Новокрещены не ладили с некрещеными, да и русские военные команды не всегда соблюдали привилегии новокрещенов. Некрещеная мордва сильно была недовольна ревностною деятельностью Димитрия Сеченова: в Терюшевской волости избили священника, приехавшего их крестить, а команду, посланную для собрания недоимок, которые приходилось платить некрещеным за крещеных, настращали до того, что она находилась некоторое время в уверенности близкой смерти. Так доносило духовенство; мордва же, напротив, жаловалась, что Димитрий Сеченов принуждает креститься силою, держит непокорных в кандалах и колодках и подвергает побоям; крестят их, погружая связанными в купель; архиерей пожег их кладбище, и многие, спасаясь от таких разорений, скитаются по лесам, отчего нечем платить им казенных доходов и помещичьих оброков. Подобные жалобы последовали от чувашей Ядринского и Курмышского уездов на игумена, протопопа, дьячков и монастырских крестьян . Легче шло распространение христианства между калмыками, потому что между ними одна ханша, вдова Дундука-Омбо, с детьми приняла св. крещение; от нее происходит фамилия князей Дондуковых. При ставропольской крепости поселены были крещеные калмыки, и у них были поставлены священники, отправлявшие православное богослужение по-калмыцки. Еще при Анне Ивановне заведенные калмыцкие школы имели от 20 до 30 учеников каждая. Все крещеные калмыки состояли по гражданской части под ближайшим управлением ставропольского командира, подчиненного оренбургскому губернатору, и могли заниматься земледелием, ремеслами и торговлей, а некоторые, наравне с некрещеными, вели и кочевой образ жизни. Калмыкам дозволялось кочевать в своих кибитках только до левой стороны Волги, а на правый берег не переходить. Каждый калмык, принимавший крещение, если был зайсанг, т.е. господин, получал по пяти рублей с семьею, а рядовой - по 2 р. 50 коп., холостой же - только половину этой суммы . Сенат, по жалобам инородцев, несколько раз подтверждал распоряжение, чтоб их не крестили насильно, но, как видно, такие распоряжения не исполнялись в точности, потому что в 1750 году татары Казанской губернии опять подавали жалобы, что их крестят насильно. В губерниях Казанской, Астраханской и Воронежской запрещено было строить новые мечети, хотя в этих губерниях было много исповедовавших мусульманство. В Сибири такое запрещение последовало в 1744 году относительно селений, где некрещеные были перемешаны с новокрещеными, но потом дозволили строить мечети в полуверсте от жилых мест. Не только мечети, но и неправославные христианские церкви подвергались такому же гонению: так, по всей России указано было уничтожить армянские церкви, кроме Астрахани.

http://sedmitza.ru/lib/text/443426/

Но папа и мама до сих пор ничего не знали и волновались в далекой Москве, недоумевая, куда я опять исчезла. Из Бортсурман я, конечно, поехала прямо к ним, и первым делом мы устроили домашний благодарственный молебен перед иконой святого праведного Алексия, которую я привезла от его мощей, с чтением акафиста и канона в его честь. А потом мы не могли наговориться, удивляясь Промыслу Божиему и Его неисповедимым путям... Кончился август, началась обычная московская рабочая жизнь, но я чувствовала, что она уже никогда не будет такой, как прежде. Недавние чудеса, упавшие с неба, перевернули мой мир, преобразили его нездешним светом, и к этому свету невозможно было привыкнуть. Чувство бесконечной благодарности Богу подчеркивало и усугубляло ощущение собственной малости, своего недостоинства и абсолютной незаслуженности чуда, которое со мной стряслось - именно стряслось, как вулкан, как землетрясение, как разверзшиеся небеса. Я понимала, что никогда не смогу придумать никакого равновеликого ответа на то благословение Божие, которого я сподобилась в своей жизни. Я чувствовала, что теперь должна как-нибудь послужить, принести какую-то пользу, и стала молиться, чтобы Господь показал мне, чем именно я могу пригодиться, чтобы Он подсказал, что же мне теперь делать. Еще одно чудо в Бортсурманах Едва дождавшись следующих каникул, я стала собираться в новое далекое путешествие - в город Ульяновск, в надежде, что в симбирском архиве найду сведения о священниках Вигилянских, в судьбах которых еще оставалось много вопросов. Я уже смела уповать на то, что на этом пути окажусь под крылом Божиим, под заступничеством, под руководством, и верила, что путешествие не будет бесплодным. В симбирском архиве время опять потекло по-другому - я назвала это движение «вперед, в прошлое»: чем глубже я погружалась в былое, тем ближе продвигалась к самой себе, к чему-то главному в своей жизни. Меня ждала новая радость: клировые ведомости церквей Курмышского уезда за все годы XIX века уцелели! Многие считали, что эти документы сгорели во время пожара; кроме того, из-за переформирования губерний в области и уездов в районы произошла путаница, и было совсем непонятно, в каком архиве искать драгоценные сведения. Но они были здесь, и я их читала!

