Как видно из этого перечня памятников зодчества, наиболее значительных по размерам и роли в истории русской архитектуры, большинство из них утрачены в годы богоборческой власти и нуждаются в изучении и воссоздании. Поэтому роль Александро-Невского собора в Софии уникальна. Там сохранились в перво­зданном виде не только архитектура, но и богатейшее внутреннее убранство, монументальная живопись и иконы, создававшиеся болгарскими и русскими художниками. Несомненной удачей заказчиков и зодчих стал выбор неовизантийского стиля, который наряду с русским стилем был выдающимся явлением в архитектуре историзма. Под «историзмом» здесь мы понимаем стиль европейского искусства последней четверти XVIII — середины ХХ века, в котором архитекторы стремились к воспроизведению духа и форм прошедших эпох. Именно в России историзм получил наиболее полное и масштабное воплощение вследствие высочайшего уровня художественной школы, достижений художественной промышленности и строительного искусства. Архитектурный проект выполнил Александр Померанцев, уже в конце XIX столетия счита­в­шийся общепризнанным корифеем второго по значению стиля русского храмостроения (после русского) — неовизантийского (в ту эпоху его чаще называли византийским). Самый значительный проект зодчего в этом стиле был выполнен для Софии. Городу тогда еще только предстояло превратиться из традиционного балканского поселения в современную европейскую столицу. На это была нацелена градостроительная программа правительства, включавшая в том числе и возведение кафедрального собора. По данным первой официальной переписи населения, к 1880 году София насчитывала всего 20 856 жителей, в ней почти не было представительских зданий, отсутствовала канализация, улицы тонули в грязи. В 1883 году в Санкт-Петербурге прошел первый конкурс на проект храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II. В Софию отправили 32 фотоснимка конкурсных работ. В результате болгарская комиссия выбрала проект академика архитектуры Ивана Богомолова (1841-1886), выполненный, как и большинство других, в неовизантийском стиле. Архитектор Богомолов прибыл в Софию 22 апреля 1884 года и предложил ­оригинальные планы проекта храма 1 . Вскоре он заключил с болгарским Министерством общественных зданий, дорог и сообщений контракт, по которому обязался в 6-8-месячный срок предоставить окончательно переработанный проект храма вместимостью 1200 человек и сто­имостью 2 млн левов, реализация которого могла бы осуществиться в том числе под руководством другого архитектора 2 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5841689...

В издательском отделе СПбДА студент I курса академии Максим Мацегора познакомил гостей с работой редакционной коллегии академического сайта, научно-богословского журнала «Христианское чтение» и студенческого журнала «НЕвский БОгослов». На память членам китайской делегации были вручены последние номера студенческого журнала «НЕБО» и продемонстрирована электронная версия готовящегося к изданию выпуска. Далее делегация направилась в учебные аудитории, посетила занятие по библейской археологии на II курсе академии, после чего осмотрела общежития семинарии, академии и регентского отделения, корпуса для проживания аспирантов и иностранных студентов. В учебном корпусе регентского отделения в сопровождении заведующего протоиерея Димитрия Дашевского делегация из КНР посетила занятия. В аудиториях иконописного отделения заведующий игумен Александр (Федоров) познакомил гостей с процессом написания икон в ходе проходивших занятий со студентами. Знакомство китайской делегации с Санкт-Петербургскими духовными школами завершилось в актовом зале, где смешанный хор учащихся исполнил несколько композиций: два литургических произведения и две обработки русских народных песен. После концерта госпожа Лю Цзиньгуан выразила благодарность за теплый прием. «Большое вам спасибо, спасибо Петербургу, вам всем, семинаристам и девушкам, — в частности, сказала она. — Надеемся, что отношения между Китаем и Россией будут развиваться и станут более дружественными». По итогам экскурсии состоялся краткий брифинг, по окончании которого владыка ректор пригласил делегатов на торжественный обед. Стороны обменялись памятными подарками. Кроме знакомства с Санкт-Петербургской духовной академией в программе пребывания высоких гостей в Санкт-Петербурге с 14 по 17 сентября: встреча с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром ; экскурсия по Александро-Невской лавре ; посещение Эрмитажа, Исаакиевского собора, храма Спас-на-Крови, Казанского кафедрального собора, янтарной комнаты Екатерининского дворца г. Пушкина. Также запланированы поездка в Петергоф, посещение балета в Мариинском театре и другие мероприятия.

http://patriarchia.ru/db/text/1277135.ht...

