Однако, в действительности, Школа оправилась только при преемнике архимандрита Петра, архимандрите Стефане (Калиновском), вступившем на архимандрию в 1736-м году, и древнейший историк Петербурга, говоря, что Семинария «учреждена» в 1732-м году, далее поясняет: «совершенно же основана» в 1736-м году 2545 . С этого года ее существование продолжалось без перерыва и с неуклонным и мощным развитием. Архимандрнг Стефан, перешедший на Александро-Невскую архимандрию из ректоров Московской Академии, вызвал в Петербург двух лучших своих студентов – Андрея Зертис-Каменского и Григория Кременецкого, которые с 1-го апреля 1736-го года и вступили в отправление своих должностей 2546 . Григорий Федорович Кременецкий или Кремянцкий, как он сам подписывался 2547 , происходил из «мещанских вольных детей» 2548 , родился 20-го ноября 1711-го года 2549 в городе Носове, Киевского «полка» (уезда), где его отец был городским старшиною. До перехода в Москву учился в Киевской Академии, где окончил Богословию. В 1732-м году он перешел в Харьковский Коллегиум, представлявший собою тип выше среднего духовно-учебного заведения, а в 1733-м году в Московскую Академию, где и закончил свое образование 2550 . Андрей Стефанович Зертис-Каменский, или, как он подписывался сам, Каминский 2551 , по одним сведениям, был «Греческой нации», по другим – был сын Молдаванина, бывшего при Малороссийском гетмане переводчиком и получившего за верность России, после измены гетмана Мазепы, поместье в Нежинском полку. Рано оставшись сиротой, он перешел на попечение своего дяди по матери, старца Киево-Печерского Владимира (Каменского), от которого к фамилии отца принял вторую фамилно 2552 . Учился в «Киевских училищах Богоявленского Монастыря», из Киева, «ради обучения», отлучился в Польшу и, «будучи в сих местах, дошел от учения Риторики и Философии даже до Богословия, которую слушал в Московской Академии с 1733-го по 1736-й год» 2553 . Молодые ученые силы завели в Александро-Невской Семинарии новый, правильный учебный порядок. По тогдашнему порядку, они начали курсы с новым составом учащихся, с начала и вели, каждый своих учеников, все дальше и выше, а вновь поступавших поручали для элементарного обучения уже старшим воспитанниками К 1740-му году они довели Семинарию уже до класса Риторики, – по счету 6-го класса. Селлию, при новых порядках, не осталось места, и он в 1737-м году вышел из Семинарии 2554 . В Архиве Лавры сохранились собственные показания Кременецкого и Каменского о начале учебного курса. Они писали в 1737-м году: «учили мы прошедшего 1736-го года с апреля месяца», или, в другой раз, «с 1-го апреля», «в Александро-Невской Семинарии тоя Семинарии семинаристов Латинского диалекта». А позднее по тому же поводу Кременецкий писал: «показуя я ученикам нынешнего класса Александро-Невской Семинарии, сверх Латинской Грамматики, и начала Греческой, с мая месяца сего 1737-го года» 2555 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

4, отд. 2, стр. 82, 90:103). Село Добрятин – под именем села Добратыня, как имение Петра Семашки, – упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается «городня Петра Семашка с Добратыня» (Памятники, ч. 4, отд. 2, стр. 76). Ещё оно упоминается в акте от 5 июля 1564 года в жалобе земянина Василия Привередовского на священника замкового Кременецкого – урядника в селе Добрятине, имении бывшей старостиной Кременецк. Софьи Семашковой, – о самовольном покосе луга жалобщика и нанесении побоев его крестьянам (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,038, стр. 18, п. 8). Ещё оно упоминается в акте от 16 мая 1566 года в жалобе Луцкого райцы Василия Лукашевича о самовольной ловле рыбы крестьянами жены Кременецкого старосты Софьи Семашковой в арендуемом у неё жалобщиком ставу в селе Добрятине (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 14, п. 31). Ещё оно упоминается в акте от 13 ноября 1671 года в акте судебной передачи мнений Добрятина и Букоймы, присуждённых панам Линчевским от Волынского каштеляна Яна-Франциска