Вот, что сказал выдающийся древнерусский полководец, князь Киевский Святослав Игоревич (955-972 гг.) перед сражением с превосходящими силами Византийской империи: «Да не посрамим земли Русской, поляжем костьми тут, ибо мёртвые сраму не имут». И сам повёл за собой своих воинов в бой. И победил. Во время Монгольского нашествия на Русь можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение подвигов. Благодаря таким людям, русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ. Благодаря таким, как знаменитый рязанский боярин Евпатий Львович Коловрат, принявший решение сражаться со своей дружиной до конца . В Смутное время исключительно важное историческое значение имела оборона Смоленска. Как считает историк Сергей Александров, наличие стойко оборонявшегося Смоленска, не поддающегося ни избранному Семибоярщиной «законному» царю Владиславу, ни осаждавшему его польскому королю Сигизмунду, сыграло в 1610—1611 гг. колоссальную психологическую роль в формировании патриотического лагеря в России и стало идеологическим обоснованием Первого народного ополчения. Общие потери, понесённые польскими войсками под стенами города, составили около 30 000 человек. Полтора года значительная часть королевской армии была скована под Смоленском. После его взятия она была неспособна вести боевые действия и вместо того, чтобы двинуться на помощь польскому гарнизону в Москве, была распущена, а король ушёл обратно в Польшу. Для похода на Москву в 1612 г. он был вынужден использовать литовские войска гетмана Ходкевича, сам же, выступив лишь осенью 1612 г., не смог взять Волоколамск и был вынужден повернуть назад . В ожесточённом сражении при болгарском Шейново (1877 г.) русские войска потеряли около 5 700 человек, при этом армия Вессель-паши (около 30 000) перестала существовать, только пленных было около 23 тыс. человек, захватили также 93 орудия. Только части турецкой конницы удалось сбежать . Легендарные защитники Брестской крепости писали на стенах: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина. 20 июля 1941 г.».

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/28/...

Но, с Божиею помощию, все замыслы папства на русскую землю до последнего времени оставались тщетны. В великой северо-восточной России, среди многих миллионов населения, за несколько веков папство могло считать свои приобретения только единицами. В России юго-западной – в Малороссии и Белоруссии, по несчастным обстоятельствам в продолжении нескольких веков находившейся в отделении от русского государства, в подчинении приверженному к римской Церкви польскому правительству, папство имело временный успех. Иезуиты, при содействии польского правительства, употребляли всевозможные меры хитрости и насилия, чтобы утвердить Унию в юго-западной России. Большая часть Малороссии после отчаянной, вековой борьбы, успев отделиться от Польши к России во второй половине XVII века, спаслась от Унии. В остальных малорусских и белорусских областях, оставшихся под владычеством Польши до второй половины XVIII столетия, Уния по-видимому утвердилась, но утвердилась очень непрочно, опираясь только на поддержку польского правительства. С падением Польши, с присоединением западно-русских областей к русскому государству, начала падать в них и Уния. При Екатерине Великой около двух миллионов униатов присоединилось к православной Церкви; при Императоре Николае Павловиче присоединились почти все остальные; и в настоящее время от униатства остались в юго-западной России уже малые остатки 9 . Окружное послание Святейшаго патриарха константинопольского Фотия, к александрийскому и прочим восточным патриаршим престолам Злой дух, видимо, не насытился еще злом. Нет, еще не конец – его козням и ухищрениям, которые он искони старался воздвигать на род человеческий. Но как, до явления Господа во плоти, он разнообразными хитростями льстиво увлекал человека в противоестественные и противозаконные дела, и таким образом державно облекся в безграничную власть над ним; так и после оного не перестал многочисленными заблуждениями и приманками обольщать и увлекать тех, которые верят ему. И вот – размножились Симоны, Маркионы, Монтаны и Манесы 10 и прочие различные и многообразные богоборные ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

