2 . Преподобный Иоанн Дамаскин . Творения преподобного Иоанна Дамаскина . Источник знания. Изд. Индрик, 2002. 3 . Святитель Василий Великий . Письма. М.: Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. 4 . Преподобный Анастасий Синаит . Избранные творения. М.: Изд. Паломник; Сибирская благозвонница, 2003. 5 . Святитель Кирилл Александрийский . Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице. СПб.: Изд. Олега Абышко; Краснодар: Изд. Текст, 2014. 6 . Августин Аврелий . О Троице. Краснодар: Изд. Глагол, 2004. О сущности и энергиях Божьих I Возводя нас духовно к истокам зарождения общества и указывая на главный мотив человеческой жизни, Священное Писание повествует о цели создания людей: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» ( Деян. 17:26–27 ). Раскрывая историю развития отношений человека и Бога, Библия предоставляет множество неопровержимых свидетельств, удостоверяющих в возможности лицезрения Творца: «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» ( Быт. 32:30 ); «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх. 33:11 ); «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» ( Иов 42:5 ). Но с другой стороны, слово Божие как будто утверждает и обратное. Так, в сцене диалога Господа с Моисеем читаем: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33:20 ). В других же местах сообщается: Бог «обитает в неприступном свете» и Его «никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ); «Бога никто никогда не видел» ( 1Ин. 4:12 ). Опираясь на факт этого кажущегося «противоречия» как на убедительное доказательство ложности Писания, атеисты нередко используют его в идеологической пропагандистской борьбе. А между тем, здесь нет противоречия. Дело в том, что Бог является видимым и вместе невидимым не в одном и том же отношении, а в двух. II

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

3. Качества пастыря, передающего Предание (2:1 – 13) 4. Обличение лжеучителей (2:14 – 26) III. Последние времена: эсхатология (3:1 – 9) IV. Наставления о твердости в гонениях (3:10 – 17) 1. Верность Тимофея примеру ап. Павла в страданиях ( 3:10 – 13) 2. Твердость Тимофея, о богодухновенности Священного Писания (3:14 – 17) V. Последнее обращение ап. Павла (4:1 – 18) 1. О проповеди Слова Божия (4:1 – 5) 2. Ап. Павел о своей кончине (4:6 – 8) 3. Личные просьбы, предостережение от Александра, о первом слушании судебного дела и апостола (4:9 – 18) VI. Заключение с прощанием и благословением (4:19 – 22) Семинар 19. 2 Тим. Домашнее задание 1. Ознакомиться с историческим контекстом написания 2 Тим., найти в тексте Послания места, указывающие на то, что данное Послание является предсмертным (см. При ложения 1 и 2). 2. Выделить в Послании отрезки текста, позволяющие проследить его богословие (Христология, сотериология, пневматология, апологетика, эсхатология, учение о Свящ. предании). Проследить связь богословия с Посланиями из уз, а также 1 Тим. и Тит. (см. еп. Кассиан (Безобразов) . Христос и первое христианское поколение; архиеп. Аверкий (Таушев) . Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета, соответствующие главы). План семинара I. Общие сведения об историческом фоне 2 Тим. 1. Сведения Священного Предания о последних днях ап. Павла: вторые узы, их место и время. Об основных моментах правления Нерона: нарастание политической напряженности, начало гонений на христиан. Казнь Павла и Петра. Судьба прочих апостолов (см. Приложение 2) Авторство Послания, обстоятельства его написания, его адресат 1. Ап. Павел как автор 2 Тим. Освобождение из уз, дальнейшие события 2. Место и время написания Послания 3. Цели и задачи Послания 4. Тимофей как ближайший друг и соратник ап. Павла Учение Послания Ап. Павел о себе, узы и страдания апостола 1. Апостольство: «Я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников» ( 2Тим. 1:11 ) 2. Страдание. «По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» ( 2Тим. 4:6 ); «Бла говестие... за которое я страдаю даже до уз, как злодей», «все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» ( 2Тим. 2:8 – 10 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

