протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 2. Александрийский Патриархат 2.1. Краткий исторический очерк 2.1.1. История основания Александрийской Церкви и первые века ее существования Александрия была основана как портовый город в 332–331 г.г. до Р.Х. Александром Македонским на западной оконечности дельты реки Нила в Египте. Как резиденция династии Птолемеев она стала средоточием эллинистической науки и культуры. Именно здесь был совершен первый перевод Библейских книг с еврейского на греческий, который носит название Септуагинты – перевода Семидесяти Толковников. Этот перевод способствовал распространению христианства в античном мире, и именно он лег в основу славянских переводов Библии . Наиболее авторитетная традиция приписывает основание Александрийской Церкви св. апостолу Марку. Это могло произойти в 39–40 г.г. Он благовествовал в Египте, Фиваиде и Пентаполе, основал много церквей в Александрии и мученически завершил там свой земной путь по одним сведениям в 62 г., по другим – в 68 г. Его тело было погребено в церкви Букола. В этой церкви впоследствии у гроба апостола обретали упокоение его преемники по Александрийской кафедре. Это место привлекало к себе множество паломников. В 828 г. венецианские купцы тайно изъяли мощи апостола и перевезли их в Венецию. Первоначально юрисдикция Александрийской Церкви распространялась на Египет и часть Северной Африки, входившей в Римскую империю. В первые века христианства православные в Египте претерпели гонения от римских императоров. В 202 г. император Септимий Север посетил Палестину, после чего стал гнать христиан. Следующий император Деций также преследовал христиан. Другой император, Валериан, сначала благосклонно относился к христианам, но в последние годы своего правления (257–260 г.г.) стал их преследователем. Но его сын Галлиен в 260 г. прекратил гонения. Но уже при императоре Диоклетиане в 303–304 г.г. Православной Церкви вновь пришлось пережить гонение. Во II–III в.в. Александрийская Церковь знала немало мучеников и исповедников за веру Христову, претерпевавших страдания от язычников и местных властей. Среди них – пострадавший в 311 г. предстоятель Церкви святой епископ Петр. И только после того, как император Константин Великий (306–337) издал указ о прекращении гонений на христиан, а в 313 г. был утвержден Миланский эдикт, дающий право исповедовать религию по собственному выбору, Александрийская Церковь обрела мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путешествие в квадрате, или Другое Православие: между Лондоном и Якутском 26 августа, 2015 Путешествие в квадрате, или Другое Православие: между Лондоном и Якутском В первых числах июня 2015 года в живописном местечке Хай Ли, на севере от Лондона, в старинном поместье, приспособленном для проведения выездных мероприятий всех христианских конфессий, прошла международная православная конференция «Миссия Церкви в современном обществе». В ней приняла участие и представительница Якутской епархии Ирина Дмитриева, главный редактор «Логоса» – журнала для тех, кто ищет веру, и тех, кто её нашёл, – автор книги «На Север сквозь века. История Православия в Якутии. Середина XVII – первая половина XIX веков». Это случилось, благодаря нашей землячке, Светлане Егоровой-Джонстон, которая 25 лет живёт в Англии, но очень много делает для родной республики – и не только в области экологии, экономики, культуры (последний успешный проект, осуществлённый при её участии в качестве литературного редактора, – издание «Олонхо» на английском). Светлана стояла у истоков перевода Нового Завета на якутский язык. Именно она в своё время познакомила священнослужителей и прихожан лондонского Успенского храма с «Логосом», а потом и с книгой по истории Православия в Якутии. Именно она сделала всё, чтобы автора и редактора полюбившихся в Великобритании якутских изданий пригласили на конференцию. Хотя списки выступающих и приглашённых давно были определены, члены комитета по организации конференции во главе с правящим архиереем, архиепископом Елисеем, сочли возможным пригласить Ирину Александровну в качестве гостя. Мы попросили её поделиться впечатлениями об этой поездке.   Воплощённое чудо   Знаете, меня часто спрашивают: «Вы, наверное, мечтали побывать в туманном Альбионе?» Я честно признаюсь: никогда. И мечтать не смела, ведь совсем недавно мне трудно было доехать до дачи, не то что до Москвы, а уж тем более за границу. Вся эта поездка с первой и до последней минуты была чудом в самом прямом смысле. И я бесконечно благодарна за него Господу и всем, кто Ему в этом помогал: святителям Иннокентию и Николаю, владыкам и отцам, сестрам и братьям во Христе, просто друзьям и знакомым на родине и в Англии.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-kvadrat...

