Жерехово. Храмовый комплекс. Церкви Сергия Радонежского и Боголюбовской иконы Божией Матери. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Владимирская область, Собинский район, с. Жерехово, ул. Гагарина, Психоневрологический интернат Координаты: 56.1682, 39.9716 Проезд:С трассы М7 от поста ГАИ выезд на местную дорогу Р75 направлением Ставрово-Кольчугино 14км до с. Ермонино, на перекрёстке без указателей поворот строго на север 2км до Жерехово. Ансамбль церквей составная часть усадьбы Оболенских, на въезде в Жерехово Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Село Жерехово Собинского района до революции входило в состав Ставровской волости Владимирского уезда. Одно из ранних упоминаний этой местности относится к нач. XVII века. Селение Жерехово обозначено в писцовой книге 1622 года как вотчина Фёдора Родионовича Всеволожского и Авдотьи, вдовы Александра Родионовича Всеволожского. Братья Всеволожские - Меркурий, Фёдор и Александр - во время Смуты принимали активное участие в борьбе с польской интервенцией, за что им были пожалованы вотчины во Владимирском уезде. При действительном статском советнике Алексее Степановиче Всеволожском (1699-1760) был сформирован усадебный комплекс, в составе которого была выстроена на высоком берегу правого притока Колокши в 1731 году вместо деревянного храма каменная церковь во имя Сергия Радонежского с приделом в честь святителя и чудотворца Николая. Здание типа восьмерик на четверике с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней. На фасадах храма просматривалось декоративное убранство и архитектурные детали в духе аннинского барокко. Средства на её возведение выделил Алексей Степанович Всеволожский. Первая же церковь в селе Жерехово обозначена в книгах патраршего казённого приказа под 7136 (1628) годом, где записано следующее: " Церковь Преподобный Сергий чудотворец в селе Жерехове, в вотчине Татьяны Ивановны жены Всеволоцкаго дани семь алтын две деньги " . В писцовых Владимирских книгах 7161 (1653) года у оной Сергиевской церкви написано: " двор попов, в приходе 13 дворов, пашни церковныя земли 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 30 копен " . В переписных писцовых книгах 1703 года при Сергиевской церкви значится: " поп Семион, в приходе 61 двор, пашни церковныя и земли 5 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен " .

http://sobory.ru/article/?object=06535

Житие преподобного Кирилла, игумена Челмогорского, Каргопольского чудотворца Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 6 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 Предисловие Север России прославлен множеством подвижников, как почита­емых по всей Руси, так и местночтимых. Дикая природа этого края, обширные и густые леса, многочисленные озера с островами благоприятствовали стремлению к пустынножительству, поэтому наряду с такими известными духовными центрами, как Соловецкий, Кирилло-Бело­зер­ский, Ферапонтов, Александро-Ошевенский монастыри, здесь было множество небольших монастырей, пустыней и скитов, служивших распространению и укреплению христианства. К несчастью, подавляющее большинство их в нашем столетии было разрушено, и сейчас в лучшем случае можно видеть их руины, в худшем же они сохранились только в памяти народа. Та же участь постигла и обитель преподобного Кирилла, упраздненную и разобранную на кирпич соседним колхозом в 30-е годы. Преподобный Кирилл, основатель Челменской, или Челмогорской пустыни, — один из чтимых на Севере России святых. Он подвизался в XIV веке в местах, входящих сейчас в состав Архангельской обл. и расположенных на самом ее юге, недалеко от г. Каргополя (ныне — районного центра, отметившего в 1996 г. свое 850-летие). Эти места, изначально заселенные финно-угорскими народами, “чу­­дью белоглазой”, в XI–XIII вв. были освоены русскими. Основная волна колонизации происходила из Новгорода, чем объясняется связь с этим городом многих упоминаемых в Житии людей, в том числе и самого автора. Каргополь стоит на р. Онеге в самом ее начале, где она вытекает из оз. Лача. К востоку от города, примерно в 60 км, лежит оз. Лекшмозеро, на берегах которого находится несколько деревень, чьи названия упоминаются в публикуемом тексте Жития — все они существуют и сейчас. С восточной стороны из Лекшмозера вытекает небольшая