В грамоте своей король уведомлял царя о своих успехах в Прусской земле против Сигизмунда польского и прибавлял: «Если ваше царское величество захотите поотомстить за великую неправду, которую польские люди вашей земле и подданным сделали, то ваше царское величество никогда не выберете времени удобнейшего, потому что татары вошли в Польскую землю с одной стороны, а мы с другой, думаем, что и с третьей стороны войдет в Литовскую землю некоторый великий государь: это мы вашему царскому величеству дружелюбно объявляем ради той дружбы, которую оба наши величества между собою имеем». Бояре отвечали: «Что король Густав-Адольф города у недруга своего побрал, тому великий государь порадовался и всегда рад слышать, чтоб государю вашему недруга своего польского короля до конца победить и землями его завладеть. Король посылает Александра Рубцова в Белую Русь и в Запорожье; в Столбовском договоре сказано, что вольно шведским послам через Московскую землю ходить в Персию, Турцию, Крым, в иные страны и восточные земли, которые с его царским величеством не в явной недружбе, а про Белую Русь и Запорожье в договорных записях ничего не написано; Александра пропустить невозможно, потому что между Российским государством и Польшею заключено перемирье. Добрый совет отомстить королю Сигизмунду великий государь принимает в любовь, мыслить о том будет, только теперь, в перемирные лета, сделать этого нельзя, это будет крестному целованью преступленье и на душу грех; а если хотя и малая неправда объявится от польского короля и до урочных лет, то великий государь на польского короля идти готов и с Густавом-Адольфом королем наперед об этом обошлется». С этим послы и отправились назад. Патриарх Филарет разослал грамоты к архиереям тверскому и новгородскому, чтоб они велели в своих епархиях пускать Рубцова в церкви, ибо он страдал в Малборке за православную веру, приговорен был к казни и он, патриарх, его терпенье видел. Принявши участие в великой борьбе за протестантизм против Габсбургского дома, Густав-Адольф в начале 1629 года прислал в Москву послов своих Монира и Бенгарта с объявлением, что «в прошлом году Бог помог ему против польского короля, можно было ему с своим войском через всю Польшу пройти беспрепятственно, если б не помешка была от римского цесаря и папежского заговора, потому что они с своею великою силою близко пришли и осадили сильный торговый город Штральзунд, который стоит на Варяжском море.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Малороссиян 2, в том числе один священнический сын 33 лет, второй купеческий сын 29 лет, из богословия ж, в искусстве пребывает 2 года. Да города Харькова слободских полков один учения богословского и от рождения 35 лет. В Пустынно-Николаевском Киевском Польской нации священнические дети повета Перемышльского 2, одному 30, второму 34 года, оба из богословия. Один из Литвы повета Пинского священнический сын 29 лет, школы риторики. И в том-де Николаевском монастыре на убылые места монахов потребно на нужные послушания без умножения сверх прежнего числа 20 человек. В Золотоверхо-Михайловском Польской нации мещанских детей 2, в том числе один местечка Соколя из риторики, 30 лет, второй города Любачева из риторики ж, 29 лет. Да литовской нации один города Городища мещанский же сын, из философии, 30 лет. Малороссиян 4, в том числе купеческий сын из богословия, 32 лет; второй мещанский сын из богословия ж, 34 лет; третий мещанский же сын из философии, 29 лет; четвёртый священнический сын из философии, 40 лет. В том-де монастыре Михайловском на убылые места необходимо потребно монахов (не умножая сверх прежнего числа монахов) 28 человек. В Братско-училищном Киевском Польской нации 2, в том числе первый из посполитых людей, 32 лет, студент школы поэтики, по обещанию к монашеству служит 6 лет; второй из посадских, 55 лет, школы поэтики студент, по обещанию служит на иночество 15 лет. Да один из малороссиян полку Нижинского казачий сын, 28 лет, студент школы богословия, по обещанию к монашеству служит 7 лет. В том-де монастыре на убылые места необходимо монахов потребно без умножения сверх прежнего числа 15 монахов. В Мгарском Лубенском Один польской нации 34 лет, из богословия; второй из малороссиян казачий сын, из риторики, 29 лет. В том монастыре монахов потребно 19 человек; оные-де желающие свободные и состояния честного и доброго и подозрения никакого не имеющие. Обретающиеся при