На принципах Рачинского строилась работа подавляющего большинства православных приходских обществ трезвости. В 1912 году количество этих обществ было 1 767, а число членов в них приближалось к полумиллиону. В Санкт-Петербургской епархии в то время действовало 51 приходское общество трезвости, а число членов в них насчитывалось 249 800 человек. На рубеже XX-XXI веков в России вновь начало широко развиваться православное трезвенное движение. Сейчас наиболее активно идет приходская трезвенная работа в Санкт-Петербургской, Московской, Екатеринбургской, Ярославской, Тверской, Абаканской, Магаданской, Читинско-Забайкальской епархиях. В Санкт-Петербургской епархии можно назвать целый ряд православных обществ трезвости, где людям помогают преодолеть зависимость к психоактивным веществам. Пример тому - братство трезвости при храме преподобномученика Андрея Критского в Сергиево, Школа трезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму, общество православных христиан-трезвенников в приходе храма Новомучеников и Исповедников Российских у Московского вокзала, Александро-Невское общество трезвости при соборе св. вмч. Екатерины в г. Луге, православное братство " Трезвение " при храме св. прав. Иова Многострадального г. Тихвина и многие другие. Однако ситуация с алкоголепотреблением в России до революции и в наше время отличается весьма значительно. Возьмем для сравнения показатели среднедушевого потребления спиртных напитков в год (в литрах 100-% спирта). В 1905 году этот показатель в нашей стране составлял 3,13 литра чистого спирта на одного жителя. Накануне горбачевской антиалкогольной компании среднедушевой уровень потребления алкоголя уже превысил 14 литров чистого спирта в год, а ныне по экспертным оценкам этот показатель достиг отметки в 25 литров. А ведь по заключению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) вырождение народа начинается тогда, когда эта цифра достигает 8 литров. Сегодня процесс самоуничтожения русской нации идет с более чем с трехкратной скоростью! Вот почему до революции наблюдался постоянный прирост населения, а с начала 1990-х годов мы наблюдаем вымирание русского народа. Ныне смертность превышает рождаемость в среднем по России в 1,6-1,8 раза, а в отдельных регионах в 2-3 раза, по продолжительности жизни мужчин наша страна занимает 136-е место в мире (59 лет), у женщин средняя продолжительность жизни составляет 72 года (91-е место в мире). Совсем недавно, 14 марта, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева заявила РИА " Новости " , что если ситуация не изменится, численность населения страны может уже к 2030 году упасть до 120 миллионов человек, а примерно к 2075 году до 80 миллионов.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/30/...

При Ж. была организована похоронная касса служащих по ведомству протопресвитера (1901-1902), по инициативе главнокомандующего с 1887 г. особое внимание было обращено на придание большей торжественности захоронениям нижних чинов, началось устройство военных кладбищ с сооружением на них церквей. Однако Ж. не смог добиться нормализации тяжелого бытового и нравственного положения военнослужащих на гауптвахтах, представлявших собой одновременно и тюрьмы, и места предварительного заключения, практически лишенных духовного окормления, не сумел должным образом организовать служение военных священников на театре военных действий в годы русско-япон. войны. Ему не удалось и противодействовать революционной пропаганде среди нижних чинов и новобранцев в период революции 1905-1907 гг. Ж. был известен как законоучитель и проповедник. Работал в С.-Петербургском епархиальном историко-статистическом комитете, опубликовал 2 статьи о с.-петербургских военных церквах. С 1885 г. являлся председателем Комиссии по составлению «Сборника внебогослужебных бесед для сельских пастырей». Пособия Ж. по Закону Божию в поучениях, которые он подготовил в период настоятельства в Кавалергардском полку, неоднократно переиздавались, в т. ч. в виде особого сборника к 100-летию полка. В 1905 г. Ж. издал внебогослужебные беседы пастыря с военными о высоком значении воинского звания. 2 нояб. 1905 г. Ж. был назначен членом Святейшего Синода. В 1900-е гг. в его ведении находилось более 600 церквей и до тысячи чел. военного духовенства. 17 сент. 1909 г. в Преображенском всей гвардии соборе торжественно праздновалось 50-летие служения Ж. в священном сане. Почитатели к этому дню выделили капитал в сумме 3,4 тыс. р. на учреждение премии его имени за лучшую проповедь или внебогослужебную беседу, составленную применительно к воинскому быту. 23 окт. 1910 г. была учреждена должность помощника протопресвитера, к-рую занял прот. Е. П. Аквилонов . Ж. отличался простотой и корректностью в общении с людьми, необыкновенным трудолюбием, был награжден наперсным крестом с драгоценными украшениями из Кабинета Его Величества (1895), орденами св. Анны 3 степеней, св. Владимира 4 степеней (1909, 1-я степень - единственное пожалование священнику), св. Александра Невского (1900) и бриллиантовыми знаками к нему.

