Никон (Пурлевский Николай Александрович ), архп . Казанский Родился 5 февраля 1886 года в семье статского советника Волынской епархии. Первоначальное образование получил в Житомирской I-й гимназии. В 1906 году по окончании Волынской духовной семинарии поступил в Казанскую духовную академию. 18 окт.1907 г. пострижен в монашество. 25 мая 1910 года рукоположен во иеромонаха. В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия и 16 августа назначен преподавателем Житомирского училища пастырства. С 3 ноября 1911 года – помощник смотрителя Кременецкого училища· С 23 августа 1913 года – смотритель Вельского духовного училища. 12 августа 1914 года – помощник начальника пастырской миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковском монастыре. С II ноября 1916 года – инспектор Вифанской духовной семинарии. С 1918 года – наместник Московского Донского монастыря. 14 апреля 1920 года хиротонисан во епископа Рыльского, вик. Курской епархии. В этом же году перемещен епископом Белгородским, вик. той же епархии. Уклонился в обновленческий раскол. В 1923 году состоял членом Церковного Управления (обновл.). В марте 1924 года принес покаяние пред Патриархом Тихоном и митрополитом Петром в храме Воскресения, что в Барашах и принят в сущем сане епископа. С 1925 года епархией не управлял. С 3 апреля 1930 года – епископ Прикаспийский и Бакинский. С 24 октября 1930 года – епископ Ржевский. С 21 марта 1933 года по август 1933 г. управлял Вяземской епархией. С 19 окт.1933 года – епископ Архангельский. 3 января 1934 года возведен в сан архиепископа. С 23 мая 1937 года – архиепископ Казанский. С декабря 1937 года епархией не управлял. Дальнейших сведений о нем не имеем. Отличительная черта его характера – замкнутость. Она начала развиваться у него еще со студенческой скамьи и окончательно завершилась в дни его архипастырства. Труды: «Святейший Патриарх Никон , как церковный деятель». (Кандидатское сочинение). «Отзывы проф.Покровского и доцента свящ.Н.Н.Писарева об этом сочинении, см. «Прав.Собес.” 1912, июнь, стр.281, 291 Литература:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В этом докладе 8 октября 1744 г. Св. Синод между прочим писал, что оная «книга церкви святой для защищения, а на противных ея безумствующих раскольников в обличение и на подкрепление претыкающихся зело полезна». Высочайшей резолюцией «быть по сему» государыня утвердила доклад Синода, который за сим сделал распоряжение о немедленном напечатании книги в московской синодальной типографии, которая оную и напечатала в 1745 г. 74 . В 1744 году Св. Синод признал необходимым напечатанный в киево-печерской типографии 1624 году «Номоканон» достоверно и всетщательно освидетельствовать с правилами св. Апостол и Богоносных отец и в чем будет надлежательно исправить». Труд этот Св. Синод поручил тогдашнему Заиконоспасского училищного монастыря архимандриту и ректору Порфирию Крайскому с тем, что «когда оный номоканон будет освидетельствован и совершенно во всем исправлен, тогда при доношении объявить Св. Синоду немедленно». Архимандрит Порфирий просил Св. Синод освободить его от исполнения сего поручения по той причине, что он уже нес одно поручение, состоя по назначению Св. Синода членом следственной в Москве комиссии о раскольниках. Св. Синод освободил Порфирия, и освидетельствование поручил произвести Александро-Невской семинарии ректору иеромонаху Гавриилу (Кременецкому) и префекту иеромонаху Амвросию (Зертис-Каменскому). Означенные лица замедлили данным им 30 сентября 1745 г. поручением; по этому Синод в ноябре 1745 г. потребовал от них представления по поручению Св. Синода «буде же всего неисполнено» донести что, и когда именно сделано, и как скоро может быть исполнено возложенное на них поручение. На это требование Св. Синода означенные лица ответили, что они «со всяким прилежанием» трудятся над исполнением даннаго поручения», «и по большей части, в чем возможно исполнили оное, а когда и остатка совершенное учинится исполнение», о том в свое время придет донесение Синоду, «как же скоро то может статься, утверждать нельзя: первое ради всегдашних школьных их упражнений и недосугов, второе, ради случающихся разных посторонних благословных препятствий». На этом и остановилось дело. Уже в 1769 году, как значится в синодальном журнале от 12-го апреля, бывший ректор Александро-Невской семинарии, в то время уже синодальный член, преосвященный Гавриил, архиепископ С.