речка Челма, впадающая, в свою очередь, в оз. Челмозеро, или Монастырское. Там, при впадении Челмы в Челмозеро, и поселился преподобный Кирилл, а после его смерти возник Челмогорский монастырь. Несколько севернее монастыря, на восточном берегу Лекшмозера, расположено с. Труфаново (в публикуемом списке Жития — Трифаново), на южном берегу того же озера — с. Орлово, а на западном — одно­именное с озером с. Лекшмозеро, где в церкви святых апостолов Петра и Павла (на месте древнего храма стоит кирпичный, возведенный в XIX в.) начинал свое служение в качестве клирика автор Жития Иоанн, впоследствии иерей Покровской церкви (по сей день сохранился, правда, в плачевном состоянии, деревянный храм, возведенный в XVIII в. на месте старой церкви) в с. Лядины 1 — на полпути от Каргополя к Лекшмозеру. К югу от Каргополя, на западном берегу оз. Лача, находится еще одно село, упоминаемое в Житии — Тихманьга. Такова география этого текста, написанного в значительной степени на основании устных преданий, распространенных в окрестностях обители.

http://pravmir.ru/kargopolskogo-chudotvo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Запасаемся светом 26.08.2018 1242 Время на чтение 13 минут «Земля моя любимая, Вологодская! Люди добрые, многотерпеливые, воины верные, трудолюбы извечные! Говорок родной, окающий, милый сердцу моему! Сосны красностволые, не гнущиеся ни перед какой бедой, берёзы - утешение души человеческой, заповедные вязы на Тёмном мысу, забывчивый Липин Бор, Угор Бобришный - горе и радость моё! Бедные наши медведи и зайцы, жаждущие, как всё живое, доброты людской и ласки! Мир вам всем! Мира и счастья желаю вам в новом году, бодрости и радостей, любви и согласия! Новой славы и новых свершений! Бог на помощь вам, труд на пользу! Да процветает земля, породившая и вырастившая нас, а мы - её надёжные и верные сыны навеки! И я - ваш поэт. Я ныне живу со счастливым ощущением в душе, что в каждом городе на вологодской земле, в каждой деревне, в каждом лесном посёлке есть у меня близкие люди, родственники, хоть один, да есть. А вологодские литераторы, молодые талантливые прозаики и поэты - мои родные братья. Пусть им дружно живётся и хорошо пишется в новом году! За ваше здоровье, матери и отцы и дети наши! С Новым годом!..» Такими словами Александр Яшин прощался с земляками, словами любви, предан­ности, добрых пожеланий, которые остаются в силе на все времена и поколения. НА ВЕКИ ВЕЧНЫЕ. Это новогоднее поздравление Александра Яшина своим землякам, напечатано первого января 1968 года в вологодской газете «Красный север». Через пол­года - 11 июля 1968 года он ушёл в жизнь вечную. Его поэзия, во многом исповедальная, привела его к настоящей Исповеди и Причастию. Почти все стихотворения Александра Яшина имеют не один, а многоуровневый смысл, более глубокий, чем просто сюжетный, описательный. Таково и его стихотворение «ЗАПАСАЕМСЯ СВЕТОМ». Родился поэт на Вологодской земле, но ли­те­ратурную дея­тельность начинал в Архангельске - там вышла его первая книга сти­хов «Песни Северу». Он назвал её «пробой пера», но многие темы уже тогда были заложены в ней, так же как и в следующей книге «Северянка». И всё дальнейшее твор­чество его - это песни Северу, воспевание его: природы, людей, деревни, об укладе жизни которой он говорил более полувека назад на Мосфильме, где обсуждали его киносценарий по повести «Си­ро­та», что о деревне надо говорить в стихах, в прозе, в театре, в кино - везде.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > Здравствуй, Святой Петербург! 12.08.2008 439 Время на чтение 3 минуты Группа паломников - прихожан храма в честь иконы Божией матери " Утоли моя печали " - недавно вернулась из поездки в Санкт-Петербург. Как в хорошей православной семье, в этой паломнической группе, основу которой составили ребята из воскресной школы храма с родителями, были представители разных возрастов и разных поколений: шумные школьники-младшеклассники, снисходительные к возне " малышни " юноши и девушки, женщины и мужчины активного возраста, бабушки... Особый статус поездке придавало то, что возглавлял группу настоятель храма игумен Нектарий. Те, кто ехал в столь дальнее паломничество впервые, конечно, переживали: как-то скажется на здоровье и настроении дорога? Почти сутки автобусом до Питера - не шутка! Но