Приехали в Петербург под вечер. Здесь нас встретило серое, свинцовое небо и слегка моросящий дождь. Самое первое впечатление получилось неприятное, как раз противоположное тому, какое произвела на нас Москва. Повеяло холодом, пахнуло каким-то нерусским духом, и народ оказался каким-то особенным, далеко не таким благодушным, как москвичи, сумрачным, чем-то озабоченным, быстро куда-то бегущим. Словом, невольно сжалось сердце, и захотелось поскорее бежать из этого несимпатичного города. Не предчувствовал я тогда, что придется прожить в нем более двух третей жизни и навсегда в нем поселиться. При переезде с вокзала Николаевской железной дороги в город случилось с нами курьезное приключение. Не имея ни малейшего понятия о том, в какой части города находится академия, и по-нижегородски предполагая, что она всем здесь известна 112 , мы велели извозчику везти нас в духовную академию. Помнится, извозчик сначала как-то замялся (на что мы тогда не обратили никакого внимания), а потом, быстро сообразив, что мы приезжие, попали в Петербург в первый раз, ответил, что он знает, где находится духовная академия, и повез нас как раз в противоположную сторону – к Казанскому собору. Затем, когда привез нас к гостинице, на Екатерининском канале, против Казанского собора, на наш вопрос, где же находится академия, решительно махнул рукой по направлению собора и ответил только: «Там». Вдобавок, в наказание за нашу неопытность и за то, что мы не условились насчет платы за провоз (воображали почему-то, что в Петербурге есть такса для извозчиков), содрал 1 р. с нас (а другой извозчик – еще 1 р. с нашего спутника) – за это небольшое пространство. От коридорного гостиницы мы потом узнали, что в Петербурге есть две духовные академии, одна – на Васильевском острове (римско-католическая), а другая – за Александро-Невской Лаврой (православная). Заняв номер в гостинице, мы остановились здесь втроем, вместе с неразлучным нашим, начиная с парохода, спутником А. Е. Ад-м и провели первые сутки в Петербурге. Наш компаньон был чрезвычайно рад, что попал в столицу 113 , с границы Сибири, из Екатеринбурга. Меня же, как сказано, она совсем не привела в восторг. Если что в ней понравилось и приятно поразило, то это обилие памятников, статуй и других произведений искусства, вроде групп на Аничковском мосту.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Святой благоверный князь Александр Невский был именно таким правителем, и Господь споспешествовал ему. Имея горячую веру, твердую надежду на помощь Божию, он не побоялся, будучи 20 с небольшим лет отроду, возглавить дружину, которая должна была остановить шведские войска, вошедшие в устье реки Невы и угрожавшие всей Новгородской земле. Он не побоялся встретить грозного врага, во много превосходящего по силе, на льду Чудского озера, — ливонских рыцарей, закованных в броню. И на Неве, и на Чудском озере он победил, хотя было мало надежд и никто не верил, что этот совсем молодой человек, неопытный, не владеющий полководческим искусством, не имеющий надежного войска, сумеет победить. Но, отправляясь на рать, святой благоверный князь Александр, выходя из Софийского собора Новгорода, сказал слова, вошедшие в историю: «Не в силе Бог, а в правде». Защищая правду своего народа, он победил; и не только управлял войсками, но и сам, взяв в руки меч, шел впереди войска своего, участвовал в единоборствах и одолел грозного предводителя шведского воинства — не только в переносном смысле, как полководец, но и в прямом — в открытом бою. Затем святой благоверный великий князь должен был решить самую главную задачу — не допустить нового вторжения монгольских завоевателей на Русскую землю, особенно на север Руси, который местами оставался свободным от оккупации. Александр, несомненно, понимал всю стратегическую важность этих территорий, куда устремился народ из центральной, южной, юго-западной и западной Руси — из тех мест, которые мы сейчас называем Беларусью, Украиной, югом России. Люди устремлялись на север, зная, что там безопасность. В этих местах созревала мощь нашего народа и нашего государства, и нужно было всеми силами предотвратить преждевременное нашествие врага. И Александр смиренно идет в Орду, склоняется перед ханом, принимает его волю и, возвращаясь, продолжает ему служить, вызывая нарекания и обвинения со стороны своего народа. Многие называли его предателем, многие считали, что настало время дать битву. Но Александр, зная военное и экономическое состояние Северной Руси, понимал, что этого делать нельзя: нужно было время для накопления материальных средств, для создания войска, для воспитания людей, которые были деморализованы поражениями, падением Киева и других великих русских городов.

http://patriarchia.ru/db/text/2635938.ht...

