В настоящее время в Покровском Александро-Невском монастыре трудятся 35 сестер. Они несут разнообразные послушания: в храме, на клиросе, на колокольне, в иконописной мастерской, в ризнице, в просфорне, трапезной, котельной, подсобном хозяйстве. Сестры овладели многими строительными специальностями - каменщика, штукатура, маляра; окончили курсы профессиональных водителей. Теперь они на грузовых машинах возят картошку и сено с монастырского поля, песок, глину, пиломатериал для стройки. Очень много в монастыре так называемых рукодельных послушаний - сестры пишут и вышивают иконы, шьют облачения, вырезают из дерева и бересты киоты для икон. Насельницы монастыря окормляют часовню во имя святого Лазаря Четверодневного, открытую при районной больнице. Они также заботятся о престарелых и больных прихожанах храма, проводят занятия Воскресной школы с детьми-сиротами из интерната. От урожая, собранного со своих огородов, монастырь отправляет помощь приходам и нескольким детским учреждениям. В 2004 году в обители была воздвигнута и освящена водосвятная часовня в честь царственных страстотерпцев, Новомучеников и исповедников Российских. В монастыре три престольных праздника: первый - 1 (14) октября - Покров Пресвятой Богородицы, второй - 23 ноября (6 декабря) - день памяти святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия, и третий - 30 августа (12 сентября) - день памяти перенесения мощей благоверного князя. Чтимые иконы и святыни храма: икона святого благоверного князя Александра Невского в схиме с частицей мощей; икона Пресвятой Богородицы - Игумений святой горы Афонской;икона святителей Иннокентия Иркутского, Тихона, Патриарха Московского и Пуки Симферопольского с частицей мощей; икона преподобных Силуана и Гавриила Афонских с частицами мощей;и кона преподобной Александры первоначальницы Дивеевской с частицей мощей;икона блаженного Иоанна Тульского с частицей мощей;ковчежец с мощами многих святых; Крест с частицей Животворящего Древа Христова.Колыванскую обитель постоянно посещают паломники, стремясь помолиться и потрудиться на святом месте, полюбоваться красотою старейшего в Новосибирской епархии храма, отдохнуть и набраться сил духовных и душевных.

http://sobory.ru/article/?object=19202

7 апреля, в день Благовещения, в лавре прошли большие церковные и светские торжества, в которых приняли участие и представители городских властей. Именно в этот день губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко объявил о передаче лавре Благовещенской церкви, в которой находится могила другого великого русского полководца с лаконичной эпитафией: «Здесь лежит Суворов». Отрадно, что светские власти города не отстраняются от дел духовных. Решается вопрос о возвращении в лавру из Эрмитажа раки Александра Невского. По этому поводу наместник монастыря сказал следующее: «Я понимаю, что этот вопрос может решить только глава государства, потому что есть закон о музейном фонде. Одно из главных качеств монаха - это терпение. Поэтому мы терпим, молимся и не оставляем надежды». Одним из значимых событий празднования юбилея стала конференция «300 лет Александро-Невской лавры», которая открылась 16 мая в Святодуховском центре монастыря. Прозвучали доклады представителей МГИМО, СПбГУ, Санкт-Петербургской православной духовной академии, Хельсинкского университета, НИИ Российской академии художеств, Российского исторического архива и других научных и образовательных учреждений. В рамках культурно-просветительской программы состоялся показ документального фильма «Александро-Невская лавра - 300 лет: история и современность», а также была развёрнута выставка фотографий, посвящённых архитектуре, истории и повседневной жизни монастыря. Праздник будет продолжаться до 6 декабря - главного церковного праздника - дня преставления Александра Невскогосхиме Алексия). Александро-Невская лавра стала не только духовным, но и культурным центром России. Под патронатом епископа Кронштадтского Назария ежегодно проходит вручение литературной премии им. Александра Невского, которая присуждается прозаикам , публицистам и поэтам, чьё творчество направлено на сохранение и продолжение великих традиций русской литературы. В Святодуховском центре проходят фестивали авторской и духовной песни им. Александра Невского и международный фестиваль «Невские купола». Частыми гостями лавры бывают поэты, музыканты, живописцы, и все они после прикосновения к святыням возвышаются духом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

