Недавно открылась кафедра теологии в МИФИ. Это хорошо. Но где у нас богословские факультеты? В нашей стране ощущается огромная нехватка высокообразованных богословов. Церковное, религиозное воспитание сегодня просто необходимо. Откуда проистекают грубые отношения в семье, дикость в обществе – убийства, бандитизм? Когда человек воспитан в вере, он знает, что нельзя грешить: произносить грубые слова, оскорблять, лгать, завидовать, возносить себя, нельзя плохо относиться к живой и неживой природе и т.д. Неслучайно детей с младенческих лет воспитывали в страхе Божием, ибо страх Божий – начало премудрости. В настоящее время на первое место зачастую ставят прибыль, выгоду, деньги. А с религиозной точки зрения деньги – ничто, оскорблять, тем более убивать из-за денег – это чудовищно и преступно. Чтобы человек не совершал столь греховные деяния, его надо с младенческих лет воспитывать в духе любви к другим людям, в духе добра и милосердия. Наш Спаситель Иисус Христос совершил величайшую в истории человечества революцию, когда произнес в Своей Нагорной проповеди удивительные слова: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:43–45). – Константин Михайлович, в свое время вы возили своих сыновей на Афон, в другие святые места. Какие впечатления выносили дети из этих мест? – Я помню, как меня со всей семьей пригласили на остров Патмос, когда праздновалась юбилейная дата Апокалипсиса Иоанна Богослова. По преданию, Апокалипсис написан в 68 г. н.э. Собрались богословы со всего мира. Сын Александр прослушал выступления, потом побывал на том месте, где святой Иоанн Богослов писал Апокалипсис, – пещера эта из гранита, потолок в ней треснул в форме креста во время землетрясения или грозы. Над пещерой возвели храм. Остров Патмос небольшой, вулканического происхождения. На нем есть все – и пустыня, и горы, и озера. Интересно, что во время нашего пребывания на острове мы постоянно ощущали какое-то внутреннее беспокойство, тревогу и в конце концов сделали вывод, что, может быть, именно поэтому только здесь и могло быть написано такое уникальное произведение, как Апокалипсис.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=38&iid=252...

Но во мраке этого суда над иудейским народом, этого отвержения иудейской гордости, ослепления мудрых и разумных, сиял радостный луч просвещения младенцев, спасения труждающихся и обремененных. В евангелии Луки, между повествованиями о посольстве от Иоанна и об учении притчами, передается о событии, которым освещается отношение ко Христу, с одной стороны, иудеев, мнивших себя разумными и праведными, и, с другой стороны, смиренных грешников. Некто из фарисеев просил Господа Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, грешница, пришла с алавастровым сосудом мира, стала позади у ног Его, начала обливать ноги Его слезами, и отирать волосами, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей подумал: если бы Он был пророк, то не позволил бы грешнице прикасаться к Нему. Но Господь Иисус в ответ разъяснил ему, что и он, фарисей, и грешница – должники пред Богом. Из двух должников больше любит тот, кому больше прощается. Женщина проявила ко Христу великую и смиренную любовь, тогда как фарисей, считавший честью не для себя принять Господа, но для Иисуса прийти к нему, не дал Ему ни воды на ноги, ни целования. Поэтому, продолжал Господь: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит»... 87 Св. Кирилл Александрийский , Толкование на ев. Иоанна: «Христос исцеляет человека в субботу и тотчас повелевает нарушит подзаконное установление, заставляя ходить в субботу и притом обремененного постелью» (in h. 1). 88 Конечно, этого момента нельзя принимать в безусловном смысле: как было видно, отчасти и прежде было место для соблазна. Желаем только оттенить степень. 