-Петербургский, предложил об отданном в 1745 году ему с бывшим тогда в семинарии префектом, ныне синодальным же членом, преосвященным Амвросием, архиепископом московским, для исправления печатанном в киево-печерской типографии в 1624 году Номоканоне, пояснил, что и в чем оный Номоканон не исправен, о том сделана выписка в особой книжице. Но сему предложение Св. Синод рассудил означенный Номоканон и о неисправностях оного книжицу принять и предложить к рассуждению в то время, когда переведенные Пандекты будут рассматриваться 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Александров Георгий Федорович (1908–1961), советский партийный и государственный деятель. В 1940–1947 гг. возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Алексий (Громадский Александр Якубович) (1882–1943), митрополит. С 1918 г. в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ. Ректор Кременецкой духовной семинарии (1919–1922). Епископ Луцкий, викарий Волынской епархии (1922). Епископ Гродненский и Новогрудский, член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше (1923). Архиепископ Гродненский (1928–1934). Архиепископ Волынский и Кременецкий (1934–1940). Архиепископ Тернопольский и Галичский (1940–1941). В 1940 г. возвратился в юрисдикцию Московского патриархата. Архиепископ Ровенский и Кременецкий (1941). Архиепископ Волынский (1941). После установления режима немецко-фашистской оккупации не признал юрисдикции митрополита Варшавского Дионисия (Валединского) на Украине и предпринял меры по установлению канонически правомерного церковного управления. В августе 1941 г. созвал в Почаевской Лавре епископское совещание, на котором было принято решение о восстановлении автономного статуса Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского патриархата. В ноябре 1941 г. избран Экзархом Украины. Позднее возведен в сан митрополита Волынского и Житомирского. Убит по дороге из Кременца в Луцк украинскими националистами. Алексий (Кабалюк Александр Иванович ) (1877–1947), схиархимандрит, священноисповедник. Родился в карпато-русской деревне Ясенье в семье лесоруба. Уехал на Афон, где принял православие в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Поступил в Яблочинский монастырь на Холмщине. Иеромонах (1910). Второй раз посетил Афон в 1910 году в сане иеромонаха. После возвращения в Подкарпатскую Русь служил священником в с. Иза (бывшей тогда на территории Австро-Венгрии) в Подкарпатской Руси. Видный миссионер. От преследования австро-венгерских властей еще до революции был вынужден бежать в Америку, где продолжал свой миссионерский подвиг в карпато-русской колонии вместе со священномучеником Александром Хотовицким. Около 1913 г. добровольно вернулся в Австро-Венгрию. В 1914 г. был осужден в г. Мараморош-Сиготе на 4 года и шесть месяцев и штраф 1000 крон. Вернувшись из заключения, основал Св. Никольский монастырь в с. Иза и был там настоятелем до 1925 года. В 1921 году принял участие в организации церковного собора, на котором была образована Карпаторусская Восточная Православная Церковь в юрисдикции Сербской Православной Церкви. В 1920-е гг. возглавлял православные приходы в Карпатской Руси. Полномочный делегат Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы (1930). Инициатор и вдохновитель православного съезда в г. Мукачево (1944), на котором было принято решение о присоединении Карпаторусской Церкви к Московскому Патриархату. В 2001 г. Украинской Православной Церковью причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