славяно-латинских школах учителями: В Вологодском архиерейском доме из малороссиян Андрей Чайковский; из богословия при Санкт-Петербурге в Александро-Невском монастыре греческой нации Андрей Каминский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(116) «Приступ начался 24 августа». Штурм Воли и передовых укреплений Варшавы начался 25 августа, а 26 августа состоялся решительный штурм Варшавы, окончившийся ее капитуляцией. (117) Скржнецкий – Ян-Сигизмунд Скржинецкий (1787–1860), польский генерал, главнокомандующий польской армией; был отстранен от командования после неудачных действий под Остроленкой, приведших к поражению поляков, и вследствие общей тактики выжидания. (118) Лелевель – Иоахим (1786–1861), польский историк, профессор Варшавского и Виленского университетов, деятель польского восстания 1830–1831 гг. Был президентом Польского национального комитета. После взятия Варшавы жил в эмиграции в Брюсселе и Париже, продолжая революционную деятельность. (119) Раморино Джероламо (1792–1849), итальянец, командовал польским корпусом. После падения Варшавы ушел с войском в австрийскую Галицию. (120) Montebello (Lannes) – герцог Гюстав Монтебелло (1804–1875), младший сын маршала Франции, с 1830 г. служил в кавалерии; вместе с другими французами (преимущественно из числа наполеоновских офицеров) сражался в рядах восставших поляков. (121) Высоцкий – Петр (1799–1837), польский офицер, один из организаторов восстания в Варшаве 29 ноября 1830 г. В последних сражениях командовал войсками, защищавшими редут Волю. После взятия Варшавы сослан в Сибирь, где и умер. (122) А. Потоцкий – граф Александр Станиславович (1776–1845); служил в русской службе сперва полковником Курляндского драгунского полка, а затем сенатором и обер-шталмейстером Царства Польского. Во время польского восстания находился в Варшаве, а после ее падения эмигрировал за границу. Позже вновь вернулся на русскую службу. (123) Фон-Фок – Максим Яковлевич (1777–1831), управляющий III отделением, правая рука шефа жандармов графа А. X. Бенкендорфа, организатор агентурной разведки; под его надзором состоял и Пушкин. Умер 27 августа 1831 г. Запись о фон Фоке, конечно, не отражает настоящего мнения о нем Пушкина. (124) Жомини – барон Антон-Генрих Вениаминович (1779–1869), известный военный писатель, французский генерал, перешедший в русскую службу генерал-лейтенантом; впоследствии возвратился во Францию, но часто приезжал в Россию, давая русскому правительству консультации по военным вопросам.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

А кто и в которых Киевской епархии монастырях, а притом и о дву, а именно: Вологодской епархии славяно-латинских школ и обретающейся в Троицком Александро-Невском монастыре семинарии учителях, кои монашество восприять желают, со упомяненного прежде подаванного в Кабинет Её Императорского Величества именно реестра при сем прилагается копия. Копия с реестра, подаванного в Кабинет Её Императорского Величества о желающих восприятия монашества Киевской епархии в монастырях школ и славяно-латинских Вологодской епархии школ и обретающейся в Троицком-Невском монастыре семинарии учителях Киевской епархии в монастырях: В Киево-Софийском Польской нации города Луцка мещанский сын 35 лет, из богословия, в искустве-де пребывает уже 5 год. Малороссиян 2, в том числе один священнический сын 33 лет, из богословия, в искустве обретается 5 год; второй купеческий сын 29 лет, из богословия ж, в искустве пребывает 2 года. Да города Харькова Слободских полков один учения богословского, от рождения 35 лет. В Пустынно-Николаевском Киевском Польской нации священнические дети повета Перемышльского 2, одному 30, второму 34 года, оба из богословия. Один из Литвы повета Пенского священнический же сын 29 лет, школы риторики. А в том-де Николаевском монастыре на убылые места монахов потребно на нужные послушания без умножения сверх прежнего числа 20 человек. В Золотоверхомихайловском Польской нации мещанских детей 2, в том числе один местечка Соколя, из риторики, 30 лет; второй города Любачева, из риторики ж, 29 лет. Да Литовской нации один города Городища мещанский же сын, из философии, 30 лет. Малороссиян 4; в том числе купеческий сын из богословия, 32 лет; второй мещанский сын из богословия ж, 34 лет; третий мещанский же сын из философии, 29 лет; четвёртый священнический сын из философии ж, 40 лет. В том-де монастыре Михайловском на