Любовицкого; при передаче судом составлен список имущества, крестьян и их повинностей (Архив, ч. 6, т. 1, прилож., стр. 107). Как видно из акта от 21 апреля 1579 года, село Добрятин было заложено Ярошем, Василием и Петром Петровичами Семашками, – со всеми доходами, – князю Андрею Михайловичу Курбскому; половину Добрятина князь Курбский в свою очередь заложил в 1579 году жене своей (третьей) княгине Александре Петровне Семашко (родной сестре вышеупомянутых Семашек); на занятые им у неё 4,000 злотых польских, или, – по литовскому счёту, – 1600 коп грошей. «А если бы, – далее сказано в заёмном письме Курбского, – паны Семашки захотели выкупить у меня то имение; в таком случае жена моя, княгиня Александра Семашковна, а по смерти её, потомки, если Бог даст ей прижить со мною, должны будут всю вышеупомянутую сумму тотчас получить в свои руки, вместе с двумя родными приятелями и распоряжаться тою суммою по произволу, с ведома тех же приятелей своих, отдавать в долг под залог имений» (Курбский, т. 1, стр. 174). Но после смерти Курбского (в 1583 г.), жена его Александра, не исполнила воли его: «имение Добрятин, без согласия их милостей, панов опекунов (князя Константина Острожского, воеводы Киевского, и сына его – князя Константина, кравчего вел. княжества Литовского), уступила брату своему, пану Василию Семашку, а деньги, ей не принадлежащие, но, по завещанию, составляющие собственность детей покойника (дочери Марины и сына Димитрия), себе присвоила», (Курбский, т. 1, стр. 256).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

С течением времени форма вызова изменилась, и уже сам Петербургский владыка сносился е епархиальными архиереями, приглашая выслать к нему монашествующих. В 1766-м году, по такому приглашению, Тверской епископ Гавриил (Петров) выслал в Александро-Невский Монастырь к архиепископу Гавриилу (Кременецкому), при препроводительных письмах, из Ниловой Пустыни иеромонахов Товию и Гервасия, Житенного Монастыря иеромонаха Аристовула, Желтикова – иеродиакона Иннокентия, Колязина – иеромонаха Фаддея. Вологодский епископ Иосиф (Золотой), отпуская одного иеродиакона Ферапонтова Монастыря Амвросия, отправлявшегося «не столько по охоте, сколько по увещанию», писал, что хотя по ведомостям и числятся в епархии его излишние за штатом монашествующие, но все они престарелые и дряхлые и не могущие несть никаких послушаний; таковы же по большей части и в штате состоящие 3024 . Но, однако, такая форма приглашения оказалась невполне действительною, и архиепископ Гавриил счел необходимым в 1768-м году обратиться в Святейший Синод с ходатайством о высылке в недостающее по штату число в Александро-Невский Монастырь, для крылосского послушания и флотовой службы, монашествующих по наряду: из Белоградской епархии двух иеромонахов и двух иеродиаконов, из Воронежской и Севской по одному иеромонаху и по 2 иеродиакона, а если иероднаконов нет, то хотя простых монахов, годных к производству со временем в иеродиаконы 3025 . Вызываемые получали на путь из Киева по 30-и рублей 3026 , иногда и меньше, за счет Святейшего Синода 3027 . В 1746-м году Святейший Синод предписал было Александро-Невскому Монастырю покрыть расходы по отправке в Монастырь вызванных из других Монастырей монашествующих. Но преосвященный Феодосий на это предписание докладывал Святейшему Синоду, что оплачивать эти расходы Александро-Невскому Монастырю из своих доходов «признается неприлично, затем что, по силе состоявшихся в прошлых годах указов» Петра Великого, «в Александро-Невский Монастырь, яко собственно строящийся коштом монаршим для вечной славы императорской и знатнейшей резиденции, из разных епархий и Монастырей до 1745-го году браны были монашествующие из честнейших иеромонахов и иеродиаконов для учреждения честного духовного жития и посылки в морской флот», «без выдачи из доходов Монастыря на путевое их содержание и на наем подвод денег», «хотя за Монастырем имелось вотчин довольное число и сумма состояла в большом состоянии».