173, § 23. Из последней узнаем в первый раз о судьбе дочери Курбского и Симашковой. Что род Симашков принадлежал к родам замечательным в южной Руси, доказательством тому служит то обстоятельство, что 3-я супруга Курбского, Александра, была дочь старосты Кременецкого Петра, a Несецкий (III, стр. 80) упоминает о Брацлавском каштеляне Александре Симашке, обращенном в 1586 г. в католичество иезуитом Венедиктом Гербестом. Впрочем, в одной «Описи Овруцкого Замка», около половины XV-ro столетия, упоминаются уже Паны или Земяне Симашковичи. См. книгу городскую Овруцкую записную и поточную 3211, год 1683–1684, лист 445, в «Архиве Юго-Западной России», издаваемом временной комиссией для разбора древних актов при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе. Часть IV, том I. Киев, 1867 г., стр. 35–49. Замечательно также и следующее обстоятельство. В собрании писем от разных лиц к Рязанскому архиепископу Гавриилу, есть также одно к нему и Литовского митрополита Иосифа, от 23-го февраля 1836 г., в коем он благодарит Гавриила (в то время архиепископа Могилевского) за письмо и при нем подлинную грамоту русского царя к Ивану Семашко, за 180 лет тому назад (в начале второй половины XVII стол.), «однофамильцу, а может и в родственной связи состоящему с моим родом», замечает преосвященный Иосиф О. Б. 8 Позже преобразована и Варшавская епархия; в иерархическом порядке она поставлена после Литовской. 9 Письма Московского и Коломенского митрополита Филарета к Гавриилу, архиепископу Рязанскому и Зарайскому в «Чтениях в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских», кн. 2. Они изданы и отдельно, с предисловиями и примечаниями редактора «Чтений» О.М. Бодянского. 10 «Чтения в Имп. Обществе Истории Древностей Российских», 1864 г., кн. 1, отд. V, стр. 165–197: «Князь Н.А. Долгоруков и всеподданнейший отчет его по управлению вверенными ему Виленской и Гродненской губерниями и областью Белостоцкой». 11 В бумагах моих сохранилась переписка о нападении на меня разбойников, которые остались не наказанными, по сильной защите их местными властями Витебской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Один из подобных воспитанников, Степан Брызгалов, три недели по лености притворялся больным: «но я его – пишет Селлий – служительским хлебом и розгами в прежнее здоровье привел». Брызгалов простер свои шалости еще далее: «он – продолжает Селлий в своем донесении архимандриту лавры –«публично людем, в здешней слободе живущим, доношение на меня показал: что я его неверно учил, что он у меня позабыл больше, нежели научился, что я его братским хлебом не кормил и пр. Того ради укрепляю я ему теперь получше ученые вещи плетьми, дабы он их не позабыл». Понятно, что основание этой укоризны на Селлия было в его иностранном происхождении и вероисповедании. Но строгий с грубыми, ленивыми и непокорными учениками, Селлий был кроток с лучшими воспитанниками по прилежанию и благонравию. «Прилежнейших и послушнейших учеников–говорит он, заключая означенное донесение – якоже моих братий возлюблю и им какой-нибудь пользы сыщу». Вначале 1736 года архимандрит Петр посвящен в епископа Белгородского. Из Киевской академии, неизвестно почему, не прислали наставников. Поэтому, преемник Петра, архимандрит Стефан Калиновский, переведенный в настоятели Александроневского монастыря из ректоров Московской академии, должен был вновь озаботиться приисканием наставников. Выбор его пал на обучавшихся у него студентов Московской академии Григория Феодоровича Кременецкого и Андрея Степановича Зертис-Каменского, которые дали прочное устройство Александроневской семинарии. Оба они, до поступления в Московскую академию, обучались в Киевской 24 , а Зертис-Каменский, кроме того, и в Львовской академии, славившейся своим порядком и ученостью. Следовательно, они были, как нельзя лучше, приготовлены для образования новоучреждавшейся семинарии и усвоения ей всего хорошего, что они видели в лучших училищах того времени. С 1-го апреля 1736 г. они вступили в отправление своих должностей. В этом же году, при увольнении из школы прежних воспитанников, набраны новые – большей частью из детей священно- и церковно-служительских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