7 . Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. 8 . Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Помня это, я понимал, что если я поеду второй раз в Кронштадт к о. Иоанну, то я буду как раз таким сомневающимся человеком, которому апостол говорит: «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа». Однако маловерие заставило меня поехать – вторично в Кронштадт к о. Иоанну, который опять совершал проскомидию. Он встретил меня сухо, но ласково и спросил: «Вы откуда, вы из Москвы?» и на просьбу мою помолиться – промолчал. Я был подавлен и озадачен вопросом «вы из Москвы?» Я был вполне уверен, что о. Иоанн меня хорошо знал. Я всегда надевал форменный судейский сюртук, чтобы псаломщики меня пропускали. Сын мой умер. Глава 76. Как произошло то, что Святая Русь выбыла Бога В конце царствования Императора Александра III Россия достигла неслыханного внешнего могущества, при полном внутреннем порядке и спокойствии. Экономическое благосостояние было очень велико и быстро росло и весьма многие жили в богатстве. В начале царствования Импер. Николая II богатство страны продолжало увеличиваться, но, при слабом управлении, нравственность стала падать с головокружительной быстротой. Про Бога забыли, говорили: «Бога нет, мы и без Бога, хорошо проживем». От бывшего в России со времен Владимира Святого и др. конца царствования царя Алексея Михайловича благочестия, когда в каждой избе читали «Четьи Минеи», не осталось и следа. Царила полная беспринципность, пьяный разгул и разврат. Откровение св. Иоанна: «Так говорит Сын Божий»: (Гл. III, ст. 17). «Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп, и наг». (Ст. 10) «Година искушения прийдет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле». Видя все это Господь Вседержитель и послал в погрязшую в грехах Россию верного раба Своего Иоанна Кронштадтского , проповедовать покаяние и пророчествовать. 54 года проповедовал пророк Божий устно и писаниями своими, при подкреплении слова последующими знамениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

А по мере того, как мы действуем, исходя из веры, наша вера укрепляется. Разве вера в Бога не сковывает мышление? Стать христианином — значит твердо поверить в некоторые вещи. А в некоторые — больше не верить. Если мы верим в воскресение мертвых, это значит, что мы не верим, например, в реинкарнацию. Но сковывает ли это наше мышление? В школе мы узнали, что Рим был одной из величайших империй древности. Большинство из нас и сейчас в этом уверены. Ограничило ли это нашу свободу? Есть некоторые люди, которые полагают, что Рима никакого не было, все свидетельства его существования — средневековые фальсификации. Они более свободны, чем мы? Вряд ли. Они просто заблуждаются. Заблуждение не делает человека свободным, а истина не порабощает. Приверженность христианским догматам порабощает нас не больше, чем приверженность другим истинам о реальности. Конечно, можно оспаривать их истинность — но, если они истинны, странно обвинять их в том, что они сковывают. Понятие веры в святоотеческой письменности П.Б. Михайлов, преподаватель ПСТГУ Круг церковных авторов, посвятивших этому вопросу место в своих сочинениях, вполне обозрим. Во-первых, это те древние писатели, кто составлял большие тексты апологетического содержания, как, например, Климент Александрийский (ум. ок. 215 г.), блаженный Феодорит Кирский (ум. ок. 460 г.); во-вторых, это церковные катехизаторы – святой  Кирилл Иерусалимский (ум. 386 г.); наконец, это систематизаторы церковного знания, как анонимный автор «Учения Святых Отцов о воплощении Бога-Слова» (Doctrina Patrum), приблизительно датируемого VI–VII вв., преподобный Анастасий Синаит (ум. ок. 700 г.) и преподобный Иоанн Дамаскин  (ум. до 787 г.). Главными опорными текстами Священного Писания для Святых Отцов являются два места из апостола Павла. В Послании к евреям дается классическое определение веры: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает ( Евр.11:1 ). В таком понимании вера приоткрывает для человека неочевидное, но бесценное дно недоступного непосредственному чувственному восприятию и обыденной достоверности; предмет веры – это умопостигаемое, удостоверяемое лишь в мистическом опыте богообщения. Второе место из апостола Павла не служит определением. Это скорее описание необходимых условий возникновения веры, которыми оказываются самое Писание, иными словами, божественное откровение, и наставление в нем, то есть традиция, прививаемая в церковной общине: …ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия  ( Рим.10:14-17 ).

