») Там-же л.уТ92–1УЗ. Из Иоронфжекоя епархии отошли в поло- менскую епархию–Тульскаго н. при г. Новоселе заштатный Святодухов муж. монастырь и церкви–в Но " весиле 2,–54, в Ефремове б,–60, в Черновой округе–5 цер., БоТородшикой окр. 5, всего 1®1 ц., в Орловскую епархию–Орловскаго нам.–в Ельце 13,–66, в Ливвахъ–7,–64, въМало- архаигельске –1,–28, в Мценоком окр.–7, всего 196 ц.; в Белгородскую ецархию--Курскаго иаместничестиа в Щигровскои округе–19, а всего-, выбыло в три епархии–346 церквей. 820 Впредь первая цифра при городе будет показывать церкви городские, а вторая – церкви в уезде или округе. 821 Там же, лл. 420–423. В Казанскую епархий поступило из Владимирской епархии по Симбирскому наместничеству по одной церкви: в Ардатском, Курмышском и Алаторском округах. 822 Там же, лл. 219–220. Какие церкви поступили в Коломенскую епархию из Воронежской, известно: из Орловской и Севской в нее поступили Чернского у. – 18 ц., из б. Крутицкой епархии г. Белева приход. уезд. – 46, из Одоева – 1 соб., 5 прих., 50 уезд. церквей, Чернского уез. – 4, Крапивенского уез. – 4, Алексинского – 5, итого – 126 ц., а всего поступило – 288 ц. От Коломенской епархии в Московскую епархию поступили: Калужскаго наместн., по Калужскому уезду – 12 приход. церквей, по Лихвинскому уезду – 12 цер., а всего – 25 церквей. 823 Всего по Московской губернии муж. мон. штатных – 13, заштатных – 7, женских – 10, соборов штатных – 7, церквей ружных – 26, приписных к ним – 8, соборных и приходских – 1044 цер., кладбищенских – 6, упраздненых – 3, сгорела – 1. 824 Там же, стр. 461–463. В Московскую епархию по указу 1788 г. 6 мая поступило по Московской губ. из б. Крутицкой епархии – 110, из Переяславской – 277; по Калужскому нам. из б. Крутицкой – 558, из Переяславской – 21, из Коломенской – 25 цер., из Орловской Калужского нам. г. Жиздры – 2 ц.; в окр. – 12 ц. Монастыри поступили, московской губ. из Крутицкой – Данилов III кл. в Москве, заштатный Московский Покровский, г. Можайска II кл. – Лужецкий; из Переяславской епархии – II кл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Пограничная с Казанской митрополией к западу – Нижегородская епархия в начале XVIII в. оставалась в старых границах – конца XVII в. и с прежним составом городов; кроме кафедрального Нижнего Новгорода с уездом, в состав которого входила Лысковская десятина, и титульного города Алатыря, к ней принадлежали города Курмыш, Ядрин, и вотчины Троицкого Сергиева монастыря. 93 В 1707 году по указу Монастырского приказа, от 27 мая, 42 церкви Нижегородской епархии с окладом 234 руб. 20 алт. 2 ден. присоединены были к бывшей Патриаршей области; из них составилась особая Нижегородская десятина в окладных книгах патриаршего Казенного Приказа. Из 42 церквей этой десятины две находились в самом Н. Новгороде, остальные в уездах Нижегородском, Алатырском и Курмышском – в вотчинах патриарха, архиереев и монастырей. Изъятие их произошло вследствие челобития властей Троице-Сергиевской лавры и частных лиц, что в их поместьях и вотчинах многие церкви запечатаны и крестьянские мертвые тела, по запрещению митр. Нижегородского Исаии, не погребены, а иные и псами съедены, за земляные ссоры, а не за правильные вины, и по грамотам из духовного (Патриаршего?) Приказа о распечатании тех церквей и о погребении мертвых тел, он, митрополит, указа никакого не учинил. 94 Отписка 42 церквей с окладом более 234 руб. была очень чувствительна для Нижегородских владык и их домовой казны, к тому же она едва ли имела те основания, которые приводились челобитчиками. В декабре 1716 года Нижегородский митрополит Сильвестр (Холмский) ездил в Москву просить вернуть Нижегородской кафедре 16 приходов в вотчинах Троице- Сергиева монастыря, исстари принадлежавших к Нижегородской епархии. М. Сильвестр искал в своем деле содействия у тогдашнего влиятельного тайного кабинет-министра А. В. Макарова, называя все 16 приходов в Троицких вотчинах «напрасно отнятыми» у Нижегородской кафедры. 