http://pravenc.ru/text/182219.html

Он состоял в различных благотворительных и научных сообществах: с 21 окт. 1811 г. член филантропического комитета, в 1816 г. Высочайшим указом назначен в состав попечительного комитета Имп. человеколюбивого об-ва, стал попечителем Галерного селения. В 1818 г. был избран на должность директора комитета Российского Библейского об-ва. В 1809-1818 гг. Каменский активно занимался исследованиями в области синологии, перевел ок. 50 работ с маньчжурского языка и ок. 20 работ с кит. языка, анализировал классические кит. труды, проделал большую работу по составлению словарей. Сохранились его «Большой русско-китайский словарь с фразами, выражениями и примерами» в 3 т. (ИВР РАН. Ф. 24. Оп. 1. Д. 1-3) и «Монгольско-маньчжурско-китайско-русский рукописный словарь» в 2 т. (АВПРИ. Ф. 152. Оп. 505. Д. 150-151), но его высшим достижением в филологии стал «Монгольско-маньчжурско-китайско-русско-латинский пятиязычный лексикон, составленный Каменским» (через 5 лет финансирование работ по изданию прекратилось и более не возобновлялось; ркп. не сохр.). Труды Каменского получили научное признание. Работая в С.-Петербурге, он был избран членом Парижского Азиатского об-ва, Копенгагенского об-ва сев. антиквариев, Вольного об-ва любителей словестности, наук и художеств, Имп. вольного экономического об-ва. Его заслуги и личные качества предопределили его назначение в 1818 г. главой 10-й духовной миссии в Пекин. 6 мая 1819 г. в Александро-Невской лавре П. И. Каменский был пострижен в монашество с именем Петр митр. Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским Михаилом (Десницким), 12 мая рукоположен во иеродиакона, 26 мая - во иеромонаха. 30 мая того же года в Казанском соборе С.-Петербурга П. был возведен в сан архимандрита. Летом 1819 г. П. первым из рус. китаеведов был избран членом-корреспондентом Имп. С.-Петербургской АН по разряду лит-ры и древностей Востока. Фактически он стал одним из первых востоковедов в составе АН. Отправляя П. в Пекин, российская высшая власть демонстрировала признание предыдущих заслуг синолога, в частности, 29 нояб.