10) Профессор эмерит бывшего Виленского университета, младший соборный протоиерей Михаил Бобровский. 11) Секретарь Литовской консистории. титулярный советники Степан Захаревич. 12) Инспектор Литовской семинарии, студент философии и кандидат богословия, иеромонах Игнатий Желязовский. 13) Эконом Литовской семинарии и игумен состоящих при кафедральном соборе монашествующих, Иоасаф Вышинский. 14) Секретарь правления семинарии и профессор, кандидат, коллежский секретарь, Карл Вронский. 15) В должности секретаря при епархиальном епископе, кандидат, иеромонах Фавст Михневич. 16) В должности секретаря при викарном епископе Антонии Зубке, иеромонах Пётр Михалевич. 17) Игумен Мелецкого училищного монастыря и председатель Жидичинской администрационной комиссии, Варлаам Яскульский. 18) Игумен Супрасльского монастыря и ректор тамошнего уездного духовного училища, доктор Никодим Марциновский. 19) Игумен Любарского монастыря, кандидат Иосиф Орданович. 20) Настоятель Борунского монастыря и смотритель тамошнего уездного духовного училища, кандидат Андрей Савич. 21) Настоятель Кременецкого монастыря, Климентий Гриневецкий. 22) Настоятель Загоровского монастыря и эклезиарх при Жировицком кафедральном соборе, Севериан Дзюбинский. 23) Настоятель Владимирского монастыря, Иоанникий Козачевский. 24) В должности настоятеля Кобринского училищного монастыря Константин Реймер. 25) В должности настоятеля Виленского монастыря, магистр Арсений Хрулькевич. 26) Ризничий при кафедральном соборе, иеромонах Спиридон Кучук. 27) Смотритель Мелецкого уездного духовного училища, иеромонах Сильвестр Бельский. 28) Смотритель Кобринского уездного духовного училища, кандидат иеромонах Николай Сядковский. 29) Викарный Тороканского монастыря, иеромонах Георгий Лышковский. 30) Учитель семинарии, магистр Александр Малевич. 31) Учитель семинарии, магистр Николай Гомолицкий. 32) Учитель уездного духовного училища, кандидат, священник Иоаким Жирицкий. 33) Учитель уездного духовного училища, Мамерт Гомолицкий. 34) Учитель уездного духовного училища, иеромонах Феликс Кизлевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Если бы её система продлилась, то, по всей вероятности, до сих пор едва ли бы остались в западных губерниях и следы чуждых России элементов, за исключением, может быть, нынешней Виленской и Ковенской губерний. Но воля Императора Павла дала всему обратное движение, так что в Белорусских губерниях, принадлежавших уже двадцать лет к России, должны были сызнова учиться и прежнему языку, и прежнему Литовско-польскому законодательству. Император Александр I-й, связанный, вероятно, борьбой с Наполеоном, не остановил этой реакции; а напротив, полною доверенностью к Чарторижскому, допустил переродиться оной в решительно враждебное направление к России. Прежние училища в западных губерниях имели более Римское религиозное, нежели польское патриотическое направление, и занимались более изучением латинского, нежели польского языка. Чарторижский, руководимый известным Чацким, преобразовал прежние училища и завёл множество новых, в которых, среди Русского и Литовского населения все науки преподавались на польском языке, и юношество, при умственном воспитании, роднилось с польским языком, с польскою литературою и со свойственными ей понятиями польского патриотизма. Сей последний распространялся в особенности посредством Виленского университета и Кременецкого лицея, в то же время учреждённых, а также тайными обществами. Наверно можно сказать, что в царствование Императора Александра I, число людей, говорящих польским языком в западных губерниях, удвоилось, а патриотизм, в