I. Вавилон и Ассирия §20. Источники для изучения религии вавилонян и ассириян; процесс ее развития Обширная плодородная страна, расположенная между реками Тигром и Евфратом, известна под общим именем Месопотамия или Междуречия. Здесь, в нижнем течении названных рек, в древности существовали два государства, игравшие очень видную роль в истории, это именно – вавилонское или халдейское к югу, ближе к персидскому заливу, и ассирийское к северу. С этих древних народов мы и начинаем обзор национальных религий древнего мира, руководясь тем соображением, что может быть здесь, в Вавилоне и Ассирии, нужно искать исходный пункт, откуда цивилизация распространилась и в другие страны. Считается весьма вероятным предположение, что Египет воспринял свою культуру именно из Месопотамии, чем и объясняются значительный черты сходства в обычаях и верованиях египтян и вавилонян; некоторые думают даже, что и сами египтяне не были аборигенами своей страны, а пришли на север Африки из азиатской области, лежавшей в бассейне рек Тигра и Евфрата. В связь с вавилонской религией ставят даже и китайскую, хотя здесь черты сходства более отдаленные. «Таким образом в Вавилонии мы имеем дело не с одной из трех отдельных религий, а с матерью двух других» (Мензис). Вавилон и Ассирия находятся в такой же зависимости от названных двух рек, как и Египет от Нила; при полном почти бездождии в летнее время эта страна представляла бы из себя голую пустыню, если бы Тигр в начале июня и Евфрат в июле не выходили из берегов и не орошали низменности на громадном пространстве. Так как разлив этих рек иногда достигал чрезмерной высоты, то жителям с давних пор приходилось прибегать к искусственным сооружениям, чтобы удержать напор разлившейся воды на населенный места; с другой стороны, нужда в орошении заставляла их проводить воду на поля путем канализации, благодаря чему они достигли замечательных успехов в земледелии, садоводстве и скотоводстве. Таким образом борьба с природой естественно привела трудолюбивых жителей Вавилонии и Ассирии на путь культурного развития. Очевидно, в связи с теми же природными условиями страны стояло раннее развитие астрономических наблюдений. Система мер и весов была доведена у вавилонян до такой точности, что она вошла во всеобщее употребление и у соседних народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

«А мои книги – они разве не про жизнь? Что же такого интересного, “просто про жизнь”, пишут популярные авторы?», – подумала я, и открыла взятую наугад книгу Александры Марининой. Произведение, состоящее из двух томов, и, по-видимому, еще незаконченное, называлось «Оборванные нити». Завершив чтение второго тома, я ощутила неприятное недоумение, сожаление и боль. Книга, действительно, просто о жизни. Но о какой жизни? Судите сами: молодой интересный человек, полный надежд, будущий врач, для которого профессиональная деятельность стоит на первом месте, с тяжелым характером, но, как отзывается о нем автор, «кристально честный» – иными словами, в целом, позитивный, встречается с симпатичной девушкой. Подруга Сергея забеременела, и он, как человек порядочный, сделал ей предложение. Но честным и порядочным Саблин был по-мирски, в понятии обывателя, а не по-Божески. Потому что добрый человек без Христа – это злой человек: незадолго до свадьбы, Саблин знакомится с «женщиной своей мечты», от которой не собирается отказываться никогда, ни при каких обстоятельствах. Саблин женится, рождается ребенок, но практически все свое время он проводит либо на работе, либо у любовницы, которая, к тому же, его коллега. Его любовница Ольга – ну просто, что называется, идеальная женщина: она и любящая, и независимая, и нетребовательная, и всепрощающая, и все понимающая, и богатая, и готовит прекрасно, и внешне интересная, и готова поехать за любимым на край света, что и происходит – они едут на Север. К тому же, она необыкновенно умна. Но про ее «ум» мы поговорим позднее. Итак, проходит жизнь Сергея, один год, два, пять, десять, проходит в работе, в борьбе за справедливость, в поисках правды… но какой «правды»? Автор книги, пусть подсознательно, но все-таки задумывается о Боге, потому что имя Бога в книге упоминается слишком часто. Упоминается, но всуе – про истинного Бога, Солнце Правды, в этой книге не вспоминает никто – Сергею важна лишь одна правда: поставить правильный диагноз. Зачем и для чего? А просто для того, чтобы доказать другим и себе самому, что он – настоящий профессионал, и еще потому, что покойники сами себя защитить не могут.

