Более того, прп. Феодор, по-видимому, считал, что Римская Церковь всегда хранит истинную веру и не может уклониться в ересь: «Свидетельствую пред Богом и людьми: они сами себя отторгли от тела Христова, от верховного престола, на который Христос положил ключи веры, которой, по обетованию Неложного, не преодолели и не преодолеют до скончания века врата адовы, т. е. уста еретиков. Итак, да радуется блаженнейший и апостольский и соответствующий своему имени Пасхалий [папа Римский], ибо он исполнил дело Петра» (Ep. 407.8–15). Нужно обратить внимание на то, что, если следовать логике прп. Феодора, Константинопольская Церковь не может заменить Римскую на первом месте в пентархии, поскольку не обладает ни апостольским происхождением, ни древностью. Поэтому те защитники теории пентархии, которые пытаются обосновать свою позицию мнением прп. Феодора как имеющим святоотеческий авторитет, должны понимать, что в этом случае им придется признать верным и его учение о первенстве и незыблемой истинности Римского престола, опровергнутое самой историей. Ср. высказывания прп. Феодора о Константинопольской Церкви: «Отпав недавно от четырех патриархов, наша Церковь напрасно поступала беззаконно. Но теперь время благоприятное, христолюбивейший владыка, теперь — день спасения, время примириться нам со Христом при посредстве и по благоволению твоей мирной державы, соединиться с верховной из Церквей Божиих — Римской, а через нее — с прочими тремя патриархами, чтобы единодушно едиными устами прославлять Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, с Сыном и Святым Духом» (Ep. 418.38–47). О том, что, несмотря на отпадение той или иной Церкви, истинная вера сохранится до скончания мира, см., напр.: «Ибо со времени апостолов и впоследствии, часто вторгались в Церковь многие ереси и возникали нечистые дела, незаконные и запрещаемые правилами, как и ныне, однако она вышесказанным образом осталась нераздельною и непорочною и останется вовек, между тем как дурно мыслящие и делающие отлучаются и отбрасываются от нее, как яростные волны от непоколебимой скалы» (Ep. 28.128–134). Правда, изменение это не сразу было осознано в Византии. В XII в. Феодор Вальсамон в кратком сочинении о статусе патриархов, адресованном патриарху Александрийскому Марку, воспроизводит приведенные выше идеи патриарха Петра Антиохийского, отмечая при этом, что не следует заменять патриарха, уклонившегося от Православия, епископом, занимающим какую-то иную кафедру — напротив, нужно ожидать обращения " пентарха " (Ρλλης Γ., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1854. Τ. 4. Σ. 542–555; PG. Vol. 138. Col. 1013–1033) .

http://bogoslov.ru/article/1881917

[ 2020-04-30 00:39:48 ] marinakova : Благодарю, дверти. Об этом и речь. Нельзя просто сказать, глядя на икону, что прп. Александр - это.... Надо разбираться. А ваша тема Греческие иконы замечательная. Правда, перевод часто дословно непонятный, как комп переводит с греческого на русский, но всё равно, огромное спасибо за то, что Вы делаете. [ 2020-04-30 00:41:01 ] marinakova : Последний календарь РПЦ за 2020 год Достаточно много добавлений и именно чины прославления надо брать оттуда. [ 2020-04-30 10:57:05 ] marinakova : Александр Константинопольский,прп,первоначальник обители " Неусыпающих " ,отм 23.2 и 3.7 по ст. ст. К Александру Свирскому,игумену,кот. отм 17.4,30.8.ст.ст. не имеет никакого отношения. [ 2020-04-30 11:00:57 ] marinakova : Николай Студийский,игумен,прп.отм 4.2. У св. на иконе непонятно написано, м.б.написано святой Николай, кого имел ввиду иконописец, знал только он и заказчик, как и про всех остальных. [ 2020-04-30 11:10:01 ] marinakova : Евфимия Всехвальная,Халкидонская,вмц. а здесь одеяние монашеское. Это Евфросиния. Только Московская, Евдокия (в канонизации по мирскому имени), канон, как вел. княгиня, а Евфросиния Полоцкая, как игумения. Рахиль, Вы приобрели замечательную икону, помощницу во всех житейских и духовных делах, Молитесь, обращайтесь к ней. А Вы Лариса, не торопитесь, всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Молитесь и помогай Господи Вам во всех Ваших добрых делах. [ 2020-04-30 12:58:21 ] larisskin : Христос Воскресе, братья и сёстры во Христе Господе нашем! Хотела попозже написать за неимением времени, но поняла что нельзя откладывать, так как день уже начался и быстротечен. Амежду тем, сегодня день памяти прп. Александра Свирского, сегодня отмечется память о втором обретении мощей Александра Свирского. причё истоия- самая необыкновенная - только что сама её прочитала и хочу с Вами поделиться, тем более что промыслом Божиим мы этого святого вспоминали и вспоминаем, пуст даже и не он на иконе, но вспоминать угодников Божиих - всегда своевременное занятие.