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Последние двое обязались учить грамматике и реторике и другим высшим наукам, а на Коссаковского возложено преподавание катехизиса и сказывание проповедей. «И в том учении, – писал преосвященный Иоанн, – как над ними учителями, так и над учениками смотрение иметь поручил я дому моего экзаминатору иеромонаху Венедикту 254 . В 1744–5 году в Нижегородской семинарии были следующие учителя: Долганевский Софроний иеромонах, учитель реторики и префект. Сокальский Трифиллий иеродиакон, учитель синтаксимы и пиитики.   – 47 – Иванов Иван иерей, учитель ифимы и грамматики, и Канарский Павел, из воспитанников Киевской Академии, учитель аналогии 255 ). 6) Александро-Невская семинария, прародительница С.-Петербургской Дух. Академии, учреждена была, в виде славяно-русской школы, архиепископом Феодосием Яновским в 1721 году. В 1725 году Александро-Невский архимандрит Петр Смелич ввел в этой школе преподавание греческого и латинского языков. Учителями в ней были: грек Афанасий Скиада с 1726 года по январь 1729 года, преподававший греческий и латинский языки, и датчанин Адам Саллий с 1734 до 1737 года, преподававший латинский язык. Школа эта преобразована в 1736 году в семинарию новым Александро-Невским архимандритом Стефаном Калиновским 256 ), бывшим раньше префектом Киевской и ректором Московской Академий 257 ). Еще около 1737 года Св. Синод поручил Киевскому архиепископу Рафаилу Заборовскому избрать и выслать в Невскую семинарию четырёх учителей. Но так как из Киевской Академии, неизвестно почему, не прислали наставников; то Стефан Калиновский пригласил к себе в учителя обучавшихся у него в Московской Академии студентов Григория Феодоровича Кременецкого и Андрея Степановича Зертис-Каменского, которые, до поступления в Московскую Академию, обучались в Киевской, а Зертис-Каменский, кроме того, и в Львовской Академии. С 1 апреля 1736 года они вступили в отправление своих должностей и, переходя из одного класса в другой вместе с воспитанниками, к 1740 году довели их до реторики. Впоследствии классы открыты были по богословие включительно. В низших классах обучали воспитанников чтению, письму и начаткам латинского диалекта старшие воспитанники этой же школы 258 ), как, напр., в 1742–3 году слушатели философии Алексей Гусс и Афанасий Пелский 259 ). С 1742 года на содержание этой семинарии отпускалось по 1917 рублей 260 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Схимонах Антипа, сын псаломщика, Александр Митрофанов Яновский, Харьковской губернии, Изюмского уезда, Лимановской волости и села. Монах Пафнутий, казак Петр Иванович Мудрый, Полтавской губернии, Кременецкого уезда, Кохновской волости, хутора Мудрого. Монах Павел, крестьянин Пантелеймон Яковлев Сапрыкин, Екатеринославской губернии, Бахмутского уезда, Гробовской волости, села Новоэкономинского. Монах Никанор, крестьянин Николай Григорьевич Блиц, Минской губернии, Речицкого уезда, Малодушенской волости, деревни Смогари. Рясофорный Феодор, крестьянин Феодор Антонович Карташев, Херсонской губернии, Елисаветградского уезда, Константиновской волости, села Арбузинки. Схимонах Амфилохий, Александр Иванов Некрасов, Тверской губернии, Бежецкого уезда, Беляницкой волости, деревни Ноздрина. Схимонах Каллист, Карп Григорьевич Кравченко, Полтавской губернии, Пирятинского уезда. Схимонах Мелитон, казак Михаил Лаврентьевич Белогруд, Полтавской губернии, Переяславльского уезда, Таманской волости, села Горбаней. Монах Петр, крестьянин Павел Никитич Нетребчук, Подольской губернии, Балтовского уезда, Богопольской волости, села Станиславчик. Монах Гурий, крестьянин Григорий Миронов Самсоник, Гродненской губернии, Слонимского уезда, Шеловической волости, деревни Колодовичи. Рясофорный Михаил, мещанин Михаил Николаев Сидоров, Орловской губернии, города Волхова. Послушник Никита, Никита Васильевич Фильчаков, Курской губернии, Тимского уезда, Двоймушинской волости, села Верхнего Плоцкого. Монах Варфоломей, мещанин Василий Прокопиевич Таку, Бессарабской губернии, города Кишинева. Послушник Тимофей, крестьянин Тимофей Феофилактович Коваленко, Подольской губернии, Ольгопольского уезда, Пятковской волости, села Бондуровки. Рясофорный Гиацинт, Григорий Степанов Аверьянов, мещанин Области Войска Донского. Рясофорный Петр, Петр Павлов Мишнев, крестьянин Курской губернии, Корочанского уезда, Зимовенской волости. Рясофорный Иоанн, Иван Феодоров Свистун, з. н. ч. Полтавской губернии, Константиноградского уезда, Недорощенской волости.