И Борис Федорович выслушал их вкратце». Но этим дело не ограничилось. Годунов постарался войти с Иеремиею в более близкие отношения и даже заключил с ним какой-то тайный договор. В переписных делах Посольского приказа 1626 года 292 значится: «Книжка и договор Еремея патриарха с боярином Борисом Федоровичем Годуновым 96 году и поставление на патриаршество Иова и новгородского митрополита Александра – оболочена белою кожицею». Этот договор, как есть основание думать, состоял в том, что Иеремия обязался Годунову присылать политические вести из Литвы и Польши, через которые он должен был проезжать, а затем, по приезде в Константинополь, во всем помогать и советовать нашим послам в их сношениях с турецким правительством. Такое соображение подтверждается следующим: когда Иеремия возвращался из Москвы, то на рубеже его догнал царский гонец с царскими подарками и с письмом от Годунова, в котором тот писал Иеремии: «А как будешь в Литве и ты б, государь, проведал про Максимилиана про Цысарева брата, где ныне и каким обычаем живет, в польской ли земле и ныне, или отпущен, по которому договору; также бы еси и того проведал, укрепился ли свейской королевич на короне польской и на великом княжестве литовском и на какове мере утвердился, и что его вперед умышленье с государем нашим, а проведав о том, еси о всем подлинно отписал, с кем возможно, и послал бы еси письмо, написав о вестех тайно, закрыто, своего святительского имени и моего ни в чем не объявив. А как даст Бог , будешь в царствующем граде, и ты б о своем приезде, каков приезд твой будет и что вестей всяких будет во Царе-городе и как ныне держит Мурат-салтан, и нет ли розни в пашах, и насильства христианству лишнего нет ли, и с кем ныне султану турскому война, и внове с которым государством – с фряскими людьми и с кисильбашибой рать какова была ль, и чего вперед чаять – о всех делех отписал бы еси и словом наказал, кого пошлешь своего верного к благочестивому царю, чтоб о всем государю нашему благочестивому царю было в ведоме, а яз, тебе государю своему, много челом бью».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Как видим, карается " неуважительное отношение " не только к украинским националистическим организациям, но даже к отдельным состоявшим в них лицам. Но в Польше некоторые политики (да и сама " Газета выборча " ) хотят верить в ложь Гройсмана - товарища Порошенко еще по совместной коммерческой деятельности в Виннице. Стараются выйти из репутационного тупика и польские политики. Применяется привычная, хорошо разработанная за последние годы лазейка - ссылка на то, что объективная оценка истории послужит интересам общего врага, а именно России. Достаточно четко эту позицию выразил в своем письме в Совет Федерации РФ маршал польского сейма Богдан Борусевич (СФ предложил сейму выступить с совместным заявлением о действиях УПА в годы войны): " Боюсь, что в условиях оккупации Россией части территории Украины и распространения этнической идеологии ненависти в части донецкой и луганской областей, остающихся неподконтрольными украинскому правительству, совместное заявление по вопросам украинской исторической памяти только усилило бы звучание российской пропаганды " . Борусевич лжет, как и Гройсман: он прекрасно знает, что " волынская резня " является частью польской исторической памяти в еще большей степени, чем памяти украинской. Но из соображений политической конъюнктуры (при этом совершенно аморальной, питаемой исключительно ненавистью к России желанием " потрафить " ЕС и США). Впрочем, любые попытки российской стороны разбудить историческую память у сегодняшней польской ЭЛИТЫ вряд ли будут успешными. Эта элита (за редкими исключениями) плотно связана с ЕС и США, любой отход от антироссийской линии для системного польского политика будет означать конец карьеры или по крайней мере серьезные неприятности. Хороший пример - сам маршал Богдан Борусевич. Многолетний активист антисоветского подполья во времена ПНР (непонятно на какие деньги живший до 32 лет, поскольку он не имел ни одного официального рабочего места). После 1989 года - профессиональный политик, " чистый идеолог " , никогда не сделавший ничего собственными руками. Уже став главой сената, Борусевич на какое-то время установил личные приятельские отношения с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. Но рассчитывать из-за этого на какой-то " этический порыв " с его стороны не приходится. Нас кое-чему уже должен был научить опыт кратковременных приятельских отношений между президентом Путины м и тогдашним польским президентом Александром Квасьневским в начале двухтысячных, между тем же Путиным и будущим антироссийским председателем Европейского Совета Дональдом Туском во время совместной поездки в Катынь в 2010 году. Толку от этого приятельства большого не оказалось...