http://pravicon.com/unknown-2938

214-216 216-217 217-218 АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 217-218 АРЕФИЙ Петрович Ерёмкин(1884-1937), мч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 218-220 220-221 АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.) АРИАН мч. Антинойский (пам. 14 дек.) - см. Филимон, Аполлоний, Ариан и Феотих, мученики Антинойские АРИАНСТВО ересь, появившаяся в Александрии в период между 315-320 гг., связанная с именем пресвитера Ария 221-225 225-226 226-227 АРИЛЬЕ сел. с церковью в честь преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, в Сербской Православной Церкви 227-228 228-229 229230 230-231 АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 231-232 АРИСТАРХ (Калинин Афанасий Спиридонович; 1907-2000), архиеп. Новозыбковский, Московский и всея Руси Древлеправославной Церкви 232-233 233-235 235-236 236-237 237-238 238-239 АРИСТОВУЛ (I в. по Р. Х.), апостол от 70-ти (пам. 16 марта, 31 окт., 4 янв. - в Соборе 70 апостолов) 239-240 АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) 240-241 242-257 257-259 259-260 260-261 261-262 АРКАДИЙ прп. (пам. 26 янв.) - см. Ксенофонт, прп. Константинопольский, супруга его Мария и сыновья их А. и Иоанн АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 262-263 АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/iii.html

Вероятно, за годы своего обучения богословию и другим наукам, а также благодаря обращению в монашеских кругах Фессалоники, Фока приобрел склонность к монашеской жизни. Божественная благодать тронула его сердце, и он решил стать монахом, поэтому убежал из дома и укрылся в монастыре Хортаит в окрестностях Фессалоники. Родители нашли своего сына и пытались уговорить его вернуться домой, но это было безуспешно. Ок. 1325 г. Фока знакомится с будущим фессалоникским митрополитом и своим учителем свт. Григорием Паламой , который в это время еще даже не был рукоположен в священный сан. В это же время Фока знакомится и с будущим Константинопольским патриархом Исидором (Вухиром). Ок. 1326 г. в возрасте ок. 30 лет свт. Григория рукополагают в священный сан в Фессалонике, после чего тот уходит в новый скит в окрестностях Веррии с другими исихастами и занимается там аскезой и исихией. Исидор же, оставаясь в Фессалонике ок. 10 лет, пропагандирует исихазм в условиях городской жизни. Под влияние деятельности Исидора тогда мог попасть и Фока. Скорее всего, в возрасте ок. 30 лет или немного позже (ок. 1328 г.) Фока принимает монашеский постриг с именем Филофей (в переводе с греческого «Φιλθεος» переводится «боголюбивый») 219 . После 1328 г. Филофей прибыл на Афон в монастырь Ватопед, где «вскоре занял первое место в обительском хоре» 220 . Ок. 1328 г. в Ватопед после многолетних подвигов на Востоке вернулся и прп. Савва Новый, который тоже стал принимать участие в хоре монастыря. Филофей знакомится там с прп. Саввой Новым и становится одним из первых его учеников. Но какое-то время спустя (когда точно, неизвестно) Филофеем возобладала зависть, которая лишила его возможности посещать прп. Савву. В нач. 1330-х гг. 221 Филофей уходит из Ватопеда в Великую Лавру, где окомляется у прп. Германа (Марулиса). Примерно в эти же годы, 1331–1337 гг., в окрестностях Великой Лавры проводил аскетическую жизнь свт. Григорий Палама в пустыни св. Саввы. Здесь свт. Григорий в 1333 г. начал писать свои сочинения, первыми среди них были Слово в честь св. Петра Афонского и Слово о Введении во Храм Пресвятой Богородицы, в которых прослеживаются исихастские мотивы. Если к 1333 г. Филофей уже был в Великой Лавре, он вполне мог входить в аудиторию слушателей и читателей свт. Григория Паламы . А позже, взяв пример со своего учителя, свт. Филофей также включал исихастские элементы в свои богословские и агиографические произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

