16 января 1906 года высочайшим указом согласно представлению Святейшего Синода было учреждено особое (Предсоборное) Присутствие 385 – орган, призванный осуществить всю предварительную богословскую и каноническую разработку вопросов, подлежащих рассмотрению предстоящего Поместного Собора. Созыв Собора предполагался в этом же году, поэтому подготовка его должна была осуществиться в течение нескольких месяцев, максимум года. В состав Предсоборного Присутствия вошли представители церковной иерархии и другие духовные и светские лица, известные своими учеными трудами в области богословия, церковной истории, канонического права и церковной практики. Председателем Предсоборного Присутствия был назначен Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) . Состояло Присутствие из семи отделов, каждый из которых разрабатывал свой определенный круг вопросов 386 . 7 марта 1906 года С.Г. Рункевич был назначен делопроизводителем III отдела Предсоборного Присутствия 387 . 8 марта в Александро-Невской Лавре Предсоборное Присутствие торжественно открыло свою работу 388 , регулярные же заседания начались с 14 марта. Первоначально в состав Присутствия были приглашены только архиереи и профессора, но потом архиереям было предложено привезти с собой по одному представителю приходского духовенства. В конце марта в состав Предсоборного Присутствия были приглашены и «светские представители церковности». В среде приглашенных профессоров были люди до крайности противоположных взглядов, что было очевидным стремлением сообщить ходу предсоборных заседаний возможную широту, без всякого предварительного подбора лиц одного и того же или сходного направления. Председателем III отдела, занимавшегося вопросами организации церковного суда и пересмотром законов по делам брака, в котором трудился С.Г. Рункевич , был архиепископ Ярославский Иаков (Пятницкий). В работе отдела принимали участие ученые протоиереи М.И. Горчаков и Ф.И. Титов, профессора: И.С. Бердников , Н.С. Суворов , Н.А. Заозерский , А.И. Алмазов , М.Е. Красножен и генерал-лейтенант А.А. Киреев. Заседания отдела проходили в статистическом отделе Училищного совета на Кабинетской улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Но вот в прошлом году в Ялте встречали Вселенского Патриарха Варфоломея. Множество людей съехалось на его встречу. Мы тоже записались в эту двухдневную поездку. В автобусе меня, как всегда, сильно укачало. В Симферополь приехали уже затемно. Автобус остановился недалеко от кафедрального собора. Меня очень измотала дорога, я вышла согнувшись, страшно болели живот и голова, продолжало сильно мутить, из глаз сами собой текли слезы, меня знобило. Не помню, как добралась до храма, где уже кончалось всенощное бдение. Я купила свечу и направилась к раке. Думаю, что не случайно до поездки я почитала автобиографию архиепископа Луки «Я полюбил страдание...» и присутствовала при открытии и прославлении его святых мощей. Поставив свечу, я опустилась на колени. Маленький хор тихо вел великое славословие, и из меня полилась молитва вместе с усилившимися слезами: «Святителю отче Луко, ты стольких исцелил от неизлечимых болезней, еще при своей земной жизни всегда оставаясь врачом телесным и духовным, ты видишь, как мне плохо, как я мучаюсь в дороге, исцели же, пожалуйста, и меня от этого недуга, который изматывает все силы». И еще о многом я сокровенно просила в тот вечер святителя Луку, твердо веря, что он услышит и исполнит мою молитву. Встав с колен, я почувствовала заметное облегчение. Батюшка открыл нам раку, я в числе других приложилась к мощам святителя Луки, подошла к елеопомазанию, после чего мне стало так хорошо и легко, что я решила подойти вторично. Снова приложившись к мощам, я подошла к батюшке. Стоя в стороне и растирая елей по лицу, я почувствовала огромную радость, охватившую меня, наверное, впервые в жизни. И я подумала: «Где два раза есть, там и третий». От раки подхожу к священнику, он удивился, но когда я сказала, что мне очень