бывалые паломники, которых в группе оказалось немало, спешили развеять опасения: " С Божией помощью всё устроится. В паломнических поездках усталость не чувствуется! " Забегая вперед, на собственном опыте могу сказать: это действительно так; непостижимым образом даже сон в прокрустовом ложе заднего (не раскладывающегося!) автобусного сиденья может быть практически столь же безмятежным, как в собственной спальне. Впрочем, возвратившись из паломничества, совершенно не хочется углубляться в сторону бытовых вопросов. Разве что, может быть, в порядке " обмена опытом " стоит отметить, что надувные дорожные подушки- " ошейники " оказались нелишними во время сна, а специальные компрессионные гольфы (продаются в ортопедических салонах) многим помогли справиться с неизбежными в сидячей поездке отеками. Автобус двигался на север, менялся вид за окном: деревья по обочине становились выше, трава гуще, а проселочные дорожки манили желтизной песка. Первая остановка - Рязань. Здесь, в тихом храме в центре города, нас ждала Любушка Рязанская - святая, чье житие в чем-то перекликается с житием Ксении Петербургской. Снова дорога, и вот - Петербург, Смоленское кладбище, часовня... " Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас! " - многие из нашей группы имеют опыт пения на клиросе, и мы честно стараемся попасть в тон с местным батюшкой. На улице, у стеночки часовни, тоже молятся верующие. Эта традиция сохранилась с советских времен, когда часовенка была закрыта и заброшена, и приложиться к мощам святой, попросив ее помощи и заступничества, возможности не было. На вечерней службе в соборе Свято-Иоанновского женского монастыря (на Карповке), где покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского,- исповедь у отца Нектария, а назавтра за литургией мы причащаемся уже в храме Александро-Невской лавры...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О доверии генетической экспертизе так называемых «екатеринбургских останков» 11.08.2017 1271 Время на чтение 7 минут На генетическую экспертизу Патриаршей Комиссией, возглавляемой епископом Егорьевским Тихоном (Шевкуновым), возложено ответственное задание: она должна дать заключение о том, что так называемые «екатеринбургские останки» принадлежат святым царственным страстотерпцам - Государю Николаю Александровичу и членам его Семейства. При этом точность научного метода, как объявлено широкой общественности, составляет 99 процентов (и еще несколько верных знаков после запятой). Экспертиза призвана убедить не только специалистов-генетиков, но и людей, далеких от этой научной сферы. Убедить всю Церковь. При этом никто не вправе требовать от архиереев, священников, монахов и мирян понимания технических особенностей и тонкостей лабораторного анализа. В какой мере человек, не посвященный в специфику молекулярно-генетических исследований, может доверять этим лабораторным результатам? Или, другими словами, какова может быть степень их достоверности? По моему мнению, верить результату подобного эксперимента можно с достоверностью 50% - вне зависимости от объявленной точности измерений. Постараюсь объяснить, почему это так. Для этого приведу три примера. Первый пример не имеет отношения к генетике, но позволяет наглядно представить различие между понятиями «точность измерения» и «систематическая ошибка». Точность обычного спортивного компаса составляет полградуса. Технически возможно, конечно, добиться увеличения точности показаний и измерять азимут с точностью до одной минуты или даже одной секунды, даже одной тысячной секунды. Но практической пользы от таких сверхточных показаний не будет никакой, поскольку компас указывает направление не на географический север, а на магнитный полюс. При этом магнитный полюс, как известно, постоянно меняет свое местоположение. Это и называется «систематическая ошибка» - когда измеряют «не то». Так, при любой точности компаса - от полградуса до миллисекунды - систематическая ошибка на широте Москвы может составлять несколько градусов. На широте магнитного полюса - доходить до 90 градусов, то есть вместо севера показывать на запад. А в полярной зоне между истинным географическим полюсом и магнитным полюсом систематическая ошибка измерения может достигать 180 градусов, то есть компас будет указывать вместо севера на юг!