90 Это чудо в евангелии Марка поставлено первым среди чудес, совершенных Христом. Но как известно, все четыре евангелиста различно начинают деятельность Иисуса Христа: Матфей – нагорною проповедью, Марк – исцелением в субботу бесноватого, Лука – отвержением Христа назаретянами и Иоанн – чудом в Кане Галилейской. За исключением последнего евангелиста, остальные руководятся не историческими соображениями, но каждый из них полагает во главу евангельской истории дело Христа, наиболее соответствующее характеру того или другого евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Перед началом заупокойного богослужения настоятель зачитал соболезнование митрополита Брянского и Севского Александра, в котором владыка, знавший раба Божьего Михаила в течение многих лет, отметил: «Михаил Дмитриевич отличался доброжелательностью, ответственностью, трудолюбием, целеустремленностью и неравнодушным отношением к Русской Православной Церкви». Далеко не каждый мирянин удостаивается подобной чести.   - Мне кажется, я знал Михаила Дмитриевича всегда, – вспоминает иеромонах Глеб (Шматов). – Он хорошо знал мою семью, часто приезжал к дедушке в Троицкий храм в Бежичах, а когда я в Свенском был послушником, часто видел его беседующим с настоятелем отцом Никодимом… Михаил Дмитриевич был везде! Не было такого случая, чтобы он не прислушался к проблемам церкви – касалось ли это восстановления Бело-Бережского или Свенского монастырей, храмов Тихвинского, Преображенского, Рождества Богородицы, Покровского собора, строительства Троицкого кафедрального… Трудно сказать, прихожанином какого именно храма он являлся. Такое впечатление, что он участвовал в богослужебной деятельности всей Брянщины, это не будет преувеличением.  Самое главное – он был горячим в вере, это и отличало его от многих даже верующих людей. Как сказано в Священном Писании: " Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих " (Откр. 3:15). Что это означает? Верующие христиане должны быть горячи, и пламенеть Духом, не относиться к Богу и к нашей вере " тепло " , то есть равнодушно, должны заботиться о спасении своей души, дабы не утратить благодать Святого Духа. Так вот Михаил Дмитриевич относился именно к тем, кто постоянно держал зажженной свою внутреннюю свечу.  Немаловажно отметить, что Михаил Дмитриевич был пытливым христианином – искал Бога, стремился узнать, понять, осознать и следовать. Он постоянно учился, что опять-таки свидетельствует о его живой вере. Часто видел его на причастии. Последний раз мы с ним разговаривали на Михайлов день, в ноябре.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/26/...

По всей видимости, Аввакум полагал, что переданная юродивым челобитная выражает уже не его только мнение, но мнение народное. Кроме того, Алексею Михайловичу по сану надлежало почитать «Божьих людей»; была надежда, что это также подействует. В самом деле, в особом помещении дворца, возле царских покоев, на полном попечении и содержании государя жили верховые богомольцы (дворец назывался в просторечии Верхом, потому что был двухэтажный, или, по–старинному, двупрясельный; во втором прясле и пребывал монарх с семьей). «Особенное уважение государя к этим старцам простиралось до того, — пишет И. Е. Забелин в замечательной книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях”», — что государь сам нередко бывал на их погребении, которое всегда отправлялось с большою церемониею, обыкновенно в Богоявленском монастыре в Троицком Кремлевском подворье… Верховые богомольцы назывались также и верховыми нищими, в числе их были и юродивые. Царица и взрослые царевны имели также при своих комнатах верховых богомолиц и юродивых». Эта демонстративная близость монарха и юродивого восходит к древнейшему культурному архетипу, отождествлявшему царя и изгоя — раба, прокаженного, нищего, шута (об этом есть много материалов в «Золотой ветви» Дж. Фрэзера). За такое отождествление иногда приходилось платить жизнью. На время римских сатурналий царем избирался раб. Все беспрекословно подчинялись ему, но он знал, что по окончании праздника ему предстоит стать кровавой жертвой. На пороге нашей эры «игру в царя» культивировали легионеры, и роль царя–изгоя часто исполнял осужденный на смерть преступник. Отголосок этой жестокой традиции запечатлен в Евангелии — в том фрагменте, где римские воины провозгласили Христа царем (цитирую по Матфею): «Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на Него багряницу. И, сплетши венок из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: „Радуйся, Царь Иудейский!” И плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие». В Европе эта древнейшая традиция была очень живуча. До XVII в. здесь были в ходу своего рода шутовские фестивали с выборным пародийным королем.