убылые места необходимо потребно монахов (не умножая сверх прежнего числа монахов) 28 человек. В Братско-училищном Киевском Польской нации 2, в том числе первый с посполитых людей, 32 лет, студент школы поэтики, по обещанию к монашеству служит 6 лет; второй из посадских, 55 лет, школы поэтики ж студент, по обещанию служит на иночество 15 лет. Да один малороссиянин полку Нежинского казачий сын 28 лет, студент школы богословия, по обещанию к монашеству служит 7 лет. В том-де монастыре на убылые места необходимо монахов потребно без умножения сверх прежнего числа 15 монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Какие бы красивые слова в защиту демократии ни произносили политики из ЕС и США, сколь бы настойчиво ни писала западная пресса и часть российской о том, что с " польским мясом " давно уже всё в порядке и Москва просто капризничает, но причины кризиса во взаимоотношениях России и ЕС совсем в другом. О подлинной причине в последнее время стали проговариваться и западные специалисты. Так, 16 мая 2007 года директор программ России и стран СНГ Германского совета Александр Рар признал: " Проблема польского мяса, которая стоит на первом плане в переговорах между ЕС и Россией, на самом деле является предлогом для совсем других игр, которые происходят за кулисами " . В чём они заключаются, А.Рар предпочёл не расшифровывать. В мясе ли причина " Есть области (во взаимоотношениях), в которых сейчас сложно, - констатировала канцлер ФРГ. - Но мы продвигаемся вперёд. Я считаю эти препятствия преодолимыми " . Все присутствующие понимали, что речь идёт о так называемом " польском вопросе " , а точнее - о польском мясе. Позиция Польши была действительно одним из центральных вопросов саммита. Россия, как известно, вот уже полтора года отказывается принимать идущую через территорию Польши буйволятину и прочее некачественное мясо из азиатских стран, которое не подвергается проверке национального польского санитарного контроля и на сегодняшний день в огромных количествах скопилось на польской границе. Варшава, в ответ на это эмбарго, наложила вето на разработку Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Россией на предстоящие 10 лет, а с 16 мая сего года и вообще прекратила всякие официальные контакты с Россией. Сокращение объёмов товарооборота с Польшей на Россию практически не влияет. Доля всех польских товаров в российском импорте и экспорте составляет всего 3 процента. Из них доля продовольствия чуть больше 2 процентов. Среди наших европейских торговых партнёров Польша находится на 14 месте, а среди всех других - на 36-м. Но вопрос оказался непростым в политическом плане. Ещё в декабре прошлого года А. Меркель заявляла, что проблема польского мяса - это сугубо двусторонние отношения России и Польши. Но на Самарском саммите вдруг круто переложила руль. " Вопрос об экспорте польского мяса и вопрос о защите потребителя - это вопрос Европейского союза " , - заявила она. Чтобы понять причины такой резкой смены позиций, нужно немного отойти от Самарского саммита.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Итак, повторяю Вам, не только по самому существу нашего воззрения, но по любви и верности к нашему Царю и отечеству – пойдем мыслью и духом своим к Агнцу Божию, Который еще отстаивает пред Своим Отцем и виноватых, как бы Сам всеправедный (такова сила Его крестной смерти) был виноват их виновностью, и потому изливает еще на нас, грешных людей, благодать всякого добра, чтобы нам достигнуть и твердо держаться Его, другими словами – чтобы нам выдержать чистое воззрение веры к Нему и, по делу с Поляками, удержаться прочно на Его стороне, мы должны иметь в виду собственно то, что именно Ему враждебно в мятущемся духе польского народа и что нам враждебно уже только по враждебности своей Ему... Само собой разумеется, что это каждый из нас делает по-своему, – дипломат, с тонкой и внутренно добросовестной проницательностью, распутывая запутанности политики, – солдат, действуя оружием с христолюбивой готовностью положить душу свою за православного своего Царя и отечество, – служитель мысли и слова, разъясняя себе и другим всю существенную силу и обстоятельства дела польского и так далее. Эту оговорку я делаю для того, чтобы мне, как духовному, и выяснять главным образом дух «польского вопроса», содействуя, чрез это и чрез молитву, верному пред Господом направлению всего у нас дела по этому вопросу. –  