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Во время польского восстания 1863 года, когда на Западе началась бешенная компания против России, к Тютчеву обратилась известная в то время своими выступлениями в английской печати публицистка славянофильского направления Ольга Новикова, которая долгое время жила в Лондоне. Она просила поэта предоставить ей его политические стихи для распространения в Англии. На это Федор Иванович отвечал ей: " Позвольте мне лучше предложить вам нечто более достойное... Это большая статья Гильфердинга о Польше... Вот нечто очень значительное. Прочтите ее сударыня, и посоветуйте прочесть ее нашим европейским друзьям. Вы им окажите услугу " . В статьях А.Ф. Гильфердига, посвященных польскому вопросу: " В чем нам искать разрешения польскому вопросу " и " За что борются русские с поляками " (обе были написаны в1863 году и которые, как уже говорилось, очень высоко ценил Ф.И. Тютчев). Там речь шла о том, что восстание 1863 года было по сути дела чисто дворянским, т.е. шляхетским. К 60-м годам XIX века польское дворянство стало слишком непомерно, при этом даже несколько разрослось. Из 6 миллионов поляков, живших в пределах Российской империи, потомственных дворян было около 500 тысяч человек. Это беспрецедентно огромное гипертрофированное сословие, не сумевшее прокормиться на своей земле, требовало отдать в его безраздельное господство Украину и Белоруссию. В частности, он отмечал, что это шляхетство представляет собой " класс людей, поглотивших в себе всю историческую жизнь польского народа " , притом класс, " уже не способный к новому развитию " , и видел выход в том, чтобы " поднять польское крестьянство, дать ему независимость материальную наделением землею не только хозяев, но всех без исключения земледельцев (батраков и т.п.) и открыть крестьянству самостоятельное участие в общественной жизни страны " . Однако Гильфердинг выводил причины восстания не только из-за социальных условий, а из исторической розни польских и русских народов, объясняемой различиями вероисповедания, национального характера и народных идеалов. Признавая право поляков на национальную культуру и независимость, считая, что польский вопрос может быть снят только путем изменения политики по отношению к Польше в направлении духовного сближения народов, Александр Федорович вместе с тем по существу выступал на стороне правительства в русификации местного населения.

http://pravoslavie.ru/1411.html

Польские исследователи обычно говорили о двуязычии (русско-польском) или трехъязычии (русско-польско-немецком) староверов, проживающих на территории Польши. В упоминавшейся выше книге А. Зелинской владение церковнославянским языком не принимается во внимание. С. Гжибовский и М. Глушковский в своих работах о гибридном говоре старообрядцев Сувальско-Августовского региона пишут о том, что церковнославянский язык в сложившейся в регионе языковой ситуации находится в стороне от польско-русской диглоссии: Пассивное знание церковнославянского языка свойственно в основном представителям старшего поколения, активно участвующим в религиозных обрядах и умеющим читать литургические тексты. У младших членов общины вс чаще отмечается разрыв с традиционными ценностями, включая религиозные, и знание церковнославянского языка становится вс реже. Поэтому можно говорить о частичной триглоссии у старообрядцев этого региона [Гжибовский/Глушковский 2013: 380]. Степень владения церковнославянским языком у мазурских староверов до сих пор не исследовалась. Изучение содержания записанных нами в Войнове служб показывает, что количество литургических текстов, звучащих во время служб в Войновской моленной, невелико. Одни и те же тропари и ирмосы повторяются в течение службы многократно, их можно выучить на память, и, возможно, поэтому умение читать текст на церковнославянском языке редуцировалось. В присутствии студентов старейшая жительница Галкова Анна Крассовская воспроизводила по памяти текст пасхальной службы, раскрыв канонник на произвольной странице. Некоторые члены общины признаются, что они не умеют читать на церковнославянском языке. О своих проблемах с чтением церков нославянских текстов в частной беседе говорили и молодые прихожанки Августовской общины. Жительница Галкова Р. Д., потомственная староверка, также не знает церковнославянского языка. Она закончила отделение русской филологии Варшавского университета, однако семестровый курс грамматики староцерковнославянского языка не предполагает чтения и понимания евангельских текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Жизнь под скипетром Романовых гарантировала полякам постепенное развитие и укрепление страны с вполне реальной