Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иванович Мошков (25.09.1885, с. Богородское Сергачского у. Нижегородской губ.- 20.11.1937, Горький, ныне Н. Новгород), сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых), диак. Из семьи сельского сапожника. Окончил сельскую школу. После 1917 г. служил псаломщиком в храме с. Исады, ныне Лысковского р-на Нижегородской обл. 15 сент. 1937 г. арестован по обвинению в «антисоветской деятельности». Проходил по одному делу со священномучениками свящ. Алексием Молчановым и диак. Вениамином Владимирским , с мц. Елисаветой Сидоровой и большой группой духовенства сел Лысковского р-на. Заключен в тюрьму г. Горького. Виновным себя не признал. 11 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Горьковской обл. в числе 21 обвиняемого приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище г. Горького. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Нижегородской обл. Ф. 2209. Оп. 3. Д. 6496. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 189. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/469141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (23. 01.1879, Симбирск - 20.11.1937, Горьковская обл.), сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Родился в семье священника. После окончания Симбирской ДС преподавал в школах Симбирской епархии. В 1917 г. рукоположен во иерея, служил с Симбирской епархии, впоследствии переведен в церковь с. Танайкова Княгининского у. (ныне Перевозского р-на Нижегородской обл.). В 1935 г. арестован по обвинению в неуплате налогов, приговорен к 5-ти годам ИТЛ, но, по ходатайству прихожан , оправдан. 21 окт. 1937 г. арестован и обвинен в «участии в контрреволюционной группе» (см. Александр Иванович Ильинский , сщмч.). Виновным себя не признал и на допросах никого не оговорил. 11 нояб. Тройкой при УНКВД СССР по Горьковской обл. приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Нижегородской обл. Арх. П-6820. Т. 1. Л. 158-159. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 191. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАЛЕНТИН Иванович Никольский (1885 -1937), свящ., сщмч. (пам. 21 сент. , в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Никанорович Яковлев (1856-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Гусев (1887-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Александрович Быстров (1888-1938), священник, священномученик (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/64112.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Николаевич Никольский (8.10.1868, с. Кладбищи Сергачского у. Нижегородской губ.- 4.10.1937, Горький (ныне Н. Новгород)), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых), свящ. Из семьи священника. В 1891 г. окончил Нижегородскую ДС и был рукоположен во иерея. В 1933 г. был под арестом три с половиной месяца. Последние годы жизни служил в Спасо-Преображенской ц. пос. Карповка на окраине г. Горького. 6 авг. 1937 г. арестован вместе с группой священников и мирян г. Горького, заключен в городскую тюрьму. Обвинялся в участии в «контрреволюционной фашистской организации», будто бы возглавляемой Горьковским митр. Феофаном (Туляковым) . Виновным себя не признал, давать показания на др. людей отказался. 21 сент. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Горьковской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Горьком. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Нижегородской обл. Ф. 2209. Оп. 3. Д. 6769. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 189. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАЛЕНТИН Иванович Никольский (1885 -1937), свящ., сщмч. (пам. 21 сент. , в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Никанорович Яковлев (1856-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Гусев (1887-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/469147.html

Власти расценили обращение верующих как выступление против советской власти. В нач. авг. того же года Н. и двое крестьян были арестованы и заключены в тюрьму в г. Муроме. Н. обвинялся в том, что, «не имея официальных извещений о выселении из занимаемого им бывшего церковного дома, при хождении с молебнами по селу обращался с жалобами и за защитой к населению, подстрекал председателя церковного совета и церковного старосту к созыву собрания по вопросу о его выселении и, не получив разрешения на созыв собрания верующих, посылал созывать на собрание население, в результате чего и явился организатором общественного беспорядка, который мог бы вылиться в террор над партийно-советскими работниками; руководил сбором подписей, редактировал и писал заявления». В кон. авг. арестованных освободили под подписку о невыезде из села. 20 нояб. 1929 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило Н. за «враждебное отношение к мероприятиям советской власти в области колхозного строительства» к 3 годам заключения в концлагерь. Он был заключен в 4-ю роту Соловецкого ИТЛ на Б. Соловецком о-ве. Вскоре после прибытия в лагерь Н. заболел тифом и был помещен в лагерную больницу, где скончался. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАНО. Ф. 2209. Оп. 3. Д. 8376; ГАВО. Ф. 556. Оп. 110. Д. 235. Лит.: Владимирские ЕВ. Отд. офиц. 1915. 7. С. 61; ЖНИР. Янв. С. 162-186. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАЛЕНТИН Иванович Никольский (1885 -1937), свящ., сщмч. (пам. 21 сент. , в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Никанорович Яковлев (1856-1937), свящ., сщмч.