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

С чашей же вышел не служивший о[тец] Александр. На голове у него надета камилавка. Я поражаюсь такому нарушению и опускаю голову, а когда поднял ее, то не увидел ни о[тца] Александра, ни причастников. Молящиеся, не ожидая креста, стали выходить из храма. Я подумал, что, может быть, нынче будет крестный ход. Также стал выходить через правую дверь. Вышел на паперть и окаменел от удивления: собор стоит на большой песчаной горе. Вокруг лежат песчаные дюны. Идет страшная песчаная буря. Я гляжу во все стороны и нигде не вижу вышедшего народа. Думаю — куда же он делся? И что все это значит?.. На этом просыпаюсь. 15 августа я получил коротенькое письмо от о[тца] Михаила. В нем он сообщал, что в Уральске произошло много изменений, приглашал приехать, ибо «приезд в Уральск может оказаться и для Вас не безынтересен». Конкретно он мне ни о чем не сообщал, но я уже знал из письма С., что о[тца] Александра освободили от настоятельства, он ушел за штат, и соборяне, пользуясь новым положением «О приходе» подыскивают настоятеля. Жизнь потребовала от меня немедленного ответа на такой острый вопрос. Я прекрасно знал сложившуюся обстановку в церкви, яснейшим образом видел перспективы церкви, священнослужителей, верующих, не имел материальных побуждений к продолжению служения, получая пенсию, обеспечивающую мои скромные потребности. Казалось, следовало бы остаться за штатом, но в полученном письме я услышал глас Божий, мне вспомнились слова: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? — Ты знаешь, что я люблю Тебя.— Паси овец Моих!» Я не мог ослушаться. Помолившись, в тот же день ответил телеграммой о[тцу] Михаилу, что к Преображению, престольному празднику кладбищенской церкви, буду в Уральске. Тем самым я как бы сказал, что беру на себя обязательства, отбрасывая относительный покой заштатного положения, честно, нелицемерно, не лукавствуя, служить священником Свято-Михайловского собора. Это было бы мое третье возвращение в него. В соборе прихожане и члены церковного совета встретили меня с радостью и прежней любовью.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Смиренномудрый считает своего ближнего «высшим себя» ( Флп.2,3 ) и всегда «предупреждает его в почтительности» ( Рим.12,9–10 ), «подчиняя себя ближнему» ( 1Пет.5,5 ). По учению преп. Исаака Сирина , проникнутая смирением любовь к ближним простирается на всех людей, без различия их национальности, убеждений, религиозных воззрений, образа жизни и поведения. Смиренный любит и грешников, не пренебрегая ими за их недостатки, причиной их заблуждения считая неведение истины. Только тот истинно чист сердцем, кто всех людей видит хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным. При таком настроении подвижник проникается жалостью не только ко всем людям, но и ко всему творению. О «НЕНАВИСТИ» К БЛИЖНИМ Христианство, предписывая любовь ко всем людям, кто бы и каковы бы они ни были, не исключает того, что любовь эта принимает различные оттенки и имеет различные степени, по различию людей, на которых она простирается. По учению, преп. Иоанна Кассиана , любовь в христианском смысле «возможно оказывать всем. Она должна быть настолько всеобща, что Господь повелел христианам питать ее даже ко врагам. Но сердечное расположение, сердечная склонность оказывается только немногим, – тем, которые связаны одинаковостью нравов, или общностью добродетелей». Сам Христос Спаситель заповедь о почитании родителей назвал «словом Божиим», которое не может и не должно быть устраняемо никаким «преданием» ( Мк.7,6–13 ). Апостол Павел писал: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5,8 ). Вместе с тем, раскрывая те места Нового Завета, в которых говорится о необходимости ненависти к родным для следования за Христом, Климент Александрийский пояснял, что Бог мира, Тот, Который увещевает любить даже врагов, конечно не заповедует ненависти к людям более близким, – отделения, обособления от них. Заповедуя возненавидеть родителей и т.д., Христос предотвращает пристрастие к родным, если оно может повредить спасению. По учению блаженного Августина , человек другого человека должен любить не так, как любят плотских родственников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/p...

