У проходить XXVI фестиваль 18 2017 р. 10:33 16 апреля 2017 года на площади у Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге состоялась церемония открытия XXVI Пасхального фестиваля, организатором которого является епархиальный совет по культуре. Праздник начался пением пасхального тропаря, который исполнил детский хор Спасо-Преображенского собора и молодежный хор «Согласие». С приветствием к участникам и зрителям фестиваля обратился вице-губернатор А.Н. Говорунов: «Вчера вечером из Иерусалима прибыл Благодатный огонь, искры которого разлетелись по нашим сердцам. В храмах прошли Пасхальные богослужения. А сегодня после выстрела знаменитой пушки звон колоколов Петропавловского собора оповестил о том, что в Санкт-Петербурге начинается Пасхальный фестиваль. Его программа насыщенна: это гуляния, концерты и выставки, выступления духовых оркестров, русских народных коллективов и многое другое. Желаю вам счастья и благополучия, добрых помыслов, надежд, мечтаний и свершений». Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий поздравил участников церемонии с праздником Пасхи:  «Христос Воскресе! От имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия , братии Лавры и духовенства поздравляю вас с великим, светлым и торжественным праздником! Когда мы открывали фестиваль в прошлом году, вокруг была зеленая трава и светило солнце. За 34 года, в течение которых я праздную Пасху в Санкт-Петербурге, впервые такая прохладная погода. Но и сегодня, несмотря на холод и снег, вы снова почувствуете тепло, ведь радость и тепло создаем мы сами, а не то, что окружает нас. Желаю и маленьким, и взрослым участникам фестиваля, чтобы они подарили вам тепло своих сердец. Воскресение Христово самый главный праздник, потому что Христос воскрес из мертвых и каждому из нас дал залог вечной жизни. Желаю всем вам пасхальной радости, тепла, добра и любви, потому что любовь ныне сошла на землю, и Христос, любя всех нас, взошел на Крест, а затем воскрес. Это великое таинство мы сегодня и празднуем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4874339...

Интереснейший комплекс церковных документов за 1917–1925 гг. хранится в Российском государственном историческом архиве. Подробные сведения о первых столкновениях органов советской власти с Православной Церковью – конфискации синодальной типографии, попытке захвата Александро-Невской Лавры, занятии синодальных зданий и др., содержатся в фондах Канцелярии Святейшего Синода (ф. 796), Учебного комитета Священного Синода (ф. 802), Петроградской Синодальной типографии (ф. 800). Уникальную ценность имеют недавно рассекреченные материалы Канцелярии Патриарха Тихона (ф. 831) и Поместного Собора 1917–1918 гг. (ф. 833). В них в основном присутствует общероссийская или московская тематика. Автором использовались также некоторые документы из фонда Александро-Невской Лавры (ф. 815) и письма, отчеты бывшего директора департамента по делам Русской Православной Церкви В. И. Яцкевича из его личного фонда (ф. 1579). Ряд неопубликованных подборок документов по новейшей истории Русской Церкви и биографическая картотека петербургского духовенства были изучены в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии. Некоторые неизвестные прежде диссертанту документы найдены в фонде Русской Православной Церкви Архива Института восточных религий в Мюнстере (Германия). Подводя итог характеристике источников по избранной теме, можно сделать вывод, что нам удалось обнаружить и изучить следующие группы документов: законодательные, нормативные акты, определявшие задачи, формы, методы проведения государственной религиозной политики в масштабах страны и роль при этом различных партийно-государственных структур; документы, освещавшие роль репрессивных органов в проведении курса властей по отношению к религиозным организациям, формы, масштабы и последствия репрессий; материалы, характеризующие конкретную деятельность на различных уровнях органов госбезопасности, КПСС, государства по реализации общей политики и всех составляющих ее элементов; церковные документы, показывавшие реакцию Московской Патриархии на действия государственных органов, ее внутреннюю жизнь; материалы основных движений церковного сопротивления; нарративные источники, содержащие разносторонний материал о чувствах, мыслях, настроениях и поведении священнослужителей и верующих различных религиозных течений. Отметим, что большая часть этих источников стала доступной для работы с ними лишь в последние годы в связи с проводимой работой по рассекречиванию архивных фондов на основе ряда постановлений и указа Президента РФ от 17 марта 1994 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Интереснейший комплекс церковных документов за 1917–1925 гг. хранится