Архив: Послужный список о. М. Введенского (1926). АЕУА. Вдовенко Евгений Ионович (11.2.1880, Ялта 27.5.1944, Сент-Женевьев-де-Буа, Франция), диакон. Из семьи духовенства. Окончил Ялтинское городское училище и техническую школу при Симферопольской Духовной семинарии (1894), работал по специальности электротехником, учитель начальной земской школы (19001902), перешел на государственную службу гражданским чиновником (19051917), дослужился до чина коллежского асессора, эмигрировал в Сербию, диакон (22.3.1921), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский) в Берлине, исполнял должность келейника митр. Евлогия, 2-й диакон при Св. Александро-Невском соборе в Париже (1922), состоял в юрисдикции митр. Евлогия, организовал маленькое предприятие производства церковной утвари, псаломщик церкви при русском старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа (1.12.192926.10.1931), снова диакон при Св.-Александро-Невском соборе в Париже (26.10.19311937), вышел за штат по болезни (1937) и проживал в женской обители в Розэ-ан-Бри близ Мелэна, а затем в старческом доме в Сент-Женевьев-де-Буа. Архив: Послужный список о. F.. Вдовенко (19221944). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Вейдле Владимир Васильевич (1.3.1894, СПб. 5.8.1979, Париж, Франция), церковно-общественный деятель, историк Церкви, литературовед и искусствовед. Окончил исторический факультет С.-Петербургского университета (1916), доцент Пермского университета по кафедре философии (19181919), доцент Петроградского университета по кафедре истории западного искусства (19201924), эмигрировал через Финляндию во Францию (1924), преподаватель Парижского Св.-Сергиевского богословского института по кафедре христианского искусства и истории западного христианства (19251932), доцент (19321952), член Братства Св. Софии, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), потом перешел в юрисдикцию МП, читал курсы лекций в университетах Мюнхена, НьюЙорка, Принстона (195060-е гг.), участник съездов РСХД, автор многочисленных статей и книг, опубликованных на русск., фр. и англ. языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово при посещении паствы, сказанное в Александро-Невском Симферопольском соборе 23 июня 1855 г. Во время последнего посещения мною вашего города, под конец прошедшего года, я беседовал с вами, если памятуете, хотя отечески, но с некоторой суровостью, как того требовали тогдашние обстоятельства ваши. И признаюсь, хотя суровость эта была делом не моего какого-либо произвола, а следствием необходимости, но, несмотря на то, не раз сожалел я о ней и, если бы возможно было, возвратил бы назад сказанное, ибо кто же, выразимся подобно апостолу Павлу ( 2Кор. 2:2 ), будет доставлять вам отраду и радовать вас среди настоящих скорбей ваших, если мы еще будем вас печалить и сурово обращаться с самыми ранами вашими? Потому-то, говорю, я пенял на себя самого за вас и прилежно смотрел за тем, что произойдет с вами впоследствии: не будете ли вы «скорбию пожерты» ( 2Кор. 2:7 ) и унынием, не придете ли в еще большее смущение, – или, опомнившись от страха, войдете в дух мужества и упования, который я старался внушить вам, и начнете мыслить и действовать, как должно было ожидать от жителей города, столь почтенного, от людей, которые всегда известны были за усердных сынов Отечества? Благодарение Богу, над вами весьма скоро произошло последнее; и сбылись во всей силе слова апостола Павла, который говорит, что «печаль бо, яже по Бозе», – а другой мы не хотели и производить, – «покаяние нераскаянно во спасение соделовает» ( 