http://pravenc.ru/text/2580308.html

10 Декабря 1824 года отец Иннокентий сделан Бакалавром Богословских наук в С.-Петербургской Духовной Академии, через семь месяцев – Инспектором той же академии, через четыре – Экстраординарным Профессором Богословских наук, а ещё через два с небольшим – возведен в сан Архимандрита (16 Марта 1826). Такое быстрое повышение свидетельствовало уже о заслугах награждаемого, а ещё более о тех надеждах, какие он подавал. И действительно, Иннокентий не только оправдал, но и превзошёл все ожидания. С необычайным рвением принялся он за труд, и скоро, как профессор, решительно затмил своими лекциями сотоварищей и увлёк студентов. Лекции эти он обыкновенно преподавал наизусть, с жаром, с воодушевлением, голосом чистым и звучным, речью живой, свободной, часто разговорной, но всегда изящной и в высшей степени общепонятной. Ему выпал жребий изъяснять воспитанникам, сперва обличительное Богословие, потом Богословие основное – те именно из Богословских наук, которые наиболее позволяют простора человеческому разуму, и где мог молодой профессор обнаружить во всём объёме блестящие стороны своего таланта и образования: светлость и нередко оригинальность взгляда на важнейшие вопросы науки, быстроту и проницательность в соображениях, непреоборимую диалектику рассудка и близкое знакомство с современным состоянием не только Богословия, но и философии на Западе. Краткие записки по той и другой науке, какие преподавал Иннокентий, были потом составляемы самими студентами и распространились по семинариям, где ещё доселе можно встречать их в более или менее изменённом виде. Из этих записок напечатана только небольшая статья: «Обличение неологизма или рационализма» в истории философии Архимандрита Гавриила. Заслужив славу отличного профессора в стенах Академии, Иннокентий в то же время приобрёл лестную известность и вне Академии, как отличный духовный оратор. Те немногие проповеди , какие произносил он, по назначению, в Александро-Невской Лавре и Казанском соборе, всегда привлекали множество слушателей и производили восторг.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Taisia 10 июля 2016, 01:31 Сердечно благодарю за очень милый рассказ. Прочитала с интересом и от души похотала когда " дамочка " просила икону Девы Марии, а ей предлажили образы Божией Матери. Как не странно, но я не заметила в рассказе никакой иронии, а просто напросто житейскую ситуацию. Ведь в конце концов мы все смертные и грешные...Рассказ один а сколько разных коментарий и кам мы все по-разному воспронимаем одну и ту же ситуацию. С уважением, Таисия. Лариса 9 июля 2016, 13:20 Для P.S. От гордости и происходит, причем по обе стороны прилавка. Екатерина 9 июля 2016, 10:09 К Комментарию P.S.: " Почему такое происходит? " ... Наверное, в церковной лавке сталкиваются все с неизвестностью.как на приеме у врача.Каждый человек должен получить в ответ доброжелательность, по заповеди Господа. Помню,в Александро-Невской лавре я растерялась в Соборе, там было несколько церковных лавок, много народу.Я подошла к одной из них, заглянула в окошечко, начала говорить о своей проблеме про записочки, не знаю, даже у меня от непонимания какая-то злость накопилась,а в ответ услышала от работницы церковной лавки голос, полный участия и доброты, и даже меня назвали вроде голубушки или зайчика, и так быстро все эта женщина в почти пенсионном возрасте мне помогла, подсказала и сделала как надо, что я потом , когда пошла к иконе, то стояла уже не злая и издерганная, а в душе стало спокойно,и легче,и захотелось молиться о всех-всех. P.S. 8 июля 2016, 21:32 Ларисе: да, вы правы, рассказ совсем не об этом. Но в обсуждениях столько обиды на работников церковных лавок. " Лишний раз не подойти " , разное отношение к прихожанам с разными материальными потребности. И дело не только в личной гордыне. Вот и возникает вопрос - почему такое происходит ? ника 8 июля 2016, 20:30 Думается, что работа в церковной лавке довольно сложная для молчаливых женщин. Ведь отвечать надо людям приветливо не раз и не два, а сто раз на дню.Для этого требуется характер. Кроме того,встреча незнакомых людей всегда утомительна для женщин-флегматиков. Лучше всего привлекать к такой работе женщин проворных: сангвиников и холериков. Пример: здесь - Валентина флегматик, ей лучше бы подошла работа уборщицы храма или воспитателя малышей в Воскресной школе, а не работа продавщицы в церковной лавке.А то, что женщина выбирала долго цепочку и не знала ничего о Матери Божией - это показатель характера пришедшей женщины- сангвиника-меланхолика, очевидно, так как чувство уверенности и неуверенности в ней переплелись. Заранее читать о Матери Божией ей не пришлось, к сожалению.Она знала только о Деве Марии, и не знала, что Она и есть Божия Матерь. Вообще, рассказ хороший по слогу, но герои вели себя отвратительно, на мой взгляд.Нет даже капельки любви.