6 декабря 2020 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем день погребения святого благоверного великого князя Александра Невского. Он скончался на 43-м году жизни, возвращаясь из Орды, недалеко от Городца. Размышляя о том, как неожиданно умер человек в расцвете сил, богатырь, воин, многие подозревают, что причиной смерти было отравление в ханской Орде. Исключать этого нельзя, как нельзя с уверенностью об этом говорить, но кончина действительно была безвременная. Святой благоверный князь Александр Невский, обладавший огромным авторитетом на просторах Руси, был великой надеждой для нашего народа, в то время находившегося под игом Орды, – потому что умел общаться с ханом, умел своим дипломатическим искусством, правильными словами, подарками ограждать народ свой от нападений, оставаясь с ханом в добрых отношениях. Но святому благоверному князю Александру Невскому довелось оберегать народ от гибели не только дипломатическими усилиями и уважительным отношением к завоевателю – ему приходилось обнажать меч и вставать во главе своей рати, чтобы защитить народ наш от нашествия с Запада. На землю нашу наступал Ливонский орден, опасный враг; и если хану и Орде нужны были наши богатства, сокровища, материальные ценности, то те, кто наступал с Запада, руководствовались иными целями: им нужно было завоевать Русь, обратить народ в свою веру и таким образом подчинить его духовным и политическим центрам в Европе, чужим и по вере, и по культуре. Разницу между этими двумя неприятелями святой благоверный князь понял очень хорошо. От восточного владыки он добивался своего без всякого употребления силы, но отчетливо осознавал: с теми, кто наступал на Русь с Запада, никакими подарками и добрыми словами урегулировать конфликт невозможно. И потому, несмотря на то, что Русь была ослаблена, он собрал всё, что только можно было собрать, всю рать свою, и дал бой на льду Чудского озера, а несколько ранее – и в устье реки Ижоры, при впадении ее в Неву, где также оказались нападавшие на нашу землю западные соседи; и во всех случаях одержал победу.

http://religare.ru/2_120101.html

24 октября (6 ноября). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 г.). 26 октября (8 ноября). Великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.). 27 октября (9 ноября). Преподобного Нестора Летописца (около 1114 г.). 28 октября (10 ноября). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651 г.). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.). Ноябрь I (14) ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их, преподобной Феодотии (III в.). 5 (18) ноября. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470 г.). 6 (19) ноября. Святителя Павла Исповедника (350 г.), патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.). 8 (21) ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. II (24) ноября. Преподобного Феодора Студита (759 – 826 гг.). 13 (26) ноября. Святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского (407 г.). 14 (27) ноября. Апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы (1360 г.), архиепископа Фессалонитского. 15 (28) ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского (1724 г.). Начало Рождественского (Филиппова) поста. 16(29)ноября. Апостола и евангелиста Матфея. 17 (30)ноября. Святителя Григория Неокесарийского (около 270 г.). Преподобного Никона Радонежского (1426 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 21 ноября (4 декабря). Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 23 ноября (6 декабря). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.). 24 ноября (7 декабря). Великомученицы Екатерины (313 г.). 25 ноября (8 декабря). Священномученика Климента, папы Римского (около 100 г.). 26 ноября (9 декабря). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731 г.). 27 ноября (10 декабря). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». 30 ноября (13 декабря). Апостола Андрея Первозванного. Декабрь I (14) декабря. Пророка Наума (VII в. до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Петру Юрьевичу Бестужеву-Рюмину, от которого деревня перешла к его детям стольникам Ивану, Степану, Семену и Дмитрию. При детях Петра Юрьевича Бестужева-Рюмина Иване, Степане, Семёне и Дмитрии в Дарьине была построена православная церковь во имя святителя Николая. Дарьино стало селом. Возведение храма началось в 1698 г. после того, как было получено на то соответствующее благословение священноначалия. Строительный материал доставлялся из окрестных лесов, а финансирование осуществлялось за счет средств помещиков. Уже в следующем году в западной части села на возвышенном месте красовалась церковь во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских – одного из самых почитаемых на Руси святого. Храм был деревянный, на кирпичном основании, с такой же колокольней. Один из двух приделов был сооружен в честь святого благоверного князя Александра Невского, в схиме Алексия. По церкви село стало именоваться Дарьиным, Никольским тож. Известны клирики храма: священник Иоанн Кириллов (1704-1709 г. г.), священник Иосиф (1719 г.), священник Иоанн Иванов (1720 г.) После постройки в середине XVIII века Троицкого храма в Назарьево Никольский храм сделался, очевидно, к нему приписным, богослужения стали совершаться настоятелем Троицкого храма. Судя по описанию 1704 г., село принадлежало Ивану Петровичу Бестужеву-Рюмину. В нем находился двор вотчинников и два крестьянских двора, где жило 14 человек. В 1711 г. оно, после раздела с Семеном и Дмитрием Петровичами Бестужевыми-Рюминами, было владением вдовы Степана Петровича Евфросиньи Селиверстовны Бестужевой-Рюминой с детьми Иваном и Алексеем Степановичами. По документу 1786 г. за гвардии прапорщиком Андреем Алексеевичем Бестужевым-Рюминым в селе Никольском, Дарьине тож, и сельце Ащерине значилось 74 ревизских души. В конце XVIII в. Никольское-Дарьино принадлежало корнету Степану Алексеевичу Бестужеву-Рюмину. В селе находились одноэтажный господский деревянный дом, при котором был разбит сад с плодовыми деревьями, и 12 крестьянских дворов, где проживал 121 человек.