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/29/ne...

Вслед. длительного процесса ассимиляции и прежде всего перехода в Православие численность мусульм. населения Подмосковья сокращалась. К нач. XX в. в Москве насчитывалось ок. 5 тыс. мусульман (гл. обр. татар), в Московской губ. их было вдвое меньше. Треть подмосковных мусульман проживала в Московском у., в др. городах и уездах губернии их число колебалось от неск. десятков до 100 чел. Небольшое количество нетатар. мусульм. населения некомпактно проживало в Подмосковье. Несмотря на малочисленность, татары стремились поддерживать свои традиции и религию. Если складывалась даже небольшая мусульм. община, то наиболее начитанный из ее членов становился предстоятелем на пятничном намазе; нек-рые из глав общин являлись «народными» муллами («указных» утверждали власти). Намазы могли проходить в частных домах, летом - под открытым небом. В нач. XX в. из с. Собачий Остров Курмышского у. Симбирской губ. (ныне с. Красная Горка (Сафаджай) Пильнинского р-на Нижегородской обл.) в Звенигород приехал Х. Х. Хасянов (1878-1963). Он стал руководителем звенигородской общины, добился от властей в 1910 г. устройства отдельного мусульманского кладбища возле с. Супонева (ныне в черте Звенигорода). В 1907 г. администрация вагоностроительного завода близ ст. Мытищи обратилась к Московскому митр. сщмч. Владимиру (Богоявленскому) с прошением: «Среди рабочих Мытищинского вагоностроительного завода имеется много семейных магометан, а потому весьма большое неудобство представляет то обстоятельство, что в Мытищах нет магометанского кладбища. Так как отвозить покойников магометан в Москву для погребения на магометанском кладбище сопряжено с расходами, непосильными для рабочих, то имеем честь покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство дозволить причту церкви с. Мытищ отвести место для означенного кладбища на церковной земле, арендуемой администрацией Вагонного завода, на что причт церкви с. Мытищ изъявил свое согласие». Исход этого дела неизвестен. Первыми «народными» имамами в Богородске были М. Ариков и А. Кутяшев, родом из татар. сел Мордовии . В дер. Крюково (ныне в черте Зеленоградского адм. окр. Москвы) «народным» имамом стал Х. Фаттахетдинов, старший брат А. Фаттахетдинова, имам-хатыба 2-й Московской мечети в 20-х гг. XX в. В Орехово-Зуеве «народным» имамом был Г. Ильясов. В роли духовных наставниц выступали и наиболее грамотные в религиозных вопросах женщины, прежде всего вдовы мулл. В нач. XX в. 30-летний мулла М. Б. Шарафетдинов наставлял мусульман Павловского Посада, а также соседних Богородска и поселений на территории совр. Орехово-Зуева. Летом 1917 г. он был официально утвержден имамом объединенной мусульм. общины этих населенных пунктов.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Книги покупные житенного монаха Еремея хлебу, за рукою на полутетрати. Книги отказные Курмышского Уезда села Антонова, и села Быкова, и деревни Юрьевки, отказу Сидора Мясоедова да Курмышского Подьячего Петра Матвеева, за руками, на трех тетратех. Список с отказных книг, отказу Поместного Приказу Подьячего Тимофея Самойлова сельца Лаврова Переславского Уезду, за рукою, на тетрати. Список с переписных книг, переписи Володимерской съезжей избы Подьячего Ивана Федорова на село Красное, за руками, на тетрати. Книги приходные и росходные деньгам Воскресенского монастыря старца Памвы на всякие росходы, за руками, на двух тетратех. Книги росходные деньгам Воскресенского монастыря старца Серапиона, как он ездил на Курмыш, на всякой дорожной росход, за рукою, на полутетрати. Книги переписные книгохранительной казны Дьякона Иоасафа что он отвел новому книгохранителю Никонору, за рукою, на пяти тетратех. 