95 М. Сильвестр, вероятно, лучше других знал обстоятельства, при которых «напрасно» были отняты, по крайней мере, названные 16 церквей п приходов; отнятие их произошло тогда, когда Сильвестр был архимандритом Троице-Сергиевской Лавры (с 22 окт. 1704 г.); из лаврских архимандритов он 14 сент. 1708 г. был назначен на Нижегородскую кафедру. 96 Кажется, что просьба м. Сильвестра не имела успеха. В Патриаршей области в 1700 году насчитывалось в Троицких вотчинах только 38 церк., в 1724 г. их было 53 церк., а в 1738 г. – 54 церк., т. е. больше настолько церквей, сколько изъято было из власти Нижегородских владык в 1708 году; но отдельной Нижегородской десятины в Патриаршей области в 1724 г. уже не было. 97

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Тут опять новые комбинации городов для составления епархиальных митрополичих округов. Например, для составления округа Казанской митрополии приведены справки о Богородицком монастыре в г. Свияжске (889 дв.), об Успенском (132 дв.) в Уфе, о Троицком (117 дв.) в Чебоксарах, о Преображенской пустыни в Саранске, о Спасском Чепоцком; Астраханской митрополии – о Терском Благовещенском, Царицынском Троицком и Самарском Преображенском монастыре. О первых двух замечено, – за ними крестьян никаких нет. Белгородской митрополии – о Курском Богородицком Знаменском, о Сергиевском на Ливнах, в г. Сумах и уезде по справке в Разряде монастырей не оказалось, в Ахтырке с уездом тоже. В Вятской митрополии – в Соли Камской – за Воскресенским монастырем, за Пыскорским-Преображенским (217 дв.); в Яренске и на Выми на посаде и в уезде три монастыря, в них жилых 4 двора, три двора церковников, крестъян нет, в Кайгороде за новопостроенной пустыней 4 двора; в Нижегородском митрополичьем округе – в городах, имеющих сделаться кафедральными, за монастырями, по справкам в поместном приказе и в Приказе Казанского Дворца, оказалось – за Спасским Арзамасским 323 двора, за Курмышским, приписанным к Воскренскому монастырю, 132 двора, на Балахне за Покровским 41 двор и за Дудиным 3 двора. Вероятно, из собранных сведений или после более внимательного обсуждения очень серьезного вопроса сама светская власть поняла, что выполнение так широко задуманных планов преобразования епархиально-административного управления русской церкви невозможно. Спустя только три месяца – 27 Ноября 1681 г. царь, посоветовавшись с патриархом, представил собору другой проект значительно короче. В нем оставлено то же количество митрополичих округов – с патриаршим 13, но число епископий сокращено наполовину: проектировалось открыть всего 34 епархии. Вологодская, Суздальская и Коломенская оставались в прежних степенях архиепископий, но их архиереи были без прав окружных начальников. Во втором сокращенном проекте указан новый пункт, где предполагалось учредить епископскую кафедру, которого нет в разных редакциях первого предложения – город Муром в Рязанской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Того ж дни запечатана грамота на Кострому десятильнику Ивану Кокошилову по челобитью Курмышского уезду вотчины Печерского монастыря села Коропова крестьянина Осипка Игнатьева на посестрею свою Нижегородцкого уезду Благовещенского монастыря деревни Турчанки на бывшею крестьянку (Л. 100 об.) Варварицу, а во иночестве Варсунофию. А велено про нее сыскать, впрям ли она пострижена. Пошлин гривна. Того ж дни запечатана грамота в Володимер Успенского девича монастыря игуменье Марине с сестрами по челобитью петровской жены Микитина вдовы Нерады. А велено дочерь ее Орину Степанову жену Молвянинова, что она шла за