http://sobory.ru/article/?object=07295

С марта 1999 по июль 2000 г. по поручению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II исполнял обязанности настоятеля Александро-Невского кафедрального собора в Таллине в связи с гражданской регистрацией собора в качестве ставропигиального прихода. 31 марта 1999 г. назначен представителем Московского Патриархата в Эстонии с сохранением послушания в ОВЦС. 7 окт. 2000 г. постановлением Свящ. Синода назначен представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока в Дамаске (Сирия). 15 янв. 2001 г. в связи с новым назначением освобожден от должности секретаря ОВЦС по межправосл. связям и зарубежным учреждениям. 12 марта 2002 г. постановлением Свящ. Синода Е. стал начальником РДМ в Иерусалиме. 6 окт. 2006 г. Е. был назначен епископом Богородским, викарием Корсунской епархии, с поручением временного управления Сурожской епархией РПЦ (Великобритания). 26 нояб. того же года хиротонисан во епископа. Хиротонию в Христа Спасителя храме в Москве возглавил Патриарх Алексий II. 27 дек. 2007 г. решением Свящ. Синода Е. определено быть епископом Сурожским. 1 фев. 2010 г. возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 28 дек. 2017 г. назначен архиепископом Гаагским и Нидерландским с освобождением от управления Сурожской епархией. Соч.: Паломничество на Св. Земле в наши дни//Правосл. паломник. 2004. 1. С. 12-15. Лит.: [Назначен зам. начальника Рус. духовной миссии в Иерусалиме]//ЖМП. 1989. 3. С. 8; [Назначен представителем Московского Патриархата в Эстонии]//Там же. 1999. 5. С. 4; [Назначен представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском]//Там же. 2000. 11. С. 6; [Назначен начальником Рус. духовной миссии в Иерусалиме]//Там же. 2002. 4. С. 16; [Определен еп. Богородским, с врем. управлением Сурожской епархией]//Там же. 2006. 10. С. 18; Наречение и хиротония архим. Елисея (Ганабы)//Там же. 12. С. 13-21. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/Елисеем ...