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Только на Волыни и в Полесье арестовано было 53 священнослужителя. Среди убитых или умерших в тюрьмах и лагерях православных пастырей были протоиереи Иларион Денисевич, Сергий Яроцкий, Александр Саховня, священники Александр Мартинюк, Мелитон Матушевич, иеромонах Софроний. Однако, эти репрессии не разрушили церковную жизнь западной Руси. Почти все приходы, сохранившиеся в годы польской оккупации, не были закрыты и советскими властями. Продолжали существовать и монастыри; правда, число насельников в них значительно сократилось, одних удалили из обителей насильно, другие покинули их сами. Братия Почаевской лавры за два года с 1939 по 1941 уменьшилась с 300 монахов до 80. У монастырей и церквей конфисковали земельные наделы и другую недвижимость, храмы национализировали и передавали в пользование религиозным общинам, устанавливались гражданские налоги на «служителей культа». Серьезным ударом по Церкви явилось закрытие Кременецкой духовной семинарии.    Большевистская пропаганда через газеты и радио пыталась дискредитировать православное духовенство в глазах народных масс, убить в сердцах людей веру во Христа, «Союз воинствующих безбожников» открыл свои отделения во вновь присоединенных областях. Его председатель Е. Ярославский обрушился с развязной бранью на родителей, не желающих отдавать своих детей в советские атеистические школы, открывшиеся в западных областях. На Волыни и в Белоруссии из хулиганствующих подростков и комсомольцев создавались бригады, которые учиняли скандалы возле церквей во время богослужения, особенно в праздничные дни. На подобную атеистическую деятельность к празднованию Пасхи 1940 г. «Союз воинствующих безбожников» заполучил из небогатой по тем временам государственной казны 2,8 млн. руб. Потрачены они были главным образом в западных областях, потому, что там народ открыто праздновал Воскресение Христово и пасхальные богослужения совершались в каждом селе.    В 1940 г. Черновицкая епархия из юрисдикции Румынской Церкви перешла в ведение Московской Патриархии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

л. 90 Род Никулиных; род Алабышов; род Селивана Игнатьева; род Марка Пояркова; род Федосиев; род Кременецкои; род князя Феодора царевича; род Михаила Каръпова; род Безобразовых Колошин род Березовских папов; род Михаила, да Елизарьев, Салтыковым; род с Москвы окольничего Иоанна Афонасиевича Гавренова; род Ульяна Фёдорова, сына Рыкачева; род князя Фёдора Фёдоровича Волхонского; род старца Левонтия смольянина; род старца Лаврентия; род Безобразовых; род старца Захария; род Трубицын; род Гаврила Унковскаго. л. 100. Род боярина Петра Михайловича Салтыкова человека его Никифора Некрасова; Евсевия; род Тихомира Сухотина; род Тимова почепца; род попа Михайла Синявина; род Трофима Висковатого; род Безобразовых; род Кирина Климова сина; род Андрея Клешнина (родов 3); род игумена Варлама свинского монастыря; род старца Домияна Солодина; род старца Фотея; род старца Германа; род Михайлов; род Петра Надеевского, род Андрея да Василия Щелкаловых, род Котелкин, род дияка Василия Кулыдорова, род Толстой, род Шюморов, род Петра Годунова, род Елизарья Безобразова Лиховидова, род игумена Митрофана свинского монастыря, род Иакова Ивановича Мелникова человека, род Ботурин, род Иоанна Савина, род Андрея Русинова, род Андрея Варфоломеева, град Брянска, род Василия Иванова. Из Болхова инока Зосимы. Из Болхова ж Никиты; род Ивана Масина. Из Трупческа Семиона. л. 110. Род Митрофана Горина, род Засекин, род Потулов, род