Впрочем, ошибаюсь: я знал, что разрешения никакого на их печатание не было, но не считал нужным, чтобы такое разрешение было, т. к. не знал, нужно ли оно. Распоряжения по поводу выдачи ссыльным семьям – половины содерж[ания] я делал словесные, как, например – семье высланного священника Дулова: письменных указаний на этот счет не делал, во всяком случае об этом не помню. Показание мне прочитано и с моих слов [записано] правильно, в чем и подписываюсь. Подпись: П[етр] Полянский ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 4. Л. 123. Подлинник. Рукопись. 14. Протокол допроса митрополита Петра 28 января 1926г. 28/I–1926 года Полянский Петр Вопрос: Приходилось ли Вам уволить на покой возвратившегося из ссылки или тюрьмы и обвинявшегося в к[онтр]р[еволюционной] деятельности епископа какого-либо? Ответ: Нет, не приходилось; причины этому – патриарх никого не увольнял [из] таковых лиц и считал их кафедры на время ареста или ссылки за ними. [Я] как временно управляющее лицо, не считал для себя возможным это делать, тем более что тогда пришлось бы уволить большое множество архиереев; в случае разрешения им властью выехать к местам прежнего жительства – [я] им никаких препятствий не чинил. Показание мне прочитано и с моих слов записано правильно, в чем и подписываюсь. Подпись: П[етр] Полянский ЦА ФСБ РФ. Д. Н–3677. Т. 4. Л. 124. Подлинник. Рукопись. 15. Постановление о соединении следственных дел под одним номером 30 января 1926г. Января «30» дня 1926 года, я, Уполномоченный 6-го отделения СООГПУ Казанский А. В., рассмотрев следственное производство по делам: 36033 на ПОЛЯНСКОГО Петра Федоровича, 35368 на АНДРОНОВА Владимира Васильевича, 35315 на ВИНОГРАДОВА Константина Александровича, 35318 на КРУТЕНЯ Дмитрия Антоновича (Серафима), 35926 на ПОПОВА Ивана Сергеевича, 35102 на ТИТОВА Прокопия Семеновича, 35104 на УДАЛОВА Ивана Ивановича (Иосафа), 35316 на ПОЛЯНСКОГО Александра Алексеевича (Амвросия), 35175 на ДЕГТЯРЕНКО Николая Федоровича (Никона), 35335 на САМАРИНА Александра Дмитриевича, 35301 на ЧЕЛИЩЕВА Федора Алексеевича, 35103 на СТЕПАНОВА Алексея Ивановича (Гурия), 35295 на ПЕРОВА Анатолия Павловича, 35664 на ПАЕВСКОГО Михаила Львовича (Мельхиседека), 35663 на АЛЕКСАНДРОВА Серафима, 35321 на МЕЩЕРСКОГО Ивана Сергеевича, 35298 на РЯШЕНЦЕВА Николая Степановича (Германа), 35666 на ШИПКОВА Петра Алексеевича, 35324 на ДАНИЛКИНА Сергея Павловича, 35300 на ШИК Михаила Владимировича, 32917 на ЦЕДРИКА Дмитрия Дмитриевича (Дамаскина), 32892 – ШАРАПОВА Константина Ивановича (еп[ископа] ТИХОНА), 35329 на БРЯНСКИХ Петра Арсеньевича (Парфения), 35330 на КЕДРОВА Петра Петровича (Пахомия), 35665 на ТАЛЫЗИНУ Ольгу Анатольевну, 35297 на СИДОРОВА Сергея Алексеевича, 35338 на ИСТОМИНА Петра Владимировича, 36009 на ПАШКЕВИЧ Константина Михайловича, 35332 на СЕМЕНЯКО Николая. НАШЕЛ, что вследствие причастности всех перечисленных лиц к одному делу, для удобства следствия необходимо объединить под одним номером, а посему полагаю:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

От вчерашнего мясоядения и пресыщения, от спанья днем всю ночь проворочался с боку на бок от излишества материала питательного, а впрочем, и от малого движения, а может быть, и от воздуха, не совсем чистого в комнате, не освеженного достаточно, – но более от мяса. 13 апреля Воскресенье. Раннюю обедню служил с трудом душевным и телесным от вчерашнего пресыщения, а впрочем, довольно плавно; причастился с умилением, в мир душевных сил; служил молебен спокойно на брандвахте 68 с отцом диаконом Петром Софроновым; потом на бирже в рыбном ряду у хлебника; соборовал спокойно и с чувством тещу Сидорова Николая Григорьевича Марфу Филиповну; потом служил молебен у Толузакова Александра Васильевича и Анны Николаевны (и у Маковы Алексеев.); затем крестил в доме Краузе; пришедши домой, крайне расстроился, услышав целый нужник в своем кабинете и в своей спальне, особенно когда жена, вместо того чтобы успокоить