Соня, которая вела героическую, но безуспешную борьбу с этой казнью египетской, определяла по-своему: «Чтобы от них избавиться, нужно избу подпалить, да спички жалко. И все равно гореть не будет, это ведь не дерево, а гнилушка!» Но так или иначе, все были вместе, и отец Сергий опять говорил то, что чувствовали все: «А все-таки, какие мы счастливые!» В первый же день, когда только-только перевезлись и кое-как растолкали вещи по углам, он сказал: «Пойду поищу, где устроился отец Александр. Они, наверное, носы повесили». Собственно, он догадывался, где искать. Некуда им было деваться, как только к двоюродной сестре матушки, Ольге Петровне Курмышской. Муж ее, отец Мстислав, служил в селе, а матушка с дочкой-школьницей жила в собственном домике в Пугачеве. Она тоже побаивалась последствий, пустив таких «опасных» квартирантов, но свой своему поневоле брат. Моченевы только старались не разглашать, где они поселились. Постучав в дверь, отец Сергий услышал за стеной взволнованное движение, и все. Только после вторичного стука вышла перепуганная хозяйка и, впустив гостя, поспешила успокоить остальных: «Это отец Сергий!» В семье действительно еще не улеглось беспокойство. Услышав стук отца Сергия, решили, что это пришли за отцом Александром, а тут еще оказался сын Моченевых, Анатолий. Считалось, что он живет отдельно от родителей, и потому его встреча здесь с кем-нибудь из посторонних была нежелательной. Когда услышали стук, его поспешили спрятать в подпол. Услышав голос гостя, Анатолий поднял западню и возник перед компанией большой, как его отец, весь в пыли, с паутиной в пышных волосах. Взглянув на него, отец Сергий встал в позу и пропел фразу Фауста, вызывающего Мефистофеля из преисподней: «Ко мне, злой дух!» — Все рассмеялись, и сразу настроение изменилось, — рассказывал он дома. Да и его домашним, когда он пересказал эту сцену, стало как будто легче, напряжение разрядилось. Иван Борисович по-прежнему чуть не каждый день заходил к отцу Сергию, только теперь его разговоры приняли менее воинственный и более вдумчивый характер. Однажды разговор коснулся ленинградской подвижницы, блаженной Ксении, и он рассказал связанный с ней случай из своей жизни. Это было еще до его знакомства с баптистами, в то время, когда он еще не утратил веру. Он только что окончил техническое училище и, как первый ученик, имел право выбирать любое место. Он уже выбрал, но, прежде чем идти за назначением, решил по примеру многих петербуржцев отслужить панихиду на могиле блаженной Ксении. А когда пришел в училище, оказалось, что обещанное ему место отдано другому, второму ученику.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

Зделошная запись Юрья Меньшова Серьгеева сына Ступишина, рейтарского строю жильца, 161-го году. Зделашная запись стольника князя Петра Григорьевича Ромодановского прикащика Фомы Ушакова 162-го году. (Л. 57 об.) Запись домовой вотчины села Крапивья крестьян Максимка да Сеньки Афонасьевых детей Трубкина 169-го году. Память Гаврила Григорьева сына Каблукова 169-го году. Память Петра Васильевича Шереметева человека ево Игнатья Бесчастного 169-го году. Память Преосвященного Филарета, архиепископа Смоленского и Мстиславского, сына боярского Луки Алексеева сына Рябинина во взятом в ыздельном достальном хлебе 170-го году. Две памяти зделошных Ивана Яковлева сына Коробьина, а под ними запись во взятье двора 170-го году. Зделошная запись въдовы Фетиньи Степановы дочери Григорьевской жены Своитинова Курмышского уезду села Умаю крестьянина ее Серешки Логинова 171-го году. Отпускная попов Кирила с товарыщи в бобыле 171-го году. (Л. 58) Память зделашная Романа Иванова сына Хвостова 171-го году. Отпускная запись Володимерского уезду Боголюбовского стану Никольского погосту попа Кирила с товарыщи в бобыле 171-го году. Зделошная память Серьгея Матфеева сына Владыкина 172-го году. 130 Зделашная запись Семена Степанова сына Болдырева 172-го