http://pravoslavie.ru/94925.html

Последние годы жизни Бухарев провел в материальной нужде: гонорары за редкие публикации были слишком ничтожны, чтобы обеспечить существование, тем более человека, уже женатого. Он умер в апреле 1871 Судьба Бухарева обнажила прежде всего проблемы ученого монашества, но она указала также на необходимость реформирования духовного образования: господствовавшие в нем воззрения не соответствовали требованиям времени. Старейшая из академий, Киевская, была преобразована на основе нового учебного плана в 1819 г. После этого около десяти лет она испытывала недостаток в преподавателях. Новый подъем начался лишь в ректорство архимандрита Иннокентия Борисова Он окончил Киевскую Академию в 1823 г., став ее первым магистром, и был назначен инспектором Петербургской семинарии. В том же году он принял монашество и, уже будучи иеромонахом, стал бакалавром богословия в Петербургской Академии. К началу 1826 г. Иннокентий — экстраординарный профессор, а два месяца спустя — архимандрит. На его проповеди в Казанском соборе и в Александро-Невской лавре собиралось множество народу, а появление их на страницах академического журнала «Христианское чтение» разом повысило его тираж. Неблагоприятным следствием популярности архимандрита Иннокентия как проповедника стала критика, которой подверглись его лекции в академии. За свою склонность к философскому обоснованию догматических положений он был обвинен в ложном толковании православия. Вот что пишет Д. С. Ростиславов, знавший Борисова как инспектора и профессора, в своих воспоминаниях о студенческих годах: «Борисов... занимался с большим усердием богословскою иностранною литературою; можно сказать, что он прочитал все, что тогда выходило замечательного в ней, принадлежало ль это тогдашним рационалистам и неологам или защитникам католической и протестантской догмы. Но кроме того, с не меньшим, может быть, усердием он занимался философией, историей, эстетикою, археологией и пр. ...Будь сказано не в обиду почитателям покойного митрополита Филарета Дроздова, ученость Борисова была многостороннее, объемистее и современнее учености Московского святителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