перспективой в будущем обретения независимости. Однако так называемые патриотические круги, руководство которых находилось в эмиграции, подобная ситуация абсолютно не устраивала. Процветание своей родины для них было лишь пропагандистским лозунгом, главное же - банальный захват власти с последующим восстановлением «исторической Речи Посполитой» - т. е. того самого Польского государства в границах 1772 года, которое уже один раз показало свою несостоятельность. Главным содержанием этих целей было восстановление власти поляков над литовцами, белорусами и малороссами и низведение последних до уровня людей третьего сорта. Эти стремления лежали в основе всех польских восстаний XIX века, объявленных позже советской и польской историографиями «национально-освободительными». Заграничные революционеры сумели увлечь за собой часть шляхетства Царства Польского и успешно сорвать попытку построить процветающую Польшу под скипетром русского царя. Как показали восстания 1830-1831 и 1863-1864 гг., польские революционеры оказались не в состоянии организовать эффективное руководство мятежными войсками, и оба восстания благополучно потерпели крах. Но своего мятежники добились: в результате первого восстания ушла в прошлое Конституция 1815 года, поскольку восстание показало, что поляки пока что не готовы к столь широкой автономии. Когда же в 1861 году Александр II начал проведение реформ в духе автономии, восстановив в том числе и польский Государственный совет, лидеры «национально-освободительного движения» вновь активизировались, перечеркнув восстанием 1863-1864 гг. начавшие было появляться нововведения. В очередной раз шанс на создание процветающей Польши был упущен. Надо заметить, что безответственная политика заграничных «освободителей» всё же многому научила поляков. К началу ХХ века к ним пришло понимание того, что надо использовать предоставившийся шанс и строить своё будущее вместе с русским царём, воспользовавшись для своей выгоды благами, предоставляемыми покровительством могучей империи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Как точно показывает ученый и политолог Всеволод Шимов, Польша представляет собой огромную угрозу для Белоруссии – только на данный момент не территориальную, понятную для президента Лукашенко и болезненно воспринимаемую им, но, главным образом, слабо понятную для него угрозу духовно-идеологическую, – заданную еще «послевоенной доктриной Гедройца-Мерошевского, которая призывает страну отказаться от империалистических притязаний на “регион ULB” (Украина, Литва, Беларусь), но выступить для него в качестве своего рода морального авторитета, помогая его демократизации и сближению с Европой. Понятно, что, по сути, эта доктрина работает на закрепление польского политического, культурного и идеологического доминирования среди “стран ULB”, хотя и формулирует это весьма завуалированно». Хотя, разумеется, «помимо идеологических и символических, Польша активно задействует и экономические инструменты, способствуя трудовой эмиграции белорусов и тем самым формируя цепочки зависимости на межличностном и семейном уровне. Кроме того, Польше удается быть в глазах белорусов убедительной историей успешной постсоциалистической трансформации и выступать в качестве примера для подражания». Александру Лукашенко и его стратегам-идеологам и спецслужбистам (исключая идейную пятую колонну) было бы чрезвычайно важно просветиться, осознав , наконец, простую правду : «белорусский национализм» и « беларусизация », к которым они (как и их коллеги в 1980-х) наивно обращались как к источнику «сувере нной белорусской» идентичности , является не чем иным, как дебелорусизацией через дерусификацию , переходящей в полонизацию и, в конечном счете, в ту самую «германизацию », которая в нынешнюю э поху является «американизацией»: «Активная работа Польши с гражданским обществом Беларуси, а также поддержка белорусского национализма вполне укладываются в эту схему. Таким образом, в Беларуси формируются проводники польского влияния и интересов. Что касается белорусского национализма, то, учитывая, что он складывался в среде сильно полонизированной белорусской шляхты по лекалам польской культуры, его распространение и популяризация среди белорусов также работают на сближение Беларуси с Польшей. В этой связи поляки весьма снисходительно смотрят на попытки “белорусизации” польских исторических и культурных деятелей – выходцев с территории Беларуси: Адама Мицкевича, Тадеуша Костюшко, Михала Огинского, Станислава Монюшко и прочих.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/19/portre...