меня ласковою речью, начала говорить дерзко, заносчиво; за исступление ее и дерзость я вырвал у ней серьгу из одного уха, а она еще хуже стала орать и беситься и даже плакать. Боже мой! Из-за пустяков сколько смятения, нестроения, вражды! Мне надо было стерпеть хотя и в сотый раз этот беспорядок и непослушание и грубость жены, а жене не надо было мне говорить грубости, при всегдашнем ее непослушании, которое давно меня обижает. Господи! Обоюдно мы согрешили, но с женой моей, забывшей Тебя и храм Твой и не участвующей в Таинствах Церкви, – мне жить в мире трудно, ибо она – диавол есть. Господи, смири ее! Научи ее послушанию. А я из-за зловония никогда не должен выходить из себя. Очень сладкое варенье не надо есть: от сладкого варенья сильнее раздражение, например, при дурном запахе в комнате. Зловоние прошло, а неприязнь в сердце из-за ней осталась и, может быть, надолго оставит следы. Лучше же было стерпеть зловоние и не делать ссоры, никому ничего не говорить, а сделать всё тихо, и вообще, к плоти пристрастия не иметь, а держаться мира. Господи, благодарю Тебя за смирение и незлопамятство жены моей после вражды и ссоры со мною; благодарю за случай третьего дня (ранее сего) и за случай сегодня, ибо скоро, по благодати Твоей, угасает злоба ее; да погаснет совершенно и моя – а мимошедшее прости и не помяни, Господи, и запни и посрами запнувшего нас. 13 апреля. Воскресенье. О Иосифе благообразном и мироносицах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бояркино. Церковь Спаса Преображения (утраченная). /// Объект утрачен Первое упоминание о Преображенском храме в селе Бояркино относится к 1578 году. В Писцовой книге Коломенского уезда за 1577-1578 годы, в описи Большого Микулинского стана есть следующая запись: " ... с. Бояркино, вверх рчк. Коломенки, а в нем церковь Преображенья Спасова, древена, клецки: пашни церковные сер. земли 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по дуброве 15 коп... " . В то время Бояркинский приход находился в составе Коломенской и Каширской епархии. 4 апреля 1762 года тщанием премьер-майора Алексея Лаврентьевича Барыкова храм был исправлен и перестроен. Тогда же впервые упоминаются приделы пророка Илии и великомученика Георгия Победоносца, которые по причине неготовности в них иконостасов оставались неосвященными. В 1774 году тщанием и рачением местных прихожан в селе был построен новый деревянный трехпрестольный храм: центральный - в честь Преображения Господня, правый - во имя пророка Илии, левый - во имя великомученика Георгия Победоносца. Новая церковь была внушительных размеров: длина её, вместе с колокольней, составляла 19 сажень (40,5384 метров), ширина - 7 сажень 2 аршина (16,3576 метров), высота " до верха карниза " - 5 сажень (10,668 метров). Трехъярусная колокольня высотой " до верха карниза " 12 сажень (25,6032 метров). Верх храма украшали три главы - одна большая и две малых. Снаружи церковь была обшита тесом и частью железом, и окрашена масляной краской. Внутри храм был оштукатурен и, в законченном своем виде имел три иконостаса: главный - высотой 5 сажень (10,668 метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров), и два боковых (придельных) иконостаса высотой 11/2 сажени (3,2004 метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров). В 1825-1828 годах храм был перекрашен и перекрыт, старая колокольня разобрана, а колокола подвешены на столбах возле храма. В 1836 году была построена новая деревянная колокольня. В ноябре 1881 года началось строительство каменного храма с колокольней, в память императора Александра II. Храм был построен 8 ноября 1886 году усердием прихожан - крестьян деревни Холмы: Семена Исидоровича Сидорова, Тимофея Никифоровича Крюкова, Ивана Васильевича Комиссарова и сельца Большого Уварова Илариона Алексеевича Сумарокова. В том же году нововозведенный храм с приделами того же наименования был освящен викарным епископом Дмитровским Мисаилом (Крыловым).