И после назначения митрополита Никодима на ленинградскую кафедру отец Павел – всегда желанный гость в митрополичьих покоях в здании Ленинградской духовной школы на Обводном канале. Конечно, видимо, только глубокая вера соединяла таких совершенно разных по возрасту и по жизненному опыту людей как митрополит Никодим и отец Павел. Думается, что отец Павел, всю жизнь гонимый, был еще и просто по-человечески благодарен владыке Никодиму за его отношение к нему, каторжнику. Приедет в Ленинград, зайдет в митрополичьи покои. Одет как всегда: зимой тулуп и валенки, а летом и вовсе босой. Станет позади всех, а владыка Никодим за трапезу приглашает, и всегда отца Павла сажает рядом с собой: «Отец Павел, иди сюда». Да еще и велит своему шоферу отвезти верхне-никульского старца на вокзал: «Отвезите батюшку». Как-то раз стоит отец Павел на улице у автомашины, дожидается шофера. Тот вышел, увидел босоногого старика, вернулся в митрополичьи покои и спрашивает владыку: «А где батюшка-то?» Такое случалось с отцом Павлом нередко. Как-то был такой случай. Служат они с митрополитом в соборе Александро-Невской лавры. Всенощная идет к концу, а батюшка помазует. А владыке надо срочно уезжать. Он и говорит своему иподиакону: «Беги за отцом Павлом и приведи его. Мы уезжаем». Иподиакон в ответ: «Так ведь он помазует». «Ладно, беги и зови, а то он там промажет». А в это время происходит следующее – это уже со слов отца Павла. Сначала отец Павел, как и положено, помазывал кисточкой. А старухи ему: «Батюшка, ты помажь побольше». Тогда он откладывает кисточку и начинает мазать пальцем. Естественно, тут же прихожане окружают его толпой – ведь пальцем может помазывать не какой-то обычный иерей, а человек духоносный, старец. И каждый просит помазать его побольше. Бабы кричат: «Вот, ее так помазал. И меня так помажь!» А одна уже в третий раз подходит. И тогда батюшка берет масло всей пригоршней – и на голову ей: «На, баба, и не болей». Конечно, влияние времени настигает отца Павла и у себя в Верхне-Никульском. То и дело кто-нибудь из своих же церковных или сельских пишет донос на отца Павла архиерею: «Такой-де у нас священник – пьет, матерится, и паче того: еретик-католик». «Вызывает меня владыка Никодим (это в бытность еще Никодима ярославским архиереем)», – вспоминает отец Павел один из случаев такого доноса. «Прихожу в епархию, владыке в ноги поклонился. «Ругаешься матом?» – спрашивает. «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыка, я ведь каторжанин, одиннадцать лет в лагерях». «Пьешь сколько? Одну стопку, две?» «А сколько нальют. Принесут покойника хоронить на кладбище – и как на поминках не выпить, когда угощают». «Католик, еретик?» – допрашивает владыка. Тут я трижды перекрестился – вот так, и говорю: «Слава Богу, православный». «Иди», – говорит владыка: «будешь на поминках угощаться – за меня стопку выпей».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Вчера в Санкт – Петербурге начались торжества в честь 190-летия со дня рождения Федора Достоевского (1821-1881) 10 ноября. ПРАВМИР. Вчера в Санкт – Петербурге начались торжества в честь 190-летия со дня рождения Федора Достоевского (1821-1881), сообщает Седмица.ru . Первым мероприятием стало открытие в музее-квартире писателя выставки «Бесы». XX лет жизни и становления спектакля», посвященной юбилею постановки Львом Додиным в Малом драматическом театре – театре Европы. 40 лет отметит сама мемориальная квартира в Кузнечном переулке, в которой Достоевский провел последние годы жизни – с 1878-го по 1881-й, написал роман «Братья Карамазовы», многие страницы «Дневника писателя» и пережил пик своей славы. Здесь же начнется международная научная конференция «Достоевский и мировая культура». В день рождения Достоевского, 11 ноября, участники и гости конференции, почитатели творчества писателя возложат цветы к его могиле в Некрополе мастеров искусств АлександроНевской лавры. В соборе иконы Владимирской Божией Матери, прихожанином которого был Достоевский, состоится панихида. В тот же день музей представит выставку «Образы Достоевского. Иллюстрации к произведениям» из своей коллекции, насчитывающей около 900 работ. Гости увидят новый иллюстрированный альбом, специально выпущенный к юбилею и календарь на 2012 год, посвященный художественным воплощениям образов Достоевского в иллюстрациях художников. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/torzhestva-v-chest-dos...