Благодарю Вас за эту необходимо нужную оговорку, – сказал я. –  Враждебно Господу нашему, – Агнцу Божию, – продолжал о. Иоанн развивать свои мысли, – собственно духовное зло, то, что несоответственно и противно Его воле и духу. Потому-то у верных Господу уже несть брань к плоти и крови; они принимают за истинных своих врагов собственно не тех или других людей недоброжелательных или неприязненных, взятых самих по себе. У верных Господу брань именно против движущих этих людей начал и идей лжи и зла, – таких начал и идей, которые одушевляются гнездящимися в них живыми и личными началами, властями и миродержителями тьмы ( Еф. 6:12 ). Вот эти-то начала и идеи лжи и зла, которые приготовляли, возбуждали и наконец решительно воодушевили Поляков к мятежу, надо нам обнажать и низлагать, разгонять и упразднять проницательностью политики, оружием войска, патриотическими порывами и жертвами народа, мыслью и словом, одушевляясь во всем этом духом благодати и истины Христа – Агнца Божия, с неотступным воззрением веры к нему во всех движениях «польского вопроса».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

#lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Царство Польское - упущенный шанс 3 мая 1815 года, 200 лет назад, Польша была присоединена к России Константин Залесский   14:00 04.05.2015 964 Время на чтение 6 минут Двести лет назад, 3 мая 1815 года, после разгрома армий Наполеона Бонапарта и его изгнания из Европы большая часть марионеточного великого герцогства Варшавского была преобразована в Царство Польское. По-польски - Польское королевство (Królestwo Polskie), наследственным монархом которого стал Император Всероссийский Александр I. В современной Польше это событие именуют и «четвёртым разделом Польши», и «оккупацией», и «заменой тирании Наполеона на другую тиранию», совершенно упуская из внимания тот факт, что это событие дало полякам шанс не только сохраниться как нации, но и построить своё собственное благополучное и процветающее государство. Однако в своём большинстве поляки этой возможностью не воспользовались. В чём же заключался шанс, выпавший Польше в 1815 году?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 615). Эта мера, направленная прежде всего против католиков, противоречила многовековой практике Греческой Церкви. Она должна была иметь, как в свое время и в Русской Церкви, временный характер как мера икономическая, вызвавшая, согласно представлениям о церковной пользе, крайнюю строгость в отношениях с зап. христианами. Парадоксальным образом греч. канонисты того времени (прежде всего авторы «Пидалиона») выдвинули теорию, согласно к-рой эта мера, напротив, объявлялась возвращением к строгости (акривии) Апостольских правил (46 и 50), слишком расширительно ими истолкованных, а все церковное законодательство о приеме инославных без повторения крещения (II Всел. 7; Трул. 95; постановление К-польского Собора 1484 г.- Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 143-149) признавалось проявлением «снисхождения, или икономии» (см. толкование на Ап. 46 в: Πηδλιον. 2003. Σ. 53-54). Т. о., слишком узкое понимание авторами «Пидалиона» икономии, которая для них обозначала всегда только «снисхождение», т. е. смягчение «строгой» нормы, и никогда - «ужесточение», привело их к признанию положительного многовекового права Церкви лишь временной икономической мерой, подлежащей мотивированной отмене со стороны сравнительно скромного по компетенции органа церковной власти (под Определением 1756 г. стоят три подписи - К-польского, Александрийского и Иерусалимского патриархов). Если бы ужесточение подхода к католикам со стороны К-польского Собора было своевременно объяснено И., эту меру можно было бы позднее и дезавуировать, а не строить вокруг нее оправдывающие ее постоянный характер теории, в целом непродуктивные. Так, греч. богослов К. Икономос в 1852 г. по просьбе К-польского патриарха Анфима IV заявил в особом трактате по этому вопросу о способности Церкви «по икономии» восполнять недостаток благодати. Т. о., церковная И. из формального принципа церковного права едва ли не превращается в альтернативный способ совершения таинств. Эту т. зр. впосл. развивал Х. Андруцос, согласно к-рому «указанное понимание икономии… надежно опирается на церковную практику, в которой одно и то же Таинство, по обстоятельствам, иногда объявляется действительным, а иногда - недействительным» ( Ανδροτσος.