исключительно польской (не Литовской) форме, едва ли не вновь образовался в этих губерниях. Этот патриотизм осуществился: в отправлении здешних жителей в польские Наполеоновские легионы, в сформировании в Литве против России новых полков в бедственный 1812 год, и в мятеже 1830 года. Должно заметить, что во все эти три эпохи вражда к России кипела всего более там, где успели более восстановить польский патриотизм. Разумеется, этот патриотизм приобрёл более силы, приобрёл видимую цель, с восстановлением в 1815 году Царства Польского, к которому обратились мечты патриотов – осуществимые или неосуществимые.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В местечке Орля (потом деревня Урля в 13 верстах от Почаева, Кременецкого уезда Волынской губернии) жила благочестивая помещица Анна Гойская. Почаевская обитель создалась на ее земле. В 1597 г. она передала в Успенскую церковь икону Божией Матери, подаренную ей в 1559 г. за гостеприимство греческим митрополитом Неофитом. В доме ее перед святыней совершались чудеса. Гойская пожертвовала и богатые угодья: поля, сенокосы, леса и даже крестьян, с тем чтобы при церкви Успения содержалось на началах общежития восемь православных иноков доброй и набожной жизни. Для управления монастырем необходим был настоятель. «Подвижники Почаевские, – говорится в «Житиях святых» (книга дополнительная, сентябрь-декабрь), – единодушно, со слезными увещаниями, избрали в игумена преподобного Иова: хотя он и скрывал звание свое, но не мог утаить от иноков своего благочестия и великих духовных дарований». «Тако бо, – замечает списатель жития преподобного Иова, ученик его Досифей, – по истине сицеваго стража зело подвижна и искусна изволи имети Пресвятая Дева Богородица Мария в Своей, небеси подобящейся, обители». Время то было исключительно трудным для православного русского населения. Католики с помощью униатов особенно неистовствовали на Волыни. Уничтожались или захватывались православные храмы и монастыри. Верующим приходилось собираться под покровом ночи. Узнававшие об этом изуверы разгоняли их. Главные защитники Православия: князь Константин Острожский, епископ Львовский Гедеон Балабан умерли в 1607 и 1608 гг. Прекратили с их смертью свою деятельность лучшие училища в крае – Острожское и Львовское, являвшиеся рассадниками Православия. Среди дворянства умножались отпадения. Даже сын Острожского, Януш, посланный отцом ко двору Германского императора Максимилиана II для обучения военному искусству, совращен был в католичество. Еще раньше принял латинство брат его Константин. Остался в Православии только младший брат Александр. В 1612 г. умер епископ Волынский Михаил Копыстенский, и не знали, к кому обращаться за рукоположением. Польша ослабила Московскую Русь во время Смутного времени, и воцарившийся в 1613 г. Михаил Феодорович Романов не мог еще оказать поддержку гонимым единокровным единоверцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Во время Праздника Рождества Христова отборные студенты и ученики ходили по домам со Звездами, с Вертепом или Райком, представлявшим куклами Рождество или Воскресение Христово: но после сии представления предоставили цеховым мастерам, а вместо того представляли Диалоги, Драммы и говаривали поздравительные речи. В вакации летние, составив из себя артели, уходили они по разным Губерниям и Слободским Полкам для сбору подаяний, певали по церквам приходским службы, а по домам разные канты, и также говорили речи, представляли Диалоги, Комедии, Трагедии и проч. Сии хождения назывались епетициами; а многие и оставались в сих путешествиях, нанимаясь в домовые учители и другие должности. Ибо они записывались в училище и выходили по произволению, и будучи из разных состояний и народов, имели полную свободу возвращаться в отечество, или куда угодно, и даже за границу. Некоторые ж по оставлении училища целую почти жизнь свою странствовали в Польше, Венгрии и на Востоке. Одни только бурсаки обязаны