http://sobory.ru/article/?object=56276

Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в с. Папортка. Фотография. 2011 г. Интерьер церкви в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского мон-ря в с. Папортка. Фотография. 2011 г. В 1857 г. в Казанском приходе числилось 1722 чел. Указом Синода в сент. 1876 г. при церкви было открыто земское училище. В 1890-1916 г. настоятелем был свящ. Евгений Васильевич Знаменский. После 1917 г. Казанский храм не был разорен: сохранились 5-ярусный позолоченный иконостас, почти все росписи и несколько икон XIX в. Ок. 1930 г. богослужения были прекращены, помещение церкви переоборудовано под зернохранилище. Псаломщик Петр Федорович Виноградов был расстрелян, вероятно в янв. 1930 г. В нояб. 1941 г. Папоротка была захвачена нем. войсками, 15 дек. освобождена, но храм в период Великой Отечественной войны не пострадал, и 27 мая 1946 г. в нем возобновились богослужения. По решению Тульского облисполкома от 9 апр. 1969 г. здание церкви было поставлено на гос. охрану, на фасаде зап. притвора прикреплена доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». В 50-60-е гг. XX в. настоятелями были священники Сергей Александрович Пересветов, Петр Иванович Карасёв, Николай Иванович Бойко, Порфирий Николаевич Доброхотов, Александр Тихонович Козачинский, В. М. Желудков, в 1972-1990 гг.- Емельян Климентьевич Полищук. По преданию, возникновение мон-ря в с. Папоротка предсказал старец схиархим. Иринарх (Попов Степан Сергеевич; 1871-1950), который после возвращения из ссылки в Северном крае и Казахстане проживал в соседнем с. Левинка (ГАТО. Ф. 3. Оп. 8. Д. 2746. Л. 21; УФСБ по Архангельской обл. Д. П-11397). В 2001 г. могилу старца Иринарха близ левинского храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 90-х гг. XX в. при Казанском храме сложилась монашеская община, к-рой руководил настоятель (1998-2001) прот. Иоанн Титов. 21 июля 2001 г., в день престольного праздника, 12 сестер Щегловского тульского мон-ря во главе с игум. Игнатией (Сидоровой) были переведены в с. Папоротка, где образовалась новая жен. обитель. Ее духовником стал прот. И. Титов, принявший монашеский постриг с именем Кирилл (возведен в сан игумена). 14 янв. 2002 г. Тульской епархией РПЦ утвержден устав мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1319844.html

Поп Василий избегнул за то преследования (см. то же дело). «Греческий Златоструй», раскольническая рукопись. В ней так называются казаки-старообрядцы. В этой статье, между прочим, идет речь о нашествии Наполеона в 1812 году и говорится, что Бог даровал победу именно «небреемой рати, Христовым стрельцам». Подложные указы о свободе раскольнического богослужения стали появляться между старообрядцами с 1835 г, и Авфоний Кузьмич Кочуев едва ли не был основателем этого рода литературы. «Графская лесная биржа» находится в Петербурге, на левом берегу Невы, близ Смольного монастыря. Она называется и «Громовскою», но более известна под прежним названием «Графской». Другая «Громовская биржа», или «Громовский лесной двор», находилась у Чернышева моста, между Фонтанкой и переулками Чернышевым и Щербаковым. В сектаторской переписке ои известен был под именем Боровкова и Каретника. Жил близ съезжего дома Каретной части, на Невском проспекте. Умер в 1840 году. «Следственное дело об Авфонии Кочуеве». [«Письмо из Белокриницкаго монастыря от Геронтия и Павла к Алексею Васильевичу Великодворскому», 20-го июля 1840 г.] [Мы имеем под руками список епитимий, наложенных беспоповскими наставниками Преображенского кладбища в начале сороковых годов на более значительных членов-прихожан Федосеевского Преображенского кладбища и Покровской моленной поженившихся. Сотнями и тысячами поклонов они должны были заглаживать посещение клубов, собраний, театра и маскарадов, ношение модного платья, курение сигар; а одна молодая женщина, принадлежавшая к богатому дому, за верховую езду должна была долгое время очищать себя земными поклонами. Вот извлечение из «Обличения грехов», составленного отцами Преображенского кладбища в 1846 г.: «Евстафий Петрович Бн и жена его Александра Сидоровна принадлежат к Покровской моленной поженившихся. Уличения согрешений: езда верхом на седлах немецких, сидение Александры Сидоровны на лошади боком с сигарой, в мужской шляпе, в платье с сатанинским хвостом (амазонка). Езда обоих супругов на конныя ристалища в сопровождении наемнаго наставника конной езды, гаерски одетаго (берейтор).