http://pravoslavie.ru/59778.html

«Алексей Константинович Толстой сказал: нельзя служить Богу на ежедневном языке. Пушкин написал стихотворение «Пророк». Посмотрите, оно просто изобилует церковно-славянской лексикой! А ведь он тогда не был в такой степени воцерковлен. А почему? Потому, что Пушкин – гений. Он нам подает подсказку: с Богом нужно разговаривать только на этом языке. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий создали этот язык. Знаете, чем он отличается от других? У этого языка нет языческих корней. Его создали святые. Он родился в чистой христианской купели». Диалекты уходят, акцент появляется… О процессах в современном языке Ирзабеков размышляет так: «Мы сегодня очень плохо говорим. Я любил бывать на севере, там всегда интересно разговаривали, такой удивительный диалект: «быват», «хватат». Я заходил в Архангельске в магазин и задавал какие-то вопросы девушкам-продавщицам, с одной только целью – послушать эту музыку северной речи. А вот недавно был на севере, хотел наслушаться – и не получилось! Сегодня, к сожалению, уходят диалекты. Молодежь сегодня разговаривает, как ди-джеи московских радиостанций, как американцы. Вы можете поехать на Дальний Восток, в Восточную Сибирь, на север, на юг – все то же. Никогда русская речь таковой не была! Если назвать одним словом – это холуйство. Самая, быть может, отвратительная форма холуйства, потому что касается величайшей после веры святыни – нашего великорусского языка». Человек – потому что… словесный? «Вот, мы – венец творения Божия, мы называем себя «человек». И я начал ко всем приставать: а что такое человек? И только благодаря Александру Шишкову, а позже игумену Пафнутию, протоиерею Георгию Дьяченко с его замечательным «Полным церковно-славянским словарем», я, наконец, понял. Лет 500–700 назад в наших землях не говорили «человек», а говорили «словек». А почему? А потому, что мы же единственные во всей Вселенной словесные существа! Кроме нас, больше никто не мыслит, не говорит словами. Мне приходилось видеть документальный фильм с мальчиком, уже юношей, который вырос среди волков в Индии. Он уже никогда не станет человеком. У него нет речи, и уже не будет.

http://azbyka.ru/deti/dusha-i-razum-jazy...

Глава 4. Рим в эпоху Пунических войн 1. Карфаген После победы над Пирром в Западном Средиземноморье осталось две державы, интересы которых соприкасались на юге Италии и на Сицилии – Рим и Карфаген. Такое соприкосновение, вначале мирное и даже дружественное, впоследствии неизбежным образом обернулось острой конкуренцией и привело к вооруженному конфликту. Карфаген был финикийской колонией. Несмотря на то что, как писал А. Тойнби, «Карфаген превзошел Тир по объему и качеству торговли, построив на этой экономической основе политическую империю, о которой материнский город и мечтать не мог» (Тойнби, цит. изд., с. 132), он сохранил почтительное отношение к метрополии – левантийскому Тиру, захваченному Александром Македонским после героической обороны и включенному впоследствии в царство Птолемея. Этноним «финикийцы» (phoenikes, от пурпурного, темно-красного цвета – так греки называли финиковую пальму из-за ее коричневого цвета и левантийцев ввиду их смуглой кожи) употреблялся тогда только эллинами, причем, вероятно, уже микенцами. Римляне трансформировали его ввиду особенностей латинской артикуляции в «пунийцы» (poeni). В результате историкам стало удобно терминологически различать финикийцев Леванта и финикийские колонии по берегам Средиземноморья от пунийского Карфагена и пунийских колоний, основанных выходцами