него, Степана, шла в кумовстве свободить ис-под начала. Пошлин гривна. Того ж дни запечатана благословенная грамота по челобитью Суздальского уезду села Павловского патриарши десятины воскресенского попа Лариона. А велено ему тое церковь Воскресения Христова освятить с новым антиминсом, а старой антиминс згорел. Пошлин гривна. (Л. 101) Того ж дни запечатана грамота на Курмыш губному старосте Ивану Юрлову по челобитью Нижегородцкого уезду села Княгинина крестьянина Митьки Харитонова по курмышенина по посадцкого человека по Степашка Докучаева да по ево двоюродную сестру по вдову Аницу в ыску да в духовном деле. Пошлин две гривны. Апреля в 13 де[нь] запечатана грамота благословенная по челобитью Нижегородцкого уезду Березопольского стану села Бочеева Пречистые Богородицы Владимерские попа Ивана Михайлова на один престол Пречистые Богородицы Владимерские. Пошлин гривна. Апреля в 15 де[нь] запечатана благословенная грамота по челобитью Юрьевца Польского посадцкого человека Петра Семенова сына Лаврентьева на один престол (Л. 101 об.) святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Пошлин гривна. Апреля в 16 де[нь] запечатана благословенная грамота на Волок Ламской воеводе Михаилу Толбузину по челобитью с Волока Ламского соборного воскресенского попа Дмитрея. А велено ему у той церкви Воскресения Христова служить и церковным доходом владеть по-прежнему. Пошлин гривна. Апреля в 17 де[нь] запечатана духовная умершаго Стефана Федорова сына Долгово государева бараша торгового ряду торгового человека. Пошлин гривна.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

В 1634 году, вместо Мая месяца, царь Михаил посетил Угрешу в Июле месяце. В 14 день месяца Июля по государеву цареву указу сказано – на Москве быти без Государя, а государю идти к Николе на Угрешу. В 15 день Июля государь послал перед собою вместо окольничих дворян князя Мезецкого и Приклонского, а сам пошел молиться 16 числа с утра. Это был последний поход царя Михаила Феодоровича на Угрешу, по крайней мере в разрядах более не упоминается. В 28 день, Сентября 1645 г. в недельный день – царь Алексей Михайлович венчался на царство; на венчании кроме патриарха присутствовало 3 митрополита, архиепископы, архимандриты и игумены в числе которых упоминается и Угрешский игумен Дионисий; после окончания торжественного обряда – патриарх был зван к царю хлеба есть и с ним все черные власти больших мест находившиеся в соборе, и сидели власти за столом (в Грановитой палате) по левую сторону от Благовещения 85 . В 1646 году Угрешский игумен Дионисий и келарь Ефросин били челом царю Алексею Михайловичу о монастырских владениях и рыбных ловлях в Волжских водах в Курмышском уезде, прося чтобы некоторые оброчные статьи, которыми пользовался монастырь приписаны были к безоброчным, и царь указал Угрешскому монастырю теми водами владеть безоброчно. В 1647 году, 8 Мая царь приходил молиться к Николе на Угрешу, но иных подробностей о сем походе не сохранилось 86 . В 1648 году, государь пошел на Угрешу Мая 6-го; Мая 8 вечерню он слушал в монастыре у праздника; на государе был зипун белый без обнизи, чуга из гладкой желтой камки или штофа, ферезя темно-вишневая, камлотовая с узорчатыми кругами вынизанными жемчугом; шапка из двоеморхого бархата, шафранного цвета с соболию опушею и запанами. Во время всенощного бдения и на следующий день за обеднею, которые государь слушал у праздника, одежда на нем была та же, только другая ферезя – теплая на соболях, крытая камкою дымчатого цвета. Царь ходил в трапезу и кормил братию 87 . Царь Алексей Михайлович часто посещал Угрешу, с 1645 года и по свою кончину – 1676 года он приходил на Угрешу тринадцать раз, исчислив все походы, более замечательные приведем с подробностями; описания в подлиннике читатель найдет в главе – Угрешские походы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