году . Отпускная села Лопатнич старосты Афоньки Гаврилова на вдову 173-го году. Зделошная запись головы московских стрельцов Федорова полку Ивановича Головленкова стрельца Еремея Козьмина с товарыщи в недодаточных подможных деньгах 173-го году да под тою записью отпись стрельца Клима Игнатьева сына Федорова 178-го году. Отпускная Василья Федорова сына Одинцова на девку 173-го году. Зделошная память стольника Якова Тимофеева сына Собакина человека ево Оски Михальцова 173-го году. (Л. 58 об.) Поступная запись Ярославля Большого Василья Ерофеева сына Хомутова на беглова крестьянина 174-го году. Зделашная память Семена Северьянова сына Давыдова человека ево Васки Гаврилова в беглом крестьянине 174-го году. Четыре записи зделошных Володимера Власьева сына Шилова, а под ними отпись, 174-го году.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

1665 г. февраля 4 – 25 февраля 1666 г. (приехал в Москву). – Гонец иноземец Петр Марселис с грамотой к императору Леопольду о посредничестве в заключении мира с Польским королем. – С ним поехал иноземец Тимофей Англер «для найму всякого рода ремесла мастеров». Из Вены Марселис выехал 10 июня 1665 года. 1666 г. – Был в Вене проездом стольник Ордин-Нащокин. 1667 г. июня 4 – 22 января 1668 г (приехали в Москву). – Посланники к императору Леопольду дворянин и наместник курмышский Иван Афанасьев Желябужский и дьяк Тимофей Кузьмин поздравить императора «о его радостном веселии о восприятии законного брака», объявить о заключенном с Польским королем перемирия и для переговоров о посредничестве в заключении вечного мира. – В Вену приехали 3 октября; выехали 12 ноября. – С ними: дворяне жильцы Игнатий Васильев Башковский, Афанасий Осипов Желябужской, Иван Самсонов Батурин, Иван Иванов Шепелев-Козлютин, Герасим Владимиров Власьев и Степан Самсонов Батурин; переводчик Аптекарского приказа окулист Иван Малгорн; подьячие – Поместного приказа Тихон Бишов и Конюшенного приказа Тимофей Молчанов (Толмачев); толмач Федор Влодек (Владык) и немчин Захарьяш. 1668 г. апреля 29 – 4 августа (отпущен из Вены). – Гонец иноземец Томас Андреев Келдерман и подьячие Посольского приказа Прокофий Возницын и Федор Фирсов с грамотой к императору о посредничестве в заключении вечного мира с Польским королем и о пропуске их в Венецию. – В Вене были июля 21 – 9 августа. Ответная грамота императора от 9 августа прислана из Польши полковником Давидом Гердоном с шляхтичем Мартыном Заесским 12 ноября 1668 г. 1672 г. октября 11 – 28 марта 1674 г. (приехал в Москву). – Гонец к императору Леопольду пехотного строю майор Павел Миниус (Менезиус) «со объявлением, что салтан Турской наступил на Польское государство войною и о соединении окрестных государей против салтана Турского общими их войски и о помочи государству Польскому и на оборону всем окрестным христианским государствам». Наказано также, будучи у императора, «приговаривать в Москву двух трубачей, которые б могли на высокой трубе танцы трубить», рудознатцев и плавильщиков. – В Вену прибыл 4 апреля 1673 г. 15-го апреля принят; 16-го мая отпущен, а 18 мая 1673 г. поехал в Венецию. На обратном пути из Венеции в Вене был ноября 16 – 2 декабря 1673 г.; из Вены отправился в Саксонию – С ним подьячий Михаил Тарасов, «для переводу» иноземец Лаврентий Рингубер и двое стрельцов Мтенька Максимов и Якушко Афанасьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