из этого североафриканского государства, употребляя два разных варианта этнонима. Между тем сами финикийцы и пунийцы не только не отличали себя особыми наименованиями друг от друга, но, называясь хананеями, не выделяли себя в особый этнос из среды единоплеменников, обитавших на Святой Земле. Хананеи – в библейской генеалогии потомки Хама: «Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан» ( Быт 10, 6 ), территория которых была завоевана Египтом и оказалась в орбите его культурного влияния,– в языковом отношении принадлежат к семитам, чьей прародиной был Аравийский полуостров. В конце IV тысячелетия до Р.Х. началась интенсивная миграция семитоязычных племен на север – в Месопотамию, где около 2350 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Глава 9 1. Стремление Ханаанских царей и народов к соединению для борьбы с израильским народом. 3. Гаваонитяне посредством хитростей добиваются союза с ним. 16. Верность израильского народа данной клятве. 23. Осуждение гаваонитян на вечное рабство. Нав.9:1 .  Услышав сие, все цари [Аморрейские], которые за Иорданом, на горе и на равнине и по всему берегу великого моря, [и которые] близ Ливана, Хеттеи, Аморреи, [Гергесеи,] хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи, Нав.9:2 .  собрались вместе, дабы единодушно сразиться с Иисусом и Израилем. Нав.9:1–2 составляют общее введение к трем следущим главам ( Нав.9–11 ). В них намечается новое, начавшееся в то время в населении всей Ханаанской земли, движение – соединить свои силы для общей борьбы с израильским народом. Изображая всеобщность этого движения, библейский писатель указывает, как на сочувствовавших этому стремлению всех царей, владеющих важнейшими областями Западно-Иорданской страны (горами, долинами и берегом Средиземного моря до Ливана) и вместе с тем перечисляет жившие в ней сильнейшие племена, согласно с Нав.3:10 . Нав.9:3 .  Но жители Гаваона, услышав, что Иисус сделал с Иерихоном и Гаем, Нав.9:4 .  употребили хитрость: пошли, запаслись хлебом на дорогу и положили ветхие мешки на ослов своих и ветхие, изорванные и заплатанные мехи вина; К общему движению против израильтян не примкнули, однако, жители Гаваона. Гаваон, в настоящее время деревня Эль-Джиб, верстах в 7 на север от Иерусалима; во время Иисуса Навина он был большим городом, подобным столицам ханаанских царей ( Нав.10:2 ), хотя и не имел царя. Он находился на пути из среднего Ханаана к Средиземному морю по Вефоренскому спуску и стоял во главе союза из 4-х близлежащих городов. Жители его из племени евеев ( Нав.9:7,11:19 ) отличались храбростью ( Нав.10:2 ). Несмотря на значительную силу, какой располагал Гаваон, управлявшие им старейшины не присоединились к общему движению, а избрали другой способ для того, чтобы избежать участи, постигшей жителей Иерихона и Гая ( Нав.9:3 ). В том, что было известно им об израильтянах, о выходе их из Египта ( Нав.9:9 ), о победах над заиорданскими царями ( Нав.9:10 ) и завоевании Иерихона и Гая ( Нав.9:3 ), они, подобно Раави, увидели действие высшей силы исповедуемого израильтянами Бога, Который приводит в исполнение Свое решение отдать всю Ханаанскую землю этому народу ( Нав.9:24 ). Поэтому решились «и они», подобно израильтянам при завоевании Гая, употребить хитрость для сохранения своей жизни; это «и они» пред глаголом «употребили» ( Нав.9:4 ) выражено в еврейском тексте через «гам гемма», в греко-славянском словами κα γε ατο – «и сии», в русском оставлено без перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Заключительная борьба Вавилон и Персия При вступлении на египетский престол в 609 г. до н.