Сказать «режьте, а креститься буду» он по интеллигентской своей застенчивости и воспитанности не мог, не решился. Как не мог, не решился бы, вероятно, и я сказать такое. А судомойка сказала бы, а может быть, и сказала, и даже уверен, что сказала: директору, или парторгу, или какому-нибудь своему непосредственному кухонному начальнику. И ничего ей не сделали. С кадрами у нас туго. С лингвистами и фольклористами еще туда-сюда, а попробуй найди судомойку, или уборщицу, или санитарку… Библиотекаршу — ту не держали бы, если бы крестилась, а судомойку — что ж: наша советская, самая демократическая конституция обеспечивает гражданам свободу совести!.. Мне не случалось говорить с этой женщиной. Но когда я встречал ее — в коридоре, на лестнице, в вестибюле пансионата, — я смотрел на нее не только уважительно и почтительно, я смотрел с восхищением, с каким, может быть, никогда не смотрел ни на какую знаменитую писательницу или актрису. И еще одно чувство просыпалось во мне всякий раз при взгляде на нее или при мысли о ней: зависть . Чему же я завидовал? А завидовал вот той именно свободе, которую не дадут нам никакие власти, никакие вожди, никакие установления и постановления, никакие конституции, — завидовал свободе, тобой самим обретенной, твоим личным мужеством завоеванной и поэтому особенно прочной и особенно сладкой. 46 Вот еще одно неизгладимое видение. Однажды, очень давно, вероятно в самые первые послевоенные годы, я стоял раннюю обедню в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Было это или на Страстной неделе перед поздней Пасхой, а может быть, и на Троицу, в престольный тамошний праздник. Не достояв почему-то службу, я выходил из боковых, южных дверей собора, из его душного голубоватого полумрака на солнце и зелень, а навстречу мне, пересекая наискось двор или переулок, быстро и бодро шли, спешили в собор два молодых священника или семинариста. Оба — в серых подрясниках, оба высокие, с румянцем на щеках и оба такие молодые, веселые, счастливые, чистые … И так они оживленно и увлеченно о чем-то говорили, как могут говорить между собой только очень близкие друзья и только в самой ранней молодости. Я глянул на них и внутренне ахнул, и это «ах!» до сих пор живет, звенит, вибрирует во мне… В нем, в этом «ах!» — и восторг, и любованье, и удивление, и — зависть. К чему же? А вот к этой ничем не омраченной радости, к ангельской чистоте душ этих баскетболистов в подрясниках, шагающих натощак (да, непременно натощак) после утренней молитвы у себя в семинарии к поздней обедне — или на сослужение, или читать часы, или исполнять что-то другое по указанию своих церковных пастырей, но при этом — а это-то и есть главное! — по велению собственной души!

http://azbyka.ru/fiction/ya-veruyu/

В СанктПетербурге вспоминают трагическую страницу в города Санкт-Петербург, 9 сентября 2016 г.      Ровно 75 назад фашистские войска отрезали город от большой земли, началась блокада Ленинграда, сообщает сайт Первого канала . У мемориальной доски, установленной на доме номер 14 по Невскому проспекту, уже утром по традиции стали собираться люди. Продолжились памятные мероприятия на Пискаревском кладбище, месте, которое стало для жителей Петербурга символом скорби. На территории комплекса покоятся тела около полумиллиона ленинградцев, погибших от голода, холода, бомбежек, а также павших в боях на фронте.      Минутой молчания память жертв блокады почтили сегодня и в Москве. Люди весь день несут цветы к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду и к памятному знаку города-героя у Кремлевской стены. Малоизвестный факт, но одними из первых медалями «За оборону Ленинграда» были награждены священники. В центре фотографии из архива епархии — будущий патриарх Алексий I. Летом 1941 года он, еще митрополит Ленинградский, обратился к верующим. Позже его послание будут зачитывать и перед уходившими на фронт бойцами, и печатать в виде листовок, и даже разбрасывать с самолетов над оккупированными территориями.      «Кажется, ни на одном языке рядом со словом " родина " не поставлено слово " мать " , как у нас. Мы говорим не просто Родина, но Мать-Родина. Когда Родина в опасности, сердце русского человека разгорается любовью. Он рвется бой за Отчизну, проявляя беззаветную храбрость, полное презрение к смерти», — читает записи из архива его сотрудница. Митрополит Алексий (Симанский) не покинул город, жил в Николо-Богоявленском кафедральном соборе. В самую страшную первую блокадную зиму храм покрылся льдом, не было дров для отопления. Вместо лампадного масла — техническое, свечи кончились. Вино для причастия заменяли разбавленным морсом, а просфоры – крошечными, размером с пуговицу, кусочками суррогатного хлеба. Многие священники лепили их из собственного пайка, а получали, как иждивенцы – 125 граммов в сутки. Но всю блокаду каждый день в ленинградских храмах служили литургии.

http://pravoslavie.ru/96883.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010