Ростовскому храму в честь великомученика Георгия Победоносца присвоен статус Главного православного воинского храма Южного военного округа 7 мая 2021 г. 13:38 6 мая 2021 года после Божественной литургии в криптовом храме в честь Сорока мучеников Севастийских Георгиевского прихода г. Ростова-на-Дону, которую совершил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , на территории прихода состоялось торжественное открытие и освящение скульптурной композиции покровителю всего российского воинства святому Георгию Победоносцу. В этот день Георгиевскому храму был присвоен статус Главного православного воинского храма Южного военного округа. На площади стоял почетный караул и были построены военнослужащие различных родов войск. Также здесь собрались ветераны Великой Отечественной войны, юнармейцы и жители города. В торжественной обстановке к присутствующим обратился командующий войсками Южного военного округа генерал армии Александр Дворников: «Сегодня исторический день. Мы открываем скульптурную композицию, посвященную всем поколениям воинов нашего военного округа. Слава Богу, российская армия возвращает исторические, духовные истоки своей силы и непобедимости. Благодаря усилиям министра обороны Российской Федерации, всех военнослужащих и ветеранов Вооруженных сил России, просто неравнодушных соотечественников в прошлом году завершено строительство и совершено великое освящение Патриаршего собора во имя Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил Российской Федерации. Открытие нашей скульптурной композиции у строящегося храма святого Георгия Победоносца — это первые шаги по приобретению духовной пристани всех поколений воинов-северокавказцев. Таким способом мы отдаем дань памяти нашим героическим предшественникам, потому что вера и надежда на помощь Божию хранятся глубоко в сердце у каждого из нас и только ждут своего часа. Для некоторых этот час наступает в период трудностей и испытаний, когда мы понимаем, что наших собственных сил не хватает. Кто воевал, тот знает на личном примере, что в окопах неверующих не бывает. А наш округ всегда будет стоять на защите Отечества…

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Исповедь 21 мин., 15.03.2024 Содержание Великий пост — это время покаяния, в которое нас призывают с особенным вниманием подойти к таинству исповеди. Но что такое исповедь и зачем она нужна? Какие виды исповеди существуют и как правильно исповедоваться? На самые частые вопросы об исповеди «Фома» попросил ответить протоиерея Максима Первозванского, клирика московского храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе, и протоиерея Игоря Фомина, настоятеля храма Александра Невского при МГИМО. Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на  foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь . Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ Зачем нужна исповедь? Исповедь — это одно из Таинств Церкви, в котором Бог освобождает человека от грехов, которые тот признал, в которых он попросил прощения при священнике-свидетеле. Исповедь лишает этот грех власти над человеком, дает ему силы, чтобы исправить свою жизнь. С точки зрения истории Церкви, первое предназначение исповеди — это примирение и воссоединение с Церковью отпадших от Бога — тех, кто от Него отрекся или совершил тяжкие смертные грехи, такие, например, как убийство, блуд, воровство. Но почему же мы говорим лишь о столь радикальных проступках? А потому, что в ранней Церкви от грубых грехов христиане всеми силами воздерживались, а в мелких, повседневных, возможно, каялись сразу же, не дожидаясь исповеди. То есть жизнь большинства христиан до поры до времени выстраивалась так, что необходимость в отдельной исповеди как регулярном таинстве не возникала: раз стал христианином, то во всем следуешь за Христом, не делаешь того, что могло бы поводом для исповеди стать.