Ибо сегодня все мы так или иначе трудимся над возведением нового здания для достойной жизни всех народов России. Прочнейший фундамент для этого общего дома на протяжение столетий созидали наши великие предки. И поэтому именно их имена, а не чьи-либо другие мы вспоминаем ныне. Ведь мы с ними соработники в творимой истории нашего Отечества. Поверх веков и поколений, нас разделяющих, мы с ними едины в общем убеждении: «У всякого народа есть родина, но только у нас — Россия», как однажды замечательно выразился русский религиозный мыслитель Георгий Федотов. Поэтому так значим для всех вместе и для каждого в отдельности этот телепроект. На съемках передачи " Имя Россия " . Фото Владимира Ештокина — Почему Вы решили представлять именно Александра Невского? В чем значение этого имени для Церкви, истории? — В проекте «Имя Россия» я имел честь представить на суд телезрителей житие и деяния святого благоверного великого князя Александра Невскогосхиме Алексия). Мое участие именно в этом качестве было предопределено сразу несколькими обстоятельствами. Во-первых, глубоким убеждением в том, что именно святой Александр Невский должен стать именем России. В моих выступлениях эта позиция была многократно аргументирована (на сайте телепроекта «Имя Россия» доступны соответствующие видеозаписи и интервью). И в самом деле, кто как не святой угодник Божий, может и должен олицетворять собой идеал Святой Руси? Ведь святость есть понятие, не имеющее временных или пространственных границ, но покрывающее собой путь в вечность. И если народ среди многих иных достойных кандидатур все-таки избирает своим национальным героем человека святого и праведного, то это зримо свидетельствует о духовном возрождении, происходящем в нас. Во-вторых, этот святой очень близок мне лично. Ведь большая часть моей жизни прошла в Петербурге, где почивают святые мощи Александра Невского. И мне нередко случалось прибегать к его небесному заступлению, молясь пред этой святыней в Александро-Невской Лавре, месте его упокоения. Все мы: учащиеся Духовной семинарии и академии, православные верующие города и многочисленные паломники — неизменно и явно ощущали благодатную помощь, которую святой Александр Невский подавал призывающим его в своих молитвах с верою и упованием.

http://foma.ru/postizhenie-rossii-ili-ot...

Собственно постройка монастыря началась не ранее 1717 года по плану архитектора Андрея Треззина. На плане государь изволил начертать: «Во имя Господне делать по сему». Работы продолжались непрерывно. В том же году был заложен и храм во имя святого Александра Невского. 29 мая 1723 года во время своего посещения вновь устроенной обители государь повелел «обретающиеся во Владимирском Рождествене монастыре мощи святого благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». «Тако бо Бог прослави угодника Своего» Александр Невский, в схиме Алексий Кончина князя Александра, воина и дипломата, была благочестивой. 1262 год он вынужден был провести в Орде. Искусный дипломат, умевший вести дела с Ордой, князь отправился в ханскую ставку, чтобы попытаться воспрепятствовать военному набору русских в татарское войско. На возвратном пути князь тяжело заболел. В Феодоровском монастыре Городца, почувствовал приближение кончины, он остановился и, призвав игумена, стал просить о пострижении в иночество. Князь был пострижен в схиму с именем Алексия. На него был возложен куколь и иноческое одеяние. Он призвал к себе своих бояр и слуг и стал прощаться с ними, прося у каждого прощения. Потом причастился святых таин и тихо преставился. Это было 14 ноября 1263 года. Митрополит Владимирский Кирилл служил обедню в Успенском соборе города, когда вошедший в алтарь гонец сообщил ему о кончине князя. Выйдя к народу, митрополит сказал: «Чада моя! Разумейте, яко уже зайде солнце Суздальской земли». И весь собор – бояре, иереи, дьяконы, черноризцы и нищие – ответили рыданием и воплем: «Уже погибаем». Тело князя из Городца повезли к Владимиру. Был сильный мороз. Митрополит со всем духовенством, с горящими свечами и кадильницами, со всеми боярами и толпами горожан встречали тело у Боголюбова. Когда вдали показался великокняжеский стяг, который несли перед гробом, среди народа поднялся плач и стон, «яко и земли трястися». Огромные толпы теснились у гроба, чтобы прикоснуться к телу. Погребение было совершено в церкви Рождества Богородицы во Владимире 23 ноября. Житие повествует, что когда митрополичий эконом Севастиан подошел ко гробу, чтобы вложить в руку усопшего разрешительную грамоту, рука князя, распростершись, взяла сама грамоту и снова сжалась. «И тако объят ужас, – говорит летопись, – видевших то, и проповедано бысть всем се от Кирила митрополита и от иконома Севастяна. Се же слышавше, братье, кто не подивится, яко телу бездушно сушу, привезенну от далних мест во время зимы? Тако бо Бог прослави угодника своего, иже много тружеся за землю Русскую, и за Новгород, и за Пськов, и за всю землю Русскую живот свой полагав за право славное християнство».