Путилково. Церковь Михаила Архангела (каменная). Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 2012 и 2018. Архитектор:В.Г. Шубина Ссылки:   Адрес: Московская область, Красногорский район, деревня Путилково Координаты: 55.85746, 37.3896 Проезд:От ст. м " Сходненская " или " Митино " авт. 267 до ост. п. Новобратцевский, далее пешком на север 1 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 2001 г. жители деревни обратились к священноначалию с просьбой о строительстве храма. В 2002 г. его первым настоятелем был назначен священник Василий Авилов. В 2003 г. под храм был оборудован строительный вагончик, и в нем стали совершаться богослужения. В 2006 г. был построен первый временный деревянный храм. 14 июля 2011 г. митрополит Ювеналий в сослужении клириков Красногорского благочиния совершил молебен перед началом строительства храма. 15 мая 2012 г. митрополит Ювеналий совершил чин основания храма, на котором присутствовал главный благотворитель строительства - Николай Александрович Цветков. 17 июня 2018 года митрополит Ювеналий совершил великое освящение Михаило-Архангельского храма деревни Путилково городского округа Красногорск и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. http://mepar.ru/news/2018/06/19/35638/ Путилково на Всходне. Именно так, согласно историческим данным, именовалось это место исстари. И так впервые упоминается в сохранившихся источниках - в 1576 году как владение боярина Д. И. Годунова. Хотя населённый пункт упоминался и вскользь, косвенно - описывалась мельница, половина которой принадлежала Спасской вотчине Троице-Сергиева монастыря, " а другая половина её за боярином Дмитрием Ивановичем Годуновым к его селу Путилову " , но многое даёт любознательному исследователю. Ясно, что земли эти были не рядовые, раз перешли к родственнику самого Бориса Годунова. Со временем Дмитрий Иванович стал новгородским наместником, а по восшествии Бориса Годунова на престол, получил должность конюшего (ранее на этом посту подвизался сам будущий царь). Путилово стало своеобразным свидетелем политического подъёма Дмитрия Годунова, который, дослужившись до высокой должности, передал его в 1584 году в Дворцовое ведомство. Таким образом, с момента появления на исторической арене Путилково было деревней на большом пути по реке Всходне. А одной из её основных ролей, согласно топонимике, была переправа судов по волоку, связывавшему Москву-реку с рекой Клязьмой, т. е. на Всходне суда либо сходили с волока, либо восходили к нему. Похожей важности - своеобразной переправой или всходом - стал и сам населённый пункт, который имел отношения ко многим выдающимся личностям и большим событиям. К

http://sobory.ru/article/?object=40494

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Название Св. Писание Ссылка Описание Коорди­наты Адрамит Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. Приморский город в Мисии (Малая Азия), на территории Турции. Совр. – Эдремит. Адриатическое море В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле. Полузамкнутое море, часть Средиземного моря между Апеннинским и Балканским полуостровами. Акелдама И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. Участок земли в Иерусалиме, купленный для погребения странников на деньги, полученные Иудой Искариотом от перво­священников за предательство Иисуса Христа. Александрия Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном. Знаменитый город в Египте, основанный Александром Великим. Считался мировым центром торговли, науки и религии. Амфиполь Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Город в Македонии близ устья реки Стримон, в 4 километрах от побережья Эгейского моря. Антиохия И избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Город на реке Оронт на север от Дамаска. Во время римского владычества – третий город империи после Рима и Александрии, назывался царицей востока. Антиохия Писидийская Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. Город в центре нынешней территории Турции, столица древней провинции Писидия. Антипатрида Итак воины, по данному им приказанию, взяв Павла, повели ночью в Антипатриду. Город на дороге из Иерусалима в Кесарию, основан Иродом Великим и назван в честь его отца Антипатра. Аполлония Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога.