нужно, елеопомазал. Из храма я вышла сияющая, окрыленная. Ничего не болело. От прежнего состояния не осталось и следа. Я с удивлением заметила, что возле автобуса не пахло гарью и бензином. Во время пути в Ялту меня не укачивало, настроение было отличное. Наутро я встала с ясными и чистыми мыслями, не болела голова. У собора св. Александра Невского, куда мы пришли, была такая сильная загазованность, что я уже и не надеялась на хорошее самочувствие, но даже через два часа мне не стало ни капельки хуже, а затем я совсем забыла про свою болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Общественная палата организовала и провела фестиваль Сахалинских некоммерческих организаций, в котором приняли участие наиболее авторитетные организации не только из областного центра, но и из Охи, Поронайска, Холмска, Невельска и Анивы. В их числе – «Ассоциация православных учителей Сахалинской области» и экологическая организация «Родник», общественная организация пенсионеров из г. Поронайска и некоммерческое партнерство «Вольные музыканты», общественная организация инвалидов «Валентина» из г. Невельска и Сахалинская региональная общественная организация «Детский театр русского балета «Щелкунчик», общественная организация инвалидов «Виктория» из Анивы и благотворительный фонд «Улыбка ребенка», открывший свои представительства не только в Сахалинской области, но и в Хабаровском крае, и множество других НКО самых разных направлений деятельности. Этот фестиваль стал реальным воплощением того, как гражданская инициатива становится общественно значимым событием, а Общественная палата центром притяжения для некоммерческих организаций области. Я представляю региональную общественную организацию Братство Александра Невского, которая действует в нашей области около десяти лет. У многочисленного сахалинского православного сообщества есть свои определенные интересы и жизненные вопросы, а Общественная палата позволяет нам быть услышанными. Например, на повестке дня Палаты стоял вопрос о строительстве кафедрального собора в Южно-Сахалинске. Эта повестка дня вывала неоднозначную реакцию, были заинтересованные силы, которые делали все, чтобы не допустить строительства собора. Наши противники организовали целую кампанию по диффамации Православия. Мы использовали диалоговые площадки для прямого общения с представителями организаций, общественности для донесения своего видения ситуации. И на одном из заседаний Общественной палаты, посвященному этому вопросу, нам, православным, удалось убедить большинство членов Палаты в том, что строительство православного храма является важной культурной и общественно значимой задачей. Ведь Сахалин является форпостом России на Востоке и нам важно показать эту культурную и историческую связь, показать, что мы являемся наследниками тех православных людей, которые открывали и осваивали эти земли.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/21/et...

Со своей стороны я имел смелость предложить вниманию в. митрополита касательно означенной рукописи то, что подлинность оной некоторые понимают не в том смысле, яко бы эта рукопись была подлинное, современное бытию собора, изложение деяний оного; но подлинною она названа только по отношению к списку, сделанному с неё и препровожденному к Питириму, составителю Пращицы. Так именно понимает это дело автор «Рассуждении о соборном деянии, бывшем в Киеве 1157 г. на еретика Мартина», напеч. в С.-П. 1804 г. – Такое объяснение владыке показалось совершенно новым и неожиданным: впрочем касательно действительности самого собора, он все-таки остался при своем мнении. – Рекомендовал бы я и вашему высокопреподобию принять к сведению и прочитать помянутое рассуждение кандидата богословия И. Лаврова, если только вы еще не читали его. Оно напечатано было в числе трех рассуждений, читанных в публичном собрании С.