2Кор. 7:10 ). Воздремав по слабости человеческой на краткое время, подобно мудрым девам в Евангелии, вы весьма скоро пробудились, спешно наполнили светильники свои елеем милосердия, и немедля вышли бодрственно во сретение жениху. Я разумею под этим то, что вы так скоро после того начали делать и доселе так постоянно и усердно делаете для уязвленных на брани воинов наших. Помните ли, как я призывал вас к этому богоугодному подвигу? Как указывал вам на полную возможность и ближайшую удобность для вас, по самому местоположению города вашего, отличиться в таком роде человеколюбия пред лицом целого Отечества? Теперь вижу, что вы вполне поняли мои слова и уразумели это преимущество вашего местоположения; уразумели и, признаюсь, сделали еще более, нежели сколько можно было требовать от вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

- вопрошает хор. И басы отвечают: «Господи, помилуй!» Известно, что наместник Александро-Невской лавры Назарий (Лавриненко) многое делает для развития современного духовного творчества. Так, в лавре уже третий год проводится конкурс композиторов «300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры посвящается». Сочинения победителей конкурса неизменно включаются в репертуар хора. А в 2009 г. с благословения епископа Назария был выпущен сборник «Отзвуки Небес», который на сегодняшний день, по мнению специалистов, является наиболее серьезной попыткой систематизировать современную духовную поэзию. Интересно было услышать хоровую версию чрезвычайно «личного» романса Б. Шереметева на известные стихи А. Пушкина «Я вас любил». Романс графа Шереметьева неслучайно попал в репертуар хора: в 2007 г. В. Рязанов организовал коллектив именно при Шереметевском дворце. Также прозвучал романс «Живи, мечта». Это тот нечастый случай, когда сначала была создана музыка - знаменитейший «Романс» из «Метели» Г. Свиридова, а уже затем на нее были написаны слова. Известно, что композитор неоднократно отвергал «подтекстовки», написанные разными поэтами, и только текст Геннадия Пасько показался Георгию Васильевичу достаточно созвучным его произведению. «Пусть звучит с моей музыкой. Здесь и любовь, и разлука, и встреча, и отчаяние». Затем хор исполнил «Песню Варяжского гостя» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова и «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин»). Завершающим номером основной программы стала песня православной бардессы Г. Лупандиной «Княже Александре», посвященная покровителю Александро-Невской лавры святому благоверному князю Александру. Ой, веди нас, княже, Пусть в бою поляжем, Станем вместе, как один, Русь врагу не отдадим. В. Рязанов признался, что это любимое песнопение коллектива, посвященное Александру Невскому. И процитировал иеромонаха Романа: «И покуда у нас так пред Богом поют, на Руси ничего не случится». Затем прозвучали песни-«подарки» для украинских слушателей. Духоподъемный, в равной степени близкий и русскому и малороссу - выдающийся шедевр 1941 года «Песня о Днепре» М. Фрадкина на слова Е. Долматовского, посвященный воинам, павшим в боях за Днепр в начале Великой Отечественной войны, напомнил собравшимся в харьковском Успенском соборе также о том, что нынешний год - 70-летия начала освобождения УССР от немецко-фашистских захватчиков, в том числе и освобождения Киева. Солировал - проникновенный бас Иван Новоселов. Враг напал на нас, мы с Днепра ушли. Смертный бой гремел, как гроза. Ой, Днипро, Днипро, ты течешь вдали, И волна твоя как слеза... Из твоих стремнин ворог воду пьет, Захлебнется он той водой. Славный день настал, мы идем вперед И увидимся вновь с тобой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Квартет Кедрова: К. Н. Кедров, Н. Н. Кедров-старший, Т. Ф. Казаков, И. К. Денисов. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. Квартет Кедрова: К. Н. Кедров, Н. Н. Кедров-старший, Т. Ф. Казаков, И. К. Денисов. Фотография. Кон. 20-х гг. XX в. Репертуар квартета насчитывал неск. сот сочинений: дореволюционные композиции (нередко отредактированные Н. Н.- старшим), произведения композиторов-эмигрантов Ю. Л. Карнавичюса (Карновича) и А. С. Ильяшенко . Специально для квартета А. Т. Гречанинов написал «Литургическую сюиту» (1938) из 5 «религиозных песен» в сопровождении оркестра, премьера к-рой состоялась 24 февр. 1939 г. в Варшаве. В зарубежный период неотъемлемой частью концертных программ стала духовная музыка, в т. ч. произведения Н. Н.- старшего. Самыми ранними его сочинениями, написанными во Франции, были Херувимская G-dur (1926), воскресные прокимны (1926-1927), ексапостиларий «Разбойника благоразумного», пасхальные песнопения, песнопения венчания (1929, написаны по случаю свадьбы дочери Ирины). В кон. 20-х гг. XX в. Н. Н.- старший редактировал и расширял новыми произведениями цикл песнопений «Из византийской литургии» в основу которого были положены песнопения, написанные в Петрограде по просьбе митр. Вениамина. Произведение было посвящено памяти митрополита-страстотерпца, расстрелянного 13 авг. 1922 г. 9 июля 1933 г. за архиерейской литургией в Александро-Невском соборе в Париже хор под упр. Н. П. Афонского и квартет Кедрова впервые исполнили «Вселенскую литургию» Н. Н.- старшего. В наст. время в архиве композитора обнаружено лишь несколько номеров этого сочинения, опубликовано только «Буди имя Господне». Планировавшееся в кон. 30-х гг. XX в. издание литургии Н. Н.- старшего не было осуществлено из-за его смерти. Во время заупокойной литургии и отпевания в Александро-Невском соборе в Париже хор под упр. Афонского исполнил сочинения покойного композитора, в т. ч. ектению, написанную за неск. дней до кончины. В духовной музыке для клироса, как и в обработках народных песен, Н. Н.- старший достаточно традиционен. Однако в сочинениях, предназначенных для исполнения крупными и технически более совершенными хорами, он пользовался очень широким спектром мелодических, гармонических, фактурных средств, создавал для хора сложные в стилевом и исполнительском отношении «симфонические» полотна.

http://pravenc.ru/text/1684097.html

Всюду Местно 1) Иоанну, архиепископу Новгородскому, 7 сентября 1) Константину и чадам его Михаилу и Ионе, митрополиту всея Руси, 30-го марта, Феодру Муромсеим, 21-го мая, Петрк и Пафнутию Боровскому, 1-го мая. 5) Февронии Муромским, 25 июня, Никону Радонежскому, 17 ноября, Армению Тверскому, 2 марта, 5) Савве Сторожевскому, 3-го декабря Максиму Московскому иродивому, 13 августа, Макарию Колязинскому, 11-го марта, Прокопию и Михаилу Клопскому, 11 января, Зосиме Соловецкому, 17 апреля, Савватию Соловецкому, по лавр. 17 апреля, по Карамзину 27 сентября, 10) Павлу Комельскому, 10-го января, Дионисию Глушицкому, 1 июня, 13) Александру Невскому, 23 ноября. Вот и все, что сохранила нам достоверного история о соборе 1547 года. Как видим, известия очень немногочисленные. Само собою разумеется, что при таком незначительном количестве известий трудно воспроизвесть полную картину этого собора, а тем более написать историю его. На многие вопросы, как напр.: были ли какие-нибудь подготовительные работы к нему, какими основаниями руководствовались отцы собора, канонизуя именно этих святых, тогда как