177 (1669) года Книги приходные и росходные деньгам Воскресенского старца Пафнутия, за рукою, на четырех тетратех. Книги месной покупки Соборного старца Евфимея, за рукою на тетрати. Список с отказных книг отказных Белозерские съезжее избы Подьячего Осипа, старца Чапыкникова да Пристава Игнатья Рюхина, на село Богоявленское с деревнями и с пустошми, и на погост Богословской, за руками, на тетрати слишком. Книги переписные селу Богословскому с деревнями, и крестьяном и бобылям, и всякому строению, переписи Остафья Глумилова, на двух тетратех. Книги приходные и росходные деньгам Строителя Иеромонаха Феодосия, за рукою, на трех тетратех. Книги росходные соляные роздачи монаха Павла, за рукою, на двух тетратех. Книги переписные Курмышского Уезду селу Антонову, да селу Быковке, да деревне Юрьевке, переписки старца Серапиона да Подьячего Ивана Богданова, за руками, на трех тетратех. Книги приходные и росходные деньгам Воскресенского монастыря Соборного старца Иосифа, за рукою, на тетрати. Книги приходные и росходные деньгам и всякой рыбе, Галилейские пустыни Строителя Евфимия, за рукою, на семи тетратех.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Приступив к обозрению монастырских архивов, Капитон Иванович нашел их в крайне беспорядочном состоянии, исключавшем всякую возможность пользоваться ими для научных изысканий, и прежде всего вынужден был заняться приведением этих архивов в надлежащий порядок. В 1847 году он разобрал архив Симбирского Покровского монастыря, расположил хранившиеся в нем документы и дела в хронологическом порядке, собрал их в несколько объемистых томов, названных им столпами, перенумеровал документы и присоединил к каждому тому подробное оглавление вошедших в него актов. В последствии Капитоном Ивановичем приведены в порядок и архивы монастырей Симбирского Спасского, Алатырских Троицкого и Киево-Николаевского и Сызранского Вознесенского. Приводя в порядок монастырские архивы, Капитон Иванович вместе с тем делал подробные выписки или только краткие извлечения из найденных в них документов, по содержанию своему относившихся к интересовавшим его церковно-историческим вопросам, а некоторые рукописи брал себе в подлинниках. Вместе с разбором и изучением монастырских архивов Капитон Иванович обследовал архивы Симбирского и Самарского духовных правлений, Симбирского и Ставропольского Троицких соборов и некоторых церквей и даже частных лиц, для чего предпринимал неоднократные поездки по епархии. Во время этих поездок он снимал копии с найденных в церквах и у частных лиц старинных грамот, с надписей на антиминсах, храмозданных крестах, иконах, богослужебных книгах, колоколах и т.п.; собирал также и записывал местные предания старожилов, рисовал планы местностей, бывших городищ и т. п. Так как Курмышский и Алатырский уезды, из которых последний заключал в себе и теперешний Ардатовский уезд, до образования Симбирской епархи входили в состав Нижегородской епархии; то Капитон Иванович ездил в Нижний Новгород и в архив тамошней консистории разыскивал дела и документы, касавшиеся истории курмышских и алатырских монастырей. Когда по расследованию его оказалось, что Курмышский Рождественский монастырь в конце XVII столетия приписан был к Московскому Воскресенскому Ново-Иерусалиму, монастырю, в ведении которого находился до самого своего закрытия; то при содействии преосвященного Феодотия он выписал из архива Воскресенского монастыря некоторые грамоты, относящиеся к истории Рождественского монастыря, и сделал из них извлечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

1599 г.), 195, 117 (Грам. 1393 г. Вел. кн. Бориса Конст. архим. Ионе на рыбн. ловли), 118 (Данная 1398 г. Саввы Сюзева архим. Малахею на селище Спасское), 196, 119 (Жалов. гр. 1423 г. Вел. кн. Василия Дмитр. архим. Малахею о подсудности); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.», I, 69, 28 (Ввозная гр. 1643 г. на вотчинные земли; архим. Ферапонт), 80, 30 (Жал. гр. 1554 г. архим. Исаие на оброчн. деревни; 1624 г. архим. Геннадий), 122, 32 (Ж. гр. 1473 – 89 г. на беспошл. покупку и продажу товаров), 240, 52 (Правая гр. 1644 г. в споре со Спасо-Евфим. м-рем о Рознежских водах), 442, 6З (Данная 1399 г. Саввы Сюзева на селище Спасское и 1416 г. Митроф. Изинского архим. Матфею на пустошь Платинский враг), 557, 86 (Духовн. 1627 г. Пантел. Мисюря Соловцова); II, 4, 126 (Закладная начала XV ст. на землю Сем. Степ. Рознежского архим. Малахию), 455, 154 (Мировая 1599 г. бортников со строителем Симоном), 457, 155 (Мировая 1593 г. Безделкина и 1594 г. Самровых с тем же строит. Симоном), 458, 155 (Мировая 1599 г. игум. Дудина м-ря со старцем Симоном); III, 132, 307 (Розъезжая запись, т. е. межевая, втор. полов. XVI ст.); “Чтения в И. Общ. ист.» 1860 г., III, Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел 4.197 душ крест.); 1864 г., IV, смесь, 17, 22 (Мнимая могила быв. митр. Арсения Мацеевича) ; “Полн. собр. лет.», I, 192 (нашеств. Пургас. 