¾ заглавие Экфесиса в актах Латерана говорит, что он был принят всеми патриархами. ¾ полагаю, что, хотя это заглавие сохранилось только по латыни, можно считать этот текст подлинным. ¾ „все патриархи“, принявшие Экфесис (сирийская история подтверждает и уточняет, что их было четверо), это Сергий Константинопольский, патриарх Александрии (скорее всего это был Георгий, заменивший Кира, а не сам Кир), патриарх Иерусалима и папа (Антиохийская кафедра была вакантна до 639). Папой мог быть только Гонорий, поскольку Северин подписать Экфесис отказался. Если это был Гонорий (а это не мог быть другой папа), то дата, даваемая папой Мартином, невозможна: 12-й индиктион начался 1 сентября 638, за 44 дня до смерти Гонория, и невозможно представить, чтобы в VII в. путь от Константинополя до Рима занял меньше 70 дней. Патриархом Иерусалима был Софроний, что согласуется с сирийской историей, где сказано, что компромисс, достигнутый на Кипре, был принят всеми сторонами конфликта, включая Софрония и Максима [Относительно прп. Максима, нам кажется, Янковяк все же неточно излагает данные сирийского Псогоса, согласно которому прп. Максим был явно огорчен результатами Кипрского собора, и сам на нем вообще не присутствовал, но прямого отношения к гипотезе Янковяка это не имеет, в любом случае, и согласно Псогосу прп. Максим не выступил против постановления собора сразу после него и не порвал общения со свт. Софронием]. ¾ Я не считаю удивительным то, что Софроний и Максим вначале приняли Экфесис и что Максим отреагировал [негативно] на него только через несколько лет. Тот же сценарий имел место с Псифосом: сначала они оба с некоторыми сомнениями приняли его, а открыто противостали ему только через год или два. Хронология, которую я предлагаю для Экфесиса, предполагает такой же сценарий [здесь Янковяк несколько неточен: по его версии прп. Максим выступил против Экфесиса через четыре года после его принятия – слишком долгий период для осознания ереси]. ¾ Даже если предыдущая аргументация отвергается, все равно необходимо объяснить, почему никто не отреагировал на утверждение Гонория об одной воле. Гонорий был на этой стадии в общении с Софронием.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Прп. Иоанн Дамаскин упоминал св. Епифания в связи с вопросом об его отношении к иконам в 1 и 2 слове в защиту святых икон. Аргументация св. Иоанна строилась следующим образом: Во-первых, слово св. Епифания со строгим запретом икон является поддельным 27 . Во-вторых, если все-таки он сам написал это слово, он запретил иконы, сражаясь с неким языческим обычаем (по примеру св. Афанасия Александрийского ) 28 . Запрет св. Епифания не распространялся на будущее, что подтверждается тем, что храм св. Епифания во времена Дамаскина (VIII в.) был украшен 20 иконами 29 . В-третьих, исключительное мнение одного человека не может «опровергнуть предание всей церкви от пределов до пределов земли» 30 . А во втором слове, повторив первые два аргумента, прп. Иоанн Дамаскин писал: «Отец не сражается со своими соотцами, ибо все стали участниками единого Святого Духа» 31 . Прп. Феодор Студит анализировал выражение из послания к Феодосию: «да уразумеет твое благочестие надлежит ли нам иметь Бога живописуемого красками» (νοσει γρ σ εσβεια ε πρπον στν χειν μς θεν ζωγραφητν δι χρωμτων) 32 . Здесь говорится о Боге, а не о Христе, «в котором является описуемость вместе с неописуемостью». Невидимый Бог неизобразим, но Христос, видимый после воплощения, изобразим «красочно или иным способом» 33 . Во времена 2-го иконоборчества св. Никифор Константинопольский наиболее подробно писал по данному вопросу: Епифания-иконоборца Кипр даже не видел 34 . Иконоборческое послание было написано Епифанидом Киприотом 35 , еретиком-докетом, изгнанным имп. Феодосием 36 . В специальном сочинении «Опровержение Пс.-Епифания или Епифанида» св. Никифор пишет о том, что Епифаний никоим образом не учил об «удалении священных образов из божественных домов» 37 . Иконоборческие «словеса» могли принадлежать только тем, кто настаивал на призрачном воплощении Христа 38 . Также как и прп. Феодор Студит , св. Никифор ссылается на местную традицию в церкви Епифания, которая никоим образом не проявила «безумия того завещания» 39 . И не только на Кипре, но и повсеместно со