образованы Мордовщиковский р-н (29 авг. 1944), Калининский, Княгининский, Мухтоловский, Петряксинский, Талызинский и Хмелевицкий районы (18 нояб. 1944), Разинский и Смирновский районы (11 июля 1945). 10 нояб. 1944 г. Теплостанский р-н переименован в Сеченовский. После этих изменений Горьковская обл. включала 62 района. Во 2-й пол. XX в. статус города получили: Первомайск (1951), Кремлёв (1954; в 1960-1966 - Арзамас-75, в 1966-1994 - Арзамас-16, с 1995 - Саров), Ворсма и Чкаловск (оба - 1955), Володарск (1956), Кстово и Навашино (оба - 1957), Заволжье (1964), Урень (1973), Княгинино (1998). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 янв. 1954 г. из Горьковской обл. была ненадолго выделена Арзамасская обл. в составе 32 районов, однако уже 23 апр. 1957 г. она была упразднена и ее районы вновь вошли в состав Горьковской обл. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 нояб. 1957 г. произошло укрупнение районов, при этом 12 районов (Большемаресьевский, Заветлужский, Залесный, Калининский, Курмышский, Линдовский, Мухтоловский, Петряксинский, Разинский, Смирновский, Талызинский, Хмелевицкий) были упразднены. Указами Президиума Верховного Совета РСФСР был упразднен Володарский р-н и образован Дзержинский р-н (30 июня 1959), Шарангский р-н передан в Горьковскую обл. из Кировской обл. (6 янв. 1960), упразднены Балахнинский, Работкинский и Сосновский районы (17 мая 1962). В июле 1960 г. Мордовщиковский р-н переименован в Навашинский. В связи с перестройкой управления промышленностью и сельским хозяйством указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февр. 1963 г. в Горьковской обл. вместо существовавших 48 районов было создано 18 укрупненных сельских районов (Ардатовский, Арзамасский, Богородский, Выксунский, Городецкий, Краснобаковский, Кстовский, Лукояновский, Лысковский, Перевозский, Пильнинский, Починковский, Семёновский, Сергачский, Тонкинский, Уренский, Шатковский, Шахунский). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 марта 1964 г. было образовано еще 2 сельских района (Воскресенский, Сеченовский). Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 янв. 1965 г. все сельские районы дробились и преобразовывались в обычные районы, в дополнение к существовавшим 20 образовались еще 24 района, их управление вернулось к дореформенному. Указами Президиума Верховного Совета РСФСР вновь образованы Балахнинский и Дзержинский районы (10 янв. 1968), Кулебакский р-н (18 окт. 1971). На 1 янв. 1980 г. в Горьковской обл. существовало 47 районов.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Олонецкая Рождественский-Перетинский Рождество-Богород.-Богоявлен.-Паданская Владимирская Рождество-Богород.-Георгиев.-Перемышльский Псковская Рождество-Богород.-Курмышский Новгородская Рождество-Богород.-Мальский-Онуфриева пуст. Вологодская Рождество-Богород.-Порховский Вологодская Росткин-Ивановский Вологодская Рябинин-Троицкий-Пошехонский Олонецкая Рябов-Троицкий Вологодская Савватиев-Тверской Нижегородская Святоезерский-Спасо-Преобр.-Сендегский Нижегородская Севастьянов-Спасо-Преобр.-Сохотский Пензенская Семилуцкий-Спасов-Преображенский Пермская Сергиев-Ливенский Саратовская Серебряницкий-Димитриевский Якутская Сновидский или Сновицкий-Благовещенский С.-Петербургская Соловецкая-Симбирских гор-Воскресенская Вятская Соловецкая, что в Морчуках Владимирская Соломенский или Салминский-Петропавловский Владимирская Софийский-Киевский Орловская Спасов-Кукоцкий или Спас на Куксе Орловская Спасо-Евфимиев-Сянжемский С.-Петербургская Спасо-Маткозерская Спасо-Нередицкий или Спас на Городищи Орловская Спасо-Николаевская-Верхомоломская Пензенская Спасо-Преображенская над Плесом Тульская Спасо-Преображенская-Сойгинская Спасо-Преображенский-Кинешемский Симбирская Спасо-Преображенский-Лосиноборский Спасо-Преображенский-Нуромский Курская Спасо-Преображенский-Рабангский Воронежская Спасо-Преображенский-Самарин Тверская Спасо-Раевский-Кезовский Спасо-Ренская Пермская Спасская-Ростовская Спасская-Братская Вологодская Спасская-Репная Спасский-Шуйский Тамбовская Спасский-Порховский Спасский-Самарский Курская Спасский-Тарский Пензенская Спасский-Вожеозерский или Чарондский Спасский-Входо-Иерусалимский-Верейский Смоленская Спасский на Долбине или Надолбин Тверская Спасский-Звадский Спасский-Зеленогорский Олонецкая Спасский-Малоюнгинский Московская Спасский-Новоприлуцкий-Козьеручьевский Московская Спасский на Песках-Княгинин Орловская