-Петерб. Александро-Невской академии в 1804 г. Из них первое: «О начале, важности и знаменовании церк. облачений». – Если этой книги нет в вашей библиотеке, или вообще в Казанских книгохранилищах: извольте написать мне, я вышлю её вам; у меня есть собственная. Что касается до сходства текста печатного деяния с текстом нашей рукописи, в этом можно быть совершенно почти уверенным. В нашей библиотеке имеется другой экземпляр означенного деяния, писанный на бумаге уставом начала XVIII столетия. Текст этой рукописи, по сличении К.И. Невоструевым с печатным изданием соборного деяния, совершенно одинаков. Еще прежде, нежели высокопр. митрополиту, я имел честь представить ваш дар преосвящ. викарию. Его преосвященство с любовью принял его из моих рук, и поручил мне благодарить вас. Примите, высокопреподобнейший о. ректор, и от меня усерднейшую благодарность за ваш прекрасный дар. Признаюсь вам откровенно: для меня хорошая книга дороже всяких других подарков. Хоть стыдно, а надобно сознаться, что к книгам я чувствую какую-то манию. У меня редкая пройдет неделя, чтоб я не купил какой-нибудь книги. Я не имел еще времени прочитать до конца ваше сочинение: но и из немногого, что я успел прочесть, я получил ужо некоторое понятие о достоинстве вашего произведения. Дай Бог, чтобы почаще являлись у нас подобные произведения».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Ф. Г. Гордеев. «Поклонение пастырей». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 - сер. 1807 г. Ф. Г. Гордеев. «Поклонение пастырей». Барельефы на фасаде Казанского собора в С.-Петербурге. 1806 - сер. 1807 г. Загруженность преподавательскими и адм. делами не позволила Г. создать значительное число произведений. Наиболее ярко он проявил себя в области мемориальной пластики, став первым рус. скульптором художественных надгробий. Для памятника-стелы Н. М. Голицыной (1780, ГНИМА) характерны классицистические черты - уравновешенность композиции, строгость и спокойное величие. Рельеф плакальщицы, склонившейся к урне и держащей медальон с вензелем княгини, восходит к мотивам античных мраморных стел, использованных, в частности, франц. скульптором Ж. Гудоном. Черты классицизма сочетаются с барочной пышностью в многофигурных пирамидальных композициях надгробий князей А. М. Голицына (1788, при участии Прокофьева, мрамор, Гос. музей городской скульптуры, С.-Петербург, Благовещенская ц. Александро-Невской лавры) и Д. М. Голицына (1799, мрамор, ГНИМА) для московской Голицынской больницы. Надгробие А. М. Голицына, первый скульптурный памятник в храме, представляет собой обелиск с барельефом князя в медальоне, на высоком постаменте, с воинскими трофеями на 2-м плане. Справа - аллегорическая фигура Добродетели, показывающая одной рукой на изображение фельдмаршала на обелиске, а другой - на щит с княжеским гербом и короной сверху, покрытый львиной шкурой. Слева - скульптура крылатого гения войны, к-рый сидит облокотившись на щит с изображением взятия Хотина (рус. солдат держит за волосы плененного тур. пашу). Памятник Д. М. Голицыну исполнен в виде обелиска с горельефным бюстом (скульптор Ф. Цаунер, Вена), с фигурами плакальщицы («Щедрость, оплакивающая своего подражателя») и Утешения, или Веры, левая рука к-рой покоится на Евангелии. Они олицетворяют состояния скорбящей человеческой души - горе и примирение с мыслью о неотвратимости смерти и грядущем воскрешении. Уравновешенное пластическое решение свойственно рельефам Г. для зданий АХ (рельефы в вестибюле (Минерва) и на фасаде, композиция «Аполлон и Минерва, покровительствующие художествам» на фронтоне, 1784) и Старого Эрмитажа («Прощание Гектора с Андромахой», «Фетида с младенцем Ахиллом», «Минерва - покровительница искусств», львиные маски, 1786). Сюжеты 13 фризов Останкинского дворца в Москве (1794-1798), особенно близких к стилистике классицизма и античной традиции, заимствованы из греч. мифологии («Свадебное шествие Амура и Психеи», «Жертвоприношения Зевсу и Деметре»); здесь же присутствуют аллегорические изображения поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки. Особого искусства Г. достиг в передаче драпировок в скульптуре.