http://foma.ru/ispoved.html

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии открытия памятника святому благоверному князю Димитрию Донскому в Москве 8 мая 2014 г. 20:02 8 мая 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев , полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов и мэр Москвы С.С. Собянин приняли участие в церемонии открытия монумента святому благоверному князю Димитрию Донскому в Москве, на пересечении Николо-Ямской и Яузской улиц. На церемонии присутствовали первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений , духовенство г. Москвы, представители государственных структур и общественных организаций. После объявления диктора о том, что в год 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Москве освящается памятник его духовному сыну благоверному великому князю Димитрию Донскому, с монумента было снято покрывало и Святейший Патриарх совершил чин освящения памятника. Его Святейшеству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков и благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе протоиерей Александр Абрамов. Пел хор храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской Слободе, регент — инокиня Иоанна (Прочко). К участникам церемонии обратились Д.А. Медведев и С.С. Собянин. Собравшихся приветствовал Святейший Патриарх Кирилл: «Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Сергей Семенович! Уважаемый Александр Дмитриевич! Дорогие участники замечательной церемонии освящения памятника благоверному князю Димитрию Донскому здесь, в Москве, на берегах Яузы! По преданию, именно в этом районе и собиралось ополчение, которое двинулось навстречу грозному врагу, чтобы на Куликовом поле принести нашему народу такую чаемую победу. Князь Димитрий Донской был еще молодым человеком. И, может быть, ему не хватало жизненного опыта, не хватало решимости. Он нуждался, несомненно, в сильной поддержке.

http://patriarchia.ru/db/text/3644127.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евгений Переславский (Елховский), сщмч. - житие ЕВГЕНИЙ Андреевич Елховский (26.02.1869, с. Пустоша Судогодского у. Владимирской губ., ныне Шатурского р-на Московской обл.- 29.10.1937, Ярославль), сщмч. (пам. 16 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), митрофорный прот. Из семьи псаломщика. В возрасте 5 лет лишился матери, воспитывался няней Матреной Прокофьевной. Окончил Владимирское ДУ (1885) и Владимирскую ДС (1891). В 1891-1895 гг. был учителем в народной школе при Уршельской хрустальной фабрике (территория совр. пос. Уршельский Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл.). Сщмч. Евгений Елховский. Икона. 2002 г. (Никольский мон-рь, Переславль-Залесский) 19 нояб. 1895 г. рукоположен во диакона, 21 нояб.- во иерея к храмам в Рыбной слободе г. Переславля-Залесского - Введенскому и Сорокасвятскому (во имя Сорока мучеников Севастийских), находившимся по обеим берегам устья р. Трубеж. Был законоучителем в местных церковноприходских школах, а также членом уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета. С окт. 1907 г. Е. по ходатайству игумении служил в переславль-залесском во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ре и был законоучителем в монастырской церковноприходской школе. В 1920 г. был арестован, но вскоре отпущен. В 1923 г., после закрытия монастыря, служил в ставшем приходским Благовещенском храме бывш. Никольского монастыря, а с апр. 1924 г.- одновременно в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского. После их закрытия служил в ц. во имя митр. Петра. В июле 1924 г. Патриархом св. Тихоном посвящен в сан протоиерея, позднее награжден митрой. Е. был знатоком и любителем церковного пения, во всех храмах, где служил, создавал прекрасные церковные хоры. Еще семинаристом в родном с. Пустоша он, обучив крестьян пению, составил церковный хор. В сент. 1930 г. был арестован, находился в тюрьме г. Александрова, в декабре того же года освобожден. 18 окт. 1937 г. Переславским райотделом НКВД арестован по делу благочинного г. Переславля-Залесского прот. Л. И. Гиляревского. Был отправлен в тюрьму в Ярославль. Е. обвинили в принадлежности к «антисоветской церковно-монархической организации». Вины не признал. 27 окт. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Ярославской обл. приговорен к расстрелу. Места расстрела и погребения Е. точно неизвестны, скорее всего они находятся близ дер. Селифонтово Ярославского р-на. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravicon.com/info-2212