Спасский-Преображенский-Мурашкинский Рязанская Спасский-Преображенский-Ядринский Новгородская Спасский-Рождественский-Сылвенский Орловская Спасский-Сестренский или Сефтренский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Св. Писание переводилось на языки многочисленных инородцев, язычников и магометан, с целью этим путем обратить их в христианство. И это дело, по видимому, возбуждало между ними живой интерес. Так, сибирские буряты, познакомившись с близким для них по языку калмыцкими переводом Евангелия от Матфея, стали сначала переписывать его своими буквами, а затем, сделав складчину в 11.480р., послали двух своих зайсанов в Петербург, чтобы там, под руководством члена Библейского общества Шмита, переводившего другие Евангелия на калмыцкий язык, перевести все Четвероевангелие на их монголо-бурятский язык. «Они производят сие», говорит отчет (1818 г.), – «с таким понятием и смыслом, что возбуждают удивление... Сии буряты признали, что «речи Иисусовы чрезвычайно хороши»... Притом известно, что князи и ламы их поручили им достать наивозможно подробнейшее сведение о духе и разуме Евангелия». В том же году касимовские татары, собрав подпискою 110 р., просили местное отделение доставить им на эту сумму книг Ветхого и Нового Завета на татарском языке. Вообще же расходилось Св. Писания на татарском языке до 3.000 экземпляров в год. Шотландский миссионер Фразер писал (в 1817 г.) из Оренбурга: «Калмыки весьма охотно читают полученные Евангелия (на калмыцком языке) и с большим усердием спрашивают, когда можно надеяться получить им и полный Новый Завет». В 1819 году Курмышское сотоварищество (в Симбирской губернии) сообщало, что «добрые чуваши, в языческом суеверии утопавшие и не слыхавшие доселе слова Закона Божия, наминают внимать оправданию и судьбам Божиим на собственном своем языке 216 , и многие из них пожелали обучать детей своих грамоте». Сотоварищество положило выстроить на собственный счет школу в одном из чувашских селений. Вместе с распространением Св. Писания, по примеру и при содействии Британского библейского общества заводились также школы для бедных воскресные и так называемые «ланкастерские 217 », в евангельском духе, и евангелические миссии среди инородцев, в разных частях империи: близ Сарепты, на Кавказе, в Оренбурге 218 , в Восточной Сибири.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

363. Покровская , женская пустынь, приписная к Анастасиину-Крестовоздвиженскому мон., Костромской губ. и уезда, в 80 вер. к сев. от Костромы, в Беркинской даче, на берегу рч. Шачи. Основана в 1886 г. игуменьею Мариею с благотворительными учреждениями. “Церковн. ведом.”, 1889 г., 13, прибавл., 371. 364. Покровская , женская, единоверческая община, в областн. гор. Уральске. Учреждена в 1880 г. в удовлетворение желания местных жителей и на их средства. “Собр. узак. и расп. правит.”, 1860 г., 99, ст. 743; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1881 г., 70. 365. Покровская – Быковская , женская община, Ярославской губ., Моложского у., в 35 вер. к юго-зап. от Мологи. Учреждена с больницею в 1885 г. в пожертвованном вдовою капитана Елисаветою Ермолинскою имении, сельце Быкове. В 1889 г. последовало освящение каменн. церкви Покрова. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1885 г., 103, ст. 860; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1885 г., 191; “Церковн. вед.”, 1889 г., прибавл., 45, 1367 (история общины). 366. Покровская – Медянская , женская община, при селе Медяне, Симбирской губ., Курмышского у., в 65 вер. в юго-вост. от Курмыша, при р. Медяне. Учреждена в 1877 г. на средства крестьянки Ольневой и неизвестных благотворителей, пожертвовавших 22.000 р. и 138 десятин земли. “Собр. узак. и расп. правит.”, 1877 г, 103, ст. 1017; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1877 г., 167. 