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Иванович Ситников (1850 - 11.07.1918, с. Катайское Камышловского у. Пермской губ. (ныне г. Катайск Курганской обл.), сщмч. (пам. 28 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диакон ц. свт. Николая в с. Далматове Шадринского у. Пермской губ (ныне г. Далматово Курганской обл.). Накануне наступления Белой армии отступавшие красноармейцы захватили клириков Никольской ц.: сщмч. Владимира Михайловича Сергеева и сщмч. Александра Васильевича Сидорова ; и расстреляли. На следующий день был арестован и убит диакон Василий Ситников. Погибшие причтены к Собору новомучеников и исповедников Российских постановлением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Арх.: ГАООСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 46693. Т. 2. Л. 106. Ист.: Изв. Екатеринбургской Церкви. 1918. 15 (1-15 сент.). Лит.: Осинцев Л. Далматовская Голгофа//Исеть. Шадринск, 1993. 7 сент. 110; Лавринов В. , прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001; 10 февраля - Собор новомучеников и исповедников Российских//Правосл. газета. Екатеринбург, 2002. 4 (181); Священномученики и мученики Камышловского и Шадринского уездов//Там же. 32. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСИЙ Иосифович Сенкевич (1875 - 1937), диак., сщмч. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Александрович Семёнов (1900 - после 1931), диак., сщмч. (пам. 10 нояб., Собор Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Воскресенский († 7.10.1918), диак., сщмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН Ксенофонтович Владимирский (1892-1937), диак. сщмч., (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР Петрович Двинский (1858 - 1918), диак., сщмч. (пам. 31 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150605.html

На основе анализа орнаментики невеженских изданий высказывались предположения о причастности Н. к деятельности анонимной типографии ( Сидоров. 1951. С. 132-133) и о его работе в книгописной мастерской, занимавшейся иллюстрированием Лицевого летописного свода (Там же. С. 129, 131-132). Исходя из общепринятого представления об идентичности Невежи Тимофеева и Н., книгоиздательская деятельность Н. проходила в 3 типографиях, с 1568 по 1602 г. им было выпущено 13 изданий. Первая типография была организована Н. в Москве совместно с Н. Тарасиевым в 1567-1568 гг., т. е. через 2 года после отъезда Фёдорова и Мстиславца в Литовское великое княжество . Поскольку в послесловии к 1-му изданию этой типографии, Псалтири 1568 г., имя Н. занимает 2-е место, а Тарасиев назван первым, можно предположить, что эту типографию возглавлял именно Тарасиев. В Псалтири 1568 г. прослеживаются черты, характерные для изданий Фёдорова: шрифт тождествен фёдоровскому, заставки также подражают работам первопечатника, хотя и оттиснуты с новых досок. По одной из гипотез, московская типография Н. и Тарасиева сгорела во время пожара 1571 г. ( Тихомиров. 1959. С. 40; Сазонова. 1988. С. 40-42). Эту т. зр. разделяют не все ученые. Тождественность шрифтов всех последующих изданий Н. со шрифтом Псалтири 1568 г., а также использование в них клише ее инициалов и ряда элементов ее декора свидетельствуют о том, что типографский материал не был уничтожен огнем ( Зёрнова. 1952. С. 14-15, 22; Каменева. 1967. С. 137, 140-141; Починская. 2012. С. 114). Книгоиздательская деятельность Н. была возобновлена во 2-й пол. 70-х гг. XVI в., когда «Андроник Тимофеев сын Невежа» возглавил новую типографию, к-рая, согласно общепринятому мнению, была создана по распоряжению царя Иоанна IV Васильевича Грозного в его резиденции - Александровой слободе (ныне г. Александров Владимирской обл.). Высказывались также не получившие подтверждения гипотезы о том, что «новый град Слобода», названный в послесловии как место издания Псалтири (2 июня 1576 - 31 янв. 1577), был расположен в Москве ( Снегирёв. 1835. С. 168-174; Ундольский. 1871. С. 14) или в Ивангороде на р. Свияге (ныне с. Свияжск Зеленодольского р-на Республики Татарстан) ( Григорьев. 2001).