http://azbyka.ru/shemy/geografija-knigi-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2020 33 мин., 15.10.2020 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — – 2020.         FOMA.RU 1-я страница обложки:  В пасмурный день, на фоне затянутого облаками горизонта, у края водоема, отражаясь в воде, едет тепло одетый велосипедист (фото Александра Кукринова).  Над фото текст, напечатанный без отступов между словами: ХОЧУДОВЕРЯТЬ (ХОЧУ ДОВЕРЯТЬ), при этом в общем ряду букв красным цветом выделено несколько знаков, образующих слово «ЧУДО». Внизу обложки  обозначена тема: ВЕРИТЬ В ЧУДЕСА: СТЫДНО ИЛИ ПРАВИЛЬНО? См. рубрику «Вопрос номера» (С.14-21), в разделе «Вера» - материал М. Журинской «Чудеса и отношение к ним» (С.32-37), в разделе «Люди» эссе А. Захаровой «Было страшно точно узнать...» (С.36-37). Пролог : Николай Заболоцкий . Осенний клен («Осенний мир осмысленно устроен ... »).Стихотворение. 1955//Фома. - – октябрь 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: октябрь //Фома. - – октябрь 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 1 4 октября . Покров Пресвятой Богородицы. [Х век. К Константинополю подступили войска варваров. Жители византийской столицы с ужасом         ждали, что к утру они могут проститься с жизнью. Священники города      молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи юродивому Андрею во Влахернском храме Константинополя было видение: на небе по воздуху шла Богородица. Она «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем          стоящим народом». Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров. Это событие и вспоминается в праздник Покрова Богородицы. Ил.: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». - С.4; 8 октября. День памяти Преподобного Сергия Радонежского. [Преподобного Сергия (+ 1392) называют «игуменом всея Руси». Почему?   Более 20 монахов, его непосредственных учеников, основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих  общин. В итоге за XIV-XVI века весь Север Руси покрылся  густой сетью малых и больших обителей]. Ил.: Преподобный Сергий Радонежский. Павел Рыженко. 2013. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-210...

Сабуровщино. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находится в селе Сабуровщино Калужской области. Церковь - каменная, была построена в конце 18 века. Строительство инициировала и финансировала княжна Мария Долгорукая. Здание вначале была одноэтажное, позднее к нему пристроили верхний этаж, обнесли каменной оградой. В 50-х годах 20-го века церковь Покрова Пресвятой Богородицы, к тому времени достаточно обветшавшую, закрыли. Помещения переделали под нужды завода. А в 1960-х годах в них открыли местную школу. На сегодняшний день некоторые элементы церковной постройки еще сохраняются, кое-где просматривается декор, но эти останки уже трудно назвать культовым сооружением. Сильно искаженный в 20 в. разрушениями и перестройками храм 1-й четв. 18 в., первоначально, видимо, относился к характерным примерам церковной архитектуры этого времени на Калужской земле в формах поздненарышкинского стиля. Судя по немногим уцелевшим декоративным элементам, его архитектура была частично изменена в 4-й четв. 18 в. Старинное село расположено в живописной местности на пересечении речки Безвель, протекающей с юга на север, и проходящей с запада на восток древней дороги из Мещовска в Калугу. Церковь Покрова стоит посреди села на возвышенном месте, на высоком восточном берегу речки Безвель (она же – Серёжинка). По данным Рошефора село Сабуровщино и расположенное к северу, на другой стороне спускающейся к реке дороги, село Сергиево некогда составляли одно село Евдокимовское. В 18 в. село с окружающими землями принадлежало князьям Долгоруковым. Каменная церковь Покрова в Сабуровщине, с трапезной и колокольней, была построена Долгоруковыми в 1721 г. (встречающаяся в литературе более поздняя дата – 1785 г., вероятно, относится к каким-то перестройкам, поскольку во время генерального межевания 1770-х гг. оба храма в селе были каменными). Каменная Казанская церковь в Сергиеве (с приделами Сергия Радонежского и Спаса Нерукотворного), построенная в 1751 г. княжной Марией Александровной Долгоруковой (1713-1786), не сохранилась. После М. А. Долгоруковой имение перешло по наследству к гвардии поручику Александру Алексеевичу Шереметеву.