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/11/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Гиперборейских стран 07.10.2014 1828 Время на чтение 3 минуты 24 сентября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках VI фестиваля «Вера и слово» прошла пресс-конференция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Для богословов, церковных публицистов и просто верующих людей, да и для светских религиоведов эта пресс-конференция полна смыслами и посланиями, значение которых нуждается в глубоком осмыслении. Например, Патриарх особо говорил о Церковно-общественном партнерстве, тем самым понимая общество как отдельный субъект (наряду с государством) Церковно-государственных отношений. Более того, именно включение общества как отдельный субъект в Церковно-государственные отношения позволяет иногда больше привлекать государство к решению насущных задач самой Церкви. Но что особо важно, отвечая на вопросы, Святейший Патриарх уделил особое внимание самой природе Московского Патриархата, при этом дав историческую ретроспективу со времени его образования. Патриарх Кирилл отметил, что когда в 1589 году создавался Московский Патриархат, то в грамоте, подписанной всеми восточными патриархами, копия которой сейчас висит в зале заседаний Священного Синода РПЦ, титул Московского Патриарха был обозначен как «Архиепископ Московский и Патриарх всех северных стран». И именно этот титул употреблялся до Синодального периода. «Патриархат - это не образование внутри одной страны, не церковное образование, которое покрывает один этнос, а это, если хотите, каноническая юрисдикция на части света, - сказал Святейший Патриарх и дал тому историческое объяснение, напомнив, как образовывался Московский Патриархат. - Константинопольский патриархат имел юрисдикцию в рамках Византийской империи, Римский патриархат - в рамках Западной Римской империи, Александрийский патриархат - в рамках стран, располагавшихся к югу от Византии, Антиохийский патриархат охватывал весь восток, за пределами Византийской империи, включая Индию. Когда от Церкви отпал Римский патриархат, то на место Западного патриарха был избран Московский Патриарх всея Руси и всех северных стран, в юрисдикцию которого входила вся христианская ойкумена на север от Византийской империи - Гиперборея».

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чудеса Северного пути 02.07.2021 657 Время на чтение 5 минут Строительство Мурманской железной дороги, 1916 год Фото: lgz.ru Пожалуй, самым ярким памятником русской инженерной мысли железнодорожной индустрии времён Первой мировой войны является дамба, которую возвели по уникальному проекту Василия Петровича Ивашева (1879-1950). Потомственный инженер (его отец профессионально занимался развитием столичной конки), в 1901 году Василий Петрович окончил петербургский Институт инженеров путей сообщения и вскоре занял пост руководителя дистанции при строительстве железной дороги Санкт-Петербург – Вологда. Здесь Ивашев проявил себя как компетентный профессионал – и его назначили помощником начальника службы пути Николаевской железной дороги. Работал он и на Амуре, и на Кавказе. Как многие железнодорожники той эпохи, в молодости жил от командировки к командировке. Потом грянула война, которую почти сразу назвали Великой, а несколько позже – просто Германской и Первой мировой. Она шла в режиме невиданного прежде напряжения экономики, во многом оказавшись противостоянием стран – индустриальных гигантов. Умение быстро и качественно строить и ремонтировать железные дороги стало ключевым для снабжения армии и переброски войск. Россия в этом аспекте старалась не уступать искушённому, оснащённому современными технологиями противнику. В такой ситуации следовало делать ставку на способных и молодых, но уже опытных инженеров. Таким и был Ивашев – всегда подтянутый, работоспособный, не боявшийся смелых идей. Разумеется, в том случае, если они глубоко продуманы. Мурманск и его транспортная инфраструктура в 1920 году Фото: lgz.ru Война быстро приняла опасный оборот – и некоторые проекты, к которым в прежние десятилетия относились как к бессмысленным, неожиданно показали свою необходимость для страны. Например, идеи Саввы Мамонтова, мечтавшего связать север страны со столицами империи. Или давняя мечта архангельского губернатора Александра Энгельгардта, утверждавшего, что «железная дорога на Мурманский берег, воды которого круглый год открыты для навигации, делая Россию фактической обладательницей Северного океана в течение всего года, могла бы служить целям нашего военного флота и иметь значение важного стратегического пути».