У подлинной грамоты позади пишет: царь и великий князь Михаил Федорович, всея Росии самодержец. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича, всея Росии, дияк Прокофей Пахирев. Свравил Жданко Рамаданов. Лета 7186, Июня в 20 день, Божиею Милостию, Мы великий князь Феодор Алексеевич, всея великия и малыя и белыя Росии самодержец, сей жалованной грамоты слушав, пожаловали Николаевского Угрешского монастыря игумена Герасима да келаря старца Софрония с братьею, велели им и кто по них впредь игумен и келарь, и братья будут в Московском, и в Коломенском, и в Тотемском уезде, и в иных городех приписным Преображенским Режским монастырем, и монастырскими вотчинными селы, и деревнями, и соляными варницами, и рыбными ловлями, и дворами и всякими угодьи владеть по писцовым, и переписным книгам, и по сей жалованной грамоте, по прежнему, а о наших великого государя доходех, и о всяких поборех, и о судных, и о пошлинных статьях быть потому, как в указе отца нашего государева, блаженный памяти, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца, и в соборном уложеньи по приговором бояр наших, которые вновь состоялись, опричь Вологодские вотчины села Дюдиковы пустыни, которая взята к Вологде в посад в 159 году, а в то место дано им в монастырь в Кременску посад. Припись дьяка Федора Тютчева. У подлинной грамоты печать красная, вислая. 6. 1648. Сентября 7 От царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Русии. на Курмыш воеводе нашему Сергею Ивановичю Чоглокову. В приказ Казанского дворца в приходной книге прошлого 159 году написано: Курмышского уезду нашего дворцового села Лыскова с рыбных ловель, с реки Сундовика да с озера Плоскова, да с озера Пятитонного, и с западных озерков, и с падучих речек. Николы Чюдотворца Угрешского монастыря и игумена с братиею оброку и пошлин 8 рублев, 18 алтын, полторы деньги, а даны им те рыбны ловли на оброк. Марта с 1 числа 151 году Марта по 1-же число 156 году, на 5 лет безперекупно и впредь до иных перекупщиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Того ж дни церкви Живоначальные Троицы, что в селе Семеновском, по книгам венечных пошлин прошлых 1638/39 году с трех отроков семь алтын три деньги, 1639/40 году со шти отроков, да с дву двоеженцов дватцать четыре алтын. Да нынешнего 1640/41 году с пяти отроков, да з дву двоеженцов дватцать (Л. 427) один алтын три деньги. Обоево прошлых и нынешнего 1640/41 году рубль девятнацать алтын четыре деньги взято. Платил троецкой поп Акинфей. Маия в 9 день по книгам Арзамаские десятины церкви Николы Чюдотворца в селе Уварове попа Семена венечных пошлин прошлого 1639/40 году с пяти отроков, с одново двоеженца семнатцать алтын взято. Платил Раманов человек Бабарыкина Матвей Васильев сын Крылов. Маия в 17 день по книгам Арзамаские десятины церкви Николы Чюдотворца в селе в Комаре попа Лаврентья за ево рукою венечных пошлин нынешняго 1640/41 году со шти отроков пятнатцать алтын взято. Платил (Л. 427 об.) Иванов человек Щедрина Микифорко Софонов. Июня в 9 день по книгам Курмышские десятины церкви Введение Пречистые Богородицы в Федорове поместье Дубенсково в селе Дубенском попа Григорья венечных пошлин прошлого 1639/40 году с трех отроков семь алтын три деньги. Да нынешняго 1640/41 году с трех же отроков семь алтын три деньги взято. Платил Семенов человек Болтина Гришка Федоров. Того ж дни по росписи Арзамасские десятины церкви Пречистые Богородицы Владимерские в селе Шершове, Горышкино тож, в Семенове поместье Болтина попа Стефана за Семеновою рукою Болтина венечных пошлин прошлого 1639/40 году з дву отроков пять алтын. Да нынешняго 1640/41 году с одново двоеженца четыре алтына три (Л. 428) деньги взято. Платил Семен Болтин. Июня в 13 день по книгам Арзамаские десятины церкви святого архангила Михаила в вотчине боярина князя Бориса Михайловича Лыкова в селе Новом Усаде венечных полшин прошлого 1639/40 году с осьми отроков, с одново двоеженца дватцать четыре алтына три деньги. Да нынешнего 1640/41 году з десяти отроков, с одного двоеженца дватцать девять алтын три деньги взято. Платил боярина князя Бориса Михайловича Лыкова человек Семен Кривцов.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