http://pravoslavie.ru/4449.html

И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения В 1921 году, когда монастырь был на грани закрытия, он был пострижен в монашество с именем Зиновий. В 1922 году обитель закрыли. Многие монахи были расстреляны, а монастырь был полностью разорен и осквернен. По благословению старцев, взяв с собой священный антиминс, отец Зиновий отправился в Грузию, где был рукоположен во иеромонаха, и служил несколько лет в Сухуми в церкви святителя Николая. В 1930 году он был арестован и отправлен на Урал. Когда его и других заключенных везли в лагерь, по его молитвам Господь послал дождь для изнемогавших от жажды, запертых в вагоне арестантов, и, имея при себе деревянную ложку, он всех напоил дождевой водой. И в тюрьме будущий святитель тайно продолжал нести свое пастырское служение, облегчая многим людям тяжкий крест заключения. За его кротость и смирение Господь даровал ему преждевременное освобождение и дал возможность вновь вернуться в Сухуми. Хотя у отца Зиновия был дом в Сухуми, прописку он так не получил. Он ушел в горы и образовал там монашескую общину. Многие люди духовно окормлялись у него. Многие монахи из других разоренных монастырей России скрывались тогда в горах Кавказа. Им покровительствовал Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе), а после Патриарх Мелхиседек. Но богоборческая власть и там не дала находиться молитвенникам. Однажды, преследуемый властями, отец Зиновий заснул в медвежьей берлоге и был чудесным образом спасен. Это произошло в день праздника святого Николая Чудотворца и святого Шио Мгвимского. По благословению Святейшего Патриарха Каллистрата, отец Зиновий стал служить сверхштатным священником при главном кафедральном Соборе Сиони, в Тбилиси. В 1943 году Блаженнейший Каллистрат наградил его наперсным крестом. «Этот человек ... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость…» Отец Зиновий был представителем Грузинской Православной Церкви на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1945 году и на интронизации Патриарха Алексия I (Симанского). Патриарх Алексий I наградил грузинское духовенство наградами, а отца Зиновия почтил саном игумена. Отец Зиновий служил в разных уголках Грузии, а когда скончался настоятель русской Александро-Невской церкви в Тбилиси, то Патриарх Каллистрат срочно вызвал его и назначил настоятелем. Он сказал о нем такие слова: «Этот человек ... имеет великое послушание, а послушание затмевает и грамотность, и гордость, и ставит его на первое место».

http://pravoslavie.ru/73463.html

Свв. мчч. Адриан и Наталия В этот же день церковь вспоминает святых мучеников Адриана и Наталию – супругов, пострадавших за Христа в IV в. при императоре Максимиане. 11 сентября – Великий праздник Усекновения Главы пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна . За обличения в незаконном сожительстве с женой брата Иродиадой правитель Галилеи Ирод Антипа заключил пророка в темницу. Дочь Иродиады Саломея, угодившая Ироду пляской, по наущению матери потребовала в награду голову Иоанна. Усекновение главы св. Пророка и Предтечи Иоанна Ирод, поклявшийся исполнить любое ее желание, приказал казнить пророка. В этот день церковью установлен строгий пост – как выражение скорби. 12 сентября – день перенесения из Владимира в Санкт-Петербург мощей святого благоверного князя Александра Невскогосхиме Алексия) . Св. блгв. князь Александр Невский. http://www.icon-art.ru/75/AlfavitIcons.html В 1724 г. по приказу Петра I мощи были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 14 сентября – начало индикта, церковное новолетие . В этот день церковь молится о благополучии всего предстоящего года. Свв. правв. Захария и Елисавета Память святого пророка Захарии и святой праведной Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя, отмечается 18 сентября. Царь Ирод, знавший о чудесном рождении Предтечи и заподозривший в нем Мессию, послал к Захарии убийц. Отец Иоанна был убит в Иерусалимском храме, Елисавета, скрывшаяся с сыном в толще горы, пережила супруга на 40 дней. Чудо Архистратига Михаила в Хонех 19 сентября – воспоминание совершенного святым Архистратигом Михаилом чуда в Хонех . В Лаодикии в IV в. находился храм в честь Архистратига, воздвигнутый жителем города в благодарность за исцеление его дочери от немоты. Когда язычники задумали погубить храм и направили на него воды реки, служитель храма Архип усердно молился архангелу Михаилу о спасении, и Архистратиг своим жезлом открыл в скале расщелину, куда ушла вода. 21 сентября – Великий Двунадесятый праздник Рождества Пресвятой Богородицы .

http://pravmir.ru/imeniny-v-sentyabre/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010