Кесарий Каппадокийский. Карьерист из глубинки или сорок первый севастиец? Это было сражение. Двух философов и двух риторов. Кесарий спорил с императором – и не был побежден. Он не поддался и – победил. Юлиан шокирован такой дерзостью. 22 марта, 2013 Это было сражение. Двух философов и двух риторов. Кесарий спорил с императором – и не был побежден. Он не поддался и – победил. Юлиан шокирован такой дерзостью. Кесарий Каппадокиец, врач… 9 марта/22 марта — день его памяти, вместе с воинами-мучениками Севастийскими. Знаменитыми Сорока мучениками. О нем почти никто не знает; о нем вспоминают от силы один раз в год те, кто заглядывает в церковный календарь. Его имя обычно теряется и в сиянии подвига сорока севастийцев, и в славе его знаменитого старшего брата, святителя Григория Богослова. Святые мученики Артемий, Евгений и Макарий перед императором Юлианом Отступником. Мартиролог, Константинополь, кон.13 в. Трудно, если не невозможно, найти его икону. Его нет среди «собора целителей» — как и многих его собратий по искусству, впрочем. Как составлялись эти списки? По принципу – «те, кто помогает?»…Очевидно, он «помогает» плохо. Как и Александр Галльский – мученик из «Церковной истории» Евсевия. …Младший брат – это почти приговор судьбы. Особенно, если старший гениален. Но судьбы нет. Так сказал мученик Трифон судье… Младшему брату положено оставаться в тени и помогать старшему в трудах. Не затеняет ли мощная, почти эпическая фигура свт. Василия Великого его братьев свт. Григория Нисского и свт. Петра Севастийского? Рядом с Василием неразлучно стоит его друг, Григорий – поэт и богослов, «не умеющий жить» идеалист и интеллигент четвертого века. Из его слова – надгробного!- как и из нескольких разрозненных замечаний в его трудах, мы знаем о младшем брате. Что вынудило Кесария бежать из отчего дома в Новый Рим? Почему, невзирая на требования строгого отца – Григория старшего – он оставался там? Не загадка ли перед нами, не семейная ли тайна? Крутой ли характер отца – о котором даже Григорий говорил в «Похвальном слове» на его могиле – был тому причиной? Старший брат, в отличие от младшего, был послушен – пусть со слезами, со стенаниями – но он принял иго и управления имением (Какой, в самом деле, помещик-крепостник из Григория Богослова?!) и пресвитерства – а потом и епископства. Григорий, ребенок, вымоленный у Бога кроткой Нонной, не мог противиться тем, кто отрывал его – помимо его воли – от милой его сердцу созерцательной жизни.

http://pravmir.ru/kesarij-kappadokijskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXVIII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXVIII ИСТОРИЯ БИБЛЕЙСКАЯ одна из церковных дисциплин, предметом к-рой является описание исторических циклов в библейском повествовании в соотнесении с мировой историей ИСТРИН Василий Михайлович (1865-1937), российский филолог, лингвист, историк древнерус., древнеслав. и визант. лит-ры ИСТУКАРИЙ мч. (пам. 3 нояб.) - см. в ст. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др. мученики Севастийские ИСХИРИОН (IV в.), вмч. (пам. копт. 7 паоне/бауна (эфиоп. 7 санэ; 1 июня), один из самых почитаемых святых Коптской Церкви ИСХОДА ОБЩЕСТВО протестант. движение, возникшее в Германии в нач. XIX в. и получившее широкое распространение в России 67-340 67-115 115-165 166-225 225-312 312-340 «ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА» «Итальянская легенда», название, к-рое исследователи дали рассказу о равноапостольных Кирилле и Мефодии, об обретении ими останков римского еп. (папы) сщмч. Климента I 340-341 341-355 ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви 355-356 356-358 358-362 ИУВЕНАЛИЙ (Говорухин Иаков Фёдоров; 1761-1796), сщмч. (пам. 7 авг.- в Соборе Валаамских святых, 2 июля, 24 сент.- в Соборе всех святых Аляски, 12 дек.- в Соборе первомучеников Американской земли), иером., миссионер 362-367 ИУВЕНАЛИЙ (Масловский Евгений Александрович; 1878 - 1937), архиеп. Рязанский и Шацкий, сщмч. (пам. 11 окт., в Соборе Курских святых, Соборе Рязанских святых и Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской) 367-370 ИУВЕНАЛИЙ (Половцев Иван Андреевич; 1826-1904), архиеп. Виленский и Литовский, подвижник благочестия 370-374 374-375 ИУДА прав. (пам. в Неделю св. праотец), 4-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Лии, родоначальник одноименного колена Израилева; название территории вокруг Иерусалима и к югу от него - место обитания колена И. 375-379 380-389