http://sobory.ru/article/?object=04573

Скачать epub pdf Павел Александрович Флоренский родился в Евлахе (Елисаветпольская губерния) 9 января 1882 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского. Он был крещен, вероятно «на дому», 9 октября 1882 года священником Захарией из тифлисской Давидовской церкви и получил имя в честь святого Апостола Павла. Святителя Филиппа и Апостола Павла отец Павел Флоренский всю жизнь считал своими Небесными покровителями. Флоренские (или Флоринские-Галичи) были «виленского происхождения» и находились в вассальном отношении к Радзивиллам. Затем они переселились в Слободскую Украину, где по большей части перешли в духовное сословие, затем далее на север, в Переяславскую епархию. Оттуда началось расселение этого рода, причем одни его ветви стали снова светскими (вероятно, малороссийское казачество), а другие остались в духовном звании. Все это относится к XIV-XVI векам. Переселение Флоренских в Костромскую область связано с русско-польскими войнами начала XVII века. По семейному преданию, один из предков Флоренских – малороссийский казак Михайло Флоренко вместе с другими казаками воевал на стороне Польши, был схвачен, казнен, и голову его посадили на кол. Событие это относится примерно к 1609 году, когда поляки и казаки под командованием польского воеводы Лисовского захватили город Юрьевец. Пытаясь переправиться на левый берег Волги, захватчики были разбиты жителями Коряковской волости, которым помогал их Небесный заступник – преподобный Макарий Унженский. Многие из нападавших были захвачены в плен. Среди них, вероятно, находились и родственники Михайло Флоренко, которые, вразумившись чудом преподобного Макария, покаялись и после освобождения остались при церкви Рождества Пресвятой Богородицы Пречистенского погоста Коряковской волости (ныне село Завражье Кадыйского района Костромской области). По клировым ведомостям имена предков отца Павла – священнослужителей при церкви Рождества Богородицы Пречистенского погоста Коряковской волости известны с XVIII века: диакон Иоанн (начало – середина XVIII века) – диакон Афанасий Иванов (1732 – около 1794) – диакон Матфей Афанасьев (1757 – около 1830?). Сын диакона Матфея – дьячок Андрей Матфеев (1786–1827) около 1812 года, еще при жизни отца, перешел на освободившееся место при церкви Рождества Христова в селе Борисоглебском, которое находилось в семи километрах от села Пречистенский погост. Его старший сын Иоанн (1815–1865) окончил Луховское Духовное училище и в числе лучших учеников – Костромскую Духовную семинарию. Однако именно он прервал родовое служение Флоренских Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по совершении молебна у памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде 20 сентября 2009 г. 14:56 20 сентября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  совершил молебен у памятника «Тысячелетие России»  в в Великом Новгороде. По окончании молебна Предстоятель Русской Церкви обратился с Первосвятительским словом к участникам торжеств, посвященных 1150-летию города. Дорогие жители города Новгорода, Ваше Превосходительство, господин губернатор, Ваше Высокопреосвященство, владыка Лев, мэр города Новгорода, дорогие владыки, отцы, братия и сестры! Я всех вас хотел бы сердечно приветствовать с юбилейными торжествами, более же всего — с самой датой 1150-летия Великого Новгорода. Стоя перед этим величественным и одним из самых древних храмов Святой Руси — Софийским собором, — мысленно переносишься в ту эпоху, когда не было вокруг собора этих красивых зданий, не было асфальтовых улиц, была совершенно другая культура жизни, но стоял этот величественный собор. И прошла почти тысяча лет с того времени, когда был этот собор освящен, а он по-прежнему остается доминантой города, и без Софии нет Великого Новгорода. Как замечательно, что как этот величественный храм, так и многие другие храмы сохранились, потому что они доносят до нас не только часть древней культуры, столь драгоценной для современного человека — они до нас доносят нечто большее. Ведь именно здесь, в этом месте восседал на своем княжеском троне Ярослав Мудрый — князь, в личности которого соединяется вся Святая Русь, вся историческая Россия: и Киев, и Новгород, и Москва, и Север, и Юг, и Восток, и Запад. Именно здесь, в этом храме Святой Софии, коленопреклоненно молился князь Александр Невский и, выйдя на паперть собора, через которую мы только что прошли, сказал слова, ставшие частью нашей национальной философии: «Не в силе Бог, а в правде», — и вместе с дружиной вышел за стены Новгородского детинца, пошел на врага и разгромил его. Это не просто памятники архитектуры и истории.

http://patriarchia.ru/db/text/745718.htm...