э. Нехао 140 , сына Псамметиха I, ничто, по-видимому, не препятствовало ему восстановить египетскую империю в Азии. В то время как царство Псамметиха возвышалось, царство некогда могущественных ниневийских царей быстро клонилось к упадку. Оно никогда уже больше не смогло оправиться после страшного посещения скифских полчищ в царствование Псамметиха I, и, когда Вавилон заключил союз с царём возвышавшегося Мидийского царства Киаксаром, Ниневия не могла противостоять их совместному нападению. Её неминуемое падение предвидели западные народы, и еврей Наум, ясно предугадавший его, вдохновенно предрёк её разрушение. При вступлении на престол Нехао Ассирия находилась в таком упадке, что он немедленно приступил к осуществлению замыслов своего отца относительно восстановления империи в Азии. Он построил военный флот как на Средиземном море, так и на Красном, и в первый год своего царствования вторгся в землю филистимлян. Газа и Аскалон, оказавшие сопротивление, были взяты и наказаны (Иерем., 47:1,5), затем с огромной армией Нехао двинулся на север. В Иудее, освободившейся от ига ассирийцев, возобладала пророческая партия. Памятуя о своём чудесном избавлении от Синахериба около столетия назад, они и теперь вполне верили. что могут встретить египетскую армию с той же надеждой на избавление. На исторической равнине Мегиддо, где Египет около 900 лет назад впервые утвердил оружием своё владычество в Азии, юный Иосия опрометчиво напал на огромную армию Нехао. Его ничтожные силы были быстро рассеяны, и он сам, смертельно раненный, вернулся в Иерусалим, чтобы там умереть. Рассчитывая встретить со стороны Ассирии хотя бы некоторую попытку спасти свои западные владения, Нехао направился без потерь к Евфрату. Но конец Ассирии был слишком близок, чтобы у неё могло возникнуть хотя бы слабое поползновение остановить его наступление; фараон не встретил там никакой армии, однако, не чувствуя себя достаточно сильным, чтобы идти против Ниневии, он вернулся на юг, завоевав всю Сирию. Итак, за один раз он вернул Египту все древние завоевания эпохи империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Городок 27.11.2009 334 Время на чтение 4 минуты Уже двадцать лет мы говорим о России, которую потеряли. А есть ли страна, которую мы приобрели? Иногда кажется, что нет и вряд ли появится. Писатель Алексей Варламов, недавно вернувшийся из краснодарского Усть-Лабинска, думает иначе. В ноябре в Москве очень мрачно. Выпадет и растает снег, слякотно, туманы, дожди. Солнца нет и в помине. В такую погоду вспомнится вдруг лето или ранняя осень, и на душе становится легче. Лето я провел под Москвой, много работал, устал, а в начале сентября ненадолго поехал на юг. Я бываю там очень редко - чаще езжу на север, он ближе мне с его лесами, озерами, долгими закатами и белесыми ночами. Но в этом сентябре позвали на народный кинофестиваль " Земля отцов - моя земля " в город Усть-Лабинск, о существовании которого я прежде и не слышал. Есть в кубанской степи, в том месте, где горная река Лаба впадает в коричневую от глины Кубань, городок, основанный Александром Васильевичем Суворовым. От того времени осталась старинная крепость, откуда далеко видна степь и в хорошую погоду - цепь гор на горизонте. С тыльной стороны от крепости расходятся улицы с одноэтажными крепкими домами, садами и воротами, увитыми виноградом. На одной из этих улиц народный музей - дом, в котором жил скульптор, ветеран Великой Отечественной войны Иван Алексеевич Дончаков. Его работы - это деревянные