http://pravenc.ru/text/389060.html

император умер. Огромное влияние, которое Россия, в царствование императрицы Екатерины II, имела в Польше, не могло вызвать у государыни желания ея раздела. Но заинтересованность Австрии и Пруссии в польских делах и смуты непрекращавшияся в Польше заставили ее пойти на раздел таковой совместно с этими двумя государствами. В 1772 г., по первому разделу, Россия получила восточную часть Литвы (земли между Зап. Двиной, Днепром и Бугом); по второму в 1793 г. – возвращение древних русских земель: Волынской, Минской и Подольской; в 1795 г. по третьему – присоединение Курляндии, Семигалии и Литвы. Гримм в 1795 г. писал императрице, что некоторые поляки советуют ей принять титул королевы польской. 16 сентября государыня ответила ему: «При разделе я не получила ни одной пяди польской земли. Я получила то, что сами поляки не перестают называть Червонною Русью: Киевское воеводство, Подолию и Волынь. Литва же никогда не была коренною частью Польши, равно и Самогития. Таким образом, не получив ни пяди польской земли, я не могу принять и титул королевы польской». «Униженная Швеция и уничтоженная Польша, вот великие права Екатерины на благодарность русского народа» – вносил А. С. Пушкин в свои записки 2 августа 1822 г. («Рус. Ст.» 1880 г.). Крупное значение в личной и государственной жизни императрицы имел Григорий Александрович Потемкин. Сын отставного полковника, родившийся в 1739 г. в с. Чижово, Духовщинского уезда, Смоленской губернии, он закончил в 1791 г. жизнь свою супругом Государыни и князем священной римской империи. Ценные данные о нем собрал магистр Оксфордского университета, внук и сын известных в России евреев, возглавителей Сибирского банка Г. М. Соловейчик. В 1947 г. он выпустил в Нью-Иорке на английском языке обстоятельную книгу о Потемкине, отыскивая материалы для нее в Лондоне, Париже, Стокгольме, Финляндии и в балтийских государствах. Он отмечает, что Потемкин получил отличное образование, знал древние языки, французский и немецкий. Увлекали его особенно богословие. По другим данным он сначала учился очень хорошо, потом же скверно. В Конной гвардии был образованным вахмистром. Известно, что, оставаясь на военной службе, он работал в св. Сноде. В Комиссии по составлению нового Уложения Потемкин состоял в качестве опекуна депутатов от татар и других инородцев. Он имел поэтому возможность ознакомиться с церковными и инородческими вопросами. Участвуя в первой турецкой войне, он, дослужившись до чина генерал-поручика, был хорошо аттестован императрице графом Румянцевым. Пребывание в армии побудило его обстоятельно ознакомиться с турецким вопросом и обдумать план сокрушения оттоманского могущества. Тогда зародился его известный план, названный Восточной Системой или Греческим Проектом. Во время осады войсками Силистрии, Потемкин был в 1773 г. вызван императрицей в Петербург. С этого времени началась его кипучая и творческая государственная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Одним словом, донесение Маласпины от 15 октября – слишком скупой и ненадежный источник, чтобы установить, какие шаги по осуществлению унионного проекта предпринимались в июле – сентябре/октябре 1594 г. Ясно однако, что именно в это время происходит возвращение к унионному плану 1590 г. и что визит двух епископов к Яну Замойскому можно считать моментом, когда уния окончательно стала делом не одних лишь православных и некоторых из католиков, а трех сторон: части православного епископата, католической церкви и польского государства. Реакция польского правительства и Рима осенью 1594 г. Какова была реакция польского правительства и папской курии на инициативу православных? Бросается в глаза, что даже осенью 1594 г. вопрос об унии оставался в лучшем случае на периферии их интересов и забот. Как справедливо отмечает О. Халецкий, нунций в эти годы был много больше занят совсем иными проблемами: созданием антитурецкой лиги и попытками восстановить при помощи Сигизмунда III позиции католической церкви в Швеции. И только однажды проявил интерес к делам православной церкви (но не к унии как таковой), когда в 1593 г. до него дошла весть о возможном визите александрийского патриарха в Речь Посполитую. Большее внимание к вопросу об унии осенью 1594 г. О. Халецкий объясняет тем, что инициатива (в отличие от 1570–1580-х гг.) исходила от местных церковных лидеров 678 . Однако инициатива эта, как мы видели, родилась много раньше, а первая реакция польского короля относилась к марту 1592 г. Почему же в переговоры об унии нунций оказался вовлечен только осенью 1594 г.? Достаточно очевидно, что это было результатом, во-первых, привычной убежденности православных лидеров, что вопрос об унии, как и все вопросы, касающиеся статуса православной церкви, нужно решать с королевской властью, а не Римом; во-вторых, хода борьбы различных групп внутри православной церкви и их настойчивости в поисках контактов с польскими властями и католической церковью после того, как летом 1594 г. ситуация внутри Киевской митрополии стала нестерпимой для православных епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010