Глава 1. Родословие Смарагда (Крыжановского) 1 Представляется невыясненной генеалогия архиепископа Смарагда и его рода – Крыжановских. В данном отношении несомненно, что этот архипастырь был (второй) сын священника Михайловской церкви в селе Великой Березянке, Таращанского уезда, Киевской губернии, Петра Михайловича Крыжановского и жены его Анны Васильевны (священнической дочери), родился в 1796 году 9 марта, в воскресенье, и наречён при крещении 10 числа 2 Александром в честь одного из воспоминаемых 9 марта сорока Севастийских мучеников, как имя другого – Смарагда – он получил 29 августа 1819 года (в пятницу) при пострижении в монашество. Но кто и какой крови были его предки, – это поныне не разгадано с определённостью. Здесь существует твёрдое и распространённое убеждение, что данная фамилия Крыжановских была еврейского происхождения. Эта мысль является настолько традиционной и прочной, что должна служить точкой отправления и предметом проверки в рассматриваемом вопросе. В подкрепление этого тезиса обыкновенно выдвигают само-свидетельство Смарагда. Так, С.Д. Карпов во введении к «Запискам И.С. Жиркевича» голословно сообщает, будто Смарагд «о происхождении своём никогда не говорил и избегал этого разговора», но раз – по поводу ссылки известного Иосифа Семашки на своё дворянство – резко возразил: «ничего тут нет удивительного, что вы, владыка, из дворян, да попали в архиереи; а вот мой дед был еврей, бабка с голоду жевала пырей, отец – иерей, а я – архиерей» 3 . Такое крылатое изречение через (случайное) посредство «Волынских Епархиальных Ведомостей» (1878 г., 11, стр. 452 прим.) попало в ежемесячный сборник «Древняя и новая Россия», где † П.А. Гильтебрандт усомнился в его истинности, полагая, что «это было сказано для красного словца, и рифма требовала обратить деда в еврея» (1878 г., 11, стр. 259). Вскоре, однако, г. Лев (Степанович) Мациевич внёс существенную поправку, которую П.А. Гильтебрандт опубликовал (ibid. 1879 г., 2, стр. 166) в следующем виде: «Отец г. Мациевича, воспитанник Старой Киевской Академии, 83-летний старец-священник, ещё доселе (тогда) здравствующий (здравствовавший), очень хорошо знал Смарагда по Киеву, а также его отца и брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Греческая Церковь чтит память св. Аттика, Константинопольского патриарха 8 января, а наша отечественная Церковь воспоминает его в числе преподоб. отцев в субботу сыр­ной недели (Постн. Триодь, Канон, в суб. сырн. недели) 1 . В наших Четьи Минеях и прологах нет никаких сведений об этом преемнике св. Златоуста. По низложении и ссылки св. Иоанна Златоуста , в начале июня 404 г., на его кафедру был избран Константинопольский пресвитер Арзаций. Он был брат Нектария, бывшего прежде Златоуста Константинопольским патриархом. Арзаций был глубокий старик (80 лет) и недолго управлял паствою, он скончался 11 ноября 405 г. По смерти Арзация, явилось много искателей патриаршей кафедры, из-за чего произошло замедление в избрании патриарха. В начале 406 года был избран пресвитер Аттик, которого предпочли всем другим претендентам на патриаршую кафедру. Аттик родом был, из Севастии, что в Армении; с юных лет вел подвижническую жизнь, под руководством македонских иноков. Перед этим временем в Армении Евстафий епископ Севастийский распространял еретическое учение о св. Духе, подобно Македонию, и Аттик был снача­ла увлечен ею; впоследствии обратился к православию, был удостоен пресвитерскаго сана; но к сожалению, по словам Созомена , примкнул к партии врагов Златоуста (Созомея. ц. ист. к. 8. 2G). Папа Иннокентий 1-ый, признавая поставление Аттика на патриаршую кафедру противо каноническим, так как жив был еще св. Златоуст, отлучил его от церковного общения. Аттик с 407 г., по смерти св. Злато­уста, по словам Барония, искал случая примириться с римским епископом, но достиг этого уже в 412 г., когда, по требованию папы, внес имя св. Златоуста в диптих своей церкви и побудил к тому же Кирилла, епископа Александрийского (Бароний 412 г. 47 стр.). Впрочем Сократ говорит иначе, почему Аттик внес имя св. Златоуста в диптих. «При епископе Аттике удивительно как про­цветали дела церкви – часто потому, что он управлял ими благоразумно, а частию и потому, что своими поучениями возбуждал народ к добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы 19 раз в Москву ездили, чтобы Церкви Покровский собор вернули» Беседа с протоиереем Игорем