Василия Александрова, род Нагих, род Бориса Тровицына, да Бородавицыных, род Богдана Александрова, род Мокея Стефанова сына, род Богдана Таратухина из Болхова, роды: Зверев, Алексеев, род Афонасов Сигрицко (?), роды: Лавров, Кульнев, род князя Володимера ростовского, род з Жизры старца Петра, род Богдана Вельского, род Романа Мачехина, род Воскресенского монастыря старца Лаврентия, род Романа Пивова, род Иякова Прокофева сына Лвова, род Бородавицыных, род деревни Тимонова Фёдора Михайлова. Роды: Козелкин, Убожков. л. 120 Род Семёна Васильевича Яковлева, род Тимофея Яблочкова, род Михайлов, да Саврасов Урывковых, род Дмитрея Данилова, род Слугин Добрынин, роды: Петрыхиных, Шахов. Из богоделни хромо(го) Дмитрия, род Семёна Фёдоровича Собурова, род Ивана Бахтина, род князя Петра Хворостина, род Марка Пояркова, род Кондрата Борисова сына (Трубецкого уезду), род Лопатин, род Сухова изо Брянска, род Григория Василева ис Комарич, род старца Иасафа, род старца Милетиа, Феодотова сына, род Димитрия Козмина, род старца Исакия, деревни Войны. Роды: Шемякин, Нелюба Парфеньева, старца Измайла. Казаки донския, атаман Раздорско, род Феодора Клобукова, род вознесенской волости Василия Пешкова, род старца Софрония, села Ребчовска Ламонова, род Петра Безобразова из Бакшеева, род Надеиных изо Брянска. Третьяка, да брата ево Ивана; род выходца изо турок Василия Леонтиева сына (Палехина).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Но все эти несчастья не могли пока сломить крепко организованное братство. Оно скоро восстановилось после погрома и пользовалось некоторое время полным спокойствием. Его средства стали поправляться: в 1635 году, по духовной игумена Черненского монастыря Сильвестра, братство получило его типографию письмен славяно-русских (как было сказано в VI главе) и из книг, отпечатанных в братской типографы, известна лишь одна, именно «Апостолы и Евангелия чрез все недели и праздники», вышедшая в 1640 году. 89 В период времени от 1631 по 1638 г. братство одаряют деньгами и земельными участками: Урсул Рудецкий, Анна Гулевич, князь Николай Черторыйский и Древинский. В 1638 году Анна Мельницкая пожертвовала братству на помин души капитал в 300 злотых для раздачи ежегодных пособий в пользу игумена и на церковные и богаделенные потребности. 90 В 1645 году дворянин Александр Мозели, – родом грек и по профессии врач, получивший, по словам Петра Могилы , чудесное исцеление от тяжкой болезни в Киевских пещерах, 91 – устроил на свои средства, с дозволения короля Владислава IV, новую богадельню для братства, а в 1647 году, по смерти Мозели, все его имения, движимые и недвижимые, по духовному завещанию, тоже утвержденному королем, перешли в собственность Луцкого братства и монастыря. 92 Из описи разных вещей и документов, принадлежавших братству (с 1627 по 1654 г.), мы узнаем, что помимо драгоценных камней, серебряных вещей и ценной материи, хранившихся в братской казне, братский монастырь был снабжен богатою церковною утварью, образами Московской работы, множеством разных книг и нот и даже огнестрельным оружием для защиты церкви. 93 Кременецкое братство. Воспользовавшись наступлением благоприятного времени для православных, известный русский деятель Лаврентий Древинский вместе с хорунжим Ела-Малинским, выхлопотал в мае 1633 г. у короля Владислава IV дозволение учредить в г. Кременце на на купленных ими участках земли монастырь во имя Богоявления и при нем образовать братство, и, по правилам старших братств: Львовского, Виленского и других, завести школу, типографию, гошниталь, с тем чтобы братство и монастырь находились под властью православного Киевского митрополита и его преемников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

