И.В. Попов был известен своими либеральными взглядами, в 1903–1906 гг. редактировал журнал МДА «Богословский вестник» (при нем это издание приобрело значительную популярность, хотя редактор подвергся критике со стороны консервативно настроенных православных деятелей); был членом Поместного собора 1917–1918 гг. от Московской духовной академии. Жизнь его, как и многих отечественных богословов рубежа вв., закончилась трагически: он был расстрелян по приговору «тройки» УНКВД Красноярского края в 1938 г. Определением Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. Иоанн Попов был причислен к лику святых как новомученик. Перу И.В. Попова принадлежат работы, посвященные жизни, творчеству и богословию латинских ( Тертуллиана , Илария Пиктавийского , Августина) и греческих ( Афанасия Александрийского , Амфилохия Иконийского , Макария Египетского и др.) отцов и учителей Церкви 1540 . Переиздание его патрологических трудов «Святые отцы II–IV вв.» и «Личность и учение блаженного Августина » 1541 фактически вернуло в научный оборот богатейший материал, систематизированный ученым. Предшественник И.В. Попова по кафедре патристики в Московской духовной академии (в 1872–1893 гг.) профессор протоиерей Александр Васильевич Мартынов (1856–1901) менее известен, хотя ряд его работ (магистерская диссертация «Учение святого Григория Нисского о природе человека», опубликованная в 1886 г., работы о нравственном учении Климента Александрийского , о Поликáрпе Смирнском) до сих пор не потерял значения. Ученик А.П. Лебедева , профессор Московской духовной академии по кафедре истории древней Церкви Анатолий Алексеевич Спасский (также Сотéрский; 1866–1916), помимо трудов об Иустине Философе и Аполлинарии Лаодикийском и ряда работ по древней и средневековой истории («Эллинизм и христианство: История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период христианской истории (150–254)» (1913); «Общедоступные лекции по истории западноевропейского Средневековья» (1910)), составил в качестве докторской диссертации «Историю догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени)» 1542 – фундаментальное исследование, в зависимости от достижений которого находились многие специалисты, последовавшие проф. Спасскому в изучении трудов отцов и учителей Церкви I–VIII вв. Среди них можно назвать Л.П. Карсавина (Монашество в средние века. СПб., 1912; переизд.: M., 1992; Святые отцы и учители Церкви. M., 1927; последнее переизд.: M., 1994), М.Э. Поснова (в упоминавшемся общем курсе церковной истории) в изложении патрологических проблем I–III вв., о. Флоровского – касательно проблем IV в., для некоторых периодов – о. Мейендорфа и А.И. Сидорова .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6) Риза парчи золотой с травами разных шелков, богато украшенная жемчугом и камнями. На ней двенадцать серебряно-позолоченных плащиков, украшенных жемчугом, со следующею на них надписью: «лета 7183 (1675) года, месяца Марта в 1-й день, дал сия ризы бархатные золотые и оплечия низанные стольник Семён Алексеевич Лихарев по себе вкладу Псковского Печерского монастыря в дом Пречистыя Богородицы». Эта риза, по примерной оценке, 1818 года, стоит 20000 руб. ассигнациями. 7) Два коврика под чудотворныя иконы Божией Матери, пожертвованные в 1859 году, Её Императорским Величеством, Благочестивейшею Государынею, Императрицею Мариею Александровною. 8) Риза красного штофа. Оплечья вынизаны жемчугом и усыпаны разноцветными камнями значительной величины. Оценена в 28 тыс. руб. асс. 9) Риза серебряной парчи с шелковыми травами, ещё богаче украшенная жемчугом и камнями; оценена в 30 тыс. руб. асс. 10) Епитрахиль, по старинному глазету, вышита золотом, унизана жемчугом, украшена 6 золотыми большими зубчатыми пуговицами и множеством серебряных вставок; оценена в 30 тыс. руб. асс. 11) Стихарь красного, рытого, бархата, оплечья и концы рукавов вышиты золотом и унизаны жемчугом. II. Вещи, употребляемые в обыкновенном быту Столовые: 1) Двенадцать серебряных кубков, украшенных различными изображениями; в том числе один кубок и три братыни пожертвованы царём Феодором Иоанновичем. Весу во всех более полупуда. 2) Серебряный вызолоченный кубок, названный в надписи братыней, пожертвован дьяком Юрием Сидоровым. 3) Кубок кокосовый в серебряной оправе, с надписью на ней: «Князя Семена Никитича Гагарина». 4) Кружка, в виде русского жбана, большая серебряная, немецкой работы, с медалью и латинской надписью: «Deo dante nihil valet invidia; Deo non dante nihil valet labor (когда Бог даёт, зависть ничего не значит; если Бог не даёт, то и труд напрасен), Anno 1687». Весу в ней более 5 ф. Дар Шведского короля Густава Адольфа. 5) Ковш серебряный большой, с изображением драконов и с надписью жертвователя – Царя Иоанна Васильевича IV «в 34 лето царства его».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Балакирь – кувшин-горлан для молока Баланса, Балаксины : Баланса Степанович Плишкин-Фролов [см. Плишка] и Иван Васильевич Баланса Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], конец XV в.; Григорий Балаксин, новгородский ямщик, 1602 г. [см. Крюк] Балака, балакарь – болтун (Даль) Балакша ( Балахша ) Василий, 1475 г., Новгород Балакшин Аким, крестьянин, 1564 г., Олонец; Дмитрий и Богдан Григорьевичи Балакшины, 1568 г., Ярославль; Дмитрий, городовой приказчик, 1569 г. [Ср. Байкашин, Болкашины] Баламут, Баламыт и Балымат : Иван Антонович Балымат Новосильцев [см. Новосилец], середина XV в.; Баламутова Ирина с сыном Васюком, 1495 г., Волок Ламский; кн. Лев Дмитриевич Балымат Ростовский, начало XVI в. Баламут – шутник, проказник Баланда, Баландины : Иван Тимофеевич Баланда (род Морозовых [см. Мороз], Вешняковых [см. Вешняк]), судья вел. кн., 1492 г., Переяславль; от его сына Александра Вешняка пошла фамилия Вешняковых; Федор Григорьевич Баланда Совин [см. Сова], убит в 1549 г. под Казанью; Алексей Семенович Баландин, 1568 г., Ярославль Баланда – 1) бездельник, шатун, 2) ботва, ботвинья (Даль) Ср. в Саратовской губ. большое селение Баланда Балахна , кузнец, 1564 г., Новгород Балахна – 1) единица меры дров, 2) мешковатая одежда (балахон), 3) разиня, 4) небрежно расстегну тая одежда и открытые по небрежности ворота (Даль) Ср. селение на Волге Балахонкин Михалка [ср. Михалков], бортник, 1608 г., Нижний Новгород Балахша см. Балакша Балаш, Балашовы : Семен Балаш, крестьянин, 1498 г., Новгород; Терех Балашов, там же Ср. город Балашов в Саратовской губ. [Ср. Болаш] Балашка Петр Григорьевич Волынский [см. Волынский], вторая половина XVI в. Балбач Федор, крестьянин, 1564 г., Олонец Болбостать – бормотать (Даль) Балда Кондрат, крестьянин, 1564 г., Олонец [см. Тевяш] Балда – 1) дубина с комлевым набалдашником, 2) дурак, тупица Балкашины см. Болкашины Балобии Михаил, крестьянин, 1628 г., Белев Баловнев Михаил (иногда – Баловень), казачий атаман, 1615 г. Балуй Фома Скрипицын [см. Скрипица], землевладелец, вторая половина XV в., Переяславский уезд; его сыновья – Балуевы-Скрипицыны [см. Услюм] Балым Иван Сидоров, крестьянин, 1624 г., Курмыш