Но трудно было переслать грамоты к патриархам. Случай представился, когда в 1665 году приехал в Москву гетман запорожский Иван Мартынович Брюховецкий. У Никона в Воскресенском монастыре жил в детях боярских двоюродный племянник его от сестры, курмышский посадский Федот Тимофеев Марисов; этого Марисова патриарх прислал к Брюховецкому с просьбою взять его с собою в Малороссию и оттуда отпустить в Константинополь. Но гетман отказался. Тогда служка патриарший, Иван Шушера, автор известного жития Никонова, подкупил козака васильковца Кирилла Давыдовича, который взял с собою Марисова, объявив, что это его племянник, взятый в плен во время похода Бутурлина на Львов; дело было обделано за 50 рублей и 50 золотых. Из Москвы Марисов выехал благополучно; но скоро здесь проведали об его отъезде, и в январе 1666 года послан гонец к Брюховецкому с требованием захватить патриаршего посланца; Марисова поймали и прислали в Москву вместе с грамотами: грамоты эти были прочтены: в них Никон подробно описывал патриархам, что случилось с ним с того времени, как вступил он на патриарший престол, описывал, как по возвращении из Соловок силою взяли его из дому, привели в собор, и здесь царь со всем народом, приклоняясь к земле, со слезами умолял принять патриаршество; как он согласился с условием, чтоб все слушались его во всем как начальника и пастыря. Сперва царь был благоговеен и милостив и во всем божиих заповедей искатель, но потом начал гордиться и выситься. Дело дошло и до явных оскорблений: Хитрово прибил во дворце слугу патриаршего и остался без наказания: царь перестал являться в соборную церковь , когда служил там он, патриарх; князь Юрий Ромодановский прямо объявил ему гнев царский; тогда он, от этого гнева и от бесчиния народного, удаляется из Москвы в Воскресенский монастырь. «Уезжая из Москвы, – пишет Никон, – я взял архиерейское облачение, всего по одной вещи для архиерейской службы: я ушел, но не отказался от архиерейства, как теперь клевещут на меня, говоря, будто я своею волею отрекся от архиерейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Также пожаловали есмя, утвердили и укрепили в монастырь Пречистые Богородицы Иверские и святых чудотворцов Филиппа и Иякова в вотчину в Старой Русе у соляного озерка на берегу на Порусье реке блиско Старорусского посаду шесть варниц вкладных с црены и с соляными анбары и со всякими варнишными заводы, да двор, которой поставлен для того соляного варничного промыслу в Старой Русе святые великомученицы Парасковии нареченые Пятницы с огородом. А те шесть варниц и двор с огородом, со всякими заводы по нашему, Царьскому, указу дал вкладу в монастырь Пречистые Богородицы Иверские и святых чудотворцов гостиной сотни Парфеней Лукьянов сын Веневитов и теми варницами и двором с огородом владеть вовеки неподвижно. А оброку с тех варниц и с соли пошлин имать не велели. Также есмя пожаловали отца нашего и богомолца Великого Государя Святейшего Никона, Патриарха Московского и всеа великия и малыя Русии, меновными вотчинами, что в нынешнем во 162-м году по его указу выменили Пречистые Богородицы Иверские и святых чудотворцов Филиппа и Иякова Святоозерского монастыря архимарит и келарь и казначей з братьею Живоначалные Троицы Сергиева монастыря у архимандрита и у келаря и у казначея з