Балабановым. Часть 1 16.11.2020 700 Время на чтение 17 минут С протоиереем Игорем Балабановым – настоятелем храма первоверховных апостолов Петра и Павла в уральском городе Талица, который не закрывался даже в самые безбожные времена, – я заочно познакомился лет пять назад, когда собирал материалы о возрождении Православия в Камышлове. Одной из старейших прихожанок нашего храма была Валентина, с ней Игорь, тогда алтарник первой открытой после революции церкви в Камышлове – домового храма 40 Севастийских мучеников, несколько раз ездил в Москву – за разрешением сделать к церкви пристрой и чтобы добиться возвращения верующим главной городской святыни – кафедрального собора Покрова в Камышлове. А такие инициативы в советское время были делом опасным, почти антигосударственным. В храме Петра и Павла, расписанном итальянскими мастерами-иконописцами, привезенными в Талицу уральским промышленником Альфонсом Фомичом Поклевским-Козелл – прототипом Ляховского в романе «Приваловские миллионы» Д. Мамина-Сибиряка, – отец Игорь служит уже больше 30 лет. За это время он отреставрировал церковь, восстановив уникальный иконостас, родил троих и усыновил шестерых детей, завел на приходе большое хозяйство с лесопилкой и скотным двором и создал приют для одиноких пожилых людей. Я приехал к отцу Игорю в гости, где за домашней трапезой и чаем записал для читателей портала Православие.Ru это интервью. На празднике Благовещения в Петропавловском храме, настоятель отец Игорь Балабанов в центре «Я пришел к вере благодаря маме» – Отец Игорь, давайте с самого начала. В детстве вы были примерным мальчиком? – Вряд ли в детстве меня можно было назвать послушным ребенком, скорее сорванцом и хулиганом. В нашей семье было шестеро детей, я был первенцем. Наши родители – простые рабочие из Артемовска, мама Александра работала токарем на заводе. Она часто работала в две смены, и тогда нас оставляли ночевать в садике. Я был предоставлен самому себе и большую часть времени проводил на улице в компании таких же особо никому не нужных ребят. Это мало способствовало приобретению добрых навыков: я прогуливал уроки, предпочитая проводить время с ребятами на речке. А с третьего класса начал курить.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/16/my__ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Родной батюшка 28.12.2005 480 Время на чтение 9 минут Протоиерей Евгений Федорович Пелешев - батюшка знаменитый на всю Печерскую округу. Его знает и стар, и млад, он уже пятьдесят лет в сане, пятьдесят лет исповедует, причащает, венчает, окормляет, утешает свою многочисленную паству. А несколько лет назад отец Евгений написал интереснейшую книжку о насельниках Свято -Успенского Псково -Печерского монастыря, рядом с которыми выполнял свои послушания. Получился такой " монастырский бестселлер " , книжку нигде не купить - раскупил народ православный. Батюшка внешне похож на генералиссимуса Александра Васильевича Суворова: седой хохолок, небольшая бородка, быстрый и веселый взгляд, шутки - прибаутки, легкая походка почти бегом, но есть твердость и любовь в каждом его шаге по этому бескрайнему полю людской радости и скорби, по этой трудной дороге к спасению. 26 декабря у батюшки именины, ему исполняется 75 лет в день пяти севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Информационная служба поздравляет дорогого нашего протоиерея Евгения Пелешева! Молится о милости Божией нашему батюшке в служении ко Господу, желает здравия: Многая лета! Мы предлагаем нашему читателю интервью с отцом Евгением, которое он дал Информационной службе Псковской епархии 17 декабря, на Варвару Великомученицу. Отец Евгений: Книжку Воспоминаний о насельниках Псково - Печерского монастыря наш Наместник Архимандрит Тихон (Секретарев) передал Святейшему Патриарху. Святейший прочитал и велел ее прочитать по православному радио " Радонеж " . Очень люблю Великомученицу, ведь тридцать лет я служу в ее церкви, Варваринской. А до этого двадцать лет в Залесье. Это, видимо, Промысел Божий, когда умер отец Петр, а он был чистый эстонец, тогда никого не нашлось, кто бы мог служить по - эстонски в церкви св. Варвары. Приход здесь сильный, сету много было. Наш Архиерей, тогда Владыка Иоанн (Разумов) назначил меня служить по - эстонски, а когда я поехал к уполномоченному оформляться, он кулаком по столу стукнул и говорит: " Так я и знал, хочется мне вас посадить " . Один из моих соседей ему доносил, что я хожу по домам и служу, тогда в 1975 году это было запрещено. Но он меня все равно зарегистрировал, раз Владыка назначил на приход. Итак, Слава Богу, все прошло спокойно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Ишим. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий храм Карта и ближайшие объекты В 1826 году «градо-Ишимские прихожане» обратились в местное духовное правление с просьбой о дозволении выстроить на кладбище «вновь деревянную на каменном фундаменте во имя Живоначальной Троицы церковь, по приложенным плану и фасаду». Тобольская духовная консистория согласилась с этим предложением. 21 января 1827 года оно было утверждено на заседании Святейшего Синода. В 1834 году ишимский купец Василий Еманаков обращается в консисторию как староста уже существующей церкви с просьбой об определении к кладбищенской церкви особого причта. Ему отказывают. И лишь в 1838 году настойчивый проситель добился компромиссного решения: к Богоявленской церкви определили четвертого священника с тем чтобы клирики собора «исправляли священнослужение поочередно и в кладбищенской церкви». Будучи деревянной, она сгорела в январе 1840 года. К 1842 году на средства того же купца отстроена новая каменная Троицкая церковь. Освящена 4 февраля 1843 года. Известный купеческий род Еманаковых стал попечителем и нового храма. Так, храмоздателями называются купеческие сестры девицы Параскева и Наталья Федоровны. Кроме того, на их же средства отстроены и два каменных дома для причта. В 1872 году купцом 1 гильдии Олимпием Александровичем Еманаковым возведен с южной стороны придел в память Сорока мучеников Севастийских; северный придел устроен в 1882 году на средства купеческой жены Марии Ивановны Еманаковой, «с помощью прихожан». Троицкая церковь занимала в градостроительном отношении очень удачное местоположение. Построенная на возвышении, окруженная ожерельем из четырех часовен и кованой оградой с мраморными столбиками на кирпичном основании, она подчиняла себе обширнейшую Базарную площадь, раскинувшуюся к тому времени в новом торговом центре города, который развивался к северу от Киселевского мыса. При этом здание было относительно невысоким, одноэтажным, выстроенным в строгом стиле классицизма. Обширный в основании, полностью перекрывавший основное помещение храма низкий четырехгранный купол был окружен с востока, севера и юга небольшими куполами, также увенчанными миниатюрными маковками с крестами. Даже двухъярусная колокольня с высоким шпилем была массивной и приземистой.

http://sobory.ru/article/?object=26239

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Никита (Делекторский). Фотография. 30-е гг. XX в. (Делекторский Федор Петрович; 22.12.1876, г. Покров Владимирской губ.- 19.11.1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских), еп. Орехово-Зуевский. Из семьи священника. В 1897 г. окончил Владимирскую ДС по 2-му разряду и с 1 сент. того же года был направлен законоучителем в двухклассное уч-ще Министерства народного просвещения при фабрике Южской мануфактуры в Вязниковском у. Владимирской губ. В 1898 г. женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери протоиерея Христорождественского собора г. Александрова. 3 авг. 1898 г. Федор был рукоположен во иерея ко храму переславль-залесского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря , обращенного в том году из заштатного мужского в общежительный женский. Первыми насельницами обители стали монахини, переведенные из александровского в честь Успения Божией Матери женского монастыря . В 1901-1907 гг. одновременно с настоятельством в монастырском храме свящ. Ф. Делекторский состоял с 1901 г. членом Ревизионного комитета при Переславском ДУ, а также являлся с 1905 г. законоучителем церковной школы Николаевского жен. мон-ря и с 1907 г. законоучителем и заведующим Успенской церковноприходской школой в Переславле-Залесском. В 1903 г. награжден набедренником. В 1904 г. была опубликована отдельной брошюрой написанная им история Николаевского мон-ря. 17 окт. 1907 г. освобожден от всех должностей и переведен священником к Введенской ц. и ц. св. Сорока мучеников Севастийских в Рыбацкой слободе Переславля-Залесского. 22 авг. 1909 г. уволен по прошению за штат и 31 авг. того же года стал вольнослушателем МДА. 16 янв. 1910 г., выдержав дополнительные испытания по богословским предметам семинарского курса при Холмской ДС, утвержден в звании студента семинарии.