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Том I • Том II • Том III • Том IV Лекции по истории древней церкви. История церкви в период Вселенских Соборов Четвертый том собрания церковно-исторических трудов В. В. Болотова содержит первые два раздела третьей части «Лекций по истории древней церкви». В этих разделах излагается история взаимоотношений Церкви и государства и дается очерк церковного строя в IV–IX вв. Кроме того, впервые публикуются фрагменты лекций В. В. Болотова о монашестве. Редакционная коллегия А. И. Сидоров (председатель), Е. А. Карманов, В. П. Лега , А. В. Храпов Издание подготовил А. В. Храпов Содержание История церкви в период вселенских соборов Отдел первый. Церковь и государство I. Обращение в христианство Константина Великого II. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и христианской церкви при установлении отношений между церковью и государством III. История отношении между церковью и государством со времени Константина Великого 1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей 2. Языческая реакция при Юлиане Отступнике 3. Религиозная политика императоров после Юлиана IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли V. Права и привилегии церкви в христианском государстве 1. Имущественные права 2. Свобода от податей и повинностей (иммунитет) 3. Судебные привилегии 4. Право ходатайства и право убежища 5. Прочие менее важные законы в пользу церкви Отдел второй. Церковный строй I. Клир и иерархия 1. Условия вступления в клир 2. Увеличение клира и новые церковные должности 3. Диаконы и пресвитеры 4. Епископы Приложение Избрание патриарха у сиро-персидских несториан и у коптов Избрание папы в римско-католической церкви II. Формы церковного союза Парикия, управляемая епископом, и образование приходов в позднейшем смысле Митрополии Экзархаты Патриархаты а) Константинопольский патриархат б) Александрийский патриархат в) Антиохийский и иерусалимский патриархаты г) Патриархат Justinianae Primae д) Римский патриархат и развитие папства Римский епископ как патриарх запада Притязания римского епископа на главенство в церкви вселенской: римский епископ как папа Соборы Перемены в форме церковного союза Приложение: Заметки по истории раннего монашества (фрагменты лекций) Происхождение монашества  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

