Митр. Георгий восстановил Л. в. Во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии, 4 июня 1922 г. был хиротонисан архим. Александр (Иноземцев) . 12 июня 1922 г. он стал временно управляющим Пинско-Новогрудской епархией и переехал в Новогрудок (ныне Белоруссия), 11 дек. того же года был назначен епископом Полесским и Пинским. Вскоре после избрания Варшавским митрополитом Дионисия (Валединского), 25 февр. 1923 г., во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии, был хиротонисан архим. Антоний (Марценко) . Еп. Антоний должен был помогать митр. Дионисию в управлении приходами Волынской епархии, он также стал ректором Кременецкой ДС, жил в Кременце, в кон. 1925-1926 г. являлся настоятелем кременецкого Богоявленского монастыря. Протесты еп. Антония против махинаций митр. Дионисия и его окружения с имуществом волынских приходов привели к тому, что в нояб. 1926 г. епископа выслали в Почаевскую лавру без запрета в служении. После настойчивых требований духовенства Холмщины и укр. политических деятелей еп. Антоний в янв. 1927 г. переехал в Хелм, служил сначала в сельских приходах Холмщины, т. к. благочинный Хелмского окр. прот. Олимпий Денисевич не разрешал епископу служить в единственном действующем храме Хелма - Иоанно-Богословской ц. 20 сент. 1927 г. митр. Дионисий позволил еп. Антонию находиться в Хелме и выполнять функции викария Варшавской епархии, еп. Антоний поселился в приходском доме при Иоанно-Богословской ц. В 1928 г. еп. Антоний был устранен с Люблинской кафедры и лишен права служить в Хелме в результате клеветнического доноса прот. О. Денисевича и псаломщика Т. Костюка. 22 февр. 1928 г. Синод постановил отправить еп. Антония в Милецкий Николаевский мон-рь и запретить ему совершать богослужения. 24 марта 1928 г. варшавская газ. «Украинская нива» опубликовала открытое письмо укр. правосл. общины Хелма, в к-ром говорилось о лживости обвинений в отношении еп. Антония. Укр. деятели Холмщины ошибочно считали, что заказчиками действий против еп. Антония были римско-католич. священники, не желавшие присутствия правосл. архиерея в Хелме. В действительности, согласно отчетам польск. управления безопасности, инициатором удаления еп. Антония был митр. Дионисий, которому Люблинский епископ мешал осуществлять финансовые махинации (ГА Брестской обл. Ф. 1. Оп. 10. Д. 2791). Еп. Антоний не подчинился решению и остался в Хелме. Новый благочинный Хелмского окр. прот. Стефан Грушко добился примирения еп. Антония с церковными властями, 30 июля 1928 г. Синод принял решение направить еп. Антония в Милецкий мон-рь уже без запрета в священнослужении. Для успокоения верующих 19 мая 1928 г. митр. Дионисий предоставил Иоанно-Богословскому храму в Хелме статус 2-го кафедрального собора Варшавской епархии (ранее такой статус имел Преображенский собор в Люблине).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

953 В казацких песнях он известен под именем Байды. Ист. Сечи, Скальковского, ч. I, стр. 319. Малоросс. и Червонорусск. народные думы и песни. Спб. 1836 г., стр. 10, 11. 955 Обе линии идут от правнука Корибута Ольгердовича, Михаила I Корибута. У сына его Александра, были сыновья Дмитрий и Михаил; от Михаила – Юрий и Михаил III (отец Иеремии и дед короля); от другого сына Михаила произошел Константин, воевода киевский; от Константина – Адам и Константин Вишневецкие. Константин, вместе с тестем своим, сандомирским воеводой Мнишком, помогал самозванцу Отрепьеву занять московский престол. Podol, Wolyn, Ukraina I, 33–62, Вишневец и князья его в Вестн. 3. Р. 1868 г., т. II. Отд. II, стр. 126. Вишневецкие святыни, Эртеля. Вестн. 3. Р. 1865 г., т. I, стр. 308. – От братьев Михаила I-ro Корибута, Симеона и Феодора, вели свое начало роды: от первого князей Збаражских, от второго – князей Порыцких и Воронецких. 956 Впоследствии был каштеляном краковским и жил в Кракове совершенно польским магнатом, изредка лишь посещая свои огромные имения на Волыни. 957 По уничтожении в 1773 г. ордена иезуитов в Польше, острожский коллегиум отдан был гощанским базилианам. После того в 1795 г., отдан был под помещение православного епископа Житомирского, консистории и семинарии. В настоящее время в развалинах. 958 Анна Алоиза, княжна Острожская. Киевская Старина, т. VII, 1883 г. стр. 327–373. – Острог – в настоящее время уездный город Волынской губернии, с населением в 9000, из коих около 5000 евреев. 959 Збаражские – ветвь князей Вишневецких, от Симеона Вас. правнука Корибута – Димитрия. Род Збаражских продолжался до 1629 года и окончился на Юрие Корибутовиче, каштеляне краковском. Имения перешли в род князей Вишневецких. 963 М. Почаев находится в кременецком уезде, Волынской губ., в 6-ти верстах от австрийской Галиции, а от Кременца в 22-х. Благочестивое предание относит основание Почаевского монастыря к половине XIII века какими-то пришельцами – иноками восточного исповедания. Вестн. Зап. Росс. 1865 г. т. II, стр. 195.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