http://azbyka.ru/vera

А это противоречит Христианству. Александр Зубакин 20 мая 2016, 14:09 Друзья православие - это религия любви, прежде всего к Богу и ближнему своему. Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня. Давайте думать о нашем с вами спасении. Текст священного писания, что бы сердцем прийти к Богу, и у каждого свой путь к Богу. Зачем нам подобные статьи, если мы сердцем (любовью) не можем показать истинность православной религии. По словам Иоанна Златоуста, потому и существуют множество религий и верований, потому как мы не являемся теми христианами, которыми должны быть. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь... Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»— Евангелие от Матфея. Гл. 7:3—5. Простите меня, если кого обидел. Как говорит мой друг мусульманин, - главное, что бы польза была. Алексей Четвергов 20 мая 2016, 14:08 Не понятно, зачем писать такие статьи? По комментариям видно к чему они приводят. И ладно если бы автор был прав, это хотя бы оправдывало его. Но ведь он просто вырвал слова из контекста и написал свою правду. Достаточно только того что всех мусульман он подвёл под одно направление ислама, а это далеко не так, как и в православии. Нет, такие статьи не нужны. Елена 20 мая 2016, 13:55 Жаль, что статью опять печатают.Мне она не понравилась.Не отраженна глубина и чистота Православия, которое чувствуют все кто хоть как то соприкасаются, а тем более принимают.Вернее о теме этой статьи скажут те , кто крестился, отказавшись от заблуждений в религиях.Они меньше всего будут говорить об атрибутике или обрядах.Они,если смогут словесно выразят свет души и тепло Духа озарившее их.Как легко станет на душе уже в этой жизни, даже если окружающии будут грозить смертью, православные не смогут предать того мира любви, добра и красоты принявшего каждого, кто открыл свое сердце Христу.Даже крещенные в детстве говорят об открытие веры в том или ином возрасте, при разных обстоятельствах.Такие чудеса происходят!!!! Лена Михайлова 20 мая 2016, 13:55 Что за споры ? Конечно Христианство - Православие сильнее всех религий потому что только там Истина и только там Спасение есть! Вера 20 мая 2016, 13:53 Провокационная статья.

http://pravoslavie.ru/1453.html

– Ангелы исчезли, – продолжила повествование мама, – а пастухи направились к пещере. Там они увидели Божию Матерь, Иосифа и Младенца и первые поклонились Ему. Пастухи рассказали Марии и Иосифу о явлении Ангелов, и что они слышали о Младенце. Мария сохранила все слова в Своём сердце. – Почему Ангелы принесли первым весть о Рождении Спасителя, весть для всего мира, для всех времён, не правителям, не императорам, не мудрецам, не первосвященникам-фарисеям, а пастухам? – Потому что они не спали, – догадалась Таня. – Какая умница! Они не спали не только телом, но и духом. Они ждали. Была звёздная ночь. Всё замерло, как будто и природа ожидала чего-то необычайного. Смотря на небо, на звёзды, которым нет числа, человек невольно думает о чём-то возвышенном. Народ давно знал о предстоящем пришествии Мессии и ждал Его. Бодрствовали духом и пастухи, с надеждой и трепетом глядя на загадочное небо. Они были готовы своим внутренним миром встретиться с миром высшим. Позже Господь скажет слова, обращённые и к нам: “Бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час приду”, предупреждая, чтобы мы не были духовно слепы. Далее читаем в Евангелии: “Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему”. Кто такие волхвы? – Дмитрий Михайлович вновь предложил ответить папе. – Так называли раньше людей, обладавших большими знаниями в области астрономии, то есть в изучении небесных светил. – Почему они пришли в Иерусалим, увидев неизвестную звезду? – обратился гость к маме. – В то время многие считали, что с появлением на небе новой звезды на земле рождается великий человек, а когда кто-либо из великих умирает, то звезда гаснет. На Востоке тоже знали о предстоящем пришествии Мессии. Они были уверены, что это пришествие будет отмечено явлением новой звезды. – Но почему они пошли именно в Иерусалим? – Потому что, – сказала мама, – пророком было предсказано, что родится Царь Иудейский. А Иерусалим был столицей Иудейского царства.