Интерпретация этого сочинения хором Александро-Невской лавры интересна еще и тем, что по совету духовных наставников хористы добавили в текст рефрен в таком виде: «Боже, прости родную Русь». Хор познакомил слушателей в этот вечер также с некоторыми «гимнами Государства Российского». В частности, с Преображенским маршем, исполнявшимся в период, когда в России, собственно, не было государственного гимна. «Знают турки нас и шведы» - эмблема Петровской России, марш, исполнявшийся прежде и трубами, и голосами. Знают турки нас и шведы, И про нас известен свет, На сраженья, на победы Нас всегда сам Царь ведет. Славны были наши деды, - Помнит их и швед и лях; Их парил орел победы На Полтавских на полях. Воодушевленно, криками «браво» встретили харьковчане неофициальный русский национальный гимн «Гром победы раздавайся», написанный в 1791 г. в стиле полонеза белорусским дворянином О. Козловским на стихи Г. Державина на взятие русскими войсками под командованием Суворова османской крепости Измаил в ходе Второй турецкой войны. Оживление в зале неизменно вызывал припев «Славься сим, Екатерина! Славься, нежная к нам мать!» - на концерте присутствовали православные люди, помнившие, что именно в этом Успенском храме государыня была на молебне в один из июньских дней 1787 г. Следует вспомнить также, что к проекту Успенского собора Харькова имел отношение архитектор Б. Растрелли, и это тоже прямая родственная связь с Санкт-Петербургом, с коим Харьков с 2004 г. является городом-побратимом. В развитие православной монархической линии первой тематической части вечера отметим также, что именно в этом храме три дня стоял гроб с телом государя Александра I, когда его везли из Таганрога в январе 1826 г. Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый Росс! Звучной славой украшайся. Магомета ты потрёс! - гремело под высоченными сводами Успенского собора. Естественно, в программе воспоследовало исполнение гимна А. Львова «Боже, Царя храни», к словам коего приложили руку наши знаменитые поэты В. Жуковский и А. Пушкин . Это сочинение было официальным государственным гимном Российской империи с 1833-го по 1917 г.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

А когда была получена весть об убийстве царской семьи, то патриарх на заседании Собора отслужил панихиду, а затем служил и заупокойную литургию, сказав грозную, обличительную речь, в которой говорил, что как бы ни судить политику государя, его убийство, после того, как он отрекся и не делал ни малейшей попытки вернуться к власти, является ничем неоправданным преступлением. «Не достаточно только думать это, — добавил патриарх, — не надо бояться громко утверждать это, какие бы репрессии ни угрожали вам». Часто выезжал патриарх и в московские церкви, и вне Москвы, куда его приглашали. Выезжал он либо в карете, пока было можно, либо в открытом экипаже, а перед ним обычно ехал иподиакон в стихаре с высоким крестом в руках. Народ благоговейно останавливался и снимал шапки. Патриарх ездил в Богородск, промышленный город Московской губернии, а позже в Ярославль и в Петроград. В Богородске рабочие устроили для его встречи красиво убранный павильон, переполняли все улицы во время его проезда. В Ярославле сами комиссары принимали участие во встрече, обедали с патриархом, снимались с ним. О поездках патриарха в Петроград хорошо известно: это был целый триумф. Железнодорожные рабочие настояли, чтобы ему был дан особый вагон, и по пути встречали его на остановках. Религиозное чувство сказалось в русском человеке, он сердцем почуял в патриархе «своего», любящего, преданного ему всей душой. В многострадальной жизни Святейшего Патриарха пребывание его в Петрограде может быть было самым радостным событием. Поездка эта состоялась в конце мая 1918 года. В Москву от Петроградской епархии поехал за ним настоятель Казанского собора протоиерей отец Философ Орнатский, который принял потом мученическую кончину. Навстречу патриарху за границу епархии выехал викарный преосвященный Артемий Лужский, а на вокзале ожидало многочисленное духовенство во главе с митрополитом Вениамином, также впоследствии отдавшем жизнь свою во славу Церкви Христовой. От вокзала до Александро–Невской лавры по Старо–Невскому проспекту были выстроены крестные ходы и депутации от приходов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Собор представляет собой идеальное воплощение культовой постройки высокого русского классицизма – строгого, «державного», по-петербургски холодноватого и щеголевато отточенного в общем силуэте и деталях. В истории архитектуры Удмуртии данное здание единственное окружено сразу восемнадцатью отдельно стоящими колоннами, типичными для высокого классицизма. Столь же характерен для него и наиболее совершенный тип объемно-плановой композиции собора. Данная композиция оказалась органично близка С.Е. Дудину как мастеру высокого классицизма. Развивая идеи А.Д. Захарова, а также К.Н. Леду, ижевец вообще большинство своих храмов подчинял пластическому образу «шара на кубе» («шар» вписан в полусферу купола и барабана, венчающего «куб» - четверик холодного храма). Этот образ определяет и внешний облик захаровско-дудинского создания в центре Ижевска. Квадратный в плане, кубический по массе холодный храм перекрыт сферическим сводом на барабане. Распор гасят четыре мощных пилона со срезанными углами. Две подпружные арки, лежащие на оси запад-восток, раскрыты на алтарь и главный неф, а с юга и севера они трактованы как ниши. Главный неф отделен от боковых двумя колоннадами ионического ордера, из четырех колонн каждая. Перекрытие над главным нефом – коробовый свод. Традиционная для большинства православных храмов крестообразность плана обеспечена введением двух шестиколонных портиков с юга и севера холодного храма (аналогичный портик отмечает и западный фасад собора). Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным энтазисом (утолщением). Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной части храма соответствует пилястра. Над четвериком основания с западной стороны возвышаются два яруса колокольни типа восьмерик на четверике. Наиболее существенным отличием от кронштадтского прототипа является то, что там, у А.Д. Захарова, вместо восьмерика располагалась ротонда. Это различие объяснимо прежде всего тем, что в Ижевске верхний ярус колокольни был выстроен капитально (в камне, вместо прежнего деревянного яруса) только в 1877 г. – уже без захаровских чертежей и дудинского контроля, в атмосфере, когда стилевые тонкости высокого классицизма казались устаревшими и чрезмерными. Но данное различие не имеет какого-либо негативного значения. Наоборот, оно придает ижевскому зданию индивидуальную окраску.