– За то и угодник Божий со своей стороны не переставал и не перестает доселе являть благодатную свою силу на пользу и спасение всех, притекающих к нему с верою и несомненным упованием. Так в записях Почаевской Лавры значится, что в 1855 году, пришедши в Почаев старуха 60-ти лет, Елабужского округа, Можинской волости, Можинского пятисотка, деревни Никольской Малой Сюги крестьянка Устинья Бирихина, показала, что 6 лет тому назад она, будучи в Почаеве, молитвами у раки Преподобного Иова, где читалось ей последование на изгнание бесов, и приобщением воды от Цельбоносной Стопы Божией Матери, освободилась от нечистого духа, мучившего ее тяжкими припадками беснования в течение 20-ти лет. Подобно этому, в 1848 году заступлением Преподобного Иова чудесно исцелен был от страшных конвульсий четырехлетний сын майора Его Высочества Великого Князя Владимира Александровича Новороссийского драгунского полка Филиппа Францовича Кайсера, по имени Владислав римско-католического вероисповедания, у которого от сильных припадков левая рука была сведена назад, а голова чрезвычайной величины тряслась непрестанно. Когда родители его дали обет помолиться Царице небесной и Преподобному Иову на Горе Почаевской, то болезнь немедленно прекратилась, и младенец навсегда спасся от нее и потом вырос во славу Божию. 14-го Января 1870 года у мощей Преподобного Иова последовало новое благодатное исцеление от недуга беснования солдатки Екатеринославской губернии, Ростовского уезда, Екатерининской волости, села Екатериновки Ирины Волошиновой. Истину этого события, вследствие резолюции Преосвященного Архиепископа и Священно-Архимандрита Почаевской Лавры Агафангела, формально засвидетельствовали в присутствии пристава 1-го стана Кременецкого уезда многие свидетели. Сама же Волошинова не могла потом без ужаса и содрогания вспомнить о своей болезни и страшных мучениях, бывших при этом у нее, и с радостию оставила Почаев, благодаря Царицу Небесную, чудодействующую в благодатной своей иконе Почаевской, и ее блаженного угодника за свое дивное спасение 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Проблемы началась на Пасху, когда группа людей решила перевести религиозную общину УПЦ в раскол. 20 июня. ПРАВМИР. . Раскольники при поддержке радикалов из «Правого сектора» захватили храм Украинской Православной Церкви в селе Башуки Кременецкого района Тернопольской области. Злоумышленники взломали двери храма Архистратига Михаила и колокольни, заменили замки и впустили туда активистов самопровозглашенного «Киевского патриархата». Активное участие в захвате принимали несколько десятков людей в камуфляже с символикой «Правого сектора», — сообщает Пресс-служба УПЦ Комментируя данную ситуацию, председатель Юридического отдела Украинской Православной Церкви протоиерей Александр Бахов отмечает: «То, что происходит в Башуках — является преступлением и прямым нарушением Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Согласно этому же Закону государство защищает права и законные интересы религиозных организаций (ст. 5), поэтому оно обязано защитить религиозные общины независимо от их численности и конфессиональной принадлежности». Религиозная община в честь Святого Архистратига Михаила Украинской Православной Церкви существует в селе с 1991 года, зарегистрирована в соответствии с законодательством Украины и на законных основаниях владеет храмом. Проблемы началась на Пасху, когда группа людей решила перевести религиозную общину УПЦ в раскол. По словам настоятеля храма, заявление о переподчинении общины в областную администрацию подали лица, которые «не имели на это полномочий», причем на сессию сельсовета, где обсуждалась судьба прихода, ни настоятеля, ни адвоката общины не допустили. В итоге сельсовет принял решение перевести общину в ведение «Киевского патриархата». Раскольники уже не раз пытались завладеть храмом. В милиции от настоятеля приняли заявление о срыве богослужения, но заявление о завладении имуществом зарегистрировать отказались, ограничившись принятием обращения граждан. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-ternopolskoy-oblasti...