На круглом столе в верхней палате парламента обсудили итоги недавнего визита Патриарха Кирилла в Польшу, где он вместе с главой польских католиков митрополитом Юзефом Михаликом подписал обращение к народам двух стран с призывом к примирению. 27 сентября. ПРАВМИР. На «круглом столе» в верхней палате парламента обсудили итоги недавнего визита Патриарха Кирилла в Польшу, где он вместе с главой польских католиков митрополитом Юзефом Михаликом подписал обращение к народам двух стран с призывом к примирению. «Мы поддерживаем стремление Русской православной церкви наладить сотрудничество с польской стороной по вопросам, имеющим важное общественное значение, таким как проблемы семьи и воспитания, сохранения общественного порядка, а также утверждения толерантности и защиты фундаментальных свобод, таких, в частности, как свобода на вероисповедование», — заявил в среду первый вице-спикер Александр Торшин . Он отметил также, что Совет Федерации как палата регионов крайне заинтересован в кооперации с польской стороной в вопросе межрегионального сотрудничества. Глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион рассказал на «круглом столе», что визит патриарха Кирилла в Польшу был направлен на примирение и взаимное прощение. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/sovet-federacii-odobri...

«Вот видите, на этих деревьях перед окнами висели заподозренные в русофильстве. Так прямо на деревьях вешали. Сутки повисят, снимут – и других на них же вешают… А тут за углом учителя расстреляли. Поставили к стене, а напротив пять солдат с ружьями». «В отместку за свои неудачи на русском фронте улепетывающие австрийские войска убивают и вешают по деревням тысячи русских галицких крестьян». Очевидно, это было не только выражение политической позиции, но – не вдруг возникшее, всегда тлеющее, ментальное неприятие русских европейцами. И на пограничье этого столкновения менталитетов Малороссия, как основа будущей Украины, существовала веками, пока в конце 20-го века, не сделала выбор в сторону русофобии. Тяга к украинству у малороссов, надо полагать, происходила из понимания громадности сил, стремящихся к уничтожению русского народа. Присутствие же на границе давало непосредственное ощущение этих угроз, формировало готовность к отказу от принадлежности к тем, кого веками хотят уничтожить. Это может влиять на отказ от самих себя, или на неготовность быть самими собой. Порой наступает истощение решимости свою инаковость защищать… Учитывая, что между Россией и Польшей многие века происходило военное противостояние, правобережье Днепра контролировалось то полякам, то русскими. Последний раз в практическое владение Польши эта территория поступила по воле русского императора Александра I, в 19-м веке отдавшего её под контроль польской знати. Нетрудно представить малодушную логику малороссов, которые, в силу пограничного проживания, способны были не только сравнительно оценивать мощь сил, угрожающих Московии, но могли сравнить и близкое к европейскому потребление польской знати с потреблением русских дворян. Легко предположить, что это сравнение было не в нашу пользу. Когда приводят множество языковых и политических мотивов перерождения малороссов в украинцев – этот вообще не упоминается. Готовность предать, как готовность измениться и соответственно изменить себе, народу и родине, что всегда скрыто в малороссах, могут быть в какой-тот мере объяснимы этим раздраем от влияния двух культур, одна из которых более европейская, как в технологиях ремесел, так и в разнообразии потребления, а другая, хотя и представленная братьями по крови, но восточная. Со всеми особенностями, то есть бедностью быта и простотой потребления.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/10/08/uk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010