Сын богатых и благочестивых земледельцев Двинской волости, Андрей (мирское имя Антония), научившись грамоте и иконописанию, не имел охоты к трудам земледельческим: любым занятием его были иконописание и молитва . По смерти родителей, раздал свою часть нищим и отправился в Пахомиеву пустынь на р. Кену. Блаж. Пахомий, облекши его в иноческую одежду, держал его в своей келье. Это было в 1508 году. Удостоенный иерейства, один совершал он служение на храме (другого иеромонаха не было) и вместе с тем ходил на работы наравне с прочими; здоровье его было так крепко, что мог он трудиться на двоих. По любви к пустынному уединению, с благословения игумена, оставил он Пахомиеву пустынь и с двумя братьями Александром и Иоакимом отправился на реку Шелексну; здесь избрано место для пустынной жизни, поставлен небольшой храм св. Николая и несколько келлий. Там подвижники прожили семь лет; потом, теснимые соседними жителями, ушли еще далее на север. В глухом севере, зверолов показал пустынникам место удобное для пустынной жизни – Михайлов остров, окруженный глубокими озерами и омываемый с одной стороны рекою Сиею. Место было совершенно дикое – тундра и лес, озера и чащи «непролазные»; оленей, лисиц, медведей, волков множество, и только по временам звероловы заходили сюда, гоняясь за зверем, но еще не обитал здесь человек. Антоний поставил тут часовню и для себя с братиею хижину. Это было в 1520 году, на 42 году жизни Антониевой. Когда число учеников умножилось, двое старших из числа братии, Александр и Исаия отправились в Москву испросить у в.к. Василия дозволение занять дикое место пустынною обителью, и получена грамота. Тогда построили обширный деревянный храм св. Троицы. Местный храмовой образ написан был самим Антонием и с молебным пением поставлен в иконостасе. Однажды, после утреннего пения, оставили в храме незагашенную свечу; храм объят был пламенем, когда вся братия были на работе с Антонием; весь храм и вся утварь сгорели; осталася только Антониева икона св. Троицы. Построен новый храм и другой теплый при трапезе. По общей просьбе братии, Антоний принял звание игумена, но продолжал быть примером любви к труду. Передав управление обителью ученику своему

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Филипп II, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Колычев Фёдор Степанович) † 1569; память 9/22января, 3/16 июля и 5/18 октября, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых Родился 11 февраля 1507 года. Принадлежал к знатному боярскому роду Колычевых, которые происходили от Андрея Кобылы, боярина времён великого князя Симеона Гордого (1353) и родоначальника многих дворянских фамилий, в том числе дома Романовых. Его отец Степан Иванович, «муж просвещённый и исполненный ратного духа», попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Фёдора, окончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофий, воспитывала сына в духе искренней веры и глубокого благочестия. Юный Фёдор Колычев изучал Священное Писание и свято-отеческие книги, на которых зиждилось старинное русское просвещение. До тридцати лет Фёдор находился на службе при великокняжеском дворе. В 1537 году, после подавления мятежа князя Андрея Старицкого. который поддержали в числе других бояр и Колычевы, Фёдор тайно покинул Москву. Он в одежде простолюдина, не попрощавшись с родными, отправился на Север. Сначала был пастухом у некоего крестьянина Субботы в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами, год прожил боярский сын в Хижах и потом снова продолжил свой путь к Соловецким островам, куда так давно влекло его сердце. В Соловецком монастыре Фёдор исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет послушнических трудов игумен Алексий (Юренев), по желанию Фёдора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп, и вручил в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа/12 сентября). Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастал духовно, усиливая пост и молитву. Игумен Алексий послал его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжёлым молотом сочетал делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. По благословению игумена святой Филипп некоторое время проводил в пустынном уединении, внимая себе и Богу. Соловецкий игумен Алексий по старости и болезни сложил с себя звание игумена и указал на Филиппа как на достойного своего преемника. По избранию монастырского Собора Филипп (не позже 1547 года) был возведён в сан игумена Соловецкой обители Новгородским архиепископом Феодосием († 1563).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010