http://pravenc.ru/text/2565688.html

В нижегородском Вознесенском Печерском монастыре готовится выставка к 150-летию со дня рождения великого архидиакона Константина Розова 23 февраля 2024 г. 14:09 23 февраля 2024 года исполнилось 150-лет со дня рождения великого архидиакона Константина Розова. По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия игумен Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) завершает создание экспозиции в церковно-археологическом музее Нижегородской епархии имени архиепископа Макария (Миролюбова), посвященной великому архидиакону Константину Розову. В этот день после Божественной литургии архимандрит Тихон совершил литию по великому архидиакону. Экспозиция показывает основные периоды жизни и служения великого архидиакона Константина Розова Отечеству и Матери Церкви. На выставке представлены подлинные личные вещи, принадлежавшие великому архидиакону и переданные его родственниками, проживавшими в городе Арзамасе. Представлены предметы мебели из дома архидиакона Константина Розова иерея Василия Розова: зеркало, стол, предметы обихода. Выставлены подлинные граммофонные пластинки с записью песнопений великого архидиакона. Многочисленные фотографии из архива профессора Александра Розова, проживающего в Санкт-Петербурге. В Нижегородском епархиальном ателье специально к этой экспозиции был сшит кафтан архиерейского певчего, так же выставлены дореволюционные стихари и орари. Создание экспозиции будет завершено в марте.  10 февраля 1874 года в семействе священника Василия Розова родился будущий великий архидиакон. Младенца крестили 13 февраля. В метрической книге Троицкой церкви в графе «имена родившихся» за номером 11 написано: «Константин». В графе «имя, звание и фамилия родителей» сказано: «Села Жданова священник Василий Степанович Розов и законная жена его Мария Хрисанфовна, оба православные». Напротив графы «звание, имя, отчество и фамилия восприемников» запись: «села Жданова помещик штабс-ротмистр Алексей Степанов Андреевский и Курмышского 2 гильдии купеческого сына Василия Михайлова Зайцева жена Прасковья Хрисанфовна». Таинство Крещения совершили «Нижегородской епархии Сергачского уезда села Березовки священник Георгий Павлов Карельский и села Жданова дьячок Иван Богородицкий и пономарь Александр Смирнов».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Того ж дни запечатана благословенная грамота по челобитью государева дворцового села Даниловского Живоначальные Троицы Коле (Л. 35 об.) сниковы пустыни строителя старца Пимина з братьею на два престола Ильи пророка да Ивана Белоградцкого. Пошлин две гривны. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Володимерской уезд в сельцо Муромское старосте поповскому фроловскому попу Петру по челобитью Ивана Лизонова. А велено духовную свидетельствовать умершаго крестьянина ево Ивашка Ульянова. Пошлин две гривны. Взято. Того ж дни запечатана благословенная грамота в Алаторской уезд в сельцо Александрово по челобитью Степана Мертвово на три престола Успения Пречистые Богородицы, да Николы Чюдотворца, да архидьякона Стефана. Пошлин десять алтын. Взято. (Л. 36) Того ж дни запечатана наказная память приставу Офонасью Шапкину. Ехати ему в Дмитров по челобитью вдовы Марьицы Дмитреевской жены Иванова по дмитровца по посадцкого человека по Якушка Курбатова в духовном деле. Пошлин гривна. Взято. Декабря в 17 де[нь] запечатана грамота в Юрьевец Повольской десятильнику Миките Ковезину по челобитью Юрьевца Повольского Коряковские волости крестьянки вдовы Марьицы. А велено духовную свидетельствавать умершаго мужа ее Василия, во иноцех старца Варсунофия. Пошлин две гривны. Взято. Декабря в 18 де[нь] запечатана грамота в Нижней Новгород к десятильнику к Семену Соболеву по челобитью нижегородца Ивана Матюнина Нижегородцкого (Л. 36 об.) уезду села Драчова церкви Ильи пророка по папов по Якова Михайлова да по Бориса Онисимова в духовном деле. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана благословенная грамота по челобитью Комарицкие волости церкви Рожества Пречистые Богородицы. Пошлин гривна. Взято. Декабря в 19 де[нь] запечатана грамота в Нижний Новгород десятильнику Семену Соболеву по челобитью курмышенина сына боярского Ивана Вельяминова Курмышского уезду села Быкова по крестьянина по Кирячка Борисова в ыску да в духовном деле. Пошлин две гривны. Взято. (Л. 37) Того ж дни запечатана грамота в Пошехонской уезд Ондреяновы пустыни игумену Феодосию по челобитью Андреяновы пустыни вотчины села Кобелева церкви святых Жен Мироносиц попа Фомы. А велено ему, попу, у той церкви служить и церковным доходом владеть. Пошлин гривна. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Того ж дни запечатана благословенная грамота по челобитью Комарицкие волости Чемлижского стану села Чемлижа троецкого попа Семена на один престол Офонасия и Кирила, Александрейских чюдотворцов. Пошлин гривна. Взято. Марта в 11 де[нь] запечатана грамота в Курмышской уезд в село Лысково старосте поповскому ивановскому попу Андреяну по челобитью (Л. 82 об.) села Быкова посадцкого человека Митьки Васильева. А велено ему по обыском женица на иной жене, а первая ево жена от нево збежала. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Нижней Новгород губному старосте Миките Маткину по челобитью нижегородца Андрея Аникеева Нижегородцкого уезду села Олешкова на ямских охотников на Ивашка Овдеева да на Федьку Климова в ыску по духовной. Пошлин две гривны. Взято. Марта в 12 де[нь] запечатана грамота на Кострому десятильнику Ивану Кокошилову по челобитью костромитина Василья Вотолина по костромич по посадцких людей по Ваську Киселева да по Сеньку Веретеникова в ыску да в духовном деле. Пошлин две гривны. Взято. (Л. 83) Марта в 13 де[нь] запечатана грамота в Переславль Залеской Борисоглебского монастыря игумену Варсунофию по челобитью Переславля Залесково Никитцкого монастыря старца Варсунофия Борисоглебского монастыря по крестьянина по Фадейка Дьяконова в ыску по кабале. Пошлин две гривны. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Галич десятильнику Иналею Белово по челобитью галиченина Ивана Березникова по Федора Сытина в духовном деле. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана грамота в Володимерской уезд Сновицкого монастыря игумену Феодосию з братьею по челобитью Ивана Соболева. А велено ево в том Сновицком монастыре постричь. Пошлин гривна. Взято. (Л. 83 об.) Того ж дни запечатана грамота в Лух губному старосте Михаилу Пестрикову по челобитью стремянного конюха Михаила Оболдуева Луховского уезду села Семеновского по попа Ивана Михайлова в ыску. Пошлин гривна. Взято. Того ж дни запечатана благословенная грамота в Дмитровской уезд на пустошь Ефимово на три престола: Знамения Пречистые Богородицы да великого чюдотворца Николы, да Варлама Хутынского чюдотворца. Пошлин десять алтын. Взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Резолюцией Преосвященнейшего Варсонофия 8 июля 1888 г. во вновь открытый приход села Никулино был перемещен священник села Игнатово, Ардатовского уезда, Сергий Клитин и псаломщик села Архангельское Григорий Ясницкий. Первым старостой прихода стал крестьянин Филипп Быков, но, будучи уже в пожилом возрасте, он прослужил только один срок – три года, а после него на эту должность был избран его сын Феодор.