1229 г.), 200 (постр. м-ря 1239 г.); VII, 135 (нашеств. Пургас. 1229 г.); X, 97 (о том же); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 206 (Жалов. грам. В. кн. Василия Дмитр. Курмышскому Спасскому м-рю на пустоши; в 1423 г. архим. Малахей, а в 1624 г. архим. Геннадий), 237 (Жалов. грам. 1590 г. патриар. Иова о назначении дани с крестьян), 242 (Жалов. грам. 1605 г. патр. Иова о невъезде во владения м-ря десятинников и их слуг); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 362 (прошен. 1721 г. архим. Сергия о возвращ. м-рю слободы, выдаче жалованья и запрещении жителям Благов. слоб. строиться подле монаст. стен), 694 (дело 1721 г. о подчинении быв. патриаршего Благов. м-ря власти епархиальн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Издательстве Московской духовной академии вышла книга о праведном Алексии Бортсурманском 22 июня 2021 г. 12:30 В издательстве Московской духовной академии вышла книга, посвященная праведному Алексию Бортсурманскому (1762-1848), прославленному Русской Церковью в 2000 году. Основная часть нового издания посвящена публикации архивного дела «О причислении к лику святых иерея церкви села Бортсурманы Курмышского уезда А.П. Гнеушева» (1913-1914 гг.), включающего рукописный дневник о. Алексия — свидетельство его подвига и святости. В предисловии рассказывается история обретения этого дела, а также других материалов о святом. Составитель книги Александрина Вигилянская поделилась, как в процессе изысканий выяснилось, что отец Алексий является ее прямым предком в восьмом колене. В приложении к изданию помещено несколько дореволюционных публикаций о святом Алексии, а также обновленное житие, включающее ранее неизвестные чудотворения. Содержание книги опубликовано на сайте Московской духовной академии . Пресс-служба МДА /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5823024.ht...

Да в прошлом, Государь, во 109 (1601) году он же, Антон Петров, призвал в Православную Христианскую веру и крестил сродичев своих, одиннадцать человек, и бил он челом Царю Борису Федоровичу, что ему с сродичи своими тою одною пустошью не прокормитца; и по челобитью, Государь, ево, Антона, дано ему и детем ево, и сродичам, четырнадцати человекам, к прежней ево Даче в Курмышском же Уезде, в том же стану, из порозжих земель пустошь, Дмитриевская Румянцово, да пустошь Ивановская Сахарусова, а велено им с тех пустошей Ваша Государева служба служить. И он, Антон, и с детьми своими и с сродичи те пустоши розчистив и роспахав, и на тех пустошах поставил деревню в свое имя, Антонову, и с той деревни служил Вашу, Государеву, службу, и был под Москвою и под Смоленским. Да он же, Антон, из той же своей деревни выставил на своей же земле деревню Юрьевку, и за ево, Государь, Антоновы службы, дана ему твоево поместья половина в вотчину, и вотчиная грамота ему была дана. В прошлом же, Государь, во 124 (1616) году Боярин Князь Юрья Яншеевич Сулешов прислал насильством в тое ево деревню, Антонову и Юрьевку, многих людей своих, и велел ево, Антона, поймать, а поймав ево, Антона, и детей ево и внучат, мучил на пытках и всякими муками и держал в железах и в тюрьмах два года; и Ваши, Государевы, жалованные грамоты и всякие крепости на те деревни у них вымучил, для того, чтоб о тех деревнях Вам, Великим Государем, на него не били челом, а теми деревнями завладел насильством и детей ево поработил во крестьянство. И после того, видя Боярин Князь Юрья Яншеевич то, что ему те ево старинные деревни, Антоновы, непрочны, и те деревни Антоновы и Юрьевку променил Степану Исленьеву да Василью Чевкину, и Степан Исленьев и Василий Чевкин по ево отдачи держали своим насильством холопей твоих, сродичев моих, у себя также во крестьянстве, а побить было челом Вам, Государем, за них бедных и разореных, не кому. А как, Государь, в прошлом во 1З1 ино 132 и во 133 годех писали Курмышской Уезд писец Семен Жеребцов да Подьячей Яков Гневушев, и в писцовых своих книгах написали, по приправочным книгам, что те деревни Антона Петрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010