много было и других, канонизация которых совершена была уже после на втором соборе 1549 года; какие были основания, в силу которых отцы собора одним святым установили празднование всецерковное, а другим – только местное, – как совершалась, наконец, самая канонизация всех этих святых, – на все эти вопросы в дошедших до нас сведениях мы не находим никакого ответа. Причина, почему об этом соборе дошло до нас так мало известий, прежде всего, конечно, заключается в том, что не сохранились самые акты или деяния его 417 . За неимением этих актов, для того, чтобы исследование о соборе было более или менее полно, приходится руководствоваться незначительными указаниями, рассеяными в некоторых житиях святых, написанных во время иди немного после этого собора, и на основании их давать более или менее вероятные ответы на все вышеуказанные вопросы. Для решения же некоторых вопросов, без которых история его была бы неполною, за недостатком положительных данных, приходится прибегать к предположениям, при чем дать последним характер положительной истины, кажется, нет возможности. Отсюда и все исследование собственно о внутренней стороне этого собора по необходимости должно будет принять нежелательный нам характер гипотетический. Не имея возможности изменить этого последнего, мы постараемся сделать одно, – это собрать все, что только можно, об этих соборах, воспользоваться самыми незначительными известиями, чтобы наши предположения о тех или других возникающих вопросах, насколько возможно, ближе подходили к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горловская епархия организует выдачу гуманитарной помощи через храмы Славянска 26 июня, 2014. Новостная служба Помощь можно будет получить в Александро-Невском кафедральном соборе (возле железнодорожного вокзала), в Воскресенском (ул. Сользаводская) и Серафимовском (пос. Черевковка) храмах. 26 июня, ПРАВМИР. На собрании духовенства под руководством архиепископа Горловского и Славянского Митрофана было принято решение организовать выдачу гуманитарной помощи на трёх приходах Славянска. Жители Славянска уже два месяца не получают зарплаты, пенсии и другие социальные выплаты. На прилавках магазинов и аптек практически пусто. Горожане обращаются в храмы за самым необходимым — мукой, солью, спичками, самыми простыми лекарствами. Священники по мере сил стараются помочь нуждающимся, но их возможности ограничены. Помощь можно будет получить в Александро-Невском кафедральном соборе (возле железнодорожного вокзала), в Воскресенском (ул. Сользаводская) и Серафимовском (пос. Черевковка) храмах, сообщает пресс-служба Горловской епархии . В храмах Горловки проводится сбор продуктов питания и медикаментов для жителей Славянска. Координатор сбора — Кривоног Лариса Петровна, тел. +38 (095) 425-43-85. СПИСОК НЕОБХОДИМОГО: Лекарства: 1. Жаропонижающие. 2. Обезболивающие. 3. Сердечные. 4. Гипотензивные. 5. Противопростудные. 6. Таблетки для диабетиков. 7. Антисептики. 8. Желчегонные. 9. Желудочно-кишечные. 10. Активированный уголь. 11. Перекись водорода. 12. Бинт, вата, марля. 13. Шприцы 2 мл, 5 мл, 10 мл. Продукты питания: 1. Консервы рыбные, мясные (из расчёта на 1000 человек). 2. Детское питание «Малыш», «Малютка». 3. Подсолнечное масло. 4. Мука. 5. Крупы. 6. Сахар. 7. Соль. 8. Дрожжи. 9. Картофель сухой. 10. Овощи (лук, морковь). 11. Томатная паста. 12. Чай, растворимый кофе. 13. Конфеты, печенье. Прочее: 1. Туалетная бумага. 2. Фасовочные пакеты. 3. Памперсы. 4. Женские прокладки. 5. Спички. 6. Свечи. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/gorlovskaya-eparhiya-o...