Приход с. Никулино был небольшим. В 1889 г. вместе с приходскими деревнями Димитриевка и Александровка в нем насчитывалось 82 двора, в которых проживало 632 человека.Для проживания причта прихожане выдели одну десятину 160 кв. сажень усадебной земли и построили два дома с надворными постройками. Кроме того, прихожане обязались разместить капитал в размере 5000 рублей, чтобы проценты шли для материального обеспечения причта. 17 сентября 1890 г. состоялось торжественное освящение главного храма. С благословения правящего архиерея освящение совершил Благочинный 3-го округа Курмышского уезда священник села Ратово Иоанн Михайловский в сослужении духовенства округа. Отец Сергий Клитин прослужил на приходе 23 года. За время его священства много было сделано для благоукрашения храма как им самим, так и церковным старостой Федором Филипповичем Быковым, который с честью служил в этой должности 18 лет. В 1897 г. в приходе открылась церковно-приходская школа, которая разместилась в собственном здании, построенном старанием о. Сергия. С этого времени он состоял в должности законоучителя и заведующего этой школой. Священник Сергий Клитин служил на приходе до сентября 1911 г. После него служили священники: Алексей Петров (1911-1917), Евгений Авров(1917-1923), Павел Муравьев (1923-1924), Сергий Сержевский (1925-?), Иоанн Шапошников (1933-1934), Феодор Щекачёв (в 1935 г. осужден и в 1937 г. расстрелян), Василий Тихов (в 1939 г.  осужден и в 1940 г. расстрелян). В 1939 г. храм был закрыт. После закрытия была попытка превратить его в зернохранилище, но никулинцам удалось отстоять храм. После войны, в связи с изменением политики государства в отношении к Церкви, появилась возможность вновь открыть храм. В феврале 1947 г. была зарегистрирована церковная община и возобновились богослужения. 

http://sobory.ru/article/?object=21661

И Государю Царю и Великому Князю Борису Федоровичу всея Руси пожаловать, велети им дать к их же пустоши Дмитреевскую пустошь Румянцеву, да Ивановскую Сухарусова, и они с тех пустошей учнут Государеву Цареву и Великого Князя Бориса Федоровича всея Руси служить. И Иван Тимофеевич Зачемеловской тое Дмитреевскую пустошь Румянцево и Ивановскую Сухарусово велел Сыну Боярскому Андрею Кроткову отвести тем новокрещеном, Антону Петрову с товарищи; четырнадцати человеком, потому что те пустоши порозжи, в поместье и в вотчину никому не отданы, а лежат впусте, и Курмышского Уезду новокрещеном, Антону Петрову с товарищи четырнадцати человеком с тех пустошей служити Государева Царева и Великого Князя Бориса Федоровича всея Руси службу, где велит быть Государь Царь и Великий Князь Борис Федорович всея Руси на своей, Государевой, службе, по тому что по Государеве Цареве и Великого Князя Бориса Федоровича всея Руси грамоте, велено тех новокрещенов устроить на тех пустошах из Государевы и Великого Князя Бориса Федоровича службы. А у подлинной выписи печать Ивана Зачемеловского. г. Список с Государевы жалованные грамоты на село Антоново и деревню Юрьевку Божиею милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, пожаловали есми отца нашего богомольца, Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, велели ему дать сю нашу Государскую жалованую грамоту на вотчину ево, Курмышского Уезду на село Онтоново да на деревню Юрьевку, что то село Онтоново и деревня Юрьевка были в поместьи и вотчине за Степаном Исленьевым да за Васильем Чевкиным, а после Степана Исленьева и Василья Чевкина то село Онтоново и деревня Юрьевка были за детьми их, да за Иваном Щепотевым; а в прошлом во 161 (1653) году, Марта в 1 день, по Нашему Указу то село Онтоново и деревня Юрьевка, а в них по Курмышским писцовым книгам письма, и меры писцов Семена Жеребцова да Подьячего Якова Гневашева, 131, и 