В 1674 г. приписан к Новгород. архиер. дому, за которым и состоял до обра­щения своего в приход. “Ист. Р. Ц.”, VI, 602; “Акты истор.”, V, 214 (Ц. гр. 1692 г.; рос­пись приписн. м-рей); Строев, “Спис. иер. и на­стоят.”, 404, 31; “Дополн. к Акт. истор.”, 102 (Гр. 1674 г. о приписке к Новгор. митроп. дому); VII, 65 (Гр. 1677 г.; здесь сказано: «с приписными монастыри, с Троицким, Хлавицким и Немчиновым монастырями», таким обра­зом говорится как будто бы о трех м-рях, так как между Троицким и Хлавицким поставлена запятая, но, по моему убеждению, это один м-рь). 2156 . Троицкий – Чарторыйский, мужской, совсем уничтоженный, под мест. Чарторыйском, Волынской губ., Луцкого у., в 67 вер. к сев.-вост. от Луцка, при р. Стыре. О нем известно только, что кн. Мих. Александров. Чарторыйский в духовн. завещании 1582 г. завещал положить тело его в этом м-ре. “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 5. 2157 . Троицкий – Черноезерский, мужской, совсем уничтоженный, Костром­ской губ., Ветлужского у., близ гор. Ветлуги. История его неизвестна; но нужно полагать, что уже существовал в XVII ст., так как в 1705 г. в нем упоминается игумен Самуил и он находился в Казанской епархии, вла­дея вотчинами в Козмодемьянском уез. “Ист. Росс. Иер.”, III, 536; Строев, “Спис. иер. и наст.”, 308; Горчаков, “Монаст. Приказ”, прилож. докум., 70, 17 (ведом. 1701–23 г. вотчинам, розданн. разн. лицам); “Опис. докум. и дел ар­хива св. Синода”, III, 1723 г., прилож., CVI, XXVII (бывшая домовая архиер. вотчина, что была за Черноозер. м-рем, в Козмодемьян. у., в 1718 г. отписана на Его Имп. Велич.). 2162 . Уневский или Униовский – Успенский Пречистенский, мужской, ныне село Униев, Волынской губ., Острогского у., в 45 вер. к юго-зап. от Острога, недалеко от Кременецкой границы. Существовал в XVI ст., когда здесь были настоятелями игум. Феодосий в 1540 г., архим. Анастасий в 1555 г., игум. Феодосий Терлецкий в 1594 г., Иона Осташевич 1597 г. Сохранил пра­вославие и имел типографию. В Оптиной-Введенской пустыни, Калуж. губ., Козель.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ни православные, ни католики не были довольны Зборовским договором. На следующем варшавском сейме, в конце 1650 г., казаки опять стали требовать уничтожения унии в Украине и во всех пределах Польши, равно как уравнения прав православного духовенства с католическим. Но поляки отказали и снова вспыхнула война. На этот раз Хмельницкий, благодаря измене крымского хана, потерпел поражение под Берестечком (в Кременецком уезде) и заключил с королем белоцерковский договор (1651 г.), по которому православные теряли и то, что получили вновь, по Зборовскому договору; поэтому – то холмская епархия опять была передана униатам. Хмельницкий, видя безуспешность своих действий, решился отдаться под крепкую державу московского царя и отправил к нему послов. Созванный царем собор 10 окт. 1653 (1654) приговорил принять Малороссию в русское подданство. В январе 1654 г. казацкое войско и вся Малороссия присягнули русскому царю. Вслед за этим должно было последовать и соединение южнорусской Церкви с великорусской. В статьях заключенного с Хмельницким договора московское правительство сделало оговорку: «а митрополиту киевскому, также и иным духовным Малыя России быть под благословением святейшего патриарха московского, а в права духовные свят. патриарх вступати не будет» 729 . Митрополит Сильвестр Коссов вместе с малороссийским духовенством посылал в Москву особое посольство (Иннокентия Гизеля и др.) ходатайствовать о том, чтобы им по прежнему оставаться под властью констант. патриарха, чтобы виновных из них не позывать на суд в Великороссию, не присылать оттуда в южную Русь духовные власти и в подчинении киевскому митрополиту оставить всех православных, живущих в Малороссии, Литве и на Волыни. Но посольство возвратилось, не достигши цели. Последующая история показала, что московский патриарх вмешивался в церковные дела киевской митрополии и даже (начиная с Никона) носил титул патриарха «и Малыя России» также, как Великия, хотя de jure киевский митрополит еще не был изъят из – под власти констант.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