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Кавелин Константин Дмитриевич (04.11.1818 – 03.05.1885), русский историк, правовед, социолог и публицист. Двоюродный брат архимандрита Леонида (Кавелина) . С 1857 по 1858 наставник русской истории и гражданского права цесаревича Николая Александровича. С 1857 по 1861 профессор гражданского права Петербургского университета. – 92. Калинин (Кипариссис) (1800 – 1889), патриарх Александрийский, занимал кафедру с 1858 по 24.05.1861. До избрания патриархом был митрополитом Фессалоникийским. – 88, 89, 91. Каллист Ксанфопул (? – ок. 1363), святитель, патриарх Константинопольский, аскетический писатель. – 86. Кан Фердинанд Геланус (17.07.1787 (1789) – 18.10.1864), католический епископ. 20.05.1850 назначен епископом католической Тираспольской епархии. В 1856 устроил временную резиденцию в Саратове. 03.03.1856 преобразовал саратовский католический храм в кафедральный собор. 05.11.1856 организовал в Саратове епархиальную консисторию, а 01.09.1857 открыл семинарию. – 177. Катков Михаил Никифорович (01.10.1818 – 20.07.1887), русский публицист, литературный критик, издатель. Основоположник русской политической журналистики. С 1856 по 1887 редактор журнала «Русский вестник». В 1859 был в Англии, где встречался с А. И. Герценом. С 1863 по 1887 редактор-арендатор газеты «Московские ведомости». – 47,118,130, 192. Киприан (Карфагенский) (ок. 200 – 258), священномученик, богослов, епископ Карфагенский, отец и учитель Церкви. – 85. Киреевский Иван Васильевич (22.03.1806 – 11.06.1856), русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства. Духовный сын прп. Макария. Участвовал в издании святоотеческой литературы, предпринятой Оптиной пустынью. 11.06.1856 скончался в Санкт-Петербурге от холеры. Погребен в Оптиной пустыни. – 77. Киреевская Наталия Петровна (1809 – 14.03.1900), урожденная Арбенева. Супруга И. В. Киреевского. Духовная дочь прп. Серафима Саровского , старца Новоспасского монастыря Филарета, святителя Филарета Московского , Оптинских старцев. Активно участвовала в издании Оптиной пустынью святоотеческой литературы. Через нее издатели поддерживали связь со свт. Филаретом (Дроздовым) . После кончины прп. Макария вместе с братией скита собирала письма старца и участвовала в их издании. Ее трудами в скитском храме Иоанна Предтечи был устроен придел прп. Макария Египетского . Крестная мать К. К. Зедергольма – 49, 51, 58, 59, 67, 72, 93, 102, 119, 124, 125, 131, 150, 184.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

По выражению прп. Иоанна Дамаскина, святой иерарх «запечатлел в себе иерархию Христа», что может указывать на соотношение всей церковной иерархии с жизнью святого иерарха, который её отражает в полноте в силу своей святости. А в «Житии св. Василия», составленном его учеником Элладием, в пересказе прп. Иоанна Дамаскина упоминалась «иерархия» свт. Василия Великого как время его епископского служения . Свт. Николай Чудотворец в своих житиях описывается как «во всём благоухавший благовоннейшим образом во всесвятой жизни и иерархии» , под которой, очевидно, подразумевается его собственное архиерейское служение. В агиографической традиции много подобных случаев, например о папе Римском Константине . В соборных актах слово «иерархия» указывает на одну из древних апостольских церквей — Иерусалимскую  и Александрийскую . «Получить иерархию»  или принять «помазание иерархии»  означало стать епископом. 5.3. Аксиологический характер церковной иерархии Прп. Феодор Студит писал, что возведённый на высокую степень иерархии не может пресмыкаться в земных делах и быть тем самым несовершенным . Прп. Феодор описывает идеального иерарха в надгробном слове своему дяде свт. Платону на его примере: «…и вступил на высоту иерархии, возвышенный добродетелью» . Свт. Никифор Константинопольский описывал возведение на патриаршество свт. Тарасия как включение в иерархию в силу добродетельного образа жизни . Подлинную иерархию нельзя оставить, как видно из сравнения Аарона и Феодора Начертанного. Первый оставался священником при гонении со стороны «египетского безбожия», а второй — при «возобладавшей иконоборческой ереси» . Свт. Фотий, описывая возведение Нектария на патриарший престол Константинополя, писал: «…уже чистый облечётся в чистейшее достоинство иерархии…» . В послании папе Николаю свт. Фотий писал об «иерархии» и присущем ей по определению «совершенстве» . Несмотря на своё собственное несовершенство, свт. Фотий писал: «…возвеличивается таинство нашей иерархии» , имея в виду не своё величие, а величие, данное по милости Божией, как достижение небывалой высоты.