http://pravenc.ru/text/2565370.html

Насколько известно, арианство не приобрело среди здешнего епископата видных сторонников. Каппадокия, для которой, правда довольно поздно, пришло время чем-либо отличиться, явилась тогда рассадницой значительного числа авантюристов в церковной жизни, которые прославились за её пределами, пользуясь покровительством императорской полиции: таковы Григорий и Георгий, александрийские антипапы, и Авксентий миланский, Астерий, читавший лекции во времена Ария, а также Евномий, последний оракул арианской секты, тоже были уроженцами Каппадокии. Однако эти знаменитости, по-видимому, не стяжали себе больших симпатий на родине. Лица, которые по народному избранию занимали здесь епископские кафедры, были менее передового образа мыслей. Во время Никейского собора епископы анкирский и кесарийский, Маркелл и Леонтий, показали себя решительными противниками Ария. В тианской, амасийской, неокесарийской, севастийской церквах и вообще в Понте и средней Малой Азии соблюдалось единство вероучения 578 . После Маркелла анкирского, перешедшего меру в понятии об единосущии, на анкирскую кафедру был избран Василий, который сначала находился в рядах противников св. Афанасия, но в конце концов сделался главой реакции против арианства и подвергся за то преследованию. Его преемник, другой Афанасий, воспользовался первым случаем, чтобы заявить о своей преданности никейской вере, и никогда не изменил этой позиции. В Кесарии епископ Леонтий был замещен одним из своих клириков, Гермогеном 579 , – тем самым, которому была поручена в Никее редакция знаменитого символа 580 . Дианий, который наследовал ему (до 340 г.), был человеком слабохарактерным, в сущности православным, но неспособным отказать в своей подписи, когда у него требовали ее от имени господствующей партии или правительства. Он находился во главе тех «Восточных», которые в 340 году написали из Антиохии дерзкое послание к папе Юлию и низложили его на схизматическом соборе в Сардике 581 . Не видно, чтобы Дианий выступал за или против Василия анкирского в 358 году, но два года спустя он подписал, подобно многим другим, риминийско-константинопольскую формулу. Один из подведомственных ему епископов, тоже прекраснейший человек, епископ назианский Григорий, отец того Григория, который обессмертил имя этого местечка, имел слабость поступить так же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вселенские соборы «Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определения, «оросы» вселенских соборов не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанного гроба навеки закристаллизованной и окаменелой истины. Наоборот, это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная, в ее неудержимых и беспредельных поисках ответов на теоретически-богословские и прикладные жизненно-практические вопросы» — определяет Каратшев суть догмата, историческое развитие, которого он прослеживает во «Вселенских Соборах». «Вселенские соборы» Каратшева — классика церковной историографии, фундаментальный труд по истории Вселенских соборов — периода, когда складывалась догматика Церкви, определялась её историческое лицо. «Вселенские соборы» характеризует широкий охват проблем, принципиальная честность и свобода. Карташёв не боится видеть неприглядных страниц истории Церкви, всю сложность её истории, что не мешает ему видеть веяние Духа в этой истории. «Вселенские соборы» Каратшева —  не только изложение событий, но и попытка их богословского анализа. А. В. Карташев . Вселенские Соборы . Оглавление .   От редакции. Предисловие . I Bceлehckuй собор в Никее 325 г . Арианство. Внешний ход событий. Антиохийский собор 324-325 гг. Вселенский собор в Никее. Процедура собора. Пределы Никейского богословствования. Непосредственные итоги Никейского собора. Антиникейская реакция. Отступление Константина. Борьба св. Афанасия. Тирский собор 335 г. Маркелл Анкирский. Богословствование Маркелла. После Маркеллова соблазна. Наследники Константина. Интервенция папы Юлия. Антиохийский собор 341 г. Итоги Антиохийских соборов. Сердикский собор 342-343 гг. Сердикский собор без «восточных». Фотин. Церковная политика Констанция. Сирмийские формулы. Собор 353 г. в Арле. Миланский собор 355 г. Погоня за Афанасием. 2-я Сирмийская формула и ее последствия. Группировки «восточных». Аномеи. Поворот «восточных» к Никее: омоусиане. «Вселенский собор» в Ариминиуме—Селевкии. В Селевкии Исаврийской (359 г.). Александрийский собор 362 г. Антиохийский Павлинианский раскол. Борьба партий после Юлиана. Свобода борьбы партий. Церковная политика Валента (364-378 гг.) на востоке. Переход омоусиан к Никейской вере. Предварительный собор в Тианах. Пневматохи. Изживание арианства на западе. Великие каппадокийцы. Организаторский подвиг Василия Великого. Помеха делу — Антиохийский раскол. Евстафий Севастийский. Победа православия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Покров. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Покров — одно из древнейших поселений вятичей на по­дольской земле. В 1559 г. царь Иван Грозный отдал погост с церковью Данилову монастырю на поминовение своей грешной души более чем на сто лет. В 1730-х гг. по указу Синодального казенного приказа протопоп Иоанн Максимов построил в селе храм из белого камня в честь Покрова Богородицы с приделом во имя сщмч. Власия. В 1845-1856 гг. стараниями священника Александра Успенского на средства прихожан построили новый каменный храм по проекту арх. Дмитрия Гущина. Церковь имела приделы: правый — в честь свт. Модеста, архиепископа Иерусалимского, и сщмч. Власия, епископа Севастийского; левый — в честь праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. В 1894 г. при церкви имелись библиотека, богадельня, позже — Покровское общество трезвости, церковноприходская школа. С 1937 г. богослужения в храме прекратились, здание использовали под мастерские и склад. В 1992 г. храм вернули верующим. 9 сентября 2001 г. его удостоил великого освящения Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. История храма Покровский храм в селе Покровском (расположен на границе села Покровского и деревни Юдановка), что в окрестностях поселка Вороново Новой Москвы (до 01.07.2012 Подольского района Московской области) построен в 1722-1726 гг. В то время здесь располагалась усадьба видного деятеля петровского времени Василия Ивановича Стрешнева. Боярин занимал при дворе чин стольника. Род Стрешневых известен тем, что из него происходила царица Евдокия, жена Михаила Феодоровича Романова. Петр Великий в 1703 г. приступил к возведению своей северной столицы и в силу этого, с целью привлечения всех резервов, по стране было запрещено каменное строительство. Нарушителей царского указа подвергали ссылке и конфискации имущества. Однако Стрешневу, как достаточно влиятельному и приближенному к императору человеку, удалось получить особое разрешение, в виде исключения, на строительство каменного храма в своей усадьбе. Тут следует упомянуть, о документальном свидетельстве, относящемся к истории Покровского храма. В Архиве древних актов хранится подрядная запись о том, что в 1703 г. стольник Иван Родионович Стрешнев заказал иконописные работы для иконостаса села Покровское Московского уезда . Освящение церкви состоялось в 1728 г. 

http://sobory.ru/article/?object=03716

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2006 15 мин., 11.04.2006 1-я страница обложки – портрет актера и кинорежиссера Никиты Михалкова (фото Сергея Тетерина). Пролог: (на заставке – фото Евгения Глобенко) Федор Тютчев . « Над этой темною толпой …» (Стихотворение. 1857)//Фома. - – ноябрь 2006. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Анонсы : С.4. Вопрос номер один: (на заставке – Нижегородский Кремль. Бойница в крепостной стене. Фото Виталия Каплана) Есть ли у России враги и кто они? //Фома. - – ноябрь 2006. – С.5-9. – (рубрика « Вопрос номер один »). На вопрос отвечают: Епископ Серафим (Сигрист), США. Тьма внутри человека /Фото Евгения Глобенко. – С.7; Священник Дионисий Поздняев , настоятель общины святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге, Китай. Россия должна служить Церкви /Фото Ирины Чудновой. – С.7; Протоиерей Владимир Сорокин , настоятель Князь-Владимирского собора, благочинный Центрального округа, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, Санкт-Петербург. Главные враги России – зависть и лень. – С.7; Священник Максим Первозванский , клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», Москва. Наш враг – отсутствие единства. – С.8; Священник Александр Пелин , ректор Саранского духовного училища. Неправильно понятая страсть . – С.8; Священник Игорь Выжанов , секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Москва. Наш враг – скептицизм в отношении самих себя /Фото Зои Печоркиной. – С.9; Протоиерей Антоний Ильин , настоятель Свято-Никольского Собора в Брюсселе, секретарь Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, вице-президент Европейского Русского Альянса. У России должны быть национальные интересы. – С.9. Грани: Грани (…интернета, …взаимодействия, …прессы, …археологии, …сотрудничества, …праздников)/Подготовил Алексей Соколов; Фото Д. А. Ерикова//Фома. - – ноябрь 2006. – С.10-11. – (рубрика « Грани »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-43-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010