Эффектной стилизацией походного пения стала в исполнении хора «Песня крымских кадетов». Затем прозвучало произведение одного из певчих хора - В. Панченко «Восстаньте, воины Христа» (на слова С. Пронина). Продирижировал исполнением автор Владислав Панченко - известный петербургский композитор, много писавший для кино (в частности, для фильмов «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Операция «С Новым годом!» и др.), неоднократно приезжавший с выступлениями в Харьков в прошлые годы. Горожанам помнится исполнение его оратории «Вифлеемская звезда», прозвучавшее в январе 2006 г. в Успенском же соборе в исполнении хора Дворца детского и юношеского творчества «Весенние голоса» с солистом известным харьковским басом Игорем Сахно. Если говорить о военных гимнах, то самым известным из них, наверное, можно назвать «Прощание славянки». Существует множество текстов, написанных на бессмертную музыку военного дирижера В. Агапкина. Хор Александро-Невской лавры уместно и органично для тематики вечера сочинения выбрал версию А. Мингалева - «Встань за веру, Русская земля!». Возвышенно и проникновенно прозвучала русская народная песня «Ах ты, степь широкая» в обработке А. Свешникова. Ее исполнение В. Рязанов предварил словами: «Среди русских песен есть самая русская, поскольку она самая духовная и по сокровенности приближается к молитве». Регент отметил, что вообще все жанры русской музыки удивительным образом связаны с духовностью. В. Рязанов произвел отрадное впечатление - открытостью, обращенностью не только к хористам, но и к слушателям. Примечательно, что он уделяет немалое внимание звучанию и донесению слова в самом его высочайшем смысле. Прозвучало в этот вечер и несколько современных духовных песен. В частности, сочинения широко известного православного барда иеромонаха Романа (Матюшина) «Колокольный звон» и «Отче наш» А. Иванова, белорусского священника. Слушателям известны песни о. Романа и в его собственном исполнении, и в интерпретации, скажем, Ж. Бичевской, однако капелла Александро-Невской лавры предложила свою, весьма впечатляющую исполнительскую трактовку. С музыкой такой Хоть иди на смерть! Много ли тебе, Русь Святая, петь?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Фестиваль " День русской славы " прошел в Царском Селе июля 2014 Начался праздник с молебна в Софийском соборе, потом его настоятель  протоиерей Геннадий Зверев  вышел из храма, на площади перед храмом его ждали выстроившиеся полукругом матросы. Когда настоятель показался в дверях, матросы встретили его приветствием: " Здравия желаем, товарищ старшина! " - такое звание было у будущего священника, когда в молодости он служил на флоте. " Морской " зачин фестиваля не случаен: в этом году праздник совпал с Днем Военно-морского флота. Нынешний фестиваль приурочен к 100-летию начала Первой мировой войны и к отмечаемым на следующий день, 28 июля, годовщинам Крещения Руси и победы в Невской битве. " Замысел фестиваля появился давно, мы хотели его устроить на месте Невской битвы в Усть-Ижоре, прямо на воде, на плотах, но комитет по культуре не поддержал из соображений безопасности, - поделился с корреспондентом продюсер фестиваля Евгений Мочалов. - Думали о других площадках и, памятуя о славной истории Софийского собора, обратились к отцу Геннадию, он благословил. Мы с отцом Геннадием знакомы очень давно, и я знал, что он в 1990 году поставил у храма первый на тот момент в России памятник Александру Невскому. Идея фестиваля - перекинуть мостик из нашего славного прошлого в настоящее, чтобы у нас было будущее. Поэтому у нас упор на военную историю и на фольклор. Все участники проходят отбор, у нас есть специальная комиссия " . На двух сценах целый день проходили концерты живой музыки. Выступали фольклорные и народные коллективы, казачьи хоры, ансамбли православной музыки, современные барды, поэты и рок-группы, среди которых - суперпопулярные исполнители: группа " Разные Люди " и Юрий Шевчук.  В начале ХХ века напротив собора было учебное поле, где в 1911 году для царской семьи продемонстрировали первый полет на самолете. В память об этом " Авиамодельный клуб АС " из Колпина показал 3D-nuлomaж на радиоуправляемом вертолете, фигуры высшего пилотажа, исторический воздушный бой времен Великой Отечественной войны.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