http://ruskline.ru/opp/2021/07/02/chudes...

— из протокола допроса Р.М. Нахтмана 11–12 декабря 1919 года Судебным следователем по особо важным делам Омского Окружного суда Н.А. Соколовым : «… Мы же сами собираемся уехать на север по Каме. Если Вы скоро отсюда не уедете, может быть, Вы будете нужны; княгине и Джонсону ничего не говорите». Знамеровский достал карту. Мы рассматривали с ним ее. На карте были нанесены по Каме к северу отдаленные монастыри. Знамеровский, указывая их, высказывал надежды получить помощь при бегстве в этих монастырях. … 13 июня вечером (по новому стилю) я был срочно вызван к Наталии Сергеевне. Вызывала меня через какого-то посланного из своей прислуги княгиня Вяземская. Когда я пришел к ней, я Наталии Сергеевны не застал. Княгиня же сказала мне, что из Перми получена телеграмма следующего содержания: «Наш общий любимец и Джонни вывезены неизвестно кем и куда». Я хорошо помню содержание этой телеграммы и удостоверяю, что оно было именно таково, как я вам передаю. …Сказав мне об этой телеграмме, княгиня стала меня просить: «Роман Михайлович, теперь надо как можно стараться вывозить ценности. Будут обыски. Надо ценности спасать. Вы хлопочите. Я сама всю ночь спать не буду, буду укладываться». Взял я много ценностей и вывез их в Москву. Там я сдал их князю Вяземскому. …(…) Нужно было ехать в Сибирь и отыскать Михаила Александровича. Этого хотела Наталия Сергеевна. Эту роль взял на себя князь Вяземский. Я должен был провезти его через фронт… (…) Дорогой, на одной из станций к нам подсел какой-то офицер. Он рассказал, что имеются указания на пребывание Великого Князя где-то около Семипалатинска. Указания заключались в том, что где-то вблизи Семипалатинска видели проезжавших казаков. Один из них особенно выделялся своим ростом. Казаки ехали и пели «Боже, Царя храни». Обсудив эти сведения, мы с Бонч-Осмоловским решили, что проверку их он возьмет на себя, а я поеду в Томск …(…) Совершенно случайно, уезжая из Омска в Камышлов, я встретился в Омске со своим старым сослуживцем Францем Маврикиевичем Хмелевским…(…) Когда мы с ним прибыли в Екатеринбург, он отыскал там какого-то своего старого знакомого старичка. Втроем, находясь в буфетной комнате Екатеринбург I, мы вели разговор про Царскую Семью. Этот старичок категорически сказал Хмелевскому, что вся Царская Семья и все бывшие с ней спасены — всех их ночью увезли на автомобиле по городу, а далее на подводах по направлению к Верхотурью. Конечно, это было сделано той же самой организацией, которая спасла Михаила Александровича. Конечно, Ее увезли в тот же самый день, как и Великого Князя. Иначе как же могло быть? Разве Михаил Александрович мог бы бежать, не подумав о том, что после Его бегства большевики сделают с Царской Семьей? Я хорошо помню, что этот неизвестный мне старичок так именно мне и говорил про спасение Царской Семьи: та же самая организация и в то же самое время...(…)

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

История Санкт-Петербургской Духовной академии Начало грамотности и просвещения на севере России восходит к первым векам русского государства. В 1030 году великий князь Ярослав Владимирович основал училище в Новгороде при епископской кафедре; а достоверная история сохранила память о мужах, которые, по желанию общей пользы и по собственной любви к образованию, поддерживали и распространяли просвещение в здешнем крае. Такими мужами, в первое время русской Церкви, были два первые новгородские епископа Иоаким и Лука, по прозванию Жидята, и некто Ефрем, учительствовавший в Новгороде по благословению епископа Иоакима. В XII веке Нифонт, епископ из иноков печерских, ревностный защитник