в Российском государственном историческом архиве. Подробные сведения о первых столкновениях органов советской власти с Православной Церковью – конфискации синодальной типографии, попытке захвата Александро-Невской Лавры, занятии синодальных зданий и др., содержатся в фондах Канцелярии Святейшего Синода (ф.796), Учебного комитета Священного Синода (ф.802), Петроградской Синодальной типографии (ф.800). Уникальную ценность имеют недавно рассекреченные материалы Канцелярии Патриарха Тихона (ф.831) и Поместного Собора 1917–1918 гг. (ф.833). В них в основном присутствует общероссийская или московская тематика. Автором использовались также некоторые документы из фонда Александро-Невской Лавры (ф.815) и письма, отчеты бывшего директора департамента по делам Русской Православной Церкви В.И. Яцкевича из его личного фонда (ф.1579). Ряд неопубликованных подборок документов по новейшей истории Русской Церкви и биографическая картотека петербугского духовенства были изучены в библиотеке Санкт-Петербургской Духовной Академии. Некоторые, неизвестные прежде диссертанту документы оказались найдены в фонде Русской Православной Церкви Архива Института восточных религий в Мюнстере (Германия). Подводя итог характеристике источников по избранной теме, можно сделать вывод, что нам удалось обнаружить и изучить следующие группы документов: законодательные, нормативные акты, определявшие задачи, формы, методы проведения государственной религиозной политики в масштабах страны и роль при этом различных партийно-государственных структур; документы, освещавшие роль репрессивных органов в проведении курса властей по отношению к религиозным организациям, формы, масштабы и последствия репрессий; материалы, характеризующие конкретную деятельность органов госбезопасности, КПСС, государства различных уровней по реализации общей политики и всех составляющих ее элементов; церковные документы, показывавшие реакцию Московской Патриархии на действия государственных органов, ее внутреннюю жизнь; материалы основных движений церковного сопротивления; нарративные источники, содержащие разносторонний материал о чувствах, мыслях, настроениях и поведении священнослужителей и верующих различных течений Русской Церкви. Отметим, что большая часть этих источников стала доступной для работы с ними лишь в последние годы в связи с проводимой работой по рассекречиванию архивных фондов на основе ряда постановлений и указа Президента РФ от 17 марта 1994 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время снаружи реставрируются все фасадные элементы, восстанавливается резная, из известняка, главка на куполе собора. Вокруг нее ряд золоченых элементов, которые отданы в реставрацию. ...Однако и в лавре при ремонте не все благостно. – Ждем не дождемся, когда же будет подписан контракт на ремонт всей кровли, – признается Алексей Одинцов. – В свое время мы привели в порядок аварийные места, отремонтировали участки над алтарем и над портиком входа. Но теперь пришла пора обязательной реставрации всей кровли. Год назад огромный кусок подмоченной дождем штукатурки вывалился с потолка в храм – на площадку, где бабушки поют акафист. Повезло, никого не убило: едва бабушки ушли, кусок штукатурки в два квадратных метра и весом семьдесят килограммов, рухнул. С того дня ходим и пишем во все инстанции бумаги с просьбой помочь в реставрации кровли. В Министерстве культуры сначала сказали " да " , но затем у них сменился министр... и лишь недавно оттуда официально сообщили, что помогут с финансированием. А ведь, по уму, реставрацию нужно бы закончить: на дворе осень, идут дожди, и мы не можем восстанавливать живопись в зонах протечек. Пока мы разговаривали, группа реставраторов, которую возглавляет Ирина Хомченко, переместилась на этаж выше. Начальник участка реставрации монументальной живописи Раил Тимуркаев подготовил им новый фронт работ. Вместе с приглашенными специалистами здесь работают и воспитанники реставрационной мастерской лавры, которые изучают опыт далеких предшественников. Они продолжают традиции мастеровых Александро-Невской лавры под началом наместника епископа Выборгского Назария. – Всю свою сознательную жизнь, с 1986-го, каждый день я был занят какой-то стройкой. В Выборге, на Валааме, Коневце, а теперь в Александро-Невской лавре, – говорит епископ. – Сейчас у нас появилось немало сподвижников и благотворителей. Уже десять лет действует просветительский Святодуховский центр, где звучит духовная и классическая музыка, проходят фестивали, конкурсы, встречи, кинопоказы. Со временем откроем монастырский музей. В ходе подготовки к юбилею и предпраздничной реставрации мы обретаем новых друзей, которые ищут дорогу к Богу. Обновленная лавра поможет каждому входящему под ее своды.