В сей Грамоте училище Киевобратское именовано только просто училищем или школами, а уже в Грамоте Царя Петра Алексеевича 1701 г. Сентября 26 названо Академиею и дано ей право самой и Киевскому Митрополиту судить студентов, а не Гражданскому Начальству 235 . С того времени Гетман Мазепа своим иждивением построил монастырскую каменную большую церковь и каменные школы, над коими в 1755 г. по плану Архитектора Шейдена Преосвященным Архиепископом Киевским Рафаилом Заборовским на сборные от вкладчиков деньги надстроен вторым этаж с колоннадою и к нему пристроена каменная Конгрегационная Благовещенская церковь . А в 1763 г. Преосвященный Митрополит Арсений Могилянский построил особую на берегу Днепра (где ныне Семинария) бурсу и помогал содержанию ее своим иждивением. В 1742 г. положено на сию Академию жалованье по 200 рублей из Малороссийского Войскового Казначейства, а в 1766 году по 500 рублей. Но поскольку всего сего было мало, то продолжались еще вышепомянутые способы содержания почти до 1786 г., в коем на Академию Высочайше повелено отпускать по 8400 рублей на год и с тех пор прекратились все испрашивания подаяний. Училищное в сей Академии Начальство от основания оной до 1700 г. состояло только из Ректора и учителей, а с 1700 г. установлены и училищные Префекты, коих должность сверх обучения Философии была и экономическая в содержании казенных учеников. Классов Академических ординарных было 6, Богословский, Философский, Реторический, Пиитический, высший, средний и низший Грамматические и аналогии, просто называвшаяся фара, упраздненная уже в 1771 г. Преосвященным Гавриилом Кременецким. Экстраодинарными при них считались классы языков, из коих Латинский был основным и общим во всех классах. Греческий заведен был с самого начала сего училища, как свидетельствует Сильвестр Коссов в Апологии оного. Но Иерусалимский Патриарх Паисий в Грамоте своей 1649 г. сему училищу данной, говорит, что здесь язык сей знали только отчасти. Польский язык был почти общенародным в Киеве: но при Митрополите Гаврииле Кременецком заведен и для оного класс.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В Философии ж и Богословии вместо экзаменов были годовые публичные диспуты, которые производились торжественнее по окончании двугодичного курса. В сем случае на кануне диспутов, или в тот день по утру прибита бывала на Святых Воротах Братского монастыря конклюзия предметов диспута большим разрисованным листом. В последние же времена сии листы бывали уже печатные с посвящением имени Архипастыря. При Преосвященном Митрополите Гаврииле Кременецком диспуты Богословские бывали торжественнее всех прежних времен. В тот день, и обыкновенно в Воскресный, сам Преосвященный совершал Литургию в большой Братской церкви и по окончании с предшествующими Академистами, поющими стих Днесь благодать Святого Духа и проч. шел в Академическуио залу. По приходе все Академисты пели стих Царю небесный, а после какой-нибудь на сей случай сочиненный кант. Потом все приглашенные и неприглашенные почетные особы садились. За сим говоримы были сперва приветствия на разных языках Преосвященному и посетителям; после того первый дефендент говорил пролюзию и за оною начинались диспуты с поднесением всем листов с конклюзиями разрисованными. Второй и третий дефендент говорили также пролюзии и продолжали диспуты; а в промежутках петы бывали концерты и канты с иструментальною музыкою. В давние времена все диспуты производились только на Латинском языке. Но в последние для разумения и простому, во множестве стекавшемуся народу некоторые положения оспариваемы были и на Русском языке. В промежутках также ученики нижших классов говаривали разные диалоги и читали стихи. По окончании диспутов подносимы были Преосвященному и отличным посетителям в богатом переплете книги со вписанными сокращениями всех Богословских лекций на Латинском и Российском языках. В прежние времена не только Академические учители, но и сторонние, и ученые иноверцы допускаемы были предлагать на разрешение свои возражения, и часто диспуты происходили жаркие по нескольку часов. Но со времени Преосвященного Самуила остались они только между Академистами: а с открытия новой Академии совершенно прекращены и введены вместо их публичные экзамены по всем классам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010