http://pravenc.ru/text/2564808.html

177 Семенов Константин Васильевич; (1892 – ?). Окончил С.-Петербургскую ДС (1914). 17 сентября 1914 назначен священником с. Сари Новоладожского уезда. Протоиерей. Настоятель Греческой церкви вмч. Димитрия Солунского на Лиговском пр. Арестован 18 января 1934 в Ленинграде. Приговорен к 3 годам концлагерей. 211, 280,352, 358, 367 Семенов Михаил Александрович; (ок.1885 – ?). Окончил Михайловское артиллерийское училище. С 1905 – подпоручик Выборгской крепостной артиллерии, 1908 – поручик, с 1909 – ктитор гарнизонной Петропавловской церкви. С 16 сентября 1911 – штатный священник учебного судна «Двина», 1 февраля 1912 переведен на судно «Верный», но 28 февраля 1912 оставлен на судне «Двина», с 18 августа 1912 – священник 5-го Финляндского стрелкового батальона, священник церкви Спиридона Тримифунтского лейб-гвардии Финляндского полка. 280 Семенов Сергей Дмитриевич. Окончил Екатеринбургскую гимназию, в 1915 поступил в Казанскую ДА. 181 Серафим Саровский (Мошнин Прохор Сидоров), прп.; (1759 – 2 января 1833) 231 Серафим (Александров Димитрий Александрович); (19 октября 1867 – 2 декабря 1937). Окончил Саратовскую ДС. С сентября 1889 – помощник Саратовского епархиального миссионера. В 1890 рукоположен во диакона, в 1891 году – во священника. В 1894 – Самарский епархиальный миссионер. С марта 1909 – священник Витебской Рынково-Воскресенской церкви Полоцкой епархии. С 1910 – противораскольнический миссионер Оренбургской епархии. С 14 декабря 1914 – епископ Кустанайский, викарий Оренбургской епархии, с 24 марта 1916 – Челябинский. С 19 марта 1918 – епископ Полоцкий и Витебский, с 1919 – Тверской и Кашинский, с 1922 – архиепископ. В апреле 1922 арестован в Москве по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей», позднее освобожден. С 24 марта 1924 – митрополит. В декабре 1925 арестован, освобожден под подписку о невыезде. С ноября 1926 – в ссылке. С 18 мая 1927 – постоянный член временного Патриаршего Священного Синода. С 15 июня 1928 – митрополит Саратовский, с 11 августа 1933 – Казанский и Свияжский. 26 декабря 1934 награжден правом преднесения креста за богослужением. 15 ноября 1936 уволен на покой. Арестован и расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возникновение церковной письменности» увидела свет в 1996 году, на русском языке имелось очень немного пособий для преподающих и изучающих патрологию в Духовных школах. Известный труд архиепископа Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об отцах Церкви», переизданный в 1996 году, по широте охвата являлся, конечно, незаменимым, но разделы, посвященные отдельным отцам Церкви и церковным писателям, были, в силу именно такой широты, слишком краткими, а кроме того, этот труд в ряде моментов значительно устарел, хотя сам подход патриарха русской патрологической школы определил многие существенные черты нашей патрологической науки. Среди патрологических трудов русской эмиграции замечательным «приуготовлением» к пониманию святоотеческого наследия была книга покойного протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Введение в святоотеческое богословие», но она, как показывает само название, представляла собой лишь введение и не предполагала детальную трактовку предмета. Незаменимыми являлись (и являются до сих пор) очерки отца Георгия Флоровского «Восточные отцы Церкви», но они были написаны в жанре «богословских