http://pravenc.ru/text/166191.html

Протоиерей Александр Новопашин: «Цивилизационной войны не избежать» 27.06.2022 19:43:07 «Свою позицию я высказал в первый день спецоперации, назвав, кстати, ее антитеррористической. Потому что политический режим Украины - несомненно террористический, экстремистский, человеконенавистнический. Нацистский. Знак Z означает мир, в котором нет места нацизму и сатанизму. Для меня нацизм и сатанизм слова-синонимы», - отметил в интервью «Комсомольской правде» руководитель миссионерского отдела Новосибирской епархии, настоятель Александро-Невского собора Новосибирска протоиерей Александр Новопашин, комментируя информацию о том, что у священника на служебной машине изображена буква Z. Он отметил, что среди россиян есть те, кто против спецоперации, но «связано это с тем, что военная спецоперация нарушила их планы по ведению бизнеса, ударила по их карману». «Эти люди думают в первую очередь только о себе, о своих доходах. А до убитых в Донбассе украинскими военными мирных жителей им, по сути, никогда не было дела. Другая категория - люди, привыкшие путешествовать по Европе. У кого-то из них имеется там своя недвижимость. Но они теперь либо лишены возможности свободно передвигаться за границей, либо столкнулись с неприязненным отношением к ним со стороны некоторых европейцев. Да и украинцы, бежавшие из Украины в европейские страны, ведут себя там, мягко говоря, не всегда адекватно по отношению к русскоговорящим. И вот эти люди - они не то чтобы против спецоперации, они потеряли свою Европу и раздосадованы этим, испуганы, возможно, озлоблены…», - продолжил о. Александр. «А еще кто-то имеет на Украине близких родственников. Им просто страшно за их жизни. Ну и есть бунтовщики из числа молодежи, которых очень умело накручивают всякого рода агитаторы-пропагандисты. Но должен отметить, что количество россиян, поддерживающих спецоперацию, постоянно увеличивается. Если до февраля 2022 года люди не особо интересовались происходящим на Украине и на Донбассе, то теперь они вынуждены погрузиться в проблему. И перед ними открылась такая картина, от которой многие из них пришли в ужас, и поняли, наконец, что военная спецоперация была просто необходима. Основатель агентства Ukr Leaks, занимающийся разоблачением преступлений украинской власти после Евромайдана, бывший сотрудник Службы безопасности Украины Василий Николаевич Прозоров огласил имеющиеся у него документы, согласно которым Киев тщательно готовил крупномасштабное наступление на Донбасс: оно должно было состояться в начале марта 2022 года. А антитеррористическая спецоперация стартовала в феврале, представляете насколько своевременно она была начата? И хотя бывают слышны крики, что Россия в феврале начала войну против Украины, на самом деле, это киевская власть развязала войну против своего народа в 2014 году. А мы ее сейчас заканчиваем», - подчеркнул о. Александр.

http://radonezh.ru/2022/06/27/protoierey...

Молчанов Борис Николаевич (24.7.1896, СПб. 22.8.1963, Нью-Йорк, США), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Петроградскую Духовную семинарию (1916), после революции эмигрировал во Францию, окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1928), диакон (3.4.1927), священник (7.4.1927), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, состоял в юрисдикции митр. Евлогия, настоятель Воскресенской церкви в Медоне (15.6.19271932), откололся от митр. Евлогия и перешел вместе с Медонским приходом в юрисдикцию РЗЦ (14.8.1928), член епархиального совета Западно-Европейской епархии РЗЦ (1928), настоятель Успенской церкви в Лондоне (193323.5.1936), протоиерей (1935), настоятель Покровской церкви в Цюрихе (23.5.193630.3.1938), настоятель церкви в Бейруте (30.3.19381.9.1938), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), настоятель русской церкви в г. Бела Цркв (1.9.19381942), законоучитель Донского кадетского корпуса и девичьего института в том же городе (19391942), полковой священник русского корпуса в Югославии (23.1.19421945), эмигрировал в Австрию (1945), главный священник русского корпуса (26.5.1945), настоятель церкви при лагере перемещенных лиц в Келлерберге (19451946), настоятель церкви при лагере в Фельдкирке (1.3.19461.12.1948), помощник настоятеля и законоучитель при лагере Парш под Зальцбургом (1.12.19481.9.1949), законоучитель в русской гимназии в Зальцбурге (1.1.19491.9.1949), член епархиального совета Австрийской епархии ( 19481949), уехал во Францию и принят в клир Русского Экзархата КП (1.10.1949), настоятель Троицкой церкви в Кнютанжс (30.5.19501.6.1951), настоятель кладбищенской Успенской церкви в Сент-Женевьев-де-Буа (1.6.19517.11.1952), снова перешел в РЗЦ (1952), настоятель церкви в Тьонвилле в Лотарингии (19531954), помощник настоятеля церкви при кадетском корпусе в Версале (19541955), помощник настоятеля церкви в Лондоне (19551956), переселился в США, настоятель церкви в г. Миннеаполисе (19561957), настоятель Св.-Александро-Невской церкви в Нью-Йорке (19571959), 1-й помощник настоятеля Знаменского синодального собора в Нью-Йорке (19591963), духовник русского корпуса, духовник Организации русских разведчиков, митрофорный протоиерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если эта политика правительства и католического духовенства в Польше будет продолжаться, Православие в Холмщине и Подляшьи должно стать таким же потаенным, как и в Советской России. Разрушение христианства в России совершается во имя коммунизма, разрушение же Православия в Польше во имя Христа Спасителя, давшего по учению католиков ключи и власть Апостолу Петру, а через него Римскому Епископу, повидимому, для разрушения Православия. В этом есть величайшее кощунство, свидетелем которого мы являемся. В дополнение к этой картине следует отметит некоторые факты такого же характера, происходящие и в других частях государства. 10 -го мая была начата разборка военной Александро-Невской церкви в гор. Гродно. Разборка производилось в спешном порядке, и панихида 12-го мая в третью годовщину смерти маршала Пилсудского была отслужена для военнослужащих и учащихся под открытым небом. Несколькими днями раньше в Белостоке была начата разборка неоконченного здания Воскресенского собора. Разборку произвел местные магистрат. Все попытки отстоять здание успеха не имели, хотя о праве собственности на это здание ведется судебный процесс. Разборка была произведена, потому что судебный процесс явно склонялся в пользу православного населения  315 . В конце мая т. г. магистрат Сосновиц предъявил требование православному приходу приступить к разборке Св.-Николаевского храма в течении 24-х часов. Пока приход и церковная власть искали защиты у государственных властей, магистрат приступил к немедленному исполнению своего распоряжения, и на другой день начали сбрасывать купола. Засим была разобрана колокольня и часть крыши, и только 3-го июня в 6 часов вечера поступило распоряжение из воеводства приостановить разборку. Уверенности в том, что храм будет сохранен и возстановлен у населения нет, и это вполне понятно  316 . В этой картине не лишни некоторыя весьма характерныя мелочи. Так, напр., в начале лета т. г., в целях пропаганды в Варшаву было привезено 1000 крестьянских детей из Полесских деревень. Дети православныя, но сопровождали их исключительно католики преподаватели и организаторы. Священника при них не было. Детям показали Варшаву и водили по некоторым католическим храмам. В православныя церкви дети приведены не были  317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В защиту семьи: эстонцы выступают против закона «о сожительстве» Поводом к протесту послужило продавливание вопреки народному волеизъявлению законопроекта «О сожительстве». 