367. Покровская – Кирилло – Челмогорская или Богоявленский Чермогорский, также Успенская – Челменская или Чермозерская , мужская пустынь, заштатная, при погосте Челмозерская Пустынь, Олонецкой губ. Каргопольского у., в 53 вер. к зап.-сев. зап. от Каргополя, при оз. Челмозере и недалеко от южной оконечности оз. Лекшмозера. Основана в XIV ст. преп. Кириллом, скончавшимся в 1367 г. 8 декабря, в каковой день чтится его память; мощи почивают здесь под спудом. С 1721 г. находилась под ведением архимандритов Спасовой-Строкиной пустыни, в 1764 г. упразднена, а впоследствии получила самостоятельность и в 1889 г. находилась под управлением строителя, иеромонаха Самуила. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 654, 698; Ратшин, 424; Озерецковский, “От СПб. до Ст. Руссы”, 49; “Словарь ист. о свят.”, 151; “Памят. кн. Олон. губ.”, 1857 г., 141; 1858 г., 171; 1860 г., 26; 1867 г., Отд. III, 27, 28; Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.”, I, 7 (О межевании в 1685 г. в г. Каргополе Чемогорского м-ря по писцов. книгам монастырской земли); Строев, “Список иер. и наст. м-рей”, 1004, 15; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 177, 341; Ключевский, “Жит. свят.”, 321; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 100 (сказано, что основан в XI ст. преп. Кириллом); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 562 (прошение 1721 г. архим. Иосифа Стасовой-Строкиной пустыни о жалованьи; м-рь в 1713 г. получал жалов. 6 р. 20 алт.); II, ч. 1, 1109 (о том же 1722 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Богород.-Рожд.-Десятинский-Новгородский, II, 781. Богород. – Рожд. – Домницкий, Черниг. г., I, 174. Богород.-Рожд. Исаакова, Яросл. г., II, 835. Богород.-Рожд.-Кандалашский, Киндаламский или Кокуев, Архан. г., II, 858. Богород. – Рожд. – Коневецкий, Выборг. г., I, 255. Богород.-Рожд.-Коренная, Курс. г., II, 883. Богород.-Рожд.-Коржовецкий, Подоль. г., II, 1132. Богород.-Рожд.-Курмышский, II, 1131. Богород.-Рожд.-Лисицкий, Лисичий или Лисий, Новг. г., II, 908. Богород. – Рожд. – Лужецкий, Моск. г., II, 910. Богород.-Рожд.-Лукианова, Влад. г., II, 911. Богород.-Рожд.-Лысковский, Нижег. г., II, 653. Богород.-Рожд.-Мальский или на Малах, Пск. г., II, 1133. Богород.-Рожд.-Медведева, Моск. г., II, 920. Богород.-Рожд.-Михалицкий на Молоткове-Новгородский, I, 300. Богород. – Рожд. – Молчанская-Софрониева, Курс. г., II, 933. Богород.-Рожд.-Паданская, Олон. г., II, 1129. Богород.-Рожд.-Палеостровский, Олон. г., II, 1035. Богород.-Рожд.-Пафнутиев, II, 1038. Богород.-Рожд.-Перемышль., II, 1130. Богород.-Рожд.-Порховский, II, 1134. Богород. – Рожд.-Пурдышевский, Пенз. г., II, 1099. Богород.-Рожд. на Рву или на Трубе-Московский, II, 1128. Богород.-Рожд.-Ростовский, II, 1125. Богород.-Рожд.-Саввин-Сторожевский, Моск. г., II, 1140. Богород. – Рожд.-Сергиев-Свириколуц., Смол. г., I, 413. Богород.-Рожд.-Снетогорский, Пск. г., I, 435. Богород.-Рожд.-Солотчинский, Ряз. г., II, 1153. Богород.-Рожд.-Сямский, Волог. г., II, 1214. Богород.-Рожд.-Тобольский, I, 585. Богород.-Рожд.-Томский, II, 1124. Богород.-Седмиозер., Каз. г., II, 1143. Богород.-Смоленский-Житин, Твер. г., II, 641. Богород. – Смоленский-Новодевич.-Московский, II, 1017. Богород.-Сретен.-Задонский, I, 59. Богород.-Сретен.-Карачунский, Ворон. г., II, 655. Богород.-Сретен.-Переяслав., II, 654. Богород.-Сретен.-Санаксарская, Тамб. г., II, 644. Богород.-Теплогор., Волог. г., II, 645. Богород.-Тихвин.-Борисовский, Кур. г., II, 656. Богород. – Тихвин.-Добрый, Тамб. г., II, 1218. Богород.-Тихвин.-Керенский, I, 488. Богород.-Тихвин.-Цивильский, I, 486.