http://religare.ru/2_97539.html

281 Абзац от слова «т. Мехлиса»... до слова «входят» отчеркнуты слева И.В. Сталиным вертикальной чертой. 285 Абзац от слова «патриархии»... и до конца отчеркнут слова И. В. Сталиным вертикальной чертой. 288 Аналогичные докладные записки с приложением письма православного духовенства И. В. Сталину направлены Г. Г. Карповым В. М. Молотову, А.С. Щербакову, Л. П. Берии и Н. С. Хрущеву. – Прим. ред. 295 В записке, адресованной А. С. Щербакову, вместо последнего абзаца написано следующее: «При этом прилагаю копию письма, направленного данной делегацией товарищу И. В. Сталину». См. док. 165. 299 Постановление СНК 2137–546с от 22 августа 1945 г. предлагало Совнаркомам республик, обл(край)исполкомам не препятствовать церковным общинам производить колокольный звон в городах и селах, используя имеющиеся колокола и не препятствовать приобретению их. См. док. 216. 302 С сентября 1944 г. местоблюститель Патриаршего престола митрополит Алексий был занят подготовкой Поместного Собора. Данный документ был написан Г. Г. Карповым накануне встречи у И.В. Сталина 19 января. Все предложения были приняты. 303 По распоряжению И. Сталина гости Собора получили 42 предмета из фондов музеев Москвы и 28 – из Загорского музея. (См.: Васильева О. Ю. Указ. Соч. С. 159.) 307 Перечень направлен зам.зав. отделом агитации и пропаганды МГК ВКП(б) Н. П. Силантьевым секретарю МГК ВКП(б) Г. М. Попову с сопроводительной запиской, на которой есть помета, что Попов ознакомился с перечнем. 308 На сопроводительной записке число отсутствует. Дата опубликования в прессе решений Поместного Собора 5 февраля 1945 г. 318 Из Сирии Патриарх вернулся в Москву, а сопровождавшие его митрополит Николай (Ярушевич) и протоиерей Николай Колчицкий отправились в Лондон. Там состоялись встречи с королем Георгом, архиепископом Кентерберийским Фишером, Йоркским Гарбеттом, с русской эмигрантской общиной. Произошла встреча с Генеральным секретарем «Всемирного Совета Церквей в процессе подготовки» доктором В.А. Виссерт Хуфтом. (См.: О.Ю. Васильева. Указ. соч. С. 163–164.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1918 году дважды подвергался аресту, выслан из Олонецкой губернии. С 1920 по 1923 год — настоятель Казанского собора и ректор Петроградского богословского института. 30 мая 1922 года арестован и привлечен как один из основных обвиняемых на Петроградском процессе. Приговорен к высшей мере. Расстрел заменен 5 годами лишения свободы; срок отбывал в Петроградской тюрьме, освобожден 30 октября 1923 года. В 1924-1935 годах — настоятель Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда; в 1925-1928-м — ректор Высших богословских курсов. 11 июня 1930 года вновь арестован, за «недоказанностью обвинения» освобожден 15 марта 1931 года. В марте 1935 года снова арестован и выслан из Ленинграда в Саратов. Овдовев и потеряв в Ленинградской блокаде троих детей, принял монашеский постриг с именем Григорий; 14 октября 1942 года хиротонисан во епископа Саратовского, 15 октября возведен в сан архиепископа. С 1943 года — поручено временное управление Сталинградской епархией с титулом Саратовского и Сталинградского. С 1944 года — архиепископ Псковский и Порховский, с 1945-го — митрополит Ленинградский и Новгородский. Разработал положения о духовных академиях и семинариях; с 1946 года — председатель Учебного комитета при Священном Синоде. Непосредственный руководитель ЛДА, почетный член МДА. Активно участвовал во внешнецерковной деятельности, возглавлял зарубежные делегации Русской Православной Церкви. Похоронен в крипте Свято-Троицкого собора Александро-Невской Лавры. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

—579— 1872 г. на настоящем месте, но и в пределах здешней епархии, и советовал ему немедленно удалиться куда бы то ни было. Он и сам понял затруднительность своего положения и готов был бы последовать моему совету, если бы не видел препятствия в том, что он не может скоро удовлетворить кредиторов, у коих заимствовал деньги на постройку дома. Но это препятствие я не мог бы признать непреодолимым, если бы не оказалось другого более важного препятствия к немедленному удалению Альбицкого из Витебска. Препятствие это заключается в том, что Альбицкий до сих пор не передал ризничных и других церковных вещей преемнику своему по должности кафедрального ключаря, которую он занимал до возведения в сан Кафедрального Протоиерея, т. е. до 6-го декабря 1870 г. На должность Ключаря назначен мною в январе 1871 г. священник Динабургской Александро-Невской