http://azbyka.ru/fiction/budem-kak-deti/

«Боже отец наших! Помяни щедроты Твоей и милости, яже от века суть: не отвержи нас от лица Твоего, ниже возгнушайся непостоянством нашим: но помилуй нас по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих презри беззакония и грехи наши. Сердце чисто созижди в нас, и дух прав обнови во утробе нашей: всех нас укрепив верою в Тя, утверди надеждою, одушеви истинною друг ко другу любовью, вооружи единодушием на праведное защищение одержания, еже дал еси нам, и отцам нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребии освященных». Господи Боже наш, в Него же веруем и на Него же уповаем, не посрами нас от чаяния милости Твоей, и сотвори знамение во благо, яко да видят ненавидящие нас и православную веру нашу, и посрамятся, и погибнуть: и да увидят вся страны, яко имя Тебе Господь, и мы люди Твои. Яви нам, Господи, ныне милость Твою и спасение Твое даждь нам: возвесели сердце рабов Твоих о милости Твоей: порази враги наша, и сокруши их под ноги верных Твоих вскоре. Ты бо еси заступление, помощь и победа уповающим на Тя: и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». I «Слава Богу! Все у нас в Москве хорошо и спокойно. Хлеб не дорожает и мясо дешевеет. Одного всем хочется, чтоб злодея побить, и то будет. Станем Богу молиться, да воинов снаряжать, да в армию их отправлять. А за нас пред Богом заступники: Божья Матерь и Московские Чудотворцы, пред светом милосердый Государь наш Александр Павлович, а пред супостатами Христолюбивое воинство; а, чтобы скорее дело решить, Государю угодить, Россию одолжить и Наполеону насолить, то должно иметь послушание, усердие и веру к словам Начальников, и они рады с вами и жить и умереть. Когда дело делать, я с вами; на войну идти пред вами; а отдыхать за вами. Не бойтесь ничего, – нашла туча, да мы ее отдуем; все перемелется, мука будет; а берегитесь одного: пьяниц да дураков; они, распустив уши, шатаются, да и другим в уши врасплох надувают. Иной вздумает, что Наполеон за добром идет; а его дело кожу драть: обещает все, а выйдет ничего. Солдатам сулит Фельдмаршальство, нищим золотые горы, народу свободу; а всех ловит за виски, да в тиски, и пошлет на смерть: убьют либо там, либо тут. И для сего, и прошу, если кто из наших, или паз чужих станет его выхвалять и сулить и то, и другое, то какой бы он ни был, за хохол, да на съезжую: тот, кто возьмет, тому честь, слава и награда; а кого возьмут, с темь я разделаюсь, хоть пяти пядей будь во лбу; мне на то и власть дана, и Государь изволил приказать беречь матушку Москву; а кому ж беречь мать, как не деткам! Ей Богу, братцы, Государь на вас, как на Кремль, надеется, а я- за вас присягнуть готов. Не введите в слово! А я верный слуга Царской, Русской барин и православный Христианин».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В Галлиполи (Турция) окончил Военно-инженерное училище, после чего произведен в офицеры. Позже, после переезда во Францию, Ивану Михайловичу удалось окончить физико-математический факультет Сорбонского университета. В 20е годы Концевич непрерывно поддерживал духовное общение с Оптинским старцем Нектарием. Богословское образование получил в Парижском Богословском институте в годы Второй мировой войны. Первая большая публикация И. М. Концевича — монография «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» — вышла в Париже в 1952 году. Восемь лет спустя увидела свет вторая книга Концевича «Истоки душевной катастрофы Л. Н. Толстого» (Мюнхен, 1960). После кончины Ивана Михайловича его жена, Елена Юрьевна, при содействии Глеба Подмошенского (в монашестве игумен Герман), издала капитальный труд Концевича «Оптина Пустынь и ее время». Это поистине настольная книга каждого благочестивого читателя. Ныне все основные произведения духовного писателя размножены, либо переизданы, в России. Приведенные тексты публикуются по книге: И. М. Концевич . Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Париж, 1952. С. 53–54, 127–130. Михаил Александрович Новоселов. Свидетельства о Духе Святе От событий в жизни духоносного Апостола (Павла. — Сост. ) и его сподвижников, событий, связанных с явлением Духа, перейдем к учению Апостола о Духе Святом, как существенной стихии в жизни Церкви и отдельного члена ее, как основном Источнике освящения, просвещения, научения. «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном, — наставляет Римлян Апостол. — Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