фигуры, макеты, поразительная по красоте копия храма Василия Блаженного и Преображенского собора в Кижах. А еще голова Черномора из " Руслана и Людмилы " , скульптура двухметрового медведя и очень нежная лиричная пара - дед и бабка. Все сделано из дерева - все очень русское, родное. А домик очень маленький, ничего лишнего в нем нет, больше на келью похож. Летом воздух в городке раскаляется до 50 градусов, но в сентябре, когда мы приехали, жара была уже не такая страшная. Ночью над Усть-Лабинском вставала луна, и было видно далеко окрест. В десять вечера улицы пустели: во всем Краснодарском крае действует закон, согласно которому подростки до 18 лет не могут появляться на улицах без сопровождения взрослых. Вряд ли самим подросткам это правило по душе, особенно если гуляешь с девушкой, но зато ночами можно ходить, ничего не боясь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Звезда заветная над Босфором К 100-летию казни А.В. Колчака 04.02.2020 1206 Время на чтение 12 минут По мне, русский романс «Гори, гори, моя звезда» - наиболее популярен у нас. Хотя сочинители слов и музыки известны, молва упорно приписывает авторство адмиралу Колчаку, который в ночь с 6 на 7 февраля 1920 года был отправлен в его последнее плавание под речным льдом к океану своей давней мечты. Особенно рвёт душу последняя строфа романса : Твоих лучей небесной силою Вся жизнь моя озарена. Умру ли я - ты над могилою Гори, сияй, моя звезда! Видимо, молву об авторстве знаменитого полярного исследователя и морского военачальника, героя Балтики во Вторую Отечественную войну (1-я Мировая) породило чьё-то воспоминание: мол, Александр Васильевич, бывало, напевал полюбившиеся ему слова в морских походах и уж точно – ведомый к расстрельной проруби… Партийная пропаганда советской поры вылепила из адмирала Колчака фигуру злодейскую. Неудивительно: Победители судят (простите за вольную трактовку известной поговорки). Но «Столетняя война» между белыми и красными закончилась победой первых массовым переходом к ним красно-линялых. И в условиях гласности можно вслух вносить поправки в облик Адмирала, который, конечно же, не ангельский, но… но… Однако сейчас, в сотую годовщину его гибели, чтобы не раздражать хулителей одного из Героев гражданской войны, перед лицом торжествующей смерти, я вспоминаю не о несчастном Верховном правителе. Обращаюсь не к полярному исследователю, не к умельцу минной войны на воде. Обратим внимание на ту звезду заветную, что всходила для вице-адмирала Колчака над Босфором – самым желанным призом России на протяжении двух веков. Всходила, уже почти достигла зенита и вдруг сорвалась, погасла. УПУЩЕННАЯ ПОБЕДА В 2017 году исполнилось 100 лет проекту Босфорской военно-морской операции, проведение которой решило бы последнюю из трёх главнейших задач нашей государственности. Таковыми я называю выход России к Балтийскому морю, предотвращение английской экспансии с индийского и афганского плацдармов на север от Памира и Гиндукуша и овладение проливами Босфор и Дарданеллы с возрождением христианского Константинополя-Царьграда. Первые две задачи были решены военными и дипломатическими усилиями империи в XVIII и XIX веках. Третья, самая трудная, созрела для воплощения в жизнь в начале века ХХ. Будь она реализована, её исполнителей ждала бы слава, равная славе регулярной армии Петра, Екатерининских орлов, чудо-богатырей графа Рымникского и солдат Белого Генерала, покорителя Геок-Тепе. А командир черноморцев, добытчиков долгожданного приза, стал бы во мнении народном равновеликим адмиралу Ушакову.