В 1923 году Марченковский сельский совет вошел в Россошанский уезд. В 1928 году в стране было введено новое административное деление. Волости и уезды были упразднены, а вместо них введены районы. Марченковский сельский Совет вошел в состав Ольховатского района Центрально-Черноземной области. В 1930 году была построена школа колхозной молодежи, обучение в которой велось на украинском языке. С 1932 года колхоз стал называться «Переможец». В 1934 году колхоз был разделен на два, так появился еще один колхоз имени Чапаева. Началась Великая Отечественная война , и 8 июля 1942 года в Марченковку вступили фашисты. Марченковский сельский совет прекратил свою деятельность в связи с оккупацией района немецко-фашистскими войсками, а в январе 1944 года снова начал осуществлять свои функции. Из села было мобилизовано более 600 человек, каждый третий погиб на фронте. В 1954 году Марченковский и Марьевский сельские советы были объединены в один Марьевский сельский совет. Затем Марченковка входила в состав Степнянского сельского совета Ольховатского поселкового совета. В 1990 году был вновь образован Марченковский сельский совет. Административным центром Марченковского сельского поселения являлась слобода Марченковка. В 1973 году была построена школа на 192 места, благоустроенный детский сад, мастерская для ремонта сельхозмашин, гараж, комплексный приемный пункт, где шили одежду, ремонтировали обувь, электроприборы, работала парикмахерская. Был открыт филиал Ольховатского сбербанка, стоматологический кабинет, столовая, баня. В селе было два магазина, в которых продавались промышленные и продовольственные товары. Религия Поселение входило в состав Воронежской епархии . 2 ноября 2012 года стараниями местных жителей и священника Виктора Скоробагатько недалеко от бывшего храма в селе Марченковка был установлен Поклонный крест в память 170-летия со дня рождения архимандрита Александра (Кременецкого)   . С 26 декабря 2013 года относится к Россошанской епархии Воронежской митрополии . В селе действует храм Рождества Пресвятой Богородицы .

http://drevo-info.ru/articles/13681731.h...

Риза на икону пожертвована Куницкою в благодарность за излечение её от неизлечимой болезни. В летние месяцы икона посещается богомольцами из окрестных селений. Церковь эта два раза переходила в руки униатского духовенства и монахов-базилиан Дубенского Преображенского монастыря, и до 1801 г. от начала существования – настоятели не известны. С 1801 г. по 1827 г. настоятелем этой церкви был священник Иоанн Котович, а по смерти его она находилась под наблюдением священника с. Головчич Василия Теодоровича (до 1831 года), и в том же году причислена к Головчицкой церкви, а затем в 1834 году вместе с Головчицкою церковью приписана к церкви с. Хорупаня. В 1886 году церковь эта приписана к приходу с. Иванья. 346 Село Каменица – как имение Гневоша Еловицкого – упоминается в акте от 21 июля 1545 года в описи Кременецкого замка, совершённой Львом Потеем по королевскому приказанию; здесь, между прочим, сказано, что в этом замке «за мостом стоит большая городня на бастионе, где, говорят, за князя-епископа жили драбанты и служилась обедня» (мша), и что эту городню, ныне весьма обветшалую, прежде делал в числе других и «Гневош Еловицкий с Каменицы, с Турковец и из других своих сёл»; в той же описи ниже замечено, что последнею в замке была «городня Гневоша Еловицкого с имений его: Каменицы, Турискович и с других сёл», и что эта «городня примыкает вплоть к каменной стене большой башни, что над воротами» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 204:210). Ещё оно – как имение пани Александры с Чарторийска Еловицкой – упоминается в акте от 1 января 1607 года в арендном листе этой пани дубенским евреям Мошку Ицковичу и Айзику Юсковичу на имение Микитичи с крестьянами, мельницами, ставами и корчмами; причём здесь сказано, что эти евреи арендовали «в Каменицы млын и корчму» (Архив, ч. 6, т. 1. стр. 342). 347 Село Плоска – под именем села Плоского, как имение земянина Феодора Хмары, – упоминается в акте от 1566 года 27 октября в записи о продаже наследниками земянина Феодора Хмары села Плоского пану Феодору Чапличу-Шпановскому (Опись акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Варсонофий – иеромонах Оптинского скита. 