687 См.: Histoire de l’Église depuis les origines jusqu’à nos jours. T. 4. De la mort de Théodose à l’élection de Grégoire le Grand. Paris, 1937. P. 453–454. 689 Причем для этих монофизитствующих монахов было характерно «вульгарное северианство», которое, «признавая авторитет Севира, не разбиралось в тонкостях его богословия» (Там же. С. 21). 692 Военный отряд нужен был св. Ефрему скорее в нуждах самообороны, чем грубого нападения, учитывая нравы того времени. Известно, например, что александрийский православный патриарх Протерий был растерзан толпой сторонников монофизитства в 457 году, устроившей ему «суд Линча». См.: Frend W.H.C. Op. cit. P. 155. 694 В. Френд по данному поводу несколько саркастически замечает: «Теперь халкидонитская Антиохия доминировала над Александрией». См.: Freud W.H.C. Op. cit. P. 277. Ю. Кулаковский относит это событие к более позднему периоду – к 543 году. См.: Кулаковский Ю.А. Указ. соч. С. 204. 695 См.: Perrone L. La Chiesa di Palestina e le controversie cristologiche. Dal concilio di Efeso (431) al secondo concilio di Constantinopoli (553). Brescia, 1980. P. 207. 700 Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. С. 389. Наш выдающийся историк в подобном суждении опирается, скорее всего, на Факунда Гермианского, согласно которому «Ефрем, епископ Антиохийский, не хотел сначала подписать эдикт, когда того потребовали от него; а потом, когда ему угрозили лишением кафедры, уступил требованию» (Доброклонский А. Сочинение Факунда, епископа Гермианского; В защиту трех глав (pro defensione trium capitulorum). Историко-критическое исследование из эпохи V Вселенскаго Собора. М., 1880. С. 151). 703 Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4. С. 381382. Впрочем, св. Ефрема вряд ли можно назвать единственным удачным полемистом, ибо таковых, как указывалось выше, Православная Церковь в VI-VII веках выставила против монофизитов достаточно много. Зато другая характерная черта личности св. Ефрема подмечена Василием Васильевичем очень точно: «Когда он объезжал епархии, то некоторые монофизиты говорили, не настали ли уже времена антихриста. Он захватывал выдающихся монофизитов и заставлял их вести публичные прения с православными. Таким образом народ узнавал шаткость основ монофизитства» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Палевицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:1804. Год утраты:1939 Адрес: Республика Коми,Сыктывдинский район, с. Палевицы, ул. Сидорова, 28 Координаты: 61.993563, 50.368315 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Покровская церковь построена в 1804 г. Каменная. Престолы: во имя Покрова Пресвятой Богородицы; во имя свт. Николая Мирликийского Чудотворца; во имя вмч. Георгия Победоносца. Троицкая церковь, в деревянном исполнении кладбищенская, построена в 1885 году. Обе церкви были разрушены до основания. На месте каменной церкви находится памятник погибшим воинам во время Великой Отечественной войны, на месте кладбищенской Троицкой церкви - захоронения почившего местного населения. Хоть первый храм был построен в 1804 г., имеются сведения из архива общества потомков репрессированных священнослужителей Республики Коми о священнослужителях, начиная с 1797 г. Вероятно, первые богослужения совершались в часовнях, о датах постройки которых сведения не доступны. Часовни в деревнях: Даньдор, в честь Кирика и Улиты, разрушена до основания. В честь каких святых были построены часовни в деревнях Гавриловка, Ивановка, (Ервасьдор) ныне Тупицыно, Сотчем, Ысьник, не известно. Из данных деревень остались руины от часовни в д. Тупицыно, земельный участок и часовня находится на балансе государства, в остальных деревнях часовни разрушены до основания. Священники: 1797 (1807) - Тарабукин Исаакий Григорьевич, 1810 (1816) Чупров Иоанн Димитриевич, 1823 (1827) Шумков Петр Феодорович, 1835 (1845) Попов Иаков Георгиевич, 1846 (1869) Распутин Симеон Васильевич, 1867 (1902) Тюрнин Илия Георгиевич, 1912 (1917) Тюрнин Михаил Ильич. В приложении к мартирологу «Покаяние», выпуск 4 «Репрессированное православное духовенство и монашество Коми Края» «Сыктывкар, 2005» М.Б. Рогачева, упоминается еще один священник – Тюрнин Александр Ильич, иерей, уроженец с. Палевицы. «Родился 07.05.1875 г. в с. Палевицы Яренского у.