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербии надо вступить в Союзное государство России и Белоруссии Нынешнее обострение ситуации в Косово – месть Запада сербам за отношения с Россией 13.12.2022 613 Фото: Из интернет-источников 11 декабря после заседания Совета безопасности Сербии президент республики Александар Вучич заявил, что Приштина своей политикой террора пытается покончить в Косове и Метохии с «сербской проблемой», сообщает ТАСС. «Они [косовская полиция] и сегодня вторглись, как и вчера, и позавчера со специальными подразделениями [на территорию края, населенную сербами], но международное сообщество притворяется, что их и не видели, как тех [сотрудников спецназа косовской полиции] на [ГЭС] " Газиводе " . Это похоже на попытку решения сербской проблемы на севере Косова и Метохии, в которой участвуют не только [премьер непризнанного Косова Альбин] Курти и приштинские власти, но и добрая часть международного сообщества, которая делает вид, что не видит, что происходит», - сказал президент Сербии. «Сегодня для меня самый тяжелый день с тех пор, как я стал президентом, вероятно, впереди самая тяжелая ночь. Мы приперты к стенке. Наше дело - призывать к миру, требовать, чтобы никто даже случайно не трогал KFOR (Международную миссию под эгидой НАТО в Косове и Метохии - прим. ТАСС) и EULEX (Миссию Евросоюза в Косове - прим. ТАСС). Сербы должны верить KFOR, пока не докажут обратное, мы не идем против KFOR или EULEX, мы лишь хотим сохранить наш народ», – подчеркнул сербский лидер. Вучич отметил, что целый день поддерживает контакты с представителями Евросоюза, а также разговаривал с командиром KFOR, который заверил его, что не позволит противоправное вторжение косовской полиции на север края. «Но случится ли это, никто не может сказать точно», – заявил президент Сербии. Заседание Совбеза Сербии созвали из-за обострения ситуации на севере Косова после задержания 10 декабря бывшего полицейского-серба Деяна Пантича. Косовская полиция задержала его на КПП «Яринье» на административной линии между Косово и Метохией и Центральной Сербией. Сербское население в ответ перекрыло баррикадами проезд по трассе в нескольких населенных пунктах вблизи КПП и вышло на акции протеста. Таким образом они хотели не допустить того, чтобы Деяна Пантича вывезли в Приштину. К баррикадам стянули сотрудников KFOR и патрули EULEX.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/13/se...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сила русского духа Завершилась экспедиция Валентина Ефремова на Чукотку в посёлок Эгвекинот Валерий Камшилов   14:28 29.06.2023 32436 Время на чтение 4 минуты Фото: ФЕСКО Пока СМИ сосредоточены на обсуждении политических и военных действий, происходят события, которые наглядно демонстрируют силу русского духа и ширь русской земли, в которых и кроется непобедимость России. Как сообщала «Русская народная линия», во вторник Светлой Седмицы, 18 апреля, путешественник Валентин Алексеевич Ефремов отправился из Нижнего Новгорода в экспедицию на Крайний Север – в посёлок Эгвекинот на Чукотке. И вот спустя два с лишним месяца непростого пути он достиг цели своего путешествия. Своими мыслями о путешествии Валентина Ефремова поделился в телефонном интервью «Русской народной линии» его друг, активно помогавший ему в организации путешествия, казачий генерал Валерий Васильевич Камшилов: Спешу поделиться радостной новостью – в среду, 28 июня, казачий полковник Валентин Алексеевич Ефремов завершил свою экспедицию на Чукотку, посвящённую уроженцу нашей Рязанской земли преподобному Герману Аляскинскому. Путешествие началось в Нижнем Новгороде 18 апреля, а закончилось в посёлке Эгвекинот. Промыслительно, что в тот же день, только пять лет тому назад, 28 июня 2018 года, Валентин Ефремов завершил экспедицию, посвященную 370-летию похода казачьего атамана Семёна Дежнёва. Дежнёв на семи кочах (поморский корабль со скруглённым дном, чтобы избежать вмерзания во льды) достиг самой северо-восточной точки России, которую впоследствии назвали «мысом Дежнёва». Пять лет назад на мысе Дежнёва были поставлены крест, колокол и якорь. Воистину всё свершилось по Божиему промыслу – никто ведь не предполагал, что нынешняя экспедиция завершится именно 28 июня, как и пять лет тому назад. Я постоянно был на связи с Валентином Алексеевичем, можно сказать, прошёл вместе с ним все испытания, встречавшиеся на пути, только дистанционно. Жизнь всегда вносит свои коррективы в наши планы. Так было и на сей раз, из-за таяния льдов на реке Лена наша экспедиция пошла по незапланированному сценарию. Пришлось изменить маршрут и пойти не на Якутск, а через Иркутск, Улан-Удэ, Читу, Благовещенск, Биробиджан, Хабаровск и Владивосток. Поэтому соратники Валентина Ефремова Александр Сутомаев и Владимир Логинов, готовившиеся принять участие на самом сложном участке экспедиции, в итоге к нему не присоединились. Как раз из-за изменившегося маршрута следования.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/29/si...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010