1816 † ?. В мире Василий Светозаров. Из студентов Тамбовской духовной семинарии, друг Александра Гренкова, будущего старца Амвросия. В братство зачислен 15 мая 1843 г., пострижен в мантию 5 декабря 1848 г., рукоположен в иеромонаха 29 октября 1850 г. Отправлял чередное богослужение до 1851 г., когда по его прошению переведен в Малоярославецкий Николаевский монастырь. – 181. Василий – старец, иеромонах, настоятель Белобережской пустыни. 1748 † 21 апреля 1831. В мире Владимир Тимофеевич Кишкин. Родился в деревне Клюшниковой Фатежского уезда Курской губернии. Семи лет от роду поступил в Саровский монастырь, где прожил четыре года. Некоторое время пробыл в Киево-Печерской лавре. Пятнадцати лет был пострижен в монашество в Миропольской обители. По упразднении ее переселился в Коренскую пустынь, где прожил долго. Посещая Задонский монастырь, имел беседы по святителем Тихоном и стал его учеником. Несколько лет прожил со своими учениками в Ильинском скиту на Афоне, затем в Молдавии в Нямецком монастыре и, наконец, снова возвратился в Коренскую пустынь. В начале 1800 г. старец Василий прибыл в запущенную Белобережскую обитель, которую очень быстро восстановил и привлек туда о. Леонида (будущего старца Оптинского) и учеников преп. Паисия старцев оо. Клеопу и Феодора. Из обители вышли многие настоятели других монастырей, для которых старец Василий писал уставы по правилам Афонского устава. Испытывая гонения от своего ученика, старец перешел в Свенский монастырь и до 1810 г. жил то в нем, то в другой пустыни. В 1810 г. о. Василий собирался на Афон, но этому помешала война с Турцией. В 1811 г. начал свое странствие по юго-западным монастырям России, преимущественно живя в Кременецком монастыре. Позднее жил в Коренской и десять лет в Глинской пустыни. В 1827 г. отправился в Площанскую пустынь, где прожил до смерти. Господь наделил старца многими духовными дарами, главным из которых был дар великого смирения. – 17, 28, 33. Василий – старец, схимонах, основатель Поляномерульского скита, наставник преп. Паисия. Жил в XVIII в. Подвизался в Молдовлахии. Будущий старец Паисий, тогда еще монах Платон, впервые встретился с ним в монастыре Трейстены в 1742 г. Старец Василий уговаривал его перейти к нему в Поляномерульский скит, но Платон, опасаясь, что старец заставит его преждевременно принять священство, отказался. Вторая их встреча состоялась на Афоне, где Платон жил в уединенном безмолвии с 1746 г. и куда старец Василий прибыл в 1750 г. Он объяснил Платону опасность его подвига и указал ему необходимость общежительного пути для новоначального подвижника. По просьбе Платона, старец постриг его в мантию с наречением имени Паисия. – 16, 119.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аскетические опыты, 1 «Аскетические опыты» епископа Игнатия написаны с большим вдохновением и очень выразительно. Начертывается идеал духовной трезвости, с особенным предостережением против мечтательности. Но аскетическое приготовление, смирение и самоотречение, не заслоняет таинственной цели всего пути: стяжание мира Христова, встреча с небесным Странником и Гостем ищущих душ. «Ты приходишь! — я не вижу образа пришествия Твоего, вижу Твое пришествие…» Флоровский «Влияние философского кризиса 60-х годов на богословие» в «Путях русского богословия» В первый том полного собрания сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) вошли: первая часть «Аскетических опытов», «Слово о человеке» и Воспоминания М. В. Чихачова и Александры Купреяновой. Также — жизнеописание святителя Игнатия (Брянчанинова). ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том I По благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого СЕРГИЯ Составление и общая редакция А. Н. Стрижев   Издательство «Паломникъ» благодарит игумена Андроника (Трубачева), игумена Василия (Донец) и А. М. Любомудрова за разыскания и подготовку материалов для настоящего издания   Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя. В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных. Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010