церкви Василий Кудрявцев 525 . Прибыв к месту своего нового назначения в феврале месяце, Кудрявцев должен был немедленно приступить к принятию от протоиерея Альбицкого ризницы и прочего соборного имущества; но так как ризничные вещи, по случаю перестройки Кафедрального Собора, разложены были в разных, и притом холодных помещениях, сдача и прием оных отложены были до весеннего теплого времени. Между тем, в мае месяце Ключарь собора Кудрявцев назначен был депутатом по следственному делу о монастырях Полоцкой епархии, производившемуся по Указу Св. Синода чрез Могилевского протоиерея Твердого. В этой командировке Кудрявцев провел все почти лето, до половины августа. Затем, в течении сентября и частью октября, можно было бы заняться передачею соборного имущества, и я неоднократно напоминал об этом как протоиерею, так и Ключарю, но по каким-то причинам они не успели, или не хотели этого исполнить. Между тем снова настала зима, неблагоприятствующая занятиям подобного рода. Наконец, при наступлении весны —580— 1872 г. настоящего года, я настойчиво приказал, чтобы немедленно приведено было в известность все соборное имущество и передано было в ведение Ключаря Кудрявцева; для чего назначена была новая Комиссия из пяти членов кафедрального причта, так как некоторые из членов прежней комиссии, назначенной для составления новой описи соборного имущества, по разным причинами выбыли из оной. Таким образом не далее, как в мае текущего года, приступлено окончательно к поверке прежнего и описи вновь поступившего имущества Кафедрального Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25 августа 1989 года Новосибирский облисполком решением 473 передал здание собора в пользование Новосибирскому епархиальному управлению. Здание собора к моменту возвращения находилось в ужасном состоянии. Иконы, церковная утварь и колокола изъяты. Была взорвана колокольня, изменена внутренняя планировка (было оборудовано три этажа внутренних помещений). Настенные росписи и тябловый иконостас были полностью уничтожены. Также была уничтожена покрывавшая пол храма голландская кафельная плитка. Наружные стены храма находились в изношенном состоянии, так как долгое время не подвергались ремонту. Покрытие куполов пришло в негодность и во многих местах прогнило. Снаружи к зданию были пристроены различные хозяйственные и подсобные помещения. Сразу после возвращения храма Русской Православной Церкви началось его восстановление. Специализированным научнореставрационным малым государственным предприятием «Новосибирскреставрация» была подготовлена научно-проектная документация, проведены комплексные исследования состояния здания собора (осмотр технического состояния, фотофиксация, методика и очередность проведения реставрационных работ, физико-химические исследования строительных материалов, физические испытания образцов кладочного раствора, испытания на прочность кирпича из интерьера, штукатурных и кладочных растворов, архитектурные обмеры), составлен эскизный проект реставрации. В состав рабочей группы входили: Н.И. Тюкова — архитектор, автор проекта; архитекторы — С.Н. Богомазова, Е.А. Слепчук, Е.П. Сапрыгина, Л.Д. Коробейникова; Д.В. Чечков — инженер-конструктор. Научно-исследовательская лаборатория НИИЖТа (ныне — Сибирский государственный университет путей сообщения) сделала заключение о техническом состоянии купольного покрытия храма. 29–31 марта 1989 года научная группа Межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской «Росреставрация» под руководством В.М. Сорокатого провела обследование интерьера на предмет поиска первоначальной настенной живописи и определения состояния её сохранности. Были сделаны зондажи в алтаре, жертвеннике и в основном объеме храма. Под несколькими слоями побелок и масляных покрасок реставраторы обнаружили первоначальные покраски масляными красками. Из всех мест, доступных обследованию, живопись начала ХХ века имелась только в барабане, где были исполнены масляными красками стоящие в рост фигуры. Был обследован участок барабана вблизи северо-западного паруса и установлено, что остатки красочного слоя написанной здесь фигуры сплошь перекрыты масляной краской. В результате чего изображение осыпалось почти на 70 %, причём утрачены его наиболее важные части: сохранилась обводка нимба, внутри же утрата почти сплошная. В нижней части изображения был выбран участок с более прочным красочным слоем, где выполнен зондаж. Из-под масляной закраски раскрыта часть изображения одеяния бледно-голубого цвета с более тёмной голубой складкой.