http://bogoslov.ru/article/6192311

Кроме Болдина монастыря прп. Герасим основал еще в городе Вязьме в 1553 г. монастырь во имя Иоанна Предтечи и поставил в ней игуменом одного из учеников своих Симеона. Затем в брянском лесу на реке Жиздре основал третью обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом обители был поставлен ученик прп. Герасима Петр Коростелев. За девять лет до кончины преподобный устроил еще один монастырь, четвертый, близ Дорогобужа, во имя Рождества Богородицы. В Болдиной обители под конец жизни преподобного было до 140 братий. Перед кончиной прп. Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. Этот устный рассказ святого был включен в его житие, составленное по прошению соборных старцев святителем Антонием. Преставился прп. Герасим 1 мая 1554 года на 65-м году жизни. Мощи его почивают под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от Дорогобужа. Макарий, Митрополит Киевский, священномученик Священномученик Макарий, митрополит Киевский, до избрания на кафедру Киевской митрополии был архимандритом Свято-Троицкого монастыря в г. Вильне. В 1495 г. он в сане архимандрита, но уже нареченный митрополитом Киевским, присутствовал при венчании великого князя литовского Александра с дочерью великого князя московского Иоанна Васильевича, Еленой. Вопреки желанию Uoahha III таинство брака было совершено не архимандритом Макарием, а сначала Виленским епископом Войцехом Табором, а затем духовником княгини Елены придворным священником Фомой. В 1495 г. после смерти Киевского митрополита Ионы Глезны совершилось рукоположение архимандрита Макария в сан митрополита собором русских архиереев: Вассиана, епископа Владимирского, Луки Полоцкого, Вассиана Туровского и Ионы Луцкого. Для получения благословения на управление митрополией к константинопольскому патриарху Нифонту были посланы старец Дионисий и инок Герман. В 1496 году патриарх прислал великому князю, княгине и митрополиту Макарию благословенные листы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Никодим), поскольку эти соборы были Поместными и по времени состоялись позднее, чем все остальные Поместные соборы, издавшие правила 226 . Христофор не только не поместил в своем сборнике стихотворных правил двух упомянутых святых отцов, но и совсем пренебрег имеющимися в «Пидалионе» правилами «собранного вновь в Константинополе святого Поместного собора», т. е. Собора, состоявшегося при Нектарии Константинопольском в 394 г. Что касается последовательности правил, то Христофор, как и прп. Никодим, сразу после правил Вселенских соборов помещает правила Двукратного собора и Собора в храме Святой Софии, но далее у него стоят канонические послания Геннадия и Тарасия Константинопольских , которые прп. Никодим разместил среди правил святых отцов. Кроме того, Христофор поместил в другом порядке правила Григория Неокесарийского и Петра Александрийского . У него сначала идут правила второго, а потом – первого. Христофор предпочел сделать так, хотя это не соответствовало «Пидалиону» и, как можно судить по докладной записке касательно «Пидалиона», скорее всего, не было бы одобрено и Вулисмой. Однако же рецензент никак не прокомментировал это решение Христофора и не сделал никаких замечаний. Прп. Никодим и Христофор кроме канонических текстов, утвержденных VI Вселенским собором в его 2-м правиле, включили в свои сборники также и тексты, не утвержденные Соборами. А именно: 34 правила, которые приписываются Иоанну Постнику (582–595), правила Николая III Константинопольского (1084–1111) и 37 правил, приписываемых Никифору Константинопольскому , исповеднику (806–815). Много материала, относящегося к этим правилам, Христофор заимствовал из «Пидалиона». Добавление этих правил показывает, что прп. Никодим и Христофор в действительности попытались соединить канонические тексты, получившие силу правил Вселенских соборов, с более поздними текстами, которые в значительной степени относятся к так называемому псевдоканоническому преданию. Правила, приписываемые двум Константинопольским патриархам, Иоанну Постнику и Никифору Исповеднику, прочно вошли в рукописную традицию, а значит, Церковью они одобрены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010