В качестве комментария к этим тезисам можно сказать, что, с одной стороны, и самые выдающиеся святые угодники Божьи смиренно почитали себя грешными людьми, достойными наказаний и мук. С другой стороны, в период деятельности святого Иринея и Тертуллиана , а это было время жестоких гонений на Церковь , уровень веры нередко определялся готовностью претерпеть мученичество и смерть за Христа. По всей вероятности, именно по этой причине оба писателя и выделили из всех категорий христиан категорию мучеников. VIII. Но где же находится нынешний Рай? Из Священного Писания известно, что Господь, совершив Искупление и уходя в «дом Отца», в присутствии многочисленных свидетелей «стал отдаляться от них и возноситься на небо » ( Лк. 24:51 ). Собственно, месторасположение рая и соотносят с невидимым Небом. Так, Христос, отвечая на просьбу разбойника помянуть его «во Царствии Своем», ответил: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). А апостол Павел, достигнув третьего неба, впоследствии рассказал, что был восхищен в рай: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:2–4 ). В дальнейшем многие очевидцы созерцали возносящиеся к Небу души почивших о Господе святых. Вот, например, что повествует об одном из таких случаев святитель Афанасий Александрийский : «Антоний (Великий – А. Л.) выходит... и, возведя взор, видит, что стоит кто-то высокий, безобразный и страшный и касается главою облаков и что восходят еще некие, как бы окрыленные , и первый простирает к последним руки и одним преграждает путь, другие же перелетают через него и, миновав его, безбедно уже возносятся вверх ; на последних великан этот скрежещет зубами, о тех же, которые падают вниз, радуется. Вдруг Антонию говорит голос: “Уразумей видимое”. Тогда отверзся ум его, и уразумел он, что это есть прехождение душ , что стоящий великан есть – враг, завидующий верным, и он подпавших власти его удерживает и возбраняет им идти далее, но не может задержать непокорившихся ему, потому что они проходят выше его» с. 473].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

«Видишь ли, – пишет Иоанн Златоустый , – закон тогда преимущественно и остаётся в своей целости, когда Христос нарушил его»? Как бы то ни было, Он намеренно нарушил иудейскую субботу. По словам Кирилла Александрийского , «Христос исцеляет человека в субботу и тотчас повелевает нарушить подзаконное установление, заставляя ходить в субботу и притом обременённого постелью». Этим иудеи были поставлены в критическое положение, в котором должны были открыться их сердечные помышления. С одной стороны, они видели и не могли не видеть в Иисусе великого чудотворца, человека, который имел силы насытить их жажду чудесного, исполнить их мессианские ожидания, учителя, пришедшего от Бога, но, с другой стороны,. Он являлся пред ними человеком, который не хранит субботы, не ценит их преданий, с которыми были связаны их национальные надежды. На чашки весов были положены: на одну – их вера в учителя, пришедшего от Бога, на другую – их национальные ожидания. Если верить в человека, который от Бога, если верить в Бога, в Его царство, то нужно отвергнуть национальные земные блага, отречься себя; если держаться земных благ, самоправедности, то необходимо отвергнуть посланного Богом. И сердечные помышления их открылись: они решили убить Иисуса. Впоследствии они говорили о Нём: «не от Бога этот человек, потому что не хранит субботы» ( Ин. 9:16 ). Но это было только позднее придуманное ими оправдание своей ненависти к Нему; возникла же в них эта ненависть к Нему, как к «человеку от Бога»: это и составляло глубокую драму их сердца. Им ясно предстоял выбор между славою Божией и славою человеческою, правдою Божией и самоправедностью, вечною жизнью и земными благами. В этом отношении беседа, которую имел с иудеями Христос по этому случаю, в высшей степени примечательна ясностью и определённостью содержания: Он говорил иудеям, что, исцелив больного, Он нарушил субботу не чем иным, как делом Божиим, что в этом Его деле заключается суд миру, что теперь должно выясниться, хотят ли иудеи прийти к Нему, чтобы иметь жизнь вечную, или же останутся при обрядовой самоправедности, корень которой в их славолюбии, в том, что они друг от друга принимают славу, а славы, которая от единого Бога, не ищут.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010