были пребывать до окончания курса наук. Лучшие студенты и ученики по выбору и назначению Академии Префекта имели пропитание от Шляхетных достаточнейших детей, живших по квартирам, нанимаясь у них в Инспекторы над учением и поведением, и такой наем назывался кондициею. Сии Инспекторы отъезжали с учениками своими в домы их, а иногда с дозволения Начальства оставались у них на год и более, с обязательством представить их успешнейшими. В доношении Св. Синоду 1773 г. от Преосвященного Митрополита Гавриила Кременецкого сказано еще, что Ректор Киевский с некоторою братиею ездил и в Москву для испрошения милостыни на свое училище. Таково было по нужде содержание Киевобратского училища, не имевшего еще никакой помощи от Правительства! – Но самая сия нужда, и бедность избавляли учителей, инспекторов и учеников от рассеянности и убеждали их лучшими успехами и прилежанием заслуживать себе пропитание. Первый жалованный оклад оному положен был Грамотою Царей Петра и Иоанна Алексиевичей и Генваря 1694 года, коею на учащих и учащихся повелено отпускать из Киевской казны и магазинов по 50 рублей деньгами и по 50 четвертей хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Ибо в летописях повторяется, что они полагаемы были один подле другого. Впрочем, по окрошившимся краям мраморных камней, из коих составлен надгробный памятник Ярославов, по не древней между каменьями известковой замазке, можно заключать, что он когда-нибудь был взломан и паки составлен и может быть на нынешнее место перенесен. Не известно также, когда и кем памятник сей устроен, а по готическим средних веков украшениям его, не можно сомневаться, что он есть близкого Ярославову веку времени. Рисунок его приложен в конце сей книги. Может быть, знающие средних веков символы отгадают и знаменование изображений на оном. В юго-западном углу под ризничной палатой находится усыпальница, или погреб, в коем ставятся гробы с телами усопших митрополитов киевских. Древнейшие все отгорожены уже глухими каменными стенами, а из новейших в притворе пред отгородкой стоят еще гробы митрополитов Рафаила Заборовского, Арсения Могилянского, Гавриила Кременецкого, Самуила Миславского и Иерофея Малицкого, и Серапиона Александровского, над коими в 1824 году устроены уже каменный надгробия. Глава VII. Содержащая историю Киевской епархии При Киево-Софийском Соборе с самого основания его учреждена митрополичья иерархическая кафедра. Посему история сей иерархии принадлежит некоторым образом к истории сего Собора. В первой и второй главах введения в сие описание сказано уже, что Евангельская вера неоднократно проникала в Киев и до Софийского еще Собора были уже здесь соборные церкви. Но какое начальствовало в них духовенство, не известно. А как иерархическое правление Церкви собственно зависит от епископа, то надлежит исследовать, когда началось епископское священноначалие в Киеве. По заимствованию веры от Константинопольской Церкви несомнительно, что и первое киевское духовенство зависело до установления иерархии сперва непосредственно от Константинопольского патриаршего престола и не составляло еще особой епархии. А хотя, как выше уже показано, греческие историки Константин Багрянородный, Кедрин, Зонара и Глика свидетельствуют, что около 867 года, то есть во времена киевского князя Аскольда, послан быть к руссам епископ, или архиепископ 50 ; но ни имени его, ни местопребывания они не означают. Если же верить приписываемой греческому историку Кодину, или по крайней мере при его Чиновнике изданной росписи епархий, Константинопольскому патриарху подвластных, учиненной Константинопольским императором Львом Премудрым около 891 г.; то в оной значится уже русская митрополия под 60, или по Левнклавиеву списку под 63 степенью 51 . Однако же может быть сия русская митрополия тогда началась и кончилась одним только назначением ее. Ибо нет никаких известий о русских митрополитах IX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010