http://sobory.ru/article/?object=23035

Дерево от разобранного храма пошло на обжиг кирпича для новой церкви. Закладка фундамента каменного храма состоялась в начале лета 1780 года. К зиме 1782 года новая церковь была отстроена. Устное предание гласит, что строился храм по проекту, разработанному при участии самого Александра Васильевича. Разрешение на освящение придела во имя благоверного Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Суворов принял непосредственное участие в его открытии и отстоял всю первую Божественную Литургию. Полное освящение церкви во имя Василия Великого в селе Кистыш состоялось в 1793 году. В зрелые годы только в три лета, и то наездами, приезжал Суворов в Кистыш, в родовое своё, дедовское имение. И каждый раз приходил он в сельский храм. Брал обычно благословение у батюшки " пономарить " , петь на клиросе и читать " Апостол " . Часто просил разрешения молиться в алтаре, что очень любил. Говорят, молился он почти всегда слёзно, с истинным покаянием. Ходил по храму осторожно, мягкой поступью и всегда говорил шёпотом. После смерти А. В. Суворова село Кистыш перешло в наследство его любимой дочери Наталье ( " Суворочки " , как ласково прозвал её отец), а затем оно стало собственностью Владимирского губернатора, помещика Леонтьева. В 1903 году храм Василия Великого в селе Кистыш прихожане с батюшкой хотели расширить, т. к. церковь " очень тесна и не может вместить всех молящихся в дни праздников " . Однако Императорское московское археологическое общество отказало в утверждении проекта с формулировкой " Ввиду большого археологического интереса, представленного этой церковью " . В 30-х гг. прошлого века повсеместно закрывались и разорялись многие храмы в стране Советов. По рассказам старожилов, жительница села Кистыш Сидорочева Анна Васильевна специально ездила в Москву к Всесоюзному старосте М. И. Калинину с просьбой не закрывать церковь во имя Василия Великого в его родном селе, связанным с именем великого полководца. Но, увы, отстоять церковь не удалось. Всесоюзный староста при личной встрече намекнул, что его положение уже не позволяет ему как раньше влиять на ситуацию.

http://sobory.ru/article/?object=01421

5. Лебедев Валентин Владимирович, председатель Союза православных граждан 6. Кассин Олег Юрьевич, сопредседатель общественного движения «Народный собор» 7. Махотин Александр Анатольевич, гл. ред. сайта «Вера правая» 8. Николаев Виктор Николаевич, лауреат Патриаршей премии по литературе 9. Обрежа Вячеслав Васильевич, Московский общественный совет гражданского общества 10. Осипов Владимир Николаевич, Союз «Христианское возрождение» 11. Острецов Игорь Николаевич, д.т.н., профессор 12. Редкий Леонид Юрьевич, клуб «Центр» 13. Рябиченко Людмила Аркадьевна, председатель общественного движения «Семья, любовь, Отечество» 14. Семёнов Валентин Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России 15. Сергеев Владимир Сергеевич, общественная организация «Народная защита» 16. Сивков Константин Валентинович, военный специалист, д.военн.н. 17. Сидоров Вячеслав Алексеевич, председатель Народного клуба любителей русских басов 18. Соколов Константин Николаевич, эксперт по геополитике, член-корр. РАЕН 19. Степанов Анатолий Дмитриевич, главный редактор ИА «Русская народная линия», председатель международной общественной организации «Русское Собрание» 20. Филимонов Валерий Павлович, русский писатель-агиограф, публицист, специалист в области кибернетики и систем управления, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 10. История не нова. Ответ на 3., Николаев.: Правильно, совершенно верно. Зародить правильную мысль и донести ее. Пусть живет. 2) А пока ростовщики, банкиры и олигархи готовят престол антихристу, и, соответственно, нам фашистский концлагерь, фашистскую диктатуру. Будет холокост народов, а потом новый Нюрнбергский процесс. История не нова, и ничего нового под луной. 3) Но, может быть, в этот раз образумятся раньше? Может быть, в этот раз колесо остановят на этапе фарса? Трагедия-то уже была.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/29/os...