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Приведя в хронологический порядок вотчинные акты, заключающиеся в первом Сборнике и, разделив их по содержанию грамот на жалованные, купчие, данные, закладные и духовные (завещания), мы получим во-первых, следующие сведения о порядке и способах составления вотчин в трех Патриарших монастырях в период 1654–1667 годов. А. Жалованные грамоты: Название вотчин и годы приобретения На чье имя пожалованы, или куплены? Перемены, происшедшие после приобретения сих вотчин до 1667 года 1. Село Антоново, деревня Юрьевка с крестьяны (в Курмышском Уезде), 1654 года. Приписано сначала Патриархом к Иверскому монастырю, а потом (в том же году) променено на домовые вотчины, в Кашинском Уезде, село Горицы, да село Стоянец, да приселок Русилово с деревнями и с пустошми, и со всеми угодьи. 2. Рыбные ловли на Волге к пожалованному в том же 1654 году селу Тургиневу с деревнями и пустошами, на вечное поминовение по Боярине Н. И. Романове (в Тверском Уезде), 1655 года К Иверскому монастырю. Из грамоты 1655 г. на село Щучье видно, что село Тургинево в том же 1655 году поступило опять в число Дворцовых, а что дано в замен его, не известно. 3. Село Щучье с деревнями, со крестьяны и с пустошми (в Ржевском Уезде, в Лешетуской волости). К Иверскому монастырю. Пожаловано Иверскому монастырю в обмен на монастырскую купленную вотчину, село Петровское, с деревнями и с пустошми, взятое к Дворцовому селу Тургиневу. 4. Деревня Андреевская, Марково тожь, с пустошми (в Московском Уезде, Горетова стана), 1657 (Июля 30 дня) К Иверскому монастырю. Осталось за монастырем Воскресенским и по грамоте 1667 года. 5. Село Богословское (в Белозерском Уезде), 1657 (Март). К Крестному монастырю. По Соборному изложению 1667 года осталось за Воскресенским монастырем. 6. Оброчные волости в Каргопольском и Турчесовском Уездах, 1657 (Март). К Крестному монастырю. Пожалованы Крестному монастырю в обмен «за взятые на Государевы собственные Патриаршие вотчины, купленные на свои келейные деньги» в Московском Уезде, село Черкизово с 4 сельцами и 8 деревнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1918). Постановлением НКВД от 16 июня 1919 г. Горбатовский у. преобразован в Павловский у. (центр - г. Павлово), а из части Макарьевского у. создан Воскресенский у. (центр - г. Воскресенск). Декретом ВЦИК от 18 июня 1920 г. в Нижегородскую губ. были переданы Козьмодемьянский, Чебоксарский, Цивильский и Ядринский уезды, однако постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24 июня 1920 г. Цивильский, Чебоксарский, Ядринский и часть Козьмодемьянского у. были переданы Чувашской автономной обл., а декретом ВЦИК и СНК от 4 нояб. 1920 г. Козьмодемьянский у. и Емангашская вол. Васильсурского у. отошли к Марийской автономной обл. 13 янв. 1921 г. образован Выксунский р-н на правах уезда (с того же года уезд), 18 июня 1921 г. из части Лукояновского у. образован Починковский у., 6 марта 1922 г. из части Балахнинского у.- Сормовский у., тогда же образован Канавинский р-н. 3 июля 1922 г. Балахнинский у. слит с Сормовским в единый Сормовский у. (10 авг. 1922 Балахна оставлена в составе Сормовского у., а территория Балахнинского у. составила Городецкий у., при этом Городец вновь обрел статус города), Макарьевский у. преобразован в Лысковский у., тогда же в состав Нижегородской губ. переданы Варнавинский и Ветлужский уезды Костромской губ. Постановлением ВЦИК от 27 апр. 1923 г. ликвидированы Ардатовский, Варнавинский, Васильсурский, Воскресенский, Княгининский, Курмышский и Починковский уезды; из Варнавинского и Воскресенского уездов образован Краснобаковский у. 27 июня 1924 г. образованы Балахнинский и Растяпинский рабочие районы, Сормовский у. преобразован в рабочий район. В 1926 г. г. Княгинин преобразован в с. Княгинино. В 1927 г. открыто движение по железнодорожной линии Н. Новгород - Котельнич. Постановлением Президиума ВЦИК от 14 янв. 1929 г. была создана Н. о., включившая территории Нижегородской губ., Вятской губ., Муромского у. Владимирской губ., Марийскую и Вотскую автономные области. Постановлением Президиума ВЦИК от 22 апр. 1929 г. в Н. о. была включена Чувашская АССР, а постановлением от 3 июня 1929 г.- Унженский лесной массив Костромской губ.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010