http://sobory.ru/article/?object=00775

Личность митрополита носила, въ силу обстоятельствъ, двойственный характеръ. аскетъ и подвижникъ, онъ для вншнихъ былъ пышный сановникъ екатериненскаго времени, кавалеръ ордена Андрея Первозваннаго. Однажды, сопровождая крестный ходъ изъ Казанскаго Собора въ Александро–Невскую Лавру (около 3–хъ верстъ), Екатерина всю дорогу провела въ разговор съ митрополитомъ и нашла, что онъ «мужъ острый и резонабельный». Она ему посвящаетъ переводъ Мармонтелева и заказываетъ его портретный мраморный барельефъ для лаврскаго собора, котораго онъ былъ строителемъ. Митрополитъ несетъ еще на себ и чисто свтское почетное онъ состоитъ вицепрезидентомъ Наукъ, гд часто предсдательствуетъ въ Дашковой. Онъ много потрудился и при словаря, куда вложилъ и свой личный трудъ. Онъ охраняетъ церковныя древности и цнности. Спасаетъ книги. Но съ другой стороны — въ своей келейной жизни — этотъ пышный вельможа и ученый мужъ — является смиреннымъ подвижникомъ «все молится въ землю», питается гртыми щами, говоря, что, быть можетъ, скоро и этого не будетъ. Онъ не вступаетъ въ открытую борьбу съ правительствомъ, не пытается переубждать власть имущихъ и внушать имъ свою точку но онъ твердо ведетъ свою созидаетъ, возрождаетъ и обновляетъ церковную жизнь. Мы здсь не будемъ входить во вс детали его широкой деятельности, его заботъ по Невской которую онъ поставилъ на должную высоту, его заботу о и нисшихъ школахъ. Скажемъ только, что онъ не только занимался учебной программой, но входилъ самъ во вс подробности быта подвдомственныхъ ему учебныхъ Церковная проповдь, расколъ, духовенство — все было предметомъ его величайшихъ заботъ. Келейникъ митрополита арх. еофанъ, приводить случай въ ожесточеннаго раскольника. Случай этотъ даетъ о духоносности и сил молитвы преосвященнаго «Видя, что никакими нтъ возможности вразумить раскольника, митрополитъ обратился къ образу Божьей Матери съ такою молитвою: «не могу это жестокое сердце привести въ чувство. Ты уже, ими же вси судьбами, обрати его». Тотъ смягчился и сталъ просить посмотрть, какъ служатъ Старичекъ Нифонтъ служилъ. Вдругъ превеличайшее услышалъ Ксенофонтъ и видитъ свтъ, а этотъ свтъ явился и опустился въ потиръ. Посл этого обратился, а прежде и слышать не хотЬлъ, — сядетъ и шапку нахлобучить. Пошелъ на Валаамъ и тамъ постригся».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