http://sobory.ru/article/?object=04430

Но это препятствие я не мог бы признать непреодолимым, если бы не оказалось другого более важного препятствия к немедленному удалению Альбицкого из Витебска. Препятствие это заключается в том, что Альбицкий до сих пор не передал ризничных и других церковных вещей преемнику своему по должности кафедральнаго ключаря, которую он занимал до возведения в сан Кафедрального Протоиерея, т. е. до 6-го Декабря 1870 г. На должность Ключаря назначен мною в Январе 1871 г. священник Динабургской Александро-Невской церкви Василий Кудрявцев 848 . Прибыв к месту своего нового назначения в Феврале месяце, Кудрявцев должен был немедленно приступить к принятию от протоиерея Альбицкого ризницы и прочего соборного имущества; но так как ризничные вещи, по случаю перестройки Кафедрального Собора, разложены были в разных, и притом холодных помещениях, сдача и прием оных отложены были до весеннего теплого времени. Между тем, в Мае месяце Ключарь собора Кудрявцев назначен был депутатом по следственному делу о монастырях Полоцкой епархии, производившемуся по Указу Св. Синода чрез Могилевского протоиерея Твердого. В этой командировке Кудрявцев провел все почти лето, до половины августа. Затем, в течении сентября и частию октября, можно было бы заняться передачею соборного имущества, и я неоднократно напоминал об этом как протоиерею, так и Ключарю, но по каким-то причинам они не успели, или не хотели этого исполнить. Между тем снова настала зима, неблагоприятствующая занятиям подобного рода. Наконец, при наступлении весны настоящего года, я настойчиво приказал, чтобы немедленно приведено было в известность все соборное имущество и передано было в ведение Ключаря Кудрявцева; для чего назначена была новая Комиссия из пяти членов кафедрального причта, так как некоторые из членов прежней комиссии, назначенной для составления новой описи соборного имущества, по разным причинами выбыли из оной. Таким образом не далее, как в мае текущего года, приступлено окончательно к поверке прежнего и описи вновь поступившего имущества Кафедрального Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Не смотря на этот террор полиции белорусское население в значительном большинстве высказалось за употребление белорусского языка в костеле. Ксендза В.Шутовича настоятеля в Бороденичах, ведущего преподавание Закона Божия в школах на белорусском языке, местные польские учителя по приказу Дисненского инспектора народных училищ безобразным образом физической силой не допускают в школу. За употребление белорусского языка уволены с должности школьных префектов ксендзы Семашкевич, настоятель в Лаворишках и Петровский, настоятель в Долгинове. Белорусскую католическую прессу, освещающую факты преследования в белорусско-католической жизни и заступающуюся за преследуемых, беспощадно конфискуют. Из-за этого в прошлом месяце конфисковали и 22 белорусскаго журнала «Криница». Миную из-за недостатка времени безчисленные другие факты. Вспомню здесь еще только о весьма характерном в этот отношении факте, о несправедливом отказе властей в легализации общества белорусских ксендзов «Светочь», религиозно-просветительного характера». Будучи одним из признанных вождей белорусского национального движения, В.Богданович оставался сторонником самого тесного белорусско-русского сотрудничества, а в условиях политической жизни межвоенной Польши «белорусско-русского блока», действенность которого с особой силой проявлялась в период парламентских выборов. Во многом основой для такого единения служило православное культурное наследие, в сбережении и защите которого роль В.Богдановича была без преувеличения выдающейся. Примеров тому огромное множество, отметим лишь его призывы в Сенате к недопущению разрушения Варшавского Александро-Невского кафедрального собора. «Достаточно пойти на Саскую площадь, - говорил в отчаянии В.Богданович, - и посмотреть на оголенные купола наполовину разрушенного собора. Не говорите, господа, что он должен быть разрушен, как памятник неволи. Я бы сказал, что, пока он стоит, то является наилучшим памятником для будущих поколений, поучаючи их, как нужно уважать и беречь свою Родину; разобранный же будет памятником - позорным памятником нетерпимости и шовинизма! Нельзя не обратить внимания на то, что в этом соборе есть выдающиеся художественные произведения, в которые вложено много духовных сил лучших сынов соседнего народа, - и те, кто создавал эти произведения искусства, не думали ни о какой политике. Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка, и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора... Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы, англичане, американцы, с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру, естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации...».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010