132, и 134 и 135 годов, пашни паханые и перелогу дикого поля 1045 четей, со крестьяны и со всеми угодьи, у Петра Васильева сына Чевкина, да Ивана да Матвея Степановых детей Исленьева, да у Андрея, да у Ивана Федоровых детей Щепетевых, взято и отдано в вотчину отцу нашему и богомольцу, Великому Государю, Святейшему Никону, Патриарху Московскому и всея Руси, по тому что то село Онтоново и деревня Юрьевка изстари были отца нашего и богомольца, Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, сродника, новокрещена Антона Петрова, а Петру Васильеву сыну Чевкину, да Ивану, да Матвею Степановым детем Исленьева, да Андрею да Ивану Щепотевым, за то село Онтоново да за деревню Юрьевку, по Нашему Указу, дана из Нашей Казны и с Приказу Казанского Дворца денег пять тысяч рублев.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В столице полиция только тогда донесла об опасности, когда отваливающиеся от стен камни убили ребенка; тверской полицмейстер живет в деревнях своих, и воевода должен исполнять его обязанности; важно для области иметь деятельного воеводу, который в опасном случае не сошлется на разделение должностей, на самом деле не существующее. Умер в Туле воевода Маслов; разных чинов люди тульской провинции и помещики подали две челобитные; в одной, подписанной 23 человеками, просили назначить воеводой воеводского товарища Лопатина; в другой, подписанной 21 человеком, просили Ивана Маслова. Сенат отказал и назначил из представленных Герольдмейстерскою конторою кандидатов Квашнина-Самарина. Непристойные поступки воеводы в пьяном виде имели следствием удаление его от воеводской должности; но вообще смотрели на это не очень строго. Так, белевский воевода Шеншин, будучи в компании и напившись пьян, обижал словами дам, придирался к мужчинам, потом велел ударить в набат, встревожил всех жителей, по его приказанию схватили на улице подпоручика Возницына, жестоко избили, шпагу изломали и посадили в тюрьму. Императрица простила Шеншина и велела определить его к делам, к каким годен, кроме воеводства, и велела Сенату впредь такие самовольства воеводам запретить. Относительно коллегий замечательно в описываемом году донесение прокурора Юстиц-коллегии, что в ней советниками Сабуров и Юшков, асессорами Тарбеев и Извеков. Извеков определился в дворцовую контору и с того времени в Юстиц-коллегию не ездит, отговариваясь делами дворцовой конторы; Тарбеев по болезни не ездит; Юшков ездит чрезвычайно редко; остается Сабуров, который один спорных дел решить не может, и дела в коллегии остановились. Духовная коллегия (Синод) продолжала жаловаться Сенату на притеснения новообращенным. Известный Ярцев доносил: Курмышского уезда новокрещеные чуваши бьют челом, что по указу императрицы Анны велено им для суда в малых делах выбрать между собою трех человек и судиться словесно, как производится суд между купцами в таможнях, и у них такие выборные старосты есть; но, несмотря на указы, всяких чинов люди делают им великие обиды и разорения, а курмышская канцелярия привлекает их судом и расправою между собою в ссорах, долгах и т. п. и держит их под караулом, отчего им убыток; а они не только приказных порядков не знают, но и по-русски говорить не умеют; теперь они желают для лучшего своего охранения и в малых делах разбора разбираться у курмышского посадского бургомистра Брюханова, потому что он человек добросовестный, богобоязненный и всегда их по бедности награждает, ссужает всякою ссудою и чувашский язык знает довольно. Сенат приказал: исполнять указы, а о том, на что имеются точные указы, утруждать Сенат весьма не надлежало; о обидах же произвести следствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010