6 октября, 2014 Поводом к протесту послужило продавливание вопреки народному волеизъявлению законопроекта «О сожительстве». В минувшее воскресенье, 5 октября, в полдень, в Таллинне перед зданием Государственного Собрания состоялась акция протеста, которую предварил молебен, совершенный митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием в сослужении городского духовенства. Молебен был отслужен на паперти Александро-Невского собора, который стоит как раз напротив здания Госсобрания. Поводом к протесту послужило продавливание вопреки народному волеизъявлению законопроекта «О сожительстве». Организатор акции народного волеизъявления – организация «В защиту Семьи и Традиции», которую возглавляет Варро Вооглайд; название мероприятия: «В защиту семьи и демократии». Пока я не владею информацией даже о примерном количестве побывавших на Lossi plats (Дворцовой площади») людей (кроме тех, кто пришел к началу молебна и разошелся лишь по окончании мероприятия, некоторые приходили на короткое время), но народу было очень много. Все пространство было заполнено. При этом все как-то умудрялись двигаться, не задевая друг друга, атмосфера царила чуть ли не праздничная. У стены собора кучковалась небольшая группа ЛГБТ со своими флагами, которая свистела всякий раз, когда народ на площади аплодировал очередному оратору. Возможно, они надеялись на то, что кто-нибудь из протестующих начнет с ними выяснять отношения и, чего доброго, перейдет на невербальный язык общения, что можно будет увековечить на каком-нибудь электронном носителе, но, как говорится, «обломись!», ничего подобного не было, максимум кто-то из собравшихся выговорил им за ошибочность занимаемой позиции. Большинство собравшихся (не так уж, чтобы совсем подавляющее, но все же) были эстонцы, по большей части средний и очень средний возраст (клуб «Для тех, кому за 30»). Молодежь была представлена тоже, но сравнительно слабо. Некоторые родители пришли с детьми. Было очень приятно, что за все время митинга не было ни одного неадекватного выступающего, как это водится на подобных протестных акциях, ни одного конфликта. Пусть некоторые самодельные плакаты были составлены явно не от большого ума (зато от души!), так на то оно и народное гуляние, чтобы представить весь спектр настроений. И опять же повторюсь: насколько разные люди собрались (по национальной принадлежности, по политическим убеждениям, по религиозным взглядам и т.д.), и никакого конфликта, даже намека на неприязнь.

http://pravmir.ru/v-zashhitu-semi-estont...

Тут Владыка жаловался (нежно, безупречно), что Митрополит Серафим не дозволяет говорить проповедей здесь, в Петербурге, заезжим Архиереям. (Вероятно Московскому Митрополиту самому хотелось произнести надгробное слово в память покойного Кирилла.) Рассказал случай, с которого перестали здесь говорить проповеди чужие архиереи: «Преосвященный Феофилакт (скончался в Грузии) 93 говорил проповеди на Псковском подворье». В проповедях были личности. Однажды он сказал: «Вот у нас молодой водит старого» (т. е., Филарет, тогдашний Ректор Академии, Митрополита Амвросия). Митрополит Амвросий огорчился. Указал, в Синоде, Преосвященному Феофилакту 20-е правило Трульского Собора (приисканное, конечно, молодым Ректором Академии): Преосвященному Феофилакту надобно было замолчать. А с того времени молчат уже и все Архиереи» 94 . Митрополит Филарет в это время был особенно благодушен и весел: один вид его радовал. Кстати скажу анекдот, слышанный мною в эти годы в Петербург: Преосвященный Феофилакт, имевший квартиру в Александро-Невской Лавре, был где-то в Петербурге, и возвращался в глубокую ночь. Недалеко от Лавры у него изломался экипаж, Феофилакт вышел из экипажа. Кликнуты будочники; экипаж они доволокли до Лавры, или на скоро зачинили, Феофилакт сказал им: «Приходите завтра ко мне я вас поблагодарю. Спросите «Архимандрита Филарета!» Феофилакт видно упал из кареты (лопнула ось): у него вывалились часы на мостовую. Но утру булочники приходят к Архимандриту Филарету, и просят благодарности за вчерашнюю услугу. Филарет сказал: «Я никуда не выезжал; был дома». Булочники: «Помилуйте. Вот вы, упавши с каретою, выронили ваши часы: вот они!» Филарет приостановился. Вынес им 25 рублей, а часы взял. После Филарет либо чрез келейника, либо лично возвратил часы Преосвященному Феофилакту. Ров изры, искона, и паде в яму, юже содела. Тут же сказал Митрополит Филарет мне: «Сего дня (7 апреля) в Синоде читали представление ректора С.-Петербургской Академии, которым он просит назначить Председателя в Комитет рассмотрения Богословских Конспектов (где я первый), с правом двух голосов, и еще просит назначить двух новых Членов: Священника Казанского Собора Окунева 95 и Деболъского» 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010