Совершая, напр., поездку по Херсонскому уезду с окружным миссионером о. Михайловским, я посетил старую хлыстовку села Снегиревки Евдокию Луцкину. Долго скрытничавшая хлыстовка наконец разговорилась со мной. – Что, бабушка, – спрашиваю, – верно ли, что в Николаеве есть истинные пророки: Баканов, напр., Марченко, Кальто и другие? – Какие там пророки, – отвечает Евдокия, не зная, кто я! – Когда-то, давным-давно, может, и были, а теперь не пророки, а шарлатаны: говорят, какой-то миссионер все радение у них пробыл, а они его и не узнали. Что же это за пророки? Если бы они были пророки, то дух сейчас же открыл бы им, кто у них в собрании. Так справедливо рассуждают и в других местах благоразумные сектанты, знающие из Св. Писания, что в числе многих других признаков истинных пророков Божиих им принадлежит и совершеннейшее знание, доходящее до ведения сокровеннейших тайн сердца человеческого. Вот библейские примеры, убеждающие нас в этом. Слуга пророка Елисея, по имени Гиезий, взял тайно у исцеленного пророком от проказы сирийского военачальника Неемана талант серебра и две перемены одежд н, желая свой поступок скрыть от Пророка, спрятал все это у себя дома. «Когда он пришел, читаем в 4 книге Царств ( 4Цар.5:25–27 ), и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий!? И сказал он: никуда не ходил раб твой. И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? Время ли брать серебро и брать одежды?.. Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег». Таким образом, пророк Елисей, как истинный пророк Божий, узнал с какой целью тайно уходил обманувший его слуга. Отчего пророки Баканова, да и он сам, не узнали с какой целью приходил к ним я с Недобоем? Очевидно, оттого, что они не пророки, а лжепророки, обманывающие сами себя и других таких же невежественных в вере людей. «Некоторый муж, читаем в книге Деяний ( Деян.5:1–10 ), именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

(ст. 19) Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя апостолов, сказал: (ст. 20) идите и, став в храме, где прежде учили, говорите народу все сии слова жизни, т. е. учения Христова. Апостолы и исполнили то, что повелел им Бог чрез Ангела. Так, вообще, в деле истинных убеждений, полезных общественному благосостоянию и совести каждого, насильственные крутые меры против проповедников правды не достигают цели и не помогают злобе. Истина, на время заглушенная, придавленная, рано или поздно восторжествует. Против убеждения равносильно может быть только убеждение же – обличение, рассуждения, основанные на уважении к иномыслящему и на любви к пользе ближнего и даже всего человечества. Ложь непрочна. Но архиерей еврейский и саддукеи не так понимали дело. Они, узнавши, что апостолы чудесно вышли из запертой темницы и уже проповедуют опять в храме в слух всего народа, разрывались от гнева и умышляли умертвить их ( Дeяh. V, 33 ). Но, к счастью, в числе членов разозлившегося синедриона был один добрый, честный и умный человек и притом, из верующих в Промысл Божий фарисеев, а не саддукеев. Имя ему Гамалиил; он был в большом уважении всего народа. Он-то и уговорил остальных членов не делать зла апостолам, не замышлять избиения их. Отстаньте, говорил Гамалиил, от людей сих и оставьте их; ибо если сие предприятие, т. е. проповедь апостолов, и дело сие, т. е. вся их деятельность, – от человеков, то оно разрушится, а если от I Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками ( Дeяh. V, 38–39 ). Они послушались его и, сделавши внушение апостолам, отпустили их. Если бы в мире было побольше людей с только что изложенными убеждениями Гамалиила, тогда история христианства меньше занесла бы на свои страницы сказаний о мучениях, кострах, пытках, мечах и виселицах за имя Христово. Но гамалиилы в истории редки. И христианская вера, прежде чем сделаться господствующею в мире, имела в течение трех первых веков множество мучеников и исповедников; улицы и площади Рима, Александрии, Вифинии, Лиона и Антиохии пропитаны были кровью христиан. Впрочем, по премудрому устроению Промысла кровь мучеников была семенем новых христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Так вожделенный для нея мученический венец увенчал ея главу и приобщил ее к сонму тех, о которых повествует тайнозритель Иоанн: После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... Это те, которые пришли от великой скорби: они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровю Агнца ( Апок. 7, 9. 