корабль идет ко дну». А позже его собрат по писательскому цеху Максим Горький сравнивал политику с почвой, «на которой быстро и обильно разрастается чертополох ядовитой вражды, злых подозрений, бесстыдной лжи, клеветы, болезненных честолюбий, неуважения к личности...» и т.д. Но еще в XIII веке на Русских землях был явлен образ правителя-миротворца, который жил в духе истины и выполнил великую миссию обожения людей и сохранения территории, будучи наделен многими христианскими добродетелями. – Не было бы и Дмитрия Донского, если б не было Александра Невского, – подытожила докладчица. Не было бы тогда и Руси, России, нашего с вами Отечества! Эта тема глубоко освещалась и на конференции «Благоверный великий князь Дмитрий Донской – потомок святого Александра Невского». Выступившая с сообщением депутат Государственной Думы Н. Н. Пилюс (в Госдуме Наталия Николаевна представляет Тульскую область), процитировала русского ученого, историка-этнолога Льва Гумилева: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т. д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т. д. Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России».

http://pravoslavie.ru/139572.html

Другим аспектом понимания сакральности и православного почитания святых в Петровское время является перемена функции благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия. Вскоре после взятия Выборга по указанию Петра было выбрано место для будущего монастыря во имя Троицы и Александра Невского. 20 февраля 1712 г. Пётр приказал архимандриту Феодосию Яновскому строить монастырь и затем перенести в новую столицу мощи благоверного князя, многократного победителя западных «нападателей», а по словам Ломоносова, «укротившего варварство на Востоке, низложившего зависть на Западе» 1908 . Пётр решил сочетать церковный праздник в честь святого князя с воспоминанием Ништадтского мира, подписанного 30 августа 1721 г., и задержал перенесение мощей до того же дня 1724 г. Составление новой службы и переделку существующего жития, устанавливающих связь святого князя с победами Петра и заключённым вечным миром со Швецией, царь поручил архимандриту Гавриилу Бужинскому 1909 . Указом Святейшего Синода от 15 июня 1724 г. запрещено писать образы благоверного князя «в монашеской персоне», а исключительно «во одеждах великокняжеских», по иконе, написанной живописцем столичной типографии Иваном Одольским. В Службе подвиги Александра очень напоминают воинские истории Петра. Князь сравнивается с Моисеем, с Иосифом, встречаемым братией, с победительным царём Давидом и т. д., но часто вспоминаются его великоцарственные наследники, т. е. и Пётр, а также внутренние смущения и дело царевича Алексея, названного Авессаломом. Россия, как древле Агарь воды, просила у Господа мира, как Варак и Девора, воскликает Богу победную песнь, ибо Он исполнил воинство российское «во бранех» премудростию, украсил Балтийское море российскими кораблями и град в честь апостола Петра воздвиг и прославил. Песнопесния, посвящённые Ништадтскому миру, означены как «благодарственные» и песнопесния «праздника». На утрене этому посвящён первый канон, второго гласа. Их основная мысль – прославление Бога, давшего неискушённым русским победу над опытным врагом. Посмотрим одну из стихир на великой вечерне (глас 1): «Назираху прежде окрестнии народи, уклоньше на Россию очеса своя, и ея силы в себе разсмотревающе, со опасением многим разсуждаху, како свет учения отвратити, искусства воинскаго и мореплавания не допустити, брани наченшияся не протязати, да не сими движеми искус учения познают. Но ныне увидеша, еже никогдаже чаяху видети – непоколебимое всему положи Петр 1910 основание, на твердом камени надежды в Бозе, егоже и благодарим даровавшаго нам сицевыя своя милости».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 декабря, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в войсковом соборе святого благоверного князя Александра Невского в Краснодаре. Святейшему Владыке сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, епископ Майкопский и Адыгейский Тихон, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, духовенство Екатеринодарской епархии. На богослужении присутствовали губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев, глава администрации города Краснодар В.Л. Евланов, атаман Кубанского казачьего войска Н.А. Долуда, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, представители общественности Краснодарского края, казаки Кубанского казачьего войска. В ходе посещения Предстоятелем Русской Православной Церкви в Краснодаре памятника защитникам Отечества состоялась встреча с присутствовавшими на площади у мемориала казаками и ветеранами. Вечером в Екатерининском кафедральном соборе столицы Кубани Святейший Патриарх Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима, епископ Майкопский и Адыгейский Тихон, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий совершили чин наречения архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского, викария Владивостокской епархии, а 7 декабря за Божественной литургией в Екатерининском кафедральном соборе столицы Кубани — хиротонию архимандрита Иннокентия (Ерохина) во епископа Уссурийского, викария Владивостокской епархии. На богослужении присутствовали губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев, председатель законодательного собрания Краснодарского края В.А. Бекетов, атаман Кубанского казачьего войска Н.А. Долуда, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

http://patriarchia.ru/db/text/1368308.ht...

Собственно постройка монастыря началась не ранее 1717 года по плану архитектора Андрея Треззина. На плане государь изволил начертать: «Во имя Господне делать по сему». Работы продолжались непрерывно. В том же году был заложен и храм во имя святого Александра Невского. 29 мая 1723 года во время своего посещения вновь устроенной обители государь повелел «обретающиеся во Владимирском Рождествене монастыре мощи святого благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». «Тако бо Бог прослави угодника Своего» Александр Невский, в схиме Алексий Кончина князя Александра, воина и дипломата, была благочестивой. 1262 год он вынужден был провести в Орде. Искусный дипломат, умевший вести дела с Ордой, князь отправился в ханскую ставку, чтобы попытаться воспрепятствовать военному набору русских в татарское войско. На возвратном пути князь тяжело заболел. В Феодоровском монастыре Городца, почувствовал приближение кончины, он остановился и, призвав игумена, стал просить о пострижении в иночество. Князь был пострижен в схиму с именем Алексия. На него был возложен куколь и иноческое одеяние. Он призвал к себе своих бояр и слуг и стал прощаться с ними, прося у каждого прощения. Потом причастился святых таин и тихо преставился. Это было 14 ноября 1263 года. Митрополит Владимирский Кирилл служил обедню в Успенском соборе города, когда вошедший в алтарь гонец сообщил ему о кончине князя. Выйдя к народу, митрополит сказал: «Чада моя! Разумейте, яко уже зайде солнце Суздальской земли». И весь собор – бояре, иереи, дьяконы, черноризцы и нищие – ответили рыданием и воплем: «Уже погибаем». Тело князя из Городца повезли к Владимиру. Был сильный мороз. Митрополит со всем духовенством, с горящими свечами и кадильницами, со всеми боярами и толпами горожан встречали тело у Боголюбова. Когда вдали показался великокняжеский стяг, который несли перед гробом, среди народа поднялся плач и стон, «яко и земли трястися». Огромные толпы теснились у гроба, чтобы прикоснуться к телу. Погребение было совершено в церкви Рождества Богородицы во Владимире 23 ноября. Житие повествует, что когда митрополичий эконом Севастиан подошел ко гробу, чтобы вложить в руку усопшего разрешительную грамоту, рука князя, распростершись, взяла сама грамоту и снова сжалась. «И тако объят ужас, – говорит летопись, – видевших то, и проповедано бысть всем се от Кирила митрополита и от иконома Севастяна. Се же слышавше, братье, кто не подивится, яко телу бездушно сушу, привезенну от далних мест во время зимы? Тако бо Бог прослави угодника своего, иже много тружеся за землю Русскую, и за Новгород, и за Пськов, и за всю землю Русскую живот свой полагав за право славное християнство».

http://pravoslavie.ru/4449.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010