братьею их монастырьские вотчины в Новоторжском уезде в Дмитровской волости село Медну да в Перевитцкой волости село Кунганово з деревнями и с пустошми, да в городе Торжку двор осадной да в Тверском уезде в Шесткинском стану село Стружню з деревнями и с пустошми, да в Старицком уезде в Выворовской волости село Станишино да село Васильевское з деревнями же и с пустошми, да в Великом Нове-городе двор осадной с садом и со всем дворовым строением, да в Новгородском уезде в Деревской пятине в Сытинском погосте село Кунью гору, да в Листовском погосте село Сопки, да в Ладожинском стану деревня Доброва з деревнями же и с пустошми, с реки и с озерами и со всякими угодьи на монастырскую свою вотчину, что им пожаловал он, отец наш и богомолец, в Кашинском уезде село Горицы да село Стоянец, да приселок Русилово з деревнями и с пустошми и со всякими угодьи. А те Кашинские села отец наш и богомолец, Великий Государь Святейший Никон Патриарх , выменил из домовых вотчин Пречистые Богородицы честного и славного ее Успения и великих святителей Петра и Алексея и Ионы Московских и всеа Русии чудотворцов на Курмышскую свою вотчину на село Онтоново да на деревню Юрьевку, что пожаловали мы, Великий Государь, ему, отцу своему и богомолцу, то село Антоново и деревню Юрьевку по старине особь в вотчину. И те меновные и купленые вотчины и варницы по тому ж со всеми угодьи, как писано выше сего в сей нашей, Царьской, жалованой грамоте по нашему, Царьскому, жалованью в дом Пречистые Богородицы Иверские и святых чудотвоцов Филиппа и Иякова также во веки неподвижно, дóндеже мир вселенней стоит и сия святая обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Напротив, г. Василь и 4 церкви его округа, 7 церквей в Макарьевском окр., 2 – в Починковском и 7 – в Ардатовском – все Нижегородского наместничества – находились в других епархиях. Им удобнее быть в Нижегородской епархии. Тогда же епископ Дамаскин узнал от благочинных, что по указу 17 мая 1788 г. из Владимирской епархии в Казанскую епархию отписаны села Симбирского наместничества: Ардатовского на Алатыре окр. – Розоватово, Никулино, Курмышского – Болтнино, а в Тамбовскую епархию отписаны Пензенского наместничества, Шешкеевского окр. села Сучкино и Лемдеевский Майдан. Все они внутри Нижегородской епархии, ближе к Нижнему, чем к Казани и Тамбову. Поэтому епископу Дамаскину хотелось, чтобы дальние села были отписаны от его епархии, а ближние приписаны к ней. Св. Синод 17 января 1789 г. отказал просителю, ссылаясь на то, что, преследуя «общую цель» распределения епархий по губерниям и руководясь указом 6 мая 1788 г., он занят распределением церквей только Суздальской и Владимирской епархий, между тем как Дамаскин возбудил дело о приходах, принадлежавших к другим епархиям и наместничествам. 840 Отказав епископу Дамаскину, Св. Синод не трудился 16 января 1790 г. приписать к Костромской епархии два села Вятской епархии Ветлужского заказа, ведомства Яранского Дух. Правления – Какшинское в 245 верстах и Хмелевское в 305 верстах от Вятки. Вследствие бездорожья туда нельзя было посылать указов и наблюдать за тамошним духовенством и прихожанами, к тому же Ветлужский заказ вошел в состав Костромской епархии, а самый город Ветлуга, Унженской области, входил в состав Костромского наместничества. 841 Очевидно, в упорядочении территорий центральных епархий введением их в границы губерний Св. Синод был больше заинтересован, чем отдаленными от центра и окраинными епархиями, в состав которых входили церкви в самых глухих углах тогдашней России, хотя польза дела требовала обратного отношения к окраинной церковной жизни, всегда и во всем терпевшей больше неудобств чем центр. На заводе во время народного бунта сожгли церковь во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010