А. Добролюбова, Нижегородского государственного педагогического университета имени Кузьмы Минина, Нижегородского губернского колледжа, Городецкого губернского колледжа, учащиеся Александро-Невской, Кирилло-Мефодиевской и Сормовской православных гимназий Нижнего Новгорода, представители общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых», нижегородского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», молодежного некоммерческого движения «Чкалов», православной молодежи и волонтерского движения Нижегородской епархии. Собравшихся приветствовал митрополит Георгий: «Каждое время в истории открывает для человека возможности принятия новых решений. Мы осмысляем исторический процесс как ряд последовательных событий, которые необходимо следуют друг за другом, и даем оценку решениям участников. Вам, молодым, созидать будущее нашего Отечества, ее незыблемых христианских ценностей. Когда-то наш соотечественник обратился к нижегородцам со словами: " Купно за едино! Вместе за одно! " Наши предки откликнулись на этот призыв и сплоченными рядами пошли освобождать Отечество от неприятеля. Сегодня в ситуации внешней и внутренней угрозы всем нам необходимо объединиться вокруг нашего Президента, чтобы преодолеть внутреннюю смуту и сохранить нашу государственность, наши ценности, нашу веру — тот русский культурный код, благодаря которому у нашей страны есть будущее». Глеб Никитин подчеркнул, что молодежный форум Всемирного русского народного собора неслучайно проходит именно в Нижнем Новгороде, который по результатам народного голосования стал Молодежной столицей России — 2023. «Наша задача — пройти этот год так, чтобы ни одна из сфер жизни нашей молодежи не была упущена, а итогом стало бы комплексное видение будущего российской молодежи и, соответственно, будущего страны. Мы проводим различные культурные мероприятия в разных видах и жанрах искусства. Ведется работа в сферах науки и образования — в качестве примера можно привести проект кампуса мирового уровня.

http://patriarchia.ru/db/text/6069095.ht...

С другой стороны совершенно не исследованы реальный размах, реальная социальная база " правой оппозиции " . История оппозиции написана в подробных и блестящих трудах с точки зрения истории декретов и с точки зрения интеллектуальной истории, то есть того, какая шла работа церковной мысли в этих кругах. Но у нас нет общих оценок того, какое число верующих было охвачено оппозиционными настроениями митрополиту Сергию и его Синоду. Есть оценки М.В. Шкаровского численности оппозиции по регионам, в частности по российскому северо-западу, но этого – как представляется – не достаточно. Более того, следственные дела, изучавшиеся на этот счет, дают принципиально завышенную картину, поскольку приписывают оппозиционные настроения людям совершенно разной церковной ориентации. Об этом хорошо известно ученым, которые занимаются конкретными Так что эта проблема также требует своего решения. Наконец, совершенно не написана история церковно-общественных движений 1910-1920-х годов. Декрет 1918 года, законодательство Собора 1917-1918 годов и патриарха Тихона вызвали к жизни колоссальный всплеск церковно-общественных объединений – братств, союзов приходов и других объединений, которых в одном только Петрограде насчитывалось около полутора десятков. В их работу были вовлечены тысячи верующих. Более того, в изданных сегодня сборниках документов (в частности, в сборнике свидетельств современников о патриархе Тихоне) приводятся замечательные слова Патриарха, фрагмент его речи при посещении Петрограда, в которой он апеллирует к церковно-общественным объединениям. Совершенно очевидно, что патриарх Тихон и митрополит Вениамин видели в них огромную силу, огромный церковный Мы об этой стороне церковной жизни тех лет не знаем практически ничего. Из монографий есть одна книга М.В. Шкаровского об Александро-Невском и это все. Что касается послевоенного периода, документы говорят о том, что примерно со второй половины 1940-х годов церковные структуры, прежде всего приходы, активно устанавливают неформальные, личностные, хозяйственные связи с советскими структурами, то есть вписываются в административный рынок с целью выживания. Скандал в городе Грязовец дошел до ЦК партии, когда местный отдел соцобеспечения инвалидов пользовался прямой финансовой помощью со стороны прихода местного собора, и в обмен – как там сказано – потворствовал верующим, оказывая им различные услуги, снабжая строительными материалами, средствами для ремонта из государственных резервов, которые на рынке были слишком дороги, отпускал муку и вино для богослужения по государственным ценам и так Этот неформальный обмен услугами, вписанность церковных структур в советский административный рынок практически не изучены, а ведь это был один из способов выживания Церкви в этот период. Естественно, большая часть этих обменов по советскому законодательству носила криминальный характер, но это была реальность, в которой жили приходы того времени.

http://religare.ru/2_63180.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010