неприкосновенности церковного предания, написал церковные правила в виде приложения общих законоположений Церкви к частным случаям жизни и нуждам совести своих пасомых, по просьбе любознательного Кирика, бывшего иноком в одном из монастырей новгородских. В XIII и XIV столетиях, когда над прочими русскими княжествами тяготело иго монгольское, север России сохранил свою самостоятельность; но только в Новгороде, богатом торговлей, имели довольно средств заниматься просвещением. Архиепископ Моисей, книжный и учительный муж, содержал на свой счет писцов, которые, по выбору его, переписывали книги 1 . Между тем невежество остального севера открывало свободный вход заблуждениям, суевериям и тому подобным явлениям. Новгородская область, обнимавшая нынешние губернии Новгородскую, С. Петербургскую, Олонецкую, Архангельскую и Финскую Карелию, населена была по крайней мере наполовину поколениями чудского племени, которое было особенно склонно к суеверию и передавало его своим легковерным и необразованным соседям – Русским: это было причиной многих печальных событий в истории Новгородской епархии, особенно в первые века русской Церкви. Нигде суеверие не было так сильно, и нигде так открыто не восставало против христианства, как в Новгородской области; и если в городах и селениях, ближайших к Новгороду, восстания его были скоро подавляемы ревностью пастырей, то в областях отдаленных, как например в Карелии, оно пользовалось свободой и безопасностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Книга шестая Глава 1 Когда Север начал преследовать Церковь , то борцы за веру повсюду завершили свое блистательное свидетельство мученичеством. Особенно много было их в Александрии; из Египта и со всей Фиваиды сюда, словно на огромную арену, отправлены были борцы Божии; с великим терпением и мужеством переносили они разные пытки, умерли разной смертью – и возложены на них венцы от Господа. В числе их был и почитаемый отцом Оригена Леонид, которого обезглавили; он оставил совсем юного сына. С каким усердием стал с этого времени юноша заниматься словом Божиим, об этом пора вкратце рассказать, тем более что среди многих людей шла о нем громкая слава. Глава 2 1. Многое пришлось бы рассказать тому, кто взялся бы на досуге описать жизнь этого человека: потребовалась бы отдельная книжка. Мы же сейчас, многое опустив, переберем с допустимой краткостью то немногое, о чем мы узнали из писем и рассказов его учеников, доживших до нашего времени. 2. Жизнь Оригена кажется мне достопримечательной, так сказать, с пеленок. Шел десятый год царствования Севера; Александрией и остальным Египтом управлял Лэт, а епископом александрийского прихода недавно стал Димитрий, преемник Юлиана. 3. В разгоравшемся пожаре преследования на очень многих возложены были венцы, и такая жажда мученичества охватила душу совсем юного Оригена , что он радостно спешил навстречу опасностям, с готовностью устремляясь на состязание. 4. Он бывал уже на краю смерти, и только небесный Божий Промысл, ради пользы многих, голосом матери укрощал его рвение. 5. Сначала она умоляла его пожалеть мать, так его любящую, но юноша, узнав, что отец взят и сидит в тюрьме, всем существом своим тянулся к мученичеству. Видя это, она спрятала всю его одежду: пришлось сидеть дома. 6. Ничего другого не оставалось делать – а при своей, не по возрасту, горячности он не мог сидеть спокойно, – как послать письмо отцу и горячо уговаривать его идти на мученичество; вот его собственные слова: «Держись, не передумай ради нас!» Пусть это будет первым письменным свидетельством живого ума юного Оригена и его искренней веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010