http://pravenc.ru/vol/xxviii.html

Профессор Любен Пражков: " Каждый новый раскрытый фрагмент сулил нам новое маленькое чудо " HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александра Никифорова Профессор Любен Пражков: " Каждый новый раскрытый фрагмент сулил нам новое маленькое чудо " В далеком 1968 г. начинающий реставратор Любен Пражков работал в Рильском монастыре. Как-то к нему подошел священник из города Рила и сказал: “Давай к нам, Любчо! У нас церковь тоже старинная!” Пражков приехал, осмотрел храм, ковырнул штукатурку на стене и обомлел — нижний слой, по-видимому, довольно древний. С этого момента и до начала финансирования реставрации, раскрывшей фрески XI-XII вв., в 1995 г. прошло 27 лет. / ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ ЛЮБЕНОМ ПРАЖКОВЫМ, ОСНОВАТЕЛЕМ ШКОЛЫ ЦЕРКОВНОЙ РЕСТАВРАЦИИ В БОЛГАРИИ В далеком 1968 г. начинающий реставратор Любен Пражков работал в Рильском монастыре. Как-то к нему подошел священник из города Рила и сказал: " Давай к нам, Любчо! У нас церковь тоже старинная! " Пражков приехал, осмотрел храм, ковырнул штукатурку на стене и обомлел - нижний слой, по-видимому, довольно древний. С этого момента и до начала финансирования реставрации, раскрывшей фрески XI-XII вв., в 1995 г. прошло 27 лет. За последниие три-четыре десетилетия реставраторы открыли несколько уникальных средневековых памятников на территории современной Болгарии. В научный обиход были введены ротонда св. Георгия в Софии вв.), церкви св. мч. Дмитрия в с. Паталеница в.), св. Иоанна Богослова Земенского монастыря в.), в Колуше в.), базилика свт. Николая в Мелнике в.), раскрыты фрески в храме Севастийских мучеников в Велико Тырново (1230 г.), фрагменты живописи в Боянской церкви (1259 г.), росписи в соборной церкви в с. Иваново в.), в часовне Хрелевой кулы Рильского монастыря (1335 г.) и многие другие. В результате продолжительных и сложных реставрационных работ были обнаружены неизвестные части ансамблей Драгалевского (1476 г.), Кремиковского (1493 г) и Илиянского (1550 г., в.) монастырей, храмов св. Петки в Несебре, св. Дмитрия в Арбанаси (оба в.).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Храм Илии Пророка (Иваново) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Илии Пророка в бывшем с. Воробьево построен в 1838-42 гг. на средства купца Александра Алексеевича Лепетова. Редкий для Иваново памятник культовой архитектуры позднего классицизма с оригинальной объемной композицией. Содержание История [ править править код ] История храма Святого пророка Илии переплетается с историей города Иваново. Возле села Иваново первой стала формироваться Ильинская слобода. Выходец из местных крестьян крупный купец Александр Лепетов вложил деньги в сооружение храма. Закладка его состоялась в 1838 г. В 1842 г. новопостроенная церковь была освящена в честь Илии пророка. Здание - типичный памятник классицизма. Северный и южный фасады оформлены четырехколонными портиками. Центральный объем храма слагается из куба основания и венчающего цилиндра, завершенного пятиглавием. С западной сторны к храму примыкает колокольня. В 1893 г. на средства фабриканта А.И. Гарелина, внука А. Лепетова, по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского была проведена внутренняя реконструкция храма: разделенные стеной летнюю и зимнюю половины храма соединили в единое помещение. В приделах Рождества Богородицы и Сорока мучеников Севастийских (существующих и поныне) установили новые иконостасы. Настенную живопись выполнили знаменитые палехские художники Белоусовы. Основатели Ильинской слободы славились делами милосердия и благотворительности. Мария Александровна Гарелина, супруга Александра Ивановича Гарелина, внука А. Лепетова, занималась благотворительной деятельностью. На фабрике, руководимой ее мужем, была создана социальная сфера, охватывающая всю жизнь человека от рождения до смерти. Во время русско-японской войны Мария Александровна возглавляла Иваново-Вознесенское благотворительное общество: для жителей города были организованы столовая, ясли, богадельни для престарелых. Первым священником, возглавлявшим приход с 1842 по 1852 г., был Алексий Егорович Покровский. С 1852 по 1904 г. настоятелем храма являлся зять свящ. Алексия Покровского протоиерей Григорий Афанасьевич Лепорский.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Илии_Прор...