2. О деле Тихона и Ципляка. 1) Дело Тихона назначить к слушанию 25 Марта и окончить 30 Марта. 2) Поручить тов. ПОПОВУ через агитпропагад. в ЦК РКП использовать в печати наиболее ценные в агитационном отношении материал[ы] по делу Тихона и Ципляка. 3) Поручить т.т. Галкину и Крыленко организовать охрану процесса и его техническую сторону. 4) Просить Полит-Бюро ЦК РКП дать точные директивы суду о мере наказания, приняв во внимание международную обстановку. 1) Ввиду того что Германское посольство отказало в разрешении въезда БУЛГАКОВУ и МАРЦИНКОВСКОМУ в Германию, выслать первого в Чехословакию, куда въезд ему уже разрешен, а второго в Туркестан г . 6) О мощах Александра Невского. […] комиссии о создании специального антирелигиозного музея, куда и поместить мощи Александра Невского. в) О закрытии духовных Академий. Духовные академии ликвидировать, как Тихоновскую в Москве, так и евангельскую д в Питере. г) О календаре е . 1) Отмену старого стиля и замену его новым провести на поместном соборе 193 . 2) В Государственных календарях никаких святых, иначе как с антирелигиозной целью не печатать. Частные календари допускать к печатанию только по новому стилю ж . д) О сектантах (доклад ГПУ). С целью обнаружения контрревол[юционных] материалов, которые несомненно должны быть у сектантов, что видно из их деятельности: признать необходимым произвести обыски у Баптистов, Толстовцев и Евангелистов в гор. Москве и Петрограде, как в молитвенных домах (общинах) так и на домах у руководителей этих сект з 194 . Следующее заседание комиссии назначается на вторник 13-го Марта 1923 г. П.П. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Ярославский (ЯРОСЛАВСКИЙ) СЕКРЕТАРЬ: Е. Тучков (ТУЧКОВ) «8» Марта 1923 г. РГАСПИ. Ф, 17. Оп. П2. Д. 443-а. Л. 32–3306. Машинописный подлинник (?). Формула «П[одлинный] П[одписали]», подписи и число даты – автограф Е. А. Тучкова. Рядом – подписи машинописью. На л. 32 в левом верхнем углу фиолетовыми чернилами помета Е. А. Тучкова: «т. Самсонову». Правее фиолетовыми чернилами помета Т. П. Самсонова: «С[овершенно] Секр[етно]. т. Тучкову в соб[ственные] руки. 10/1. С[амсонов]».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изъятие церковных ценностей Эта часть нашей истории настолько забыта, что мы не смогли найти даже фотографий многих людей. Когда выставка проходила в Москве, у нас была интерактивная карта города, на которой были указаны храмы, в которых проходили столкновения верующих с «изымателями». И там была дана информация о тех священниках, которые проходили по судебным делам — это очень много народу. А ведь если человек был осуждён в 1922-м году, то весьма вероятно, что в 30-е он снова попадал в лагерь, а в 1937-м году, скорее всего, его уничтожали. Мы очень мало знаем о том, какая была церковная жизнь в то время, что предлагали эти священники, как они собирали людей. Ведь если люди засвидетельствовали свою веру такими страданиями, значит, что-то им Господь открыл, что-то они знали особенное о жизни Церкви. — Сейчас выставка открылась в стенах Александро-Невской Лавры. Понятно, что сюда придут в основном люди или церковные или, по крайней мере, неравнодушные к истории Русской Церкви. А проходила ли эта выставка в светских учреждениях? — Да. Она проходила, например, в Московском государственном музее современной истории России. И посещали её не только церковные люди. Учителя стараются приводить молодёжь, подростков. Кто-то приводил своих знакомых. Ведь сейчас большинство людей историю знают очень плохо. До того, как открыться в Санкт-Петербурге, наша выставка проходила в Воронеже, где за месяц её посетило около 1500 человек — это очень много для такой выставки. Притом, что в Воронеже выставка размещалась в кафедральном соборе. Для нас очень важно показать достоинство Церкви, её красоту, показать в том числе и тем людям, которые её критикуют. И до сих пор в наших книгах отзывов я не нашла ни одной негативной записи. Как правило, люди благодарят именно за то, что они узнали много нового для себя, узнали, насколько страшная была ситуация. Для меня самой, например, было открытием, что на территории Александро-Невской Лавры в начале 20-х годов собирались устроить крематорий. И есть даже проект этого крематория.

http://pravmir.ru/non-licet-vos-esse-ne-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010