14 ). Как чудное видение прошла она по земле, оставив после себя сияющий след. Вместе со всеми другими страдальцами за Русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России, и основанием грядущей, которая воздвигнется на костях новых мучеников. Такие образы имеют непреходящее значение: их уделъ – вечная память и на земле, и на небе. Не напрасно народный голос еще при жизни нарек ее святой 8 . Как бы в награду за ея земной подвиг и особенно за ея любовь к Св. Земле ея мученическим останкам (найденным в шахте, по словам очевидцев, совершенно нетронутыми тлением) суждено почивать у самого места страданий и воскресения Спасителя. Извлеченныя по распоряжению адмирала Колчака из земли, последния вместе с телами других умерщвленных одновременно с Великой Княгиней членов Царского Дома (Великого Князя Сергея Михайловича, Князей Иоанна, Игоря и Константина Константиновичей и сына Вел. Кн. Павла Александровича Князя Палей) и сестры Варвары были перевезены сначала в Иркутск, а затем в Пекин, где довольно долго оставались в кладбищенском храме нашей духовной Миссии. Отсюда уже заботами сестры почившей – маркизы Мильфордъ-Хавен Принцессы Виктории, с которой оне были связаны при жизни особенно тесными узами, ея гроб вместе с гробом сестры Варвары был доставлен через Шанхай и Суэц в Палестину. 15 января 1920 года тела обеих неразлучных до конца страдалиц были торжественно встречены в Иерусалиме английскими властями, греческим и русским духовенством, многочисленной русскою колониею и местными жителями. Через день состоялось их погребение, совершенное маститым главой Сионской Церкви Блаженнейшим Патриархом Дамианом в сослужении большого сонма духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Татиана 24 июня 2012, 15:45 AnnE ответ: А зачем вообще дорогие часы,яхты,дорогущие машины.дома.бриллианты? Откажитесь все! Вы же все-Церковь! Или слабо? Или вы не в Церкви? Тогда чего это вас так волнует?Почему вас всех не волную предметы роскоши т.н. " звёзд " ? Они что- так социально значимы? Патриарх их волнует.И,главное, в церковь захаживают не знамо зачем.Денег не жертвуют.Тех, кто жертвуют так не волнуют часы Патриарха.А вас волнуют. " Справедливые " вы наши. На чьём поле играете, " господа " ? Задумайтесь.И не задавайте глупых вопросов. Екатерина 23 июня 2012, 23:40 Удивительно, как эти антиклерикалы, пересмотрев тысячи снимков, умудрились найти один, тот самый, а посетить Московский Кремль - не догадались? А ведь там, в Патриарших Палатах, выставлены, ни много, ни мало, часы другого Патриарха - Никона! Причём, на том же стенде, рядышком - часы царя Алексея Михайловича. Патриаршие царским ничуть не уступают. Часики, штучки-то, заморские, сколько они по тем временам-то стоили? Можно было бы историю с часами развернуть в историческом аспекте. Впрочем, о чём это я? Они ж по музеям ходят только для того, чтобы там похабщину устраивать, а великое прошлое России для них, как кость в горле. Александр 23 июня 2012, 10:59 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы " .(Мф. 6:24-34) ps Очевидно же,заботятся об одном,прикладывается в другом. Виктор 21 июня 2012, 00:13 Ксения: Anne: " А зачем ты на этом сайте? тебе нужно на другой сайт к либерастам поближе ты ведь из их числа. Надень маску пусек и ходи так загаживай улицы и пруды, рассуждая о том зачем часы Патриарху, и сохраняя девственный мозг по поводу того зачем Собчсучке и прочим миллионы. "

http://pravoslavie.ru/54282.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010