Храм в честь 40 Севастийских мучеников заложен в Краснодаре 13 июня 2023 г. 15:17 12 июня 2023 года митрополит Екатеринодарский и Кубанский Григорий совершил чин закладки храма в честь 40 Севастийских мучеников. Храм возводится в новом жилом микрорайоне «Самолет» города Краснодара. Сейчас прихожане молятся в небольшом деревянном храме в честь 40 Севастийских мучеников, расположенном неподалеку от места строительства. Под новые своды смогут вместиться около 700 прихожан. Вместе с митрополитом Григорием на торжественный чин закладки камня прибыли благочинные и настоятели краснодарских храмов. За богослужением молились руководители и строители компании-застройщика «Догма», прихожане и гости. Митрополиту Григорию сослужили благочинный 2-го Краснодарского городского округа протоиерей Александр Игнатов, настоятель храма иконы Божией Матери «Целительница» города Краснодара протоиерей Евгений Хаджипараш, благочинный 1-го Краснодарского городского округа протоиерей Богдан Черных, клирик Свято-Троицкого собора города Краснодара протоиерей Димитрий Ветошкин, настоятель храма 40 Севастийских мучеников иерей Давид Хачатурян. Диаконский чин возглавил диакон Андрей Тесля. Владыка совершил освящение воды и елея, окропив святой водой памятную доску, которая будет заложена в основании фундамента в алтарной части нового храма. После чтения особых молитв митрополит Григорий вместе с настоятелем храма иереем Давидом Хачатуряном и руководителем строительной компании «Догма» Денисом Морозовым установили памятную плиту. Владыка полил ее освященным елеем и нанес первые мазки бетона. Затем взять мастерки и положить бетон на плиту смогли все желающие. Также в основание храма вокруг памятной плиты были вложены 10 небольших камней, привезенных из святых мест — Иерусалима, Святой горы Афон и других. Настоятель храма иерей Давид Хачатурян окропил камни и фундамент святой водой. Митрополит Григорий и Денис Морозов отметили важность возведения храма в этом новом микрорайоне Краснодара.  Кубанская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Валерий Севастийский, мч. - житие Валерий Севастийский (ум. ок. 320) - один из сорока севастийских мучеников. Сорок Севастийских мучеников — воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии. Православная церковь отмечает их память 22 марта (9 марта по юлианскому календарю). Воины были родом из Каппадокии (ныне на территории Турции) в составе римского войска, стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам. После их отказа римские воины вечером их раздели и поставили в покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако забежав туда, сразу умер. Один из римлян — Аглай — видя стойкость духа христиан сам разделся и присоединился к стоявшим в озере. По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Имена мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого Поста и совершается Литургия преждеосвященных даров. 9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Валерий Севастийский, мч. " .

http://pravicon.com/info-1896

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010