эссе», хотя ярких и талантливых, но не очень пригодных для учебных целей. Начиная с середины 90-х годов количество изданных такого рода трудов и учебных пособий значительно приумножилось. В 1996 году вышла книга архимандрита Киприана (Керна) «Патрология. I», а чуть ранее (в 1995 г.) его же очерк «Золотой век Свято-Отеческой письменности», представляющие собой запись его лекций в Свято-Сергиевском Богословском институте в Париже. С этими книгами покойного архимандрита сближается по своему характеру и работа профессора Московской Духовной Академии Ивана Васильевича Попова (мученика Иоанна) «Патрология. Краткий курс» (M., 2003). Наиболее полным и фундаментальным в плане разработки святоотеческого богословия является «Полный корпус лекций по патрологии» братьев Николая Ивановича и Александра Ивановича Сагарда (преподававших в Санкт-Петербургской Духовной Академии), увидевший свет в 2004 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

7 См. предисловие Н. Барсукова к изданию: Письма Филарета впоследствии Архиепископа Черниговского и Нежинского к Н.Н. Шереметьевой. 1835–1849 гг. Спб., 1900, с.4. 9 Достаточно подробный очерк истории теплых взаимоотношений и любви этих выдающихся русских ученых представлен в работе: Попов С. Указ. соч., с. 113–126 На нее мы в данном случае и опираемся. 10 По замечанию П. Постникова: «Напечатана почти вся переписка с Александром Васильевичем еп. Филарета. Она показывает, как помогал своему другу в его научных трудах Горский. Все письма наполнены просьбами поискать источников, сделать справки, написать, что знал Александр Васильевич по известному вопросу. У преосвященного исследователя под руками были записки Александра Васильевича, его лекции, особенно по русской церковной истории. В Лавру он отсылал на просмотр свои рукописные труды, с просьбой исправить их, – экземпляры печатных произведений, прося замечаний. Познакомившись с этой перепиской, невольно соглашаешься с теми, кто утверждает, что без содействия Александра Васильевича едва ли бы явились на свет такие труды преосвящ. Филарета, как „История Русской Церкви” и „Историческое учение об отцах Церкви”». Постников П. Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского//У Троицы в Академии. 1814–1914. Юбилейный сборник исторических материалов. Издание бывших воспитанников МДА. М.,1914, с. 323–324 19 Из «Семейных записок» протоиерея Димитрия Ивановича Кастальского. Академия. (1840–1844)//У Троицы в Академии, с. 96. 20 Цит. По предисловию к кн.: Письма Филарета впоследствии Архиепископа Черниговского и Нежинского к Н.Н. Шереметьевой, с.5. 23 Письма Филарета впоследствии Архиепископа Черниговского и Нежинского к Н.Н. Шереметьевой, с. 52. 25 Письма Филарета Архиепископа Черниговского. Из февральской книжки Русского Вестника. М.,1883, с.7. 26 У Троицы в Академии, с. 544. Ср. наблюдение И. Листовского: «Самая борьба беспомощного, одинокого Филарета с врагами Православия дает понять, что обрусение края не входило в планы и систему правительства, что на пробуждение в латышах стремления к Православию смотрели только с одной церковной стороны и как на мимолетнее явление. Делая некоторые уступки Церкви, заботились лишь о том, чтобы не было большого беспокойства и шума. Вот почему так легко переводились из Риги архиереи, которые не думали о своем положении и заботились только о Церкви» (с.151).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010