В 1906 г. община Покровской церкви выступила одной из основателей Полтавского епархиального древлехранилища, передав в его коллекции полотняный «расшитый крупным рисунком» подризник длиной 2 аршина и оловянную дарохранительницу в виде саркофага на трех ножках. В 1890 г.церковь имела дом для священника, 100 руб. капитала для причта, 0,25 дес. усадебной и 33 дес. ружной земли. На 1895 г., кроме упомянутого капитала для причта, имела 80 руб. церковного капитала, дом для священника. На 1902 г. имела церковную сторожку, 2 дома для причта, действовала церковная библиотека и церковная школа грамоты смешанного типа. На 1912 г. действовала одноклассная церковная школа. В октябре 1776 г. в церковном приходе значилось 50 дворов и 38 бездворных домов. В 1895 г. в приход входили Белики и 4 хутора, службу посещало 1532 души обоих полов. В 1902 г. в приход входили Белики и урочища Кустолово, Крутая Стенка, Крутой Яр, в которых насчитывалось 1748 душ прихожан обоего пола. На 1912 г. в приходе было 1893 души различных состояний с 7 Н. П. Покровская церковь была закрыта в нач. 1930 г., по другим данным – в 1932 г., после чего она была разобрана. Религиозная община возобновила деятельность в дек. 1941 г. в молитвенном доме. Зарегистрирована вновь 25.02.1946 г. за 281. Повторно - 19.11.1947 г. за 24. Из священников известны: Иоанн Андреевич Чмиховський (1890, 1895), Ананий Григорьевич Пащенко (1902), Андрей Александрович Черницкий (1912), Александр Александрович Петрушевский (1951-1952, 1953), Матвей Андреевич Устименко (1950, 1952-1953), Андрей Илляшевич (1957); из диаконов: Леонид Петрович Кириев (1902); из псаломщиков: Петр Дмитриевич Орловский (1890), Виктор Петрович Ващинський (1895), Яков Андреевич Подольский (1912); из пономарей: Ефим Васильевич Прокопович (внештатный 1902); из церковных старост: казак Федор Сидорович Зозуля (1902), казак Прокофий Андреевич Коба (1912), Касьяненко (1944). Источники: ДАПО. - Ф. Р-4085. – Гоп. 16. - Спр. 103; Трипольский в. Полтавское епархиальное древлехранилище: Указ. с описанием выдающихся письменных и вещественных памятников церковной старины Полтавской епархии. - Полтава: Электричество. типогр. Г. И. Маркевича, 1908. - с. 55, 107; частный архив В. О. Мокляка; частный архив В. О. Павленко.

http://sobory.ru/article/?object=53504

«Церковная революция» в Сибири между тем «углубилась»; количество женатых епископов все увеличивалось. 28 октября 1922 г. был рукоположен во епископа Красноярского женатый протоиерей Александр Васильевич Адвентов (Александр Сидоровский остался в том же городе с титулом архиепископ Енисейский). 15 ноября 1922 года был рукоположен во епископа Змеиногородско-го (томского викария) женатый протоиерей из Преображенской церкви Москвы Макарий Павлович Торопов. За ними последовал Василий Дмитриевич Виноградов, епископ Щегловский, Петр Андреевич Сысоев, епископ Омский и Тюкалинский Сергей Павлович Дмитриевский , епископ Томский, и много, много других. Среди новых архиереев попадались изредка достойные люди (к числу таких принадлежал, например, Макарий Торопов – скромный, искренний, религиозный человек – впоследствии ленинградский викарий); большинство же (карьеристы и авантюристы) были представителями подонков сибирского духовенства. «Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры прямо из пьяных дьячков», – констатировал епископ Антонин Грановский. Народ, пораженный зрелищем морального разложения, разъедавшего духовенство, толпами покидал церковь , а новые епископы упивались своими «победами». Со «смелостью», достойной лучшего применения, Петр Блинов громил беззащитного, уже полгода как арестованного, патриарха Тихона. «Мы определенно рассматриваем действия б.патриарха Тихона, как имеющие исключительно контрреволюционные, монархические задачи, -разливался он соловьем перед корреспондентами. – Гнусность их усугубляется тем, что они прикрываются флагом верности православной церкви. Противодействие Тихона изъятию церковных ценностей является результатом влияния контрреволюционных настроений архиереев и монахов, связанных тесными узами с помещиками, капиталистами и княжескими родами. Тихон сам является источником и вдохновителем контрреволюционных выступлений, и советская власть поступила правильно, посадив его на скамью подсудимых». (Безбожник, 1922, 7 марта,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010